Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

ИГР ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ (IDEALISM) Философская позиция, согласно которой внешний материальный мир либо конструируется разумом, либо зависит от него. В социологии время от времени используется понятие субъективного идеализма для характеристики таких теоретических позиций, как символический интеракционизм,  в соответствии с которыми внешняя социальная реальность  не может существовать независимо от повседневных взаимодействий и субъективности социальных деятелей. Марксисты утверждают, что социология в целом идеалистична, поскольку она пренебрегает причинной ролью объективных экономических условий или сводит ее к минимуму. По мнению некоторых марксистов, надстройка, включающая взгляды и убеждения людей, детерминируется экономическим базисом. Однако необходимо отметить, что марксисты в последние годы часто подчеркивали причинную значимость надстройки. Между тем, акцент на субъективности в социологии способствовал привлечению внимания к активной роли социальных деятелей в конструировании социальной реальности. См. также: Базис и надстройка; Детерминизм; Материализм. Лит.: Benton (1977)

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП (IDEAL TYPE) Толкование идеально-типических конструкций в социологии сопряжено со значительной неразберихой. Внимание обществоведов на идеальные типы впервые обратил М. Вебер, стремившийся прояснить процедуры, посредством которых, по его мнению, ученые формулируют общие, абстрактные понятия, такие, как «чисто конкурентный рынок», «типология цер-154 квей и сект» или «бюрократия». Вебер полагал, что исследователи общества отбирают в качестве определяющих характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, наблюдаемые в реальном мире, а затем возводят их в форму стройной интеллектуальной конструкции. В реальном мире все эти характеристики представлены не всегда, однако любую частную ситуацию легче понять, сравнивая ее с идеальным типом. Например, те или иные бюрократические организации могут не соответствовать полностью всем элементам идеального типа бюрократии, однако данный тип позволяет выявить эти отклонения. Таким образом, идеальные типы имеют объяснительную ценность, будучи гипотетическими конструкциями, формируемыми на основе реальных явлений. «Идеальный» в данном случае означает скорее «чистый» или «абстрактный», а не нормативно желательный. Однако неясным остается отношение между идеальными типами и реальностью. Вебер полагал, что значительное несоответствие между реальностью и идеальным типом ведет к переопределению данного типа, однако он утверждал также, что идеальные типы не являются моделями, которые следует подвергать проверке. Несмотря на это, социологи все же считают идеальные типы проверяемыми моделями реального мира. Неразбериха при этом может возникать и потому, что сам Вебер часто использовал идеальные типы именно в этом качестве. См. также: Модель. Лит.: Albrow (1990)

ИДЕНТИЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ГОСУДАРСТВА

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ГОСУДАРСТВА (IDEOLOGICAL STATE APPARATUS) Термин, ставший широко известным благодаря Л. Альтюссеру, обозначает одно из средств, с помощью которых обеспечивается господство капиталистического класса. Функцией идеологических аппаратов государства, в числе которых - религиозные институты, институты образования, средства коммуникации, семья и даже профсоюзы и политические партии,  является инкорпорация всех классов в обществе в рамках господствующей идеологии. Гегемония господствующих классов может обеспечиваться также репрессивными аппаратами государства, которые действуют скорее посредством силы, а не идеологии. Баланс между идеологическими и репрессивными аппаратами государства зависит от конкретного общества. Использование понятия идеологического аппарата государства критиковалось за то, что оно способствует преувеличению влияния идеологии в обеспечении согласия в обществе. См. также: Господствующей идеологии тезис; Гражданское общество; Грамши. Лит.: Abercrombie (1980)

ИДЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ (IDIOGRAPHIC) Термин, используемый для описания методов исследования индивидуальных, уникальных событий, предметов или субъектов. Идиографические методы противопоставляются номотетическим, целью которых является нахождение общих законов, объединяющих индивидуальные случаи. См. также: Герменевтика; Историцизм; Эмпатия; Verstehen.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СРОДСТВО

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СРОДСТВО (ELECTIVE AFFINITY) Когда две системы идей частично совпадают или включают в себя сходные идеи, говорят, что эти системы обладают избирательным сродством. Наиболее известным примером использования данного термина является работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»  (Weber, 1930). Вебер утверждал, что протестантская этика  придавала важное значение аскетизму, упорному труду и индивидуализму - качествам, высоко оцениваемым и в капиталистической практике. Системы идей, стоящие за протестантизмом и капитализмом, имели избирательное сродство,  которое способствовало становлению капитализма в протестантских странах.

ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНИ

ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНИ (MEASUREMENT LEVELS) Социологические данные могут измеряться на различных уровнях, с применением шкал различной степени точности. Низший уровень представлен номинальной шкалой, значение на которой указывает лишь на то, к какой группе принадлежит данная величина. Например, население, отвечающее на различные вопросы при обследовании установок, может быть разделено на тех, кто отвечает «да», и тех, кто отвечает «нет», при этом ответу «да» присваивается шкальное значение 1, а ответу «нет» - 2. Эти числа не означают ничего, кроме категорий: тем, кто отвечает «да», также легко может быть присвоено число 2, при этом 2 не означает величину большего порядка, нежели 1: этим двум категориям могут быть присвоены любые другие числа. Следующим уровнем измерения является порядковая шкала, на которой категории располагаются иерархически. Например, в обследованиях установок часто используется техника измерения, которая заключается в том, что респондентов просят указать степень своего согласия с определенными утверждениями в соответствии со следующими порядковыми категориями: «совершенно не согласен», «не согласен», «не уверен», «согласен», «совершенно согласен». Каждой категории присваивается число - в данном случае от 1 до 5. Ответы, таким образом, являются упорядоченными, и продвижение вдоль шкалы означает увеличение или уменьшение степени согласия. Порядковые шкалы, однако, не позволяют измерять различия между категориями: нельзя сказать, что категория «совершенно согласен» указывает на отношение, которое отличается от отношения при категории «согласен» на точную величину. Шкалы интервального уровня также являются упорядоченными, но имеют дополнительное свойство - расстояние между делениями на шкале является одним и тем же. Таким образом, величины на интервальной шкале можно сравнивать как с точки зрения их порядка, так и с точки зрения расстояния между ними, поскольку они выражены в равных единицах измерения. Измерение на пропорциональном уровне имеет свойства интервальных шкал, и, кроме того, на такой шкале есть точка абсолютного нуля. Шкала Цельсия, используемая для измерения температуры, является интервальной, а не пропорциональной, поскольку в действительности 0 градусов означает не отсутствие теплоты, а ее количество в точке замерзания воды. На пропорциональном измерении основана шкала Кельвина, так как здесь 0 градусов означает абсолютный ноль, при котором теплота отсутствует. Измерение на интервальном и пропорциональном уровнях является метрическим, тогда как номинальный и порядковый уровни являются неметрическими. Уровни измерения имеют важное значение, поскольку они влияют на виды статистических техник, которые могут использоваться при анализе исследовательских данных. На номинальном уровне круг исследовательских техник ограничен теми, что основаны на частотах или подсчете, такими, как мода, хи-квадрат-тест, таблицы сопряженности (contingency tables) и кросс-табуляция. Измерение на порядковом уровне соответствует всему кругу непараметрической статистики. Интервальный же и пропорциональный уровни позволяют использовать все статистические техники. Значительная часть социологических данных соответствует номинальному или порядковому уровню. Для такого рода данных была разработана методика логлинейного анализа, позволяющая использовать более сложные многопеременный анализ  и причинное моделирование.  См. также: Регрессия; Установок шкала.

ИМПЕРАТИВНО КООРДИНИРУЕМАЯ АССОЦИАЦИЯ

ИМПЕРАТИВНО КООРДИНИРУЕМАЯ АССОЦИАЦИЯ (IMPERATIVELY COORDINATED ASSOCIATION) Этот термин использовался Р. Дарендорфом (Dahrendorf, 1959), унаследовавшим его от М.Вебера, для обозначения групп, обладающих структурой авторитета, таких, как государство или фирмы.

ИМПЕРИАЛИЗМ

ИМПЕРИАЛИЗМ (IMPERIALISM) В широком и общепринятом смысле империализм - это осуществление власти одного государства на территории другого (как правило военными средствами) с целью эксплуатации подчиненного населения для извлечения определенных экономических и политических выгод. Империя является древней формой политического соперничества между человеческими обществами, формой завоевания и господства. В социальных науках существуют прямо противоположные взгляды в отношении империализма. Либеральные экономисты, такие, как Й.А. Шумпетер (Schumpeter, 1951), утверждали, что империалистическая экспансия европейских обществ в девятнадцатом веке не только не была неотъемлемой чертой капиталистического развития и конкуренции, а, напротив, противоречила политическому и экономическому характеру капитализма. Империализм, с этой точки зрения, представлял собой пережиток милитаристского национализма периода абсолютных монархий. В противоположность этому, радикально настроенные авторы трактовали империализм как неотъемлемую черту капитализма на определенной стадии его развития. В.И.Ленин (Lenin, 1915) соотносил капиталистический империализм с господством финансового капитала, вывозом капитала в ответ на внутреннюю стагнацию экономики, ростом международных трестов и капиталистическим разделом земного шара. Согласно экономическим теориям империализма, капитализм переходит в стадию империализма либо вследствие кризиса прибыльности на внутренних рынках, либо из-за потребности в дешевом сырье. Критики этих марксистских теорий указывают, что империализм исторически предшествует капитализму, а соперничество между империалистическими державами объясняется скорее политическими, а не экономическими факторами. Термины «империализм» и «колониализм» часто используются как взаимозаменяемые, однако колониализм - заселение чужих территорий, разделение местного и приезжего населения на основе правовых норм и рост расизма - может рассматриваться как особая или основная форма империализма. Понятием «неоколониализм» обозначается ситуация, когда бывшие колонии, несмотря на свою формальную политическую независимость, по-прежнему зависят от метрополии и подчинены ей. См. также: Зависимое развитие; Зависимости теория; Мировой системы теория; Новое международное разделение труда.  Лит.: Barratt Brown (1974); Mommsen (1980)

