Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАБОЧАЯ АРИСТОКРАТИЯ

РАБОЧАЯ АРИСТОКРАТИЯ (LABOUR ARISTOCRACY) Этим понятием обозначается высший и привилегированный слой работников физического труда, который благодаря своей редкой квалификации, стратегической позиции или организационной силе и силе профсоюзов обеспечивает себе более выгодные условия. Данное понятие занимало важное место в марксистских концепциях британского рабочего класса XIX в., объяснявших отсутствие революционных классовых действий во второй половине девятнадцатого столетия существованием рабочей аристократии. С этой точки зрения, рабочая аристократия  отличалась от остальной части рабочего класса своими благоприятными условиями и была склонна скорее к сотрудничеству с буржуазией, нежели к противодействию ей. Несмотря на то, что данное понятие верно указывает на неоднородность рабочего класса XIX в. (социальные историки утверждают, что существует и множество других источников его внутреннего деления), оно остается достаточно неопределенным. Представляется, что использование этого термина не способствует пониманию современной классовой структуры в Британии, хотя он может быть уместным в случае с Японией, где рабочие, занятые на первичном рынке труда, действительно имеют привилегированные позиции. См. также: Рынка труда сегментация; Трудового процесса подход. Лит.: Gray (1981)

РАБОЧАЯ СИЛА

РАБОЧАЯ СИЛА (LABOUR POWER) К. Маркс проводил различие между трудом рабочего и его способностью к труду (рабочей силой). При капитализме работодатель покупает рабочую силу, а не труд. См. также: Марксистская социология; Прибавочная стоимость; Трудовая теория стоимости.

РАБОЧЕГО КЛАССА КОНСЕРВАТИЗМ

РАБОЧЕГО КЛАССА КОНСЕРВАТИЗМ (WORKING-CLASS CONSERVATISM) Значительная часть (от 1/3 до 2/5) британского рабочего класса, охватывавшего занятых физическим трудом, голосовала за консерваторов в период с конца 1940-х до конца 1960-х гг. Поскольку такое поведение противоречило классовым нормам того времени и, по мнению некоторых социологов и политических комментаторов, служило интересам, противоположным интересам рабочих, консерватизм рабочего класса  на протяжении многих лет вызывал значительный социологический интерес. Этот феномен объяснялся обуржуазиванием рабочих, существованием такого типа людей, как почтительный рабочий,  и распространением ложного классового сознания в результате идеологической гегемонии правящего класса. Поведение при голосовании после 1960-х гг. свидетельствовало об относительном ослаблении роли классовой принадлежности при принятии решения о том, за кого голосовать, и эта тенденция касалась всех классов. Большее число членов среднего класса голосовало за лейбористов точно так же, как рабочие голосовали за консерваторов. При этом наблюдался рост третьих партий. В связи с этим социологи потеряли интерес к консервативно-голосующим рабочим. См. также: Господствующей идеологии тезис; Классовой структуры образы; Классовый интерес; Состоятельный рабочий.

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ (LABOUR MOVEMENT) Недовольство и протест рабочих - повсеместное явление в индустриальном обществе. Организации, создаваемые для эффективного выражения этих настроений, составляют рабочее движение.  Американские исследователи долгое время считали термин «рабочее движение» равнозначным термину «профсоюзное движение» (trade unionism), связывая последний с феноменом коллективного соглашения. Однако опыт европейских обществ и обществ, которые в настоящее время находятся в процессе индустриализации, показывает, что существует множество различных организационных форм. Некоторые рабочие движения часто охватывают как профсоюзы, так и политические партии.  Например, британское рабочее движение включает в себя Конгресс профсоюзов и лейбористскую партию (в действительности профсоюзы финансируют эту политическую партию). К тому же профсоюзные организации не всегда рассматривают коллективное соглашение  как действенное средство защиты интересов рабочих: например, действия французских профсоюзов вплоть до последнего времени были направлены в основном на мобилизацию поддержки рабочими политических партий. См. также: Институционализация конфликта; Ленинизм. Лит.: Regini (1992)

РАБОЧИЙ КЛАСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАБСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВЕНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВНОВЕСИЕ

РАВНОВЕСИЕ (EQUILIBRIUM) Считается, что общества или социальные системы находятся в состоянии равновесия тогда, когда действующие в них силы сбалансированы, вследствие чего эти общества являются стабильными. Согласно Т. Парсонсу, общества представляют собой системы, которые всегда тяготеют к равновесию, даже если они не достигают его. Парсонс понимал социальное изменение  как движение от одного состояния равновесия к другому (или от одной тенденции к другой) по мере изменения внутренних сил общества и их самоуравновешивания. Парсонс использовал в данном случае понятие динамического равновесия. См. также: Парето; Систем теория.

