Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЛО"-"ГРУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЛО"-"ГРУ")

ГЛОКАЛИЗАЦИЯ

ГЛОКАЛИЗАЦИЯ (GLOCALIZATION) Термин, заимствованный социологами из маркетинговых стратегий глобальных компаний, которые, стремясь удовлетворить местные вкусы, вносят те или иные незначительные модификации в свою продукцию в зависимости от того, на какой локальный рынок она поступает. В социологии данный термин выражает идею напряженности между локальными и глобальной культурами. Глокализация как процесс представляет собой глобализацию локального и локализацию глобального. См. также: Гибридизация.

ГОЛДТОРП ДЖОН

ГОЛДТОРП Джон (GOLDTHORPE, John H.) (p. 1935) Голдторп, в настоящее время сотрудник Наффилдского колледжа в Оксфорде, вместе с Д. Локвудом возглавлял исследование «Состоятельный рабочий», результаты которого были представлены им вместе с другими авторами в трех томах (Goldthorpe et al., 1968а; 1968b; 1969). Впоследствии Голдторп руководил группой по исследованию социальной мобильности при Наффилдском колледже, итогом работы которой были публикации «Социальная градация профессий» (Goldthorpe and Hope, 1974) и «Социальная мобильность и классовая структура  в современной Британии» (2-е изд. 1987). Классификация, которую он разработал вместе со своими коллегами, широко применяется в эмпирических исследованиях класса и социальной мобильности и составляет основу социо-экономической классификации, которая должна использоваться в переписи 2001 г.  Кроме того, Голдторп заново ввел в классовый анализ понятие «служебный класс» . В сотрудничестве с исследователями из других стран Голдторп занимался сравнительным изучением социальной мобильности с целью анализа социальных структур передовых индустриальных обществ; результаты этого исследования были изложены в работе «Постоянный поток» (Erikson and Goldthorpe, 1992). Голдторп - автор ряда статей, посвященных проблемам класса, индустриальных отношений и инфляции. Под его редакцией были изданы «Политическая экономия инфляции» (Hirsch and Goldthorpe, 1978) и «Порядок и конфликт в современном капитализме» (1984). См. также: Классовой структуры образы; Менеджмент; Приватизм.

ГОЛОСОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРОДСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

ГОРОДСКАЯ ЭКОЛОГИЯ (URBAN ECOLOGY) Экологическая теория была привнесена в городские исследования Чикагской школой. Она основывается на органической аналогии, в частности на попытках применения теории естественного отбора Ч. Дарвина к социальной жизни. Город определяется как окружающая среда  (environment), подобная тому, что обнаруживается в природе. Все элементы такой среды взаимозависимы и приводятся в движение природными силами, наиболее важной из которых является конкуренция. Конкуренция между социальными группами за обладание ограниченными городскими ресурсами, в особенности землей, приводит к господству наиболее приспособленных групп. Конкуренция также поощряет дальнейшее разделение труда  в обществе, что содействует более эффективной социальной организации и таким образом обеспечивает большую способность к адаптации. Кроме того, конкурентная борьба ведет к появлению ряда суб-сред (sub-environments) или природных территорий в пределах города. Каждую из этих территорий занимает определенная социальная группа,  адаптируясь к ней во многом так же, как различные виды растений и животных адаптируются к специфической природной среде. Город как окружающая среда тяготеет к равновесию, и любое нарушение этого равновесия сталкивается с силами, восстанавливающими его. Примером этого является процесс преемственности: если социальная группа (определяемая в значительной степени расовыми или национальными характеристиками) покидает определенную природную территорию, то ее место будет занято другой группой, которая будет подвержена воздействию тех же самых экологических сил, что в конечном счете приведет, например, к тому же уровню делинквентности. Городские экологи применяли свою теорию при проведении множества эмпирических исследований. Наилучшей иллюстрацией использования понятий конкуренции, природной территории и преемственности является концентрических зон теория.  Основное допущение городской экологии заключается в том, что социальная структура  города формируется лежащими в ее основе естественными и безличными силами. Предполагается, следовательно, что социальная структура не подвержена значительному индивидуальному вмешательству, такому, как планирование. Экологи утверждали, что культура также играет второстепенную роль, что она имеет значение только тогда, когда экологические силы уже установили состояние равновесия. Пренебрежение культурой и убежденность в том, что города функционируют подобно природным окружающим средам, вызвали серьезную критику в адрес городской экологии и в конечном счете способствовали ее упадку. Традиция экологического мышления несмотря на все попытки ее возрождения выродилась в детальные статистические исследования городских территорий. Лит.: Saunders(1981)

