Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "С" (часть 1, "САК"-"СМЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САК"-"СМЕ")

САКРАЛЬНОЕ

САКРАЛЬНОЕ (SACRED) По Э. Дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). К области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаются как экстраординарные, трансцендентные и выделяющиеся из повседневного хода событий. В современных обществах имеет место «сворачивание» (shrinkage) сакральной реальности, вызванное рационализацией культуры. См. также: Невидимая религия; Религия; Секуляризация; Харизма.

САМООПРАВДАНИЕ

САМООПРАВДАНИЕ (ACCOUNTS) Термин, обозначающий язык, с помощью которого люди оправдывают свое поведение, когда оно встречает возражения со стороны других социальных деятелей или социальных групп. Вслед за философом Дж.Л. Остином (Austin, 1962), интересовавшимся используемыми людьми «извинениями», и Ч.Р. Миллсом (Mills, 1940), ссылавшимся на «словарь мотивов», идея самооправдания широко использовалась в социологии девиантности при изучении попыток преступников или девиантов отрицать или ограничивать свою ответственность за поведение, которое считается социально неприемлемым. Использование самооправдания представляет собой способ избежания стигмы, обвинения в совершении преступления или в девиантности. Например, Г. Сайкс и Д. Маца (Sykes and Matza, 1957) для обозначения методов оправдания девиантами своего поведения использовали понятие «техники нейтрализации» . Хищение собственности крупных компаний может оправдываться тем, что в результате этого хищения никто реально не пострадал, или тем, что страховая компания возместит причиненный ущерб. Убийца может оправдывать свои действия тем, что жертва заслужила убийство. Дальнейшее развитие этой теории девиантного поведения было связано с исследованием делинквентного дрейфа, которым занимался Д. Маца (Matza, 1964). Сосредоточиваясь на отрицании ответственности при самооправдании, социологи в известной мере пренебрегали анализом альтернативных реакций на социальное обвинение, таких, как признание. См. также: Делинквентность; Дифференцированная связи теория; Криминология; «Наклеивания ярлыков» теория; Нейтрализация.

САМОСТЬ

САМОСТЬ (SELF) См.: Идентичность; Индивидуализм; Мид Джордж; Роль; Символический интеракционизм.

САМОУБИЙСТВО

САМОУБИЙСТВО (SUICIDE) Основная социологическая традиция анализа самоубийства берет начало в теории Э. Дюркгейма, согласно которой уровни самоубийств и различные типы социального контекста связаны между собой. С этой точки зрения, самоубийства связаны с уровнем социальной интеграции: усиление дезинтеграции ведет к росту числа самоубийств. Социологи унаследовали и другие черты дюркгеймовского анализа самоубийства: (1) интерес к общим уровням самоубийств, а не к индивидуальным актам и мотивам; (2) позитивистский подход, связывающий уровни самоубийств с «объективными» внешними переменными; (3) использование правительственной статистики в качестве источника данных. М.Хальбвакс (Halbwachs, 1930) пришел к выводу о том, что анализ Дюркгейма может быть упрощен и сведен к идее прямой связи между социальной сложностью и уровнями самоубийств, о чем свидетельствует тот факт, что уровень самоубийств ниже в сельской местности, где жизненные стили проще, чем в городах. Современные теории обычно предполагают, что причиной самоубийства являются быстрые изменения социально-экономического статуса, хотя в отличие от Дюркгейма они ссылаются на различные психологические факторы при объяснении того, почему в этих условиях лишь некоторые индивиды совершают самоубийство. Не связанные с дюркгеймовской традицией «экологические» концепции, такие, как концепция Р. Кавана (Cavan, 1928), также сосредоточиваются на социальной дезорганизации, которая определяется с точки зрения популяционных переменных, таких, как высокие уровни социальной мобильности и социальной сложности, ослабляющие влияние социальных ценностей на индивидов. Разрушительная критика, которой подверг социологические теории Дж. Дуглас (Douglas, 1967), указывает на то, что существующие концепции безосновательны и ошибочны. Дуглас показывает, что официальная статистика  является крайне неточной, подтверждая теории дезинтеграции только благодаря определенному систематическому смещению: самоубийства регистрируются в городах с большей точностью по сравнению с сельской местностью; высоко интегрированным группам в большей степени, чем слабо интегрированным, свойственно скрывать случаи самоубийства, указывая при регистрации другие причины смерти; медицинская компетентность тех, кто занимается учетом и классификацией смертных случаев с официальными целями, изменчива, можно предположить, что она растет по мере модернизации (и усложнения) обществ. Таким образом, дюркгеймовская и экологические теории всего лишь некритически воспроизводят искажения, присущие официальной статистике. Современные теории также неверны, поскольку они приписывают самоубийствам социальные смыслы (такие, как «эгоистические» или «аномические» действия), основанные лишь на непроверенных суждениях с точки зрения здравого смысла, и игнорируют настоящий смысл самоубийства для тех, кто его совершает. По мнению Дугласа, конкретные социальные действия,  подобные самоубийству, не могут объясняться абстрактными социальными смыслами, например, ценностями, благоприятствующими самоубийству. См. также: Дюркгейм; Социальная патология. Лит.: Atkinson (1978)