ИНДЕКС

ИНДЕКС (INDEX) (1) При анализе данных обследования ряд переменных может быть сведен к единой мере, или индексу, который выражается как одна величина. Например, исследователь может задать несколько вопросов о различных аспектах социального неравенства, таких, как жилье, образование, доход и здоровье, а затем свести полученные ответы к единой мере описываемого неравенства. На сводной шкале каждому респонденту может быть приписано в этом случае одно определенное значение. (2) Индексом может называться также показатель чего-либо, не измеряемого непосредственно. Например, число голосов, отданных на выборах за социалистические партии, используется иногда как индекс воинственных политических установок среди рабочих, занятых физическим трудом.

ИНДЕКСНОСТЬ

ИНДЕКСНОСТЬ (INDEXICALITY) Этнометодологи утверждают, что все действия и высказывания индивидов являются индексными, то есть их значение зависит от контекста, в котором они возникают. Это означает, что деятели обычно наделяют смыслом действия и высказывания других, обращаясь к соответствующему контексту. Такое осмысление требует определенной (пусть даже неосознаваемой) работы, ибо каждый контекст является уникальным. См. также: Комментарий; Этнометодология.

ИНДИВИДУАЛИЗМ

ИНДИВИДУАЛИЗМ (INDIVIDUALISM) Этим термином означается ряд разнообразных доктрин, подчеркивающих права, свободу и значение индивида относительно государства, церкви или короля. Например, протестантизм является формой религиозного индивидуализма, поскольку выступает за прямые отношения между индивидами и Богом, не опосредованные церковью. Часто утверждается, что развитие индивидуалистических доктрин на Западе связано с ростом капитализма, требующего, чтобы люди были автономными и предприимчивыми экономическими агентами, способными выстраивать отношения между собой в рамках свободного рынка. Вебер, например, утверждал, что индивидуализм протестантских религий в Европе в начале эпохи модерна был предпосылкой капиталистического роста. По мнению Н. Аберкромби, С. Хилла и Б.С. Тернера (Abercrombie et al., 1986), индивидуализм не был необходимым условием капитализма, но придал ему особый индивидуалистический характер. Какими бы ни были его происхождение и связь с капитализмом, индивидуализм считается основной чертой современной западной культуры. Правительства в западных обществах активно пытались поощрять индивидуализм, будучи уверенными в том, что предприимчивые индивиды, свободные от государственного влияния и контроля настолько, насколько это возможно, являются лучшими гарантами успешной экономики и предпринимательской культуры. Утверждалось также, что современные общества находятся в процессе индивидуализации, в ходе которого индивиды утрачивают традиционные тесные связи с семьей или местным окружением и вынуждены совершать свой индивидуальный выбор и выстраивать свои идентичности и биографии. Термин «индивидуализм» иногда используется в более узком смысле, обозначая доктрину в философии социальных наук (известную как «методологический индивидуализм» ), согласно которой все социологические объяснения сводимы к характеристикам индивидов. См. также: Невидимая религия; Новые правые; Протестантская этика; Рефлексивная модернизация; Третьего пути политика.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (INDUSTRIALIZATION) Этот термин означает процесс продолжительного экономического роста, связанного с применением источников энергии, отличных от живой физической силы, с целью механизации производства. Индустриализация первоначально имела форму развития фабричного производства, позднее она распространилась на сельское хозяйство и сферу услуг. В отличие от доиндустриальной организации производства, индустриализация предполагает разделение труда,  новые социальные производственные отношения  между владельцами капитала, управляющими и работниками, урбанизацию и географическую концентрацию индустрии и населения, а также изменения в структуре занятости. Индустриализация вначале представлявшая собой процесс развития, который происходил внутри капиталистических экономик, в настоящее время выходит за пределы какой-либо одной экономической системы. Анализ характера и последствий индустриализации, а также исследование индустриального общества всегда занимали центральное место в социологии, начиная с «отцов-основателей» XIX в. и до настоящего времени. См. также: Деиндустриализация; Индустриальное общество; Постиндустриальное общество. Лит.: Aron (1963b)

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (INDUSTRIAL DEMOCRACY) Понятие, означающее участие служащих в принятии управленческих решений, которые касаются их работы. Существуют различные механизмы обеспечения индустриальной демократии. Среди них (1) профсоюзное движение и коллективное соглашение;  (2) рабочие советы и консультации между менеджерами и работниками; (3) совместное определение политики (co-determination), при котором представители работников обеспечиваются местами в правлении компании и участвуют в принятии решений; (4) контроль рабочих над производственным процессом. Рабочие заинтересованы в обеспечении своего влияния прежде всего в тех областях, которые самым непосредственным образом затрагивают их производственную жизнь (зарплата, условия работы и власть менеджеров). В Британии середины двадцатого века действенными механизмами на этом уровне оказались профсоюзное движение и коллективное соглашение, хотя после 1980 г. их эффективность снизилась. В континентальной Европе основным механизмом участия в решении производственных вопросов (за исключением вопроса о зарплате) являются рабочие советы. Однако решение некоторых наиболее важных вопросов, таких, как новые инвестиции или закрытие завода, находится вне компетенции профсоюзов, действующих на основе коллективного соглашения, или рабочих советов, занимающихся повседневными проблемами. Поэтому индустриальная демократия  нуждается в дополнительных механизмах. В ряде европейских стран работники представлены в правлениях компаний и участвуют в принятии решений на высшем уровне, однако, будучи в меньшинстве, они не определяют исход дискуссий. Индустриальная демократия в Германии обеспечивается посредством как рабочих советов, так и совместного принятия решений, возможного в силу участия в правлениях компаний представителей профсоюзов. См. также: Гражданство; Кооператив. Лит.: Рооlе(1986)

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (INDUSTRIAL SOCIETY) Определяющими чертами индустриального общества являются: (1) возникновение сплоченной нации-государства, организованной на основе общих языка и культуры; (2) коммерциализация производства и исчезновение натурального хозяйства; (3) преобладание машинного производства и организация производства в форме фабрики; (4) сокращение доли населения, занятого в сельском хозяйстве; (5) урбанизация общества; (6) рост грамотности населения; (7) предоставление избирательных прав населению и институционализация политики на основе массовых партий; (8) применение науки во всех сферах жизни, в особенности в индустриальном производстве, и постепенная рационализация социальной жизни. Понятие индустриального общества часто соотносится с понятием массового общества. Западная Европа и Северная Америка испытали процесс индустриализации в период с 1815 по 1914 гг., хотя темп изменений значительно варьировался от одного общества к другому. Основные споры при анализе индустриального общества возникали в связи с вопросом о том, что было характерным для таких обществ - сотрудничество (кооперация) или конфликт, адаптация или саморазрушение. В XIX в. такие социологи, как Г. Спенсер и Э. Дюркгейм, подчеркивали кооперативную, интегрирующую природу разделения труда в индустриальном обществе. В рамках структурного функционализма ХХ в. индустриальное общество  также рассматривалось как высокодифференцированная и целостная социальная система.  В противоположность этому марксистские социологи ХХ в. считали индустриальное общество изначально конфликтным по своей природе, указывая, в частности, на противоречие в интересах наемных работников, с одной стороны, и владельцев капитала и менеджеров - с другой. Если немарксистские социологи в качестве индустриальных рассматривали как капиталистические, так и социалистические общества,  то марксисты соотносили понятие индустриального общества в основном с капитализмом, подчеркивая эксплуататорскую по своей сущности природу капиталистических отношений. С точки зрения марксистов, технологическая основа машинного производства в индустриальном обществе была неразрывно связана с определяющими характеристиками капитализма, а именно с отделением рабочего от средств производства, производством товаров наемным трудом и реализацией экономического излишка в форме прибыли. Результатами кризиса капиталистического производства были классовая борьба  и империализм. Однако не все концепции индустриального общества включали в себя столь резкое противопоставление кооперации и конфликта. Как М. Вебер, так и экономист Дж.M. Кейнс признавали нестабильность капиталистического рынка и без принятия марксистских идей. Вебер признавал нестабильность конкурентного капитализм и гнет (discipline), отличающий фабричное производство, отрицая в то же время то, что социализм может полностью избежать социальных характеристик индустриализма. Кейнс (Keynes, 1936) полагал, что основная проблема бизнес-цикла заключается в неадекватности совокупного потребительского спроса, и что эта проблема может быть решена посредством программ общественных работ, осуществляемых государством, а не войны и классового конфликта. См. также: Автоматизация; Индустриальный конфликт; Капитализм; Конвергенции тезис; Постиндустриальное общество; Социалистические общества; Технология. Лит.: Aron (1963b); Scott (1997)

