Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "С" (часть 2, "СМЕ"-"СОЦ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СМЕ"-"СОЦ")

СМЕРТНОСТЬ

СМЕРТНОСТЬ (MORTALITY) Данные о смертности часто выражаются в виде грубого показателя, такого, как смертности уровень,  число смертей на тысячу индивидов. Этот показатель обычно не очень полезен, поскольку он сильно зависит от возрастного и гендерного состава населения. Другие меры смертности дифференцированы по возрасту, гендеру и классу. Уровни смертности являются важными социальными показателями. Уровень детской смертности, в особенности уровень смертности новорожденных (первые четыре недели жизни), представляет собой чувствительный индикатор общего социального благополучия в различных обществах или в различных регионах в пределах одного общества. Различия в уровнях смертности между социальными классами указывают на неравенство в здравоохранении, размерах состояний и условиях работы. В Британии произошел заметный сдвиг в основных причинах смерти от инфекционных к дегенеративным заболеваниям. См. также: Демография.

СМЕЩЕНИЕ

СМЕЩЕНИЕ (BIAS) Систематическая ошибка или смещение - это разница между истинным значением переменной и ее средним значением, полученным при проведении повторных исследований. Любое расхождение между истинным и исследовательским значениями в пределах одного исследования представляет собой сумму двух факторов: смещения и выборки ошибки.  Идея смещения предполагает, что существует «истинное» значение переменной. Это допущение оспаривается на том основании, что такие значения не существуют независимо от используемой процедуры измерения. Последний взгляд имеет множество достоинств социальной науки. Например, интервью обладает определенным социальным характером, вследствие этого любые данные, собранные посредством интервью могут быть подвержены смещению, связанному с особенностями интервьюера (который, например, может быть предубежден против респондента), респондента (который может сообщать ложные сведения в ответ на вопросы на социально чувствительные темы или реагировать на личность интервьюера) или взаимодействия между ними. Второй и третий эффекты возникают даже тогда, когда используется структурированный вопросник. Исследовательские данные, таким образом, детерминируются методом измерения. См. также: Интервью; Неучастие в опросе.

СОБСТВЕННОСТЬ

СОБСТВЕННОСТЬ (PROPERTY) Под собственностью в социологии обычно понимается совокупность прав как на неодушевленные объекты (земля, дома и т.д.), так и на одушевленные (животные, люди). Эти права социально детерминированы и поэтому изменяются от одного общества к другому, а также в пределах какоголибо общества с течением времени. Права собственности подразумевают социальные отношения  между людьми, поскольку (1) они определяют, кто имеет санкционированный доступ к этим объектам, а кто лишен этого доступа; (2) обладание собственностью может наделять собственников властью над Другими людьми; и (3) в некоторых обществах люди сами являются объектами собственности (как в рабовладельческих обществах и фактически в тех феодальных обществах, где сельскохозяйственные работники были крепостными крестьянами и в качестве таковых были подчинены воле помещика и могли передаваться от феодала к феодалу вместе с землей). Социологические концепции собственности сосредоточиваются на следующих моментах: (1) приобретение - каким образом индивиды или коллективы получают доступ к собственности; (2) распределение - образцы владения собственностью и контроля над ней; принципы, лежащие в их основе, и институты (включая право), поддерживающие образцы распределения; (3) последствия отношений собственности для индивидов и социальных структур; (4) социальные ценности или идеологии, обосновывающие права собственности. В капиталистических обществах права собственности редко включают права на людей. Основными правами, связанными с собственностью, являются права контроля, извлечения выгоды и распоряжения собственностью на исключительной основе. Исторически собственность была главным образом частной и личной, и все права собственности принадлежали индивидам (за исключением тех случаев, когда право распоряжения ограничивалось правовым механизмом майората), хотя корпоративные институты, такие, как церковь или коллегиальные органы, обладали коллективными правами собственности. С середины XIX в. основные изменения в этой области были связаны с ростом корпоративной собственности наряду с развитием акционерных компаний, находящихся во владении ряда индивидуальных акционеров, но юридически рассматривающихся как единые образования со своим собственным корпоративным лицом. В условиях развитого капитализма производительная собственность (собственность, играющая экономическую роль) становится все более корпоративной и безличной по мере того, как экономическая деятельность сосредоточивается в крупных корпорациях, приходящих на смену индивидуальным предпринимателям и семейным фирмам. В последнее время социологи сосредоточивались на таких темах, как домашнее владение, интеллектуальная собственность  и наследование. В первом случае предметом исследований было растущее влияние домашнего владения в Британии на образцы голосования, участие в жизни общины (территориального сообщества) и установки в отношении домашней жизни. См. также: Менеджеров революция; Производственные отношения; Рабство; Феодализм. Лит.: Reeve (1986); Saunders (1990b)

СОВМЕСТНЫЕ СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ

СОВМЕСТНЫЕ СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ (JOINT CONJUGAL ROLES) См.: Супружеские роли.

СОВОКУПНЫЕ ДАННЫЕ

СОВОКУПНЫЕ ДАННЫЕ (AGGREGATE DATA) Некоторые стратегии анализа данных предполагают сосредоточенность на статистике, касающейся скорее широких категорий или групп, нежели индивидуальных случаев, например, на статистике, касающейся социальных классов, домохозяйств или типов личности. Респондентов сводят в эти более широкие единицы, и, таким образом, они более не могут быть идентифицированы в отдельности.

СОЗНАНИЕ ЛОЖНОЕ

СОЗНАНИЕ ЛОЖНОЕ (CONSCIOUSNESS, FALSE) См.: Классовое сознание.

СОПРЯЖЕННОСТИ ТАБЛИЦА

СОПРЯЖЕННОСТИ ТАБЛИЦА (CONTINGENCY TABLE) См.: Кросс-табуляция; Логлинейный анализ.

СОРОКИН, ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СОРОКИН, Питирим Александрович (SOROKIN, Pitirim А.) (1889-1968) Родился и получил образование в России, был выслан из страны в 1922 г.  и в конце концов поселился в Соединенных Штатах. В 1930 г. стал первым профессором социологии в Гарвардском университете. Сфера основных научных интересов Сорокина включала социальную мобильность («Социальная мобильность» - Sorokin, 1927), оценку социологической теории («Современные социологические теории» - 1928, «Социальная философия в век кризиса» - 1950, «Причуды и недостатки современной социологии» - 1956, «Социологические теории современности» - 1966) и анализ социального изменения («Социальная и культурная динамика» - 1937-41, «Социокультурная причинность, пространство, время» - 1943).

СОСЛОВИЯ

СОСЛОВИЯ (ESTATES) Система стратификации, исторически сложившаяся в Европе и России, для которой, как и для кастовой системы (см.: Каста), характерны резкие различия и жесткие барьеры между небольшим числом страт. В отличие от каст, сословия формировались не на основе религиозных правил, а политическим путем, посредством принимаемых людьми законов. Эти законы служили как определению сословной системы, так и контролю над мобильностью между стратами, а также созданию упорядоченной системы прав и обязанностей, применимых ко всем членам общества. Каждое сословие имело собственный кодекс надлежащего поведения (например, этикет). Сословия характерны для периода феодализма и постфеодального, раннего периода модерна. В ту пору общество обычно делилось на три сословия - духовенство, дворянство и простой народ, а иногда на четыре, если в пределах низшего сословия существовало деление на городских жителей и крестьян.

СОССЮР ФЕРДИНАНД ДЕ

СОССЮР Фердинанд де (SAUSSURE, Ferdinand de) (1857-1913) Швейцарский лингвист, основатель Женевской школы лингвистического структурализма. Подчеркивал коллективную природу языка, указывая на то, что подобно культуре язык является коллективно производимой общей системой смысла. На Соссюра оказал влияние Э. Дюркгейм. В своем «Курсе общей лингвистики» (Saussure, 1916) Соссюр проводит различие между речью или языком-поведением (раrоIе) и языком как системой регулярностей (langue). Язык - это система знаков. Его смысл определяется структурой взаимно детерминирующих единиц, которые представляют собой самореферентную и условную (conventional) систему. Лингвистическая единица или знак имеет два измерения: означающее и означаемое.  Радикальный характер соссюровской лингвистики связан с утверждением, согласно которому отношения между означающим и означаемым являются произвольными: не существует необходимой, естественной или внутренней связи между лингвистическими формами и предназначенными для них значениями. См. также: Денотация; Семиотика; Структурализм. Лит.: Culler (1976)

СОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ

СОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ (AFFLUENT WORKER) В 1960-е гг. широко распространенным было мнение, согласно которому рост благосостояния в Британии после Второй мировой войны привел к обуржуазиванию рабочего класса, занятого физическим трудом. Дж. Голдторп, Д. Локвуд, Ф. Бехофер и Дж. Платт провели исследование на эту тему среди рабочих города Лутон, представив полученные данные в работе «Состоятельный рабочий» (Goldthorpe, Lockwood, Bechhofer and Platt, 1968a; 1968b; 1969). Они провели различие между традиционными пролетариями и состоятельными рабочими. Первые были членами закрытых и изолированных общин рабочего класса, существовавших на территории с преобладанием одного вида производства, поддерживали тесные отношения с товарищами по работе, родственниками и соседями и имели конфликтные, основанные на представлениях о власти (power-based) классовой структуры образы.  Работа составляла для них основной жизненный интерес  и представляла собой нечто большее, нежели способ зарабатывать деньги. Традиционные пролетарии встречались в более старых отраслях индустрии и в давно существующих индустриальных районах. Состоятельные рабочие мигрировали в новые индустриальные районы  центральных графств Англии, привлеченные очень высокими заработками. Для рабочих этого типа был характерен приватизм в том смысле, что их внимание сосредоточивалось на доме и семье, и они не принимали участие в жизни общины (территориального сообщества). Для состоятельных рабочих работа не была основным жизненным интересом или чем-то большим, нежели средство удовлетворения инструментальных потребностей в деньгах и социальной защищенности, и они не обнаруживали ни одной из тех «социальных потребностей», которые предполагаются человеческих отношений школой. Им были свойственны неконфликтные, денежные образы классовой структуры. Однако эти различия между традиционными и состоятельными рабочими не свидетельствовали о том, что лутонские рабочие превращались в средний класс,  поскольку их денежные образы классовой структуры отличались от моделей престижа, характерных для среднего класса; подобно другим лутонские рабочие продолжали поддерживать профсоюзы и голосовать за лейбористов. В свое время работа «Состоятельный рабочий» представляла собой крупный вклад в британскую социологию работы и социального класса. Однако вследствие изменений, которые произошли в британском обществе, в настоящее время данное исследование интересно в основном с исторической точки зрения. См. также: Жизненный стиль; Классовое сознание; Рабочий класс; Трудовые установки.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (SOCIALIZATION) Социологи используют данный термин для обозначения процесса, посредством которого люди обучаются соответствию социальным нормам. Социализация делает возможным продолжение существования общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Этот процесс может концептуализироваться двумя способами. (1) Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязывается посредством внешней регуляции, а налагаются индивидом самим на себя, становясь, таким образом, частью его «Я». Вследствие этого индивид ощущает потребность соответствовать социальным нормам. (2) Социализация может пониматься как существенный элемент социального взаимодействия. Это понимание основывается на предположении о том, что люди стремятся к укреплению своего представления о себе посредством достижения одобрения и определенного статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются по мере приведения своих действий в соответствие с ожиданиями других. Эти варианты понимания социализации могут совмещаться, примером этого являются работы Т. Парсонса. В социализации могут быть выделены три стадии: начальная - социализация ребенка в семье, средняя - социализация в школе и, наконец, третья стадия - социализация во взрослом возрасте, когда деятели начинают исполнять роли, к которым их не могли полностью подготовить первые две стадии (такие, как роли работника, мужа/жены или родителя). В середине ХХ в. социологи, в особенности приверженцы парсоновского функционализма, часто проявляли то, что Д.Ронг (Wrong, 1961) назвал «сверхсоциализированным пониманием человека». Они считали социализацию всемогущей и действенной и не рассматривали ее как опытный процесс, результат которого не предопределен заранее и который, хотя и оказывает влияние на поведение и убеждения деятелей, не может их детерминировать. Сторонники символического интеракционизма также критиковали общепринятую практику использования термина «социализация», подчеркивая, что социализация - это процесс трансакции между индивидом и обществом, при котором обе стороны пользуются одинаковым влиянием друг на друга. В настоящее время признается, что индивиды редко всецело формируются культурой своего общества. См. также: Деятельность и структура; Значимые другие; Идентичность; Мид Джордж; Норма; Предвосхищаемая социализация; Роль. Лит.: Danziger(1971)

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ (SOCIAL DISTANCE) Ощущаемая людьми раздельность социальных групп или дистанция между ними. Чаще всего данный термин используется для обозначения степени отделения или близости членов различных этнических групп, обнаруживаемой ответами на такие вопросы, как «По соседству с людьми какой расы Вы бы купили жилье, белой или черной?» Для измерения степени терпимости или предубеждения, существующих в отношениях между социальными группами, используется шкала социальной дистанции (шкала Богардуса). Предполагается, что она является кумулятивной. Например, белый респондент, ничего не имеющий против браков между черными и белыми, готов также, вероятно, проживать на той же улице, на которой живут черные.

СОЦИАЛЬНАЯ И СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ И СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (SOCIAL AND SYSTEM INTEGRATION) Концептуальное различие между социальной интеграцией и системной впервые было проведено Д. Локвудом (Lockwood, 1964). Понятием социальной интеграции обозначается характер связи индивидов в обществе, то есть характер социальных отношений, которые могут быть гармоничными или конфликтными. Понятие системной интеграции касается отношений между частями социальной системы, то есть отношений совместимости или несовместимости между социальными институтами. Локвуд утверждал, что для конфликта теории  приоритетным является вопрос о социальной интеграции деятелей, тогда как функционализм сосредоточивается на системной интеграции и в сущности игнорирует социальных деятелей. По его мнению, эти две формы интеграции не всегда связаны между собой. Так, несмотря на высокую степень функциональной интеграции институтов общества могут существовать крупные конфликты между индивидами или социальными группами. Марксистский анализ капитализма показывает, что в обществах этого типа несмотря на значительную Функциональную интеграцию основных социальных институтов (например, экономики, государственного устройства, семьи, образования) социальная интеграция  находится на низком уровне вследствие классового конфликта между капиталистами и рабочими. И, наоборот, общества, высоко интегрированные в социальном плане, могут отличаться слабой системной интеграцией. Локвуд предполагал также, что проведенное им различие будет способствовать разрешению вопроса, который позднее получил название дуализма деятельности и структуры. Социальная интеграция, по его мнению, соотносится с человеческой деятельностью, а системная - со структурой, при этом Локвуд критиковал теории, подчеркивающие значение одного за счет другого. Данные понятия впоследствии использовались Э. Гидденсом в его концепции деятельности и структуры. Лит.: Mouzelis (1997)