САНКЦИЯ

САНКЦИЯ (SANCTION) Санкции могут быть позитивными или негативными. С помощью позитивных санкций вознаграждается поведение, соответствующее социальным нормам, тогда как негативные санкции сдерживают девиантное поведение.  Санкции неоднородны, они варьируются, например, от финансового вознаграждения или правового ограничения до похвалы или устного порицания. Данное понятие играет, таким образом, важную роль в объяснении социального порядка. Общества существуют потому, что посредством интернализации санкций люди контролируют свое собственное поведение, предвидя награду или наказание со стороны других социальных деятелей. Конфликта теория придает большее значение внешнему и принудительному характеру санкций; таким образом, осуществление санкций рассматривается как проявление социального контроля и власти, а не согласия относительно ценностей. См. также: Норма.

СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (OVERSOCIALIZED CONCEPTION OF MAN) Выражение, использованное Д. Ронгом (Wrong, 1961) для описания и критики функционалистской концепции роли. Ронг утверждал, что между человеческой природой и соответствием социальным ожиданиям всегда будет существовать напряженность, поскольку потребность в социальном принятии не является господствующей для людей.

СВОБОДА ОТ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ

СВОБОДА ОТ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ (VALUE FREEDOM) В социологии это понятие имеет множество значений: (1) социологи могут с успехом исключать из своих исследований идеологические или ненаучные допущения; (2) социологам не следует выносить оценочные суждения в отношении эмпирических данных; (3) оценочные суждения должны быть ограничены сферой технических навыков и умений социолога; (4) социологи индифферентны к моральному подтексту своих исследований; (5) социологи должны стремиться к тому, чтобы их собственные ценности были открытыми и ясными; (6) социологам следует воздерживаться от отстаивания каких-либо ценностей. См. также: Вебер; Объективность; Ценностная нейтральность; Ценностная соотнесенность. Лит.: Albrow (1990)

СВОЙСТВЕННЫЙ

СВОЙСТВЕННЫЙ (AFFINAL) Этим термином обозначаются отношения, возникающие в результате брака, а не реальные или мифические узы по происхождению. Например, отношения между зятем и тещей или невесткой и свекровью представляют собой отношения свойства в отличие от отношения мать - ребенок, которое является отношением по происхождению. См. также: Группы по происхождению; Родство.

СЕГМЕНТИРОВАННЫЕ РЫНКИ ТРУДА

СЕГМЕНТИРОВАННЫЕ РЫНКИ ТРУДА (SEGMENTED LABOUR MARKETS) См.: Рынка труда сегментация.

СЕГРЕГАЦИЯ

СЕГРЕГАЦИЯ (SEGREGATION) При делении общества по этническим или расовым признакам сообщества могут оказываться сегрегированными, отделенными друг от друга. Такая сегрегация обычно является пространственной и может поддерживаться законодательством, как это было в Южной Африке. Чаще сегрегация осуществляется неформальными средствами. Этот термин используется также в другом значении - в значении профессиональной сегрегации. См. также: Гетто; Женщины и работа; Предубеждение; Социология расы.

СЕКСИЗМ

СЕКСИЗМ (SEXISM) Сексистскими установками или действиями являются такие установки или действия, которые имеют дискриминирующий характер в отношении мужчин или женщин исключительно на основании их гендера. Наряду с тем, что эти установки или действия часто бывают явными, они также могут быть скрытыми, представляя собой предполагаемую и неосознаваемую часть культуры. Например, социологические исследования стратификации обвинялись в сексизме за то, что они не учитывали положение женщин в классовой структуре. См. также: Класс; Патриархат; Половые роли; Стереотипы.

СЕКСУАЛЬНОСТИ

СЕКСУАЛЬНОСТИ (SEXUALITES) Социологи традиционно проводят различие между биологическим полом (sex), который определяется на основании биологических и физиологических различий между мужчинами и женщинами, противопоставляемыми с точки зрения репродуктивной функции, и гендером, который определяется как социальные роли, отводимые мужчинам и женщинам в обществе. В последнее время социологи стали использовать также понятие сексуальности как способа выражения сексуальных интересов и предпочтений. Так, мужественность (masculinity) - это форма сексуальности, ожидаемая от гетеросексуальных мужчин, а женственность (femininity) - форма сексуальности, ожидаемая от гетеросексуальных женщин. Критики такого различения утверждают, что социология - в том виде, в каком она представлена господствующими направлениями, - всего-навсего воспроизводит дихотомические представления общества, в котором бимодальное распределение  сексуальности определяется патриархатом, а лесбиянки, геи и люди с множественной сексуальностью попросту игнорируются. С наступлением эпохи постмодерна или постсовременности предполагается, что в дальнейшем будет наблюдаться все большая дифференциация сексуальностей. Считается также, что сексуальность более не будет определяться ни биологическим полом (sex), ни социальным (gender), и что сексуальность индивида будет изменяться с течением времени в рамках жизненного цикла. См. также: Аффективный индивидуализм; Бовуар; Гендерная социология; Иригарэй; Интимность; Кристева; Телесность; Феминистская социальная теория. 

СЕКТА

СЕКТА (SECT) Небольшая добровольная закрытая (exclusive) религиозная группа, требующая от своих последователей полного подчинения и подчеркивающая свое отделение от общества и отвержение его. Эти характеристики стали предметом серьезной полемики, в ходе которой социологами было выделено и исследовано множество подтипов. Однако социология религии  по-прежнему сосредоточивается главным образом на типологии «церковь - секта». Утверждается, что, когда секты успешно рекрутируют новых членов, растут в размерах и усложняются, можно говорить об их приближении к деноминации, представляющей собой среднюю точку в континууме «церковь - секта». (Деноминация - это открытая (inclusive) религиозная организация с добровольным членством, терпимостью на уровне доктрин и профессиональным духовенством.) При этом религиозное рвение становится менее интенсивным, поскольку со временем членами секты становятся скорее по рождению, нежели вследствие обращения. Этот феномен часто обозначается как «проблема второго поколения», а весь процесс - как «деноминационализация». Хотя это справедливо в отношении так называемых «конверсионистских» сект (conversionist; англ. conversion - обращение), деноминационализация может быть не характерной для сект «гностических», не стремящихся к изменению мира посредством крупномасштабного процесса обращения. См. также: Культ; Секуляризация; Харизма; Церковь. Лит.: Wilson (1982)

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (SECULARIZATION) Б. Уилсон (Wilson, 1966) определил секуляризацию как процесс, в ходе которого религиозные мышление, практика и институты теряют социальную значимость. Секуляризация европейской культуры считается следствием социальных изменений, вызванных возникновением городского индустриального общества. Критики концепции секуляризации утверждают, что (1) она предполагает существование некоего «золотого века» религии, когда религиозные институты действительно имели большую социальную значимость; (2) преувеличивает значение рациональных светских убеждений в современном обществе, не принимая во внимание существование суеверия и магии; (3) не в состоянии объяснить распространенность среди молодежи различных культов, в особенности тех, что происходят от восточных религий, таких, как Харе Кришна, Миссия Божественного Света и Мехер Баба; (4) недооценивает значение организованного христианства как политической силы в Европе и Северной Америке; (5) в сравнительном плане жизнеспособность сионизма, воинствующего ислама или радикального католицизма в Латинской Америке указывает на то, что необходимой связи между модернизацией и секуляризацией не существует; (6) принимая узкое определение религии, эта концепция приравнивает секуляризацию к дехристианизации; (7) в современных обществах имеют место процессы, приписывающие человеческой самости трансцендентальное или сакральное значение; данные процессы составляют «невидимую религию». Несмотря на отсутствие удовлетворительного ответа на эту критику, можно утверждать, что разнообразие религиозных культов и практик в современном обществе свидетельствует о том, что религия в настоящее время является скорее делом личного выбора, нежели господствующей характеристикой общественной жизни. Утверждается также, что, хотя религия может играть важную роль в фундаменталистской борьбе против модернизации, как в случае с современным Афганистаном и националистическими движениями в России, в долгосрочной перспективе модернизация общества действительно вызывает секуляризацию. Однако процесс секуляризации по-разному протекает в различных индустриальных обществах. В некоторых европейских обществах (таких, как Франция, Ирландия, Италия и Голландия) христианство все еще играет важную социальную роль. Таким образом, понимание процесса секуляризации необходимо для любого анализа культуры капиталистических обществ. Наконец, некоторые теоретики глобализации утверждают, что религия вносит существенный вклад в возникновение глобальных культур. См. также: Гражданская религия; Новые религиозные движения; Профанное; Рационализация; Секта; Церковь. Лит.: Luckmann (1967); Beyer (1994)

СЕЛЬСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

СЕЛЬСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (RURAL SOCIOLOGY) На заре своего существования, в XIX и начале ХХ в. сельская социология  определялась противопоставлением села и города и антипатией по отношению к городской жизни. В этот период предпринимались попытки описать сельский образ жизни,  существенно отличавшийся от городского. Указывалось, в частности, что сельский образ жизни  отличается Gemeinschaft-отношениями, основан на тесных семейных узах, связан с высокой степенью социального порядка и личными социальными отношениями в противоположность безличным. По мере сокращения сельского сектора в большинстве западных обществ идея существования четких различий между сельской и городской жизнью становилась все менее и менее обоснованной. В результате на смену этому достаточно строгому различению пришла идея сельско-городского континуума. Начиная с 1960-х гг. развитие сельской социологии в Британии было связано с исследованиями социальной структуры деревень и сельской местности, сельских общин, изменений в методах ведения сельского хозяйства и туризма. Существенное влияние на сельскую жизнь оказали падение спроса на труд в сельском хозяйстве, развитие национальных и международных рынков сельскохозяйственной продукции, распространение среди сельских жителей практики работы в близлежащих городах с ежедневными поездками туда и обратно, умножение числа домов, находящихся в собственности домохозяйств, когда второй дом расположен в сельской местности, распространившаяся тенденция поселяться в деревне после выхода на пенсию и использование сельской местности для туризма. В результате сельское население  стало еще более разнообразным, гораздо менее локальным по своей ориентации и гораздо менее связанным с сельским хозяйством как источником средств к существованию. Лит.: Newby (1979)

СЕЛЬСКО-ГОРОДСКОЙ КОНТИНУУМ

СЕЛЬСКО-ГОРОДСКОЙ КОНТИНУУМ (RURAL-URBAN CONTINUUM) Для большей части социологии XIX в. характерна идея противоположности между городским и сельским обществами. Постепенно становилось ясно, что дихотомия такого рода является слишком упрощенной, и что существуют определенные градации городского и сельского. Например, Р. Редфилд (Redfield, 1930) предложил идею континуума, простирающегося от небольших деревень (или народных обществ) до крупных городов, при этом более городское означало более светское и более индивидуалистическое, с большей степенью разделения труда и вытекающими отсюда социальной и культурной дезорганизацией. Подобные попытки неоднократно предпринимались исследователями сельских и городских общин. Р. Франкенберг (Frankenberg, 1966) проводил различие между сельским и городским с помощью понятий роли и сети. Города отличает гораздо большая дифференциация ролей и менее плотная сеть социальных отношений. С недавних пор социологи перестали использовать идею сельско-городского континуума, главным образом потому, что значительных различий между городским и сельским образами жизни более не наблюдается. Существующие различия между общинами или социальными группами связываются большей частью с такими факторами, как социальный класс,  а не с географическим местоположением. См. также: Городской образ жизни;  Община (Территориальное сообщество); Сеть/Социальная сеть; Тённис; Gemeinschaft.

