Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБМЕНА ТЕОРИЯ

ОБМЕНА ТЕОРИЯ (EXCHANGE THEORY) Концептуализация социального взаимодействия, социальной структуры и социального порядка с точки зрения отношений обмена имеет долгую историю в антропологии, не так давно такой подход стали использовать и некоторые социологи. Выделяются две разновидности теории обмена: индивидуалистическая и коллективистская. Американский индивидуалистический подход в том виде, в каком он представлен в работах Дж.К. Хоманса (Homans, 1961) и П.М.Блау (Blau, 1964), следует гедонистической, утилитаристской идее, согласно которой люди стремятся к максимальному увеличению своих частных вознаграждений. Этот подход предполагает, что вознаграждения можно обрести только в ходе социального взаимодействия, и поэтому люди, взаимодействуя друг с другом, стремятся к вознаграждениям. Теория обмена обнаруживает сходство между социальными взаимодействиями и экономическими или рыночными трансакциями, которое заключается в ожидании отдачи от вложений. При этом основной парадигмой является модель взаимодействия между двумя людьми. Акцент в данном случае делается на взаимности, хотя основой обмена остается расчет, не предполагающий полного доверия или общих моральных установок. Этот подход является одной из предтеч рационального выбора теории. Критические замечания, выдвигаемые в отношении данного подхода, заключаются в следующем. (1) Его психологические допущения наивны и отличаются преувеличением роли своекорыстных элементов личности, связанных с расчетом. (2) Эта теория остается неразвитой, она не в состоянии перейти с уровня взаимодействия между двумя индивидами на уровень социального поведения большего масштаба. (3) Она не объясняет такие социальные процессы, как осуществление господства или возникновение обобщенных ценностей, исследование которых не может основываться на парадигме обмена между двумя индивидами. (4) Эта теория представляет собой элегантную концептуализацию того, что является тривиальным с социологической точки зрения. Эти критические замечания не относятся к традиционному для французской антропологии акценту на коллективном обмене, связанному с идеями М. Мосса и К. Леви-Стросса. В данном случае имеется в виду не взаимный, а обобщенный обмен, предполагающий наличие по меньшей мере трех деятелей, при котором любой индивидуальный участник может не получать вознаграждение непосредственно от лица, которому он что-либо отдает. В этом случае обмен предполагает общие ценности и доверие, ожидание того, что другие будут выполнять свои обязательства по отношению к группе или обществу, а не преследовать свои собственные интересы. В работах Леви-Стросса теория обмена  объясняет развитие таких интегративных культурных связей посредством создаваемых в ходе обобщенного обмена социальных сетей. Несмотря на то, что Леви-Стросс занимался изучением неиндустриальных обществ, его разработка вопросов социальной структуры и культуры имеет большее отношение к социологии, нежели вопросы, поднимаемые теориями индивидуального обмена. См. также: Утилитаризм. Лит.: Bredemeier (1979); Cook (1987)

ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ

ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ (GENERALIZED OTHER) См.: Мид Дж.

ОБОСНОВАННАЯ ТЕОРИЯ

ОБОСНОВАННАЯ ТЕОРИЯ (GROUNDED THEORY) В противоположность формальной, абстрактной теории, разрабатываемой с помощью логико-дедуктивных методов, обоснованная теория  основывается на данных, полученных в ходе социальных исследований. Разработка идеи обоснованной теории представляла собой попытку отказаться от крайне абстрактной социологии и была одним из важных сдвигов, связанных с развитием в 1970-е гг. традиции качественного исследования, нацеленным на устранение разрыва между не обеспеченными теорией эмпирическими исследованиями и эмпирически необоснованными теориями. Это была реакция одновременно против «большой теории» и чрезмерного эмпиризма. Понятие обоснованной теории является трюизмом, поскольку невозможно собирать данные без теории или развивать теорию без эмпирических данных. Лит.: Glaser and Strauss (1968а)

ОБОСОБЛЕННЫЕ СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ

ОБОСОБЛЕННЫЕ СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ (SEGREGATED CONJUGAL ROLES) См.: Супружеские роли.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА

ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА (RITES OF PASSAGE) Антропологический термин, используемый для обозначения публичных церемоний, с помощью которых отмечается переход индивида или группы к новому статусу - например, церемоний посвящения. В индустриальном обществе подобные обряды, обычно связанные с определенными переходами в рамках жизненного цикла, не имеют столь же важного значения, как в традиционном, хотя могут сохраняться в виде таких церемоний, как венчание.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

ОБСЛЕДОВАНИЕ (SURVEY) Систематический сбор информации об индивидах и группах людей с использованием методов интервью или почтового анкетного опроса и интерпретацией полученных данных посредством статистического анализа. Обследование широко используется в социологии, представляя собой альтернативу экспериментальному методу и методу включенного наблюдения. При проведении обследования может использоваться выборка, предполагающая распространение - с известной степенью точности - полученных выводов на большее по численности население, как это делается в правительственных обследованиях или исследованиях общественного мнения. Когда размеры изучаемого населения невелики, социологические обследования могут охватывать целые группы, а не выборочные совокупности. Даже когда используется выборка из населения, социологи могут рассматривать ее в качестве самостоятельного целого, не пытаясь обобщать полученные выводы. Обследования могут использоваться в кейс-стади. Целью обследования может быть описание или причинный анализ. Крупномасштабные описательные обследования имеют долгую историю в социальных науках, включающую, в частности, два известных обследования бедности в Британии в 1890-е гг. - «Жизнь и труд населения Лондона» Ч.Бута (Booth, 1889-91) и «Бедность: исследование городской жизни» (на основе исследования в Йорке) Б.С.Раунтри (Rowntree, 1902), а также национальные выборочные обследования, проведенные британским правительством, такие, как «Новое обследование доходов населения» и «Обследование семейных расходов». Социологи часто меньше заинтересованы в описаниях как таковых и больше - в определении отношений между переменными и анализе причинных связей. Этот интерес влияет на разработку программы обследования, но, главным образом, он сказывается на анализе данных. Если при описательных обследованиях полученные данные анализируются, главным образом, в виде процентного подсчета частоты, представляемого в форме таблиц, то социологи обычно используют различные статистические методы многопеременного анализа или прибегают к причинному моделированию для проверки теоретических гипотез. В последнее время наблюдается тенденция к повторному анализу данных ранее проведенных обследований, - вместо разработки и проведения собственных обследований ряд социологов использует современные статистические техни-298 ки для причинного анализа обследовательских данных, собранных другими исследователями. Такого рода вторичный анализ  может быть сопряжен с определенными проблемами, поскольку цели оригинального обследования часто отличаются от целей данного исследования. См. также: Анкета; Бут; «Массовое наблюдение». Лит.: Marsh (1982)

ОБУРЖУАЗИВАНИЕ

ОБУРЖУАЗИВАНИЕ (EMBOURGEOISEMENT) Термин, обозначающий сокращение поддержки радикальных политических движений со стороны рабочего класса в результате роста его благосостояния, ведущего к принятию рабочими ценностей и жизненных стилей среднего класса (буржуазии); широко использовался в Британии в 1950-е и 1960-е гг. Представление об обуржуазивании было подвергнуто критике в ходе исследования «Состоятельный рабочий», которое показало, что рабочий класс  по-прежнему обладает отличительными ценностями, стилями жизни и политическими убеждениями и менее состоятелен по сравнению со многими членами среднего класса. Идея пролетаризации, напротив, предполагала, что некоторая часть среднего класса уподобляется рабочему классу. См. также: Жизненный стиль; Классовой структуры образы; Конца идеологии теория. Лит.: Goldthorpe et. al. (1969)

