Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАК"-"МЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАК"-"МЕР")

МАКДОНАЛДИЗАЦИЯ

МАКДОНАЛДИЗАЦИЯ (MCDONALDIZATION) Процесс социального и экономического развития, «в ходе которого принципы ресторана быстрого обслуживания начинают доминировать во все большем числе секторов американского общества и остальной части мира» (Ritzer, 1993, р.1). Создание ресторанов «Макдоналдс» изначально предполагало применение принципов научного менеджмента и фордизма в процессе приготовления пищи (например, гамбургера) из простого набора готовых продуктов. Распространение этих принципов привело к рационализации индустрии услуг, возникновению таких служб, как «Макдентистс», «Макдокторс» и низкопробной журналистики («junk-food journalism»), стандартизирующей новости для того, чтобы облегчить их потребление. См. также: Вебер.

МАКЛЮЭН МАРШАЛЛ

МАКЛЮЭН Маршалл (MCLUHAN, Marshall) (1910-1980) Канадский социальный критик, анализировавший воздействие новых технологий коммуникации на общество и культуру («Галактика Гутенберга» - McLuhan, 1962, и «Понимание медиа», 1987) и рассматривавший технологию как продолжение человеческого тела. Маклюэн утверждал, что каждой форме коммуникации свойственна своя логика. Например печать имеет линейную, последовательную логику и связана с индивидуализмом. Сущность этой теории выражена в его известной формуле «средство коммуникации - это сообщение» («The medium is the message»). Маклюэн был убежден в возможности универсальной культуры, являющейся результатом использования новых технологий, и в одной из своих работ - «Изучение коммуникации» (Carpenter and McLuhan, 1960) - предложил использовать выражение «глобальная деревня» . Несмотря на то, что его теоретические построения часто выглядели спорными и подчас описывались как «коммуникационный детерминизм», они представляют собой значительный вклад в социологию массовой коммуникации. См. также: Виртуальная реальность; Гиперреальность; Глобализация.

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ (MACRO-SOCIOLOGY) В социологии существуют различные уровни анализа. Макросоциология - это анализ либо крупных общностей (город, церковь), либо - на более абстрактном уровне - социальных систем и социальных структур. См. также: Микросоциология.

МАЛИНОВСКИЙ БРОНИСЛАВ

МАЛИНОВСКИЙ Бронислав (MALINOWSKI, Bronislaw) (1884-1942) Проводил антропологические полевые исследования на островах Тробриан, Новая Гвинея, вскоре после окончания Первой мировой войны и в 1922 г.  опубликовал на их основе книгу «Аргонавты западной части Тихого океана» (Malinowski, 1922). В последующем занимался научной деятельностью в Лондонской школе экономики, где в 1924 г. стал преподавателем, а в 1927 г. - профессором антропологии. Малиновский внес крупный вклад в изучение магии («Коралловые сады и их магия», 1935), в развитие функционалистской теории («Научная теория культуры», 1944) и изучение сексуального поведения («Секс и подавление в аборигенном обществе», 1927). Основными чертами традиции эмпиризма в британской антропологии, следовавшей принципам Малиновского, были: (1) сосредоточенность на интенсивных и детальных эмпирических исследованиях небольших обществ; (2) акцент на непосредственном включении в изучаемую среду с использованием помощи местных информантов-аборигенов; (3) приверженность функционалистской теории, в рамках которой институты культуры рассматриваются как непосредственное выражение человеческих потребностей. См. также: Функционализм.

МАЛЬТУС ТОМАС

МАЛЬТУС Томас (MALTHUS, Thomas) (1766-1834) В «Опыте о законе народонаселения» (Malthus, 1803) Мальтус утверждал, что темпы роста народонаселения превышают темпы роста средств к существованию, обеспечиваемых землей. Условия жизни рабочего класса не могут быть улучшены без увеличения численности населения, а последнее ведет к снижению уровня жизни вследствие уменьшения поступления продовольствия. Рост населения сдерживается позитивными средствами (голод, болезнь, война) или негативными (поздний брак и целомудрие). Согласно теории социального дарвинизма, ссылавшейся на мальтузианскую демографию, бедность рабочего класса является результатом его моральной безответственности. См. также: Демографический переход. Лит.: Petersen(1979)