ГОРОДСКИЕ ОКРАИНЫ

ГОРОДСКИЕ ОКРАИНЫ (METROPOLITAN FRINGE) Окраины многих промышленных городов представляют собой зону проживания людей, совершающих регулярные поездки на работу в город. Часто эта зона состоит из множества расположенных отдельно друг от друга деревень. Утверждалось, что для этих районов, в которых наблюдается полная разобщенность между членами среднего класса, совершающими регулярные поездки на работу в город, и давно проживающими в них членами рабочего класса, характерен свой особый стиль жизни.  См. также: Концентрических зон теория; Пригородный образ жизни. 

ГОРОДСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ГОРОДСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (URBAN SOCIAL MOVEMENTS) Этот термин, популяризованный М.Кастельсом (Castells, 1977; 1978), впервые появился в марксистской социологии города. Городские социальные движения  возникают в результате политизации доступа к различным обеспечиваемым государством городским товарам и услугам, например, к жилью, образованию или транспорту. Утверждается, что такое обеспечение неизбежно становится все более ограниченным - наблюдается кризис коллективного потребления, порождающий (вслед за периодом активной политической организации) городские социальные движения  протеста. Городские социальные движения должны представлять собой классовые альянсы, поскольку доступ к коллективному потреблению оказывается в той или иной мере ограниченным для всех классов. Однако классовая борьба,  порождаемая городскими социальными движениями, не влечет за собой фундаментальные изменения (если вообще имеет какой-либо эффект), поскольку последние могут иметь место лишь в результате изменений в обладании производительными силами и контроле над ними. Понятие городских социальных движений было подвергнуто мощной критике за его эмпирическую несостоятельность. Неясно, каким образом конкретные городские социальные движения связаны с кризисами в коллективном потреблении; большая часть движений не является классовыми альянсами; этот термин был подвергнут чрезмерному обобщению с целью включения в его объем любого городского движения протеста, какими бы ни были его происхождение или последствия. См. также: Государство; Социальные движения.

ГОРОДСКОЙ МЕНЕДЖЕРИЗМ

ГОРОДСКОЙ МЕНЕДЖЕРИЗМ (URBAN MANAGERIALISM) Подход в городской социологии, основные положения которого были сформулированы Р.Палом (Pahl, 1975); сосредоточивается на роли различного рода менеджеров (например, членов жилищного совета или менеджеров жилищно-строительных обществ) в распределении городских ресурсов. Проводившиеся в его рамках исследования были сконцентрированы на ценностях и идеологиях, определяющих решения менеджеров. Между тем свойственное ему предположение об относительной независимости и свободе действий городских менеджеров было подвергнуто критике. Более поздние исследования подчеркивали, что действия менеджеров ограничиваются экономическими факторами или бюрократическими правилами. См. также: Жилищный класс; Сельско-городской континуум. Лит.: Saunders(1981)

ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (URBAN WAY OF LIFE) Л. Вирт (Wirth, 1938) в статье, которая, как утверждается, является самой цитируемой работой в социологии, попытался описать и объяснить образ жизни,  характерный для города. Согласно Вирту, город отличается целым рядом черт, включающим утрату первичных отношений, более слабый социальный контроль,  более высокую степень разделения труда, более важное значение средств массовой коммуникации и склонность горожан относиться друг к другу инструментально. Эти черты обусловлены тремя основными факторами - численностью, плотностью и гетерогенностью населения. При разработке своей теории Вирт следовал принципам городской экологии, полагая, что фундаментальные характеристики городской окружающей среды определяют весь спектр городского социального поведения. Критики Вирта утверждали, во-первых, что эмпирические исследования  указывают на существование не одного, а нескольких городских образов жизни, а, во-вторых, что выведение всех аспектов городской жизни из трех основных факторов не представляется возможным. Другие социологи, например, Зиммель, основной чертой городской жизни считали анонимность. См. также: Зона перехода; Пригородный образ жизни; Сельско-городской континуум; Чикагская школа. Лит.: Savage and Warde (1993)

ГОСПОДСТВО

ГОСПОДСТВО (DOMINATION) Термин, часто используемый в общем смысле для обозначения власти одной социальной группы над другой, например, старшего поколения над молодым или мужчин над женщинами. Вебер использовал этот термин более конкретно, обозначая им «вероятность того, что тот или иной приказ в рамках данной организации общества встретит повиновение». См. также: Авторитет.

ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ИДЕОЛОГИИ ТЕЗИС

ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ИДЕОЛОГИИ ТЕЗИС (DOMINANT IDEOLOGY THESIS) Многие марксисты причиной политической пассивности подчиненных классов считают идеологическую инкорпорацию. Они посвоему интерпретируют К.Маркса, приписывая ему положение о том, что правящий класс  повсеместно делает свою идеологию господствующей в обществе, подвергая подчиненные классы соответствующей обработке, в результате которой они некритически принимают данную идеологию за истину. Этот тезис подвергался критике как с теоретической точки зрения - за неточную интерпретацию взглядов Маркса, так и с эмпирической, поскольку история показывает, что подчиненные группы развивали свои собственные убеждения и часто отвергали идеологии господствующих классов. Более тонкую версию данной доктрины предложил Грамши в своей концепции гегемонии. См. также: Дискурс; Идеология; Социальный порядок. Лит.: Abercrombie et al. (1980)

ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОУЛДНЕР АЛВИН УОРД

ГОУЛДНЕР Алвин Уорд (GOULDNER, Alvin Ward) (1920, Нью-Йорк - 1980) Профессор социологии Вашингтонского университета (1959-1967), президент Общества по исследованию социальных проблем (1962), профессор социологии в Амстердаме (1972-1976) и веберовский стипендиат в Вашингтонском университете (с 1967). В своих ранних работах, таких, как «Модели индустриальной бюрократии» (Gouldner, 1954) и «Стихийная забастовка» (1955), Гоулднер применял теорию бюрократии Вебера для объяснения забастовок, менеджмента и контроля. Он подчеркивал способность рабочего класса к действию и возможность срыва производства, несмотря на ограничения, накладываемые бюрократией. В «Заметках о технологии и моральном порядке» (Gouldner and Peterson, 1962) Гоулднер анализировал аспекты веберовской социологии религии, утверждая, что важным причинным фактором развития технологии был определенный моральный кодекс (аполлоновский), подчеркивающий порядок, разумность и активность. Важный сдвиг в интересах Гоулднера произошел в 1960-е гг., когда он вступил в теоретическую полемику с марксизмом и научной социологией. Он работал над проектом исторического и критического исследования социальной теории от Платона («Знакомство с Платоном», 1965) до марксизма («Два марксизма», 1980) и современной социологии («Против фрагментации», 1985). В указанных работах Гоулднер отвергает распространенную практику проведения различий между нейтральной наукой, моральным дискурсом и политической привязанностью (commitment). Такого рода критические замечания были впервые сформулированы им в «Надвигающемся кризисе западной социологии» (1970), одном из самых крупных и полемически заостренных исследований функционализма, а также марксизма в том виде, в каком он развивался как научная теория в пределах советского блока. В 1974 г.  Гоулднер основал влиятельный журнал «Теория и общество», в значительной степени способствовавший развитию и выражению его взглядов на критическую теорию. Предметом постоянного интереса Гоулднера была возможность прогрессивного социального изменения и в частности роль интеллектуалов в определении направления изменения и содействии ему («Будущее интеллектуалов и возникновение нового класса», 1979). В работе «Диалектика идеологии и технологии» (1976) Гоулднер призывает социологов к большей рефлексии по отношению к своим теориям и роли в обществе. После смерти Гоулднера развернулась широкая дискуссия о том, под чьим интеллектуальным влиянием формировалось его видение критической теории. Если его взгляды на рациональность и критические способности отражают влияние Франкфуртской школы, то его радикальные стиль и точка зрения говорят о влиянии Ч.Р. Миллса. Однако интерес Гоулднера к бюрократии, власти и знанию свидетельствует о его близости к веберовской традиции.

