Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

ДАВЛЕНИЯ ГРУППА

ДАВЛЕНИЯ ГРУППА (PRESSURE GROUP) Формально образованные организации, предназначенные, по крайней мере отчасти, оказывать давление на правительство, государственные органы и другие политические институты для достижения определенных целей. В этом смысле группой давления является, например, Конфедерация британской промышленности, хотя она создавалась и с другими целями. Представление о том, что группы давления  играют значительную роль в обществе, связано с идеей плюрализма: политический процесс  считается результатом деятельности множества часто конкурирующих между собой групп давления. См. также: Государство; Добровольные организации.

ДАР

ДАР (GIFT) Анализ даров играет важную роль в антропологии систем родства, в рамках которых примером отношений дарения является обмен женщинами между семьями, особенно в случае родственных (cross-cousin) браков. Обмен дарами рассматривается либо как метод создания и упрочения социальных отношений, предполагающих наличие определенных обязательств, либо как демонстрация превосходства в богатстве. М. Мосс (Mauss, 1925) рассматривал дар как акт социального обмена, способствующий росту социальной солидарности и поддерживаемый сильным чувством, возникающим у принявших дар, что они обязаны ответить тем же. Р. Титмус (Titmuss, 1970) применял эту идею по отношению к современным обществам, рассматривая сдачу крови донорами как дар незнакомым людям, сопровождаемый чувством морального обязательства. См. также: Обмена теория.

ДАРЕНДОРФ РАЛЬФ

ДАРЕНДОРФ Ральф (DAHRENDORF, Ralph) (p. 1929) Немецкий социолог, в прошлом профессор социологии в Германии, затем комиссар Европейского Экономического Сообщества, директор Лондонской школы экономики и, наконец, ректор колледжа Св. Антония Оксфордского университета. Внес вклад в развитие теории класса и теории ролей. Главными работами Дарендорфа являются «Класс и классовый конфликт  в индустриальном обществе» (Dahrendorf, 1959); «Конфликт после класса» (1967а); «Общество и демократия в Германии» (1967b); «Новая свобода» (1975) и «Жизненные шансы» (1979). См. также: Императивно координируемая ассоциация; Институционализация конфликта; Конфликта теория; Служебный класс.

ДВОЙНАЯ ЭКОНОМИКА

ДВОЙНАЯ ЭКОНОМИКА (DUAL ECONOMY) В начале ХХ в. данный термин был связан с анализом процессов экономического роста в странах зависимого развития (J.H. Boeke). Плантации на Яве, находившиеся во владении европейцев, - рациональные и эффективные капиталистические хозяйства - сосуществовали с местной аграрной экономикой, при этом местные крестьяне не прилагали никаких усилий для конкуренции с европейской моделью хозяйствования. Это была двойная экономика,  сочетавшая в себе развитый и отсталый сектора, которые резко отличались друг от друга и продолжали сохранять эти различия. Утверждалось, что европейцы руководствовались экономическими потребностями, а местные крестьяне - социальными. Современные авторы отвергают такие представления о потребностях, однако идея деления экономики на развитый и отсталый сектора продолжает оказывать влияние на исследования развивающихся обществ. Идея дуализма применяется и по отношению к развитым капиталистическим экономикам, в частности японской и американской. И та, и другая включают в себя, с одной стороны, «центральный» сектор, состоящий из крупных корпораций, которые обладают достаточной экономической мощью для того, чтобы манипулировать своей окружающей средой и сокращать разрушительные последствия конкуренции, а с другой - «периферию» менее крупных, менее преуспевающих и менее стабильных фирм. Там, где эти сектора взаимодействуют, их отношения имеют асимметричный характер, поскольку некоторые фирмы на периферии могут зависеть от крупных корпораций, тогда как последние редко зависят от первых. См. также: Внутренний колониализм; Зависимости теория; Рынка труда сегментация; Центр и периферия.

ДВОЙНОЙ КАРЬЕРЫ СЕМЬИ

ДВОЙНОЙ КАРЬЕРЫ СЕМЬИ (DUAL CAREER FAMILIES) Термин, предложенный Рапопортами (Rapoport and Rapoport, 1971; 1976) для обозначения семей, в которых как муж, так и жена делают карьеру. Семьи двойной карьеры следует отличать от семей, в которых как муж, так и жена находятся на оплачиваемой работе, но не обязательно связаны с карьерой, отличающейся относительной гарантированностью работы и перспективами продвижения по службе.

ДВОЙСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

ДВОЙСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ (DUAL CONSCIOUSNESS) В рамках социологической полемики о классовом сознании индустриальных рабочих, развернувшейся в 1970-е гг., утверждалось, что люди обладают двойственным сознанием тогда, когда в одно и то же время они придерживаются двух явно несовместимых наборов убеждений. Этот термин обычно применялся в отношении членов рабочего класса в европейских обществах, которые обладали как убеждениями, формируемыми господствующей культурой посредством системы образования, так и убеждениями, порождаемыми опытом работы и жизнью рабочего класса. Утверждалось, что первый тип убеждений обычно обнаруживается при проведении опросов, в ходе которых задаются абстрактные вопросы, тогда как второй тип наиболее отчетливо проявляется в практической деятельности. Например, многие респонденты, заявляющие в ходе опроса о том, что они не одобряют забастовок, участвуют в подобных действиях на своем рабочем месте. См. также: Гегемония; Господствующей идеологии тезис; Грамши; Прагматическое принятие. Лит.: Parkin (1971)

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕВИАНТНОСТИ ОТРИЦАНИЕ

ДЕВИАНТНОСТИ ОТРИЦАНИЕ (DEVIANCE DISAVOWAL) Понятие, дополняющее дифференцированной связи теорию, которая является одним из вариантов объяснения девиантного поведения. Им обозначаются попытки отрицания ответственности за свои действия индивидами, на которых были наклеены ярлыки «преступник» или «девиант». Основным способом отрицания личной ответственности обычно является обвинение «общества». См. также: Лемерт; «Наклеивания ярлыков» теория.