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ (SOCIAL PATHOLOGY) Это понятие XIX в. основано на аналогии между органической болезнью или патологией и социальным отклонением. Анализируя преступность и самоубийство, Э. Дюркгейм соотносил социальную патологию с различием между нормальными и ненормальными социальными условиями, а не с индивидуальным отклонением. Кроме того, Дюркгейм утверждал, что это различие существует объективно, оно не связано с моральным суждением, и что социальная патология  может быть измерена научно. К сожалению, использование Дюркгеймом этого понятия не было последовательным: социальная патология рассматривалась им просто как обратная сторона социальной нормальности. См. также: Дюркгейм; Органическая аналогия.

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА (SOCIAL SYSTEM) Понятие «система» не является исключительно социологическим, это концептуальный инструмент, широко применяемый в естественных и социальных науках. Система - это любая совокупность (collection) взаимосвязанных частей, объектов, предметов или организмов. Часто указывается на целенаправленность или функциональность системы, то есть на то, что она существует для достижения некоторой цели. В работе Т. Парсонса (Parsons, 1951) социальная система  определяется как состоящая из двух или более социальных деятелей, вовлеченных в более или менее стабильное взаимодействие в ограниченной среде. Однако понятие социальной системы не сводится лишь к межличностному взаимодействию, оно используется также при анализе групп, институтов, обществ и образований, возникающих в результате взаимодействия различных обществ. Оно может использоваться, например, при анализе университета или государства как социальных систем, которые имеют структуру, состоящую из взаимосвязанных частей. С данным понятием обычно связывают еще две особенности: (1) со временем социальные системы тяготеют к равновесию или «гомеостазу», поскольку они являются «системами, поддерживающими свои границы»; (2) социальные системы могут рассматриваться с кибернетической точки зрения как информационные системы или системы ввода-вывода. В рамках функционализма в 1950-е гг. распространенной была аналогия между живыми организмами и социальными системами как гомеостатическими системами. Например, физические упражнения приводят к увеличению у людей содержания сахара в крови, учащению пульса и повышению температуры. При этом мы покрываемся испариной, благодаря чему осуществляется регуляция температуры нашего тела. Состояние организма зависит от множества таких механизмов обратной связи, поддерживающих равновесие. Так и части социальной системы связаны между собой посредством обмена, в котором задействовано множество различных символов - носителей информации, -таких, как язык, деньги, влияние или обязательства. Таким образом, равновесие может быть определено как баланс между вводом и выводом. Данный взгляд на социальные системы критиковался Гидденсом, утверждающим, что социальные системы редко бывают подобными биологическим системам и, в любом случае, не могут рассматриваться как объекты, свойства которых представляют собой некий более высокий уровень по сравнению со свойствами индивидуальных деятелей. Понятие социальной системы наиболее открыто и осознанно использовалось в рамках современного функционализма, хотя неявно предполагалось большей частью социальной мысли XIX в. Любая социальная теория,  рассматривающая социальные отношения,  группы или общества как совокупности взаимосвязанных частей, функционирующих с целью поддержания единства частей или границ, явно или неявно основывается на понятии «социальная система». Поэтому некоторые теоретики считают, что использование этого понятия является неизбежным в качестве основания научного подхода к социальному. См. также: Взаимность; Границ поддержание; Общество; Парето; Систем теория; Социальная структура; Функциональный императив; Холизм. Лит.: Luhmann (1995)