СЕМИОТИКА

СЕМИОТИКА (SEMIOTICS) Термин «семиотика», синоним «семиологии», определяется как исследование знаков. Семиотика пользуется некоторым влиянием в тех областях социологии, которые имеют дело с коммуникацией (какую бы форму она ни принимала), поскольку ее цель заключается в разработке метода анализа сообщений, как вербальных, так и невербальных. Отправной точкой семиотического анализа является различение означающего, означаемого и знака. Означающим может быть физический объект, слово или какое-либо изображение. Означаемое - это понятие (mental concept), на которое указывает означающее. Знак - это соединение означающего и означаемого. Например, открытка ко дню Святого Валентина (означающее) может означать влюбленность (означаемое). И открытка, и влюбленность могут существовать отдельно друг от друга, возможно, вместе с другими означающими и означаемыми, но их соединение образует определенный знак. Отношение между означающим и означаемым может быть достаточно прямым. Например, фотография ребенка относительно непосредственно указывает на означаемое (ребенка). Однако в других случаях вопрос о том, на какое означаемое указывает означающее, в значительной степени является вопросом договоренности (конвенции), как, например, в случае с языком. Знаки, относительно свободные от социального посредничества, называются иконическими, а зависящие от него в большей степени - условными (символическими). Означающие могут указывать на различные означаемые на разных уровнях; могут существовать различные уровни означивания (сигнификации) или различные пласты значений. Фотография ребенка, например, может означать ребенка, но на втором уровне она может означать также невинность детства или святость семейной жизни. Р. Барт утверждает, что существует два способа функционирования знаков на втором уровне означивания (сигнификации). Во-первых, они могут складываться в мифы, поскольку знак означает целый ряд культурных ценностей. Во-вторых, знак не только соединяет образ или предмет с понятием, но также вызывает в нас различные чувства; знаки имеют не только явное, но и дополнительное значение (то есть обладают не только денотацией, но и коннотацией). Знаки могут быть также организованы в коды. И вновь именно культурные конвенции определяют то, каким образом конструируются коды, поскольку устанавливают, какие знаки могут соединяться друг с другом, порождая определенный смысл. Например, некий код может представлять собой определенный стиль одежды. Как предполагает само это слово, некоторые коды могут быть скрытыми или менее явными, чем коды стиля или моды; для их выявления необходим детальный анализ. Семиотика ценна тем, что идентифицирует проблему, то есть она проникает за пределы сферы непосредственного действия знака и задается вопросами о более широких значениях и социальных функциях знаковых систем. Однако существует некоторое сомнение в том, дает ли семиотика нечто большее, нежели простой набор понятий для рассмотрения этих вопросов. Более того, до сих пор остается нерешенной проблема обеспечения достоверности семиотического анализа. См. также: Герменевтика; Дискурс; Идеология; Миф; Полисемия; Социология массовой коммуникации; Структурализм. Лит.: Hawkes (1977)

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ (FAMILY) См.: Домохозяйство; Нуклеарная семья; Развод; Расширенная семья; Симметричная семья; Социология семьи.

СЕН-СИМОН КЛОД АНРИ

СЕН-СИМОН Клод Анри (SAINT-SIMON, Claude H.) (1760-1825) Сен-Симон, которого считают одновременно основоположником и французского социализма, и социологии, прожил замечательную жизнь. Он родился во французской аристократической семье, был капитаном французской армии, сражаясь с англичанами в Вест-Индии и Северной Америке. В ходе Великой французской революции Сен-Симон принял псевдоним Bonhomme («добрый человек»), при якобинцах был посажен в тюрьму, при Директории и позже был инициатором ряда экспериментов в области образования и центральной фигурой влиятельного салона. С 1806 г. Сен-Симон, будучи независимым ученым, жил в крайней нищете. В 1823 г. он пытался покончить жизнь самоубийством, потеряв в результате глаз. Несмотря на то, что доктрины Сен-Симона отражали эксцентричный характер его частной жизни, его идеи оказали влияние на К. Маркса, а через О. Конта и Э. Дюркгейма - на социологию. Основные положения его учения заключаются в следующем: (1) история человеческого общества проходит три стадии, которым соответствуют различные способы мышления: политеизм и рабство, теизм и феодализм, позитивизм и индустриализм; (2) применяя методы научного позитивизма, можно открывать законы социального изменения и социальной организации; (3) организация современного общества и управление им должны находиться в руках ученых и промышленников, поскольку бюрократы, юристы и представители духовенства по природе своей непродуктивны и паразитичны; (4) кризис современного общества может быть разрешен путем развития новой религии, основанной на позитивизме и находящейся под контролем нового духовенства, а именно социологов. Лит.: Taylor (1975)

СЕТИ ДЕЯТЕЛЕЙ ТЕОРИЯ

СЕТИ ДЕЯТЕЛЕЙ ТЕОРИЯ (ACTOR-NETWORK THEORY) Термин «сеть деятелей», имеющий французское происхождение (acteur reseau), изначально применялся для обозначения сетевых связей. Теория сети деятелей была разработана Б. Латуром и Дж. Ло в целях изучения отношений или сетей. Она создавалась на основе исследований науки, однако впоследствии использовалась применительно к широкому спектру обществоведческих вопросов. Теория сети деятелей - это результат применения семиотики к анализу социальных отношений, в основе которого находится положение о том, что свойства объектов (entities), будь то люди или предметы, суть следствия их отношений к другим объектам. Сущность данной теории представлена идеей «материальности отношений» («relational materiality»), поскольку материальная природа объектов рассматривается в ее рамках как продукт или следствие отношений. Например, музей - это метод организации неоднородности, свойственной коллекции предметов, с использованием определенной археологической точки зрения. В данном случае значение предметов оказывается зависимым от ряда отношений (с другими предметами или музеями). Данная теория представляет собой своего рода семиотический прием, используемый с целью критики идеи существенных различий между объектами (essential differences). Ее приверженцы пытаются разрешить проблему дуализма социальной теории (деятельность и структура,  материальное и социальное), демонстрируя, что у объектов нет свойств, которые не были бы продуктами сетей или отношений, в которые они включены. В рамках этого подхода предпринимается также попытка преодолеть, например, деление между человеческими телами и машинами - и те, и другие рассматриваются как объекты, представляющие собой продукты сетей. В качестве теории материальности данная теория рассматривает феномены с точки зрения их исполнения (performativity), поскольку объекты возникают в процессе или посредством исполнения отношений. Теория сетей деятелей способствует также социологическому пониманию пространства, поскольку в ее рамках развивается идея сети как топологической системы, позиции в которой создаются или удерживаются с помощью совокупности связей или отношений. Топологические метафоры такого рода используются с целью преодоления различия между макро- и микроуровнем, поскольку исследования, осуществляемые в данном направлении, нацелены на понимание упорядоченности и прочности сетей любого масштаба. Метод анализа сети деятелей сравнивался с этнометодологией в том смысле, что такое исследование предполагает внимание к тому, каким образом и почему сети создаются и поддерживаются в качестве практической деятельности. В отношении теории сети деятелей был выдвинут ряд критических замечаний. Основное замечание заключалось в том, что данная теория не дает адекватного объяснения самого деятеля. Вместо этого она стремится к пониманию людей подобно ряду физических объектов, которые могут возникать в потоках и соединениях, образующих сети. Главной чертой человеческих существ является, с точки зрения этой теории, их неопределенность; никакие предсказания относительно них невозможны до их появления в сетях. С радикальной семиотической позиции, человеческие существа не имеют никаких свойств до или вне их производства внутри сетей. Теория сети деятелей, таким образом, может быть противопоставлена феноменологическим теориям человеческой телесности. Другое критическое замечание состоит в том, что язык, на котором сформулирована данная теория, тяжел и неясен. С его помощью маскируется тот факт, что основные положения данной теории на самом деле достаточно просты. Они заключаются в том, что люди и предметы определяются их отношениями с другими людьми и предметами. См. также: Деятель/Социальный деятель; Сеть/Социальная сеть. Лит.: Law and Hassard (1999)

СЕТЬ/СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ

СЕТЬ/СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ (NETWORK/SOCIAL NETWORK) Термин «сеть» используется для обозначения наблюдаемых образцов социальных отношений между индивидуальными единицами анализа. Социологи устанавливают эти образцы, выстраивая схемы или карты взаимодействий. Содержание социальных отношений, составляющих такого рода сети, варьируется от случая к случаю: в социологии исследовались, например, образцы дружбы, родства, влияния, господства, экономического обмена и помощи. В зависимости от предмета исследования единицами или «узлами» сети могут быть индивиды, группы или корпоративные образования (например, компании). Исследователи изображают сети в виде схем или карт, содержащих ряд пунктов (единицы сети) и соединяющих эти пункты линиями (взаимодействия между единицами). Если говорить о технике анализа сетей, то ее основу составляют математические методы вместе с теорией графов. Ряд специальных компьютерных программ упрощает такого рода построения и анализ. Анализ сетей высвечивает структуру реально существующих социальных отношений, являясь, таким образом, полезным исследовательским инструментом, позволяющим изучать данный уровень более широких социальных структур. Некоторые аналитики идут дальше и утверждают, что именно образцы социальных отношений между индивидами и составляют социальную структуру. Идея сетей может использоваться также при объяснении действий индивидов. Порядок социальных отношений и расположение индивида в этом порядке являются как сдерживающим фактором, так и определенным ресурсом. Индивиды сталкиваются с требованиями и ожиданиями со стороны членов их сетей, ограничивающими их действия. В то же время другие члены сетей могут представлять собой ресурсы, которые можно использоваться для того, например, чтобы получить работу, занять денег, встретить сексуального партнера или будущего супруга, повлиять на тех, кто обладает властью. Различные типы сетевых структур обеспечивают различные уровни преимущества. Наиболее выгодным является пересечение ближайших сетей - плотных, с сильными и тесными узами - с более дальними сетями, основанными на более слабых связях (состоящими, например, скорее из знакомых, нежели друзей), ресурсы которых не дублируют ресурсы ближайшей сети. Эти аспекты сетей часто используются в исследованиях рынка труда при объяснении того, каким образом некоторые индивиды находят работу. Анализ сетей применяется также с целью определения отношений между компаниями. Последние образуют как корпоративные сети, основанные на объединенном директорате, то есть на связях, которые возникают в том случае, когда директоры компании занимают директорские посты в нескольких крупных фирмах одновременно, так и межфирменные сети, имеющие согласно теории гибкой специализации решающее значение для функционирования индустриальных районов. См. также: Менеджеров революция; Менеджмент; Рынок; Сети деятелей теория; Социограмма; Экономическая социология. Лит.: Burt (1992); Scott, J. (1992)