РАЗВОД

РАЗВОД (DIVORCE) Юридическое расторжение законного брака при жизни обоих партнеров, предоставляющее им свободу вступления в новый брак. В последнее время уровень разводов в большинстве индустриальных обществ заметно возрос. Например, в 1961 г. в Британии было 2,1 разведенных на тысячу состоящих в браке, а в 1995 г. этот показатель возрос до 13,4. Такой способ измерения - подсчет числа разведенных на тысячу людей, состоящих в браке, - ведет к получению огрубленных показателей уровня разводов, поскольку в данном случае не учитывается возрастная структура общества. Более точным методом измерения уровня разводов является подсчет числа разводов на тысячу людей, заключивших брак в каком-либо определенном году. Согласно оценкам, сделанным на этой основе, два из пяти браков, заключенных в 1990-х гг., закончатся разводом. Уровень разводов изменчив: увеличению числа разводов способствуют раннее рождение детей, добрачная беременность и бездетность; развод между людьми, вступившими в брак до двадцатилетнего возраста или вскоре после него, более вероятен, чем развод между вступившими в брак позднее; чем дольше брак, тем меньше вероятность развода; более высокий уровень разводов характерен для людей из низших социоэкономических групп. Рост уровня разводов не обязательно отражает какой-либо рост дезорганизации семьи, поскольку представляется, что в прошлом многие браки распадались на практике, а разводы при этом не регистрировались. Процедура развода в Британии была облегчена благодаря изменениям в законодательстве, в частности принятию в 1971 г. закона о реформе развода (Divorce Reform Act). Данный закон в качестве основания для развода к прежней идее матримониального преступления (matrimonial offence) (когда одна или обе стороны должны были быть «виновными» в жестоком обращении или прелюбодеянии) добавил положение о «непоправимом развале семьи». Общественные ценности также изменились и в настоящее время санкционируют развод как надлежащую реакцию на распад брака. Наконец, изменилась и позиция женщин в обществе, и они стали чаще ходатайствовать о разводе. Однако брак остается популярным институтом, и две трети разведенных в конечном счете вновь вступают в брак. Доля повторных браков (когда по крайней мере один из партнеров является разведенным) возросла с 14% всех браков в 1961 г. до 36% в 1994 г. Рост уровня разводов был основной причиной увеличения количества неполных семей, даже если учесть вступление родителей в конечном счете в новый брак. Рост числа повторных браков между разведенными людьми привел также к увеличению числа повторно созданных семей (reconstituted families), то есть семей с детьми, у которых один или оба родителя прежде были разведены. Лит.: Coleman and Salt (1992)

РАЗГОВОРА АНАЛИЗ

РАЗГОВОРА АНАЛИЗ (CONVERSATIONAL ANALYSIS) Относительно новая область исследования в социологии; является ответвлением этнометодологии и основывается в частности на работах Г. Сакса. В ходе анализа разговора предпринимаются попытки зафиксировать образцы разговора с тем, чтобы раскрыть правила, делающие возможным осуществление коммуникации осмысленным и упорядоченным образом. Использование естественного языка в разговоре обеспечивает порядок и управление в той социальной среде, в которой происходят разговоры. Анализ разговора позволяет описать, каким образом разговор достигает такой упорядоченности. Он сосредоточивается не на предмете и содержании разговора, имеющих место в действительности, а на правилах, посредством которых разговор организуется. В рамках эмпирических исследований изучался процесс структурирования первых пяти секунд телефонного разговора, а также то, каким образом упорядочивается разговорное взаимодействие в зале суда. Анализ разговора представляет собой отход от ранних этнографических исследований, проводившихся этнометодологами, в направлении использования более точных научных методов, включая количественные методы  сбора данных. Лит.: Heritage (1987)

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСИЗМ

РАСИЗМ (RACISM) Этот термин можно определить как детерминацию действий, установок и политики убеждениями о расовых характеристиках людей. Расизм может быть (1) открытым и индивидуальным, включающим индивидуальные акты притеснения подчиненных расовых групп или индивидов, и (2) скрытым и институциональным, предполагающим структурные отношения подчинения и угнетения между социальными группами. Если индивидуальный расизм складывается из преднамеренных действий, то расизм институциональный связан с непреднамеренными последствиями системы расового неравенства. Расизм может сопровождаться использованием явных или неявных расистских теорий, стремящихся к объяснению и оправданию социального неравенства, основанного на расовой принадлежности. См. также: Многосоставные общества; Предубеждение; Стереотипы; Этническая группа.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (DISTRIBUTION) В статистике этим термином обозначается часто представляемая графически совокупность значений какой-либо переменной вместе с относительными частотами этих значений. Задачей социологов является установление и последующее объяснение того или иного характера какого-либо распределения. Три распространенных типа распределения представлены на диаграмме.  (a) Унимодальное симметричное (b) Бимодальное (c) Скошенное Часто встречающееся унимодальное симметричное распределение является нормальным распределением со средним значением, равным 0, и вариацией, равной 1. Это распределение составляет основу теории вероятности, и из его математических характеристик выводятся многие важные статистические меры, включая меру изменчивости, известную как стандартное отклонение.  Эмпирически распределение во многих различных ситуациях часто имеет высокую степень приближения к нормальному.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И СОСТОЯНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ

РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ (EXTENDED FAMILY) Расширенная семья традиционно определяется как социальная единица, включающая родителей и детей, а также других, более дальних родственников - возможно, бабушек и дедушек или дядей и тетей, живущих вместе под одной крышей. В настоящее время этот термин используется в более широком смысле для описания совокупности менее тесных отношений между родственниками, при которых нуклеарная семья  различными средствами поддерживает контакты с более широкой родней, но не образует с ней единого домохозяйства. Типичной формой семьи в современных индустриальных обществах является, следовательно, не изолированная нуклеарная семья, а модифицированная расширенная семья.  Связи между членами модифицированных расширенных семей в современной Британии поддерживаются по-разному. Например, в ходе недавних исследований (Social Trends, 1997) было установлено, что большинство людей живет в часе пути от родителей, родных братьев и сестер и других родственников и утверждает, что видит их по крайней мере раз в месяц. В случае более удаленного проживания контакты поддерживаются с помощью телефонной связи или каким-либо другим образом. Как показывают результаты одного из британских исследований (Finch and Mason, 1993), членов расширенных семей объединяют сеть обязанностей и обмен услугами от передачи денег в долг или безвозмездно до присмотра за детьми в отсутствие родителей. Наконец, как следует из Данных обследований установок (Social Trends, 1997), люди по-прежнему придерживаются позитивных взглядов относительно той роли, которую играют в их жизни члены этого более широкого семейного круга. Например, в ходе опроса только 7% людей заявили, что друзья для них важнее, чем семья. См. также: Группа; Родство; Супружеские роли. Лит.: Finch (1989)

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (RATIONALIZATION) Этот термин имеет два совершенно различных значения: (1) В. Парето обозначал им использование людьми псевдологических объяснений для оправдания своих действий; (2) понятие «рационализация» было основным понятием веберовского анализа современного капитализма, обозначая множество взаимосвязанных процессов, посредством которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчета, измерения и контроля. Согласно М. Веберу, рационализация предполагает следующее: (1) в области экономической организации - организацию производства посредством бюрократии и калькуляцию прибыли путем систематических бухгалтерских процедур; (2) в религии - развитие теологии интеллектуальной стратой, исчезновение магии и замену таинств личной ответственностью; (3) в области права - вытеснение практики выработки законов на основании принципа ad hoc и произвольного прецедентного права дедуктивным правовым мышлением на основании универсальных законов; (4) в политике - упадок традиционных норм легитимности и замену харизматического лидерства партийной машиной; (5) в области морали - больший акцент на дисциплине и воспитании; (6) в науке - упадок индивидуального новаторства и развитие практики коллективных исследований, координируемых экспериментов и государственной политики в отношении науки; (7) в обществе в целом - распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования. Таким образом, использование Вебером понятия рационализации было связано с его видением капиталистического общества как «железной клетки», внутри которой индивид, лишенный религиозного смысла и моральных ценностей, во все большей степени подвергается надзору со стороны правительства и бюрократической регуляции. Подобно понятию отчуждения К.Маркса рационализация предполагает отделение индивида от общины, семьи и церкви и его подчинение правовой, политической и экономической регуляции на производстве, в школе и государстве. См. также: Индустриальное общество; Метафизический пафос; Рационального выбора теория; Секуляризация. Лит.: Turner (1992а)

РАЦИОНАЛИЗМ

РАЦИОНАЛИЗМ (RATIONALISM) Философская традиция, уходящая корнями в XVII и XVIII вв. Согласно этой философии, единственным основанием валидного знания реальности является разум. Философырационалисты, следовательно, отвергали откровение в качестве источника истинного знания, утверждая, что только дедуктивное или индуктивное умозаключение может обеспечить получение точной и надежной информации о мире. В социологии XIX в. рационализм был связан с позитивизмом, однако он часто приводил к вынесению неявного оценочного суждения о превосходстве западной цивилизации над другими обществами, а также над «первобытными людьми», считавшимися иррациональными. Впоследствии эти представления были оспорены антропологами в ходе полевых исследований, данные которых свидетельствовали о рациональности человеческого рода на всех уровнях развития. Некоторые авторы ХХ в. изменяли первоначальному смыслу данного термина. Представители критической теории, например, противопоставляют рационализм позитивистской социологии, которая, по их мнению, занимается бессмысленными количественными изысканиями. См. также: Понимание иных систем убеждений; Рациональность.

РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (RATIONALITY) Важно различать истинность убеждений и их рациональность. Последняя касается оснований, на которых люди придерживаются своих убеждений. Рациональными считаются убеждения последовательные, непротиворечивые и совместимые с опытом. Иррационально иметь убеждения, о которых известно, что они ложны, непоследовательны и противоречивы. Часто утверждается, что примером рациональности par excellence является наука, предполагающая систематическую проверку положений посредством наблюдения, эксперимента и логического рассуждения. Понятие рациональности сопряжено со значительными проблемами, особенно это касается его использования в антропологии и сравнительной социологии. Антропологи XIX в. обычно считали, что магия и религия иррациональны, и рассматривали их как продукт дологического (pre-logical) мышления. Однако вряд ли можно допустить, что когда-либо могло существовать общество, в котором господствовали бы иррациональные убеждения, поскольку само существование языка предполагает наличие логических норм (отрицания, тождества и непротиворечия). В обществе должно существовать согласие относительно того, что определенные термины последовательно используются для обозначения определенных предметов, и что, например, противоположностью «вверх» является «вниз». Современные антропологи утверждают, что (1) убеждения, которые представляются абсурдными (такие, как «все близнецы - птицы»), на самом деле являются разумными, если они помещены в соответствующий культурный контекст; (2) понимание иных убеждений является, таким образом, делом правильного перевода (translation); (3) религиозные убеждения являются экспрессивными и символическими, а не информативными и обладающими буквальным смыслом; поэтому они скорее не-рациональны, а не иррациональны. Критики такого рода взглядов утверждали, что, если основываться на этих трех критериях, ни одно убеждение не может рассматриваться как иррациональное. В современной социологии влияние постмодернизма привело к усилению скептицизма относительно возможности транссоциального согласия относительно универсальных критериев рациональности. См. также: Геллнер; Понимание иных систем убеждений; Рационализм; Рационального выбора теория.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОГРАНИЧЕННАЯ

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОГРАНИЧЕННАЯ (BOUNDED RATIONALITY) С помощью данного понятия подчеркиваются существующие ограничения рациональных решений или решений, которые отвечают принципу оптимизации или максимизации. Первое ограничение заключается в том, что людям, принимающим решения, доступна лишь ограниченная информация относительно ряда альтернатив и их последствий. Второе связано с ограниченной способностью людей обрабатывать и оценивать всю доступную им информацию. Следовательно, осуществляя выбор, люди не могут действовать оптимальным образом, оценивая каждую альтернативу и выбирая лучшую. Вместо этого они стремятся к удовлетворительности, то есть выбирают первую представившуюся удовлетворительную альтернативу. Идея ограниченной рациональности первоначально развивалась в рамках анализа организационных решений и поддерживалась психологами, исследовавшими процессы принятия решений в целом. В настоящее время данное понятие представляет собой центральный элемент рационального выбора теории. Лит.: March and Simon (1958)

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ (REALISM) (1) В противовес позитивизму реалисты утверждают, что объяснение как в области естествознания, так и в социальной науке заключается в раскрытии (реальных) фундаментальных, часто ненаблюдаемых механизмов причинной связи явлений, а не просто в демонстрации того, что явления представляют собой частные случаи некоторой наблюдаемой закономерности. Социологи часто утверждают, что К.Маркс был реалистом, поскольку он полагал, что наблюдаемые черты капиталистического общества необходимо объяснять, обращаясь к механизмам капиталистического способа производства, которые не могут наблюдаться непосредственно. Маркс возражал против использования современных ему позитивистских методов, считая, что они затрагивают лишь поверхностный уровень социальной жизни. Позитивисты ответили бы на это утверждением о том, что, постулируя существование ненаблюдаемых структур или механизмов, порождающих социальные явления, марксисты не обеспечивают открытость своей теории опытной проверке. (2) В совершенно ином смысле этот термин используется для обозначения форм искусства, в частности литературы, живописи, кино и телевидения, пытающихся изображать реальность. См. также: Натурализм; Фальсификационизм. Лит.: Keat and Urry (1975)

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ (REALIST CRIMINOLOGY) Направление в британской криминологии, появившееся в 1980-е гг., иногда его называют также «левым реализмом». Преступность в рамках этого направления объясняется с точки зрения социальной депривации и неравенства, поэтому внимание исследователей сосредоточивается прежде всего на причинной роли субкультуры в отношении делинквентного поведения (см.: Делинквентность). Выступая против позитивизма традиционной криминологии и пытаясь преодолеть ограниченность криминальной статистики, представители этого направления обращаются к критической теории. Вместе с тем левый реализм признает факты зверского отношения преступников к своим жертвам, особенно к женщинам, представителям этнических меньшинств и пожилым людям, делающие невозможным романтическое представление о преступнике как о герое. В отличие от критической криминологии представители этого направления не игнорируют преступления против женщин и не считают преступления против собственности оправданным покушением на богатство буржуазии. Реалистическая криминология ставит перед собой ряд новых задач, таких, как (1) эмпирическое исследование  жертв преступлений, включая жертв из рабочего класса; (2) обоснование необходимости существования полицейских сил для защиты населения; (3) разработка эффективной политики, учитывающей взаимодействие между правительством, полицией, правонарушителями и социальными обстоятельствами, способствующими совершению преступлений. По мнению некоторых аналитиков, реформаторская политика левого реализма (например, строительство молодежных турбаз, улучшение уличного освещения) на самом деле ненамного отличалась от мер, предлагаемых традиционной криминологией. См. также: Женщины и преступность; Феминистская криминология. Лит.: Lowman and Maclean (1992)

РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕГРЕССИЯ

РЕГРЕССИЯ (REGRESSION) (1) Статистический термин, обозначающий изменение значения одной переменной в зависимости от другой плюс фактор ошибки. Регрессия, как и корреляция, является мерой связи. Она используется для оценки значений зависимой переменной на основе значений переменной независимой. Простая линейная регрессия  графически представлена ниже в форме диаграммы рассеивания. Значения двух переменных, х и у, нанесены в виде координат; линия регрессии  переменной у, зависящей от независимой переменной х, является статистическим построением, которое представляет линию наибольшего «соответствия» данным. Обычно линия регрессии выражается в виде уравнения, представляющего значения зависимой переменной. Как правило, регрессии используются в более сложной множественной форме, когда зависимая переменная  изменяется одновременно с несколькими другими (множественная линейная регрессия). Например, простая линейная регрессия числа несчастных случаев на дорогах и числа автомобилей на них может указывать на некоторую связь этих переменных, но для полноты анализа необходимы дополнительные переменные, поскольку число несчастных случаев изменяется в зависимости не только от числа транспортных средств, но также от среднего пробега автомобилей, их средней скорости, типов дороги и т.д. При множественной регрессии одновременно анализируются две и более зависимые переменные.  Регрессия предполагает интервальный или пропорциональный уровни измерения.  Многие социологические данные на этих уровнях не измеряются, однако распространенным приемом является создание дихотомических «фиктивных» переменных, отвечающих требованиям измерения при использовании регрессии. См. также: Зависимые и независимые переменные;  Измерения уровни; Логлинейный анализ; Причинное моделирование; Путевой анализ. (2) Психологический термин, описывающий возвращение индивидов, находящихся в состоянии стресса, к поведенческим особенностям более ранней и более импульсивной стадии развития,  например, когда взрослые реагируют на стресс, начиная вести себя подобно детям.

РЕГУЛЯЦИИ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕДЕТЕРМИНАЦИЯ

РЕДЕТЕРМИНАЦИЯ (OVERDETERMINE) Этот термин выражает существующую в современном марксизме идею, согласно которой даже наиболее важные элементы социальной структуры не просто детерминируют другие элементы, но также испытывают их воздействие. Впервые его использовал Л. Альтюссер для обозначения возможности модификации (редетерминации) основного, по его мнению и мнению других марксистов, противоречия между трудом и капиталом другими противоречиями, например, противоречием между городским и сельским. Данное понятие является, таким образом, составной частью альтюссеровской критики экономического детерминизма в марксизме.

РЕДУКЦИОНИЗМ

РЕДУКЦИОНИЗМ (REDUCTIONISM) Редукционистским называют такие социологические концепции, которые сопряжены с попытками объяснить ряд феноменов с точки зрения единственного определяющего фактора. Редукционистскими считаются некоторые марксистские теории, поскольку они объясняют все многообразие социального поведения, обращаясь лишь к экономике. См. также: Базис и надстройка; Марксистская социология.

РЕИФИКАЦИЯ

РЕИФИКАЦИЯ (REIFICATION) Понятие реификации, буквально означающее процесс овеществления (process of making «thing-like»), было популяризовано Д. Лукачем. Он использовал его для описания ситуации, когда социальные отношения  представляются находящимися вне человеческого контроля, поскольку они приобрели застывшее и неизменное качество, почти так, как если бы они были чертами природного, а не социального мира. Согласно Лукачу, реификация, в частности, имеет место в капиталистических обществах, где товары производятся для обмена, а не для непосредственного использования. Этот обмен маскирует существующие социальные отношения. Например, люди представляют себе обмен заработной платы на труд в виде обмена вещей, а не в виде социального отношения между людьми (работодателями и рабочими), которое по природе своей является эксплуататорским. Реификация часто связана с отчуждением - люди чувствуют себя отчужденными от социального мира, поскольку ощущают, что вещное качество этого мира не позволяет им контролировать его. См. также: Товарный фетишизм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА (ADVERTISING) Средства содействия продаже товаров в индустриальных обществах. В социологических работах о рекламе выделяются две линии аргументации. Первая исходит из положения о том, что реклама убеждает людей покупать товары, в которых они не нуждаются, а в целом способствует формированию и поддержанию общества потребления (см.: Потребления общество). Такого рода взгляды развивались прежде всего марксистскими теоретиками. Представители Франкфуртской школы, в частности Адорно и Маркузе, утверждали, что реклама представляет собой один из инструментов сохранения капиталистического общества - она создает ложные потребности у людей, соблазненных потоком товаров. Критических позиций в отношении рекламы придерживались и многие авторы, не являющиеся марксистами. Утверждалось, например, что реклама создает и увековечивает в обществе материалистические ценности или способствует приобретению вредных товаров (таких, как спиртные напитки или сигареты) уязвимыми категориями населения (например, подростками в западных обществах). Аргументам такого рода противопоставлялись положения, согласно которым реклама не убеждает людей в том, что они должны иметь те или иные товары, даже если они им не нужны; самое большее, она может убедить потребителя сменить марку приобретаемого товара. Вместе с тем трудно отрицать наличие у рекламы более общей культурной роли. Именно в этом направлении разворачивается вторая, более современная линия аргументации, приверженцы которой утверждают, что реклама представляет собой форму коммуникации, способствующую созданию определенной социетальной культуры. В большинстве современных обществ реклама вездесуща, будучи передаваемой самыми различными средствами массовой коммуникации. Таким образом, реклама действительно может способствовать формированию культуры потребления, в рамках которой потребители заняты поиском позиционных товаров, содействующих построению их идентичности. Реклама может вносить вклад и в постмодерную культуру в целом, прославляющую потребление и в то же время придающую важное значение образам. Недавние исследования современной рекламы показали, насколько больше она зависит от образов и насколько меньше от текста по сравнению с рекламой пятидесятилетней давности. См. также: Постмодернизм; Эстетизация повседневной жизни. Лит.: Dyer (1982); Schudson (1984)