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА (SOCIAL STRUCTURE) Это одно из тех понятий, которые часто используются в социологии, но редко обсуждаются более или менее обстоятельно. Можно выделить два широких подхода к определению социальной структуры. В рамках первого структура определяется как наблюдаемые в социальной практике образцы. Примером такого подхода является функционализм. Второй обнаруживает структуру в самой основе социального устройства, которая не может наблюдаться непосредственно. Примером в данном случае является реализм. Социальная структура подчас определялась как всего лишь всякий повторяющийся образец социального поведения. Однако по мнению большинства социологов, такое определение наряду со значимыми видами поведения людей может включать и поведение тривиальное. Предпочтение чаще отдается такому подходу, при котором социальная структура  связывается с продолжительными, упорядоченными и типичными отношениями между элементами общества. Такое определение социальной структуры подталкивало некоторых социологов XIX в. к сравнению обществ с машинами или организмами. Существуют некоторые разногласия относительно того, что следует считать «элементом». Например, А. Р. Рэдклифф-Браун понимал социальную структуру как отношения общего и регулярного типа между людьми, а З.Ф. Нейдл (Nadel, 1964) предлагал рассматривать в качестве таких элементов роли. Значительная часть социологов, в частности функционалисты, в качестве элементов социальной структуры предлагают рассматривать социальные институты  как организованные образцы социального поведения. На основании этого функционалисты определяют общество с точки зрения функциональных отношений между социальными институтами. Согласно функционалистам, определенные элементы социальной структуры - социальные институты - необходимы потому, что они являются функциональными предпосылками. Социологи как правило используют понятие социальной структуры для объяснения чего-либо, что обычно означает, что такое объяснение является причинным. В данном случае могут возникать определенные трудности, поскольку социальная структура не является непосредственно наблюдаемым образованием, это скорее абстрактная формулировка. Эта и другие трудности привели к тому, что использование понятия социальной структуры было подвергнуто критике. Так, социальная структура считается материализованным (reified) понятием; это то, что не наблюдается и, следовательно, не может быть верифицировано; идея социальной структуры отрицает человеческое творческое начало и свободу, поскольку предполагает, что человеческое действие детерминировано структурами. Один из ответов на эту критику заключается в том, чтобы продемонстрировать, как это сделали П. Бергер и Т. Лукман (Berger and Luckmann, 1967), каким образом социальные структуры сами являются продуктом человеческой деятельности. См. также: Герменевтика; Деятельность и структура; Институт; Методологический индивидуализм; Органическая аналогия; Постструктурализм; Роль; Социальная система; Спенсер; Структурализм; Структурация; Феноменологическая социология; Функциональный императив. Лит.: Smelser(1988)

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО (SOCIAL REPRODUCTION) Людям свойственно воспроизводить свою социальную организацию подобно тому, как они воспроизводятся физически из поколения в поколение. Такой феномен получил название социального воспроизводства. См. также: Культурное воспроизводство.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ (SOCIAL CLOSURE) Термин, применявшийся М. Вебером для описания действий социальных групп, которые стремятся к максимальному увеличению своих преимуществ, ограничивая сферу доступа к вознаграждениям (обычно экономическим возможностям) своими членами, то есть закрывая доступ для посторонних. Данный термин был вновь введен в современный анализ социального класса Ф. Паркиным (Parkin, 1974; 1979), рассматривающим закрытие в качестве аспекта распределения власти между классами. Паркин выделяет (1) стратегию исключения, посредством которой коллективы, обладающие привилегированным доступом к вознаграждениям, пытаются исключить посторонних, предоставляя привилегии только своим членам, классическим примером этого является ограничение такого доступа профессионалами, и (2) стратегию узурпации, посредством которой посторонние, часто организуясь в коллектив, пытаются получить большую долю ресурсов. Примером последнего процесса является профсоюзное движение. См. также: Каста; Профсоюзы; Рынка труда сегментация.

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ (SOCIAL CHANGE) Проблема объяснения социального изменения была основной для социологии XIX в. Такой интерес к ней был следствием (1) осознания радикальных социальных последствий индустриализации для европейских обществ и (2) понимания существования фундаментального разрыва между европейскими индустриальными обществами и так называемыми «примитивными обществами». Таким образом, теории социального изменения сосредоточивались на природе капиталистического или индустриального развития и видимом отсутствии социального развития в обществах, ставших частью европейских колониальных империй. Для этих теорий был характерен интерес к долговременному и крупномасштабному развитию (макроразвитию). Социологические теории изменения, в особенности XIX в., могут быть разделены на теории социальной эволюции и теории революции. Согласно первым, социальное изменение  включает в себя основные стадии развития,  такие, как «военное» или «индустриальное общество» , посредством которых общество прогрессирует от простых, сельских, аграрных форм к более сложным, дифференцированным, индустриально-городским формам. Такого рода эволюции теория  развивалась О. Контом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом. Анализ социального изменения в рамках функционализма в некоторой степени остается зависимым от теории эволюции, поскольку изменение рассматривается как адаптация социальной системы к окружающей среде в процессе мыслительной дифференциации (mental differentiation) и увеличения структурной сложности. Теории революционного социального изменения, особенно основанные на Идеях К. Маркса, подчеркивают значение классового конфликта, политической борьбы и империализма как основных механизмов фундаментальных структурных изменений. Это различие между эволюционными и революционными теориями является фундаментальным аналитическим различием, вместе с тем теории социального изменения могут классифицировать и дальше на основании (1) уровня анализа  («макро» или «микро»); (2) местоположения факторов, вызывающих изменение (внутренние или внешние по отношению к обществу, институту или социальной группе); (3) причины социального изменения (демографическое давление, классовый конфликт,  изменения в способе производства, технологическая инновация или развитие новых систем убеждений); (4) движущих сил (агентов) изменения (инновационные интеллектуальные элиты, девианты, рабочий класс) ; (5) характера социального изменения (постепенное распространение новых ценностей и институтов или полное разрушение социальной системы). Несмотря на то, что вопрос о долговременном структурном изменении все еще присутствует в современной социальной науке, считается, что общая теория  изменения неизбежно является слишком неопределенной для того, чтобы способствовать объяснению исторического изменения. Социология ХХ в. тяготела в основном к среднего уровня теории, объясняющей развитие определенных институтов, социальных групп, культурных единиц или убеждений, а не трансформацию обществ в целом. Однако к концу столетия теории изменения на макроуровне или социетального изменения стали более популярными. К их числу относятся концепции постфордизма и постмодерна, пытавшиеся объяснить то что воспринималось как фундаментальные и систематические социальные изменения.  См. также: Дифференциация; Зависимое развитие; Исторический материализм; Прогресс. Лит.: Smith (1973); Kumar (1995)

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (SOCIAL MOVEMENTS) Этот термин охватывает множество различных форм коллективного действия, нацеленного на социальную реорганизацию. Цели социальных движений могут быть широкими, такими, как свержение существующего правительства, или узкими, как установка устройств, ограничивающих или замедляющих движение транспортных средств по какой-либо улице в пригороде. Формы организации также бывают различными. Одни социальные движения  отличают высокая степень организации, наличие хорошо развитых бюрократии и лидерства, другие являются подвижными и неформальными. Примерами социальных движений являются милленаризм, кампании за права геев и движения против рекламы табачных изделий. Утверждалось, что в период после Второй мировой войны появилась особая форма социального движения, впервые ставшая заметной вместе с возникновением радикальных студенческих движений 1960-х гг. Эти новые социальные движения  отличаются от групп интересов - небольших групп, преследующих узкие интересы, - и политических движений, таких, как политические партии,  стремящиеся к осуществлению социальных преобразований посредством политического процесса. Примерами новых социальных движений являются экологические и феминистские движения и движения черного населения. Новые социальные движения идентифицируются с точки зрения следующих четырех черт.  (1) Цeли. Новые социальные движения нацелены не столько на трансформацию социальных структур, сколько на изменение социальных и культурных ценностей, в особенности тех, которые касаются индивидуальной автономии. (2) Социальная база. В основании традиционных политических движений находится социальный класс,  а новые социальные движения основываются на других группах. Например, таким основанием могут быть женщины. (3) Средства действия. Новые социальные движения не используют традиционные политические средства влияния на государство, а полагаются на массовую мобилизацию с целью изменения ценностей и установок, как в случае с разворачиванием социальных действий «зеленых». (4) Организация. Стремясь к обеспечению активного участия рядовых членов, новые социальные движения отвергают формальные и бюрократические способы организации и предпочитают гибкие и свободные формы. Возможно, что отличие новых социальных движений от традиционных преувеличено. На самом деле они используют традиционные политические процессы, часто являются движениями среднего класса, а способы их организации становятся более формальными. См. также: Городские социальные движения; Добровольные организации; Коллективное поведение; Новые религиозные движения; Политические партии; Политическое участие; Революция. Лит.: Scott, А. (1990)

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (SOCIAL PROBLEMS) Определение социальной проблемы чревато трудностями по ряду причин. (1) Культурный релятивизм означает, что то, что является социальной проблемой для одной группы, может не представлять ничего подобного для другой группы. (2) Характер социальных проблем изменяется с течением времени вместе с изменениями в правовой системе и нравах. (3) Существует политическая сторона данного вопроса, которая заключается в том, что выявление «проблемы» может вовлечь одну группу в осуществление социального контроля над другой. Социологи отвергают обыденные представления, согласно которым социальные проблемы  имеют объективный статус подобно некоторой органической патологии, и стремятся к выявлению социально конструируемых определений того, что составляет «проблему». Например, символические интеракционисты утверждают, что социальные проблемы не являются социальными фактами. По их мнению, некоторые проблемы возникают просто в результате процессов социального изменения, порождающих конфликты между группами, когда одной группе удается достичь общественного признания своего требования о том, что на поведение другой группы следует наклеить «ярлык» проблематичного. Средства массовой коммуникации, официальные органы и «эксперты» обычно преувеличивают серьезность социальных проблем, неадекватно реагируя на социальные воздействия. Понятие моральной паники иллюстрирует то, каким образом средства массовой коммуникации  помогают определению социальных проблем и вызывают общественное беспокойство. Другие социологи критикуют скрыто присутствующее во многих официальных определениях социальных проблем (в особенности в сфере социальной политики) предположение о том, что эти проблемы являются результатом личных характеристик индивидов, а не структурных особенностей социальной системы, на которую индивиды не оказывают значительного влияния. Например, акцентирование «проблемы», заключающейся в том, что многие люди являются безработными вследствие свойственной им лени, отвлекает внимание от настоящих причин массовой безработицы, среди которых могут быть и действия правительства. См. также: Бедность; Девиантное поведение; Девиантности усиление; Криминология; «Наклеивания ярлыков» теория; Пристрастие; Развод; Символический интеракционизм; Социальный факт.