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (INDUSTRIAL RELATIONS) Понятие, охватывающее отношения найма и связанные с ними институты. Индустриальные отношения включают отношения между рабочими, рабочими коллективами и организациями, с одной стороны, и менеджерами, компаниями и организациями работодателей - с другой. Исследования индустриальных отношений имеют междисциплинарный характер, в значительной степени тяготея к индустриальной социологии, экономике труда и истории профсоюзов и в меньшей степени - к психологии и политической науке.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ (INDUSTRIAL DISTRICTS) См.: Гибкая специализация.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (INDUSTRIAL CONFLICT) Отношения между владельцами предприятий и менеджерами, с одной стороны, и рабочими - с другой, часто являются отношениями конфликта. Термин «индустриальный конфликт»  относится как к возможным формам конфликта, так и к его источникам. По общему мнению индустриальных социологов, формы конфликта разнообразны и включают абсентеизм (невыход на работу), саботаж, ограничение производительности и отказ от сотрудничества, которые могут возникать как на индивидуальной, так и на коллективной основе, а также коллективное соглашение  и забастовки, представляющие собой исключительно коллективные проявления конфликта. Источники конфликта объясняются различным, часто противоположным образом. Согласно положениям человеческих отношений школы, конфликт возникает тогда, когда индустрия не в состоянии содействовать интеграции рабочих в некую общность, оказывающую социальную поддержку, таким образом, конфликт между менеджерами и рабочими не является неизбежным. Согласно другим подходам, конфликт неизбежен. Р. Дарендорф (Dahrendorf, 1959) утверждал, что всегда будет существовать конфликт между теми, кто обладает властью (authority), и теми, у кого ее нет. Многие последователи Вебера связывают индустриальный конфликт со столкновением экономических интересов в отношениях найма, поскольку рабочие и менеджеры имеют различные интересы касательно заработка и затрачиваемых усилий. Марксисты также придерживаются экономического объяснения существования конфликта, полагая, что найм при капитализме по природе своей сопряжен с эксплуатацией и вызывает противостояние менеджмента и труда. При объяснении источников конфликта приоритет в последние годы принадлежит именно экономическим подходам. Выдвигаемые объяснения индустриального конфликта отражают альтернативные модели фирмы и системы найма. Школа «человеческих отношений» использует унитарную модель фирмы как однородной общности с общими интересами и ценностями и значительным потенциалом гармонии. Марксистский подход основывается на дихотомической и оппозиционной модели, подчеркивая фундаментальную и всеобъемлющую природу конфликта. Эксплуатация означает, что фирмы расколоты на два лагеря, имеющие совершенно разные интересы, и что рабочие вынуждены трудиться против своей воли. Современным марксистам приходится объяснять в связи с этим, почему индустриальный конфликт, по крайней мере в его очевидном коллективном проявлении, имеет настолько невыраженный, подавленный характер в современной экономике. Современные веберианские экономические подходы являются, как правило, плюралистическими, поскольку они предполагают, что в фирмах существует множество делений и конкурирующих интересов как в рамках менеджмента или труда, так и между ними. Между тем, согласно плюралистическим подходам, различные стороны внутри фирмы оказываются заинтересованными в сотрудничестве, поскольку, работая вместе, они могут достигать более высоких результатов. Таким образом, конфликт возникает внутри этой более широкой кооперативной структуры. Если Вебер считал, что рынок труда  позволял работодателям господствовать над работниками, то, согласно некоторым современным подходам, найм не является чем-то принудительным, поскольку люди могут выбирать, наниматься им на работу или нет. См. также: Забастовки; Императивно координируемая ассоциация; Индустриальная демократия; Институционализация конфликта; Инфляция; Менеджерского контроля стратегии; Научный менеджмент; Плюрализм; Профсоюзы; Трудового процесса подход. Лит.: Hill, S. (1981)

ИНКОРПОРАЦИЯ

ИНКОРПОРАЦИЯ (INCORPORATION) Процесс интеграции индивидов и групп в более крупное социальное образование либо через создание прав и обязанностей для данных индивидов и групп, либо посредством других механизмов, ограничивающих социальное закрытие,  таких, как социальная мобильность.  В большинстве случаев термин «инкорпорация» обозначает происходящее вместе со становлением индустриального общества направление политической и экономической активности рабочего класса в русло существующих институтов с тем, чтобы исключить угрозу существующему порядку с его стороны. Считается, что инкорпорация предполагает как рост прав и обязанностей, связанных с гражданством, так и изменения в культуре рабочего класса - переход от радикальных, оппозиционных ценностей, основанных на классовом сознании, к господствующим в обществе ценностям. Если Т. Маршалл и Р. Бендикс полагали, что распространение гражданских прав и обязанностей способствует эффективному демократическому участию, разрушающему привилегии, то марксистские социологи утверждали, что неравенство сохраняется, а инкорпорация - это в основном результат растущей буржуазной идеологической гегемонии и «предательства» рабочего класса его политическими и профсоюзными лидерами. См. также: Господствующей идеологии тезис; Идеологический аппарат государства; Институционализация конфликта; Олигархия; Профсоюзы.

ИНСТИНКТ

ИНСТИНКТ (INSTINCT) Данный термин используется в социологии для обозначения не приобретаемых, досоциальных или генетически закодированных характеристик людей. См. также: Потребность; Природа и воспитание; Социобиология; Этология.

ИНСТИТУТ

ИНСТИТУТ (INSTITUTION) Этот термин широко используется для описания регулярно повторяющихся в течение длительного времени социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества. Так же, как и понятие роли, понятие института обозначает установленные образцы поведения, однако институт рассматривается как единица более высокого порядка, более общая, включающая множество ролей. Так, школа как социальный институт  охватывает роли учащихся, учительские роли (обычно включающие различные роли для «младших», «старших» и «ведущих» учителей), а также, в зависимости от степени автономии школы по отношению к внешним структурам, роли родителей и роли менеджеров/инспекторов, связанные с соответствующими властями в сфере образования. Институт школы в целом охватывает все эти роли во всех школах, образующих школьную систему образования в данном обществе. Обычно выделяют пять основных комплексов институтов: (1) экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг; (2) политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней; (3) институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов; (4) институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; (5) институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Институционализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики  становятся достаточно регулярными и долговременными для того, чтобы их можно было описывать как институты. Это понятие играет важную роль в противодействии взгляду, согласно которому институты представляют собой данные и неизменные реальности, указывая на то, что изменения в социальной практике ведут как к модификации существующих институтов, так и к возникновению новых институциональных форм. Понятие институционализации связано с тем положением теории ролей, в соответствии с которым люди обладают определенной свободой «выработки ролей» в своем взаимодействии с другими людьми, а не просто следуют предписанным образцам поведения. Понятие института широко используется в социологии, хотя часто и без уточнения его значения. Различные социологические школы трактуют его различным образом. Функционалисты, например, могут считать, что институты удовлетворяют «потребности» индивидов или обществ, тогда как феноменологи интересуются тем, каким образом люди создают или адаптируют институты, а не просто реагируют на их существование. См. также: Норма; Социальная структура; Сравнительный метод; Потребность; Экономическая социология. Лит.: Eisenstadt (1968b; 1968c)

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА (INSTITUTIONALIZATION OF CONFLICT) Период ранней капиталистической индустриализации был отмечен ожесточенными социальными конфликтами в производственной и социальной сферах, временами грозившими перерасти в революцию. По мере созревания капитализма количество конфликтов сокращалось, и они становились менее угрожающими. В социологии этот спад объясняется главным образом институционализацией конфликта. Предполагается, что одной из причин ожесточенности конфликтов в период раннего капитализма было разрушение традиционных, доиндустриальных социальных связей и нормативной регуляции. С завершением перехода к зрелому индустриализму сложились новые регулятивные и интегративные институты и ценности. Институционализация является результатом разделения и автономизации политического и индустриального конфликтов, когда они более не усугубляют друг друга. Распространение гражданских прав, таких, как всеобщее избирательное право  и право быть представленным политически, означает, что определенные круги, господствующие в индустрии, более не в состоянии осуществлять контроль над политикой. Непосредственной интеграции рабочих в общество служит и сам статус гражданства. Другим аспектом институционализации такого рода является развитие специализированных институтов, предназначенных для урегулирования конфликтов в индустрии вслед за отделением индустриального конфликта от политического. Профсоюзы, как и коллективное соглашение  между ними и работодателями, представляют собой институты ведения переговоров и сглаживания разногласий между работодателями и наемными работниками. См. также: Забастовки; Инкорпорация; Конца идеологии теория.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ (INSTRUMENTALISM) Данным термином обозначается ориентация рабочих, стремящихся к получению инструментального удовлетворения от работы - связанного с высокой оплатой или гарантированной занятостью. Инструментализм иногда противопоставляется ориентации тех, кто ценит удовлетворение от самого процесса работы (характера трудовых задач) или от таких аспектов работы, как принадлежность к коллективу, общение. На практике люди ценят, как правило, сочетание всех трех типов удовлетворения. Т. Парсонс использует термин «инструментализм» и для описания ориентации на действие. См. также: Денежные отношения; Состоятельный рабочий; Трудовые установки.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ РАЗУМ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ или ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ РАЗУМ (INSTRUMENTAL RATIONALITY or INSTRUMENTAL REASON) Термин, заимствованный представителями Франкфуртской школы у М. Вебера для обозначения использования технически наиболее эффективных и рациональных средств (инструментов) для достижения желаемой цели. Данное понятие обычно используется в критических целях для указания на пагубные последствия рационализации, одним из аспектов которой является распространение инструментальной рациональности. См. также: Критическая теория; Рациональность.

ИНТЕГРАЦИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ (INTEGRATION) (1) Одна из основных проблем классической социологической теории - это проблема интеграции, состоящая в том, каким образом различные элементы общества удерживаются вместе, то есть каким образом они интегрируются. Социальная интеграция объясняется по-разному, при этом наиболее важными являются объяснения, связывающие интеграцию с существованием общих ценностей (функционалистская концепция) и взаимозависимостью при разделении труда. Использование понятия интеграции подвергалось критике в связи с тем, что оно предполагает преувеличение степени интеграции общества и игнорирование возможности конфликта. Разработка понятий социальной и системной интеграции представляет собой попытку продвинуться в решении вопроса о том, каким образом элементы общества удерживаются вместе или остаются дезинтегрированными. (2) Понятием интеграции обозначается также процесс, посредством которого между различными народами устанавливаются более тесные социальные, экономические и политические отношения. См. также: Господствующей идеологии тезис; Дюркгейм; Парсонс; Социальный порядок; Функционализм.

ИНТЕЛЛЕКТ

ИНТЕЛЛЕКТ (INTELLIGENCE) Интеллект, определяемый как врожденное свойство, измеряется при проверке умственных способностей индивида, направленной на выявление коэффициента интеллектуальности IQ (intelligence quotient), то есть отношения интеллекта данного индивида к средней величине, которую условились считать равной 100. В 1904 г. французскому психологу А. Бине (1857-1911) министерством образования Франции было поручено исследовать процесс обучения  умственно отсталых детей. Бине разработал специальный тест интеллекта,  позволяющий классифицировать детей с точки зрения соотношения их умственного возраста (определяемого посредством множества когнитивных тестов) и физического. Понятие интеллекта вызывает множество вопросов и споров. Во-первых, не ясно, является ли интеллект неизменной, врожденной способностью, обусловленной генетически, или это некое умение (skill), которое может развиваться под влиянием факторов окружающей среды. Во-вторых, что на самом деле измеряют тесты интеллекта  - способности индивида или те его качества, которые определяются другими факторами, такими, как социальный класс,  раса или пол. В-третьих, возможно, что эти тесты измеряют лишь соответствие ребенка школьным социальным ожиданиям, выдвигаемым преподавателем. В-четвертых, как считают некоторые исследователи, тесты на коэффициент интеллектуальности, будучи разработанными представителями среднего класса с точки зрения культуры привилегированных групп, оказываются смещенными в направлении определенных господствующих норм. В связи с этим, многие социологи полагают, что существующие тесты интеллекта нельзя считать полностью надежными. Полемика о степени, в которой интеллект определяется генетически, продолжается уже более пятидесяти лет, и пока нет никаких признаков того, что она приближается к разрешению. См. также: Классной комнаты взаимодействие; Природа и воспитание; Школьное знание.

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ (INTERVIEW) Важная исследовательская техника, используемая в эмпирической социологии. Интервью может быть формальным, когда используется структурированный бланк интервью,  либо неформальным, когда интервьюер может следовать в направлениях, предлагаемых интервьюируемым. Посредством интервью могут собираться как количественные, так и качественные данные. Однако надежность данных, получаемых с помощью этого метода, подвергалась сомнению в связи с тем, что социальный характер  интервью может приводить к различного рода смещениям. Смещение может быть связано с вопросами, задаваемыми интервьюером, или тем, как они задаются. Интервьюируемые могут предпочесть не давать искренних ответов. Наконец, смещение может возникать в результате социального взаимодействия между интервьюером и интервьюируемым. См. также: Анкета; Бесконтактные измерения; Включенное наблюдение; Качественный анализ; Этнография.

ИНТИМНОСТЬ

ИНТИМНОСТЬ (INTIMACY) С ростом аффективного индивидуализма в современных браках и союзах все большее значение приобретает удовлетворение потребности в интимности, являющееся основным условием постоянных взаимоотношений. Т. Зелдин в «Интимной истории человечества» (Zeldin, 1994) указывает на три исторически сложившихся значения этого слова. (1) Интимность означала пространственную близость супругов в домашней среде. (2) В рамках романтического движения и феминизма интимность была переопределена с точки зрения эротических отношений. (3) Существует интимность, возникающая из союза духовного. Развитие нуклеарной семьи на основе интимности и доверия способствует тому, что люди обретают эротическую любовь и дружбу не вне, а в рамках брака. См. также: Развод; Сексуальности; Социология семьи; Эмоции.