РЕКС ДЖОН

РЕКС Джон (REX, John) (p. 1925) Британский социолог; с 1984 по 1990 гг. занимал пост профессораисследователя по проблемам этнических отношений в Астонском университете (Бирмингем). Его вклад в современную социологию касается двух областей. Во-первых, в своих работах «Ключевые проблемы социологической теории» (Rex, 1961), «Открытие социологии» (1973а), «Социология и демистификация современного мира» (1974) и «Социальный конфликт» (1981) Рекс защищает классическую социологическую традицию, выступая против того, что он называет догматическими веяниями моды в современной теории. Вовторых, своими работами «Раса, община и конфликт» (Rex and Moore, 1967), «Проблема расовых отношений в социологической теории» (1970), «Раса, колониализм и город» (1973b), «Колониальные иммигранты в британском городе» (Rex and Tomlinson, 1979) и «Раса и этничность» (1986) Рекс внес вклад в изучение расовых отношений.

РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ (RELIGION) В социологии существует два основных подхода к определению религии. В рамках первого вслед за Э.Дюркгеймом (Durkheim, 1912) религия определяется с точки зрения ее социальных функций: религия - это система соотносимых с областью сакрального убеждений и ритуалов, объединяющая людей в социальные группы.  Следуя этому определению, некоторые социологи расширяют понятие религии до включения в его объем национализма. Эта недавно появившаяся точка зрения подвергается критике за чрезмерно широкое толкование религии, поскольку практически любая публичная деятельность (например, футбол) может оказывать интегрирующее воздействие на социальные группы. Второй подход основывается на идеях М. Вебера и теолога П. Тиллиха. В этом случае религия определяется как всякая совокупность последовательных ответов на дилеммы человеческого бытия, такие, как рождение, болезнь или смерть, наделяющая мир смыслом. Религия в этом смысле - это человеческая реакция на то, что в конечном счете обязательно касается нас. Это определение подразумевает, что все люди религиозны, поскольку каждый сталкивается с экзистенциальными проблемами болезни, старения и смерти. См. также: Гражданская религия; Идеология; Мировые религии; Невидимая религия; Секуляризация; Социология религии.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (REFERENCE GROUP) В процессе формирования своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как соответствующий стандарт (appropriate measures). Такие группы называются референтными группами. В действительности люди могут и не быть членами тех групп, с которыми они себя соотносят. Например, одно из объяснений голосования британского рабочего класса за консервативную партию заключалось в том, что установки этих избирателей формировались посредством сравнения или идентификации со средним классом. Кроме того, установки могут формироваться не только посредством позитивной идентификации с референтной группой, но также посредством негативного соотнесения с ней или отвержения этой группы. Полезным является различение нормативной и сравнительной функций референтных групп. Первая связана лишь с формированием установок в отношении референтной группы (как в случае с консерватизмом рабочего класса). Сравнительную функцию референтная группа  выполняет тогда, когда она представляет собой основу для оценки кем-либо своей жизненной ситуации. Например, менеджеры среднего уровня в большей степени ощущают свою депривированность тогда, когда они сравнивают себя с теми менеджерами, которые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми, кто остался в прежней должности. См. также: Относительная депривация. Лит.: Runciman (1966)

РЕФЛЕКСИВНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

РЕФЛЕКСИВНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ (REFLEXIVE MODERNIZATION) У. Бек в своей работе «Общество риска» (Beck, 1992) описывает последствия дальнейшего развития индустриальных обществ. В настоящее время технологические знания и опыт необходимо использовать рефлексивно - для того, чтобы смягчить последствия применения науки и технологии на более ранних этапах. Еще более важным представляется происходящий процесс индивидуализации, в ходе которого индивиды утрачивают традиционные тесные связи с семьей, местным окружением или социальным классом. Они оказываются связанными друг с другом лишь рыночными отношениями. Один из результатов этого процесса заключается в том, что индивиды, изолированные от социальных уз и ограничений, могут размышлять (рефлектировать) над тем, кто они и кем хотели бы быть, и становятся более самостоятельными в осуществлении своего выбора и в формировании своей идентичности и биографии. См. также: Идентичность; Индивидуализм; Рефлексивный/Рефлексивность; Риск/Общество риска.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ/РЕФЛЕКСИВНОСТЬ

РЕФЛЕКСИВНЫЙ/РЕФЛЕКСИВНОСТЬ (REFLEXIVE/REFLEXIVITY) Данный термин используется в трех смыслах. (1) Рефлексивные теории - это теории, которые ссылаются сами на себя. Например, сами на себя ссылаются теории в области социологии знания, поскольку они утверждают, что все знание, включая социологическое, может объясняться социально. (2) Во втором смысле этот термин используется для обозначения того, каким образом люди, особенно члены современных обществ, постоянно исследуют свои собственные практики и в свете этого изучения изменяют их. В своих работах Э. Гидденс (Giddens, 1990; 1991) сформулировал концепцию «рефлексивного проекта самости», согласно которой индивидуальные идентичности более не основываются на одних лишь внешних факторах, а конструируются людьми в ходе осуществляемой ими постоянной рефлексии по поводу своей биографии и работы над ней. (3) Идея рефлексивности имеет важное значение в этнометодологии, согласно которой социальный порядок не навязывается индивидам извне, а скорее создается самими людьми в ходе рефлексии и разговоров о социальном мире. См. также: Идентичность; Рефлексивная модернизация; Риск/Общество риска.