ГОФМАН ИРВИНГ

ГОФМАН Ирвинг (GOFFMAN, Erving) (1922-1982) Гофман внес значительный вклад в современную социологию своими исследованиями социального взаимодействия, встреч лицом к лицу (encounters), собраний и малых групп, представленными в таких публикациях, как «Поведение в общественных местах» (Goffman, 1963), «Ритуал взаимодействия» (1967) и «Отношения на публике» (1971). Важный вклад он внес и в ролевой анализ («Встречи лицом к лицу», 1961а). Больше всего Гофмана интересовали составляющие мимолетных, случайных и кратковременных встреч лицом к лицу, иными словами - социология повседневной жизни.  Пытаясь разобраться в свойственной таким контактам упорядоченности, Гофман использовал аналогию с драмой и рассматривал, как «ставятся» социальные встречи («Представление себя другим в повседневной жизни», 1959). Согласно Гофману, социальный порядок  всегда отличается хрупкостью, поскольку подрывается запутанностью, непостоянством и распадом коммуникации («Стигма», 1964). В работе «Сумасшедший дом» (1961b) представлены результаты его исследования пациентов психиатрической клиники. В числе последних публикаций Гофмана - «Анализ фреймов» (1974) и «Гендерная реклама» (1979). См. также: Драматургический подход; Роль; Символический интеракционизм; Стигма; Тотальный институт; Этнометодология. Лит.: Burns (1992)

ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ

ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ (CIVIL RELIGION) Этот термин впервые использовал Ж.-Ж.Руссо в «Общественном договоре» (Rousseau, 1762), а его разработкой занимался Э.Дюркгейм в «Элементарных формах религиозной жизни» (Durkheim, 1912). Им обозначаются убеждения, символы, ритуалы и институты, легитимирующие социальную систему, создающие социальную солидарность и мобилизующие то или иное сообщество на достижение общих политических целей. Утверждалось, в частности, что в индустриальных обществах, где имела место определенная секуляризация традиционных религий, национальные символы и ритуалы выполняют ту же функцию обеспечения социальной солидарности, что и религия. Впоследствии этот термин использовался Р.Н.Белла (Bellah, 1967; 1970; 1974; 1975) в его исследованиях американского общества. Американская гражданская религия,  согласно Белла, состоит из (1) элементов иудеохристианской традиции, подчеркивающих достижительскую мотивацию и индивидуализм; (2) ссылок на события, представляющие собой национальную драму, такие, как смерть Линкольна и гражданская война;  (3) светских ценностей Конституции; (4) светских символов и ритуалов (национальный флаг, церемонии, характерные для Дня Поминовения и праздника Четвертого июля). Белла утверждал, что в современной Америке с ее этническим разнообразием и культурным плюрализмом, создающими проблему социальной интеграции, гражданская религия порождает сильные чувства национальной солидарности и цели. Эта концепция роли религии в жизни американской нации развивает взгляды А. де Токвиля (A. de Tocqueville, 1835 и 1840), У.Герберга (Herberg, 1955), а также Т. Парсонса (Parsons, 1951; 1967), занимавшегося исследованием религии и социальной интеграции. Идея гражданской религии, в том виде, в каком она была предложена Белла, может подвергаться критике в связи с тем, что (1) она является крайне специфичной, применимой лишь к современному американскому обществу; (2) многие общества, отличающиеся этническим и культурным разнообразием, не имеют своей гражданской религии; (3) она страдает от аналитических проблем, связанных с особенностями функционализма; (4) она представляет собой версию господствующей идеологии тезиса. См. также: Национализм; Невидимая религия; Сакральное. Лит.: Bellah and Hammond (1980)

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАЖДАНСТВО

ГРАЖДАНСТВО (CITIZENSHIP) Понятие гражданства как статуса, обеспечивающего доступ к определенным правам, было предложено Т. Маршаллом (Marshall, 1963). Гражданские права включают свободу слова и равенство перед законом, политические права  - право избирать и создавать политические организации, социально-экономические права - право на экономическое благополучие и социальную защищенность. В доиндустриальном обществе этими правами обладал лишь узкий круг элиты. До тех пор, пока за «массами» не была признана вся полнота гражданских и политических прав, процветали революционные классовые идеологии. Распространение гражданских и политических прав вначале на буржуазию, а затем и на рабочий класс  повлекло за собой интеграцию этих классов в существующее общество, следствием чего стал упадок революционного классового сознания. Распространение социально-экономических прав, включая право на создание профсоюзов, на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных соглашений в экономической сфере, а также развитие государства всеобщего благосостояния также можно считать важным моментом в процессе социальной интеграции современного рабочего класса. Вместе с тем критики теории гражданства Маршалла утверждают, что те социальные условия, которые ранее служили основой гражданства, а именно полная занятость,  расширение экономики, нуклеарная семья,  отсутствие всеобщей женской занятости и идеология консенсуса на основании благосостояния, ныне оказались подорванными. Если в рамках маршалловской традиции гражданство определялось с точки зрения распределения ресурсов в капиталистической системе благосостояния, современные подходы больше внимания уделяют вопросам, связанным с идентичностью, культурными различиями и национальными сообществами. Значение вопросов гражданской идентичности связано с тем, что суверенитет нации-государства отчасти был подорван процессом глобализации. См. также: Демократия; Инкорпорация; Институционализация конфликта; Капитализм; Корпоратизм; Права; Профсоюзы. Лит.: Turner, B.S. (1993)

ГРАМШИ АНТОНИО

ГРАМШИ Антонио (GRAMSCI, Antonio) (1891-1937) Журналист, впоследствии активист итальянской коммунистической партии (за что был подвергнут режимом Муссолини десятилетнему тюремному заключению), один из наиболее крупных марксистских мыслителей ХХ в. Его работы, представлявшие собой сознательную попытку соединения социальной теории и политической практики, отличались отказом от экономического детерминизма и стремлением найти альтернативный способ интерпретации идей К.Маркса. Отход от экономического детерминизма осуществлялся двумя путями: во-первых, Грамши отстаивал независимость политики и идеологии от экономики, а, во-вторых, подчеркивал способность людей изменять обстоятельства своей жизни в ходе борьбы. Грамши утверждал, что господство капиталистического класса не может основываться на одних лишь экономических факторах, оно требует использования политической силы и, что гораздо важнее, наличия особого идеологического аппарата, обеспечивающего согласие подчиненных классов. В капиталистических обществах такими аппаратами были фактически институты гражданского общества, такие, как церковь, семья и даже профсоюзы, тогда как политическое принуждение находилось в сущности в компетенции государства. Стабильность капиталистических обществ основывалась, главным образом, на идеологическом господстве над рабочим классом. Тем не менее, Грамши считал, что это господство не может быть полным, поскольку рабочий класс  обладает двойственным сознанием, одна часть которого навязывается классом капиталистов, тогда как другая представляет собой повседневное знание,  основанное на повседневном жизненном опыте рабочих. Повседневное знание потенциально революционно, но для того, чтобы превратиться в действенную силу, оно должно развиваться партийной интеллигенцией. Согласно Грамши, радикальное социальное изменение  может иметь место только тогда, когда полностью развито революционное сознание, решающая роль, таким образом, принадлежит партии, артикулирующей и развивающей такое сознание. Классовая борьба в значительной степени является борьбой между группами интеллектуалов, когда одна из них оказывается на стороне класса капиталистов, а другая - на стороне рабочих. См. также: Гегемония; Господствующей идеологии тезис; Классовое сознание; Ленинизм; Марксистская социология. Лит.: Mouffe (1979)

ГРАНИЦ ПОДДЕРЖАНИЕ

ГРАНИЦ ПОДДЕРЖАНИЕ (BOUNDARY MAINTENANCE) Функционалистское понятие, которое использовал, в частности, Т. Парсонс (Parsons, 1951). Парсонс определял социальную систему как систему, которая поддерживает свои границы, если она сохраняет определенный порядок или определенные образцы (patterns) относительно окружающей среды. Существуют социальные процессы, посредством которых поддерживаются как границы, так и равновесие системы по отношению к другим системам, составляющим ее окружающую среду. Для непрерывного существования систем необходим также процесс обмена ресурсами с другими системами через существующие границы. См. также: Систем теория; Социальная система; Функционализм.