ИНФЛЯЦИЯ

ИНФЛЯЦИЯ (INFLATION) Повышение общего уровня цен, следствием чего оказывается снижение покупательной способности денег. Исследованием инфляции занимаются, главным образом, экономисты, однако в 1970-е гг. социальными процессами, связанными с этим феноменом, заинтересовались и социологи. В рыночных экономиках интересы труда и капитала противостоят друг другу в вопросе о разделении произведенного продукта на прибыль и зарплату, при этом обе стороны стремятся максимально удовлетворить собственные интересы. Как показывает история, в период, когда интересы труда отстаивались слабо - вследствие высокого уровня безработицы, особенностей политической и правовой систем, благоприятствовавших интересам бизнеса, и плохо организованного рабочего движения - работодатели успешно сопротивлялись требованиям повышения заработной платы. В период после Второй мировой войны (вплоть до серьезного экономического спада конца 1970-х гг.) ситуация изменилась, и способность бизнеса сопротивляться требованиям повышения оплаты труда ослабла. Эти требования способствовали инфляции в той мере, в какой более высокие зарплаты не соответствовали росту выпуска продукции; повышая цены, предприниматели сопротивлялись сокращению прибыли, связанному с увеличением расходов на зарплату. Правительства вносили в инфляцию свою лепту, увеличивая эмиссию денег с тем, чтобы сделать возможными более высокие заработные платы, не прибегая к процедуре банкротства предприятий. Анализ инфляции указывал на ряд важных социальных условий того времени, таких, как (1) отсутствие изначальной гармонии интересов работодателей и наемных работников; (2) состояние аномии - отсутствия эффективного набора общих социальных ценностей, которые могли бы сдерживать устремления и требования рабочих; (3) более равномерное распределение  власти между трудом и капиталом в индустриальной и политической сферах; (4) существенную роль правительства в разрешении экономических конфликтов. Вместе с сокращением размеров инфляции после 1970-х гг. ослабел и интерес социологов к ее социальным условиям и последствиям. См. также: Индустриальный конфликт; Корпоратизм. Лит.: Gilbert (1986)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (INFORMATION SOCIETY) Основываясь на концепции постиндустриального общества, согласно которой знание превращается в главный источник стоимости в экономике, ряд социологов предложили рассматривать информацию и пользование ею в качестве определяющих черт новой формы общественной организации. С этой точки зрения, появление так называемой информационной супермагистрали (слияние различных технологий в одну интегрированную информационную технологию), а также увеличение роли интеллектуальных услуг в финансовой сфере привели к образованию нового технического и экономического базиса современного капитализма, что в свою очередь оказало глубокое воздействие на характер всего общества. М. Кастельс (Castells, 1996) выделяет пять черт информационной экономики, которую он обозначает термином «информационализм». (1) Информация является основным ресурсом («сырьем») экономики. (2) Информационная технология оказывает глубокое влияние на общество и человека. (3) Информационная технология обеспечивает такой уровень обработки информации, при котором логика сетей может применяться к экономическим процессам и организациям. (4) Информационная технология и сетевая логика позволяют добиться чрезвычайной гибкости, в результате чего процессы, организации и институты могут легко изменяться при постоянном возникновении новых форм. (5) Индивидуальные технологии сливаются в одну интегрированную систему. Согласно Кастельсу и некоторым другим социологам, информационализм тесно связан с глобализацией. Несмотря на то, что характер информационной экономики очерчен достаточно четко, природа информационного общества остается не вполне определенной. Утверждается, что одной из его черт является возможность более широкого доступа к информации и обучению для членов общества. Вместе с тем ученые полагают, что несмотря на существование такой возможности общество окажется разделенным на тех, кто имеет доступ к информации, и тех, кто его лишен, иными словами возникнет новая форма социальной стратификации с «информационно-богатыми» и «информационно-бедными». Однако сдвиги такого рода несмотря на все их значение не приводят к изменению формы общества. Так, утверждается, что в более широком плане, с точки зрения системного изменения, информационная технология  способствует культурной глобализации и соответственно ослаблению национальных культур и наций-государств в качестве основных единиц социальной организации. Если бы такие системные изменения действительно имели место (а последствия глобализации представляются неоднозначными), то определяющим для данного типа общества был бы именно этот более широкий процесс глобализации, а не информация как таковая. Критики концепции информационного общества указывают на то, что информационная экономика сосуществует с производством и услугами, при которых информация не используется в качестве сырья, поэтому тезис об экономическом господстве информации является преувеличением. Информация действительно становится все более значимой в качестве источника экономической стоимости, однако утверждение о том, что сегодня существуют информационные экономики и информационные общества, в корне отличные от прежних экономических и социальных форм, остается спорным.

ИСТОРИЦИЗМ

ИСТОРИЦИЗМ (HISTORICISM) (1) В том смысле, в каком этот термин использовался K.P. Поппером (Popper, 1957), он обозначает интерпретации истории, претендующие на демонстрацию существования неизменных законов исторического развития. (2) Понятием историцизма обозначается также доктрина, согласно которой всякую эпоху можно понять только с ее собственной точки зрения, вследствие чего осмысленное сравнение различных исторических периодов невозможно. Такой взгляд обычно связывается с концепцией гуманитарных наук (human sciences), противоположной натурализму и использующей такие понятия, как verstehen. Утверждалось, что историцизм ведет к релятивизму, не предлагая никаких средств, позволяющих удостовериться в верности или неверности утверждений о каком-либо обществе или историческом периоде. См. также: Герменевтика; Geisteswissenschaften.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (HISTORICAL MATERIALISM) К. Маркс предложил материалистическое понимание истории,  согласно которому социальные, культурные и политические явления детерминируются способом производства материальных благ. Такое понимание при объяснении исторических процессов отдает приоритет причинности не идеям, а экономике, что выражается в различении базиса и надстройки. См. также: Диалектический материализм; Материализм.

Предыдущая страница Следующая страница