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ (SOCIAL DARWINISM) В социологии конца XIX в. преобладали различные теории социальной эволюции, одной из которых был социальный дарвинизм  (не имеющий никакого отношения к самому Ч. Дарвину). Эта доктрина, получившая наибольшее распространение в Соединенных Штатах, принимала различные формы, однако большинство этих версий основывалось на двух положениях. (1) В обществе действуют фундаментальные, во многом непреодолимые силы, подобные тем, что действуют в животном и растительном сообществах. Следовательно, социальные законы  можно формулировать подобно законам природы. (2) Эти социальные силы таковы, что ведут к эволюционному прогрессу, который осуществляется посредством естественных конфликтов между социальными группами. В этих конфликтах выживают лучше адаптированные и более успешные группы, что способствует повышению эволюционного уровня общества в целом (принцип «выживания наиболее приспособленных»). Такая теория, подобная теории Г.Спенсера, интерпретировалась также как соответствующая концепциям общества, основанным на принципе невмешательства (laissez-faire). У некоторых авторов, в особенности у Л. Гумпловича и в меньшей степени у У. Самнера, социальный дарвинизм принимал оттенок расизма: считалось, что некоторым расам, изначально являющимся высшими, предначертано торжество над низшими. У других авторов эта доктрина принимала более слабую форму. Социология А. Смолла, например, была основана на положении о том, что интересы различных социальных групп неизбежно находятся в конфликте. См. также: Биологизм/Биологический редукционизм; Городская экология; Евгеника; Конкуренция; Органическая аналогия; Социобиология; Эволюции теория. Лит.: Timasheff (1967)

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (SOCIAL CONTROL) По мнению большинства социологов, социальный контроль  достигается сочетанием послушания (compliance), принуждения и приверженности социальным ценностям. Например, Т. Парсонс (Parsons, 1951) определял социальный контроль как процесс противодействия девиантному поведению и поддержания социальной стабильности, осуществляемый посредством наложения санкций. Это понятие встречается, главным образом, в рамках анализа девиантного поведения, где составляет один из аспектов «наклеивания ярлыков» теории. Утверждается, что попытка усиления принудительного социального контроля посредством, например, ужесточения полицейских мер в отношении определенных видов преступности или социальных групп ведет, как это ни парадоксально, не к ослаблению девиантности, к ее усилению. Это подразумевает, что социальный контроль основывается скорее на стабильности социальных групп, отношениях в общине (территориальном сообществе) и единых ценностях, а не на элементарном принуждении. Понятие социального контроля имело важное значение для Фуко, изучавшего то, каким образом индивиды дисциплинируются и регулируются с помощью надзора, а также власть экспертного знания и других регулирующих структур. Понятие социального контроля является несколько неопределенным и охватывает ряд других, более точных социологических категорий. См. также: Девиантности усиление; Менеджерского контроля стратегии; Санкция; Социальный порядок.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ (SOCIAL FACT) Э. Дюркгейм (Durkheim, 1895) настаивал на том, что социальные явления не могут быть сведены к индивидуальным состояниям, биологическим или психологическим, а зависят от социальных факторов. Так, он утверждал, что невозможно объяснить уровень самоубийства в какой-либо социальной группе, указывая, например, на склонность ее членов к депрессии. Уровень самоубийства объясняется степенью сплоченности социальной группы, выражаемой, например, распространенностью и типом религиозных убеждений. Дюркгейм сформулировал этот принцип в концепции социальных фактов. Социальные факты являются внешними, принудительными и объективными. В качестве социальных сил они являются внешними и сторонними по отношению к индивиду; они имеют принудительный характер, поскольку индивиды вынуждены считаться с ними; наконец, они могут быть измерены объективно. Таким социальным фактом является уровень самоубийства в каком-либо обществе. Он существует независимо от свойств индивидов, представляет собой внешнюю детерминирующую силу и может быть измерен. См. также: Деятельность и структура; Социальный конструкционизм.

СОЦИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ

СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ (SOCIOLOGY OF HEALTH AND ILLNESS) Термин, который часто предпочитается термину «социология медицины»  в силу того, что отражает теоретические интересы социологии, а не профессиональные интересы медицины. Социологические исследования здоровья и болезни отличает следующее: (1) критическое отношение к медицинской модели и трактовка понятий здоровья и болезни как крайне проблематичных и имеющих политическую подоплеку; (2) интерес к феноменологии здоровья и болезни и особое внимание к тому, как пациенты переносят и выражают свои страдания; (3) значительное влияние на эту область оказала концепция больного роли, подвергаемая, вместе с тем, критике со стороны исследователей здоровья и болезни; (4) с этой точки зрения утверждается, что для современных обществ характерен остаточный подход к здоровью, поскольку медики-профессионалы занимаются прежде всего болезнью; (5) критика медикализации социальных проблем. На практике области социологии медицины и социологии здоровья и болезни в значительной степени совпадают. См. также: Клиническая социология. Лит.: Samson (1999)

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ (SOCIOLOGY OF KNOWLEDGE) Часто упоминаемая, но вместе с тем слаборазвитая отрасль социологии.  На раннем этапе ее состояние определялось полемикой с идеями К. Маркса. К. Маннгейм, один из основателей социологии знания, приложил немало усилий для того, чтобы показать, что формы убеждения или знания не могут полностью объясняться экономикой или классовой структурой. Вслед за Маннгеймом эту дисциплину определяют в самом общем виде как исследование отношения между знанием и его социальной базой. Большинством представителей социологии знания это отношение понимается каузально; с их точки зрения, социальная база порождает определенные виды знания. Такой подход был подвергнут критике сторонниками герменевтики. В самой социологии знания был проделан небольшой объем эмпирической работы, однако в некоторых ее отраслях, в частности, в социологии литературы и социологии науки, наблюдалась значительная исследовательская активность. Социология литературы занимается, как правило, изучением влияния социальных институтов на определенные литературные формы или на творчество писателей. Социология науки оставляет в стороне эти макросоциологические вопросы, отдавая предпочтение, например, изучению того, каким образом ученые решают, что считать знанием. См. также: Базис и надстройка; Дискурс; Идеология; Критическая теория; Марксистская социология; Мировоззрение; Семиотика; Франкфуртская школа. Лит.: Abercrombie (1980)

СОЦИОЛОГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ (SOCIOLOGY OF INDUSTRY) См.: Социология работы и занятости.

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (SOCIOLOGY OF THE MASS MEDIA) Исследователи, работающие в этой области, в настоящее время занимаются, главным образом, тремя вопросами. (1) Основной интерес вызывает исследование сообщений массовой коммуникации (масс-медиа), и для этой цели был разработан ряд различных подходов. Однако до сих пор не существует общего мнения относительно надлежащих методов анализа содержания, скажем, телевизионных программ. (2) Одним из способов понимания того, как производятся те или иные сообщения, является исследование институтов массовой коммуникации и персонала организаций в этой сфере. Было проведено множество исследований вопросов собственности на газеты и телекомпании и контроля над ними, происхождения и образования журналистов и основных допущений, из которых они исходят в своей работе. (3) В последние годы исследования аудитории не являются распространенным явлением, хотя большинство работ о средствах массовой коммуникации связаны с размышлениями по поводу воздействия масс-медиа на нее. В работах, появившихся после Второй мировой войны, аудитория считалась пассивной, а средства массовой коммуникации  - всемогущими. Однако на смену этому взгляду пришли такие концепции аудитории, которые подчеркивали ее активность, избирательность и частое отвержение мнений, представляемых масс-медиа. Работы последнего времени представляют собой некий компромисс между этими двумя позициями. См. также: Господствующей идеологии тезис; Дискурс; Идеологический аппарат государства; Идеология; Контент-анализ; Культуры индустрии; Массовое общество; Семиотика; Установление повестки дня. Лит.: McQuail(1987)

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (SOCIOLOGY OF EDUCATION) Британская социология образования  в 1950-е и 1960-е гг. была сосредоточена, главным образом, на влиянии образования на социальную мобильность и жизненные шансы  индивидов, социально-классовых различиях в образовательных достижениях и их объяснении. С тех пор данная дисциплина развивалась в нескольких направлениях. (1) Школьная этнография занималась описанием школьных социальных систем, обращая внимание на значение взаимодействия между преподавателем и учащимся для образовательных достижений последнего. (2) Отражая существующий в рамках социологии в целом интерес к концепциям идеологии, исследователи в области социологии образования рассматривали школы в качестве агентов культурного воспроизводства, обеспечивающих усвоение учащимися скрытой учебной программы. (3) Феминистские социологи изучают роль школы в укреплении у детей гендерных стереотипов. (4) Посредством эмпирических исследований методов преподавания предпринимаются попытки определить эффективность различных стилей преподавания. См. также: Бернстайн; Интеллект; Класс; Классной комнаты взаимодействие; Культурная депривация; Культурный капитал; Ограниченный код; Педагогические практики; Природа и воспитание; Спонсируемая мобильность; Школьное знание.

Предыдущая страница Следующая страница