Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВЕБЕР МАКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН

ВЕБЛЕН Торстейн (VEBLEN, Thorstein) (1857-1929) Американский социальный критик; преподавал в университетах Чикаго, Стэнфорда и Миссури, оставаясь при этом вне академического сообщества. Разрабатывал экономическую социологию капитализма, содержавшую критику накопительства, хищнической конкуренции в американском обществе и власти корпораций. Наиболее известной его работой является «Теория праздного класса» (Veblen, 1899), в которой он утверждает, что жизненный стиль  господствующего класса в условиях американского капитализма отличается показным потреблением, нарочитыми тратами и праздностью. При его описании Веблен использует ярлык «праздный класс» . В книге «Высшее образование в Америке» (1918а) он пишет о том, что в университетах США господствуют соображения прибыльности, экономического патронажа и эгоистических интересов, а не истинные академические ценности. В работах «Инстинкт трудового мастерства» (1914), «Место науки в современной цивилизации» (1918b) и «Инженеры и система цен» (1921) Веблен оптимистично утверждает, что на смену паразитическому праздному классу придут инженеры, олицетворяющие дух науки и технологии. В работах «Теория предприятия» (1904) и «Предприятие в отсутствие хозяев» (1923) он рассматривает отличительные черты капитализма в США, а именно отделение владения от контроля, а также олигопольную власть гигантских корпораций. Во время Первой мировой войны Веблен опубликовал работу «Имперская Германия и индустриальная революция» (1915). Он считал ведение войны угрозой экономической производительности, которую определял как производство полезных товаров и услуг. Противопоставляя авторитарную политику Германии британской демократической традиции, Веблен отмечал, что в Германии индустриализация не смогла привести к появлению прогрессивной политической культуры. Веблен внес также вклад в анализ американской дипломатической стратегии в работе «Исследование природы мира и условий его поддержания» (1917). Лит.: Diggins(1978)

ВЗАИМНОСТЬ

ВЗАИМНОСТЬ (RECIPROCITY) (1) В рамках функционализма и обмена теории утверждается, что взаимный обмен вознаграждениями есть необходимая основа социального взаимодействия между индивидами. Когда взаимность отсутствует, социальные деятели уходят от взаимодействия, утратившего качество вознаграждения. Отказ во взаимности является, таким образом, элементом социального контроля. Двухсторонняя взаимность между социальными деятелями А и В противопоставляется односторонней направленной взаимности, когда А отдает что-либо С в ответ на то, что А получает от В. Теория взаимного обмена предполагает, что социальная стабильность требует соблюдения принципа равенства вознаграждений между социальными деятелями. Понятие взаимности относительно бессодержательно, поскольку вознаграждения определяются крайне обобщенно. (2) С точки зрения анализа социальных систем можно говорить об изменчивости степени взаимности между частями системы. Когда определенная часть социальной системы обладает значительной функциональной автономией (то есть удовлетворяет свои собственные потребности вне полной зависимости от системы в целом), появляется сильное давление в целях поддержания этой автономии. Таким образом, социальные системы могут рассматриваться с точки зрения конфликта между взаимозависимостью частей системы и их функциональной автономией. См. также: Систем теория; Социальная система.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (INTERACTION) См.: Действия теория; Драматургический подход; Зиммель; Негоциируемый порядок; Обмена теория; Парсонс; Рационального выбора теория; Символический интеракционизм.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕРЕМЕННЫХ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕРЕМЕННЫХ (INTERACTION OF VARIABLES) Этот термин описывает ту ситуацию, когда существует две или более независимых переменных, которые взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние на зависимую переменную. Например, исследование воздействия методов преподавания (независимая переменная)  на достижения в образовании (зависимая переменная)  может показать, что формальные методы приводят к более высокому уровню достижений среди школьников по сравнению с неформальными. Введение коэффициента интеллектуальности учащихся (IQ) в качестве второй независимой переменной может однако высветить эффект взаимодействия между независимыми переменными. Использование формальных методов обучения ведет к улучшениям в образовательных достижениях не для всех значений коэффициента интеллектуальности: учащиеся, находящиеся на противоположных полюсах (с очень высокими и очень низкими значениями IQ), могут достичь более высокого уровня при использовании неформальных методов, тогда как для огромного большинства учащихся лучшим результатам могут способствовать методы формальные. Основной эффект формальных методов в этом гипотетическом примере заключается в повышении уровней достижения, однако взаимодействие означает, что действие одной независимой переменной не является одним и тем же для каждого значения другой независимой переменной. См. также: Зависимые и независимые переменные;  Многопеременный анализ.

ВИКТИМОЛОГИЯ

ВИКТИМОЛОГИЯ (VICTIMOLOGY) До 1980-х гг. исследования преступности и девиантности сосредоточивались на характеристиках преступников или девиантов, а также на социальных процессах, посредством которых на определенные действия «наклеивался ярлык» преступных или девиантных. В последние два десятилетия все больший интерес стали вызывать жертвы преступлений. Исследователей интересовали, в частности, вопросы о том, кто становится жертвами, каким образом они взаимодействуют с преступниками, каково воздействие преступления или других девиантных действий на жертву. Направленность традиционной криминологии была подвергнута серьезной критике, например, со стороны феминистов, утверждавших, что женщины часто становятся либо прямыми жертвами преступлений, совершаемых мужчинами, как в случае изнасилования, либо косвенными, как члены преступной семьи. Кроме того росту внимания к жертвам со стороны социологов способствовали данные регулярных обследований населения в Британии и США, свидетельствующие о существовании значительного числа преступлений, о которых не сообщается в полицию. В результате таких обследований стало очевидным, что сосредоточенность на преступнике или системе уголовного правосудия ведет к игнорированию большого числа жертв преступлений, по той или иной причине не известных правоохранительным органам. Такого рода акцент на виктимологии - исследовании жертв преступлений - не в последнюю очередь объясняется большей общественной заинтересованностью в благополучии жертв, нежели преступников. См. также: Девиантное поведение; Девиантности усиление; Криминальная статистика.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (VIRTUAL REALITY) Термин, ошибочно отождествляемый с «киберпространством»; обозначает технологическое управление ощущениями с целью создания альтернативных реальностей. М.Фезерстоун и Р.Барроуз в книге «Киберпространство, кибертела, киберпанк» (Featherstone and Burrows, 1995) определяют виртуальную реальность как определенный мультимедийный опыт, при котором «биоаппараты» - наушники, шлемы со стереодисплеями (eyephones), сенсорные перчатки (datagloves) - погружают тело в искусственный мир звука, изображения и прикосновения. Критики развития коммуникационных технологий утверждают, что природный и социальный миры вытесняются виртуальным миром, в котором реальность имитируется электронными знаками и образами. См. также: Гиперреальность; Информационная супермагистраль; Пространственно-временная дистанциация.

ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (WITTGENSTEIN, Ludwig) (1889-1951) Философ, родился в Австрии; большая часть его творчества была связана с британским периодом жизни. Витгенштейн оказал значительное влияние на некоторые области социологии и прежде всего этнометодологию. Наиболее важной в этом отношении оказалась одна из его последних работ, частично опубликованная под названием «Философские исследования» (Wittgenstein, 1958). В ней Витгенштейн отвергает тот взгляд, согласно которому слова описывают черты внешнего мира, а их значение определяется отношением к нему. Напротив, значение, по его мнению, придается словам в зависимости от того, как люди используют свои высказывания, что всегда связано с определенными правилами, которые закрепляются в процессе усвоения языка. Социологи ссылаются на Витгенштейна, обосновывая необходимость социологического подхода к исследованию языка и значения слов и подчеркивая, что последнее не является чем-то неизменным, оно определяется использованием слов в социальном контексте и может варьироваться от общества к обществу.

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ (PARTICIPANT OBSERVATION) В строгом смысле слова включенное наблюдение  - это метод исследования, при котором социолог осуществляет наблюдение за некоторой социальной общностью, являясь при этом ее членом. Такое включение дает социологу возможность наблюдения скрытого, когда члены общности не осознают, что являются объектом изучения. Легче всего проводить подобное исследование в крупных «открытых» общностях. Классическим примером включенного наблюдения являются работы Р. и X. Линдов (Lynd and Lynd, 1929; 1937) по исследованию американского города, обозначенного ими как «Мидлтаун». Время от времени этот метод успешно использовался и в менее крупных и более «закрытых» общностях, например, при изучении организаций и профессий, когда исследователи устраивались на работу, оказываясь среди изучаемого контингента. В этой связи известно исследование ограничения производительности труда среди рабочих, проведенное Д.Роем (Roy, 1952; 1953; 1955). В более широком смысле этот термин обозначает форму наблюдения, при которой людям известно, что за ними наблюдает посторонний исследователь, и которая имеет место в этнографических исследованиях, проводимых антропологами, а также во многих социологических исследованиях. Преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что обстановка остается естественной, и присутствие наблюдателя не вызывает искусственных изменений, представляющих основное затруднение при проведении открытого наблюдения. Однако в данном случае возникает этическая дилемма - можно ли наблюдать за людьми, составляющими объект исследования,  не спрашивая их согласия. Обе формы наблюдения связаны с одной и той же проблемой, которая заключается в том, что наблюдатель достигает, возможно, лишь ограниченного, частичного понимания ситуации, ибо его роль может не обеспечивать доступ ко всему исследуемому населению. По этой причине включенное наблюдение иногда дополняется другими формами сбора данных. При правильном применении этот метод позволяет получить данные, имеющие более высокую степень достоверности и валидности по сравнению с данными, полученными с применением более распространенного метода выборочного обследования. Однако применение этой техники занимает гораздо больше времени и предъявляет более высокие требования к квалификации и личности исследователя. См. также: Качественное исследование; Этнография. Лит.: Cicourel(1964)

ВЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (DE-SCHOOLING) Идея внешкольного образования основана на убеждении, что формальная система образования  не только исключает определенные социальные группы,  но и, подчеркивая значение формального, абстрактного знания, преуменьшает важность жизненного опыта. Первоначально эта идея развивалась применительно к обществам Третьего мира, но впоследствии стала использоваться и в развитых обществах при организации неформальных систем образования, опирающихся на предшествующие знание и опыт учащихся. См. также: Школьное знание.      

ВНУТРЕННИЙ КОЛОНИАЛИЗМ

ВНУТРЕННИЙ КОЛОНИАЛИЗМ (INTERNAL COLONIALISM) Это понятие использовали марксисты - В.И. Ленин и А. Грамши - для описания политического и экономического неравенства между регионами в каком-либо обществе. В политической социологии данное понятие используется при анализе неодинаковых последствий государственного развития на региональном уровне. Теория расовых отношений использует его для описания низкого статуса и эксплуатации меньшинств в том или ином обществе. Все эти варианты использования данного понятия имеют ряд общих элементов: (1) они отвергают предположение о том, что индустриальное развитие в конечном счете порождает интегрированное общество, связанное общей культурой и равенством гражданских прав; (2) региональное неравенство представляется как необходимая, а не временная черта индустриального общества. При колониализме отношения между метрополией и колонией являются неравноправными и эксплуататорскими; при внутреннем колониализме эксплуататорскими являются отношения между центром и географической периферией. Внутренняя колония производит богатство к выгоде областей, наиболее тесно связанных с государством. Жители таких колоний могут отличаться с точки зрения этнической принадлежности, вероисповедания, языка или некоторых других культурных переменных; кроме того, они открыто или скрыто не допускаются к престижным социальным и политическим позициям, занимаемым представителями метрополии. Данная модель использовалась также при исследовании роли кельтских регионов в британском национальном развитии. См. также: Зависимое развитие; Центр и периферия. Лит.: Hechter (1975)

ВОЗРАСТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ВОЗРАСТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (AGE DIFFERENTIATION) Процесс, посредством которого индивиды распределяются по различным статусным позициям и играют роли на основании социальных установок в отношении их возраста. Результатом этого процесса являются различные возрастные группы.  См. также: Дифференциация; Стратификация.

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ (AGE GROUPS) Каждое общество подразделяет индивидов на определенные категории в зависимости от их возраста и, следовательно, от их положения в жизненном цикле, тем не менее стратификации общества по возрасту уделялось гораздо меньше внимания по сравнению с классом, этничностью и гендером. Ш.Н. Эйзенштадт (Eisenstadt, 1956) определяет «возрастную группу» или «возрастную категорию» («age grade») с точки зрения статуса и ролевых ожиданий в отношении индивидов на определенных стадиях их жизненного цикла. Переход индивидов от одной возрастной категории к другой как правило бывает отмечен обрядами перехода. В демографии термин «возрастная группа»  имеет специальный смысл, обычно обозначая пятилетние периоды. Представляя свои данные, демографы используют такой показатель, как частота возрастных групп. См. также: Возрастная дифференциация; Геронтология; Поколение; Старение.

