Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

ТАБУ

ТАБУ (TABOO, TABU) Термин, появление которого в английском языке связано с путешествиями капитана Кука в Полинезию; обозначает все, что является запретным (пища, место, деятельность). Согласно Э. Дюркгейму, социальным последствием соблюдения табу является объединение социальной группы за рамками общих ритуалов и чувств. Табу является символом членства в группе. Революцию в современных исследованиях тотемизма совершил К. Леви-Стросс, рассматривавший табу как сообщение, символическую систему, выражение обмена между природой и культурой, животным миром и обществом. Данное понятие занимало центральное место в работах М. Дуглас, расширившей антропологическую концепцию табу до теории знания, основанной на идее загрязнения.

ТАВТОЛОГИЯ

ТАВТОЛОГИЯ (TAUTOLOGY) Тавтология - это утверждение, истинное в силу своей логической формы. В социологии этот термин используется в отношении объяснений, заключающих в себе логический круг и, таким образом, принципиально нефальсифицируемых. Классическим примером использования данного термина являются критические замечания, обычно выдвигаемые в адрес функционализма, объясняющего происхождение социальных институтов с точки зрения их воздействия на общество.

ТАКСОНОМИЯ

ТАКСОНОМИЯ (TAXONOMY) Классификация феноменов в противоположность их объяснению. Например, цель Т. Парсонса при разработке идеи типовых переменных заключалась в том, чтобы предложить таксономию человеческого действия.

ТАУНИ РИЧАРД ГЕНРИ

ТАУНИ Ричард Генри (TAWNEW, R.H.) (1880-1962) Профессор экономической истории Лондонского университета (1931-1949); своими работами «Стяжательское общество» (Tawney, 1921) и «Равенство» (1931) внес крупный вклад в развитие теории социальной демократии. В работе «Религия и рост капитализма» (1926) Тауни выступил с критикой индивидуализма. См. также: Вебер; Протестантская этика; Равенство.

ТЕЙЛОРИЗМ

ТЕЙЛОРИЗМ (TAYLORISM) См.: Научный менеджмент.

ТЕЛЕОЛОГИЯ

ТЕЛЕОЛОГИЯ (TELEOLOGY) Социологические объяснения являются телеологическими тогда, когда социальные процессы (в частности, процессы социального изменения) объясняются посредством ссылки на некое конечное состояние, к которому они якобы направлены, или на конечную функцию, которой, как утверждается, они служат. Например, О. Конт утверждал, что человеческие общества неизбежно эволюционируют в направлении все более и более высокого уровня цивилизации. Часто говорится о том, что телеологическими являются концепции Т. Парсонса и других функционалистов, объясняющие, скажем, сущность системы стратификации посредством ссылки на «потребность» общества в эффективном выполнении стоящих перед ним задач. Таким образом, в качестве причины некоего социального феномена рассматриваются его следствия в отношении других феноменов. Такое объяснение заключает в себе логический круг, то есть является тавтологическим. См. также: Систем теория; Функционализм. Лит.: Ryan (1970)

