Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦЕННОСТИ

ЦЕННОСТИ (VALUES) Принято различать ценности, считающиеся чем-то постоянным и важным для общества, и установки, которые являются скоротечными и неустойчивыми. Состояние общества зависит не от установок, которые могут часто изменяться, а от более или менее устойчивых ценностей. Согласно Т. Парсонсу, социальный порядок  зависит от существования общих, разделяемых ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта, посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности достигается посредством интернализации ценностей в процессе социализации. Ценности не могут быть сведены к интересам, биологическим потребностям, социальному классу или объясняться ими. Наиболее существенными критическими замечаниями в отношении такого понимания ценностей являются следующие три: (1) общества существуют вопреки значительным разногласиям относительно ценностей; (2) ценности могут приниматься прагматически, а не нормативно; (3) при таком понимании не принимается в расчет ограничивающее воздействие социальных структур. Понятие ценности имеет совершенно иной смысл в рамках марксистской трудовой теории стоимости, где оно выступает как стоимость, при этом меновая стоимость  товара определяется временем труда, затраченного на его производство. См. также: Консенсус; Норма; Прагматическое принятие; Принуждение; Социальный порядок; Установка.

ЦЕННОСТНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

ЦЕННОСТНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ (VALUE NEUTRALITY) Несмотря на то, что темы исследований, подходы и концепции в социальной науке отбираются на основе критерия ценностной соотнесенности, социальная наука  не занимает привилегированной позиции для того, чтобы высказываться о социальных ценностях, поскольку существует логический разрыв между эмпирическими данными и моральными действиями людей. Эмпирические открытия, касающиеся природы бедности, неравенства или самоубийства, не говорят нам о том, что следует делать. Вследствие этого утверждается, что социологи должны стремиться к ценностной нейтральности относительно исследований и формирования политики. Принцип ценностной нейтральности действует на двух уровнях: (1) на личном уровне он означает, что исследователь должен прояснить свои собственные ценности; (2) на институциональном - социологу не следует использовать свой профессиональный статус преподавателя для того, чтобы диктовать ценности студентам. Против этой традиционной концепции ценностной нейтральности выдвигаются три аргумента: (1) несмотря на декларации социологов об их нейтральности, влияние ценностей на исследования может быть непреднамеренным; (2) остается неясным, возможна ли нейтральность, даже в принципе; (3) желательность ценностной нейтральности очевидна не всегда - существуют вопросы, в отношении которых никому не следует оставаться нейтральным. См. также: Вебер; Свобода от оценочных суждений. Лит.: Gouldner (1975)

ЦЕННОСТНАЯ СООТНЕСЕННОСТЬ

ЦЕННОСТНАЯ СООТНЕСЕННОСТЬ (VALUE RELEVANCE) В веберовской философии социальной науки проводится четкое, хотя и непростое различие между ценностным суждением и ценностной интерпретацией. Как обществоведы социологи должны избегать вынесения личных оценочных суждений ad hoc в отношении социальных явлений. В частности, они не могут рекомендовать какие-либо действия, полагая, что их рекомендации являются необходимыми и неизбежными выводами, сделанными на основании объективных фактов. Однако социология, по мысли Вебера, предполагает интерпретирующее понимание социального действия, а интерпретация такого рода обусловливается ценностной интерпретацией. Ценности обществоведа определяют, какие вопросы будут заданы в рамках того или иного исследования, какие темы будут для него отобраны и какие методы сбора данных будут использоваться. Согласно Веберу, ценностная соотнесенность  имеет место на трех уровнях. (1) Существует филологическая интерпретация, устанавливающая смысл текстов и документов. (2) Существует интерпретация этическая, наделяющая ценностью объект исследования.  (3) Существует рациональная интерпретация, в рамках которой социолог занимается поиском смысловой связи между явлениями с точки зрения причинного анализа. Суть ценностной интерпретации заключается в определении ценностей, на которые направлена деятельность, а не оценка этой деятельности как хорошей или плохой. См. также: Объективность; Свобода от оценочных суждений; Ценностная нейтральность. Лит.: Albrow(1990)

ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ

ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ (CENTRE/PERIPHERY) В социологической теории распространенными концептуальными средствами являются пространственные метафоры и образы. Дихотомия «центр/периферия» используется в социологии следующим образом. (1) Э. Шилз (Shils, 1975) утверждает, что ядром (core) общества является центральная система ценностей, имеющая сакральный характер и представляющая собой фундаментальный источник авторитета, легитимирующий распределение состояний, вознаграждений и ролей в социальной системе. В то время как различные социальные элиты в основном располагаются в центре, другие социальные группы  располагаются на периферии. По мере совершенствования средств коммуникации в ходе индустриализации центр расширяется, и ранее периферийные группы во все большей степени включаются в центральную систему ценностей и подчиняются ее авторитету. Таким образом, возникновение современного государства является условием расширения центра, создания национальной идентичности и прав гражданства. Однако растущая сложность современного общества и дифференциация социальных ролей означают, что консенсус в отношении центральных ценностей всегда является неполным и проблематичным. Несмотря на то, что теория Шилза разрабатывалась в рамках функционалистской социологии, его идея центра и периферии сходна с марксистским понятием идеологии. (2) В теории развития, предложенной марксистскими социологами, такими, как А. Франк (Frank, 1969), понятие центра относится не к центральной системе ценностей, а к средоточию экономической власти в глобальной организации производства и распределения. В рамках этой теории глобальная экономика рассматривается с точки зрения иерархии экономических центров, которые с помощью военных, политических и коммерческих средств извлекают экономический излишек  из подчиненных периферийных экономик и регионов. Таким образом, это различение индустриализованного центра и зависимо развивающейся периферии составляет часть более общей теории империализма. Полагается, что отсталость периферийных экономик является следствием не бедности их ресурсов, безграмотности населения, традиционализма или политической нестабильности, а зависимости от различных центральных экономик. Зависимое развитие периферии является, с этой точки зрения, ценой индустриального развития центра. Схема «центр/периферия» может использоваться также для описания региональных различий в пределах какой-либо одной страны. Например, периферийные регионы Британии находятся под контролем экономической власти центра, то есть юго-востока страны. В настоящее время на смену идее центра и периферии пришли анализ глобализации и мировой системы теория.  См. также: Внутренний колониализм; Двойная экономика; Зависимое развитие; Зависимости теория; Социология развития.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ (CENTRAL TENDENCY) При анализе данных всегда полезно иметь единый суммарный показатель  центрального или наиболее типичного значения. При анализе социологических данных обычно используются две меры центральной тенденции.  Самой распространенной мерой, которая применяется в наиболее важных статистических тестах, является среднее, то есть среднее арифметическое,  получаемое сложением всех значений и делением этой суммы на общее число (п) значений. Другой часто используемой мерой является медиана, средняя точка в распределении значений (по каждую сторону от которой находится половина распределения). Медиана более полезна в случае со скошенным распределением данных, когда, например, на одном конце ряда присутствует несколько очень высоких значений. Медиана может использоваться также при измерении на порядковом уровне. Существует и третья мера центральной тенденции, мода - наиболее часто встречающееся значение. Последний показатель редко используется социологами. См. также: Измерения уровни.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕЛОВОЙ РАЙОН

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕЛОВОЙ РАЙОН (CENTRAL BUSINESS DISTRICT) См.: Концентрических зон теория.

ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ (CHURCH) Э. Трёльч (Troeltsch, 1912) выявил основной парадокс христианства: оно может пытаться оказывать влияние на общество либо в качестве универсальной открытой для всех людей религии, то есть выступать как церковь, либо в качестве элиты, состоящей из преданных последователей, то есть действовать как секта. Ценой существования в качестве церкви является некоторая степень приспособления к светским институтам, в особенности к государству, а в качестве секты - изоляция, отдаленность и утрата общего влияния. Трёльч утверждал, что секуляризация означает конец универсальной церкви. Современные социологи, тем не менее, продолжают использовать термин «церковь» в отношении крупных религиозных организаций, которые признают значение государства и других светских институтов в поддержании социального порядка, имеют иерархическую организацию, основанную на духовенстве, и пополняют свои ряды не столько за счет обращения, сколько за счет рожденных в семьях их последователей. См. также: Мировые религии.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС (CIVILIZING PROCESS) См.: Элиас.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (CIVILIZATION) Для мыслителей Просвещения идея цивилизация была неразрывно связана с идеей социального прогресса, а именно с триумфом рациональности над религией, упадком местных обычаев и развитием естественных наук. Это понятие соотносилось с развитием абсолютистского государства и, вследствие этого, с сокращением местных систем налогообложения, местной политической автономии и растущим культурным единообразием внутри государства. В XIX в. наблюдалось постепенное разочарование в прогрессе по мере того, как городское индустриальное, капиталистическое общество  стало рассматриваться как общество, порождающее отчуждение и аномию. См. также: Прогресс; Рационализация; Секуляризация; Шотландское Просвещение; Элиас. Лит.: Elias (1939a; 1939b)

ЦИКЛ ДЕПРИВАЦИИ

ЦИКЛ ДЕПРИВАЦИИ (CYCLE OF DEPRIVATION) См.: Культура бедности.

ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ

ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ (CIRCULATION OF ELITES) См.: Элита.

Предыдущая страница Следующая страница