Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕР"-"МУР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕР"-"МУР")

МЕРТОН РОБЕРТ К.

МЕРТОН Роберт К. (MERTON, Robert К.) (р. 1910) Американский социолог, автор работ самой широкой проблематики, имеющих, главным образом, форму эссе. Многие из этих работ были включены в «Социальную теорию и социальную структуру» (Merton, 1957). Наибольшее влияние на социологию оказали разработанная им теория аномии, его идеи относительно бюрократии, предложенная им версия функционализма и социологическая концепция развития и направления науки в XVII в. См. также: Латентная функция; Среднего уровня теория.

МЕТАТЕОРИЯ

МЕТАТЕОРИЯ (МЕТА-THEORY) Этот термин обозначает общие философские посылки, обеспечивающие правила построения тех или иных социологических теорий и обосновывающие использование конкретных социологических методов. В социологии существует несколько таких метатеорий, примером может служить герменевтика.

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ПАФОС

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ПАФОС (METAPHYSICAL PATHOS) Этим выражением обозначается настроение пессимизма, пронизывающее некоторые концепции бюрократии. Р. Михельс и М. Вебер, например, полагали, что любая крупномасштабная социальная деятельность  неизбежно ведет к развитию бюрократии и утрате демократической свободы. См. также: Олигархия.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ (METHODOLOGICAL INDIVIDUALISM) Доктрина, согласно которой все социологические объяснения сводимы к характеристикам отдельных индивидов. Она разрабатывалась в противовес идеям таких социологов, как Э.Дюркгейм, который утверждал, что при социологическом объяснении характеристиками индивидов можно с уверенностью пренебречь, поскольку «социальные факты» существуют сами по себе и могут изучаться независимо от индивидов, действия которых они определяют. Многие функционалисты менее радикальны в своем подходе, утверждая, что социальные группы  обладают эмерджентными свойствами, то есть чертами, возникающими при взаимодействии индивидов, но несводимыми к их характеристикам. В ответ на это приверженцы методологического индивидуализма заявляют, что все функционалистские аргументы подобного рода в конечном счете основываются на тех или иных допущениях относительно индивидуального поведения. Тем не менее, вполне возможно, что индивидуальные характеристики являются производными от взаимодействия между индивидами. Дискуссии о методологическом индивидуализме в настоящее время не столь популярны, как раньше. При рассмотрении отношений индивида и общества или психологии и социологии внимание перемещается, главным образом, на такие вопросы, как проблема деятельность и структура.  Современные представители теории рационального выбора принимают, тем не менее, позицию методологического индивидуализма, предполагая, что индивидуальное действие эгоистично и ориентировано на максимальное увеличение собственной выгоды. См. также: Рационального выбора теория; Социальный факт; Субъект/Субъективность. Лит.: Lessnoff (1974)

МИГРАЦИЯ

МИГРАЦИЯ (MIGRATION) Гигантская миграция людей между обществами стала важной чертой второй половины ХХ в. Крупные миграционные потоки из слаборазвитых стран, находящихся на периферии Европы, а также из стран Третьего Мира в Северную Европу наблюдались в 1960-е гг.; из стран Латинской Америки в США - на протяжении всего периода после 1965 г.; из Азии в США, Австралию и Новую Зеландию, а также между самими азиатскими странами - в 1980-е и в начале 1990-х гг.; наконец, после 1989 г.  - из бывших социалистических обществ Восточной Европы и Советского Союза. Это перемещение людей по всему миру является важной составляющей глобализации мировой экономики. Значительная часть миграции была вызвана нехваткой рабочей силы в экономически успешных принимающих обществах в сочетании с отсутствием работы в обществах с менее динамичной экономикой, экспортирующих мигрантов. Политические преследования и социальные кризисы в некоторых странах последнего типа также способствовали международной миграции. Исторически некоторые нации поощряли приток мигрантов, рассматривая его в качестве способа увеличения численности населения. Так действовали США в XIX и начале ХХ в., Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка до самого конца ХХ в. Мигранты обычно направлялись в эти страны с тем, чтобы окончательно поселиться в них, и получали все права гражданства принимающего их общества (хотя, если они не были белыми, получение полноправного гражданства иногда требовало какого-то времени). Именно эту модель имели в виду социологи раннего периода изучения миграции, разрабатывая понятия аккультурации и ассимиляции для описания процесса включения (инкорпорации) чужаков в принимающее общество. Однако в конце ХХ в. во многих случаях ожидалось, что миграция будет иметь временный характер: принимающее общество было готово принимать мигрантов-рабочих только в течение ограниченного периода, когда этого требовала экономическая ситуация. В этих случаях мигрантам отказывалось в получении полных прав гражданства, и не ожидалось, что они будут интегрироваться в данном обществе. Нелегальным мигрантам отказывалось во всех правах гражданства, и они могли быть высланы при их обнаружении. В любом случае мигранты сталкивались с ограничениями, касающимися места работы, и, таким образом, являлись «несвободной рабочей силой». На самом деле, многим временным и нелегальным мигрантам удавалось проживать в принимающем общество постоянно, но без получения полноправного статуса гражданина. Влияние миграции на общество и индивидов огромно. Вопросы публичной политики, такие, как мультикультурализм, единство нации-государства, расизм, вопрос о том, кого считать гражданином, стали столь важными во многом благодаря иммиграции. Значительное воздействие миграция оказала также на традиционные культуры, семейные отношения и индивидуальную идентичность. Социологи склонны сосредоточиваться на индивидуальных аспектах этого общего явления, и до сих пор социологии миграции недостает всеобъемлющей аналитической основы. Лит.: Portes (1995)

МИД ДЖОРДЖ

МИД Джордж (MEAD, George H.) (1863-1931) Несмотря на то, что при жизни Мид публиковался мало, он оказал глубокое влияние на развитие символического интеракционизма в американской социологии посредством своей преподавательской деятельности. Его лекции были посмертно изданы в виде ряда книг - «Разум, самость и общество» (Mead, 1934), «Философия действия» (1938) и «Философия настоящего» (1959). Согласно философии Мида, становление самости происходит в процессе социального взаимодействия с другими людьми. В соответствии с его концепцией социального бихевиоризма, социально обусловленные реакции людей включают жесты и принятие ролей, что составляет основу социальной жизни. Жесты и разговор являются важнейшими аспектами символического взаимодействия, отличительная черта которого заключается в том, что индивид может представлять себе эффект воздействия символической коммуникации на других социальных деятелей. Деятели ведут «внутренний разговор» с самими собой и предвосхищают реакцию других. В своем воображении мы принимаем другие социальные роли и интернализуем установки «обобщенного другого», то есть установки социальной группы. См. также: Действие; Действия теория; Деятель/Социальный деятель; Значимые другие; Идентичность; Роль; Символический интеракционизм; Чикагская школа. Лит.: Strauss (1964)

МИЛЛЕНАРИЗМ

МИЛЛЕНАРИЗМ (MILLENARIANISM) Христианская вера в возвращение мессии к людям на тысячу лет (миллениум) служила причиной многочисленных социальных движений среди бедноты. В социологии милленаристское движение рассматривается как коллективное и посюстороннее (this-worldly) движение, обещающее полное социальное изменение  сверхъестественным путем. В Европе милленаризм процветал среди обездоленных в период с XI по XVI вв., примером этого является анабаптистское движение. Антропологи иногда называют милленаристскими меланезийские «культы карго» («культы груза») и «нативистические движения». Милленаристские движения в таком более широком понимании (когда к милленаризму относят такие феномены, как танцы духов североамериканских индейцев или исламское движение Махди) представляют собой дополитическую реакцию на социальную напряженность, возникавшую вследствие европейского колониализма. Лит.: Lanternari (1963)

МИЛЛС ЧАРЛЬЗ РАЙТ

МИЛЛС Чарльз Райт (MILLS, C.Wright) (1916-1962) Американский социолог, крайне критично относившийся к традиционной социальной науке из-за того, что она упрочивает распространенные предубеждения относительно политической власти и социального неравенства. В работе «Белые воротнички» (Mills, 1951) Миллс рассматривает социальные характеристики американского среднего класса. Во «Властвующей элите» (1956) он анализирует структуру власти в Соединенных Штатах как интегрированное множество элит в различных сферах. По Миллсу, эти элиты являются в некоторой степени «самоувековечивающимися». В «Социологическом воображении» (1959) Миллс предлагает историческую интерпретацию эволюции социальных наук в Америке и решительно выступает против господства в социологии функционализма и эмпиризма. См. также: «Большая теория»; Элита.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ (WORLD VIEW) Этим термином, используемым в качестве синонима немецкого Weltanschauung, обозначается совокупность убеждений, составляющих взгляд на мир, характерный для определенной социальной группы, будь то социальный класспоколение или религиозная секта. Можно, например, говорить о том, что мировоззрение предпринимателя в XIX в. включало в себя индивидуализм, бережливость, чувство семейной собственности, представления о порядочности и умеренную набожность. Представители социологии знания стремятся объяснить, почему определенная группа обладает определенным мировоззрением, однако возникающая в данном случае аналитическая проблема заключается в том, на каком основании социолог включает в мировоззрение этой группы определенные элементы. Очевидно, что никогда не бывает так, чтобы все члены группы обладали всеми элементами приписываемого им мировоззрения. См. также: Герменевтика.

МИРОВОЙ СИСТЕМЫ ТЕОРИЯ

МИРОВОЙ СИСТЕМЫ ТЕОРИЯ (WORLD-SYSTEM THEORY) Теория происхождения и развития капитализма как глобальной экономической системы, предложенная И.Уоллерстайном (Wallerstein, 1974). Основные положения данной теории заключаются в следующем: (1) экономическая организация современного капитализма имеет глобальную, а не национальную основу; (2) эта система состоит из экономически и политически господствующих центральных регионов (core regions) и экономически зависимых от центра периферий; (3) центральные регионы развиваются как индустриальные системы производства, тогда как периферии поставляют сырье, находясь, таким образом, в зависимости от цен, устанавливаемых на него центром; (4) существуют также полупериферии, обладающие социальными и экономическими характеристиками как центра, так и периферии; (5) данный мировой экономический порядок стал развиваться в Европе с XV в. вместе с медленной эволюцией капиталистического сельского хозяйства. Уоллерстайн подчеркивает, что домодерные империи имели общую политико-бюрократическую структуру при различных экономических системах, тогда как для мира эпохи модерна характерны различные политические системы при общей экономической организации. Основополагающая идея этого подхода заключается в том, что понимание какой-либо одной нации-государства в отрыве от остального мира невозможно, поскольку «внутренние» экономические процессы всякого общества полностью определяются его местом в мировой системе. В отношении теории мировой системы выдвигались следующие критические замечания: (1) нет полной уверенности в том, что периферийные общества развиваются в зависимости от центральных регионов, так как большинство торговых и инвестиционных операций происходит между уже развитыми и индустриализованными обществами; (2) непонятно, каково место в мировой системе социалистических обществ; (3) нет очевидных данных о том, что внешние силы мировой экономики имеют большее значение для социального изменения, нежели внутренние процессы (такие, как классовая борьба) ; (4) подчеркивая значение экономических процессов, теория мировой системы  игнорирует изменение культуры - некоторые теоретики, такие, как Р.Робертсон и Ф.Лехнер (Robertson and Lechner, 1985), утверждают, что существует мировая система  глобальной культуры, полностью автономная от экономических процессов капитализма. В 1990-е гг. на смену теории мировой системы пришла концепция глобализации. См. также: Зависимости теория; Империализм; Индустриализация; Крестьяне; Марксистская социология; Новое международное разделение труда;  Феодализм; Центр и периферия. Лит.: Corbridge(1986)

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИФ

МИФ (MYTH) Миф представляет собой повествование (narrative account) о сакральном, воплощающее коллективный опыт и выражающее коллективную совесть. Антропология XIX в. стремилась раскрыть происхождение мифов, рассматривая их как ненаучные объяснения социальных институтов и практик. Согласно Б. Малиновскому, мифы обеспечивали легитимацию существующего общественного устройства. На современное понимание мифа глубокое влияние оказал К. Леви-Стросс, анализировавший мифы с точки зрения структурной лингвистики как систему знаков. Согласно Леви-Строссу, мифы не являются легитимирующими грамотами социальных институтов и попытками объяснить существующее общественное устройство. Функция мифа является, в сущности, когнитивной, она заключается в объяснении фундаментальных категорий человеческого разума. Эти категории образуются серией противоречащих друг другу бинарных оппозиций - природы и общества, сырого и вареного, мужчины и женщины, левого и правого. Мифы не содержат сообщение, которое стремятся расшифровать антропологи. Любой миф есть лишь вариация на тему, представляющая определенную комбинацию элементов. Так, миф об Эдипе - это всего лишь один из вариантов сочетания элементов мать/сын, муж/жена и отец/сын, организованных в рамках отношений любви, ненависти, служения и господства. Несмотря на плодотворность такого подхода в теоретическом плане, методологические предпосылки Леви-Стросса часто критиковались как произвольные и этноцентричные. Если традиционная антропология занималась исследованием мифов в первобытном обществе, то структурный анализ мифа применялся и в отношении современных индустриальных обществ. Например, Р.Барт (Barthes, 1957) рассматривает мифы как систему коммуникации, состоящую не только из письменных дискурсов, но и из продуктов кино, спорта, фотографии, рекламы и телевидения. В определенной степени данные мифы - это заблуждения. Более важным, однако, является то, что они представляют широко транслируемые по каналам коммуникации образы, посредством которых общество пытается придать своей собственной культуре видимость абсолютной естественности. Примером является свойственный французам миф о вине, которое представляет собой не просто один из многих спиртных напитков, а определенный символ «французского». См. также: Дискурс; Идеология; Семиотика; Структурализм. Лит. : Barnard and Spencer (1996)

МИХЕЛЬС РОБЕРТ

МИХЕЛЬС Роберт (MICHELS, Robert) (1876-1936) Немецкий социолог и экономист; занимался изучением национализма, социализма, фашизма, социальной мобильности, элит и роли интеллектуалов. Наиболее известен своей работой «Политические партии» (Michels, 1911), в которой он сформулировал «железный закон олигархии»  в демократических организациях. См. также: Олигархия; Политические партии; Профсоюзы; Элита.

МНОГОМЕРНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ

МНОГОМЕРНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ (MULTIDIMENSIONAL SCALING, MDS) Когда при анализе данных необходимо рассматривать два или более измерения, исследователь может использовать многомерное шкалирование.  Этим понятием обозначается группа моделей, представляющих данные в виде совокупности точек в пространстве таким образом, что отношения в этой совокупности отражаются пространственно в геометрии модели. Данные наблюдений, имеющие различную степень связи в этой совокупности, изображаются в виде точек, разделенных расстояниями, соответствующими их коэффициентам связи. Таким образом, расстояния между точками точно представляют степень сходства и различия в совокупности данных. Многомерное шкалирование представляет сложные данные в визуальной форме, что облегчает их восприятие и интерпретацию по сравнению с табличной формой. Оригинальный вариант метрического многомерного шкалирования в социологии использовался ограниченно, поскольку он предполагает интервальный или пропорциональный измерения уровни.  Неметрическое многомерное шкалирование представляет данные, которые просто упорядочены определенным образом, и этот ранжированный порядок используется для нанесения координат каждой точки. При таком шкалировании могут использоваться любые совокупности данных, содержащие меры сходства или различия. Эта техника оказалась полезной при анализе субъективного восприятия сходства и различия в исследованиях установок. Лит.: Kruskal and Wish (1978)

МНОГОСОСТАВНЫЕ ОБЩЕСТВА

МНОГОСОСТАВНЫЕ ОБЩЕСТВА (PLURAL SOCIETIES) Общества, фрагментированные на различные расовые, религиозные или языковые группы. Первоначально этот термин использовался в более узком смысле, обозначая раздельное существование этнических общин в рамках разделения труда, когда единственным контекстом социального взаимодействия между этими этническими группами является рынок. Степень фрагментации, так же как и отношения между социальным классом и другими группами, существенно варьируются от общества к обществу. В некоторых обществах раса и класс имеют тенденцию к частичному совпадению, вследствие чего определенные расовые группы обнаруживаются главным образом в рамках определенных социальных классов, как это имеет место, например, в Соединенных Штатах. В других обществах (например, в Бразилии) расы могут быть довольно равномерно распределены в классовой структуре. См. также: Андеркласс; Класс; Стратификация.

МОБИЛИЗАЦИЯ

МОБИЛИЗАЦИЯ (MOBILIZATION) В рамках теории модернизации  этим термином обозначается процесс объединения крестьян или рабочих для достижения коллективных целей. Политическая мобилизация - это процесс, в ходе которого посредством образования новых партий и других политических институтов на политическую арену выводятся широкие слои населения. «Система мобилизации» представляет собой ансамбль ценностей, институтов и групп, организованных для достижения социетальных целей (таких, как создание нации-государства). Это процесс вовлечения индивидов и групп в различные формы политической активности. Таким образом, мобилизация является непременным условием крупного политического изменения в обществе. См. также: Коллективное поведение; Национализм.

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ (MODEL) Абстрактная форма представления отношений между социальными феноменами. Модели социальных процессов не обязательно точно представляют реальный социальный мир, однако они упрощают и облегчают понимание его основных механизмов. Например, могут моделироваться социальные сети или семейные структуры. Использоваться могут также более формализованные модели с математическим выражением отношений между элементами. См. также: Идеальный тип; Причинное моделирование.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

МОДЕРНИЗАЦИЯ (MODERNIZATION) В американской социологии середины ХХ в. теория модернизации была господствующей аналитической парадигмой, предлагающей объяснение глобального процесса, в ходе которого традиционные общества достигают состояния модерна (modernity). (1) Политическая модернизация предполагает развитие определенных ключевых институтов - политических партий, парламентов, избирательного права и тайного голосования, - способствующих принятию решений на основе участия населения (participatory decision-making). (2) Культурная модернизация обычно порождает секуляризацию и приверженность националистическим идеологиям. (3) Экономическая модернизация, отличаемая от индустриализации, связана с глубокими экономическими изменениями - все более значительным разделением труда, использованием методов менеджмента и усовершенствованной технологии, а также развитием благоприятных условий для коммерции. (4) Социальная модернизация предполагает рост грамотности, урбанизацию и упадок традиционного авторитета. Все эти изменения рассматриваются с точки зрения растущей социальной и структурной дифференциации. Критики теории модернизации  указывают на то, что (1) она основывается на опыте развития западных обществ и поэтому является этноцентричной моделью развития; (2) модернизация не обязательно ведет к индустриальному росту и равному распределению социальных благ, это в сущности неравномерный процесс, результатом которого является зависимое развитие.  См. также: Зависимости теория; Мировой системы теория; Мобилизация; Новое международное разделение труда;  Социология развития; Урбанизация. Лит.: Lerner (1958)

МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА (YOUTH CULTURE) В последние примерно шестьдесят лет «молодежь» стала более определенной категорией в большинстве западных стран. Молодые люди стали развивать свою собственную культуру и особую социальную идентичность, более четко отличавшую их от родителей. Молодежная культура выделяется тремя общими чертами: (1) это скорее культура досуга, а не работы; (2) в ее рамках социальные отношения  организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг группы сверстников; (3) предметом особого внимания молодежных групп является «стиль», под которым понимается интерес к внешним маркерам, таким, как использование особых языковых форм, определенный вкус в одежде или музыке, усвоение определенных образцов проведения досуга или интерес к своей внешности. Среди наиболее важных причин возникновения молодежной культуры - рост находящихся в распоряжении молодежи доходов и увеличение периода перехода от детства к зрелости, отчасти вызванное более широким вовлечением в формы образования, которые предполагают полную или неполную временную нагрузку вплоть до возраста 21 года. Говорить об одной молодежной культуре, очевидно, является ошибкой. Скорее существует множество молодежных культур, дифференцированных, например, по социальному классу, гендеру и этничности. Очевидно, что молодые люди из различных социальных классов или этнических групп обладают самыми разными установками, вкусами, способами поведения и стилями, то же самое касается юношей и девушек. Некоторые молодежные культуры бросаются в глаза своим своеобразием, их представители одеваются и ведут себя в кричащей манере, привлекающей внимание и вызывающей осуждение родителей, учителей или полиции и суда. Примерами таких культур являются моды, рокеры, скинхеды, панки и crusties. Внимание общественности сосредоточивалось на этих группах потому, что они казались вызывающими и оппозиционными. До самого последнего времени социологи также интересовались этими группами и вопросом о том, почему молодежные культуры рабочего класса являются более яркими, чем культуры среднего класса. На поиски ответа на этот вопрос значительное влияние оказали С. Холл и Т. Джефферсон (Hall and Jefferson, 1976). Они утверждали, что из-за своей классовой позиции молодежь рабочего класса сталкивается с определенными проблемами, которые обостряются их возрастом. Усвоение определенной культуры позволяет обрести идентичность, наделяет статусом и обеспечивает одобрение, а также некоторое ощущение контроля за ситуацией. Усвоение молодежной культуры такого рода является, следовательно, символическим сопротивлением тому определению жизни рабочего класса, которое поддерживается остальной частью общества. Подход Холла и Джефферсона вызвал множество критических замечаний, указывавших на трудность интерпретации символического сопротивления, недостаток эмпирических данных, существование ярких культур среднего класса и тот очевидный факт, что большинство молодых людей не принадлежит к бросающимся в глаза культурам. Что касается последнего момента, то данные исследований показывают, что установки большей части молодежи очень сходны с установками родителей, и в целом для большинства молодых людей характерны конформизм и следование традициям. Это, конечно, не означает, что более конформная (conforming) молодежь не имеет отличительных культур, основанных на досуге, группе сверстников и стиле. Недавно была выдвинута идея, согласно которой коммерциализация молодежного стиля привела к исчезновению ярких молодежных культур 1960-х, 70-х и начала 80-х гг. Интерес к стилю уже не означает какое-либо сопротивление, а выражает лишь слабое чувство идентичности (осознания себя) как части потребления общества. См. также: Подростковый возраст; Поколение; Старение; Субкультура.

МОНОГАМИЯ

МОНОГАМИЯ (MONOGAMY) Практика вступления в брак только с одним супругом в тот или иной период времени. В Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Юго-Восточной Азии практикуется большей частью именно эта форма брака, однако существуют общества, в которых господствует обычай иметь одновременно несколько жен (полигиния) или несколько мужей (полиандрия).

МОНТЕСКЬЁ ШАРЛЬ-ЛУИ БАРОН ДЕ СЕКОНДА

МОНТЕСКЬЁ Шарль-Луи барон де Секонда (MONTESQUIEU, Charles-Louis de Secondat, Baron de) (1689-1755) Французский аристократ, много путешествовавший по Европе и разработавший сравнительную концепцию политических систем своего времени. В 1727 г. был избран членом Французской академии, став важной фигурой Просвещения. Основной проблемой социальной теории Монтескье была проблема политического деспотизма. Его «Персидские письма» (Montesquieu, 1721) представляют собой размышления о французском обществе в форме вымышленной переписки двух персидских путешественников, знакомящихся с Европой. В своем социологическом исследовании гарема Монтескье утверждал, что всякое общество, основанное на тотальном насилии или деспотизме, не может оставаться жизнеспособным долгое время. Эта тема получила дальнейшее развитие в его «Размышлениях о причинах величия и падения римлян» (1734), сравнительном анализе социальных причин роста и падения империй. Наиболее значительной работой Монтескье является труд «О духе законов» (1748), где утверждается, что, следуя английскому опыту парламентского правления, можно избежать деспотизма посредством институционального разделения исполнительной, законодательной и судебной функций государства (важный принцип «разделения властей», предотвращающий абсолютную деспотическую власть). Эта работа представляет собой опыт сравнительной социологии институтов, показывающий взаимосвязь религии, образования, правления и географии. Монтескье основал социологическую традицию, которая оставалась влиятельной в XIX в. и проявилась в работах Н. Фюстеля де Куланжа, Э. Дюркгейма и А. де Токвиля. См. также: Восточный деспотизм; Сравнительный метод.

МОРАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

МОРАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА (MORAL STATISTICS) Одно из направлений изучения общества, предшествовавших социологии во Франции в XIX в. Моральная статистика включала в себя сбор сводных социальных данных, характеризующих, как полагалось, социальную патологию - самоубийства, разводы, убийства и внебрачную рождаемость. См. также: Дюркгейм; Официальная статистика; Самоубийство.

МОРАЛЬНЫЕ ПАНИКИ

МОРАЛЬНЫЕ ПАНИКИ (MORAL PANICS) Эпизоды широко распространенного беспокойства и страха, вызванные событиями, которые имеют явно тривиальное значение. Моральные паники имеют долгую и разнообразную историю от обвинений в колдовстве в XVI в. до страхов перед теми, кто употребляет наркотические вещества, или хулиганами (muggers) в современном обществе. Моральные паники обычно связаны с идентификацией «чертова отродья» (folk devils), которое считается ответственным за возникший моральный и социальный ущерб, каким бы он ни был, и сопровождаются призывами к наказанию или реставрацией надлежащих моральных ценностей. Они могут принимать форму крестовых походов в защиту нравственности (например, против употребления наркотиков или спиртных напитков), возглавляемых моральными предпринимателями, которые могут сделать искоренение воспринимаемого ими зла делом всей своей жизни. В современных обществах очень важную роль в возникновении моральных паник играют средства массовой коммуникации,  распространяющие слухи и способствующие резкому росту беспокойства и страха. Моральные паники являются социальными движениями, требующими своего социологического объяснения. Большинство теорий объясняет их как реакцию на социальный стресс, по мнению других авторов, они в основном инспирируются элитами, контролирующими средства массовой коммуникации. См. также: Девиантности усиление; Стереотипы. Лит.: Goode and Ben-Yehuda (1994)

МОРАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / МОРАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

МОРАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / МОРАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (MORAL ENTREPRENEUR/MORAL ENTERPRISE) См.: Моральные паники.

МОСКА ГАЭТАНО

МОСКА Гаэтано (MOSCA, Gaetano) (1858-1941) Итальянский юрист и политический теоретик; внес вклад в социологию элит. В работе «Правящий класс» (Mosca, 1896) Моска утверждал, что, какой бы ни была форма правления, власть будет находиться в руках меньшинства, образующего правящий класс.  Однако этому классу всегда приходится оправдывать свое правление, обращаясь к моральным или правовым принципам, приемлемым для тех, кем управляют. Его идеи оказали влияние на Р. Михельса и стали частью социологической традиции исследования элит. См. также: Правящий класс; Элита.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ (МАСКУЛИННОСТЬ)

МУЖЕСТВЕННОСТЬ (МАСКУЛИННОСТЬ) (MASCULINITY) Во многих обществах мужчинам и женщинам приписываются различные отличительные качества. В современных западных обществах «мужественность» означает агрессивность, независимость и активность. Вопросы о том, являются ли эти качества реальными характеристиками гендера, детерминируются они биологически или социально, и каким образом они поддерживают власть мужчин в обществе, вызывают оживленную полемику. См. также: Гендерная социология; Женственность (Фемининность); Патриархат; Половые роли. Лит.: Seidler (1989)

МУЖСКОЙ ШОВИНИЗМ

МУЖСКОЙ ШОВИНИЗМ (MALE CHAUVINISM) Термин, используемый для обозначения маскулинных установок и практик, при которых дела и интересы мужчин считаются первостепенными, а женщины представляются низшими, не стоящими внимания существами. Дискриминация женщин во многих сферах социальной жизни не в последнюю очередь может объясняться мужским шовинизмом. См. также: Гендер; Патриархат; Стереотипы.

МУР БАРРИНГТОН, МЛАДШИЙ

МУР Баррингтон, младший (MOORE, Barrington, Jr.) (р.1913) С 1951 г. преподаватель социологии и старший научный сотрудник Центра русских исследований Гарвардского университета; внес крупный вклад в сравнительную и историческую социологию. Наиболее значимая работа Мура - «Социальные истоки диктатуры и демократии» (Moore, 1967), где рассматриваются отношения между социальными классами (особенно между крестьянством и землевладельцами) в Англии, Франции, Соединенных Штатах, Императорском Китае, Японии и Индии. Цель, которую преследовал Мур в этой работе, - выяснить, каким образом исторические классовые образования определяли формы политики в современном мире, приводя к появлению буржуазной демократии (Англия и Америка), фашизма (довоенные Япония и Германия) и коммунизма (Китай). В работах «Советская политика» (1950) и «Террор и прогресс в СССР» (1954) Мур применяет функционалистский подход в области политической социологии с целью анализа противоречий между тоталитарной политикой, индустриализацией и идеологией в постреволюционной России. Мур внес также вклад в политическую и социологическую теорию («Политическая власть и социальная теория» , 1958). Его исторические и политические исследования можно считать социальными исследованиями отношений между свободой, истиной и счастьем. Эти вопросы были отражены в сборнике статей под его редакцией, посвященном Г. Маркузе (Moore and Wolff, 1967). В своих последующих работах Мур обращается к ряду важных этических и социальных проблем: в «Размышлениях о причинах человеческих несчастий» (1972) он пишет о «войне, жестокости и общей человеческой мерзости»; в «Несправедливости» (1978) исследует основания политического авторитета, повиновения и бунта, обращаясь к истории немецкого рабочего класса. Наконец, Мур внес вклад в социологический анализ частной жизни (privacy) (1984). См. также: Крестьяне; Сравнительный метод. Лит.: Smith, D. (1983)

Предыдущая страница Следующая страница