ВОЛЮНТАРИЗМ

ВОЛЮНТАРИЗМ (VOLUNTARISM) Это понятие используется при описании социологических теорий, основывающихся на исследовании намерений или мотивов индивидов, действия которых, как предполагается, имеют «добровольный» характер и не определяются социальной структурой. Социологам обычно не нравятся волюнтаристские объяснения, поскольку отрицание роли социальной структуры представляется им антисоциологичным. См. также: Действия теория; Деятельность и структура; Методологический индивидуализм; Парсонс; Психологизм.

ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ

ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ (REPRODUCTION OF LABOUR POWER) К.Маркс утверждал, что воспроизводство рабочей силы,  включающее такие аспекты, как жилье, питание и здравоохранение рабочих, имеет существенное значение для функционирования капиталистических обществ, и что без понимания механизмов такого воспроизводства адекватный анализ капитализма невозможен. Эта идея используется в рамках различных марксистских концепций, когда, например, государство рассматривается с точки зрения его функций в воспроизводстве рабочей силы, в частности, по отношению к жилью и здравоохранению. Эту же функцию выполняет семья и домашний труд  женщин. См. также: Коллективное потребление.

ВОСТОЧНЫЙ ДЕСПОТИЗМ

ВОСТОЧНЫЙ ДЕСПОТИЗМ (ORIENTAL DESPOTISM) Начало современной дискуссии о деспотизме восходит к французской общественной мысли XVIII в. Ш. Монтескье (Montesquieu, 1748) делил политические системы на республики, монархии и деспотии на основании присущих им соответственно принципов достоинства, чести и страха. Различия между монархией и восточным деспотизмом определялись следующим образом: (1) монархии были основаны на устойчивой иерархической стратификации, деспотизм же предполагал всеобщее рабство; (2) монарх следовал обычаю, тогда как деспот правил в соответствии со своими прихотями;  (3) для деспотизма не характерны посреднические институты между подданными и правительством. В рамках физиократической традиции ожидалось, что просвещенный деспот устранит традиционные ограничения прогресса и экономического развития, тогда как восточный деспот считался находящимся во власти своих произвольных наклонностей. С точки зрения утилитаристов, деспотизм был основой традиции и невежества, подкрепленных контролем со стороны духовенства. Марксизм соотносил восточный деспотизм  с азиатским способом производства, связывая произвольный характер политической жизни с тем фактом, что в восточных обществах земля контролировалась государством. Восточный деспотизм был характерен для стран, в которых государство доминировало над гражданским обществом в отсутствие индивидуализма, права политического представительства, личной свободы, и в которых господствовали произвол, стагнация и отсталость. Предметом более поздних дискуссий была выдвинутая К. Витфогелем (Wittfogel, 1957) идея о том, что национализация земли при Сталине связана с преемственностью деспотизма в России от царизма к социализму, когда «азиатские условия» сохраняются при переходе от восточной бюрократии к бюрократии партийной. М.Вебер (Weber, 1950; 1951; 1958b) утверждал также, что политические системы Востока были патримониальными бюрократиями; эти государства отличались произволом и деспотизмом. Социальными условиями для патримониального деспотизма были отсутствие независимых городов, рационального права и частной собственности. См. также: Патримониализм. Лит.: Venturi (1963)

ВРЕМЕНИ БЮДЖЕТ

ВРЕМЕНИ БЮДЖЕТ (TIME BUDGET) Составление бюджета времени - исследовательская техника, используемая в социологии, - требует, чтобы люди, участвующие в исследовании, подробно фиксировали, как они проводят время в течение дня или нескольких дней. Чаще всего им предлагается сразу после того или иного вида деятельности заполнять специальную таблицу, расчерченную таким образом, чтобы каждая ее ячейка соответствовала короткому периоду времени, скажем, половине часа. Данная техника делает возможным точный подсчет и позволяет избежать необъективности и несоответствий, неизбежно возникающих в той ситуации, когда респондент пытается постфактум вспомнить, что он делал и в течение какого времени. Бюджеты времени использовались в различных областях социологии, большинство которых связано с изучением повседневной жизни. Например, использование бюджетов времени при изучении домашнего труда позволяет оценить объем домашней работы, выполняемой мужчинами и женщинами.

ВРЕМЕННОЙ РЯД

ВРЕМЕННОЙ РЯД (TIME SERIES) Данные, упорядоченные по времени, обычно представляемые с использованием равных интервалов. В социологическом исследовании чаще всего используются временные ряды, получаемые посредством переписей населения или панельных исследований. См. также: Панельные исследования; Перепись.

ВРЕМЯ

ВРЕМЯ (TIME) Социологи в известной мере пренебрегали анализом времени, несмотря на то, что они внесли значительный вклад в анализ пространства своими исследованиями в области социологии города и регионализма. Э. Дюркгейм (Durkheim, 1912) при анализе феномена классификации в своей социологии религии рассматривал время как коллективное представление.  Время, с его точки зрения, это не априорная, а социальная категория.  Сходными исследованиями по антропологии времени занимались такие ученые, как М. Мосс, изучавший эскимосское общество (Mauss, 1906), и Э.Э. Эванс-Причард, анализировавший культуру африканской народности нуэр (Evans-Pritchard, 1940). Антропологи исследовали кросс-культурные вариации в методах, с помощью которых общества измеряют последовательность и продолжительность. В традиционных обществах время измерялось повторением религиозных событий или праздников в рамках священного календаря; в обществах современных время измеряется чередой единиц в линейном понимании. Точность при измерении дифференцированных единиц времени или представление о длительном периоде редко встречаются в традиционных обществах. В китайской и арабской цивилизациях использовались водные и солнечные часы. В Китае с помощью водных часов регулировали орошение и подачу воды. Арабские солнечные часы использовались для упорядочения ежедневных молитв мусульман. Точное представление о времени имеет существенное значение для функционирования городской цивилизации. Например, исследование протестантских сект М. Вебера (Weber, 1930) показало, что точный расчет времени был фундаментальной чертой организации труда при капитализме. К середине XIX в. изготовление дешевых часов для массового рынка сделало точную регуляцию индивидуальных жизненных стилей общей чертой индустриального общества. Пренебрежение временным измерением социальных отношений является серьезным упущением, поскольку, как подчеркивает Э.Гидденс в своей концепции пространственно-временной дистанциации (Giddens, 1984), социальное действие  простирается как в пространственном, так и во временном измерении. Единое понимание времени имеет важное значение для социальной организации, если предполагается, что индивиды должны упорядочивать свою жизнь для достижения коллективных целей. Например, пунктуальность в отношении работы является необходимым условием функционирования современных социальных институтов. Организация времени требует общепринятых единиц измерения, основанных либо на природных циклах (таких, как циклы Луны), либо на человеческих мерах (таких, как неделя). В своем эссе «Время» Н. Элиас (Elias, 1984) утверждал, что коллективное представление о времени является чертой цивилизационного процесса, в ходе которого индивиды учатся контролировать и направлять свою жизнь в соответствии с личным представлением о существующих ограничениях. В рамках анализа времени и пространства предпринимались эмпирические исследования  ограничений индивидуального и коллективного поведения в бюджетах времени и пространства в течение определенного периода времени (день, неделя или год). Времени бюджет - это последовательная запись видов деятельности, которыми индивид занимается в тот или иной промежуток времени, как правило, в течение дня. Анализ времени и пространства использовался при изучении процессов распространения инноваций, технологии, институтов или эпидемий. Методика составления бюджета времени способствует также пониманию распределения обязанностей и ответственности внутри домашнего хозяйства.

ВТОРИЧНЫЙ АНАЛИЗ

ВТОРИЧНЫЙ АНАЛИЗ (SECONDARY ANALYSIS) Данные, собранные и подвергнутые анализу с одной целью, могут впоследствии анализироваться с другими целями, часто другими исследователями. Вторичный анализ всегда был распространенной практикой в экономической науке и демографии, где используются в основном данные официальной статистики. В последние два десятилетия вторичный анализ  стал больше использоваться и в социологии. См. также: Обследование.

ВЫБОРКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫБОРКА ПО МЕТОДУ "СНЕЖНОГО КОМА"

ВЫБОРКА ПО МЕТОДУ "СНЕЖНОГО КОМА" (SNOWBALL SAMPLE) Иногда при проведении исследования невозможно составить полный список, представляющий все изучаемое население (примером ситуации такого рода может служить исследование проституток). Отсутствие такого списка не позволяет сформировать случайную выборку. В других случаях можно составить такой перечень, но исследователю также не удается построить случайную выборку ввиду того, что большинство представителей изучаемой категории отказывается принимать участие в исследовании. Особенно серьезный характер эта проблема приобретает при изучении социальных элит. Например, все руководители крупных британских компаний известны и могут быть охвачены списком, но, по всей вероятности, лишь крайне незначительная их часть согласится участвовать в каком-либо исследовательском проекте. Выборка по методу «снежного кома» начинается с группы известных исследователю людей. Постепенно размер выборки увеличивается благодаря тому, что первые участники пополняют этот перечень новыми именами, что в свою очередь позволяет вовлекать в исследование все большее число людей. Этот тип выборки получил свое название по аналогии со снежным комом, который катится с горы и захватывает по мере движения все большее количество снега. В примере с изучением проституции проститутки, известные исследователям и интервьюируемые в начале проекта, называют имена других проституток, к которым можно обратиться с просьбой принять участие в исследовании. Они могут также попросить своих знакомых участвовать в проекте. В случае с исследованием, охватывающим директоров крупных компаний, небольшая группа согласившихся участвовать в нем (возможно потому, что их заинтересовала тема, или потому, что они знают исследователя лично) может представить исследователя и его проект своим друзьям и знакомым. Важно понимать, что поскольку выборка по методу «снежного кома»  не является случайной, результаты такого исследования нельзя считать репрезентативными. См. также: Выборка.

ВЫБОРКИ ОШИБКА

ВЫБОРКИ ОШИБКА (SAMPLING ERROR) Многие социологические исследования основаны на использовании случайной выборки из населения. Однако одиночная выборка может быть недостаточно репрезентативной - в этом случае говорят об ошибке выборки. Повторные выборки в конечном счете выравнивают колебания между одиночными выборками и таким образом обеспечивают точную репрезентацию. Между тем величину ошибки выборки  можно оценить и в случае с одной отдельной выборкой - конструируя интервалы доверия и используя статистические проверки значимости. Ошибка выборки обычно бывает значительной тогда, когда используется слишком небольшая выборка или когда высока степень изменчивости характеристик населения. См. также: Выборка; Значимости проверка; Неучастие в опросе; Смещение.

ВЫСШИЙ КЛАСС

ВЫСШИЙ КЛАСС (UPPER CLASS) Различие между высшим классом, с одной стороны, и средним классом и рабочим классом - с другой, может быть проведено на основании таких критериев, как состояние, сплоченность и власть. В Британии состояния людей распределены неравномерно. Один процент населения, имеющий самые крупные состояния, обладает примерно одной третью национального богатства. Это соотношение существенно снизилось по сравнению с периодом до Первой мировой войны, когда речь шла примерно о двух третях национального богатства страны, однако начиная с конца 1970-х гг. вновь наблюдается тенденция к его росту. Высший класс следует рассматривать прежде всего с точки зрения составляющих его семей. Состояния распределяются среди тесного круга членов семей как через наследование, так и посредством дарения во избежание посмертного налогообложения. Семейное происхождение сохраняет свое значение и в отношении приобретения свойственных высшему классу профессий. Сплоченность этого класса, обеспечиваемая семейными и родственными отношениями, поддерживается также схожим образовательным опытом, браками и дружбой. Эти люди часто имеют контакты между собой и в сфере бизнеса, по крайней мере отчасти в силу связующих директорских функций, характерных для практики компаний, которые имеют директоров в составе правлений других компаний. В результате относительно небольшая группа, удерживающая ряд директорских позиций в крупнейших компаниях, может образовывать внутренний круг состоятельных людей. Высший класс может получать доступ к реальной власти, благодаря также множеству разнообразных факторов, объединяющих позиции элиты. Те, кто занимает ключевые посты в бизнесе, политике, гражданской службе, церкви и армии, как правило имеют сходное образование, обеспечивающее сходное мировоззрение и интенсивность контактов. Не имеющие такого общего опыта обычно вливаются в высший класс,  приобретая свойственное ему мировоззрение. Однако следует заметить, что общее происхождение и образование не всегда подразумевают общность интересов или действий. Мало известно и о том, каким образом в действительности взаимодействуют люди, занимающие позиции высшего класса. См. также: Класс; Менеджмент; Правящий класс; Престиж; Распределение доходов и состояний; Стратификация. Лит.: Scott, J. (1991)

Предыдущая страница Следующая страница