ДЕВИАНТНОСТИ УСИЛЕНИЕ

ДЕВИАНТНОСТИ УСИЛЕНИЕ (DEVIANCE AMPLIFICATION) Термин, предложенный Л.Т. Уилкинсом (Wilkins, 1964). Он указывает на то, что значительная доля тех действий, которые считаются в обществе девиантными, является непреднамеренным следствием полицейского контроля, освещения средствами массовой коммуникации и реакции общественности, определяемой существующими стереотипами. Согласно теории усиления девиантности, искажение информации и незнание особенностей различного рода меньшинств в массовом обществе порождают неадекватную реакцию на то, что воспринимается как девиантность. Результатом такого рода реакции является дальнейшее усиление девиантности. Иными словами, социетальная реакция в сочетании с реакцией девианта порождают «спираль девиантности», посредством которой могут усиливаться относительно незначительные образцы девиантности. Понятие усиления девиантности сыграло полезную роль в исследованиях реакции правоохранительных органов на употребление наркотиков и сексуальные преступления. Утверждалось, например, что отождествление наркоманов со злом или аморальностью ведет к принятию законодательных актов и определенным действиям полиции, в результате которых люди, употребляющие наркотики, помещаются в разряд девиантов или правонарушителей, что в свою очередь порождает призывы к дальнейшим действиям и новому циклу вмешательства со стороны полиции. Теория спирали девиантности критиковалась Дж. Диттоном (Dit-ton, 1979) на том основании, что она не показывает, каким образом эти спирали в конце концов завершаются, уменьшаются или каким образом индивиды выходят из них. Теория усиления девиантности связана с теорией «наклеивания ярлыков» и понятием стигмы, объясняющими существование преступности и девиантности. Эта теория, будучи вполне приемлемой в отношении одних преступлений (таких, как сексуальные), может быть неприменимой при анализе других (например, убийств). В действительности реакция общественности на преступления гораздо более изменчива и неопределенна по сравнению с тем, что предполагается данной теорией девиантности. См. также: Девиантное поведение; Стереотипы; «Чертово отродье». Лит.: Dowries and Rock (1995)

ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (DE-INDUSTRIALIZATION) Если судить по доле промышленности в производстве совокупного продукта или по доле населения, занятого в этой сфере, то легко заметить, что в ряде индустриальных обществ значение промышленной отрасли снизилось. Отчасти такое относительное снижение является лишь отражением роста объема услуг и занятости в сфере обслуживания. Изменения в структуре занятости отражают также внедрение трудосберегающих технологий, позволяющих сократить объем занятости в производстве при прежнем уровне выпуска продукции. Деиндустриализация, определяемая как спад производства, является характерной чертой таких структурных изменений капиталистических экономик. Однако в Британии и Соединенных Штатах Америки деиндустриализация была вызвана также снижением международной конкурентоспособности промышленных отраслей этих стран. В Британии, например, к середине 1980-х гг. впервые после промышленной революции доля импорта промышленных товаров стала превышать долю экспорта, а производственные мощности оказались в состоянии абсолютного спада. См. также: Индустриализация.

ДЕЙСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ДЕЙСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ACTION RESEARCH) Обычное социологическое исследование  связано с описанием, анализом и объяснением явлений. Положение исследователя при этом обособлено в целях сведения к минимуму его воздействия на исследуемые явления. Напротив, при действенном исследовании роль исследователя предполагает вмешательство в происходящее; такое исследование сопряжено с определенными действиями с целью планирования, осуществления и отслеживания изменений. Таким образом, исследователи становятся участниками планируемых политических инициатив и используют свои знания и научный опыт на благо организации-клиента. См. также: Экспертиза.

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ (АСТ) Социологи проводят различие между поведением и действием. Последнее предполагает наличие цели, сознания и объекта действия. Т. Парсонс (Parsons, 1937) утверждал, что действие есть основная единица социологического анализа и включает в себя (1) агента или деятеля (actor); (2) определенную цель или будущее положение дел, на достижение которых оно направлено; (3) ситуацию, состоящую из условий и средств действия; (4) совокупность норм, направляющих действие и определяющих выбор средств. Дж.Г. Мид определял действие с точки зрения таких его составляющих, как импульс, определение ситуации  и совершение. Фундаментальное различие между действием и поведением впервые было проведено М. Вебером, определявшим социологию как науку, которая стремится интерпретировать смысл действия. Некоторые авторы, такие, как А. Шюц, утверждали, что понятие действия гораздо сложнее, нежели это предполагается веберовским подходом. Например, не совсем ясно, что понимается под приписыванием смысла действиям или ситуациям. Для социологов наиболее важными аспектами действия являются преднамеренность и направленность на будущее достижение цели. См. также: Бихевиоризм; Действия теория; Деятельность и структура; Методологический индивидуализм; Символический интеракционизм.

ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕКАРЦЕРАЦИЯ

ДЕКАРЦЕРАЦИЯ (DECARCERATION) В течение трех десятилетий, начиная с 1960-х гг., как в США, так и в Западной Европе возникает и получает все большее распространение новая социальная политика  в отношении психически больных людей, нацеленная на сокращение числа пациентов, более или менее постоянно находящихся под присмотром в условиях специальных учреждений. Критики-радикалы утверждали, что институционализированное попечение приводит к так называемому «институциональному неврозу» (термин Р. Бартона, см.: Barton, 1959), а именно к зависимости и депрессии. В Италии идея добровольной психиатрической экспертизы и амбулаторных служб отстаивалась в 1970-е гг. Франко Базаглия и движением Psichiatria Democratica. В США в 1963 г. был принят Закон о коммунальных психиатрических центрах, признававший коммунальную медицину эффективной альтернативой институционализации. С экономической точки зрения практика инкарцерации или помещения пациентов в специальные учреждения закрытого типа критиковалась как дорогостоящая и неэффективная. Широко развернувшаяся программа декарцерации, которая привела к существенному сокращению населения психиатрических лечебниц, была вызвана именно этими критическими замечаниями, раздававшимися как с левого, так и с правого политических флангов. Вместе с тем в своей книге «Декарцерация» Э. Скол (Scull, 1977) заявил о том, что процесс деинституционализации - это всего лишь циничный шаг по сокращению расходов, не предполагающий серьезного развития такой альтернативы, как коммунальное попечение.  В результате психически больные люди испытывают так называемый «синдром вращающихся дверей», когда за декарцерацией следуют регулярные повторные попадания в психиатрическую лечебницу (readmissions). См. также: Антипсихиатрия; Гофман; Медикализация; Тотальный институт.

ДЕКВАЛИФИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ

ДЕКОНСТРУКЦИЯ (DECONSTRUCTION) Первоначально - критический метод анализа смысла философских и литературных работ посредством расчленения и собирания заново их составных частей («предложений»). Утверждается, что обычные интерпретации текстов сосредоточиваются на авторе и очевидном смысле работы. Деконструкционизм пытается (1) не придавать важного значения автору, сосредоточиваясь на структуре текстов и их включенности в определенный литературный жанр, который, как предполагается, существует независимо от автора, и (2) обнаруживать неявные (имплицитные) смыслы текстов, выявляя их фундаментальные и скрытые допущения. Этот метод связан с идеей «децентрации», то есть критики представления о том, что структура текста имеет некий объединяющий центр, обеспечивающий целостный смысл. Децентрация стремится к дисперсии, а не интеграции смысла. Неявные смыслы часто раскрываются посредством (1) обнаружения разрывов или отсутствия («апорий») и (2) сосредоточенности на незначительных деталях или периферийных элементах текстов («полях»), таких, как сноски и отступления, где, как утверждается, часто скрываются важные смыслы. Деконструкция приводит к отказу от очевидных и официальных смыслов в пользу «разрушительного» (subversive) чтения. Такой переворот достигается путем обнаружения и последующей реорганизации явных контрастов или различий в тексте (таких, как плохое/хорошее, мужское/женское, рациональное/иррациональное), являющихся ключевыми элементами нарратива (повествования). Деконструкционисты, такие, как П. де Ман (Man, 1983) и Ж. Деррида (Derrida, 1982), часто заявляют, что деконструкционизм не может быть сведен к простому рецепту или методу чтения текстов. Деконструктивистские литературные методы оказали влияние на социологов, которые стали утверждать, что «общество» - это текст, который может быть деконструирован с целью раскрытия его неявных смыслов. Критики этого подхода заявляют, что деконструктивистские методы произвольны, случайны и субъективны, и что общество имеет объективный, нетекстовый и недискурсивный характер. См. также: Постмодернизм; Постструктурализм; Структурализм; Хайдеггер. Лит.: Norris (1988)

ДЕЛИНКВЕНТНАЯ СУБКУЛЬТУРА

ДЕЛИНКВЕНТНАЯ СУБКУЛЬТУРА (DELINQUENT SUBCULTURE) Понятие, используемое при объяснении девиантного поведения; указывает на то, что формирование девиантных культур - это социальная реакция, в частности, молодежных групп и меньшинств, на невыгодную позицию и депривацию. Субкультура является скорее разновидностью господствующей культуры, нежели результатом отказа от нее. Делинквентные молодежные культуры часто стремятся к предписываемым господствующей культурой материальным целям, но не имеют при этом законных средств их достижения. См. также: Аномия; Мертон; Молодежная культура.

ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ

ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ (DELINQUENCY) Данный термин охватывает множество различных нарушений правовых и социальных норм от простого озорства (nuisance) до криминальных действий, таких, как кражи. В криминологии обычно используется термин «подростковая делинквентность», обозначающий высокий уровень правонарушений, влекущих за собой предъявление обвинения (indictable offences), которые совершаются подростками мужского пола в возрасте от 12 до 20 лет. Типичными преступлениями для подростков более юного возраста в указанных пределах являются воровство и кражи со взломом, тогда как насильственные преступления более характерны для тех, кто старше семнадцати. Большинство социологических теорий подростковой делинквентности объясняет эти преступления с точки зрения организации городских шаек, делинквентных субкультур и ограниченных возможностей для мужской части рабочего класса и депривированных социальных групп (см. депривация). Например, представители Чикагской школы анализировали подростковую делинквентность с точки зрения социальной структуры жилых кварталов (округи) и роли группы сверстников в социализации поколений подростков. В других случаях делинквентность объяснялась как продукт аномии или как результат делинквентного дрейфа. Критические криминологи время от времени рассматривали делинквентность как выражение оппозиции господствующим ценностям и социальному неравенству. См. также: Девиантное поведение; Девиантности усиление; Дифференцированная связь; Криминальная статистика; Мертон; «Наклеивания ярлыков» теория; Подростковый возраст; Социальные проблемы; Субкультура; Шайка.

ДЕЛИНКВЕНТНЫЙ ДРЕЙФ

ДЕЛИНКВЕНТНЫЙ ДРЕЙФ (DELINQUENT DRIFT) Объяснение делинквентного поведения, предложенное Д. Мацой (Matza, 1964; 1969). Утверждается, что делинквенты часто «нейтрализуют» правовые и моральные нормы, субъективно определяя их как неприменимые, неуместные или несущественные. Если индивид ощущает безразличие по отношению к закону, он может совершать незаконные действия, не испытывая сильного чувства вины или стыда. Можно сказать, что делинквент, подобным образом нейтрализующий правовые нормы, дрейфует в направлении делинквентной субкультуры, которая превращает его или ее в человека, готового к совершению делинквентных действий. См. также: Девиантное поведение; Делинквентность; Криминология; Нейтрализация; Субкультура.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД (DEMOGRAPHIC TRANSITION) Теория демографического перехода пытается установить общие законы изменения численности и структуры человеческого населения в ходе индустриализации. Согласно этой теории, доиндустриальные общества отличались стабильным населением с высокими уровнями как смертности, так и рождаемости. На первой стадии перехода вместе с улучшениями в питании, поступлении и распределении продовольствия, в санитарных условиях и здоровье начинает снижаться смертности уровень.  При этом происходит резкое увеличение численности населения, поскольку рождаемости уровень продолжает оставаться высоким относительно снижающегося уровня смертности. На второй стадии изменения в социальных установках, введение в употребление дешевых средств контрацепции и увеличение продолжительности жизни приводят к образованию семей меньшего размера и снижению рождаемости. Население развитых городских индустриальных обществ в настоящее время является стабильным при низких уровнях рождаемости и смертности. Таким образом, утверждается, что образец роста человеческого населения имеет S-образную форму, предполагая переход от одного типа демографической стабильности с высокими уровнями рождаемости и смертности к другому типу (плато), для которого характерны низкие уровни рождаемости и смертности. Графически данный демографический переход  может быть представлен следующим образом: Теория демографического перехода может быть подвергнута критике на основании следующего. (1) Она может описывать общие черты демографического изменения в определенных западных обществах, однако не обеспечивает развернутого причинного объяснения этих сдвигов, поскольку теоретические связи между ключевыми переменными и их характер часто остаются неопределенными. (2) В качестве общей теории представление о едином процессе демографического изменения с трудом согласуется с конкретными демографическими сдвигами в Африке, Азии и Латинской Америке. (3) Недавние исследования в области исторической демографии также представляют гораздо более сложную картину истории населения Европы. Причиной демографической стабильности доиндустриального населения на северо-западе Европы была низкая рождаемость как следствие позднего вступления в брак или безбрачия, тогда как стабильность населения обществ, расположенных восточнее линии, соединяющей Триест и Санкт-Петербург, была результатом раннего вступления в брак при строго контролируемой низкой рождаемости. В ходе предпринимаемых ныне попыток пересмотреть традиционную теорию демографического перехода большее значение при объяснении роста населения придается практикам брака и семейной структуре, нежели простому технологическому изменению. См. также: Демография; Социальное изменение; Старение; Урбанизация. Лит.: Wrong (1966); Andorka (1978)

ДЕМОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ (DEMOCRACY) В древнегреческом обществе демократия означала правление, осуществляемое гражданами, в отличие от правления тирана или аристократии. В современных демократических системах граждане не правят непосредственно, обычно они избирают своих представителей в парламент посредством конкурентной партийной системы. Демократия в этом смысле часто связывается с защитой индивидуальных свобод от вмешательства со стороны государства. В истории социологических исследований демократии выделяется несколько стадий. Многие концепции демократии, разработанные в XIX в., такие, как концепция А. де Токвиля, сосредоточивались на социальных последствиях предоставления традиционно подчиненным группам возможности большего политического участия - эта тема впоследствии разрабатывалась теоретиками массового общества. В более поздних работах изучалась связь социального развития и парламентской демократии. Исследователи пытались связать демократию со степенью индустриализации, уровнем достижений в сфере образования и величиной национального богатства. При этом отмечалось, что демократия естественным путем поддерживается более высоким уровнем индустриального развития, обеспечивающим более широкое участие населения в политике. Другие подходы сосредоточивались на вопросе о том, каким образом демократия в профсоюзах может вести к бюрократии, а также на взаимосвязи демократии и гражданства. В настоящее время ведется полемика о том, действительно ли современные демократии представляют интересы их граждан или защищают индивидуальные свободы. Некоторые теоретики государства утверждают, что демократы служат только интересам элиты или капиталистического класса. См. также: Ассоциативная демократия; Голосование; Гражданство; Добровольные организации; Индустриальная демократия; Капитализм; Михельс; Политические партии; Политическое участие; Элита. Лит.: Dahl (1989); Pierson (1996)

ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (CASH NEXUS) Термин, использованный К.Марксом и Ф.Энгельсом в «Коммунистическом манифесте» 1848 года; в настоящее время широко используется в индустриальной социологии. Данный термин обозначает характер занятости в большинстве современных индустрий, когда единственными узами, связывающими работодателей и работников, является получение зарплаты за проделанную работу, и когда каждая сторона стремится к максимальному удовлетворению своих собственных интересов, не обращая внимания на интересы другой. Денежная связь обезличивает отношения найма, превращая их в простые экономические трансакции субъекта с рыночными силами. Тем не менее, некоторые современные фирмы пытаются развивать чувство лояльности у своих служащих, создавая связи неэкономического характера. См. также: Класс; Отчуждение; Рынка труда сегментация; Человеческих отношений школа.

ДЕНОТАЦИЯ

ДЕНОТАЦИЯ (DENOTATION) Буквальное значение слова, образа, сообщения или знака. Например, слово «свинья» имеет следующее денотативное значение: это животное, разводимое и выращиваемое в сельскохозяйственных условиях, мясо которого является источником разнообразных пищевых продуктов. Такого рода значение отличается от коннотации. Коннотативное значение относится к гораздо более широкому ряду ассоциаций, которые могут быть связаны с тем или иным знаком. Например, слово «свинья» имеет не только узкое денотативное значение, оно всегда вызывает также целый ряд ассоциаций, сгруппированных в частности вокруг такого значения, как «грязное животное» или «животное, живущее в грязи». Такого рода коннотации позволяют использовать это слово не только для обозначения животного, но и в отношении неотесанного или не привыкшего к чистоплотности человека. Ряд коннотативных значений того или иного знака зависит от контекста, в котором он используется. Например, коннотации слова «свинья» в мусульманском религиозном дискурсе очевидно отличаются от значений этого слова на страницах сельскохозяйственного журнала. См. также: Семиотика.

ДЕПРИВАЦИЯ

ДЕПРИВАЦИЯ (DEPRIVATION) В рамках социологического анализа депривация в широком смысле определяется как неравенство доступа к социальным благам. Депривация охватывает бедность и другие формы социального неблагополучия. В Британии в 1970-е гг. М. Браун и Н. Мэдж (Brown and Madge, 1982) проделали огромный объем исследовательской работы, финансировавшейся Советом по исследованиям в области социальных наук (Social Science Research Council) и Департаментом здравоохранения и социальных служб (Department of Health and Social Services). Они пришли к заключению, что на практике понятие депривации оказывается неопределенным и ведет к возникновению ряда проблем. Исследователи использовали целый ряд операциональных определений депривации, но несмотря на все усилия измерение оказалось крайне трудным делом, при этом тот факт, что депривация может иметь место сразу в нескольких областях социальной жизни, делал это понятие еще более расплывчатым. Понятие множественной депривации обозначает отмечаемую в некоторых исследованиях тенденцию к сочетанию неравного доступа к общественным благам в разных областях. Так, низкий доход или безработица могут сочетаться с плохим жильем, слабым здоровьем и доступом лишь к низкосортному образованию. Феномен умножения депривации в Британии представляется особенно распространенным в районах так называемого «внутреннего города» (см.: Зона перехода). Понятие передаваемой депривации связано с тем взглядом, что депривация передается от поколения к поколению. См. также: Бедности западня; Государство всеобщего благосостояния; Относительная депривация; Распределение доходов и состояний; Социальная мобильность.

ДЕТЕРМИНИЗМ

ДЕТЕРМИНИЗМ (DETERMINISM) В социологии данный термин, часто употребляемый в критическом ключе, имеет несколько смыслов. (1) Социологи говорят о детерминизме некоторых теорий тогда, когда в последних подчеркивается каузальный приоритет социальной структуры вплоть до отрицания автономии или «свободной воли» человека. Согласно этим теориям, объяснение общественных явлений следует искать не в характеристиках индивидов, а в природе социальной структуры. (2) В экономическом детерминизме, при котором все социальные явления объясняются с точки зрения экономической структуры или производственных отношений, часто обвиняют марксистскую социологию. (3) Технологический детерминизм свойственен теориям, согласно которым социальное изменение  определяется изменением технологическим. (4) Время от времени некоторые социологи выступают с утверждениями о том, что социальные феномены необходимо объяснять, исходя из биологических или генетических характеристик людей, что является проявлением биологического детерминизма. См. также: Базис и надстройка; Деятельность и структура; Методологический индивидуализм; Редукционизм; Социобиология; Технологический детерминизм.