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ (PUBLIC OPINION) Под общественным мнением обычно понимается совокупность мнений людей по вопросам, представляющим общественный интерес, а также область анализа таких мнений на основе статистических методов с использованием выборки из изучаемого населения. Техники опроса общественного мнения широко используются при маркетинговых исследованиях, а также псефологами, прогнозирующими голосование людей на выборах. См. также: Анкета; Выборка; Обследование; Псефология.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР (SOCIAL CONTRACT) Теория общественного договора предлагает объяснение происхождения взаимных обязанностей и прав в обществе и их обязывающей силы. Т. Гоббс в «Левиафане» (Hobbes, 1651) утверждал, что в досоциальном «природном состоянии» люди обладают абсолютной личной свободой, однако эта абсолютность означает, что они подвергаются угрозе физического насилия и эксплуатации. С целью устранения этой угрозы люди вступают друг с другом в общественный договор,  посредством которого они отказываются от абсолютной индивидуальной свободы в пользу третьей стороны (государства), гарантирующей в этом случае социальный порядок  и стабильность. Теория общественного договора одновременно легитимирует государственную власть и предоставляет людям право на революцию в том случае, если государство оказывается неспособным обеспечить минимальные условия цивилизованной жизни. Следует признать, что теория общественного договора  не предполагает буквально, что в определенный период истории люди решили объединиться для того, чтобы образовать общество. Составление договора предполагает, что люди обладают языком, на котором могут быть сформулированы условия договора. Существование человеческого языка в свою очередь предполагает существование социальных отношений. Теория общественного договора предлагает рассматривать отношения между государством и обществом так, словно люди связаны взаимными обязанностями и привилегиями. Другими словами, это ранняя теоретическая попытка анализа оснований консенсуса и принуждения. В социальной теории идея общественного договора сыграла важную аналитическую роль в обосновании отношений власти и определении пределов действия государства относительно индивидуальных прав. Теория общественного договора лежала в основании предложенного Дж. Локком анализа прав собственности, обеспечившего легитимацию конституционных решений в Британии в 1688 г., и концепции «общей воли» как основы правления Ж.Ж. Руссо, которая стала моделью для введения демократических прав. В социологии теория общественного договора не имела столь важного значения. Т. Парсонс (Parsons, 1937) пытался показать, что фундаментом общества является не общественный договор и государственный аппарат принуждения,  а существование консенсуса относительно ценностей и норм. Таким образом, на смену классической теории общественного договора в социологии пришли теории консенсуса, взаимности и обмена. См. также: Обмена теория. Лит.: Dunn (1990)

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО (SOCIETY) Это понятие является категорией повседневного знания, согласно которому «общество» эквивалентно тому, что находится внутри границ наций-государств. Хотя на практике социологи часто оперируют этой повседневной терминологией, она не вполне адекватна, так как общества не всегда соответствуют политическим границам (как в случае с «палестинским обществом»). Ограниченность традиционных теорий, уравнивавших общество и нацию-государство, стала особенно очевидной вследствие глобализации. Некоторые марксисты во избежание данного затруднения заменяли понятие «общество» понятием «общественная формация», однако на практике эти два термина тождественны. Более полезным является утверждение, что социология представляет собой анализ «социального», которое может рассматриваться на любом уровне (например, на уровне взаимодействия между двумя индивидами, на уровне социальных групп, крупных организаций или целых обществ).

ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ

ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ (AFFLUENT SOCIETY) Термин, предложенный Дж.К. Гэлбрейтом для указания на то, что многие современные общества стали достаточно богатыми для того, чтобы искоренить проблемы дефицита (scarcity). Однако, как отмечает Гэлбрейт, богатство при этом остается в частных руках, что порождает в обществе нищету (squalor).

"ОБЩЕСТВО ПАЙЩИКОВ"

"ОБЩЕСТВО ПАЙЩИКОВ" (STAKEHOLDER SOCIETY) Данный термин использовался «новыми лейбористами» в рамках недавней политической дискуссии в Британии для обозначения общества, которое не страдает ни от бед абсолютно 300 свободной рыночной экономики, ни от пороков, свойственных бюрократическому социализму. Первая порождает неравенство, тогда как последний ограничивает свободу. Решение заключается в создании общества, признающего интересы, права и обязанности всего населения и каждой группы, имеющей свою «долю» в этом обществе. Необходимо добиться того, чтобы основные институты, несмотря на сохранение свободной рыночной экономики, снизили издержки свободного рынка, выпадающие на долю индивида. См. также: Государство. Лит.: Hutton (1997)