СИКХИЗМ

СИКХИЗМ (SIKHISM) См.: Мировые религии.

СИМВОЛ

СИМВОЛ (SYMBOL) Символы - это любые жесты, артефакты, знаки или понятия, означающие или выражающие что-либо. Изучение символов имеет важное значение, поскольку они имеют публичный характер, передают общие эмоции, информацию или ощущения и потому могут выполнять определенные функции в отношении социальной сплоченности. Однако символы могут быть и дисфункциональными (см.: Дисфункция), отражая существование социальных конфликтов. Подобно понятию «ритуал» понятие «символ» часто определяется настолько широко, что охватывает всю человеческую культуру. См. также: Дюркгейм; Семиотика; Символический интеракционизм.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИММЕТРИЧНАЯ СЕМЬЯ

СИММЕТРИЧНАЯ СЕМЬЯ (SYMMETRICAL FAMILY) Термин, используемый М.Янгом и П.Уилмотом (Young and Willmott, 1973) для обозначения формы семьи, которая, по их мнению, складывается в современной Британии. Три характерные черты симметричной семьи заключаются в следующем. (1) Муж и жена сосредоточены на депах домохозяйства, особенно когда дети еще не подросли. (2) Расширенная семья имеет меньшее значение, а нуклеарная семья  - 422 большее. (3) В домашней работе между мужем и женой наблюдается меньшее разделение труда.  Мужчины принимают на себя большую, чем прежде, ответственность в отношении домашнего хозяйства и ухода за детьми, а замужние женщины больше работают вне дома. Симметричная семья представляет собой третью стадию в развитии семьи. На первой стадии семья была единицей производства, при этом все члены семьи работали вместе и дома, и в поле. На второй стадии, соответствующей индустриализации, происходило разрушение семейной единицы: мужчины были заняты работой вне дома, женщины были прикованы к дому в качестве домашних рабочих, а дети получали обязательное образование. Симметричная семья представляет собой повторное объединение семьи, но уже вокруг потребления, а не производства. Действительно, существуют признаки большей сосредоточенности на делах дома, по крайней мере в нуклеарных домохозяйствах. Однако оснований говорить о том, что расширенная семья  имеет меньшее значение, нет. Что касается домашнего труда, то несмотря на существование значительного гендерного неравенства, очевидно, что оно сокращается. См. также: Приватизм (Обособленность); Супружеские роли; Социология семьи.

"СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ"

"СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ" (BLUE-COLLAR) Американский термин, используемый для обозначения рабочих, занятых физическим трудом.

СИНХРОНИЧЕСКИЙ

СИНХРОНИЧЕСКИЙ (SYNCHRONIC) См.: Диахронический.

СИСТЕМ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА КООРДИНАТ ДЕЙСТВИЯ

СИСТЕМА КООРДИНАТ ДЕЙСТВИЯ (ACTION FRAME OF REFERENCE) См.: Действия теория.

СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (SYSTEM INTEGRATION) См.: Социальная и системная интеграция

СИТУАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

СИТУАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (CONTINGENCY THEORY) См.: Организации теория.

СКРЫТАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

СКРЫТАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (HIDDEN CURRICULUM) Большинство учебных заведений имеет официальную учебную программу, охватывающую области академического знания, усвоение которых ожидается от учащихся, например, математику. Однако кроме этой академической и явно преподаваемой учебной программы существует также определенный набор ценностей, установок или принципов, который учителя передают учащимся неявным образом, это и есть скрытая учебная программа.  Считается, что она способствует осуществлению социального контроля в школе и обществе в целом, поскольку посредством этой программы люди приучаются к конформизму и подчинению авторитету, она также учит их относиться к социальному неравенству как к естественному положению вещей и обеспечивает культурное воспроизводство.  С. Боулз и Г. Гинтис (Bowles and Gintis, 1976) утверждали, что школы играют важную роль в обучении пунктуальности, дисциплине, послушанию и усердию, то есть качествам, необходимым, по их мнению, для рабочей силы в капиталистическом обществе. Согласно этой концепции, успех школы в обучении специальным навыкам и знаниям имеет меньшее значение, нежели успешная передача скрытой учебной программы, соответствующей дисциплинарным требованиям найма. Этот принцип соответствия подвергается критике на том основании, что многие учащиеся не социализируются в школе таким образом, они не становятся дисциплинированными рабочими, о чем свидетельствуют наблюдавшиеся временами распространение индустриального конфликта и сопротивление работников контролю со стороны менеджеров. Сопротивление может быть обнаружено даже в рамках самой школы, поскольку было установлено существование ученических субкультур (в основном среди менее успевающих учеников), отвергающих авторитет и школьные ценности. См. также: Классной комнаты взаимодействие; Образовательные достижения; Школьное знание.

СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО

СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО (COMPLEX SOCIETY) Общество, в котором произошла структурная дифференциация.  Когда-то этот термин был популярным, но в настоящее время его используют редко. См. также: Дюркгейм; Индустриализация; Индустриальное общество; Конт; Разделение труда; Социальное изменение; Функционализм; Эволюции теория; Gemeinschaft.

СЛУЖЕБНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

СЛУЖЕБНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (SERVICE CRIMES) См.: Преступления без жертв.

СЛУЖЕБНЫЙ КЛАСС

СЛУЖЕБНЫЙ КЛАСС (SERVICE CLASS) Этот термин, созданный К. Реннером, применялся Р. Дарендорфом (Dahrendorf, 1959) для обозначения классовой позиции определенных групп людей, занятых умственным трудом и находящихся на высоком уровне социальной иерархии, таких, как менеджеры, профессионалы, работающие по найму в учреждениях, а не индивидуально, а также государственные служащие. Эти группы рассматривались как осуществляющие власть и использующие свои знания и опыт от имени корпоративных органов или капиталистического класса (то есть находящиеся у них «на службе»). Понятие служебного класса в какой-то момент перестало использоваться, однако в 1970-е гг. Дж. Голдторп вновь ввел его в употребление. Оно стало элементом категоризации классов, которая применялась в рамках исследования социальной мобильности в Британии, проведенного группой по изучению социальной мобильности при Оксфордском университете. Результаты этого исследования были представлены Дж. Голдторпом (Goldthorpe, 1987). Голдторп утверждает, что для большинства менеджеров, профессионалов и администраторов характерны отношения найма, основанные на договоре об оказании услуг (contract of service), а не на трудовом договоре (labour contract), предполагающем выполнение определенного объема работы. При таком типе отношений работодатели вознаграждают работников за службу, доверяя им и предоставляя значительную автономию в работе, а также высоко оплачивая эти услуги. Впоследствии Голдторп отказался от идеи доверия как определяющей черты таких отношений. В настоящее время он полагает, что более привилегированные условия договоров найма (об оказании услуг), заключаемых с работниками, которые составляют служебный класс,  объясняются тем, что их работа с трудом поддается отслеживанию и контролю. Кроме того они обладают общей квалификацией и специальными знаниями, которым трудно найти замену в том случае, если эти работники увольняются. См. также: Класс; Средний класс. Лит.: Savage et al. (1992)

СМЕРТНОСТИ УРОВЕНЬ

СМЕРТНОСТИ УРОВЕНЬ (DEATH RATE) Уровень смертности при грубом подсчете равняется числу смертей на 1000 живых в течение года. Стандартизированный уровень смертности равняется числу смертей в течение года в пределах данной когорты или возрастной группы. Стандартизированный уровень является распространенным показателем в демографии, поскольку очевидно, что, например, уровень смертности среди людей 65-летнего возраста намного выше, чем среди подростков. Сравнение грубых показателей, таких, как уровень смертности и уровень рождаемости, вооружает социолога основными мерами рождаемости и прироста населения. Например, «чистый естественный прирост населения»  - это величина превышения «грубого» уровня рождаемости над уровнем смертности. См. также: Демография.

Предыдущая страница Следующая страница