ДЕТОРОДНОСТЬ

ДЕТОРОДНОСТЬ (FECUNDITY) В демографии принято проводить различие между биологической способностью к воспроизводству (детородностью) и фактическим воспроизводством (рождаемостью). Уровень рождаемости оказывается ниже уровня детородности во всех обществах и значительно варьируется от общества к обществу без какой-либо очевидной связи с различиями в детородности, которые обусловлены, главным образом, биологически. Существуют, например, некоторые данные о том, что уровень детородности в западных обществах снижается в связи с общим снижением уровня женских гормонов.

ДЕТСТВО

ДЕТСТВО (CHILDHOOD) Основываясь на результатах исторического исследования Ф. Арьеса (Aries, 1960), социологи полагают, что ребенок как социальная роль  и дети как социальная категория,  отличная от взрослых, стали развиваться в XVIII в. среди дворянства. Дифференциация и специализация возрастных групп были связаны с возникновением школы как места нравственного воспитания, отделенного от дома. В Англии такое культурное развитие было тесно связано с возникновением привилегированных частных школ как специального института для взращивания элиты. До этого времени дети были в гораздо большей степени включены в мир взрослых. Развитие «детства» как особой категории было связано также с новыми теориями образования, утверждавшими, что дети невинны и нуждаются в защите от взрослого общества с тем, чтобы на более поздней стадии быть готовыми к этой взрослой жизни. К концу XIX в. значение, которое придавалось нравственному развитию детей, потребовало нового отношения к родительским обязанностям и привело к пониманию важности частной домашней жизни для воспитания ребенка. В ХХ в. озабоченность по поводу надлежащей нравственной среды, которая должна окружать детей с рождения, нашла выражение в теории материнской депривации Дж .Боулби (Bowlby, 1953). Рост значения, придаваемого социальным правам детей, можно рассматривать как форму расширения гражданских прав (см.: Гражданство). Начало этому положили фабричные акты 1840-х гг., защищавшие детей от неограниченной эксплуатации на работе. В ХХ в. эти права были расширены до включения в них права на образование и социальное обеспечение  (welfare). Значение этих прав для детей заключается в том, что государство может вмешиваться в жизнь домохозяйства с целью защиты ребенка от грубого обращения со стороны родителей (parental abuse). Например, в последнее десятилетие значительно возросла обеспокоенность частыми случаями сексуального домогательства по отношению к детям, происходящим дома (главным образом, со стороны отцов в отношении дочерей). Некоторые авторы, например Дж. Донзелот (Donzelot, 1977), утверждают, что развитие медицины, психиатрии и юриспруденции привело к тому, что управление обществом осуществляется через семью, и уже государство, а не отец является основой патриархата. Проблемы, связанные с детством, приобретают все большее значение в области социальной политики, поскольку положение детей в обществе становится более неопределенным вследствие увеличения числа разводов, более широкого распространения домашнего насилия над детьми (в том числе сексуального), преобладания домохозяйств с одним родителем и неспособности разведенных мужчин обеспечивать необходимую финансовую поддержку детям от предыдущих браков. Некоторые консервативные критики утверждают, что сочетание этих обстоятельств ведет к социальному кризису (такому, как резкий рост уровня подростковой делинквентности). См. также: Брак; Делинквентность; Подростковый возраст; Поколение; Развод. Лит.: Jenks (1996)

ДЕЯТЕЛЬ/СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

ДЕЯТЕЛЬ/СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (ACTOR/SOCIAL ACTOR) Любой индивид, принимающий участие в социальном действии. Социологическое значение этого термина отчасти сходно с театральным (англ. actor переводится также как «актер»), поскольку социальное действие может восприниматься как своего рода игра, представление (performance). Однако при использовании данного понятия подразумевается прежде всего акцент на качествах, чувствах, намерениях индивида, его понимании ситуации, а также на социальных ограничениях, воздействующих на него. См. также: Действия теория.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУРА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУРА (AGENCY AND STRUCTURE) В социологической теории важное место занимает дискуссия об отношениях между индивидами и социальной структурой. Она разворачивается вокруг следующих проблем: каким образом структуры определяют действия индивидов, как создаются структуры, каковы пределы способности индивидов действовать независимо от структурных ограничений - иными словами, каковы пределы человеческой деятельности (agency). В рамках этой дискуссии отстаивается три основные позиции. ( 1) Ряд социологов утверждает, что структуры нельзя считать детерминирующими, и что сосредоточиваться необходимо на том, каким образом индивиды создают мир вокруг себя. Этот взгляд разделяется главным образом теми, кто следует доктринам методологического индивидуализма, этнометодологии или феноменологической социологии. Некоторые даже утверждают, что никакой социальной структуры вообще не существует. (2) Противоположная позиция заключается в том, что социологам следует заниматься только социальными структурами, определяющими характеристики и действия индивидов. Деятельность или специфические черты последних объявляются, таким образом, несущественными. Одним из ранних представителей этой позиции был Э. Дюркгейм. Такого рода взглядам часто привержены функционалисты, сосредоточивающиеся на функциональных отношениях между социальными структурами. Многие марксисты также утверждают, что объектом анализа должны быть социальные отношения,  а не индивиды, ибо последние суть лишь «носители» социальных отношений. (3) Третья позиция нацелена на поиск компромисса между первой и второй. В этом случае не принимаются ни идея структуры, детерминирующей деятельность индивидов, ни идея индивидов, независимо создающих свой мир. Одной из наиболее известных теорий такого рода является теория П. Бергера и Т. Лукмана (Berger and Luckmann, 1967). Бергер и Лукман утверждают, что существует определенный диалектический процесс, в ходе которого смыслы, придаваемые индивидами своему миру, институционализируются или превращаются в социальные структуры, и что структуры затем становятся частью систем смыслов, используемых индивидами, и ограничивают их действия. Например, если мужчина и женщина впервые встречаются на необитаемом острове, они сами строят свои отношения и наделяют их смыслом. Однако их дети рождаются в обществе, созданном их родителями: для них это нечто данное, в значительной степени ограничивающее их действия. Гидденс попытался преодолеть разделение на деятельность и структуру с помощью идеи «двойственности структуры». Он утверждает, что «структура» - это как средство, так и результат действий, которые, в свою очередь, организованы структурой. Гидденс подчеркивает способность к познанию (knowledgeability) деятелей, полагающихся на существующее знание и стратегию достижения своих целей. Многие марксисты также занимались поисками подобного компромисса с тем, чтобы придать смысл понятию классовой борьбы, рассматриваемой как действия, которые предпринимаются индивидами или группами индивидов против детерминирующей силы социальных структур. Один из новейших подходов к проблеме структуры и деятельности представлен рационального выбора теорией. См. также: Альтюссер; Герменевтика; Действия теория; Марксистская социология; Парсонс; Социальная структура; Структурация; Субъект и субъективность; Verstehen.

ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ

ДЖЕЙМС Уильям (JAMES, William) (1842-1910) Американский психолог и философ. Стремился к тому, чтобы психология подобно экспериментальной физиологии и биологии имела научную основу («Принципы психологии» - James, 1890). В философии Джеймс стал основателем нового направления, в рамках которого полагалось, что истинность теории заключается не в том, соответствует ли она природе, а в том, имеют ли ее результаты практическое значение; «истинно» то, что работает («Прагматизм», 1907). В работе «Разнообразие религиозного опыта» (1902) Джеймс анализировал психологические аспекты религии. Его философия оказала влияние на социологические исследования эмоций, религии и развитие символического интеракционизма.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (DIALECTICAL MATERIALISM) Материализм отвергает идеалистические объяснения социальных и других феноменов и утверждает, что все феномены материальны. Понятие же «диалектический» выражает тот взгляд, согласно которому развитие связано со столкновением противоречий и появлением в результате этого столкновения нового синтеза более высокого порядка. Диалектический процесс предполагает три момента: тезис, антитезис и синтез. К. Маркс использовал эту идею в целях объяснения социальных и исторических событий, а Энгельс расширил сферу диалектического анализа настолько, что превратил диалектический материализм  в общий закон развития и применял его в равной степени к социальной, природной и интеллектуальной сферам. Он полагал, что реальный мир, будь то общество или природа, развивается в соответствии с диалектической последовательностью противоречия и синтеза, и что диалектическая логика  является средством постижения этого развития. См. также: Исторический материализм. Лит.: Kolakowski (1978a)

ДИАЛОГИЧЕСКИЙ

ДИАЛОГИЧЕСКИЙ (DIALOGIC) Термин, предложенный М.Бахтиным для описания культурных текстов, таких, как романы, фильмы и пьесы, которые состоят из нескольких дискурсов или систем смысла, взаимодействующих или конфликтующих между собой. В отличие от диалогических, монологические тексты имеют единый смысл или дискурс. Романы Достоевского, по Бахтину, - это диалогические тексты, тогда как романы Толстого являются монологическими текстами. Лит.: Bakhtin (1981)

ДИАХРОНИЧЕСКИЙ

ДИАХРОНИЧЕСКИЙ (DIACHRONIC) Несмотря на то, что этот термин первоначально был исключительно лингвистическим, в настоящее время он получил более широкое распространение и соотносится с анализом изменений, тогда как термин «синхронический» используется в отношении анализа статичных состояний.  

ДИСФУНКЦИЯ

ДИСФУНКЦИЯ (DYSFUNCTION) Социальная деятельность или институт имеет дисфункции тогда, когда некоторые из ее или его последствий препятствуют другой деятельности или другому институту. Любая деятельность может обладать дисфункцией по отношению к одной деятельности и эвфункцией (полезной функцией) по отношению к другой, или же она может иметь как дисфункции, так и эвфункции по отношению к одному и тому же виду деятельности. См. также: Функционализм.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (DIFFERENTIATION) Данное понятие, имеющее длительную историю в социологии, используется главным образом в рамках теорий социального изменения. Социальная или структурная дифференциация  - это процесс, в ходе которого социальная деятельность,  осуществлявшаяся одним социальным институтом, начинает осуществляться различными институтами. Дифференциация представляет собой растущую специализацию частей общества, порождающую большую разнородность. Например, если когда-то семья выполняла функции воспроизводства, образования и экономическую функцию, то в современных обществах специализированные институты работы и образования развиваются вне семьи. В классической социологии XIX в. «дифференциация» была одним из ключевых понятий при анализе социального изменения и при сравнении индустриального и доиндустриального обществ. При этом часто проводилась открытая аналогия между социальным и биологическим. Согласно Спенсеру, например, увеличение в размерах как биологических, так и социальных агрегатов всегда сопровождается дифференциацией. При росте единиц необходимым условием их выживания является дифференциация структур. С растущей специализацией частей растет и их потребность в большей взаимозависимости и интеграции. В 1950-е гг. социологи продолжали разрабатывать эти классические темы в рамках функционалистской или эволюционистской теории социального изменения. Парсонс, например, утверждал, что социальная эволюция  от простых к прогрессивно более сложным формам происходит путем вариации и дифференциации. Он указывал, что социальные системы дифференцируются, образуя подсистемы, каждая из которых имеет различные функции в отношении различных сред, включающих в себя другие подсистемы. Этот процесс продолжается с течением времени, приводя к увеличению числа подсистем, каждая из которых имеет собственные структуру и функцию, при этом всем подсистемам свойственна тенденция к общему росту способности к адаптации. Ярким примером эмпирического использования понятия дифференциации является попытка Н. Смелзера (Smelser, 1959) рассматривать индустриализацию XIX в. с точки зрения дифференциации семейной структуры в связи с изменяющейся экономикой. Происходившие изменения представляли собой определенную последовательность: существовавшая структура вызывала недовольство, что в конечном счете вело к возникновению более дифференцированной структуры. Существует некоторое сходство между понятиями дифференциации и разделения труда за исключением того, что последнее связано главным образом со специализацией задач в экономической сфере. Время от времени понятие дифференциации используется не только в теориях социального изменения, но и с целью обозначения процесса, в ходе которого различные группы в обществе отделяются одна от другой и выстраиваются в иерархию согласно их статусу или богатству. В этом смысле данное понятие эквивалентно понятию социальной стратификации. Понятие структурной дифференциации не очень популярно в современной социологии из-за его связи с эволюции теорией и функционализмом. См. также: Дюркгейм; Конт; Новое международное разделение труда;  Органическая аналогия; Социальная система. Лит.: Parsons (1966)

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СВЯЗИ ТЕОРИЯ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СВЯЗИ ТЕОРИЯ (DIFFERENTIAL ASSOCIATION) Общая теория преступного поведения, разработанная Э. Сазерлендом (Sutherland, 1934) на основе более ранней теории Г. Тарда. Данная теория пытается объяснять преступление в терминах культурной трансмиссии: преступности обучаются в первичных группах, члены которых имеют криминальные наклонности. Люди становятся делинквентами вследствие преобладания определений, благоприятствующих правонарушению, над определениями, ему не благоприятствующими. Эта теория в действительности больше занимается дифференцированными определениями, а не дифференцированной связью. Впоследствии она развивалась в работах Д. Кресси (Cressey, 1955), Д. Глэйзера (Glaser, 1956) и Э. Сазерленда и Д. Кресси (Sutherland and Cressey, 1955). Эта теория имела важное значение в качестве критики положений, согласно которым преступники являются ненормальными индивидами, поскольку она усматривала причину преступности в общих социальных процессах. Хотя данная теория может быть полезной при изучении профессиональных преступников, имеющих девиантную карьеру, она менее применима при анализе преступлений, которые являются одиночными обособленными актами. В рамках современной криминологии теория дифференцированной связи не имеет широкого применения. См. также: Девиантное поведение. Лит.: Lemert (1967); Downes and Rock (1995)

ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (VOLUNTARY ASSOCIATIONS) В социальных науках считается, что участие в деятельности добровольных организаций - политических партий, церквей, профсоюзов и других профессиональных ассоциаций - способствует интеграции маргинальных групп (таких, как иммигранты и этнические меньшинства) в общество. В США добровольные организации  рассматриваются как важный элемент участия людей в демократическом процессе. В качестве вторичных групп они способствуют сокращению разрыва между индивидом или семьей и обществом. По мере сокращения государственной поддержки программ социального обеспечения добровольные организации (иногда называемые третьим сектором) начинают играть все более заметную роль в обеспечении населения социальными службами. Тем не менее, эти организации отличаются от благотворительных организаций более ранних периодов, поскольку они управляются на более коммерциализованной и профессиональной основе. Британские жилищные ассоциации, например, в некоторых случаях финансируются государством и отчитываются перед правительством. См. также: Группа; Давления группа. Лит.: Kendall and Knapp (1996)

ДОМАШНИЙ ТРУД

ДОМАШНИЙ ТРУД (DOMESTIC LABOUR) Этот термин обозначает те задачи домохозяйства, каждодневное выполнение которых необходимо для его поддержания. В числе этих задач: приготовление пищи, уборка, забота о детях, уход за больными и пожилыми людьми. Домашнее разделение труда,  то есть распределение домашних задач между мужчинами и женщинами, отличается особым неравенством - женщины несут на себе гораздо большее бремя. Использование в домашнем хозяйстве различного рода машин незначительно облегчило положение женщин - часто эти нововведения означали передачу домашних задач по мере их механизации от мужчины к женщине, причем члены семьи начинали ожидать от женщин соответствия более высоким стандартам. Рост женской занятости вне дома не изменил этого разделения: женщины, наряду с работой вне дома, продолжают выполнять те же домашние обязанности. Даже когда мужчины становятся безработными, женщины по-прежнему выполняют большую часть домашнего труда. Тем не менее, существуют некоторые данные о том, что соотношение объемов домашней работы, выполняемой мужчинами и женщинами, меняется. Одно из исследований (Gershuny, 1992) показало, что в период с 1974-1975 по 1987 гг. мужчины, жены которых были заняты в течение полного рабочего дня, удвоили количество времени, проводимое за приготовлением пищи и уборкой, хотя женщины продолжали нести в этом отношении основную нагрузку. Разделение домашнего труда между мужчинами и женщинами воспроизводится и в условиях найма, поскольку женщины и в этом случае занимаются как правило рутинной и плохо оплачиваемой работой. Кроме того, домашняя работа женщин в основном бесплатна, хотя очевидно, что для существования успешной экономики и общества необходимо, чтобы людей кормили и заботились о них, не говоря уже о воспроизводстве. Этот очевидный парадокс объяснялся двумя способами. Во-первых, утверждалось, что женщины эксплуатируются мужчинами, которые бесплатно пользуются предоставляемыми им услугами. Второе объяснение, предложенное рядом исследователей, заключалось в том, что женский труд и институты семьи в целом выполняют при капитализме определенную социальную функцию по питанию рабочих и уходу за ними (это касается также будущих рабочих), осуществляемую без каких-либо затрат, что означает эксплуатацию женщин капиталом. Обе эти интерпретации, в известном смысле, верны. Женский домашний труд  воспроизводит неравенство между мужчинами и женщинами и субсидирует экономику. См. также: Женщины и работа; Нуклеарная семья; Патриархат; Половые роли; Симметричная семья; Супружеские роли. Лит.: Morris (1990)

ДОМОХОЗЯЙСТВО

ДОМОХОЗЯЙСТВО (HOUSEHOLD) Один человек или группа людей, имеющие свое жилище. В свете многих задач социологического анализа это понятие предпочтительнее, чем более широко используемое понятие семьи. Последнее предполагает единообразие структуры домохозяйств, которая формируется вокруг мужчины и женщины, состоящих в законном браке, не женатых прежде, имеющих двух или трех детей. Домохозяйства действительно могут представлять собой семьи такого рода, но также часто они могут быть чем-то иным. Британские домохозяйства в последнее время стали отличаться гораздо большим разнообразием. Так, в 1961 г. 11% домохозяйств состояло из одиночек. К 1991 г.  этот показатель вырос до 26%. Отчасти этот рост был вызван увеличением в составе населения числа пожилых людей, однако резко возросла и доля домохозяйств, состоящих из одиночек, не достигших пенсионного возраста (с 4 до 11 % всех домохозяйств). Это изменение объясняется действием ряда факторов, включая тенденцию к поздним бракам. Между тем в течение последних тридцати лет увеличивалась и доля домохозяйств, состоящих из одиноких родителей (почти всегда это женщины), которые имеют на иждивении детей, - с 2% всех домохозяйств в 1961 г. до 6% в 1991 г. Эти изменения привели к тому, что типичное домохозяйство, которое состоит из двух находящихся в браке людей, имеющих или не имеющих детей, уже меньше представлено в составе населения: если в 1961 г. доля таких домохозяйств равнялась 72%, то в 1991 г. этот показатель уменьшился до 60%. Важно понимать, впрочем, что даже домохозяйства, состоящие из двух людей, которые находятся в браке и имеют детей, становятся более сложными. Так, наряду с резким ростом числа разводов (с 2,1 развода на тысячу состоящих в браке в 1961 г. до 13,4 в 1995 г.), достаточно высоким остается и число повторных браков между разведенными людьми (половина женщин, которые развелись в 1980-х гг., вступила в новый брак в течение 8 лет). В результате многие домохозяйства включают детей по меньшей мере от двух браков. Характер домохозяйств изменился и под влиянием меняющихся образцов брака. Все большее число домохозяйств состоит из пар, живущих вместе без заключения брака и часто имеющих детей. Так, если среди вышедших замуж в 1966 г. только 4% жили со своими мужьями до брака, то к 1993 г. эта доля возросла до 68%. В 1996 г. 37% всех новорожденных имели незамужних матерей, тогда как в 1971 г. этот показатель равнялся 8%. См. также: Неполные семьи; Нуклеарная семья; Развод; Расширенная семья. Лит.: Pullinger and Summerfield (1997)