РИСК/ОБЩЕСТВО РИСКА

РИСК/ОБЩЕСТВО РИСКА (RISK/RISK SOCIETY) Понятие риска имеет фундаментальное значение для экономической теории, поскольку выбор в отношении экономических целей (таких, как прибыль и инвестиции) всегда отличается неопределенностью из-за несовершенного знания ситуации. Так, Й.Шумпетер (Schumpeter, 1934) определял предпринимательство как рискованное поведение (risk-taking behaviour), а А.Смит в своей теории рынка труда, изложенной в «Богатстве народов» (Smith, 1776), утверждал, что факторы риска не находят полного отражения в зарплате людей, занятых рискованными видами деятельности, например, мореходством. М. Дуглас разрабатывала антропологические идеи загрязнения и табу, представляющие социальные отношения как в сущности своей рискованные и неопределенные. Религиозные идеи чистоты и опасности могут пониматься как ответ культуры на ситуацию риска. Современные социологи развивали экономическую идею риска как неопределенности, утверждая, что модернизация привела к возникновению общества нового типа, которое У.Бек (Beck, 1992) назвал «обществом риска». В ранний период развития индустриальных обществ риски, такие, как образование промышленного смога, были очевидными, осязаемыми и наблюдаемыми, тогда как риски, свойственные развитым обществам, являются гораздо менее очевидными и часто представляют собой непредвиденные последствия научного и технологического прогресса. Общественность часто ничего не знает о рисках, порождаемых, например, загрязнением окружающей среды и медицинской наукой, до тех пор, пока они не станут очевидными в результате того или иного кризиса. Медицинские катастрофы, такие, как рождение детей, ставших жертвой применения лекарственного препарата талидомид, или появление жертв болезни Кройтцфельдта-Якоба, могут иметь скрытый характер до тех пор, пока проблема не станет широко распространенной. Дыра в озоновом слое также не является для общественности непосредственно наблюдаемым и осязаемым риском. Эти риски нового порядка ставят перед социальной наукой такие проблемы и вопросы, на которые традиционные теории часто не могут дать ответ. Так, экономическая наука традиционно понимала экономику как механизм распределения благ (goods), тогда как общество риска основано на производстве вреда (bads). Теория Бека может быть подвергнута критике на том основании, что она не дает систематического определения риска. Например, когда Бек пытается анализировать сопряженные с риском характеристики социальных отношений, большинство используемых им примеров относится не столько к социальному и политическому риску, сколько к экологической опасности. Полемика об обществе риска сосредоточивалась в основном на распространяющемся загрязнении окружающей среды, при этом С. Лэш и другие авторы работы «Риск, окружающая среда и модерн» (Lash et al., 1996) называют теорию риска «новой экологией». В то же время теория общества риска может считаться критикой постмодернизма из-за свойственного ей акцента на идее рефлексивной модернизации (Beck et al., 1994). Она подчеркивает значение экспертного знания и рациональной критики в качестве реакции на загрязнение окружающей среды. Эта теория представляет собой новый взгляд на эпоху модерна или современности, который определяется прежде всего тем, что первостепенное значение в данном случае придается полемике о характере знания. Наконец, теория общества риска стала важным мостом между политической критикой, подчеркивающей ущерб, который наносится окружающей среде в условиях индустриального капитализма, и критическим анализом инструментального разума в рамках Франкфуртской школы. См. также: Индустриализация; Постиндустриальное общество; Рационализация.

РИТОРИКА

РИТОРИКА (RHETORIC) Риторика в традиционном смысле слова - это искусство формулирования аргументов или использования языка с целью убеждения других. В классических цивилизациях риторика преподавалась как набор определенных правил. В современной социальной науке данный термин используется с целью указания на значение аргументации и убеждения в устной речи или письменном тексте. Например, М. Биллиг (Billig, 1991) утверждает, что социальная наука  недооценивает значение риторики в повседневной жизни. Формирование установок и мнений, даже само мышление в сущности представляют собой процессы аргументации. Понятие риторики обладает тесным сходством с понятием идеологии, поскольку и то, и другое обозначает способы убеждения людей.

РИТУАЛ

РИТУАЛ (RITUAL) В антропологии понятие ритуала обозначает любые формальные действия, следующие установленному образцу и выражающие посредством символа общественный или общий смысл. Ритуалы как правило составляют практические аспекты религиозной системы и скорее выражают сакральные ценности, нежели направлены на достижение некой утилитарной цели. В социологии понятие ритуала часто используется для обозначения всякого регулярно использующегося образца взаимодействия; так, в английском языке выражение «How do you do?» (формальное «здравствуйте», буквально означающее «как у Вас дела?»), представляющее собой обычный способ завязывания разговора, может рассматриваться в качестве ритуала повседневного взаимодействия. См. также: Дюркгейм; Сакральное.

РОДОСЛОВНАЯ

РОДОСЛОВНАЯ (LINEAGE) См.: Группы по происхождению.

РОДСТВО

РОДСТВО (KINSHIP) Социальные отношения на основе кровных (реальных и предполагаемых) связей и брака обозначаются в целом как родство. Антропологи часто проводят различие между связями, основанными на происхождении, и связями, основанными на свойстве, то есть возникающими в результате брака. Родство имеет универсальный характер и в большинстве обществ играет значительную роль в социализации индивидов и поддержании групповой солидарности. В простых обществах родственные отношения могут быть настолько широкими и значительными, что в сущности составляют социальную систему. По этой причине понятие родства имеет крайне важное значение для антропологов. В более сложных обществах родство обычно является довольно небольшой частью всей совокупности социальных отношений, образующих социальную систему. Поэтому социологи в меньшей степени интересуются родственными отношениями, придавая им важное значение главным образом в рамках социологии семьи. См. также: Группы по происхождению; Нуклеарная семья; Расширенная семья; Сеть/Социальная сеть; Супружеские роли.

РОЖДАЕМОСТЬ

РОЖДАЕМОСТЬ (FERTILITY) Уровень рождаемости при грубом подсчете определяется как фактическое число рождений на тысячу населения в течение одного года. Несколько более точным показателем является число рождений на тысячу женщин детородного возраста. Однако ни один из этих показателей не является особенно полезным, поскольку женщины различного возраста имеют различные намерения относительно размеров семьи. Более значимым показателем того, как изменяется рождаемость с течением времени, является «когортная рождаемость» - число рождений на тысячу женщин в данный год в течение их детородного периода. Но даже этот показатель не позволяет сделать точные предсказания, касающиеся численности населения, поскольку более поздние когорты женщин еще не закончили деторождение. Определяемая таким образом рождаемость снизилась в Британии с 3,4 рождений на тысячу женщин, которые родились в начале 1870-х гг., до 1,8 рождений (самый низкий уровень) на тысячу женщин, которые родились в начале ХХ в., а затем остановилась на отметке чуть выше 2,0 для женщин, которые родились в начале 1950-х гг. «Рождаемость» - фактическое число рождений - в демографии противопоставляется «детородности», представляющей собой потенциальную способность к биологическому воспроизводству. Основными популяционными факторами, влияющими на рождаемость, являются возраст вступления в брак, доступность средств контрацепции и установки относительно размеров семьи. Снижение рождаемости является характерной чертой городских индустриальных обществ и имеет важные социальные и экономические последствия в отношении размеров рабочей силы. См. также: Демографический переход.

РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ (ROLE CONFLICT) См.: Роль.

РОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОНГ ДЕНИС ХЬЮМ

РОНГ Денис Хьюм (WRONG, Dennis Hume) (p. 1923) В прошлом редактор журналов «Социологические исследования» (Social Research, 1962-64) и «Современная социология» (Contemporary Sociology, 1972-74) и профессор Нью-Йоркского университета. Ранние исследования Ронга были связаны с демографией (Wrong, 1966), однако наибольшую известность ему принесла критика функционализма, теорий социализации и функционалистских теорий социальной стратификации. В ходе этой критики Ронг в противовес социологии Т. Парсонса подчеркивал сохраняющееся значение конфликта, оппозиции и сопротивления культурной интеграции. Оценивая теорию социализации, Ронг обращается к работам 3. Фрейда для того, чтобы еще раз подчеркнуть значение, которое придается конфликту между сексуальными потребностями и социальным порядком в рамках фрейдистской традиции. Многие из известных статей Ронга были перепечатаны в сборнике «Скептическая социология» (1977). В своем исследовании вечных проблем власти (1979) он выделяет различные формы власти, такие, как сила, манипуляция, убеждение и авторитет, соотнося основы власти с различными индивидуальными и коллективными ресурсами. Наряду с тем, что Ронг внес значительный вклад в современную социологическую теорию, он пользовался влиянием и далеко за пределами формальных академических структур, особенно благодаря его публикациям в таких изданиях, как «Комментарий» (Commentary) и «Возражения» (Dissent). Его эссе и комментарии по поводу интеллектуалов и политики были опубликованы под названием «Современная ситуация» (1998).

РЫНКА ТРУДА СЕГМЕНТАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЫНОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЫНОК ТРУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЫНОЧНАЯ СИТУАЦИЯ

РЫНОЧНАЯ СИТУАЦИЯ (MARKET SITUATION) См.: Класс.

РЭДКЛИФФ-БРАУН АЛЬФРЕД P.

РЭДКЛИФФ-БРАУН Альфред P. (RADCLIFFE-BROWN, Alfred R.) (1881-1955) Рэдклифф-Браун, как и Б. Малиновский, известен благодаря своему вкладу в развитие функционализма как теоретического направления в британской антропологии. Используя сравнительный подход, Рэдклифф-Браун подчеркивал значение взаимозависимости институтов в рамках социальной системы. Общество рассматривалось им как саморегулирующийся организм, потребности которого удовлетворяются основными социальными институтами. Наиболее крупными его работами являются «Андаманские островитяне» (Radcliffe-Brown, 1922), «Структура и функция в примитивном обществе» (1952), «Социальная организация австралийских племен» (1931) и «Табу» (1936). См. также: Леви-Стросс; Табу.

Предыдущая страница Следующая страница