Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

НАДЕЖНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ (RELIABILITY) Надежность какого-либо измерения при проведении исследования есть степень, в которой повторные измерения при тех же условиях приносят те же результаты. Надежность отличается от валидности, означающей соответствие того, что измеряется, тому, что предполагается измерить. Например, шкала установок  может быть надежной, поскольку последовательно получаются одни и те же результаты, однако она может при этом обладать незначительной валидностью, измеряя на деле не предполагаемую установку, а какую-либо другую. См. также: Установок шкалы.

НАДЗОР

НАДЗОР (SURVEILLANCE) Данный термин, буквально означающий «охрана», «контроль» или «наблюдение», используется в рамках социологии в более точном смысле для описания определенного отношения между информацией и властью. Осуществление власти - на уровне государства, организации или между индивидами - всегда предполагает надзор. Власть предержащим необходимо собирать информацию о подчиненных, отдавать приказы и следить за тем, чтобы эти приказы исполнялись. Если доиндустриальные государства не имели каких-либо эффективных средств надзора, то государства современные в большей степени полагаются на надзор, включающий в себя хорошо развитые информационные системы, часто встроенные в бюрократические структуры. Как указывает Фуко, власть в современном обществе осуществляется администрацией: население подсчитано, зарегистрировано, распределено по категориям и отражено в картотеке. Эта система надзора обеспечивает тщательный контроль, эффективно препятствующий нарушениям правил. Развитие систем надзора побудило некоторых писателей, например, Дж. Оруэлла в его романе «1984» (Orwell, 1949), к размышлениям о тоталитарных возможностях современных государств, которые будут знать о своих гражданах практически все и смогут эффективно их контролировать. Подобные крайности маловероятны, поскольку тотальный надзор такого рода требует огромного количества ресурсов. См. также: Авторитет; Бюрократия; Паноптицизм. Лит.: Dandekar (1990)

"НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ" ТЕОРИЯ

"НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ" ТЕОРИЯ (LABELLING THEORY) В социологии девиантности выражения «теория наклеивания ярлыков» и «теория социетальной Реакции» часто используются как взаимозаменяемые: оба в равной степени подчеркивают то, что в рамках социологического объяснения девиантность рассматривается как продукт не индивидуальной психологии или генетической наследственности, а социального контроля. Значительное влияние на развитие теории «наклеивания ярлыков» оказали Чикагская школа и символический интеракционизм.  Основы этого взгляда на девиантность были заложены Э.Лемертом (Lemert, 1951), впоследствии его развивал Г.Беккер (Becker, 1963). Существенное влияние на данную теорию оказала концепция  «определения ситуации», из которой следует, что при определении индивидов или групп в качестве девиантных возникают важные и часто непредвиденные последствия  на уровне их поведения. Впоследствии теория «наклеивания ярлыков» стала господствующей парадигмой в объяснении девиантности. Ее сущность сводится к двум положениям. Первое заключается в том, что девиантное поведение  необходимо рассматривать не просто как нарушение нормы, а как всякое поведение, которое с успехом определяется как девиантное (на которое «наклеивается ярлык» девиантного). Девиантность не свойственна самому действию, а является результатом реакции на него других индивидов. Согласно второму положению, «наклеивание ярлыка» порождает или усиливает девиантность. Ответ девианта на социетальную реакцию ведет к вторичному отклонению, в ходе которого он принимает «образ самого себя» или определяет себя как человека, наглухо блокированного в рамках девиантной роли. Особенность данного подхода заключается в том, что он обращает внимание на следующее: девиантность является результатом обвинений со стороны членов общества и осуществления социального контроля. Теория «наклеивания ярлыков» использовалась и за пределами социологии девиантности: например, наклеивание ярлыка «психически ненормальный» может представлять собой важную стадию в процессе превращения человека в душевнобольного. Теория «наклеивания ярлыков» применялась также при объяснении колдовства. Таким образом, данная теория способствовала плодотворному развитию социологического понимания отношений между девиантностью, самоопределением, социальной реакцией и социальным контролем. Однако важно помнить, что теория «наклеивания ярлыков» не является причинным объяснением первичного отклонения - она лишь объясняет вторичное отклонение как реакцию на приписываемое индивиду отклонение от норм. Теория «наклеивания ярлыков» критиковалась с различных точек зрения. Радикальные криминологи, такие, как И. Тейлор, П. Уолтон и Дж. Янг (Taylor, Walton and Young, 1973) подчеркивали, что эта теория не учитывает значительное влияние власти и экономики на определение того, имеет ли действие преступный характер. Утверждается также, что она оставляет без внимания жертв девиантного поведения, сосредоточиваясь на девиантах и преступниках. Тем не менее, теория «наклеивания ярлыков» способствовала проведению большого объема исследовательской работы, в ходе которой был получен значительный массив эмпирических данных о преступности и девиантности. См. также: Девиантное поведение; Девиантности усиление; Делинквентность; Делинквентный дрейф; Дифференцированной связи теория; Криминология; Психическое здоровье; Стигма. Лит.: Downes and Rock (1995)

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ДРУГИХ

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ДРУГИХ (OTHER-DIRECTEDNESS) Человек, направленный на других, всецело зависит от постоянного одобрения и поддержки со стороны других людей, необходимых для подтверждении его образа самого себя. Такого типа конформистская личность считается продуктом общества массового потребления.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА (FOLK CULTURE) Термин, обозначающий культуру доиндустриальных обществ. Народная культура часто противопоставляется, с одной стороны, культуре индустриальных обществ, а с другой - культуре простых или племенных обществ. См. также: Индустриальное общество; Массовое общество.

НАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО

НАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО (FOLK SOCIETY) Понятие, использованное Р. Редфилдом (Redfield, 1930) для обозначения одного из полюсов континуума между обществами народными и секулярными (или городскими), - еще одна версия проведенного Ф. Теннисом различия между Gemeinschaft и Gesellschaft.  Народные общества являются относительно более изолированными, однородными, традиционно организованными, менее секулярными и менее индивидуалистическими. См. также: Сельско-городской континуум.

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ (FOLKWAYS) Этим понятием, предложенным У.Г. Самнером (Sumner, 1906), обозначаются устоявшиеся и социально санкционированные виды повседневной деятельности в рамках небольшого общества. Народные обычаи отличаются от нравов, не являясь абстрактными принципами и будучи менее строго контролируемыми.

НАРЦИССИЗМ

НАРЦИССИЗМ (NARCISSISM) Данный термин, происхождение которого непосредственно связано с античным мифом о Нарциссе, обозначает тип личности, как утверждается, широко распространенный в современных западных обществах. Для нарциссической личности характерны смесь самовлюбленности и ненависти к себе, убежденность, что он или она является предметом всеобщего внимания, мучительное беспокойство, вызванное нереализованными желаниями, склонность пренебрегать гранью между собой и внешним миром. До сих пор нет единого мнения о том, какова природа нарциссизма, является ли он, в частности, патологическим расстройством, или это определенный культурный феномен. Признается, тем не менее, что в любом случае важным причинным фактором нарциссизма являются изменившиеся образцы воспитания детей.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ (HEREDITY) Основные принципы науки о наследственности - исследования передачи от родителей к детям дискретных единиц наследственности (генов) - были открыты в 1865 г. Г.И. Менделем (1822-1884) в ходе экспериментов с горохом. Эти исследования заложили основы генетики (термин, предложенный У. Бэтсоном в 1905 г.  для обозначения науки о наследственности). На генетические законы наследственности в природном мире ссылался Ф. Гальтон (1822-1911), развивавший идею евгеники как науки об улучшении человеческого рода посредством определенной «генетической политики». Менделевские принципы наследственности или генетической передачи могут быть упрощенно выражены формулой «подобное порождает подобное». Несмотря на важное значение этой теории для биологии, ее применимость в области антропологии и социологии вызывала большие сомнения. В социологии XIX в. положения о генетической наследственности использовались при обосновании тезиса о том, что «преступники порождают преступников». С распространением социального дарвинизма появились утверждения о том, что людей, обладающих неблагоприятными генетическими характеристиками, следует убеждать не иметь детей, или им необходимо препятствовать в этом, поскольку их размножение связано с гибельными последствиями для общества. Социологи критически относились к таким утверждениям на том основании, что (1) очень трудно доказать верность менделевских законов в случае с человеческим населением; (2) в социальных группах культура имеет более важное значение, чем биологическая наследственность, а основной единицей передачи является символ, а не ген; (3) евгеника вызывает возражения морального порядка. См. также: Интеллект; Природа и воспитание; Расизм; Социобиология.

"НАСЫЩЕННОЕ" ОПИСАНИЕ

"НАСЫЩЕННОЕ" ОПИСАНИЕ (THICK DESCRIPTION) Этот термин использовал антрополог К. Гирц (Geertz, 1973), пытавшийся с его помощью показать сущность этнографии. Любое описание человеческого поведения является «насыщенным», то есть оно зависит от многочисленных пластов смысла, которым люди наделяют свои действия. Любое описание в рамках этнографического исследования на самом деле основывается на описаниях участников, в свою очередь зависящих от других описаний. Все эти описания встроены в различные, иногда несовместимые системы смысла.

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ (NATURALISM) Натуралистическое течение в социологии представлено теми, кто утверждает, что социология должна использовать для решения всех практических задач те же методы, что и естественные науки. Многие исследователи, в частности те, кто выступает против использования позитивистских методов в социологии, говорят о тождестве натурализма и позитивизма. Этот взгляд является ошибочным, поскольку объединение методов естественных и социальных наук характерно и для других, противоположных позитивизму, доктрин, например, для реализма.

НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИЯ-ГОСУДАРСТВО

НАЦИЯ-ГОСУДАРСТВО (NATION STATE) В большинстве современных обществ термин «государство» является синонимом термина «нация». Современные государства в основном обладают военной и административной силой, необходимой для объединения различных частей своего населения в рамках четко очерченных границ, а также для обеспечения чувства национальной культурной, лингвистической и, возможно, религиозной идентичности. В новейшей истории стабильность такого рода наций-государств, которые представляли собой могущественные образования, часто вступавшие в насильственный конфликт друг с другом, имела фундаментальное значение с точки зрения поддержания или нарушения мирового порядка. Между тем в настоящее время существуют признаки трансформации мировой системы, основанной на мощных нациях-государствах. Экономическая глобализация, в частности, привела к тому, что нациигосударства стали обладать гораздо меньшим контролем над собственными экономиками. Постепенное складывание глобальной, независимой от наций-государств экономики стало возможным благодаря сочетанию таких факторов, как мировые потоки капитала, интенсификация международной торговли, способность крупнейших транснациональных компаний избегать регулирования со стороны наций-государств, уязвимость отдельных стран перед неподконтрольными экономическими силами. Эти тенденции подкрепляются повсеместным ростом культурного разнообразия, подрывающим столь необходимое для нации-государства единство. Подобные культурные изменения  вызваны внешними факторами, такими, как иммиграция, международный туризм, глобальные средства массовой коммуникации  и доступность товаров и услуг из многих стран мира. Существуют однако и внутренние факторы, связанные с тем, что население многих стран включает в себя различные языковые, региональные, религиозные и этнические меньшинства, требующие большего признания своих культурных особенностей. См. также: Мультикультурализм; Национализм.

НЕВИДИМАЯ РЕЛИГИЯ

НЕВИДИМАЯ РЕЛИГИЯ (INVISIBLE RELIGION) П.Л. Бергер и Т. Лукман (Berger and Luckmann, 1963) критиковали традиционную социологию религии за ограниченность исследованиями лишь христианских религиозных институтов; по их мнению, социология религии  и социология знания  сходны в объяснении процессов, посредством которых повседневный мир наделяется определенным смыслом. В «Социальном конструировании реальности» (1967) они утверждали, что религия имеет фундаментальное значение для создания и поддержания социальной реальности. Эти взгляды на религию развивались в работах Бергера «Священный покров» (Berger, 1967) и Лукмана «Невидимая религия» (Luckmann, 1967). Лукман утверждал, что индивидуализм, характерный для современного городского общества потребления, содержит элементы трансцендентного и сакрального, являющиеся компонентами невидимой религии. Для современного индивидуализма характерны поиски индивидуальной автономии посредством самовыражения и самореализации. Лукман прослеживал связь между этим акцентом на индивидуальном опыте и индивидуальном выражении, с одной стороны, и социальной мобильностью, достижительской мотивацией, сексуальностью и приватизированным миром современной семьи - с другой. Его теория религии, таким образом, представляет собой серьезный вызов традиционному взгляду на секуляризацию. См. также: Гражданская религия; Приватизм; Профанное; Религия; Сакральное.

НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО

НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО (LAISSEZ-FAIRE) Термин, традиционно используемый для обозначения такого положения дел, когда вмешательство правительства в экономику удерживается на минимально возможном уровне. В 1980-е гг., когда у власти находились новые правые,  этот термин вновь получил широкое хождение. Им обозначался отказ правительства от большинства привычных для него видов деятельности в экономической сфере. Уход из этой сферы заключался в приватизации отраслей, находившихся в собственности государства, отказе от регулирования рынков капитала, труда и продукции и снижении уровня налогообложения, как индивидуального, так и корпоративного, с тем, чтобы освободить экономику от ограничений и таким образом способствовать ее росту.

НЕГОЦИИРУЕМЫЙ ПОРЯДОК

НЕГОЦИИРУЕМЫЙ ПОРЯДОК (NEGOTIATED ORDER) Согласно теории негоциируемого порядка, социальная организация  возникает в результате непрекращающегося процесса взаимодействия между людьми. Процесс взаимодействия включает в себя постоянное достижение договоренностей сторон (негоциированием) в отношении социального действия и постоянным пересмотром этих договоренностей. Теория негоциируемого порядка подчеркивает текучесть и неопределенность социальных установлений (arrangements). Данный подход использовался, главным образом, при анализе организаций, таких, как современная больница. Критики данной теории утверждают, что она пренебрегает структурными ограничениями социального действия: существует много таких сторон социальной жизни, которые не могут быть предметом негоциирования. См. также: Символический интеракционизм. Лит.: Strauss (1978)

НЕДАВНО ИНДУСТРИАЛИЗОВАВШИЕСЯ СТРАНЫ

НЕДАВНО ИНДУСТРИАЛИЗОВАВШИЕСЯ СТРАНЫ (NEWLY INDUSTRIALIZING COUNTRIES, NICs) Этот термин иногда используется для описания группы прежде «зависимых» и экономически слаборазвитых обществ, которые достигли существенного экономического роста и успешно индустриализовались в последнюю четверть ХХ в. Данная группа включает в себя Бразилию и несколько обществ «тихоокеанского кольца», в частности, Гонконг, Южную Корею, Сингапур, Тайвань, Малайзию и Мексику. См. также: Зависимости теория.

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ (NEUTRALIZATION) Люди, совершающие девиантные действия, часто пытаются нейтрализовать свою вину с помощью таких приемов (техник), как отрицание ответственности, отрицание нанесения ущерба, обвинение жертвы и критика тех, кто осуждает данное девиантное действие. Нейтрализация представляет собой ответную реакцию, позволяющую продолжать девиантное поведение.  Выражение «техники нейтрализации»  было предложено Г. Сайксом и Д. Мацой (Sykes and Matza, 1957). См. также: Самоооправдание.

НЕОКАНТИАНСТВО

НЕОКАНТИАНСТВО (NEO-KANTIANISM) Общее название ряда интеллектуальных течений в Германии в период с 1870-х по 1920-е гг., возвращавшихся к философии И. Канта. Неокантианцы внесли важный вклад в социологическую дискуссию об эпистемологии. Так, кантовский принцип, состоящий в том, что разум играет активную роль в постижении природного мира, стал ведущей чертой социологии Г. Зиммеля. Познание социального мира - это всегда конструктивное познание, предполагающее селекцию и интерпретацию фактов, а не простой их сбор. Если Кант утверждал, что опытное познание природных феноменов детерминируется априорными категориями, то Зиммель пытался показать, каким образом социальная реальность  может изучаться с точки зрения постоянных социальных форм, в которых выкристаллизовывается различное содержание социальной жизни. Несмотря на то, что неокантианство было оттеснено на задний план,  например, дискуссиями между представителями критической теории и позитивистами, основные положения неокантианской мысли по-прежнему оказывают влияние на философию социальных наук. См. также: Вебер; Герменевтика; Критическая теория; Позитивизм; Methodenstreit.

НЕПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

НЕПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА (NON-PARAMETRIC) В отличие от многих других типов статистики, обычно используемых в социальной науке, непараметрическая статистика  не связана с допущениями о параметрах распределения значений. Использование непараметрической статистики удобно для социологов по трем причинам: (1) эта статистика эффективна при небольших размерах выборки; (2) она эффективна при использовании порядковых данных, с которыми часто работают социологи; (3) она не зависит от допущений, которые часто трудно обосновать в социологическом исследовании, - о том, что популяционное распределение является «нормальным». Некоторые исследователи утверждают, что непараметрическая статистика во всех случаях является более подходящей для анализа социологических данных. Двумя распространенными техниками непараметрической статистики являются «U-тест» Манна-Уитни и «Т-тест» Уилкоксона.

НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ (СЕМЬИ С ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ)

НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ (СЕМЬИ С ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ) (SINGLE-PARENT FAMILIES) В Британии в последние тридцать лет наблюдался заметный рост числа семей с одним родителем. В 1994 г. 23% всех семей с находящимися на иждивении детьми были семьями с одним родителем, тогда как в 1971 г. этот показатель составлял 8%. В 1995 г. 20% находящихся на иждивении детей были членами семей с одним родителем, тогда как в 1972 г. - лишь 7%. В последнее время появились признаки того, что этот рост замедлился или прекратился. Увеличение числа семей с одним родителем всецело связано с ростом матерей-одиночек, поскольку доля одиноких отцов оставалась почти неизменной на протяжении последних тридцати лет. До середины 1980-х гг. основной причиной увеличения числа одиноких матерей был рост уровня разводов, сопряженный с уменьшением числа повторных браков. С середины 1980-х основным источником пополнения числа семей с одним родителем являются женщины, никогда не состоявшие в браке. Большинство из них находилось во внебрачном союзе со своими партнерами. Одинокое отцовство или материнство не является постоянным статусом. Согласно современным оценкам, половина одиноких родителей перестают быть таковыми в течение периода менее четырех лет. См. также: Домохозяйство; Развод.

НЕПРЕДВИДЕННЫЕ/НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

НЕПРЕДВИДЕННЫЕ/НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (UNANTICIPATED / UNINTENDED CONSEQUENCES) Очевидно, что люди совершают свои действия умышленно, с определенными намерениями. Однако последствия их действий могут расходиться с намерениями. Такого рода непреднамеренные последствия интересны с социологической точки зрения в том случае, если они имеют социальное значение. Например, когда индейцы племени Хопи исполняют танец дождя, этим они хотят вызвать дождь. Эта церемония подобно многим другим имеет непреднамеренное последствие, которое заключается в объединении племени посредством общего ритуала. Данное понятие иногда используется в том же смысле, что и понятие латентной функции.

НЕРАВЕНСТВО

НЕРАВЕНСТВО (INEQUALITY) См.: Депривация; Равенство; Распределение доходов и состояний; Справедливость; Стратификация.

НЕРАВНОМЕРНОЕ РАЗВИТИЕ

НЕРАВНОМЕРНОЕ РАЗВИТИЕ (UNEVEN DEVELOPMENT) Идея «смешанного и неравномерного развития» впервые была использована Л.Троцким и В.Лениным в рамках анализа особенностей капиталистического развития дореволюционной России. Они утверждали, что капиталистическое развитие - это не плавная восходящая траектория перехода от традиционного к современному обществу, отмечая, что докапиталистические социальные структуры часто сохраняются и поддерживаются экономическим ростом при капитализме, и что развитие представляет собой сложный и противоречивый процесс. См. также: Зависимое развитие.

НЕРАВНЫЙ ОБМЕН

НЕРАВНЫЙ ОБМЕН (UNEQUAL EXCHANGE) См.: Мировой системы теория.

НИСБЕТ РОБЕРТ

НИСБЕТ Роберт (NISBET, Robert А.) (р.1913) В настоящее время заслуженный профессор в отставке Колумбийского университета, обладатель премии Альберта Швейцера, сотрудник Американского института исследований социальной политики (American Enterprise Institute for Public Policy Research). Его подход к социологическим проблемам был на редкость последовательным и влиятельным. В работах Нисбета можно выделить две области: (1) исследование девелопментализма (идеи развития) в социальной мысли и (2) анализ порядка и дезорганизации в социальной сфере (или общины и конфликта). Основная идея Нисбета заключается в том, что революционное социальное изменение  привело к разрушению общины и общинных ценностей, в результате чего авторитет уже не имеет значительной социальной поддержки. Его анализ социального изменения был представлен в работах «Традиция и восстание» (Nisbet, 1968), «Социальное изменение и история» (1969) и «История идеи прогресса» (1980). Распад общины был основной темой таких работ, как «В поиске общины» (1953), «Социальный союз» (1970), «Социальные философы» (1974а) и «Предубеждения» (1982). Кроме того, под его редакцией был издан ряд публикаций, имевших важное значение для развития теоретической и прикладной социологии, - «Эмиль Дюркгейм» (1965), «Современные социальные проблемы»  (Merton and Nisbet, 1961) и «История социологического анализа» (Bottomore and Nisbet, 1978b). Нисбет внес свой вклад в изучение идей Э.Дюркгейма («Социология Эмиля Дюркгейма», 1974b). Наиболее влиятельным трудом Нисбета по истории социологии является «Социологическая традиция» (1967), в котором он утверждает, что социальная теория  испытала глубокое влияние Французской революции и промышленной революции: три системы мысли (либерализм, радикализм и консерватизм) представляли собой реакцию на дезорганизацию (disruptions), последовавшую за этими революциями. С точки зрения исходных категорий (таких, как статус, сакральное и община), социология связана прежде всего с наследием консерватизма. В работе «Консерватизм» (1986) Нисбет исследует основные темы политического консерватизма и наблюдаемый в настоящее время кризис консервативной мысли.

НОВОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

НОВОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (NEW INTERNATIONAL DIVISION OF LABOUR) Транснациональные компании всегда размещают некоторые производственные операции в странах, отличающихся низкой стоимостью труда. Термин «новое международное разделение труда»  использовали Ф. Фробель и др. (Frobel, Heinrichs and Kreye, 1980) для обозначения крупномасштабного перемещения экономических операций в страны «третьего мира» в 1970-е гг., что представляло собой один из способов, которыми транснациональные компании  реагировали на усиление конкуренции на мировых рынках, снижение прибыльности и темпов роста мировой экономики. Данному сдвигу способствовали новые технологии, такие, как компьютеризация систем информации менеджмента, новые формы телекоммуникации и более совершенная транспортная система. Такого рода изменения являются одним из аспектов процесса, обозначаемого понятием глобализации. Теория нового международного разделения труда пыталась устранить недостатки предшествующих трактовок экономической отсталости в «третьем мире», в частности, зависимости теории и мировой системы теории, которые не могли объяснить феномен экономического роста в недавно индустриализовавшихся странах. Согласно теории нового международного разделения труда, операции, перемещаемые транснациональными компаниями в страны «третьего мира», представляют собой базовые производственные процессы, предполагающие низкий уровень квалификации, тогда как процессы, требующие более высокой квалификации (такие, как исследования, дизайн, развитие, а также производственные операции, связанные с высокой технологией), остаются в «первом мире». Таким образом, при новом международном разделении труда одни регионы мира специализируются на низкооплачиваемых, рутинных производственных операциях, а другие - на тех частях производственного процесса, которые связаны с получением высокой добавочной стоимости. Перемещение производственных операций наблюдалось с тех пор и в пределах «первого мира» - определенные производственные операции перемещались в страны, которые предлагали более дешевый труд по сравнению с другими индустриализованными экономиками (в пределах Европейского Сообщества, например, в Испанию и Британию). Транснациональные компании могут находить более прибыльным использовать опытную и высококвалифицированную рабочую силу и производить товары ближе к конечному рынку их реализации даже при условии более высокой стоимости труда, чем в «третьем мире». Отчасти, это стало возможным благодаря дальнейшему развитию технологии, ведущему к такому сокращению объема трудовых затрат в производственных операциях, при котором использование как можно более дешевого труда перестает играть решающую роль, и требующему квалификации и образования, в настоящее время недоступных во многих странах «третьего мира».

НОВЫЕ ПРАВЫЕ

НОВЫЕ ПРАВЫЕ (NEW RIGHT) Политические философия и практика, связываемые с правительствами Маргарет Тэтчер в Британии и Рональда Рейгана в США 1980-х гг.; отличаются приверженностью индивидуализму, предпринимательской культуре, принципу невмешательства, популизму и идеологии капитализма. По мнению некоторых комментаторов, для новых правых были характерны также элементы авторитарной личности. Их политическая программа заключалась в сокращении масштабов государства всеобщего благосостояния, ослаблении роли профсоюзов в компаниях и политической сфере и противодействии влиянию социально-демократических ценностей на политическую жизнь. Новым правым в обоих обществах обычно ставят в заслугу серьезное изменение природы политического дискурса.

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (NEW RELIGIOUS MOVEMENTS) Группы ревностных приверженцев неортодоксальных религиозных убеждений и практик, которые иногда, но не всегда, имеют восточное происхождение. В последние годы новые религиозные движения  или культы привлекают значительное внимание прессы, особенно это касается темы предполагаемого «промывания мозгов» новых участников. Тем не менее, не все культы подобного рода являются новыми - религиозные инновации в Европе и Америке имели долгую историю в XIX и ХХ вв. Однако вспышки религиозного рвения любого рода могут иметь циклический характер. Например, утверждалось, что контркультура 1960-х гг. была связана с ростом новых религиозных движений, впоследствии пришедших в упадок. Существование новых религиозных движений получает непропорционально широкую, судя по их относительно небольшим размерам, огласку. По оценкам А. Баркер (Barker, 1984), в 1982 г. насчитывалось, например, лишь 700 приверженцев Муна и 200 последователей движения «Трансцендентальная медитация». Данные, полученные П. Хиласом (Heelas, 1996), показывают, что только 5% населения США имеют убеждения, связанные с новыми религиозными движениями, а реальными членами таких движений является гораздо меньшая доля американцев. Новые движения отличаются значительным разнообразием с точки зрения свойственных им религиозных убеждений. Одни из них связаны с такими восточными религиями, как буддизм или индуизм, другие являются евангелическими христианскими, третьи имеют смешанные характеристики или определяются личными, часто идиосинкразическими убеждениями их основателей. Р. Уоллис (Wallis, 1984) выделяет различные типы новых религиозных движений - «отвергающие мир» (world-rejecting), «принимающие мир» (world-affirming) и «приспосабливающиеся к миру» (world-accommodating). Движения первого типа (такие, как Церковь Объединения, состоящая из последователей Муна) имеют тенденцию к закрытости, рассматривают внешний мир как угрожающий и предполагают отречение новообращенных от своей прошлой жизни. Новые члены таких движений, как правило, молоды, происходят из среднего класса, являются высокообразованными, однако отличаются социальной маргинальностью. Принимающие мир движения (например, «Трансцендентальная медитация») находят источник несчастий в индивиде, а не в обществе. Они не отвергают мир, а стараются наладить с ним более эффективные отношения. Такие движения пополняют свои ряды за счет социально интегрированных людей среднего возраста из всех социальных классов. Для движений, приспосабливающихся к миру (например, движения «Домашняя церковь»), религиозный опыт является не коллективным, а личным, отличающимся энергичностью и энтузиазмом. Новые религиозные движения, в частности, отвергающие мир, часто обвиняются в «промывании мозгов» своих новых членов. Каких-либо серьезных подтверждений этому нет, и в действительности процесс рекрутирования является крайне неэффективным. Лишь весьма незначительная часть входящих в контакт с этими движениями становится их участниками, при этом для большинства новых религиозных движений характерна высокая доля покидающих их ряды. Принимая во внимание небольшие размеры новых религиозных движений, можно предположить, что резкая общественная реакция  на их деятельность содержит элементы моральной паники, усиливающейся характерным для некоторых движений стремлением к отвержению мира, что ведет к отречению их приверженцев от предшествующей семейной жизни. См. также: Культ; Моральные паники; Секуляризация; Социальные движения; Социология религии. Лит.: Heelas (1996)

НОВЫЙ РАБОЧИЙ КЛАСС

НОВЫЙ РАБОЧИЙ КЛАСС (NEW WORKING CLASS) В 1960-е гг. французские социологи С. Малле (Mallet, 1963), А. Горц (Gorz, 1964) и А. Турен (Touraine, 1969) выдвинули идею, согласно которой эволюция производственной технологии привела к появлению нового сегмента в рабочем классе («нового рабочего класса»), охватывающего занятых в передовых высокотехнологических производствах. Утверждалось, что внедрение высоких технологий требовало более высокого уровня образования рабочих, организованной коллективной работы на основе общинных отношений и интеграции рабочих в пределах фирм. Эти изменения способствовали большей индустриальной и социальной активности (militancy) рабочих, то есть росту их классового сознания, поскольку сделали более явными различные «противоречия» капитализма. Считалось, что одним из таких противоречий, которое остро воспринимается новым классом, является противоречие между общественным характером производства товаров и частным присвоением прибыли. Высокий уровень образования ведет к тому, что рабочие нового типа лучше разбираются в производственных процессах, приобретая реальный контроль над ними. В общественной природе производства их убеждает опыт коллективной работы, поэтому они оказываются способными к пониманию данного противоречия, скрытого от рабочих традиционного типа. Второе противоречие заключается в несоответствии между уровнем квалификации и ответственности членов нового рабочего класса и их неспособностью влиять на политику своих компаний. Малле и Горц полагали, что новый рабочий класс  включает как квалифицированных рабочих, занятых физическим трудом, так и технических специалистов и профессионалов, работающих с новыми технологиями. Данная концепция была подвергнута критике, и в настоящее время понятие нового рабочего класса считается дискредитированным. (1) Исследования, проведенные другими социологами, показывают, что рабочим, задействованным в сфере высоких технологий, может быть свойственно неглубокое понимание новых процессов, и они могут обладать лишь незначительным контролем над ними. Д. Галли (Gallie, 1978) обнаружил, что соответствующие характеристики большинства рабочих, занятых физическим трудом на четырех нефтеочистительных заводах во Франции и Британии, ненамного превышают характеристики полуквалифицированных рабочих. Деквалификация может иметь место и в рамках высокотехнологических производств. (2) В действительности существует значительное расхождение между уровнями квалификации и ответственности групп, составляющих новый рабочий класс,  и это относится даже к такой, казалось бы, однородной категории работников, как технические специалисты. (3) В 1970-е гг. французский новый рабочий класс был менее радикальным и воинствующим, чем «традиционные» рабочие, - представлялось, что он примирился с капитализмом. Следует отметить, что, по мнению Р.Блаунера (Blauner, 1964), для американских рабочих, труд которых связан с автоматизированными системами производства, характерна меньшая степень отчуждения по сравнению с другими рабочими, однако его взгляды также были подвергнуты критике. См. также: Автоматизация; Отчуждение; Постиндустриальное общество. Лит.: Rose (1979)

НОМИНАЛЬНЫЙ

НОМИНАЛЬНЫЙ (NOMINAL) См.: Измерения уровни.

НОРМА

НОРМА (NORM) Ожидания соответствующего поведения, служащие общими указаниями для социального действия. Человеческое поведение обнаруживает определенную упорядоченность, которая является результатом следования общим нормам. В этом смысле человеческое действие «подчинено правилам». Социальная норма - это не обязательно реальное поведение, а нормативное поведение - это не просто наиболее часто встречающийся образец. Поскольку данный термин обозначает социальные ожидания  «правильного» или «надлежащего» поведения, нормы предполагают наличие легитимности, согласия и предписания. Приобретаются нормы посредством интернализации и социализации, тогда как отклонение от норм наказывается санкциями. Данное понятие является ключевым для теорий социального порядка. См. также: Институт; Консенсус; Парсонс; Роль; Ценность.

НРАВЫ

НРАВЫ (MORES) У.Г. Самнер (Sumner, 1906) определил нравы как образцы культурного и морального действия, способствующие целостности определенной группы людей. Нравы - это традиционные стандарты предписывающего характера, которые поддерживают существование социальной группы, регулируя поведение индивидов. См. также: Культура; Народные обычаи; Обычай.

НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ

НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ (NUCLEAR FAMILY) Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины, которые живут вместе со своими детьми, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование «функционального соответствия» между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья,  свободная от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную поддержку посредством неограниченного выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, что соответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, утверждается, что семейная структура в современном обществе состоит из относительно изолированных нуклеарных семейных домохозяйств, хотя это не исключает существования значительных социальных вариаций. Исследования последнего времени свидетельствуют о следующем. (1) Не все семейные структуры в период до промышленной революции имели классическую форму расширенной семьи. На самом деле, из-за высокого уровня смертности преобладающей формой была нуклеарная семья. (2) П p o ц e с с индустриализации сопровождался более широким использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи. Такие системы взаимопомощи поддерживали людей, оказавшихся в шатком положении вследствие миграции из сельской местности в город. (3) В настоящее время существуют весомые доказательства того, что для семейных структур индустриальных обществ не характерны изолированные супружеские домохозяйства. Современные семьи правильнее рассматривать как модифицированные расширенные семьи, в которых между родственниками, не обязательно проживающими вместе, поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важную роль могут играть и те, кто не состоит в родственной связи, образуя модифицированную первичную группу вокруг каждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известной степени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд структур домохозяйства. В Британии наблюдается тенденция к уменьшению размеров домохозяйств, увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вместо брака, увеличению числа разводов, повторных браков и количества детей, рожденных вне брака. Такие изменения в структуре домохозяйства в какой-то мере ставят под сомнение функционалистские теории семьи, распространенные сорок или пятьдесят лет назад. Авторы этих теорий считали, что семья является универсальным человеческим институтом, поскольку она выполняет определенные функции, имеющие решающее значение для общества, такие, как социализация, забота о детях и воспроизводство населения.  Однако ситуация в современных обществах отличается не только тем, что число семей такого типа уменьшается. Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные трудности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и дисфункциональными (см.: Дисфункция). Например, некоторые современные авторы утверждали, что женщины угнетаются в семье, что постоянно наносит психологический ущерб тем, кто с этим соприкасается. См. также: Группа; Домашний труд; Патриархат; Развод; Родство; Супружеские роли. Лит.: Allan (1985); Morgan (1985)

НУЛЕВАЯ ГИПОТЕЗА

НУЛЕВАЯ ГИПОТЕЗА (NULL HYPOTHESIS) См.: Значимости проверка.

НУЛЕВОЙ ИТОГ

НУЛЕВОЙ ИТОГ (ZERO SUM) См.: Игр теория.

Предыдущая страница Следующая страница