ДОР РОНАЛЬД П.

ДОР Рональд П. (DORE, Ronald P.) (р.1925) В прошлом директор Центра сравнительных индустриальных исследований, проводимых в Японии и других обществах; регулярно приглашался для чтения лекций в Имперском колледже в Лондоне. В своих работах «Городская жизнь в Японии» (Dore, 1958), «Земельная реформа в Японии» (1959), «Образование в Токугаве, Япония» (1965), «Британская фабрика и японская фабрика» (1973), «Синохата» (1978) и «Мягкая жесткость» (1986) внес крупный вклад в исследование современного японского общества. Дор изучал также экономическое развитие  и роль образования в развивающихся обществах («Дипломная болезнь», 1976). См. также: Креденциализм.

ДОСТИЖИТЕЛЬСКАЯ МОТИВАЦИЯ

ДОСТИЖИТЕЛЬСКАЯ МОТИВАЦИЯ (ACHIEVEMENT MOTIVATION) Потребность хорошо работать (to perform well), или достижительская мотивация,  в значительной степени определяет усилия и настойчивость индивида в достижении определенного заданного стандарта превосходства или в стремлении опередить своих конкурентов, а также предполагаемый таким стандартом или конкуренцией уровень устремлений. Такого рода мотивация рассматривается психологом Д.Макклелландом (McClelland, 1961; 1971) в качестве главного детерминирующего фактора предпринимательской деятельности и, в случае ее широкого распространения в обществе, как причина быстрого экономического роста. Утверждается, что многие менеджерские позиции требуют от занимающих их индивидов высокого уровня потребности в достижении. Макклелланд полагает, что эти потребности не являются врожденными, а формируются посредством научения в процессе социализации в детском возрасте. Другими потребностями, которые могут сформироваться подобным образом, являются потребности во власти, аффилиации или присоединении к другим и автономии. См. также: Аскетизм; Капитализм; Протестантская этика; Трудовые установки.

ДРУЖБА

ДРУЖБА (FRIENDSHIP) Нуклеарные семьи связаны с более широкими социальными общностями множеством связей, из которых особенно важными и наиболее изученными являются родственные (см.: Родство). Однако дружба предположительно обладает большим значением, но исследована она в крайне незначительной степени. Уилмотт и Янг (Willmott and Young, 1960), например, обнаружили, что пригородная соседская община среднего класса основывается не на родственных связях, а на дружбе. В образцах дружбы существуют классовые и гендерные различия. В целом рабочий класс  по сравнению со средним классом имеет более частые контакты с родственниками, в случае же с дружбой наблюдается противоположная ситуация. Аллан (Allan, 1979) утверждает, что классовые различия обусловлены различными способами организации дружбы. Хотя дружба между членами среднего класса начинается в определенной обстановке - например, на работе или в теннисном клубе - настоящая дружба развивается только тогда, когда взаимодействие продолжается вне этой изначальной среды. Напротив, дружба членов рабочего класса остается ограниченной изначальной средой. Так, люди среднего класса склонны назначать дружеские встречи и принимать гостей у себя дома; рабочие же не назначают встреч в домашней обстановке, держась в этом отношении особняком. Женщины, к какому бы социальному классу они не относились, имеют меньше контактов с друзьями (и больше с родственниками), чем мужчины. Это объясняется тем, что женщины в большей степени ограничены домом: их отличает большая степень приватизации (см.: Приватизм). См. также: Домохозяйство; Нуклеарная семья; Община (Территориальное сообщество); Расширенная семья; Социология семьи. Лит.: Allan (1989)

ДУГЛАС МЭРИ

ДУГЛАС Мэри (DOUGLAS, Mary) (p. 1921) Британский социальный антрополог, проводившая полевые исследования в Бельгийском Конго (Заире) в 1949-50 гг. и в 1953 г. Дуглас внесла крупный вклад в разработку таких разных тем, как магия и колдовство (Douglas, 1970a), загрязнение (1966), риск (Douglas and Wildavsky, 1982), институциональные формы (1986), социальные смыслы (1973; 1975), потребительское поведение (Douglas and Isherwood, 1978). Для всех ее работ характерен интерес к тому, каким образом группы реагируют на риск и неопределенность. В интеллектуальном развитии Дуглас значительную роль сыграли исследования колдовства у азанде Э. Эванса-Причарда (Evans-Pritchard, 1937; Douglas, 1980). Например, в «Чистоте и опасности» (1966) Дуглас показала, как представления о загрязнении способствуют установлению социального порядка вопреки неопределенности и опасности, и как в качестве метафоры социальной стабильности функционирует человеческое тело. Она разработала также теорию социальных отношений, обозначаемую как дихотомия «разметка/группа» (1970b). Переменная «группа» связана со степенью коллективной привязанности к социальным единицам, а переменная «разметка» (grid) относится к социальным ограничениям, с которыми индивид сталкивается в результате приписываемого статуса. Дуглас критиковала также утилитаристские теории потребления (Douglas and Isherwood, 1978). В числе других ее работ «Леле Касаи» (1963), «Культурный уклон» (1978), «В полный голос» (1982а), «Эссе по социологии восприятия» (1982b), «Риск и вина» (1992). См. также: Профанное; Рефлексивная модернизация; Риск/Общество риска; Тело.

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница