Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А"

АВТОМАТИЗАЦИЯ

АВТОМАТИЗАЦИЯ (AUTOMATION) Технологическое изменение в индустрии эпохи модерна было направлено на замену человеческой силы и человеческого контроля механическими средствами. Простые формы механизации предоставляют лишь вспомогательные средства работникам ручного труда: рабочие, занятые ручным трудом, выполняют свои задачи с помощью инструментов или машин, а конторские служащие используют печатные машинки или калькуляторы. При более передовых формах производство осуществляется, главным образом, машинами, а человеку остаются лишь функции контроля и регулировки машин. Автоматизация является той стадией технической эволюции, когда окончательно устраняются остающиеся человеческие элементы. По-настоящему автоматическими процессами являются системы «замкнутого цикла», не требующие человеческого вмешательства с момента загрузки сырья до завершения производства продукта. Развитие в последнюю четверть ХХ в. технологии обработки информации (информационной технологии), обеспечивающей компьютерный контроль за производством, имело далеко идущие последствия: механизация давно сделала возможной замену ручного человеческого труда во многих производственных системах, но лишь с компьютеризацией появилась возможность автоматизировать интеллектуальные усилия и контроль. Широкое распространение информационной технологии в офисной работе привело также к трансформации умственного труда. Многие рутинные функции, ранее выполнявшиеся людьми, были автоматизированы в процессе компьютеризации, при этом постоянное использование компьютеров конторскими служащими стало чем-то само собой разумеющимся. Последствия автоматизации привлекли к себе серьезное внимание социологов. Развернулась полемика относительно воздействия автоматизации на содержание работы. Р.Блаунер (Blauner, 1964) полагал, что автоматизация выгодна для работников, поскольку она устраняет неприятные и сохраняет более интересные аспекты работы, требующие от них определенной квалификации, свободы действий и способности принимать решения. Однако на деле развитие автоматизации вело к устранению даже этих содержательных аспектов в работе низкоквалифицированных рабочих и конторских служащих. С недавних пор стало модным говорить о том, что автоматизация квалифицированного человеческого контроля ведет к деквалификации. Противники этого взгляда утверждают, что обществу, в котором преобладают высокие технологии, потребуются новые виды квалификаций. Данные, касающиеся ситуации в производственной сфере, указывают на поляризацию функций: с одной стороны, существуют задачи, требующие высокой квалификации, выполнение которых необходимо для проектирования и поддержания автоматизированных процессов, а с другой - сохраняется определенный объем неквалифицированной работы. В других сферах воздействие информационной технологии на работников было неоднородным. Например, использование электронных сканеров и кассовых аппаратов в магазинах существенно сократило и упростило задачи кассиров, тогда как от конторского персонала компьютеры требуют определенных способностей и навыков. Многие конторские служащие полагают, что в результате компьютеризации их квалификация повысилась. Воздействие автоматизации на занятость также интересует социологов. Автоматизация ведет к сокращению числа служащих, необходимого для производства определенного объема продукции, что предполагает рост безработицы. Однако в рамках растущих фирм автоматизация может и не сопровождаться сокращением рабочих мест, если это противоречит процессу расширения производства. По-прежнему трудно отделить фактор автоматизации от экономических и демографических факторов, также влияющих на уровень занятости.  См. также: Индустриализация; Научный менеджмент; Отчуждение; Социотехнические системы; Технология; Трудового процесса подход. Лит.: Coombs (1985); Gallie et al. (1998)

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ (AUTHORITARIAN PERSONALITY) Это понятие указывает на предрасположенность определенной структуры личности к антидемократическим политическим убеждениям. В ранних исследованиях Э.Фромма и В.Райха утверждалось, что семейная структура капиталистических обществ может порождать личности жесткого, авторитарного типа, готовые к восприятию фашистской идеологии. Классическим исследованием является работа Т. Адорно и его коллег, озаглавленная «Авторитарная личность» (Adorno et at., 1950), в которой авторы делают вывод о существовании предубежденной личности. Ее отличают иерархические авторитарные отношения между родителями и детьми, дихотомическое видение социальных отношений, ведущее к формированию стереотипов, условностей, эксплуататорской зависимости, жесткости и репрессивного отрицания. Эти черты достигают своей кульминации в рамках социальной философии, превозносящей силу и презирающей слабых. Утверждается также, что такого рода авторитарная личность  формируется в результате жесткого и репрессивного воспитания. Авторы подчеркивают, что их исследование лишь психологическое по характеру и что оно не является каким-либо руководством по отношению к предубежденному или дискриминационному действию. См. также: Предубеждение; Фашизм; Франкфуртская школа.

АВТОРИТЕТ

АВТОРИТЕТ (AUTHORITY) Если власть (power) есть осуществление принуждения против воли индивида или группы, то авторитет (authority) - это тот подтип власти, при котором люди с готовностью подчиняются приказам, поскольку считают осуществление власти легитимным. М. Вебер различал легально-рациональный, традиционный и харизматический авторитет. Легально-рациональный авторитет предполагает подчинение формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных процедур. Следование квазилегальным нормам в формальных бюрократиях является типичным примером данного авторитета. В противоположность этому, следование традиционному авторитету предполагает принятие правил, которые воплощают обычаи и древнюю практику. В случае харизматического авторитета приказам подчиняются потому, что последователи верят в экстраординарные качества своего лидера, чей авторитет выходит за пределы обычной практики. Всякий режим, который пользуется минимальной общественной поддержкой в качестве «правительства de facto», имеет, с точки зрения Вебера, некоторые основы легитимности, даже если этот режим в значительной степени полагается на силу. В современной социологии понятие авторитета часто используется для обозначения влияния, которым пользуется руководство, что не соответствует первоначальному значению данного термина. См. также: Бюрократия; Легитимность; Лидерство; Харизма.

АГНАТИЧЕСКИЙ

АГНАТИЧЕСКИЙ (AGNATIC) Антропологический термин, используемый для описания системы родства, при которой люди устанавливают свое родство только по отцовской или мужской линии. Такое же значение имеет термин «патрилинейный». См. также: Группы по происхождению; Когнатический.

АДОРНО ТЕОДОР

АДОРНО Теодор (ADORNO, Theodor) (1903-1969) Представитель Франкфуртской школы. Адорно большую часть жизни провел в родной Германии. После бегства из нацистской Германии в период с 1934 по 1960 гг. проживал в основном в Соединенных Штатах. Адорно имел обширный круг интересов, включая философию, социальные и культурные исследования,  в частности, исследования музыки. Находясь под весьма значительным влиянием идей марксизма, Адорно утверждал, что социальная теория  должна сохранять критическую направленность. Исходя из этого, он критиковал многие подходы, используемые в социальных исследованиях (в особенности те, что претендовали на научность и количественный характер), на том основании, что они не могли служить основой для трансформации общества. Наибольшую известность среди социологов Адорно получил в качестве критика современной массовой культуры. Он рассматривал ее как производимую культуры индустриями и манипулирующую массами. Работы Адорно отличаются разноплановостью. Наибольший интерес с социологической точки зрения представляют его книги «Призмы» (Adorno, 1967), «Диалектика Просвещения» (Adorno and Horkheimer, 1973) и «Minima Moralia» (1974). Он является также одним из авторов работы «Авторитарная личность» (Adorno et al., 1950). См. также: Авторитарная личность; Марксистская социология; Маркузе; Массовое общество. Лит.: Jay (1984)

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА (ASIATIC MODE OF PRODUCTION) Марксистское понятие, используемое для объяснения стагнации, якобы характерной для восточных обществ. К.Маркс и Ф.Энгельс использовали его в 1853 г. в серии статей, опубликованных в «New York Daily Tribune» при описании «азиатских обществ» от Египта до Китая. Происхождение азиатского способа производства Маркс и Энгельс объясняли различным образом, в одних случаях указывая на природные условия этих обществ (засуха), породившие потребность в регулируемых государством ирригационных системах, а в других - на самодостаточность деревенского производства в Азии как причину неизменности социальной структуры. Несмотря на существующие разногласия относительно его происхождения, выделяют следующие характерные признаки азиатского способа производства: отсутствие частной собственности, контроль государства над общественными работами (такими, как ирригация), самодостаточное деревенское хозяйство, отсутствие автономных городов, единство ремесел и сельского хозяйства и примитивность методов производства. Маркс утверждал, что из-за отсутствия частной собственности в этих обществах отсутствовала классовая борьба,  основанная на существовании двух классов: землевладельцев и крестьян. В отсутствие движущей силы в виде классового конфликта не было и социальной основы для революционного социального изменения. Трансформация этих обществ была вызвана колониализмом, поскольку капиталистическая эксплуатация породила частную собственность на землю и, как следствие, классовые отношения. Понятие азиатского способа производства стало предметом серьезных дискуссий как в рамках марксизма, так и за его пределами. Некоторые критики заявляли, что Маркс и Энгельс не придавали ему серьезного значения и не использовали его последовательно. Данное понятие имеет также политическую окраску: вопервых, оно может служить оправданием колониализма и империализма, поскольку с этой точки зрения их непреднамеренным следствием было создание условий для прогрессивных социальных изменений; во-вторых, оно было связано со спорами о том, была ли дореволюционная Россия «полуазиатским» обществом. Следуя положениям, сформулированным К.Витфогелем в его «Восточном деспотизме» (Wittfogel, 1957), ряд исследователей считает, что российский коммунизм воспроизвел социальную статичность и деспотизм, свойственные азиатскому способу производства. Использование этого понятия было подвергнуто также детальной критике за теоретическую непоследовательность (Hindess and Hirst, 1975). Оно часто отвергается и вследствие неспособности объяснить значительные социальные и политические различия, существовавшие между императорским Китаем, Ираном и Египтом. С эмпирической точки зрения, оно подвергалось критике за противоречие фактам существования частной собственности, например, в исламских обществах. В качестве альтернативы некоторые марксисты предлагали использовать при анализе азиатских обществ иные понятия, такие, как «способ производства,  связанный с выплатой дани» («tributary mode of production») - понятие, объясняющее процесс присвоения излишков (или дани) с этих обществ. В настоящее время понятие азиатского способа производства практически не используется. См. также: Восточный деспотизм. Лит.: Bailey and Llobera (1981)

АККОМОДАЦИЯ

АККОМОДАЦИЯ (ACCOMMODATION) В рамках социологического анализа расовых отношений это понятие используется для описания процесса, посредством которого индивиды адаптируются к ситуациям расового конфликта без разрешения основного конфликта или без изменения системы неравенства. Этот термин заимствован из экспериментальной психологии, где он означает способ модификации индивидами своей деятельности с целью приведения ее в соответствие с требованиями внешнего социального мира. * См. также: Аккультурация; Ассимиляция; Расизм.

АККУЛЬТУРАЦИЯ

АККУЛЬТУРАЦИЯ (ACCULTURATION) Термин, используемый для описания как процесса контактов между различными культурами, так и его результата. В качестве процесса аккультурация может заключаться либо в прямом социальном взаимодействии, либо в подверженности влиянию других культур через средства массовой коммуникации.  Как результат такого контакта аккультурация заключается в ассимиляции одной группой культуры другой. Последняя модифицирует существующую культуру и изменяет, таким образом, групповую идентичность. Между старой и новой культурами может существовать определенная напряженность, ведущая к взаимной адаптации этих культур. См. также: Аккомодация.

АКСИОМА

АКСИОМА (AXIOM) Принцип или фундаментальное допущение в рамках теоретической системы, из которого выводятся другие положения более частного характера.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕДИЦИНА

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕДИЦИНА (ALTERNATIVE MEDICINE) Обозначаемая также как параллельная медицина совокупность представлений и практик в области диагностики и терапии, представляющих альтернативу научной (аллопатической) медицине, в основе которой лежит медицинская модель.  Альтернативная медицина отличается следующим: (1) как правило, она является гомеопатической (а не аллопатической) в отношении к пациенту как к единственному в своем роде существу со свойственными ему идиосинкразическими проблемами и симптомами; (2) она следует системе, заложенной С.Ганеманом (1755- 1843), автором концепции ничтожно малой дозы, утверждавшим, что меньшее количество лекарства лучше, чем большее; (3) она предпочитает природные средства и традиционные (народные) способы лечения промышленным фармацевтическим продуктам; (4) практика тех, кто занимается альтернативной медициной, как правило не регулируется профессиональным органом, признанным государством; (5) теории и режимы лечения являются типично эклектическими, заимствующими элементы западных, восточных и народных систем. В двадцатом столетии альтернативная медицина  развивалась в качестве ответа на неудовлетворенность пациентов научной медициной, использующей различные виды вмешательства в организм человека и технологически сложной. Тем не менее, своими практическими и философскими корнями альтернативная медицина уходит в древность. Альтернативная медицина включает акупунктуру, хиропрактику, китайскую холистическую медицину, гербализм, натуропатию, иридологию, а также различные методы воздействия на психику. См. также: Здравоохранения системы. Лит.: Cant and Sharma (1996)

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (ALTRUISM) Альтруизм, обычно противопоставляемый эгоизму и индивидуализму, представляет собой принцип бескорыстного отношения к нуждам и интересам других. Согласно Э. Дюркгейму, альтруистическое самоубийство,  то есть самоубийство в интересах группы, есть результат сильного коллективного давления и социального одобрения. Более современная постановка вопроса о превосходстве альтруизма над эгоизмом характерна для теорий обмена и взаимности, а также рационального выбора теории. См. также: Обмена теория.

АЛЬТЮССЕР ЛУИ

АЛЬТЮССЕР Луи (ALTHUSSER, Loius) (1918-1990) Французский философ-марксист, оказавший влияние на современную социологию в четырех основных областях (Althusser, 1966; 1968, with Е.Balibar; 1971). (1) Альтюссер попытался перестроить модель базиса и надстройки, выступая противником экономического детерминизма, проявляющегося, как он полагал, в работах большинства сторонников данной модели. Вместо рассмотрения надстроечных элементов, таких, как идеология и политика, лишь в качестве отражений экономического базиса Альтюссер предложил схему, согласно которой идеология и политика являются условиями существования экономики. Интерес, проявляемый сегодня к понятию способа производства, является отчасти заслугой Альтюссера, который рассматривал способ производства  как сложное отношение экономики, идеологии и политики. (2) Альтюссер попытался по-новому определить природу идеологии. Он утверждал, что идеологию следует рассматривать в качестве реального социального отношения, или практики, а не в качестве иллюзии, как это принято в рамках некоторых социологических подходов. (3) Среди идей Альтюссера выделяется предложенное им понятие идеологического аппарата государства, которое он унаследовал от А. Грамши. Для сохранения капиталистических обществ необходимо воспроизведение производственных отношений. Это требование выполняется идеологическим аппаратом государства, например, институтами образования и средств массовой коммуникации. (4) Альтюссер выдвинул ряд положений в рамках существующей социологической дискуссии о соотношении деятельности и структуры. По существу Альтюссер выступал против теорий, сводящих объяснение социального к характеристикам индивидов или совокупностей индивидов (например, классов). Вместо этого, по его мнению, индивидов необходимо рассматривать в качестве носителей или агентов структур социальных отношений. Сторонники общепринятых социологических схем подвергали альтюссерианизм суровой критике за якобы чрезмерную затеоретизированность, пренебрежение существующими фактами, догматизм и отклонение от марксистских принципов (в частности, принципа примата экономики). См. также: Маркс; Марксистская социология; Структурализм. Лит. Benton (1984)

АНДЕРКЛАСС

АНДЕРКЛАСС (UNDERCLASS) He совсем точное понятие, указывающее на класс людей, находящихся в некотором смысле на дне обществе или отделенных от большей его части. Существует множество различных определений андеркласса. Его членами в большинстве случаев считают длительно безработных, людей, получающих государственные социальные пособия, а также тех, кто вовлечен в теневую экономику или совершение преступлений. Как таковой андеркласс составляют главным образом представители ряда групп, таких, как пожилые, люди с ограниченными физическими возможностями или больные в течение долгого времени, безработные, особенно молодые безработные, семьи с одним родителем и определенные этнические группы. В дискуссиях, которые развернулись в Соединенных Штатах, последний момент имеет особенно важное значение: американский андеркласс составляют главным образом черные. Внимание как американских, так и британских исследователей сосредоточивается в частности на предполагаемом отсутствии благополучной семейной жизни в среде андеркласса. Утверждается, что дети, растущие в семьях в одним родителем, неспособны вырваться из андеркласса из-за отсутствия квалификации и сформировавшейся зависимости от социальных пособий. Эта позиция, таким образом, наследуется и передается. Поскольку идея существования андеркласса напрямую связана с вопросом о реформах в сфере социального обеспечения, она составляет предмет оживленных политических дебатов в британском и американском обществах. В частности именно на этой идее основываются предложения сократить бюджетные расходы на социальное обеспечение  посредством содействия получателям пособий в выходе на оплачиваемую работу (и решительного убеждения этих людей в необходимости данного шага). См. также: Бедность; Государство всеобщего благосостояния; Женщины и работа; Рабочий класс; Статус. Лит.: Scott, J. (1993)

АНИМИЗМ

АНИМИЗМ (ANIMISM) Одно из основных понятий эволюционной теории религии, которая разрабатывалась в XIX в. Анимизм являлся, как утверждалось, частью первобытной философии, объяснявшей такие явления, как сны, галлюцинации и смерть одушевленностью животных и растений и существованием человеческой души. В эволюционной схеме культурного развития на смену как теологии, так и анимистической философии приходит позитивистская наука. Последующие теории рассматривали религию скорее с точки зрения ее социальных функций, нежели ее индивидуальных и когнитивных характеристик.

АНКЕТА

АНКЕТА (QUESTIONNAIRE) Используемый в обследованиях набор вопросов, задаваемых респондентам, который должен обеспечить получение относящейся к данной сфере исследования информации. Анкеты могут заполняться либо самими респондентами, либо интервьюерами. Вопросы могут быть закрытыми, когда респондент просто выбирает один из предложенных вариантов ответа («да/нет» в самом простом случае и целого ряда вариантов при более сложных формах вопроса), и открытыми, когда респондент отвечает так, как он пожелает. Когда анкеты заполняются респондентами (например, при проведении почтового опроса) или когда уровень грамотности респондентов невысок, обычно по возможности используется закрытая форма вопросов. Открытая форма может применяться при проведении интервью или когда анкеты предлагаются более грамотным респондентам. Строго говоря, анкетой является любой стандартизированный набор вопросов, но некоторые исследователи используют этот термин только для обозначения самостоятельно заполняемых бланков; по отношению же к бланкам, заполняемым интервьюером, используется термин «бланк интервью»  (interview schedule). См. также: Интервью; Обследование; Общественное мнение; Установок шкала.

"АННАЛОВ" ШКОЛА

"АННАЛОВ" ШКОЛА (ANNALES SCHOOL) Влиятельная группа французских социальных историков, связанная с журналом «Annales: economies, soci?t?s, civilisations» (основан Л.Февром и M.Блоком в 1929 г.). Эта школа внесла крупный вклад в эмпирическое изучение европейской цивилизации в целом, а также в теоретическую и методологическую разработку проблем исторического анализа. Представители школы, в частности, выступали против общепринятого подхода к истории как к хронологии политических событий, придавая большее значение социальной истории, социальной структуре и долговременным историческим тенденциям. Можно отметить существенное пересечение тематики между рядом классических дискуссий в социологии (например, о переходе от феодализма к капитализму) и выделением исторического процесса и структур в школе «Анналов». Особенно важное значение для социологии имели работы Э.Ле Руа Ладюри (Ladurie, 1975) и Ф.Броделя (Braudel, 1966; 1979). Распространение идей Броделя в области современной социальной науки является заслугой Центра Броделя в Америке во главе с И.Уоллерстайном (Wallerstein 1974). См. также: Мировой системы теория. Лит.: Burke (1980)

АНОМИЯ

АНОМИЯ (ANOMIE) Ситуация в обществе, характеризующаяся распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие.  «Аномия», как и «отчуждение», относится к числу понятий, способствующих сокращению разрыва между объяснениями социального действия на уровне индивидов и на уровне социальной структуры. Классическим примером использования этого понятия является работа Э. Дюркгейма «Самоубийство» (Durkheim, 1897). Дюркгейм утверждает, что люди могут быть счастливы только тогда, когда их желания соразмерны их средствам. Предоставленные самим себе, человеческие желания не знают пределов, и это свойство человеческой натуры наряду с неизбежной ограниченностью ресурсов делает людей несчастными и приводит некоторых из них в конечном счете к самоубийству. Способ, посредством которого общества справляются с проблемой недостижимых целей, заключается в ограничении человеческих желаний и целей нормативными рамками, допускающими постановку лишь тех целей, которые могут быть достигнуты. Понятие аномии описывает ту ситуацию, когда эти рамки распадаются, цели отрываются от средств, и число самоубийств растет. Дюркгеймова концепция аномии была расширена Р.К.Мертоном (Merton, 1957) до масштаба общей теории девиантного поведения. Мертон выделяет определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения. Общества отличаются друг от друга степенью, в которой подчеркиваются цели или средства. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее - средствам, толкают индивидов к использованию технически наиболее эффективных средств достижения цели, даже если они являются незаконными. Примером такого аномического общества являются Соединенные Штаты, в которых большое значение придается богатству и личному успеху, а реальные возможности для социальной мобильности экономически ограничены. Преступность в определенных социальных группах может быть нормальным явлением, поскольку наряду с повсеместным подчеркиванием значения материального успеха (особенно богатства) доступ к законным средствам достижения такого рода целей ограничивается классовой структурой, что ведет к использованию и незаконных средств. См. также: Относительная депривация. Лит.: Parkin (1992)

АНТИПСИХИАТРИЯ

АНТИПСИХИАТРИЯ (ANTI-PSYCHIATRY) Интеллектуальное движение конца 1950-х - 1960-х гг., направленное против теорий и терапевтических практик традиционной психиатрии. В его рамках были выдвинуты следующие критические положения. (1) Заточение людей, считающихся психически больными, против их воли есть нарушение основных прав человека. (2) Психиатрия представляет собой форму социального контроля, посредством которой на социальное отклонение наклеивается «ярлык» психической болезни. (3) Скорее не безумие создает потребность в психиатрических лечебницах, а наоборот - наличие психиатрических лечебниц создает потребность в душевнобольных. (4) Диагностические категории отражают не нейтральную науку, а ряд господствующих ценностей; использование диагностических «ярлыков» стигматизирует психически больного. (5) Способы терапевтического лечения, используемые в психиатрии, такие, как электрошоковая терапия, унижают человеческое достоинство и имеют сомнительную ценность. Антипсихиатрическое движение выдвинуло ряд альтернативных подходов к лечению; основным предложением было закрыть существующие психиатрические лечебницы и психиатрические отделения и обратиться к коммунальной медицине. Это движение ассоциируется с именами Т. Шаша в США (Szasz, 1971), M. Фуко во Франции (Foucault, 1961) и Р.Д. Лэйнга в Британии (Laing, 1959). Критика И. Гофманом (Goffman, 1961b) психиатрических лечебниц как тотальных институтов оказала определенное влияние на социологию. В настоящее время психиатрия в меньшей степени подвергается критике, поскольку начиная с 1960-х гг. наблюдается отток пациентов из психиатрических больниц и широкое применение амбулаторного лечения. Этот процесс деинституционализации или декарцерации стал возможным отчасти благодаря появлению новых антипсихотических лекарственных средств. Однако критики психиатрии утверждают, что ситуация изменилась в основном из-за удорожания больничного ухода. См. также: Альтернативная медицина; Гофман; Медикализация; «Наклеивания ярлыков» теория; Психическое здоровье; Социология здоровья и болезни; Стереотипы; Стигма; Фрейд. Лит.: Boyers and Orrill (1972)

АРОН РАЙМОН

АРОН Раймон (ARON, Raymond) (1905-1983) Французский социолог, философ и политический деятель, с 1970 г. профессор Коллеж де Франс, еще с довоенной поры занимал множество других университетских постов. Арон пользовался влиянием среди французских социологов, однако находился в определенной изоляции из-за своей оппозиции марксизму, который (особенно до 1968 г.) являлся важным теоретическим направлением во французской социологии. Арон (Aron, 1978) выделял четыре главных области в своих исследованиях. Во-первых, это анализ современных идеологий («Опиум для интеллектуалов», 1955). Вовторых, Арон много писал о понятии индустриального общества («Восемнадцать лекций об индустриальном обществе», 1963b; «Индустриальное общество», 1966). В-третьих, он внес определенный вклад в анализ международных отношений и войны («Век тотальной войны», 1951; «Мир и война», 1961; «Большая дискуссия», 1963а; «Де Голль, Израиль и евреи», 1968а; «Имперская республика», 1973b и «Клаузевиц», 1976). В-четвертых, Арон исследовал современные политические системы и движения («Демократия и тоталитаризм», 1965а; «Эссе о свободе», 1965b; «Призрачная революция», 1968b и «Прогресс и утрата иллюзий», 1969). Кроме того, Арон сыграл важную роль в том, чтобы осознание сложности и богатства социологической традиции оставалось на прежнем высоком уровне («Немецкая социология», 1935 и «Этапы развития социологической мысли», 1965с). Он занимался также проблемами философии истории («Введение в философию истории», 1938 и «История и диалектика насилия», 1973а). Его анализ индустриального общества с акцентом на сложности и плюрализме его ценностей во многих отношениях развивался параллельно с разработкой концепции постиндустриального общества, пользовавшейся значительным влиянием в американской социологии. Вместе с тем Арон отвергал конвергенции тезис,  утверждая, что политические системы СССР и США имеют значительные отличия. Он пытался показать, что политические институты и процессы являются независимыми от социальных и экономических отношений.

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ (ASCETICISM) Доктрина или практика отказа от чувственных удовольствий ради возвышения духовного «Я». Это понятие соотносится с определенными направлениями основных религий. Согласно М.Веберу, протестантский аскетизм имел решающее значение для развития капитализма, дисциплины труда и капиталистической организации. См. также: Мировые религии; Протестантская этика.

АСКРИПЦИЯ (ПРИПИСЫВАНИЕ)

АСКРИПЦИЯ (ПРИПИСЫВАНИЕ) (ASCRIPTION) Это понятие обозначает ситуацию, когда некоторые характеристики индивидов - например, статус, профессия или доход - определяются не собственными достижениями людей, а их изначальной позицией, над которой они сами не властны (например, положением, полученным при рождении).

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ (ASSIMILATION) Понятие, впервые использованное в исследованиях расовых отношений в США для описания процессов, посредством которых иммигрантские группы интегрируются в господствующую культуру белых. Так, при исследовании Р. Парком (Park, 1950) «цикла расовых отношений» социальное взаимодействие  между принимающим обществом (host society) и новыми иммигрантами рассматривалось в терминах четырех стадий: контактов, конкуренции, аккомодации и ассимиляции. Первоначально ассимиляция рассматривалась как односторонний процесс, в ходе которого приезжие отказываются от своей собственной культуры в пользу культуры господствующего общества. В последнее время ассимиляция рассматривается как взаимный процесс обоюдного приспособления принимающей и мигрирующей общностей. Кроме того, характер этнической группы может облегчать, ограничивать или исключать межрасовые или межнациональные браки, гражданское участие и социальное принятие. Понятие ассимиляции часто используется как синоним аккультурации. См. также: Аккомодация; Миграция; Расизм.

АССОЦИАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

АССОЦИАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (ASSOCIATIVE DEMOCRACY) В «Профессиональной этике и гражданских нравах» Э. Дюркгейм (Durkheim, 1950) утверждал, что необходимым аспектом социалистических обществ являются «группы-посредники» («intermediary groups»), функция которых заключается в обеспечении связи между индивидом и государством. Существовали опасения, что при рыночной экономике, в условиях нерегулируемой внешней среды индивидуализм приведет к аномии. Дюркгейм полагал, что группы-посредники или добровольные организации  (ассоциации) обеспечивают моральную регуляцию в обществах, в которых в результате секуляризации произошло разрушение традиционных образцов нравственности. Современные социологи вновь обратились к изучению групп-посредников в связи с развернувшейся полемикой об отношениях между гражданским обществом и демократией. Согласно современным теориям ассоционализма, добровольные ассоциации, во-первых, обеспечивают на местном уровне возможности для представительства, во-вторых, делают возможным активное гражданское участие и, таким образом, поддерживают гражданскую культуру, в-третьих, сдерживают распространение бюрократии в политических организациях и, в-четвертых, обеспечивают плюрализм и разнообразие. Ассоционализм, таким образом, требует деволюции или субсидиарности, то есть передачи принятия решений и ответственности на самый нижний уровень организации. Его часто связывают с реформой социализма ввиду того, что он предполагает замену бюрократии демократией. Идея ассоциативной демократии вызывает ряд критических замечаний. Например, универсалистские стандарты обслуживания труднодостижимы там, где существуют особые потребности и подходы, развиваемые местными ассоциациями, отвечающими специфическим локальным условиям. В результате ассоциативная демократия  не может заменить государство, поскольку ассоционализм нуждается в строгих правовых рамках, предотвращающих разрушительную конкуренцию между ассоциациями. См. также: Гражданство; Коммунитаризм; Коммунитарная власть; Политическая культура; Права; Справедливость. Лит.: Hirst (1990); Cohen and Rogers (1995)

АТОМИЗМ

АТОМИЗМ (ATOMISM) Представление, согласно которому общество следует рассматривать как сущность, состоящую из индивидуальных единиц («атомов»), взаимодействующих между собой. Согласно атомистическим теориям крайнего толка, социология может функционировать только посредством исследования этих индивидов и тех значений, которые они придают своим действиям, а не посредством анализа социальных структур в целом. Атомизм в социологии противоположен холизму. См. также: Действия теория; Деятельность и структура; Методологический индивидуализм; Обмена теория; Утилитаризм

АТРИБУЦИЯ (СООТНЕСЕНИЕ)

АТРИБУЦИЯ (СООТНЕСЕНИЕ) (ATTRIBUTION) Объясняя свое поведение и поведение других, люди обычно следуют определенным образцам. Теория атрибуции сосредоточивается на правилах, которым подчиняются такого рода объяснения. Многие атрибуции связаны со стереотипами, такими, например, как утверждение, что все мужчины ведут себя одинаково. В случае такого соотнесения поведение того или иного индивида мужского пола объясняется ссылкой на мужчин в целом. Люди обычно предпочитают соотносить поведение других с факторами личностного характера (которые часто являются не более чем стереотипами), а свое собственное поведение - с внешними обстоятельствами.

АУДИТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФФЕКТ/АФФЕКТИВНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

АФФЕКТ/АФФЕКТИВНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ (AFFECT/AFFECTIVE NEUTRALITY) Понятие аффекта, в социологии действия обычно противопоставляемое понятию рациональности, служит для обозначения эмоций, определяющих выбор людей в ситуациях социального взаимодействия. Термин «аффективная нейтральность» обозначает действие, не испытывающее влияния эмоций. Анализируя типовые переменные в работе «Социальная система» (Parsons, 1951), Толкотт Парсонс противопоставлял аффективную нейтральность и экспрессивность при отборе средств для достижения цели действия. Например, в своем определении профессии Парсонс подчеркивает значение профессионального кодекса, требующего от профессионалов придерживаться аффективной нейтральности в отношениях с клиентами. См. также: Эмоции.

АФФЕКТИВНЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ

АФФЕКТИВНЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ (AFFECTIVE INDIVIDUALISM) Представители исторической социологии утверждают, что изменения в отношениях между семьей и экономикой привели к тому, что основания для заключения брака перестали сводиться к одному лишь экономическому договору. Вследствие этого гораздо большее значение стала иметь эмоциональная совместимость партнеров по браку. Брак в настоящее время подчинен романтическим нормам аффективного индивидуализма, а именно интимности, доверию и сексуальной удовлетворенности. Э.Гидденс в «Трансформации интимности» (Giddens, 1992) утверждает, что романтическая любовь  и феминизм изменили ожидания женщин относительно романтической привязанности, сексуальности и брака, результатом чего стала «демократизация личной жизни». См. также: Брак; Интимность; Нуклеарная семья; Патриархат; Эмоции.

Предыдущая страница Следующая страница