ТЕЛЕСНОСТЬ

ТЕЛЕСНОСТЬ (EMBODIMENT) Это понятие связано с феноменологией М.Мерло-Понти, представленной, в частности, в его «Феноменологии восприятия» (Merleau-Ponty, 1962). Основной вопрос, интересовавший Мерло-Понти, касался нашего опыта реальности. Он утверждал, что опытное постижение мира возможно только через его восприятие, а последнее предполагает владение языком. Человеческая телесность лежит в основе процессов восприятия и постижения непосредственной реальности. Мерло-Понти считал, что традиционная психология восприятия не учитывает того факта, что в своем восприятии внешней реальности индивиды задействуют свой телесный опыт физического мира и способность манипулировать миром повседневности посредством моторной активности тела. При этом не существует различий между миром воспринимаемым и миром, который он называет «моторно-практическим». Наш опыт мира возможен через язык, при этом Мерло-Понти полагал, что язык как система знаков основывается на способности к речевому выражению, формирующему операциональные жесты тела, и может проявляться вербально, посредством звука и визуально. Язык всегда оказывается воплощенным в материальных формах. В результате Мерло-Понти отрицал картезианский дуализм разума и тела, утверждая, что мышление, делание и чувствование являются практическими видами деятельности, требующими нашего телесного присутствия. Понимание и другие ментальные атрибуты связаны с воплощенными и рефлексивными формами поведения. Мерло-Понти развивал свою философию в духе немецкого различения тела как объекта (K?rper) и тела как живого опыта (Leib): тело одновременно является и наблюдаемым объектом, и способом бытия, которое делает подобное наблюдение возможным. Отношение индивида к собственному телу никогда не бывает внешним, объективным или нейтральным, поскольку идентичность индивида неразрывно связана с его субъективным бытием в материальном или объективном мире. Телесность можно определить как способ практического участия людей в мире и его постижения. В этом смысле понятие телесности тесно связано с социологической концепцией Бурдье, который пытался преодолеть дихотомию действия и структуры с помощью понятий практики и габитуса. См. также: Сети деятелей теория; Тело; Феноменологическая социология; Фуко. Лит.: Turner, B.S. (1996а)

ТЕЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА (BLACK ECONOMY) Это скорее обиходный, нежели социологический термин, обозначающий оплачиваемую работу, о которой не сообщается в налоговые органы и которая, следовательно, не отражается в экономической статистике.

ТЁННИС ФЕРДИНАНД

ТЁННИС Фердинанд (TOENNIES, Ferdinand) (1855-1936) Немецкий социолог, основатель Немецкой социологической ассоциации, наиболее известный своим различением понятий «община» и «общество» (association) в работе «Gemeinschaft und Gesellschaft» («Община и общество» - Toennies, 1887). Теннис выделял три отдельных области социологии: чистую или теоретическую, прикладную и эмпирическую. Различение «общины» (Gemeinschaft) и «общества» (Gesellschaft) составляло основание его теоретической социологии. Эти «фундаментальные понятия» должны были обеспечить направленность эмпирической и прикладной социологии на исследование трансформации общества при переходе от общинных отношений к отношениям собственно общества (ассоциации). Несмотря на то, что эти два понятия являются идеальными типами, Теннис намеревался использовать их для описания исторического перехода Германии от сельскохозяйственного к индустриальному обществу. На Тенниса оказала влияние философия А. Шопенгауэра  (1788-1860) и Ф. Ницше (1844-1900), у которого он заимствовал понятие «воля к жизни». Утверждая, что социальные отношения  являются продуктами человеческой воли, Теннис выделял два типа воли. Естественная воля (Wesenwille) является выражением инстинктивных потребностей, привычек, убеждений или склонностей. Рациональная воля (Kurwille) предполагает инструментальную рациональность при отборе средств для достижения целей. Если естественная воля является органичной и реальной, то рациональная - умозрительна и искусственна. Эти типы воли соответствуют различию между общиной и обществом, поскольку общинная жизнь является выражением естественной воли, а жизнь общества (ассоциации) - это следствие воли рациональной. См. также: Городской образ жизни;  Идеальный тип; Сельско-городской континуум; Телеология. Лит.: Atoji (1984)

ТЕОДИЦЕЯ

ТЕОДИЦЕЯ (THEODICY) Религиозная теодицея - это оправдание божественной справедливости вопреки существованию зла. Это понятие использовалось М. Вебером при изучении того, каким образом религиозные убеждения могут легитимировать социальные привилегии или компенсировать страдания тех, кто их лишен. В качестве примера теодицеи чаще всего приводят следующие строки старого англиканского гимна: Богатый человек - в своем замке, Бедный человек - у его ворот. Бог поставил одного высоко, а другого низко И определил кому чем обладать. Подобно термину «харизма» данный термин показывает, насколько часто социология пополняет свой словарь за счет других областей знания. См. также: Религия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИ НАГРУЖЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ТЕОРЕТИЧЕСКИ НАГРУЖЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (THEORY-LADEN) Определенное положение или результат, полученный в ходе эмпирического исследования, являются «теоретически нагруженными» в том случае, если они представляют собой продукт определенной теории или имеют смысл только в ее контексте; соответственно они не являются теоретически нейтральными. Такие положения изначально находятся под воздействием той теории, для подтверждения которой предназначены. Некоторые социологи утверждают, что все социологические результаты неизбежно несут теоретическую нагрузку. См. также: Объективность. Лит. : Keat and Urry (1975)

ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ

ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ (THEORIES OF THE MIDDLE RANGE) См.: Среднего уровня теория.

ТЕХНИКИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

ТЕХНИКИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ (TECHNIQUES OF NEUTRALIZATION) См.: Делинквентный дрейф; Нейтрализация; Самооправдание.

ТЕХНИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

ТЕХНИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (TECHNICAL RATIONALITY) См.: Рациональность; Хабермас.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (TECHNICAL DIVISION OF LABOUR) См.: Разделение труда.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (TECHNOLOGICAL DETERMINISM) Концепция, согласно которой социальное изменение  порождается изменениями в производственной технологии (например, такими, как изобретение паровой тяги). В этом свете промышленная революция  предстает как совокупность таких технических нововведений. Большинство социологов считает, что эта концепция вводит в заблуждение, поскольку она игнорирует социальные изменения,  которые являются необходимым условием появления и применения технических новшеств. Данная идея использовалась также в рамках социологических исследований работы. Для индустриальных социологов характерными в прошлом были утверждения о том, что производственная технология детерминирует другие феномены (например, удовлетворенность работой, социальную организацию предприятия, «воинственность» индустриальных рабочих), но в настоящее время такого рода подход является дискредитированным. См. также: Индустриальное общество; Маркс; Социотехнические системы.

ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ (TECHNOLOGY) В том виде, в каком это понятие используется в социологии, оно охватывает все формы производственных технических приемов, включая ручные операции, и не является синонимом понятия машинного оборудования, как это представлено в некоторых популярных концепциях. В социологии работы и занятости этот термин означает также физическую организацию производства, то есть способ расположения производственной техники на предприятии, и, таким образом, охватывает разделение труда  и организацию работы, которые являются частью эффективного процесса производства или его необходимым условием. Производственные технологии и организация производства - это социальные продукты, следствия принятия человеком определенных решений; таким образом, технология может рассматриваться как результат социальных процессов. Социологи, работавшие в рамках традиции «человеческих отношений» (см.: Человеческих отношений школа), сосредоточивались на связи между технологией, с одной стороны, и моральным духом и отчуждением работников, с другой, в особенности на непосредственном взаимодействии рабочего и машины и влиянии технологии на рабочие группы. Такого рода взаимодействие и влияние, как они показали, имеют определенный ограниченный эффект в отношении морального состояния людей. Позднее технология стала рассматриваться как аспект социального класса и классовых отношений. В рамках марксистского трудового процесса подхода технология понималась как проявление отношений между социальными классами. При этом утверждалось, что в рамках капиталистических экономик с целью смягчения последствий неизбежного конфликта между интересами работников (труда) и менеджмента (капитала) развиваются новые производственные технологии, которые господствуют над наемными работниками и контролируют их. В рамках некоторых веберианских теорий класса в качестве критерия классовой позиции рассматривается «трудовая ситуация» , основным детерминирующим фактором которой выступает технология. См. также: Автоматизация; Гибкая специализация; Деквалификация; Научный менеджмент; Отчуждение; Постфордизм; Социотехнические системы; Трудовой процесс; Фордизм.

ТИПИЗАЦИЯ

ТИПИЗАЦИЯ (TYPIFICATION) Основная часть знания жизненного мира является типизированным знанием. Иными словами, оно касается не индивидуальных или уникальных качеств предметов или людей, а их типических черт. Понятие типизации означает процесс, посредством которого люди типизируют окружающий их мир. См. также: Феноменологическая социология.

ТИПОВЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

ТИПОВЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ (PATTERN VARIABLES) См.: Парсонс.

ТИХООКЕАНСКОЕ КОЛЬЦО

ТИХООКЕАНСКОЕ КОЛЬЦО (PACIFIC RIM) См.: Зависимости теория; Недавно индустриализовавшиеся страны.

ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ

ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ (COMMODITY FETISHISM) Доктрина товарного фетишизма впервые была сформулирована К. Марксом. Товарный фетишизм - это процесс, в результате которого люди представляют свои социальные отношения  так, словно последние являются вещами. Эта доктрина связана с предложенным Марксом ранее различением между производством чего-либо для своего собственного потребления и производством товара, то есть предмета, создаваемого исключительно для обмена (на деньги или другой товар). Поскольку производители не входят в контакт друг с другом до обмена произведенными ими продуктами, между ними не существует никаких социальных отношений за исключением собственно акта обмена этими предметами. Последние начинают подменять собой социальные отношения. В этом случае осмысление людьми социальных отношений, связанных с их работой, характеризуется фетишизмом: представления о физических продуктах труда и их обмене замещают и маскируют сами социальные отношения. Теория товарного фетишизма, а также связанное с ней понятие реификации широко использовались в качестве основания теорий идеологии и права, поскольку утверждалось, что многие формы сознания в капиталистических обществах являются фетишистскими. Они представляют как естественные и подобные вещам те явления, которые в действительности являются социальными конструкциями. См. также: Идеология; Марксистская социология. Лит.: Abercrombie (1980)

ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС ДЕ

ТОКВИЛЬ Алексис де (TOCQUEVILLE, Alexis de) (1805-1859) Французский аристократ, занимался сравнительным анализом политических систем. В 1831 - 1832 гг. Токвиль посетил Соединенные Штаты с целью изучения тюремной системы в этой стране. Взгляды Токвиля на отрицательные психологические последствия одиночного заключения и проблемы сравнительной криминологии были изложены в написанной им в соавторстве с Гюставом де Бомоном книге «О пенитенциарной системе в Соединенных Штатах и ее применимости во Франции» (Tocqueville and Beaumont, 1833). Основной вклад Токвиля в политическую социологию представляет изданная в двух частях работа «Демократия в Америке» (Tocqueville, 1835-1840). В ней Токвиль сравнивает высокоцентрализованный, мощный аппарат государства во Франции и децентрализованную демократическую систему правления в Соединенных Штатах. В первой части в центре его внимания находится принцип равенства, разрушающий традиционные различия в статусе и являющийся фундаментальным принципом современных обществ. Несмотря на то, что Токвиль был восхищен американской системой, он утверждал, что всеобщее избирательное право  порождает тиранию большинства, ведущую к уничтожению иерархии, местных различий и регионализма. Он полагал, что в условиях демократии решающее значение в качестве противовеса тирании большинства будут иметь добровольные организации.  Во второй части работы Токвиль рассматривает следствия политической демократии в отношении религии, философии, искусства и науки. Токвиль утверждал, что, несмотря на господство эгалитарного принципа на политическом уровне, американская культура полностью проникнута индивидуализмом. Размышляя о причинах Французской революции в работе «Старый режим и революция» (1856), Токвиль утверждает, что революция происходит тогда, когда имеет место внезапное улучшение социальных условий, или когда вслед за периодом социального улучшения наступает ухудшение. Он утверждал, что Французская революция была вызвана противоречием между новыми принципами индивидуализма, появившимися с развитием торговли, рынков и денежной экономики, и традиционными принципами иерархии и статуса, характерными для французского феодализма и аристократии. «Старый режим и революция» также может рассматриваться как исследование на основе сравнительного метода. Отсутствие насильственной революции в Англии было, по его мнению, следствием относительной открытости и подвижности английской классовой системы, которая не отличалась строгой системой привилегий. Обращаясь к революции 1848 г. во Франции в своих «Воспоминаниях» (опубликованы после его смерти - Tocqueville, 1893), Токвиль приходит к ряду выводов, сходных с выводами К. Маркса, а именно, к мысли о том, что революция 1848 г. была продолжением социальных процессов, лежавших в основе революции 1789 г., прежде всего борьбы рабочего класса за новые принципы демократии и равенства. Сравнительная политическая социология  Токвиля может рассматриваться как дальнейшее развитие социологических идей Монтескье. См. также: Политическая социология. Лит.: Aron (1965с); Poggi (1972)

ТОТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ТОТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (TOTAL INSTITUTION) И. Гофман (Goffman, 1961b) определил тотальный институт  как «место проживания и работы, где значительное число находящихся в одинаковой ситуации людей, отрезанных от более широкой общности на ощутимый период времени, сообща следуют закрытому, официально определяемому циклу жизни» (р. 11). Примерами тотальных институтов являются тюрьмы, психиатрические лечебницы, монашеские поселения, школы-интернаты и трудовые лагеря. Гофмана интересовала прежде всего культура обитателей таких институтов, посредством которой они приспосабливаются к формальной системе надзора и смягчают ее действие.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (TRADITIONAL SOCIETY) См.: Примитивное общество.

ТРАДИЦИЯ

ТРАДИЦИЯ (TRADITION) В буквальном смысле слова традиции - это любые человеческие практики, убеждения, институты или артефакты, которые передаются от одного поколения к другому. Несмотря на то, что содержание традиции является крайне изменчивым, это понятие обычно обозначает определенные элементы культуры, которые считаются частью общего наследия социальной группы. Традиция часто считается источником социальной стабильности и легитимности, однако обращение к традиции может служить также основой изменения существующего порядка. В социологии это понятие имеет важное значение в рамках противопоставления традиционного общества современному, а также в полемике о природе авторитета. В современной социологии в связи с понятием общества риска наблюдается значительный интерес к идее рефлексивной модернизации, согласно которой на смену критической теории общества пришла теория социетальной самокритики. Рефлексивная критика общества испытала демократизацию, ознаменовавшую существенный разрыв между традицией и модерном, в рамках которого традиционному авторитету постоянно бросается вызов. См. также: Риск/Общество риска. Лит.: Shils (1981); Beck at al. (1994)

ТРЕД-ЮНИОНИСТСКОЕ СОЗНАНИЕ

ТРЕД-ЮНИОНИСТСКОЕ СОЗНАНИЕ (TRADE-UNION CONSCIOUSNESS) См.: Ленинизм.

ТРЕТЬЕГО ПУТИ ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРУДОВАЯ СИТУАЦИЯ

ТРУДОВАЯ СИТУАЦИЯ (WORK SITUATION) См.: Класс; Технология.

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ (LABOUR THEORY OF VALUE) По Марксу, целью любой экономики является создание потребительных стоимостей, то есть полезных предметов. Однако во многих экономиках, особенно в капиталистических, люди производят вещи не для своего собственного пользования, а для обмена на другие товары. Все товары производятся в процессе труда, и в конечном счете именно рабочее время, затраченное на их производство, определяет их меновую стоимость. Однако в действительности товары могут не обмениваться в соответствии с их стоимостью, поскольку цены на них определяются целым рядом факторов, включая факторы спроса и предложения. См. также: Марксистская социология; Прибавочная стоимость; Товарный фетишизм.

ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА ПОДХОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС

ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС (LABOUR PROCESS) Этим термином обозначается процесс производства товаров, в ходе которого рабочая сила  прикладывается к сырью и машинному оборудованию. Замена термина «производство» термином «труд» отражает марксистский взгляд, согласно которому именно труд создает всю стоимость, а более традиционное понятие производства этот факт маскирует. См. также: Трудовая теория стоимости; Трудового процесса подход.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (LABOUR RELATIONS) См.: Индустриальные отношения.

ТРУДОВЫЕ СОЮЗЫ

ТРУДОВЫЕ СОЮЗЫ (LABOUR UNIONS) См.: Профсоюзы.

ТРУДОВЫЕ УСТАНОВКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница