Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАСТОТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ЧАСТОТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (FREQUENCY DISTRIBUTION) См.: Распределение.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ (HUMAN ECOLOGY) См.: Городская экология.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ (HUMAN CAPITAL) Утверждается, что индивиды, вкладывающие время и деньги (включая заранее известные заработки) в образование, обучение, получение опыта и развитие других качеств, которые повышают их производительность, а, следовательно, и их ценность в глазах работодателя, обладают большим человеческим капиталом. Идея различения человеческих капиталов используется многими экономистами для объяснения неравенства, существующего на рынке труда: предполагается, что разница в оплате отражает различную величину вкладываемого в работу человеческого капитала. Считается, что более низкие вознаграждения, которые получают члены социальных групп, находящихся в явно невыгодном положении на рынке труда (включая женщин и этнические меньшинства), по крайней мере частично объясняются их более низкими инвестициями в человеческий капитал,  вне зависимости от того, касается это образования и обучения или недостатка продолжительного опыта работы (особенно в случае с женщинами). Проблема, связанная с использованием понятия человеческого капитала, заключается в том, что производительность на самом деле не измеряется непосредственно, выводы о ее уровне строятся лишь на основе факта более высокой заработной платы, получаемой, например, более образованными людьми. Такие заключения основываются на допущении, согласно которому работодатели - это рациональные люди, которые стремятся к максимальному увеличению прибыли, выплачивая лишь то, что оправдывается производительностью каждого отдельного работника. Другая проблема заключается в том, с эмпирической точки зрения различия в человеческом капитале объясняют только часть наблюдаемых различий в заработной плате, остальное необходимо объяснять, обращаясь к другим факторам. См. также: Женщины и работа; Рынка труда сегментация. Лит.: Rubinson and Browne (1994)

ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛА

ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛА (HUMAN RELATIONS) Междисциплинарное течение в сфере изучения социальных отношений в индустрии, охватывающее социологию, социальную антропологию и социальную психологию; пользовалось значительным влиянием в научных и менеджерских кругах в период с конца 1930-х до начала 1960-х гг. Оно сосредоточивалось на поведении работников в группах и ознаменовало собой переход с позиций научного менеджмента, в рамках которого работники рассматривались как изолированные индивиды, стремящиеся максимально увеличить свой доход, к изучению работников в качестве индивидов, ориентированных на группы, нуждающихся в отношениях социальной поддержки на работе и ставящих групповые интересы выше индивидуальных финансовых вознаграждений. Новаторские исследования, проведенные Э. Мэйо и его коллегами на предприятии Вестерн Электрик Ком-пани в период с 1927 по 1932 гг. (называемые иногда по имени основного завода Хоторнскими исследованиями), показали, что на производительность работников действительно оказывают влияние групповые факторы. В ходе одного из экспериментов производительность труда  возросла, когда были созданы небольшие рабочие группы, повысившие моральный дух (morale) людей, что привело к работе с большей отдачей. Однако результаты другого эксперимента оказались противоположными - рабочая группа выработала социальные нормы, ограничивавшие производительность. Последующие исследования сосредоточивались на факторах, влияющих на формирование рабочих групп, таких, как технология и планировка производственных систем, а также на способах направления групповой динамики на благо компании - например, посредством обучения инспекторов (supervisors) выступать лидерами групп. Критические замечания в отношении школы человеческих отношений заключаются в том, что она (1) игнорирует более широкую социальную систему организации, включая конфликт между рабочими и менеджментом; (2) не учитывает влияние профсоюзов на производительность и на окружающую экономическую среду; (3) преувеличивает «социальные» потребности работников и преуменьшает их экономическую мотивацию; (4) сосредоточивается на вопросах, беспокоящих менеджмент, и, таким образом, не следует принципу академической нейтральности. См. также: Группа; Денежные отношения; Индустриальный конфликт; Парето; Состоятельный рабочий; Социотехнические системы. Лит.: Rose, M. (1988)

"ЧЕРТОВО ОТРОДЬЕ"