ОБЩЕСТВО СПЕКТАКЛЯ

ОБЩЕСТВО СПЕКТАКЛЯ (SOCIETY OF THE SPECTACLE) Термин, предложенный Г. Дебором (Debord, 1994) для указания на то, что в современном обществе социальный и природный мир представляется в качестве образов или спектаклей. Как утверждает Дебор, то, что некогда переживалось непосредственно, теперь стало репрезентацией. Эта трансформация объясняется, по его мнению, тем, что капитализм колонизировал повседневную жизнь, превратив все в товар. См. также: Коммодификация.

ОБЩИНА (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

ОБЪЕКТИВНОСТЬ (OBJECTIVITY) Часто утверждается, что целью научного исследования, социологического или какого-либо другого, является объективное знание, свободное от пристрастий и предубеждений. Однако мнения на этот счет расходятся: одни полагают, что объективность в социологии возможна, другие утверждают обратное. В защиту положения о том, что социология не является объективной, выдвигаются пять доводов различного характера. (1) Социологические суждения субъективны, поскольку окрашены личным опытом деятелей (actors) (см. также: Феноменологическая социология). (2) Смысл всех положений ограничивается определенным языковым контекстом (см. также: Индексность; Этнометодология). (3) Все социологические теории являются продуктом определенных социальных групп и ограничены их пределами. Часто считается, что данная идея вытекает из социологии знания, рассматривающей любое знание как функцию положения в обществе (см. также: Маннгейм; Релятивизм). (4) Все наблюдения неизбежно несут определенную теоретическую нагрузку (см. также: Теоретически нагруженный результат). (5) Поскольку все члены общества обладают различными ценностями, утверждения социологов помимо их собственной воли неизбежно оказываются под воздействием их ценностей (см. также: Свобода от оценочных суждений; Ценностная нейтральность; Ценностная соотнесенность). Некоторые социологи утверждают, что объективность в том или ином из очерченных выше смыслов, или во всех, не обязательно является желательной; по их мнению, социологу следует быть критичным и поддерживать определенные ценности. Другие считают, что объективность в социологии возможна и желательна. Спектр существующих позиций в данном случае весьма широк, от утверждений о том, что социология должна быть подобна естественным наукам, а объективность может быть обеспечена открытой полемикой и строгим использованием научных методов, до более сложной аргументации, такой, как аргументация М. Вебера, выступавшего за позицию ценностной соотнесенности. См. также: Гоулднер; Критическая теория; Социология как наука.

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОБЪЯСНЕНИЕ (EXPLANATION) См.: Герменевтика; Гипотетико-дедуктивная модель; Деятельность и структура; Зависимые и независимые переменные;  Натурализм; Позитивизм; Правило; Причинное моделирование; Причинное объяснение; Реализм; Социология как наука; Структурализм; Фальсификационизм; Феноменологическая социология; Функционализм; Эксплананс/экспланандум; Verstehen.

ОБЫЧАЙ

ОБЫЧАЙ (CUSTOM) Термин, используемый главным образом в антропологии; обозначает установленные образцы убеждений и поведения. Он относится как к заведенному порядку повседневной жизни, так и к отличительным чертам той или иной культуры. См. также: Культура.

ОГРАНИЧЕННЫЙ КОД

ОГРАНИЧЕННЫЙ КОД (RESTRICTED CODE) Термин, предложенный Б. Бернстайном, который противопоставлял его понятию разработанного кода. Ограниченный языковой код наделяет привилегией смыслы, зависящие от контекста, оставляет неявными принципы и предполагает наличие общей идентификации, общих убеждений и практик. Такая система смыслов избирательно воздействует на синтаксический и лексический выбор. Разработанные коды наделяют привилегией системы специализированных смыслов, относительно независимые от контекста, при этом принципы являются более очевидными. Бернстайн утверждал, что представители низших слоев рабочего класса пользуются ограниченным кодом, а средний класс  использует оба кода. Поскольку через систему образования осуществляется передача классово-регулируемых разработанных кодов, дети из рабочего класса оказываются в потенциально невыгодном положении. В своих последующих теоретических и эмпирических исследованиях Бернстайн продолжал использовать понятия ограниченного и разработанного кода, сосредоточиваясь на отношениях между смыслами, лингвистическими реализациями и социальным контекстом. Более того, в настоящее время эти понятия составляют часть более общей теории передачи форм сознания, которая связывает социальноклассовые отношения с распределением власти и принципами контроля. Языковые коды, с этой точки зрения, являются средствами позиционирования. См. также: Классной комнаты взаимодействие; Школьное знание. Лит.: Bernstein (1977)

ОЗНАЧАЮЩЕЕ И ОЗНАЧАЕМОЕ

ОЗНАЧАЮЩЕЕ И ОЗНАЧАЕМОЕ (SIGNIFIER/SIGNIFIED) См.: Семиотика.

ОКРУГА

ОКРУГА (NEIGHBOURHOOD) Термин, используемый в социологии в его обыденном смысле для обозначения жилого района. Характер социальных связей, формирующихся в той или иной округе, в течение долгого времени был предметом подробных исследований в городской социологии. Например, ряд исследований показал, что у жителей пригородов складываются довольно тесные, подобные семейным, связи друг с другом. Это противоречит распространенному мифу о том, что те, кто проживает в пригороде, в сущности ведут обособленный образ жизни.  См. также: Община (Территориальное сообщество); Организации человек; Пригородный образ жизни; Состоятельный рабочий.

ОЛИГАРХИЯ

ОЛИГАРХИЯ (OLIGARCHY) Анализируя историю социал-демократической партии Германии начала ХХ в., Р. Михельс (Michels, 1911) утверждал, что рабочие организации, ставящие перед собой демократические цели, такие, как политические партии  и профсоюзы, испытывают напряжение между требованиями эффективности и контроля их членов над планированием и осуществлением политики. По мере увеличения в размерах такие организации становятся более сложными, вследствие чего в их рамках возникает постоянная бюрократия, предназначенная для эффективного решения проблем управления. Благодаря своим знаниям и опыту чиновники становятся незаменимыми и с трудом поддаются смещению даже в случае проведения периодических перевыборов. Стоит лидерам занять выигрышную позицию, как они начинают избавляться от контроля со стороны рядовых членов организации и подменяют их цели своими собственными. Последние обычно менее радикальны, чем цели рядовых членов и официальной партийной или профсоюзной идеологии. Поскольку лидеры контролируют каналы коммуникации, они манипулируют и потоком информации, укрепляя свои позиции. В конечном счете такая подмена целей возможна в силу апатии рядовых членов и отсутствия у них чувства сопричастности вопросам партийного или профсоюзного управления. Современные исследования процесса управления профсоюзами и внутренней структуры массовых политических партий находятся под глубоким влиянием пессимизма Михельса, хотя некоторые из них показывают, что сформулированный им «железный закон олигархии»  не всегда применим к таким организациям. См. также: Инкорпорация; Элита.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (ONTOLOGICAL SECURITY) Данный термин обозначает присущее людям чувство безопасности, упорядоченности и правильности их жизни. Наиболее отчетливо это чувство ощущается в случае устойчивой личной идентичности, не изменяющейся с течением времени.

ОНТОЛОГИЯ

ОНТОЛОГИЯ (ONTOLOGY) Раздел философии или метафизики, в рамках которого рассматриваются вопросы бытия (existence). Онтологические положения - это допущения, лежащие в основе теорий о возможности бытия различного рода объектов (entities).

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (OPERATIONALIZATION) Операционализировать понятие означает обеспечить способ его измерения и квантификации (сведения к количественным параметрам), при котором оно поддается опытной проверке. В процессе операционализации относительно абстрактная теория превращается в совокупность более конкретных положений. Например, понятие расширенной семьи может быть операционализировано путем подсчета того, сколько раз взрослые дети видят своих родителей в течение недели, или измерения финансовых потоков между членами расширенной семьи. Некоторые социологи, но, конечно, не все, полагают, что если понятие не может быть операционализировано, то оно является бесполезным или бессмысленным. См. также: Фальсификационизм; Поппер.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ (DEFINITION OF THE SITUATION) В социологии значение субъективных взглядов социальных деятелей для объективных последствий социального взаимодействия часто выражается идеей «определения ситуации». Данная идея впервые была сформулирована У. Томасом (Thomas, 1928) в виде известного афоризма: «если люди определяют ситуации как реальные, то эти ситуации реальны по своим последствиям». Смысл этого положения заключается в том, что для социологии истинность или ложность убеждений («определений ситуации») не является важным вопросом, значение имеет результат социального взаимодействия. Так, если некоторое меньшинство считается «угрозой обществу», то это ведет к значительным объективным последствиям - исключению, угрозам, остракизму - даже в том случае, если данная группа людей не представляет реальной угрозы социальному порядку. Такой подход к «ситуационному анализу», как называет его Томас (1927), оказал большое влияние на последующие исследования условий стабильного взаимодействия и принятия роли, осуществлявшиеся в рамках символического интеракционизма и этнометодологии.

ОРГАНИЗАЦИИ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕК

ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕК (ORGANIZATION MAN) В работе «Человек организации» (Whyte, 1956) У.Уайт выявил существование новой «породы» руководящих работников крупных корпораций, жизнь которых неразрывно связана с их фирмами. Последние требуют от них полного подчинения и ожидают готовности к переезду из города в город и даже на другой континент в связи с перемещением с одной должности на другую. Чем больших успехов достигает работник, тем чаще он перемещается, совершая спиралевидное восхождение в рамках своей фирмы. Полное посвящение таких «людей организации» означает, что они адаптировали свою индивидуальность к бюрократической организационной среде и не имеют ни корней в какой-либо местной общине, ни настоящих друзей, ни серьезных контактов со своими расширенными семьями. См. также: «Спиралист».

ОСМЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

ОСМЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ (MEANINGFUL ACTION) Действие, которое социальные деятели наделяют смыслами, производными от определенных мотивов и намерений. Отличается от действия, вытекающего из простой привычки или инстинкта. См. также: Действия теория; Деятель/Социальный деятель; Правило; Феноменологическая социология; Verstehen.

ОСТАТОК

ОСТАТОК (RESIDUE) См.: Парето.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС (OPEN-ENDED QUESTION) При проведении интервью вопросы этого типа дают респондентам возможность самим сформулировать свой ответ, не требуя в отличие от закрытого вопроса выбора какого-либо варианта ответа из тех, что предлагаются интервьюером. Ответы на открытые вопросы записываются интервьюером вручную или с помощью диктофона. Ответы всех респондентов рассматриваются в совокупности и либо кодируются с целью проведения статистического анализа, либо используются в качестве цитат и ссылок.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ (RELATIVE AUTONOMY) В рамках марксистских концепций государство в капиталистических обществах традиционно рассматривалось лишь в качестве аванпоста правящего класса буржуазии; считалось, что оно полностью контролируется этим классом. Более поздние марксистские теоретики, в частности, Н. Пулантцас (Poulantzas, 1973), утверждали, что государство может обладать некоторой независимостью или относительной автономией от правящего класса, хотя никогда не бывает полностью независимым от него. Такая автономия позволяет государству служить интересам правящего класса более эффективно по двум причинам. (1) Правящий класс имеет тенденцию распадаться на фракции в соответствии с различными экономическими интересами и, поэтому недостаточно сплочен, чтобы использовать государственную власть в общих интересах всех своих представителей, как это делает относительно автономное государство. (2) Относительно автономное государство обладает более широким видением интересов капитала по сравнению с членами правящего класса и может осуществлять на благо данного класса социальные и политические реформы, которым сами его члены могут сопротивляться. Примером является повышение уровня налогообложения с целью поддержки государства всеобщего благосостояния, обеспечивающего удовлетворенность рабочего класса капитализмом. Критики данной марксистской концепции указывали на ее неспособность определить, насколько относительна «относительная автономия» . Утверждалось также, что по этой причине марксисты отказываются принимать во внимание возможность гораздо большей независимости государства от буржуазии в условиях современного индустриального капитализма. Напротив, в рамках веберовского анализа государства подчеркивалась независимость государства как отдельной бюрократической структуры, следующей своим собственным правилам. См. также: Капитала фракции; Элита. Лит.: Parkin (1979)

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (RELATIVE DEPRIVATION) Понятие, предложенное С.А.Стауффером и его коллегами (Stouffer et. al., 1949); в дальнейшем его разработкой занимался Р.К. Мертон (Merton, 1957). Оно указывает на то, что люди испытывают чувство депривации главным образом тогда, когда сравнивают свою ситуацию с ситуацией других индивидов или групп и обнаруживают, что находятся в менее благоприятном положении. Сравнение может проводиться как с теми, с кем данные индивиды взаимодействуют, так и с посторонними; вопрос заключается в том, какова в данном случае референтная группа,  выбранная индивидом или группой в качестве объекта сравнения. Изучение свойственных людям субъективных «систем координат» (subjective frames of reference) является полезным дополнением к исследованию депривации, однако сама по себе концепция относительной депривации ничего не говорит о том, в какой момент относительная депривация  становится объективной и абсолютной. См. также: Бедность; Революция.

ОТСРОЧЕННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

ОТСРОЧЕННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (DEFERRED GRATIFICATION) Понятие, используемое в отношении такого поведения, когда индивид отказывает себе в чем-либо в настоящем в надежде на большее вознаграждение в будущем. Часто отмечается, что это характерная черта воспитания членов среднего класса, объясняющая их относительно более высокие успехи в образовании. Утверждается также, что отсроченное вознаграждение  является необходимым условием как накопления капитала, так и стремления к успеху - и то, и другое имело особо важное значение на ранних стадиях капитализма. См. также: Достижительская мотивация.

ОТЧУЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА (OFFICIAL STATISTICS) Статистические данные, собранные национальными правительствами и местными органами управления, а также международными организациями. Социологи подходят к таким данным с осторожностью по двум причинам. (1) Известно, что некоторым официальным статистическим данным недостает точности, что обусловлено способом их сбора; это касается, например, статистики забастовок. Неточности часто являются системными и одна другую не компенсируют, что делает использование официальной статистики рискованным. Классическим примером такого риска является использование Э. Дюркгеймом статистики самоубийств, не отражавшей полностью факты самоубийства в социально интегрированных и сельских общинах. (2) Категоризация данных официальной статистики отражает интересы правительства и может не иметь смысла для социологов. Например, статистика безработицы в Великобритании формируется двумя различными способами. В первом случае в качестве безработных учитываются те, кто зарегистрировался в местных бюро по выдаче пособий по безработице. Таким образом, этот вид статистики не охватывает тех, кто не имеет работы, но не зарегистрировался. Во втором случае безработными считаются люди, способные приступить к работе в течение двух недель, которые либо искали работу в течение последнего месяца, либо ожидают начала уже найденной работы. Значительную часть исключенных из этих официальных категорий составляют люди (главным образом, женщины), которые по той или иной причине не могут квалифицироваться как нуждающиеся в пособиях по безработице, а также те, кто добровольно или не по своей воле рано вышел на пенсию вместо того, чтобы искать работу в неблагоприятных условиях рынка труда. Такие данные, собранные правительством для собственного пользования, бесполезны для социологов, изучающих, скажем, распространенность безработицы среди различных групп. Тем не менее, изучение социальных процессов, связанных со сбором и категоризацией официальной статистики, представляет собой многообещающую исследовательскую область, как это продемонстрировали криминологи в случае с криминальной статистикой.

ОЦЕНКА

ОЦЕНКА (ESTIMATION) Этим понятием обозначается метод оценки характеристик населения по данным, полученным посредством выборки. Выборка на случайной основе позволяет использовать теорию статистического распределения для получения оценок известной степени точности.

Предыдущая страница Следующая страница