Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОТ"-"ПУТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОТ"-"ПУТ")

ПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗЛИЧИЯ

ПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗЛИЧИЯ (CONSUMPTION CLEAVAGES) В рамках многих социологических исследований предполагалось, что социальный класс  является источником важного социального деления. Однако в последнее время часть социологов утверждает, что по ряду причин деление на классы не имеет столь важного значения как прежде. Социальное деление во все большей степени основывается на различных образцах потребления и может пересекать классовое деление, вызывая нарушение классовой соотнесенности (class dealignment). Например, утверждалось, что различия в образцах голосования объясняются скорее различиями в домашней собственности, а не в классовой принадлежности. П. Саундерс (Saunders, 1990a) развивает это положение, утверждая, что основное деление в современных обществах - это деление на людей, зависимых от государства, и тех, кто обеспечивает себя сам посредством своей личной собственности, касается ли это жилья, пенсий, образования или здоровья. Другая версия данной аргументации используется авторами, утверждающими, что идентичность в современных обществах во все большей степени основывается на различиях в потреблении. Люди строят свою идентичность не на основе классовой позиции или работы, а на основе вкусов, привычек и образцов потребления, разделяемых ими с другими людьми. См. также: Потребления общество.

ПОТРЕБНОСТЕЙ ИЕРАРХИЯ

ПОТРЕБНОСТЕЙ ИЕРАРХИЯ (NEEDS HIERARCHY) Согласно теории американского психолога А.Маслоу (Maslow, 1954), человеческие потребности,  во-первых, являются универсальными, то есть ими обладает каждый, а во-вторых, находятся в иерархическом порядке, включающем в себя пять уровней. Как только удовлетворены потребности на одном уровне данной иерархии, люди начинают стремиться к удовлетворению потребностей на следующем уровне. Основополагающей является потребность в физиологическом благополучии (в питании, сне и тепле). Когда данная потребность удовлетворена, преобладающей становится потребность в безопасности. Следующий уровень составляют потребности в любви и обладании теми или иными вещами. На четвертом уровне находится потребность в самоуважении, что включает в себя уважение к другим людям и самому себе. Пятый, высший уровень, который может быть достигнут только после удовлетворения потребностей на предыдущих четырех уровнях, составляет потребность в самореализации, то есть в развитии и реализации своего потенциала, когда индивид является тем, кем он может быть, или делает то, что способен делать. Теория иерархии потребностей остается, пожалуй, наиболее влиятельной из всех психологических теорий, связывающих индивидуальные потребности с трудовой мотивацией. Используя данную теорию, исследователи объясняли, почему, несмотря на то, что та или иная компания устраняет ряд источников неудовлетворенности служащих (например, удовлетворяя их потребности в благополучии и безопасности труда), ее персонал может по-прежнему испытывать чувство неудовлетворенности. Предлагавшееся объяснение заключалось в том, что служащие теперь рассчитывают на удовлетворение на работе других потребностей, более высокого уровня. Несмотря на влиятельность этой теории психологи оказались не в состоянии эмпирически подтвердить ее валидность. До сих пор не доказано, что существует только пять уровней человеческих потребностей, что потребности иерархически структурированы и что удовлетворение потребностей на одном уровне актуализирует потребности следующего уровня.

ПОТРЕБНОСТЬ

ПОТРЕБНОСТЬ (NEED) Это понятие используется в двух смыслах. (1) В рамках теории индивидуальной мотивации действия людей объясняются их потребностями. Хотя можно признать существование определенных базовых физиологических потребностей - в пище, сне, крове, - удовлетворение которых необходимо для выживания человека, другие потребности формируются под влиянием культуры. Даже когда эти потребности являются физиологическими, такими, как сексуальная потребность, они могут удовлетворяться различными путями, включающими в приведенном примере гомосексуальность, брак, безбрачие (целибат), промискуитет или проституцию, при этом некоторые из них могут быть социально детерминированными. Согласно Б. Малиновскому, человеческие потребности  удовлетворяются благодаря функционированию социальных институтов. Социологи признают также наличие потребностей, которые не являются физиологическими, таких, как потребности в общении, признании или смысле. Понятие потребности имеет также критический смысл, когда оно используется марксистскими социологами, утверждающими, что капиталистическое общество  посредством рекламы порождает ложные потребности. Современная социальная теория,  находящаяся под влиянием постмодернизма, стала уделять больше внимания запросам и желаниям, стимулируемым, как предполагается, консьюмеризмом. (2) В рамках теории социальных систем понятие потребности является частью концепции функциональных предпосылок (см.: Функциональный императив). Например, Т. Парсонс полагает, что любой социальной системе свойственны четыре потребности или «функциональных императива», удовлетворение которых необходимо для выживания системы. См. также: Потребностей иерархия; Систем теория; Социобиология; Функционализм. Лит.: Heller (1974)

ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ

ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ (DEFERENTIAL WORKER) Понятие, обозначающее консервативно настроенного рабочего, с почтением относящегося к представителям традиционного правящего класса как к естественным лидерам общества. Д. Локвуд (Lockwood, 1966) утверждал, что почтительные рабочие встречаются в фермерских хозяйствах и небольших фирмах, где регулярные контакты со старшими по положению и зависимость от них порождают почтительное к ним отношение и ведут к принятию рабочими их установок и ценностей. Данная позиция была оспорена Г. Ньюби (Newby, 1977). См. также: Рабочего класса консерватизм.

ПРАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВИЛО

ПРАВИЛО (RULE) Согласно идеям одной из школ в философии социальных наук, социальное поведение следует понимать как поведение, следующее правилам, а не вызываемое теми или иными причинами. Наиболее известным представителем этой позиции является П. Уинч (Winch, 1958). Он утверждает, что человеческое поведение является внутренне осмысленным, и что невозможно понять, каким образом люди наделяют смыслом свои действия, если исходить из принципа причинности. Наделение смыслом - это функция следования правилам, которые по природе своей социальны, поскольку единственным способом определения верности или ошибочности приписывания того или иного смысла является обращение к тому, как правилам следуют другие индивиды. Таким образом, согласно Уинчу, связи между действиями являются не причинными, а концептуальными, следовательно, то, на что указывают деятели, объясняя свои действия, нельзя считать их причиной. Лит.: Keat and Urry (1975)

ПРАВЯЩИЙ КЛАСС

ПРАВЯЩИЙ КЛАСС (RULING CLASS) Этот несколько устаревший термин используется в социологии для обозначения экономически господствующего социального класса, контролирующего общество с помощью любых доступных политических институтов. В одних обществах такой контроль может осуществляться открыто, как в эпоху феодализма, а в других он может быть менее очевидным. Например, многие марксисты утверждают, что система парламентской демократии в действительности контролируется экономически могущественным капиталистическим классом, хотя этот контроль отнюдь не очевиден и даже не является умышленным. Он осуществляется такими методами, как комплектование (recruitment) парламента людьми, имеющими определенное социальное происхождение. Исследователи элиты утверждают, что истинная демократия невозможна, и что над любым обществом, какой бы ни была его социальная структура,  господствует правящий класс.  См. также: Государство; Моска; Парето. Лит.: Scott (1991)

ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ПРИНЯТИЕ

ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ПРИНЯТИЕ (PRAGMATIC ACCEPTANCE) В отличие от концепций в области анализа убеждений рабочего класса, в рамках которых бездействие подчиненных перед лицом социального и политического неравенства объясняется инкорпорацией рабочего класса в систему господствующих ценностей, или от концепций, согласно которым в обществе все же существует последовательная оппозиционная идеология, не эффективная в силу различных причин, М. Манн (Mann, 1973) утверждает, что подчиненные принимают status quo на прагматической основе, не связанной ни с нормативным включением, ни с оппозицией. См. также: Господствующей идеологии тезис; Двойственное сознание; Инкорпорация; Классовое сознание.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА (PRAXIS) Данное понятие, использовавшееся К. Марксом в ранний период его творчества, имеет два близких значения. (1) Им обозначается действие, противоположное философской спекуляции. (2) Оно предполагает, что фундаментальной характеристикой человеческого общества является материальное производство с целью удовлетворения основных потребностей. Человек прежде всего воздействует на природный мир, - он работает, - и лишь затем осмысливает его. См. также: Материализм. Лит.: Lefebvre (1968)

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ ОТ ОБРАТНОГО

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ ОТ ОБРАТНОГО (COUNTERFACTUAL) Предположение о том, что было бы, если бы что-либо не произошло. Согласно распространенному мнению, для того, чтобы сделать какое-либо социологическое положение значимым и проверяемым, необходимо привести соответствующее предположение от обратного.  Например, с этой точки зрения, для того, чтобы утверждать, что промышленная революция  привела к упадку расширенной семьи, необходимо иметь некоторое представление о том, что произошло бы с институтом семьи, если бы не было промышленной революции. Другой пример: для того, чтобы утверждать, как это делается в рамках некоторых исследований власти, что какое-либо действие идет вразрез с интересами того или иного индивида или той или иной группы, необходимо знать, какие действия отвечали бы интересам этой группы. См. также: Фальсификационизм.

ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (PREFERRED READING) Термин, предложенный С. Холлом (Hall, 1980) для обозначения того, каким образом тексты (например, телевизионные программы или газеты), несмотря на свойственную им полисемию, приводятся в соответствие с господствующей идеологией. Однако члены аудитории реагируют на предпочтительный смысл текстов по-разному. Многие сопротивляются этому смыслу (оппозиционное чтение), другие принимают одну его часть или некоторые части и не принимают другие (негоциируемое или компромиссное чтение). См. также: Аудитория; Гегемония; Господствующей идеологии тезис; Инкорпорация.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (ENTREPRENEURSHIP) Экономист Й. Шумпетер (Schumpeter, 1934) критерием предпринимательства считал инновацию. Предпринимательская деятельность, с этой точки зрения, является двигателем экономического развития, поскольку прибыль образуется посредством производства чегото нового или нахождения новых способов производства уже существующего. Менеджеры организаций в сфере бизнеса являются предпринимателями тогда, когда они принимают творческие и новаторские решения. Этот взгляд на определяющие факторы экономического роста пользовался влиянием в области социологических исследований развивающихся обществ, при этом иногда утверждалось, что степень, в которой существующие социальные ценности способствуют формированию предпринимательской личности, влияет на вероятность экономического развития. Этот интерес к предпринимательству смыкается с известным веберовским анализом протестантской этики и социально-религиозных ценностей и типа личности, способствующих возникновению современного капитализма. В настоящее время иногда различают предпринимателей-антрепренеров, определяемых как владельцы-менеджеры в сфере малого бизнеса, и интрапренеров - менеджеров-новаторов в более крупных организациях. См. также: Достижительская мотивация.

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ (PREJUDICE) Этот термин обычно используется в литературе, посвященной исследованиям расовых отношений, для обозначения индивидуальной антипатии или активной враждебности по отношению к другой социальной группе, определяемой, как правило, на основании расы. Предубеждение, которое часто является объектом психологического исследования, следует отличать от дискриминации, то есть результата социальных процессов, ставящих социальные группы,  которые определяются на основании расы, в невыгодное положение. Предубежденные индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности, а могут и не принимать в ней никакого участия. См. также: Авторитарная личность; Расизм.