ГРУППА

ГРУППА (GROUP) Социальные группы - это коллективы индивидов, взаимодействующих между собой и формирующих социальные отношения.  Ч. Кули (Cooley, 1909) разделял группы на первичные и вторичные. Первичные - это небольшие группы, для которых характерно непосредственное взаимодействие между членами. Они имеют свои собственные нормы поведения и отличаются солидарностью. К этой категории можно отнести семью, группы друзей и многие рабочие группы. Вторичные группы больше по размерам, и каждый член такой группы не взаимодействует непосредственно с каждым другим членом. Некоторые вторичные группы (например, профсоюзы) могут рассматриваться как ассоциации, если по крайней мере часть членов взаимодействует между собой и существует идентифицируемая нормативная система, а также определенное общее чувство корпоративного существования. В 1930-е гг. наблюдался заметный рост интереса к малым группам, основанный на трех объединившихся впоследствии подходах. Э.Мэйо и его коллеги из школы бизнеса Гарвардского университета занимались изучением производственных рабочих групп в рамках своего социологического подхода к исследованию человеческих отношений на производстве; представители экспериментальной психологии, связанной с именем К. Левина, заинтересовались группами в результате своих исследований лидерства, а Дж.Л. Морено положил начало социометрии - эмпирическому изучению структуры социального взаимодействия и коммуникации в малых группах. Появившаяся в результате социальная психология  малых групп занималась изучением вопросов групповой структуры и сплоченности, морального климата, группового лидерства и воздействия группы на индивида. Применимость подходов, сложившихся в социологии малых групп, к познанию более крупных социальных общностей все еще требует доказательства, хотя работа Р.Ф.Бейлза в данной области оказала значительное влияние на Парсонса, в частности, на его анализ социальных систем. См. также: Первичные отношения; Хоманс; Человеческих отношений школа. Лит.: Homans (1950; 1961)

ГРУППА СВЕРСТНИКОВ

ГРУППА СВЕРСТНИКОВ (PEER GROUP) В строгом смысле слова группа сверстников  (англ. peer означает «равный», «ровня» - прим. переводчика) - это любой коллектив, члены которого имеют определенные общие характеристики, такие, как возраст или этничность. Чаще всего этим термином обозначаются возрастные группы  вообще, а в более узком смысле он применяется в отношении подростковых групп, члены которых тесно связаны друг с другом молодежной культурой. Подростковые группы сверстников обычно отличаются: (1) высокой степенью социальной солидарности; (2) иерархической организацией; (3) определенным кодексом поведения, который либо отвергает опыт и ценности взрослых, либо противостоит им. С точки зрения взрослых, группы сверстников часто являются девиантными, поскольку делинквентность поддерживается вознаграждениями, связанными с членством в группе. См. также: Субкультура.

ГРУППЫ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ

ГРУППЫ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ (DESCENT GROUPS) Группой по происхождению является всякая социальная группа,  членство в которой зависит от общего происхождения от реального или мифического предка. Например, родословная - это однолинейная группа по происхождению, членство в которой может основываться либо на патрилинейном, либо на матрилинейном происхождении. При патрилинейном происхождении родство устанавливается по отцовской линии, при матрилинейном - по материнской. При когнатическом происхождении все потомки прародителя/прародительницы входят в группу общего происхождения при любой комбинации мужских или женских генеалогических связей. Однако понятие когнатического происхождения иногда используется в качестве синонима «двустороннего» (bilateral) или «единокровного» (consanguineal) происхождения. Клан представляет собой однолинейную группу по происхождению, члены которой могут заявлять либо о своем патрилинейном (патриклан), либо о матрилинейном (матриклан) происхождении от основателя клана, не имея вместе с тем представления о генеалогических связях с прародителем/прародительницей. Фратрия - это группа кланов, связанных традициями общего происхождения, таким образом, мифические предки являются общими для кланов и фратрий. Предметом особого интереса социальных антропологов и социологов религии являются тотемические кланы, членство в которых периодически подкрепляется общими ритуалами, такими, как принятие священной пищи. Если группы по происхождению  в обществе организованы в виде двух основных подразделений, они известны под названием половин (moieties). Анализ групп по происхождению имеет решающее значение для любого антропологического исследования доиндустриального общества, однако в большинстве западных индустриальных обществ принцип происхождения не имеет особого значения, и группы по происхождению встречаются редко. Например, в современной Британии групп по происхождению как таковых не существует, хотя мы считаем наших когнатов родственниками, а фамилии приобретаются по патрилинейному принципу. См. также: Агнатический; Когнатический; Экзогамия; Эндогамия. Лит.: Keesing (1975)

Предыдущая страница Следующая страница