МАННГЕЙМ КАРП

МАННГЕЙМ Карп (MANNHEIM, Karl) (1893-1947) Родился в Венгрии, в 1919 г.  бежал в Германию, где стал университетским преподавателем, а в 1933 г. после прихода нацистов к власти покинул Германию и переехал в Англию, где продолжил свою научную карьеру в Лондонской школе экономики. Главными работами Маннгейма, многие из которых были собраны и опубликованы на английском языке после его смерти, являются «Идеология и утопия» (Mannheim, 1936), «Человек и общество в эпоху преобразования» (1940), «Диагноз нашего времени» (1943), «Свобода, власть и демократическое планирование» (1951), «Очерки по социологии знания» (1952b), «Очерки по социологии и социальной психологии» (1953) и «Очерки по социологии культуры» (1956). В творчестве Маннгейма могут быть выделены две стадии. Первая из них связана с разработкой социологии знания и характеризуется следующим. (1) Маннгейм настаивал, что социология знания  возможна, что существует связь между формами знания и социальной структурой, и что убеждения людей обусловлены их членством в определенных социальных группах. (2) Он анализировал релятивистскую подоплеку социологии знания. С его точки зрения, если все убеждения имеют социальное происхождение, то для истинных убеждений не остается места, и не существует независимых от общества критериев истины. Маннгейм экспериментировал с различными решениями этой проблемы, вначале выдвинув идею существования класса социально независимых предположений, а позднее признав, что его первоначальное допущение о детерминированности истины социальным происхождением было неверным. (3) Маннгейм отвергал марксистскую теорию знания или идеологии, которая, по его мнению, сводит все знание к классовой принадлежности. Его точка зрения заключалась в том, что формы знания могут коррелировать с рядом социальных групп или процессов (например, поколением, сектой или конкуренцией). Вторая стадия творчества Маннгейма, не получившая заметного признания, связана с его утверждениями о необходимости социальной реконструкции. Он подчеркивал, что в результате развития либерального капитализма современные общества превратились в массовые общества, неупорядоченные группы не связанных социальными узами атомизированных индивидов, и что исправление этих обществ должно стать делом социального планирования. См. также: Атомизм; Массовое общество; Релятивизм. Лит.: Loader (1985)

МАРКС КАРЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКСИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

МАРКСИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (MARXIST SOCIOLOGY) Co времени смерти Маркса в 1883 г. появилось огромное число работ, вызванных его творчеством. Значительная часть этой литературы была критической, и многое в ранней социологии, например, социология М. Вебера, формировалось отчасти под влиянием критики Маркса. Существовало также марксистское, в широком смысле, течение, часто связанное с новыми интерпретациями наследия Маркса, хотя сам термин «марксистский» в настоящее время используется так широко, что начал терять всякий смысл. В социологии существует несколько областей, в которых работа Маркса была продолжена при сохранении верности по крайней мере некоторым из его принципов. (1) Анализируя классовую структуру, некоторые ранние марксисты выступали за пересмотр схемы Маркса, обосновывая это отсутствием реальных признаков крушения капитализма или обостряющейся классовой борьбы. Немало усилий было затрачено на то, чтобы приспособить основополагающую идею Маркса о неизбежности конфликта между трудом и капиталом к условиям современного капитализма. В результате появились новые теории социального класса, учитывающие изменения в образцах владения собственностью, рост среднего класса и изменения в производственных отношениях. Кроме того, некоторые марксисты, в частности А. Грамши, В.И. Ленин и Д. Лукач, в качестве предпосылки классовой борьбы анализировали классовое сознание.   (2) В политической науке положение о том, что государство является орудием правящего класса, уступило место более сложному анализу государства как института, относительно автономного по отношению к правящему классу, чувствительного к оказываемому посредством института парламентской демократии давлению со стороны рабочего класса, однако в конечном счете поддерживающего интересы капитала. (3) Пересмотр экономической теории Маркса выразился в выделении различных капитала фракций и в изучении монополистической фазы развития капитализма, заметно отличающейся от ранней, конкурентной фазы времен Маркса. (4) Отличительной чертой капитализма ХХ в., отмеченной Лениным, была его способность к освоению рынков стран, находящихся в ситуации зависимого развития, колонизации этих стран и контролю над ними. Во многих исследованиях, основывающихся на ленинском описании империализма, сохранение феномена зависимого развития связывалось с потребностью капитализма в экспансии. (5) Определяющей чертой значительной части марксистской социологии ХХ в. был интерес к анализу идеологии. Указывалось, в частности, что живучесть капитализма в значительной степени обусловлена идеологическим контролем, осуществляемым господствующим классом. Анализ такого рода часто основывался на идее гегемонии в том виде, в каком ее предлагал Грамши или представители Франкфуртской школы. (6) Для Франкфуртской школы с ее критической теорией, а позднее для Ю. Хабермаса и последователей Л. Альтюссера был характерен устойчивый интерес к исследованию философии и методологии марксизма. Очень часто при этом исследование методологии было связано с попыткой освободить марксизм от позитивизма. (7) Многие социологи использовали работы марксистских историков, которые занимались анализом социального изменения, происходившего посредством классовой борьбы, а позднее пытались применить понятие способа производства к историческому анализу. См. также: Власть; Воспроизводство рабочей силы; Господствующей идеологии тезис; Идеологический аппарат государства; Исторический материализм; Капитала функции; Конъюнктура; Ленинизм; Относительная автономия; Патриархат; Политическая экономия; Редетерминация; Социалистические общества; Трудового процесса подход; Трудовой процесс; Феодализм; Экономизм; Энгельс.

МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ

МАРКУЗЕ Герберт (MARCUSE, Herbert) (1898-1979) Маркузе получил образование в Берлинском и Фрайбургском университетах. Значительное влияние на него оказала феноменология Э.Гуссерля и М.Хайдеггера. В 1934 г., покинув нацистскую Германию и оказавшись в США, он присоединился к Франкфуртской школе в Колумбийском университете. Для Маркузе, подходившего к марксизму с точки зрения феноменологии и критической теории, центральным был вопрос о возможности аутентичного существования в условиях индустриального капитализма. Например, в работе «Одномерный человек» (Marcuse, 1964) он утверждал, что современные общества порождают искусственные потребности, способствующие выработке у рабочего класса ложного сознания. Последнее заставляет гнаться за потребительскими товарами, отвлекая от реализации классовых интересов. В работе «Эрос и цивилизация» (1955) Маркузе пытался интегрировать идеи Фрейда и Маркса, утверждая, что цивилизация посредством продолжительного труда препятствовала развитию человеческого счастья. Его интерпретация идей Фрейда была оспорена Э.Фроммом (Fromm, 1993) на том основании, что Фрейд был консервативным, а не революционным мыслителем. В «Опыте об освобождении» (1969) отражены критические взгляды Маркузе на американскую либеральную демократию. Столь же критически он относился и к советскому обществу («Советский марксизм», 1961). Маркузе известен также своими полемическими исследованиями философии («Разум и революция», 1954) и социологии («Негации», 1968). См. также: Марксистская социология.

МАРТИН ДЭВИД

МАРТИН Дэвид (MARTIN, David) (p. 1929) В недавнем прошлом профессор социологии в Лондонской школе экономики. Ранее профессор кафедры человеческих ценностей в Южном методистском университете (Даллас, Техас, 1986-1988). Мартин внес крупный вклад в социологию религии, подвергнув критике положение, согласно которому для индустриальных обществ характерен неизбежный процесс секуляризации. В «Социологии английской религии» (Martin, 1967) он показывает, что данные о религиозных убеждениях и практике не подкрепляют тезис о секуляризации, а в работе «Религиозное и светское» (1969а) оспаривает неявные исторические и социологические допущения, лежащие в основании этой теории. В «Общей теории секуляризации» (1978а) Мартин обосновывает необходимость объединения политической социологии и социологии религии в целях более глубокого понимания различных типов отношений между государством и церковью. Он внес также вклад в социологический анализ феномена пацифизма (1965) и способствовал нашему пониманию христианского вызова насилию («Разрушение образа», 1980). В работах «Анархия и культура» (1969b), «Дилеммы современной религии» (1978b) и «Бросая вызов временам» («Tracts against the Times», 1973) профессор Мартин подробно рассматривает проблему потери авторитета и целостности в современных культурах. Он сыграл важную роль в защите традиционного молитвенника англиканской церкви («Book of Common Prayer»), о котором он много писал с 1979 г. Мартин занимается также исследованием теоретических связей религии с политикой и собственно социологией.

МАРШАЛЛ ТОМАС

МАРШАЛЛ Томас (MARSHALL, Thomas H.) (1893-1981) Профессор социологии Лондонской школы экономики. Наиболее известен своим анализом гражданства и социального класса в ходе индустриализации, представленным в очерке «Гражданство и социальный класс» , который впервые был опубликован в 1949 г., а позднее включен в работу «Социология на распутье» (Marshall, 1963). В «Социальной политике» (1965) в качестве примера расширения социальных прав Маршалл рассматривал развитие политики социального благосостояния в период с 1890 по 1945 гг. Современный капитализм Маршалл считал «составным обществом» («hyphenated society»), в котором существуют неизбежные противоречия между демократией, благосостоянием и классовой организацией (1981).

"МАССОВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ"

"МАССОВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ" (MASS OBSERVATION) Организация, созданная в 1936 г. с целью проведения социальных обследований населения и максимально широкого освещения их результатов. Ее основатели считали, что социальная наука  не должна быть чисто академической, и провели большое количество исследований, основанных на дневниках, отчетах регулярных участников происходящего и анкетах. Возможно, их исследовательские методы не всегда можно назвать технически совершенными, однако результатом этих исследований была очень подробная картина социального изменения в Британии до и во время Второй мировой войны.

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО (MASS SOCIETY) Согласно концепции массового общества, для современного общества характерны следующие черты: (1) сходство между собой большинства индивидов, их недифференцированность, равенство и отсутствие индивидуальности; (2) рутинность и отчужденность труда; (3) утрата религией своего влияния, отсутствие глубоких и значимых моральных ценностей и, вместе с тем, склонность масс к идеологическому фанатизму; (4) слабость и вторичность связей между индивидами и незначительная роль уз родства; (5) политическая апатия масс и их подверженность манипулированию со стороны диктатур и бюрократий; (6) превращение культуры - искусства, литературы, философии и науки - в массовую, то есть низкопробную культуру. Авторы, описывающие общество с такой точки зрения, используют понятие «массовое общество»  в уничижительном смысле и обычно связывают социальные беды с капитализмом или индустриализацией. Некоторые из этих тем представлены в работах социальных теоретиков XIX в., например, А. де Токвиля (Tocqueville, 1835-1840) и Ф.Тенниса, и в популярной в то время общей дихотомии доиндустриальных и индустриальных обществ. Однако собственно теория массового общества развивалась в период с 1920 по 1960 гг. в трех основных направлениях. (1) В Англии ряд авторов, в особенности литературные критики, такие, как Т.С.Элиот и Ф.Р.Ливис, сосредоточивали свое внимание на утрате высокого качества литературы и культуры в целом, а также на исчезновении культурной публики. Это была по существу консервативная реакция на капиталистическое общество,  разделяемая рядом социологов, в частности К. Маннгеймом. (2) Представители Франкфуртской школы, особенно после их бегства из гитлеровской Германии в США, анализировали скорее политические, а не культурные аспекты массового общества. Они утверждали, что капитализм, порождая массовое общество, создает условия для политической манипуляции массами, осуществляемой правящими элитами. Идеи франкфуртцев представляли собой социалистическую реакцию на социальные и международные проблемы, существовавшие в период между двумя мировыми войнами. (3) Некоторые американские авторы использовали понятие массового общества в более позитивном ключе. Согласно Э. Шилзу (Shils, 1962), например, «массы» в таком обществе втягиваются в политическое участие,  что делает более затруднительным проведение элитистской политики. Теория массового общества оказала влияние на некоторые ранние работы в области изучения массовой коммуникации, в частности, на исследования представителей Франкфуртской школы, в рамках которых аудитория рассматривалась как относительно недифференцированная и легко поддающаяся воздействию сообщений (или манипуляции с их помощью). Однако в настоящее время понятие массового общества не играет в социологии какую-либо влиятельную роль. Во-первых, современное общество  не рассматривается в качестве недифференцированной массы; считается, что оно состоит из ряда конкурирующих групп. Во-вторых, элита не манипулирует подчиненными классами, вполне способными на активное несогласие. В-третьих, нет оснований говорить о распаде семейных и общинных связей. См. также: Господствующей идеологии тезис. Лит.: Giner (1976)

МАТЕРИАЛИЗМ

МАТЕРИАЛИЗМ (MATERIALISM) В социологии этот термин используется как в конкретном, так и в более общем смысле. В первом случае им обозначаются теории, согласно которым основной причиной социальных явлений являются экономические отношения. В более общем смысле, материалистическим объяснениям, в рамках которых в качестве детерминирующих факторов рассматриваются конкретные социальные отношения,  противопоставляются идеалистические объяснения, при которых конечной причиной социальных отношений считаются идеи. См. также: Диалектический материализм; Идеализм; Исторический материализм; Маркс; Марксистская социология; Энгельс.