ПРЕСТИЖ

ПРЕСТИЖ (PRESTIGE) В области исследований профессионального неравенства в США традиционным, восходящим, по крайней мере, к 1920-м гг., является взгляд, согласно которому статус или «репутация» («honour») различных групп представляет собой важное измерение социальной стратификации. Среди ранних исследований на эту тему выделяется работа Л. Уорнера «Социальный класс в Америке» (Warner, 1949). В рамках этой традиции считается, что профессиональный престиж  (occupational prestige) определяется системой ценностей в обществе и ощущаемой функциональной значимостью различных профессий. Измерение престижа профессий осуществляется с помощью шкал престижа, формируемых посредством опроса, в ходе которого люди выстраивают профессии в соответствии с их социальной значимостью или привлекательностью (мнения респондентов обобщались посредством выведения средних величин). Оценки профессий оказываются удивительно устойчивыми при использовании различных процедур измерения; значительное сходство наблюдается также в оценках относительного престижа профессий, даваемых членами различных обществ. Понятие престижа отличается все же некоторой неопределенностью. В рамках европейской социологической традиции М. Вебер рассматривал статус как социальную репутацию и отличное от класса измерение (dimension) социальной стратификации. Классовое неравенство, согласно Веберу, основано на неравном доступе к материальным вознаграждениям и различных жизненных шансах. Несмотря на знакомство с веберовскими работами, представители американской социологической традиции объединяли сразу несколько измерений профессионального неравенства: доход, власть, уровень образования, а также социальную репутацию. Валидность шкал престижа также подвергалась сомнению в связи с тем, что: (1) не всегда ясно, является ли то, о чем, сообщают респонденты в ходе обследований установок, реальным или желательным соотношением престижа различных профессий; (2) различные респонденты отличаются различным знанием профессиональной структуры; (3) установки респондентов значительно варьируются, и эти различия пропадают при вычислении среднего и сведении ответов в единую шкалу престижа. См. также: Высший класс; Позиционные товары; Статуса противоречивость. Лит.: Trieman (1977)

ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЕЗ ЖЕРТВ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЕЗ ЖЕРТВ (CRIMES WITHOUT VICTIMS) В большинстве случаев, когда совершается преступление, есть четко определяемая жертва. Тем не менее, существует ограниченный ряд преступлений без жертв, иногда обозначаемых как «служебные» преступления. К этой категории относятся употребление наркотиков, азартные игры и проституция. Обычно о таких преступлениях не сообщается в полицию, поскольку обе вовлеченные стороны извлекают из них определенную «выгоду».

ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ (SURPLUS VALUE) В рамках марксистского анализа прибавочная стоимость  определяется как разность между произведенной рабочим стоимостью и стоимостью его средств к существованию. Предположим, рабочий день  длится десять часов. В течение части рабочего дня, скажем, восьми часов, рабочий производит товар, стоимость которого равняется стоимости его средств к существованию. В течение оставшихся двух часов рабочий создает прибавочную стоимость, которая присваивается капиталистом. Согласно К. Марксу, теория прибавочной стоимости объясняет природу эксплуатации в капиталистических обществах. Однако данная теория критиковалась в связи с тем, что (1) не существует точного определения необходимого рабочего времени, поскольку стоимость средств к существованию варьируется от общества к обществу; (2) трудовая теория стоимости  страдает рядом недостатков. См. также: Марксистская социология; Рабочая сила.

ПРИВАТИЗАЦИЯ

ПРИВАТИЗАЦИЯ (PRIVATIZATION) В социологии данный термин наделяется двумя различными смыслами. Во-первых, им обозначается процесс, в ходе которого имущество, находящееся в собственности государства, такое, как газовая и электрическая отрасли, продается частным инвесторам. Этот процесс инициировался правительствами с целью содействия развитию предпринимательской культуры, сокращения правительственных заимствований, повышения эффективности, распространения собственности компаний среди более широкого сектора населения, а также с тем, чтобы сделать сферу обслуживания более чувствительной к нуждам потребителей. Однако отнюдь не очевидно, что какие-либо из этих целей были достигнуты. Во-вторых, этот термин используется в том же смысле, что и термин «приватизм». Лит. Saunders and Harris (1994)

ПРИГОРОДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ПРИГОРОДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (SUBURBAN WAY OF LIFE) Считается, что людям, проживающим в пригородах, свойственен особый образ жизни.  Одни исследователи называют его «приватизированным», указывая на замкнутость таких семей (inward-looking families), их отстраненность от более широкого семейного окружения и соседей и более равномерное домашнее разделение труда.  Другие исследователи, признавая, что пригородная жизнь может быть приватизированной в этом смысле, утверждают, что жители пригородов могут поддерживать и тесные, почти семейные отношения с соседями и друзьями. См. также: Городские окраины; Городской образ жизни; Домашний труд; Приватизм (Обособленность).

ПРИМИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО

ПРИМИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО (PRIMITIVE SOCIETY) В эволюционной антропологии примитивные общества рассматриваются в качестве определенной стадии, с которой начинается развитие более сложных обществ. Использование этого термина часто предполагало, что современный человек умнее, чем его дикие неразумные предки. Вне этого сопряженного с предубеждением контекста примитивное общество  рассматривается как общество доиндустриальное, небольшое по масштабу, в котором отсутствует грамотность, а технология является простой и традиционной. В социологии предпочтение отдается альтернативным терминам, таким, как «докапиталистическое» или «традиционное общество» . Термин «примитивное общество» обычно используется при сопоставлении с обществом современным, городским, индустриальным, при этом оценочный подтекст термина «примитивный» все же переносится на такие, казалось бы, нейтральные описания, как «традиционное общество».