"ЧЕРТОВО ОТРОДЬЕ" (FOLK DEVILS) Во многих обществах к некоторым меньшинствам относятся крайне негативно как к исчадиям зла, лишенным каких-либо нравственных устоев, - то есть, как к своего рода «чертову отродью», при этом считается само собой разумеющимся, что они заслуживают контроля и наказания. В недавнем прошлом подобной демонизации подвергались люди, употребляющие наркотики, хиппи, футбольные фаны, чернокожая молодежь и гомосексуалы. В современных обществах значительную роль в этом процессе часто играют средства массовой коммуникации.  В их сообщениях данные группы могут представляться настолько упрощенным образом, что полиция и служители правосудия чувствуют себя морально обязанными предпринимать определенные действия, нацеленные против их членов (такого рода действия иногда обозначаются как «социетальная реакция»). Подобные кампании могут достигать стадии моральной паники. В своей работе «Чертово отродье и моральные паники» , которая относится уже к числу классических социологических исследований, С. Коэн (Cohen, 1991) описывает столкновения, происходившие в 1960-е гг. между молодыми людьми, которые в больших количествах наезжали на мотоциклах и мотороллерах в расположенные на побережье британские города. Эти столкновения были относительно небольшими по масштабу, но их значение преувеличивалось газетами и другими органами, описывавшими участников драк как «чертово отродье». Полиция была вынуждена решительно вмешаться в происходящее, что вызвало процесс усиления девиантности. См. также: Девиантное поведение; Девиантности усиление; «Наклеивания ярлыков» теория; Стереотипы.

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА (CHICAGO SCHOOL) В период между Первой и Второй мировыми войнами ведущее положение в американской социологии занимали сотрудники Чикагского университета, проделавшие громадный объем социологической работы и обучившие большое количество студентов, которые впоследствии стали преподавателями в других американских университетах. Несмотря на охват широкого круга тем как в области теории, так и в области эмпирических исследований, Чикагская школа наиболее известна, во-первых, своей городской социологией, а, во-вторых, развитием такого подхода, как символический интеракционизм.  Находясь под впечатлением быстрого роста Чикаго, притока переселенцев всех национальностей, рас и вероисповеданий и часто под влиянием гуманитарных соображений, ряд социологов, в частности Э. Берджесс, Р. Маккензи, Р. Парк и Л. Вирт, разработали особую городскую теорию, а их студенты провели ряд детальных исследований различных районов города. Эта теория основывалась на идее, согласно которой городам свойственен особый образ жизни,  в корне отличающийся от образа жизни людей, проживающих в сельской местности. Предлагаемое объяснение городского образа жизни основывалось на принципах городской экологии, которые заключались, главным образом, в том, что силы конкуренции в ограниченной среде порождают ряд природных территорий, каждая из которых заселена различными социальными группировками. Эти территории и группировки стали предметом детального изучения, в результате которого появились работы о бродягах (hobo), районе притонов (skid row), негритянской семье, еврейском гетто и так далее. Эти исследования основывались, главным образом, на этнографии - методе, использовавшемся также при изучении различных городских профессий, например, музыкантов, врачей и официантов. Основной исследовательской стратегией было качественное исследование  с использованием метода кейс-стади и прежде всего включенного наблюдения. Чикагская этнографическая традиция была тесно связанной с символическим интеракционизмом, поскольку исследования городских территорий, социальных групп и профессий касались конструирования идентичности в процессе взаимодействия между восприятием индивидами себя и взглядами на них со стороны других индивидов. Изучение феноменов такого рода подкреплялось теоретической работой, во-первых, У. Томаса, а, во-вторых, Дж.Г. Мида, идеи которого имели очень важное значение. В то же время особое внимание в Чикагской школе, в частности, в работах У.Огборна, уделялось сбору подробной статистической информации о местных общинах (территориальных сообществах). См. также: Концентрических зон теория; Природная территория; Сельско-городской континуум. Лит.: Downes and Rock (1995)

ЧУВСТВА

ЧУВСТВА (SENTIMENT) Данное понятие имеет два различных значения: (1) чувства - это эмоции людей, выраженные в соответствии с культурными образцами: например, такой эмоции, как гнев (rage), соответствует чувство негодования (indignation); (2) согласно обмена теории, взаимодействие между индивидами в социальных группах порождает коллективные чувства  лояльности, дружбы, альтруизма и преданности группе, которые в свою очередь способствуют укреплению общих норм. Чувства не являются внутренними, субъективными ощущениями - это открытые, наблюдаемые знаки солидарности между индивидами, возникающие в результате взаимодействия. Обе концепции, несмотря на их различие, рассматривают чувства как существенную черту социального обмена.

Предыдущая страница Следующая страница