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (MATERNAL DEPRIVATION) Ряд авторов, в частности Дж. Боулби (Bowlby, 1953), утверждает, что маленькие дети нуждаются в устойчивых, продолжительных и нежных отношениях со своими матерями, и что материнская депривация,  то есть отсутствие таких отношений, может привести к душевному заболеванию или делинквентности. Важный подтекст такой теории относительно положения женщин в обществе состоит в том, что им необходимо оставаться дома со своими детьми. Феминисты критиковали эту теорию как идеологию, направленную на исключение женщин из состава рабочей силы. Недавние исследования свидетельствуют о том, что устойчивые отношения ребенка с несколькими взрослыми могут иметь более важное значение для психического здоровья, нежели интенсивные отношения с матерью. См. также: Социализация.

МАТРИАРХАТ

МАТРИАРХАТ (MATRIARCHY) Этот термин использовался в антропологии XIX в. Для обозначения общества, в котором правят женщины. В настоящее время он имеет более узкий смысл, обозначая форму семьи, при которой главой является мать, а происхождение прослеживается по материнской линии. Идея матриархальных систем господства является спорной. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Engels, 1884) утверждал, что досовременные общества до появления частной собственности были матриархальными. С переходом от кочевых (занятых охотой и собирательством) к сельскохозяйственным общинам матриархальные системы в конечном счете сменяются патриархальными. Согласно альтернативной концепции, патриархат возникает в результате завоеваний. Очевидно, что получить археологические данные, подтверждающие или опровергающие эти теории, трудно. Однако в настоящее время понятие матриархата имеет важное значение, поскольку используется феминистами для обоснования их подхода к различию между гендером и биологически обусловленными половыми ролями (sex roles). Понятие матриархата говорит о том, что господство мужчин не является универсальным феноменом. Этот термин используется также менее строго для обозначения тех форм семьи, при которых доминирующую роль играет мать. См. также: Природа и воспитание; Феминизм.

МАТРИЛИНЕЙНЫЙ

МАТРИЛИНЕЙНЫЙ (MATRILINEAL) Этот термин используется для обозначения таких систем происхождения, при которых родство устанавливается по материнской линии. В таких системах значимыми родственниками для мужчин являются другие мужчины из числа родственников матери. См. также: Агнатический; Группы по происхождению; Когнатический; Патрилинейный.

МЕДИАЛАНДШАФТ

МЕДИАЛАНДШАФТ (MEDIASCAPE) Термин, предложенный А.Ападураи (Ар-padurai, 1986) для указания на вездесущий характер средств массовой коммуникации в современных обществах. При этом имеется в виду не только доступность множества типов массовой коммуникации, но и то, что они пронизывают собой все, становясь частью повседневной жизни. Средства массовой коммуникации вследствие этого превращаются в решающий фактор отвлеченной (imaginative) жизни людей в современном мире. См. также: Аудитория; Социология массовой коммуникации.

МЕДИАНА

МЕДИАНА (MEDIAN) Точка (значение) в распределении значений, по каждую сторону от которой находится половина распределения.

МЕДИКАЛИЗАЦИЯ

МЕДИКАЛИЗАЦИЯ (MEDICALIZATION) Процесс закрепления медицинских «ярлыков» за теми типами поведения, которые считаются социально или нравственно нежелательными. Этот термин обладает определенным подтекстом, заключающимся в том, что современная медицина претендует на исцеление общества от всех проблем (включая вандализм, алкоголизм, гомосексуальность, опасную езду или политическую девиантность), стоит только признать их «болезнями». Термин «медикализация» используется теми критиками современной медицины, которые утверждают, что врачи обладают слишком большим политическим влиянием в тех вопросах, в которых они на самом деле не компетентны. См. также: Пристрастие.

МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ

МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ (MEDICAL MODEL) Co времени возникновения инфекционной теории болезни в XIX в. медицинская модель  является основной формой научного объяснения в медицине или основной парадигмой медицины. Основополагающие положения этой модели заключаются в следующем: (1) все болезни вызываются специфическими этиологическими агентами («болезнетворными организмами»), такими, как вирусы, паразиты или бактерии; (2) пациента следует считать пассивным объектом медицинского вмешательства, поскольку научная медицина относится к телу скорее как к своего рода машине, нежели как к личности, пребывающей в сложной социальной среде; (3) восстановление здоровья (ситуации равновесия в теле, понимаемом как машина, состоящая из функциональных частей) требует использования медицинской технологии и передовых научных методов. Эта модель критиковалась на основании следующего. (1) Она представляет собой идеологию, оправдывающую применение медицинской технологии и, таким образом, исключающую применение альтернативных практик и процедур. (2) Будучи характерной для XIX в. реакцией на инфекционные заболевания, она не отвечает потребностям современного общества. Современные общества, отчасти вследствие старения населения, нуждаются в таких здравоохранения системах, которые могли бы реагировать на хронические болезни. (3) Она не подходит для лечения умственных заболеваний и исправления девиантного поведения. (4) Отношение к пациенту просто как к организму нельзя считать адекватным. Лечение может быть более эффективным, если рассматривать пациента как личность, обладающую социальными и психологическими потребностями. См. также: Альтернативная медицина; Антипсихиатрия; Больного роль; Клиническая социология; Медикализация; Психическое здоровье; Социология здоровья и болезни; Социология медицины. Лит.: Veatch (1981)

МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ

МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ (PETITE BOURGEOISIE) Термин, используемый для обозначения класса людей, находящихся на границе как среднего, так и рабочего классов. Люди данного класса могут владеть средствами производства, но их доход является довольно низким, а условия работы - относительно плохими. Например, крестьяне и мелкие фермеры владеют землей, у владельцев небольших магазинов и мелких торговцев есть свой бизнес, а у индивидуальных ремесленников помимо высокой квалификации - инструменты и оборудование. Социологи, в частности, марксистские, испытывали трудности в определении места мелкой буржуазии в социально-классовой структуре, основанной на собственности на средства производства,  поскольку ее представители обладают характеристиками как среднего, так и рабочего классов. При этом данный класс действительно обладает рядом отличительных черт. Например, несмотря на то, что многие мелкие буржуа живут в тех же районах, что и рабочий класс,  их политическое поведение  и установки в гораздо большей степени соответствуют среднему классу. В современной истории континентальной Европы мелкая буржуазия  была важной социальной базой фашистских движений. О своеобразии и маргинальности мелкой буржуазии свидетельствуют результаты эмпирических исследований владельцев небольших магазинов. Несмотря на сокращение рыночной доли таких магазинов, пропорционального сокращения их числа не произошло. Их владельцы обычно имеют продолжительный рабочий день,  работают в плохих условиях и получают доход немногим выше дохода работников физического труда. Вместе с тем мелкие торговцы могут накапливать деньги, иметь собственные дома и потреблять больше товаров долговременного пользования по сравнению со своими соседями-рабочими. Несмотря на очевидную экономическую непривлекательность такого бизнеса, нет недостатка в новичках, стремящихся попробовать свои силы на этом поприще. Превыше всего мелкие торговцы ценят независимость и работу на самих себя. См. также: Буржуазия; Марксистская социология; Стратификация; Фашизм. Лит.: Bechhofer and Elliott (1981)

МЕНЕДЖЕРОВ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНЕДЖЕРСКОГО КОНТРОЛЯ СТРАТЕГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНЕДЖМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ

МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ (EXCHANGE VALUE) См. также: Трудовая теория стоимости.

МЕРИТОКРАТИЯ

МЕРИТОКРАТИЯ (MERITOCRACY) В меритократической системе социальные позиции в рамках профессиональной структуры должны заниматься на основании заслуг (merits), определяемых скорее относительно универсальных критериев достижения, нежели приписанных критериев, таких, как возраст, пол или унаследованное состояние. Однако меритократический идеал сталкивается с проблемой обеспечения объективного измерения таланта, который может быть выявлен независимо от наследуемых преимуществ. См. также: Аскрипция (Приписывание); Креденциализм; Стратификация.

Предыдущая страница Следующая страница