ПРИНУЖДЕНИЕ

ПРИНУЖДЕНИЕ (COERCION) Понятие принуждения используется в двух основных значениях: в значении активного принуждения и в значении принуждения ситуационного. (1) В первом случае этот термин указывает на то, что действия подчиненных индивидов или социальных групп определяются применением или угрозой применения физической силы. Хотя социологи признают, что элемент принуждения существует во всех обществах, считается, что применение силы государством должно подкрепляться некоторой формой легитимации. Люди смиряются с принуждением тогда, когда считают, что оно осуществляется надлежащими должностными лицами. (2) Принуждение во втором смысле означает, что людей вынуждают вести себя определенным образом ситуационные обстоятельства, то есть структура общества, а не индивиды. По К. Марксу, экономическая организация общества принудительна по своей природе, поскольку для того, чтобы выжить, неимущий рабочий вынужден продавать свой труд. См. также: Авторитет; Власть; Консенсус; Конфликта теория; Легитимность; Социальный контроль; Социальный порядок.

ПРИРОДА И ВОСПИТАНИЕ

ПРИРОДА И ВОСПИТАНИЕ (NATURE/NURTURE DEBATE) Человеческие существа одновременно включены в мир природы (посредством своего тела) и в мир культуры (посредством языка). Точное соотношение между биологическим и культурным в устройстве человеческого общества долгое время составляло предмет спора в социальной философии и социальных науках. В полемике о соотношении природы и воспитания существуют две крайние точки зрения: (1) сторонники генетического подхода утверждают, что характеристики индивидов, социальных групп и наций могут объясняться исключительно с точки зрения генетической наследственности; (2) представители культурного детерминизма и антинатурализма утверждают, что индивидуальные различия и национальный характер  полностью объясняются социализацией. Объяснения с точки зрения генетической наследственности часто предлагаются теориями криминального поведения, интеллекта и образовательных достижений. Так, согласно теориям, подчеркивающим значение генетических факторов, интеллект не испытывает существенного влияния культуры и образования. Феминисты выступают против акцента на биологическом поле при объяснении различий между мужчинами и женщинами, утверждая, что такое объяснение отражает ценности патриархата, тогда как в действительности эти различия порождаются гендером и, следовательно, социальны по своей природе. Хотя социологи традиционно отвергали любые формы генетизма, некоторые из них, такие, как Т. Парсонс, стремились к более плодотворному теоретическому соотнесению биологических и социальных систем. Парсонс (Parsons, 1977) проводил параллель между символами, информацией и кибернетикой в социальных системах и передачей «информации» посредством ДНК в системах биологических. См. также: Биологизм/Биологический редукционизм; Мид Маргарет; Психическое здоровье; Социобиология.

ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ (NATURAL AREA) В рамках теории, известной под названием городской экологии, территория города, где проживает население определенного типа (например, пригород или гетто), называется природной территорией. Такая территория является относительно однородной в социальном и культурном отношениях и, согласно городской экологии, создается действием экологических сил, размещающих сходные типы населения в сходных районах. См. также: Городской образ жизни;  Концентрических зон теория; Чикагская школа.

ПРИСТРАСТИЕ

ПРИСТРАСТИЕ (ADDICTION) Увлечение (вплоть до появления рабской зависимости) употреблением какого-либо вещества, обычно наркотического, считающееся физически или социально опасным. Один из исследовательских подходов к пристрастию сосредоточивается на (1) пристрастиях, связанных с преступным поведением (таким, как дорожные правонарушения); (2) социальном распределении пристрастий в соответствии с возрастом, классом и полом; (3) социальных и психологических источниках пристрастий (таких, как влияние родителей). Исследования, проводимые в рамках данного подхода, подчеркивают значение обучения пристрастию и наличия возможностей для аддиктивного поведения. Напротив, в рамках позитивистских подходов, принимающих позицию бихевиоризма, больше внимания уделяется физиологическим и психологическим факторам длительного пристрастия и вопросам возможного выздоровления (recovery). Третий подход к пристрастию основывается на символическом интеракционизме и сосредоточивается на (1) социальных процессах и социальном контексте, превращающих индивидов, например, в наркозависимых (drugusers), принадлежащих к девиантной субкультуре; (2) процессах, поддерживающих пристрастие к наркотикам; (3) социальной реакции или «наклеивании ярлыка» социального девианта на наркозависимого индивида. При этом процесс превращения в наркозависимого рассматривается как своего рода «карьера» с выделением определенных стадий, в ходе которых индивид постепенно принимает стигматизирующий ярлык и начинает соответствовать этой новой идентичности. Таким образом, социология девиантности рассматривает «пристрастие» как ярлык, посредством которого правоохранительные органы и общественное мнение  осуществляют социальный контроль  над индивидами, считающимися опасными или антисоциальными. Кроме того, наблюдается медикализация поведения, вследствие которой понятие «пристрастие» распространяется на множество других видов деятельности, таких, как азартные игры. Гидденс (Giddens, 1992) рассматривает такое распространение как часть рефлексивного проекта самости. Лечение пристрастия заключается либо в некоторой форме «терапии отвращения» («aversion therapy»), при которой употребление наркотических веществ начинает ассоциироваться с неприятными ощущениями, либо в программе обучения сокращению и отказу от пристрастия посредством участия в таких добровольных организациях, как «Анонимные алкоголики». Тем не менее, доля излечившихся вследствие применения первого или второго метода является небольшой, и пристрастие представляет собой постоянную проблему. См. также: Девиантное поведение; Девиантности усиление; «Наклеивания ярлыков» теория; Социальная патология; Социальные проблемы; Тело.

ПРИЧИННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ПРИЧИННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (CAUSAL MODELLING) Социологи часто стремятся к пониманию причинных связей между различными одновременно действующими переменными, однако применить экспериментальный метод,  который позволяет точно определить воздействие одних переменных на другие и их взаимодействие, для сбора социологических данных обычно бывает невозможно. Социологические данные обычно представляют отношения корреляции, а не причинности. «Причинное моделирование» - общее название ряда статистических техник, способствующих обнаружению среди корреляций причинных связей. Эти техники называют также моделями структурного уравнения. Они включают в себя множественную регрессию, путевой анализ  и логлинейный анализ.  Отправной точкой является построение модели  предполагаемого причинного процесса, теоретически выводимой исследователем. Статистические техники применяются к данным с целью установления их соответствия модели. Тем не менее, причинные модели не доказывают существования причинных связей. При построении моделей принимаются различные допущения, которые могут не обладать валидностью в каком-либо частном случае. Одно из преимуществ причинного моделирования заключается в том, что, представляя причинные механизмы формально, исследователям приходится делать свои допущения явными. Причинное моделирование использовалось, главным образом, применительно к данным крупномасштабных обследований, хотя в настоящее время его все чаще применяют к другим совокупностям данных, включающим исторические статистические ряды. См. также: Измерения уровни; Многопеременный анализ. Лит.: Duncan (1975)

ПРИЧИННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

ПРИЧИННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ (CAUSAL EXPLANATION) Форма объяснения, при которой утверждается, что одно положение вещей является причиной другого. Например, считается, что переход к индустриальному обществу был причиной того, что расширенная семья  уступила место нуклеарной. Некоторые исследователи указывают на проблематичность использования причинных объяснений в социологии в связи с тем, что (1) большинство социальных явлений отличаются крайней сложностью, поэтому трудно найти процедуры, которые позволили бы точно установить каузально важные элементы; (2) обычно невозможно осуществить эксперимент с использованием надлежащей контрольной группы; (3) причинные объяснения не могут быть успешными, поскольку они основываются на предположении о том, что люди подобны природным объектам, что неверно, так как их действия отчасти определяются теми смыслами, которыми они наделяют окружающий мир. См. также: Герменевтика; Корреляция; Позитивизм; Причинное моделирование; Реализм; Geisteswissenschaften; Verstehen. Лит.: Keat and Urry (1975)

ПРОБЛЕМАТИКА

ПРОБЛЕМАТИКА (PROBLEMATIC) Социологические понятия не существуют независимо друг от друга. Проблематикой называются связывающие их теоретические рамки.

ПРОГРЕСС

ПРОГРЕСС (PROGRESS) Социология XIX в. большей частью основывалась на предположении о существовании прогресса, который отождествлялся с индустриализацией. Предполагалось, что технологическое развитие ведет к повышению материального благосостояния, что отражается в улучшении здоровья населения и увеличении продолжительности жизни. Индустриализация ассоциировалась также с развитием гражданских прав (см.: Гражданство), грамотности и образования. Прогресс представлялся социальным проявлением разума, знания и технологии. Однако массовые войны, появление фашизма и тоталитарных правительств в ХХ в. привели к тому, что социологию в целом стал отличать более пессимистичный настрой в связи с ослаблением уверенности в прогрессивном характере индустриального общества. В то же время существование прогресса по мере эволюции обществ неявно предполагалось функционализмом, а оптимистическое видение развития в ХХ в. было характерно для социологического анализа постиндустриального общества. Традиционные теории прогресса не могут ответить на три фундаментальных вопроса о социальном изменении. (1) Каким социальным группам выгоден прогресс? (2) Кто определяет, что считать прогрессивным? (3) Кто решает, какие индивидуальные или социальные издержки допустимы для достижения того или иного уровня прогресса? См. также: Эволюции теория. Лит.: Kumar (1995)

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ (FORCES OF PRODUCTION) Понятие, используемое в рамках марксистской социологии; обозначает как материалы, так и инструменты и технику, которые используются в процессе производства товаров. Производительные силы необходимо отличать от производственных отношений. См. также: Маркс; Способ производства.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (RELATIONS OF PRODUCTION) Ключевое понятие марксистской социальной теории. Традиционная точка зрения заключается в том, что экономика, которая для марксистов является основным определяющим фактором социальных явлений, состоит из производительных сил и производственных отношений. Последние всегда с трудом поддавались определению. Согласно наиболее распространенному взгляду, при любом способе производства производственные отношения  - это отношения между теми, в чьей собственности находятся средства производства,  и теми, кто их лишен. Трудность, возникающая при таком определении, состоит в том, что собственность, как представляется, является правовой категорией, а, поскольку право, как утверждается, детерминируется экономикой, включающей производственные отношения, определять эти отношения с точки зрения права нельзя. Попытки решить эту проблему связаны с поиском неправовых определений производственных отношений. В сущности, эти попытки сопряжены с рассмотрением производственных отношений с точки зрения контроля над продуктом производства и способности его присваивать. Так, в капиталистических обществах производственные отношения - это отношения между капиталистом и рабочим, при которых первый контролирует средства производства и может распоряжаться товарами и услугами, производимыми последним. Конечно, капиталист может вести себя так отчасти потому, что юридически владеет средствами производства. Однако идея такой юридической силы не является составной частью дефиниции производственных отношений, которые теоретически могут функционировать и без такой правовой санкции. Как бы ни определялись производственные отношения, они рассматриваются как имеющие фундаментальное значение как с точки зрения устройства общества, так и в отношении производительных сил, по-разному организованных в различных обществах. Понятие производственных отношений обычно не означает отношений между отдельными капиталистами и рабочими, являясь обобщенным и применяемым в отношении социальных классов. Таким образом, именно производственные отношения определяют природу двух классов - капиталистов и рабочих. Более того, вследствие антагонистичности производственных отношений  (это связано с тем, что у рабочего отнимается продукт его труда) антагонистичными являются и отношения между классами. См. также: Базис и надстройка; Класс; Классовая борьба; Маркс; Марксистская социология.

ПРОЛЕТАРИАТ

ПРОЛЕТАРИАТ (PROLETARIAT) В том смысле, в каком это понятие используется в социологии, оно эквивалентно понятию рабочего класса. См. также: Буржуазия; Маркс.

ПРОЛЕТАРИЗАЦИЯ

ПРОЛЕТАРИЗАЦИЯ (PROLETARIANIZATION) Процесс, в ходе которого части среднего класса поглощаются рабочим классом. Вопрос о пролетаризации широко обсуждался в 1970-1980-е гг., в частности марксистскими социологами. Критерии, используемые для определения того, имеет место такое поглощение или нет, отличаются значительной сложностью, что является причиной серьезных споров, поскольку пролетаризация может иметь место при измерении на основании одного критерия и отсутствовать при измерении на основании другого. Необходимо отличать пролетаризацию условий от пролетаризации действия. Первая определяется рыночными, трудовыми и статусными соображениями - чем больше размер зарплаты, продолжительность отпуска, шансы продвижения по службе, дополнительные льготы, отношения с работодателями, степень автономии в работе и статус в сообществе «беловоротничковых» служащих приближаются к значениям этих показателей, характерным для рабочих, занятых физическим трудом, тем более пролетаризованными эти служащие становятся. Пролетаризация действия измерялась, главным образом, на основе поведения при голосовании или склонности к вступлению в профсоюзы. Однако в настоящее время такого рода индикаторы считаются ненадежными, поскольку радикальные политические партии  более не примыкают к рабочему классу, а тред-юнионизм переживает упадок. Вследствие этого пролетаризация условий необязательно ведет к пролетаризации действия. Данные исследований, проведенных в Британии, свидетельствуют о том, что пролетаризации подвержены лишь работники сферы обслуживания (например, продавцы) в сипу деквалификации их труда, снижения степени автономии в работе и близости их политических и социальных установок установкам рабочих, занятых физическим трудом. См. также: Класс. Лит.: Marshalletal. (1988)

ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ (ENLIGHTENMENT) Европейское философское и социальное движение  восемнадцатого столетия, часто называемого «веком разума». Философы Просвещения выдвинули множество различных прогрессивных идей, отстаивая свободу мысли и выражения, критику религии, ценность разума и науки, приверженность социальному прогрессу и значение индивидуализма. Критические светские идеи Просвещения сыграли решающую роль в возникновении современных обществ. Главными фигурами этого движения были Ж.А. Кондорсе (1743-94), Д. Дидро (1713-84), Д. Юм (1711-76), И. Кант (1724-1804), Ж.Ж. Руссо (1712-78) и Ф. Вольтер (1694-1778). Идеи Просвещения в свою очередь подвергались критике. В XIX в. романтики утверждали, что просвещенческий разум был бездушным, а консерваторы считали его слишком радикальным. В ХХ в. Просвещение критиковалось как движение, фактически нетерпимое к индивидуальным различиям и непохожести культур. Представители феминизма критиковали идеи Просвещения, указывая, что они отражают видение реальности сквозь призму односторонних мужских ценностей. Самоуверенная, твердая вера в Разум - редкое явление для мысли конца ХХ в. См. также: Постмодернизм; Рационализм; Хабермас. Лит.: Gay (1966-9)

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ДИСТАНЦИАЦИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ДИСТАНЦИАЦИЯ (TIME-SPACE DISTANTIATION) Иногда утверждается, что социальная теория  все еще не принимает во внимание революционные изменения в физике и биологии, которые произошли в ХХ в. в связи с понятием относительности. Социологами природное время попрежнему понимается в духе Декарта и Ньютона как абсолютное и неизменяемое, тогда как для современных естественных наук оно является ритмическим и подверженным изменениям. Э. Гидденс в работе «Конституирование общества» (Giddens, 1984) предложил понятие пространственновременной дистанциации, определяемое им как «растяжение» социальных систем во времени и пространстве на основе разнообразных механизмов социальной и системной интеграции. Согласно его теории структурации, организация социального пространства-времени является аспектом распределения в обществе авторитета, то есть аспектом власти. В эпоху технологических инноваций ни индивиды, ни группы не имеют устойчивой фиксации в определенной точке пространства-времени, а социальное взаимодействие  может быть протяженным во времени. Сокращение расстояния, связанное с возможностью ускоренного перемещения людей в пространстве и времени, Гидденс называет сворачиванием пространства и времени (time-space convergence). Социальное взаимодействие часто происходит между людьми, отсутствующими в реальном пространствевремени, как, например, в случае с междугородними телефонными разговорами, а с появлением информационной технологии индивиды и целые общества оказываются рассредоточенными в виртуальной реальности. Наконец, Гидденс считает, что время и пространство утрачивают неразрывную связь с социальной активностью, при этом социальные отношения  оказываются оторванными от их непосредственной среды. Концепция пространственно-временной дистанциации, предложенная Гидденсом, критиковалась на том основании, что (1) она не учитывает существенных различий в организации пространства-времени в современных обществах; (2) ее автору не удается осмыслить время и пространство в качестве ресурсов; (3) она не учитывает, что перемещение в пространстве (такое, как туризм) представляет собой своего рода игру со временем (temporal play). См. также: Информационная супермагистраль. Лит.: Urry (1996)

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА (PROTESTANT ETHIC) Вслед за двумя очерками М. Вебера 1904-1905 гг., позднее опубликованными под названием «Протестантская этика и дух капитализма»  (Weber, 1930), утверждается, что светская культура капиталистического общества берет свое начало, как это ни парадоксально, в аскетизме протестантской Реформации. С этой точки зрения, протестантская этика и дух капитализма  обладают избирательным сродством. Протестантизм придавал важное значение автономии и независимости индивида, противопоставляемым зависимости от церкви, духовенства и ритуала. Согласно кальвинистским религиозным доктринам, верующие в своем стремлении к спасению не могут более полагаться на институционализированные средства прощения, характерные для католической церкви (исповедь, причастие, крещение), на опосредующую роль священников или на силу благих деяний. Ключевым элементом протестантских доктрин стала индивидуальная вера в Христа как спасителя греховного человечества. Протестанты испытывали «тревогу за спасение», поскольку, веря в то, что оно предопределено лишь для избранных, они не имели полной уверенности в своем собственном спасении. В проповедях протестантских пасторов утверждалось, что ответ на эти сомнения и тревогу можно найти в мирском призвании, самоконтроле, усердном труде и служении общине (communal service), поскольку эти качества могут служить признаком избранности. Протестантизм обусловил большую часть культурного содержания раннего капитализма - индивидуализм, достижительскую мотивацию, враждебность к унаследованному богатству и роскоши, легитимацию предпринимательского призвания, неприятие магии и суеверия, преданность организации и расчету в личной и общественной жизни. Протестантизм стал элементом рационализации западного общества. Тем не менее, Вебер полагал, что, несмотря на крайне важное значение протестантской этики для развития рационального духа капитализма, развитой капитализм  в ней не нуждается. Тезис о протестантской этике Вебера подвергался критике, основанной на следующем: (1) некоторые историки утверждают, что эмпирические данные, на которых основывается веберовская интерпретация протестантизма, слишком ограничены и нерепрезентативны; (2) у Вебера нет какой-либо адекватной формулировки точных отношений между капитализмом и протестантизмом; (3) некоторые из аспектов традиционного католического учения совместимы с капитализмом в той же степени, что и протестантизм; (4) Вебер не учитывал кардинальные изменения в католицизме, произошедшие после Реформации, суть которых заключалась в модернизации католицизма изнутри; (5) природа капитализма противоречива, поскольку он требует не только накопления для будущих капиталовложений, но и потребления товаров; если первому способствует протестантский аскетизм, то для последнего может быть необходим гедонизм. Однако тезис Вебера о протестантской этике оказался необыкновенно жизнеспособным и устойчивым по отношению к самой разрушительной критике. См. также: Предпринимательство. Лит.: Marshall, G. (1982)

ПРОТИВОРЕЧИЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ (CONTRADICTION) Утверждается, что два вида социальной деятельности находятся в противоречии тогда, когда они несовместимы по самой природе своей. Этот термин чаще всего используется в марксистской социологии. Например, с марксистской точки зрения, существует противоречие между трудом и капиталом из-за эксплуатации первого последним путем извлечения прибавочной стоимости. Противоречия, несмотря на то, что они являются неотъемлемой частью структуры общества, не обязательно выливаются в настоящий (actual) конфликт. В случае с трудом и капиталом существование конфликта зависит от организации классовых сил и деятельности государства. Чем фундаментальнее противоречия, и чем больше различных противоречий переплетаются друг с другом, тем серьезнее конфликт, к которому они могут привести. См. также: Конфликта теория; Маркс; Систем теория. Лит.: Althusser (1966)

ПРОФСОЮЗЫ

ПРОФСОЮЗЫ (TRADE UNIONS) Организации работников, объединившихся с целью улучшения оплаты и условий труда. Социологические исследования профсоюзов сосредоточивались на следующих вопросах. (1) Вклад профсоюзов в институционализацию конфликта в обществе и в индустриальной сфере. В этом контексте внимание концентрируется на процессе коллективного соглашения, степени, в которой профсоюзные функционеры (officials) представляют рядовых членов в процессе переговоров с работодателями, а также на вероятности выполнения членами профсоюза условий соглашения. Существует единое мнение, согласно которому профсоюзы довольно эффективно действовали в направлении институционализации конфликта. Марксистские социологи в связи с этим критикуют профсоюзы за то, что они способствуют приверженности рабочих реформизму и нацеленности на частичные улучшения своих условий, что препятствует развитию революционного классового сознания. (2) Профсоюзная демократия вызывает интерес в связи с выдвинутым Р. Михельсом тезисом о том, что руководство профсоюзов неизбежно превращается в олигархию, более не представляющую интересы рядовых членов. Олигархические тенденции несомненно существуют, однако современные исследования показывают, что при определенных условиях представительство интересов рядовых членов сохраняется, в частности тогда, когда существуют сильные первичные ячейки на низовом уровне, возглавляемые цеховыми старостами. (3) Способность профсоюзов отстаивать интересы своих членов иногда может возрастать. Вместе с тем исследования показывают, что обычно профсоюзы слабее работодателей (в особенности в крупных корпорациях), при этом масштаб такого дисбаланса власти меняется вместе с экономическими условиями. (4) В 1970-е гг. развернулась дискуссия об отношениях между профсоюзами и политикой, в рамках которой для описания определенной политической стратегии в отношении профсоюзов использовалось понятие «корпоратизм». (5) Марксисты обеспокоены влиянием профсоюзов на единство рабочего класса, поскольку основанная на профессиональной принадлежности политика тред-юнионизма, некогда распространенная в Британии и Америке и все еще обладающая некоторой силой, разделяет рабочий класс  на отдельные сегменты, что препятствует единым действиям или единому сознанию. (6) Членство в профсоюзах иногда использовалось исследователями в качестве показателя пролетаризации. Как таковое членство в профсоюзах не имеет отношения к классовому сознанию или пролетарским социальным образам (см.: Классовой структуры образы), поскольку причины вступления людей в профсоюзы могут быть различными: идеологическая приверженность рабочему движению, прагматическая оценка выгод, которые может принести членство в профсоюзе, или принуждение, как в случае с предприятиями, принимающими на работу только членов профсоюзов (в настоящее время это является незаконным в Британии), что заставляет людей вступать в профсоюз против их воли. Однако некоторые социологи утверждали, что развитие профсоюзного движения среди «белых воротничков» в Британии в 1960-1970-е гг. отражало их пролетаризацию. На протяжении последних двадцати лет членство в профсоюзах становилось все менее распространенным явлением в странах с развитой экономикой. Ослабело и влияние профсоюзов на работодателей и политиков. Эти тенденции были особенно заметны в Британии и США. Социологи в настоящее время уделяют тред-юнионизму гораздо меньше внимания. См. также: Гражданство; Забастовки; Индустриальный конфликт; Ленинизм; Рабочее движение; Рабочий класс; Рынка труда сегментация; Рынок труда; Средний класс; Юнионизм. Лит.: Crouch (1982)

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ (MENTAL HEALTH) В психиатрии и аномальной психологии психические заболевания подразделяются на неврозы и психозы. Причинами психических заболеваний являются либо органические нарушения деятельности психики, либо внутриличностные конфликты, своими корнями уходящие в детство. Психоз (например, шизофрения) заключается в потере контакта с реальностью; неврозы (например, невроз тревоги или реактивная депрессия) представляют собой менее тяжелые заболевания, проявляющиеся в чрезмерно чувствительной реакции на действительность. Фобии (такие, как страх открытого пространства) рассматриваются как частные случаи невроза тревоги. Эти категории были подвергнуты критике на том основании, что они (1) не являются логически последовательными и (2) прикрываясь нейтральным языком науки, отражают взгляды на девиантное поведение  с точки зрения повседневного знания. В противовес такому подходу социология безумия рассматривает душевные заболевания с критической точки зрения. «Безумие» - это социальный «ярлык», применяемый в процессе классификации девиантности и для контроля над ней. «Безумие» относится к тому ряду «ярлыков» (таких, как «колдовство», «бродяжничество» или «истерия»), посредством которых девианты могут подвергаться заточению. Поведение душевнобольного, несмотря на то, что может иметь органические причины, противоречит социальным нормам, и поэтому лечение является формой социального контроля. Т. Шаш (Szasz, 1971) обратил внимание на потерю индивидуальных прав, которая следует за приписыванием девиантам душевного заболевания. М. Фуко (Foucault, 1961) исследовал историческое изменение критериев, используемых при принятии решения о заточении людей в случаях с проказой, венерическими заболеваниями или безумием. С его точки зрения, научная психиатрия не является прогрессом в области знания, представляя собой лишь более тонкую и изощренную форму социального контроля. Согласно Фуко, психиатрия - это триумф «разума» над «безумием» в форме социального исключения и изоляции. Существует также феминистская критика, в рамках которой выдвигаются следующие положения. (1) Вероятность наклеивания ярлыка безумия в случае с женщинами выше, чем в случае с мужчинами. (2) Психиатрия, следуя ценностям патриархального общества, рассматривает женщину как истеричное и невротичное существо. (3) В рамках психоанализа женщины также рассматриваются как неполноценные существа. (4) Негативные стереотипы в отношении женщин отражаются в различном подходе к лечению и к определению того момента, когда человека следует признать душевнобольным; например, в Британии лишь каждый двенадцатый мужчина в какой-то момент жизни попадает в психиатрическую лечебницу, тогда как в случае с женщинами в такой ситуации оказывается каждая восьмая. (5) Институт брака, как представляется, защищает мужчин, подвергая женщин повышенной опасности душевного заболевания. См. также: Антипсихиатрия; Колдовство; Медикализация; Медицинская модель; «Наклеивания ярлыков» теория; Социология здоровья и болезни; Фрейд. Лит.: Scheff (1966); Mangen (1982)

ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА

ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА (PUBLIC SPHERE) Сфера публичной жизни, в рамках которой может разворачиваться обсуждение общественно значимых вопросов, ведущее к формированию информированного общественного мнения. С развитием публичной сферы связан ряд институтов - государство, газеты и журналы, обеспечение публичного пространства, такого, как парки, кафе и другие общественные места, - а также культура, благоприятствующая публичной жизни. Некоторые теоретики, такие, как Хабермас или Сеннет (Sennett, 1974), утверждали, что публичная сфера  была наиболее развита в Европе XVIII в., и что с тех пор наблюдались отход от участия в общественной жизни и растущее разделение между сферами публичной и частной жизни под влиянием развития капитализма и коммодификации повседневной жизни. Это означало разрыв между семьей и жизнью домохозяйства, с одной стороны, и миром работы и политики - с другой. Это деление обусловлено также гендерными различиями, поскольку организацией частной сферы занимаются женщины, а в публичной доминируют мужчины. Предметом широкого обсуждения была современная роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в сохранении публичной сферы (Dahlgren, 1995). Некоторые участники этой дискуссии утверждают, что телевидение делает тривиальными затрагиваемые вопросы и отличается тенденциозностью, вследствие чего препятствует обоснованному публичному обсуждению. Другие говорят о том, что телевидение в сущности поставляет сырой материал, используемый людьми для обсуждения общественно значимых вопросов в повседневной жизни. См. также: Приватизация; Приватизм.

ПУТЕВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

ПУТЕВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (PATH DEPENDENCY) См.: Институциональная теория.

ПУТЕВОЙ АНАЛИЗ

ПУТЕВОЙ АНАЛИЗ (PATH ANALYSIS) Частный случай применения такой статистической техники, как регрессия. Множественная форма регрессии позволяет одновременно исследовать отношения между несколькими переменными и их взаимодействие. В рамках путевого анализа предполагается, что определенная причинная модель  объясняет отношения между переменными. Причинная связь означает, что одна переменная предшествует по времени другой и оказывает на нее однонаправленное влияние. Для каждой предполагаемой причинной связи вычисляется путевой коэффициент (стандартизированный коэффициент регрессии) . После этого данная модель представляется в виде диаграммы, изображающей переменные и причинные связи между ними с указанием соответствующих путевых коэффициентов для каждой связи. Такая техника впервые была использована генетиком С.Райтом в 1920-е гг., а социологи стали широко применять ее в 1960-е гг. Наиболее известным примером использования путевого анализа в социологии является исследование относительного значения различных факторов, влияющих на профессиональные достижения в Соединенных Штатах (Blau and Duncan, 1967). См. также: Взаимодействие переменных; Многопеременный анализ; Причинное моделирование. Пит.: Duncan (1966; 1975)

Предыдущая страница Следующая страница