Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАБЕРМАС ЮРГЕН

ХАБЕРМАС Юрген (HABERMAS, J?rgen) (p. 1929) Один из основных представителей критической теории; тесно связан также с Франкфуртской школой. Основная идея теории Хабермаса (Habermas, 1970а; 1970b) заключается в том, что валидное знание может возникать только в ситуации открытого, свободного и непрерываемого диалога. Идеальное общество допускает неограниченную коммуникацию и поощряет свободную публичную полемику. В работе «Структурная трансформация публичной сферы» (1962) Хабермас описал эволюцию публичной сферы в Европе XVIII в., когда публичная полемика была возможна, и упадок этой сферы в последующие столетия. В работах «На пути к рациональному обществу» (1970с) и «Теория и практика» (1963) он утверждал, что идея нейтральной аполитичной науки, основанной на строгом разграничении фактов и ценностей, является несостоятельной, поскольку вопросы истины неразрывно связаны с политическими проблемами свободы коммуникации и обмена идеями. Хабермас проявил себя как выдающийся критик позитивизма и экономического детерминизма в работе «Познание и человеческие интересы» (1968). Крайне критически он относился также к систем теории, вступив в длительную полемику с Н. Луманом в работе «Теория общества или социальная технология? » (Habermas and Luhmann, 1971). Значительное влияние на современные исследования государства и упадка нормативной легитимности оказала его работа «Кризис легитимации» (1973). В работе «Коммуникация и эволюция общества» (1979) он рассматривал проблемы власти и легитимности. В «Теории коммуникативного действия» (1981) Хабермас подверг критике западную социальную теорию за неспособность избежать редукционизма и разработать валидную теорию коммуникации и рациональности. В работе «Философский дискурс модерна» (1988) Хабермас критиковал постмодернизм за свойственный ему релятивизм. В последнее время он занимался развитием своих идей, касающихся коммуникации, норм, права и политической легитимности («Между фактами и нормами», 1997). См. также: Герменевтика; Легитимации кризис. Лит.: Rasmussen (1990)

ХАЙДЕГГЕР МАРТИН

ХАЙДЕГГЕР Мартин (HEIDEGGER, Martin) (1889-1976) Немецкий философ; в своей работе «Бытие и время» (Heidegger, 1927) подверг критике абстрактные теории человеческого бытия за их пренебрежение конкретным, действительным, повседневным миром. Разработанный им взгляд на природу этого обыденного социального мира оказал впоследствии влияние на социологию жизненного мира или повседневной жизни. Хайдеггер разработал философскую методологию анализа текстов, способствовавшую появлению современной техники деконструкции. Его анализ технологического общества (1954) представлял собой важную консервативную критику капитализма, однако связь Хайдеггера с фашизмом повредила его репутации. См. также: Онтология; Постструктурализм; Социология повседневной жизни; Структурация; Феноменологическая социология; Фуко. Лит.: Dreyfus (1991)

ХАРИЗМА

ХАРИЗМА (CHARISMA) Теологический термин, означающий «дар божий». Понятие харизматического авторитета занимало важное место в рамках веберовского анализа господства. Противопоставляемая Вебером легально-рациональному авторитету харизма означает авторитет, которым наделяют лидера его последователи, верящие в то, что его притязания на власть проистекают из экстраординарных личных дарований. Со смертью лидера его последователи либо рассеиваются, либо превращают харизматические убеждения и практики в традиционные («харизма службы») или легальные социальные установления. Поскольку харизматический авторитет имеет нестабильный и временный характер, он трансформируется в постоянные институты в процессе «рутинизации» харизмы. См. также: Рационализация. Лит.: Weber (1946); Lindholm (1993)

ХИ-КВАДРАТ-ТЕСТ

ХИ-КВАДРАТ-ТЕСТ (CHI-SQUARED TEST) Тест (X2), представляющий собой статистическую технику, обычно используемую социологами при интерпретации данных, измеряемых на номинальном уровне (прерывистых и состоящих из взаимоисключающих категорий). Данный тест позволяет оценить вероятность того, что какое-либо распределение может быть просто результатом случайности. Он используется также как простая мера связи  при кросс-табуляции двух переменных. См. также: Измерения уровни.

ХОГГАРТ РИЧАРД

ХОГГАРТ Ричард (HOGGART, Richard) (p.1918) Основатель и директор Бирмингемского центра современных культурных исследований (1964-1973), помощник генерального директора ЮНЕСКО (1970-1975), ректор Голдсмитс-колледжа в Лондонском университете (1976-1984). В работе «Польза грамотности» (Hoggart, 1957) Хоггарт анализировал трансформацию культуры рабочего класса и его солидарности в послевоенной Британии, критически оценивая влияние массовой культуры. В работах «Английский характер» (1982а) и «Разговаривая друг с другом» (1970) он рассматривает в плоскости культурных исследований проблемы преподавания английского языка. Хоггарт способствовал также развитию исследований телерадиовещания («Будущее телерадиовещания», 1982b). См. также: Макдоналдизация; Массовое общество; Уильямс; Холл.

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ (HOLISM) Доктрина, согласно которой общество следует рассматривать как целое или как систему взаимодействующих частей. Анализ, таким образом, необходимо начинать с крупномасштабных институтов и их отношений, а не с поведения индивидуальных деятелей. С данной точки зрения общество имеет такие свойства целого, которые невозможно вывести из характеристик индивидов. См. также: Атомизм; Действия теория; Методологический индивидуализм; Систем теория; Социальная система; Функционализм.

ХОЛЛ СТЮАРТ МАКФЭЙЛ

ХОЛЛ Стюарт Макфэйл (HALL, Stuart McPhail) (p.1932) В прошлом директор Бирмингемского центра современных культурных исследований (1972-1979), редактор «New Left Review» (1957-1961) и профессор социологии Открытого университета; внес вклад в изучение молодежной культуры в работах «Сопротивление посредством ритуала» (Hall and Jefferson, 1976) и «Порядок в государстве» (Hall, 1978). Холл выступил с решительной критикой правительства Маргарет Тэтчер в работах «Политика тэтчеризма» (Hall and Jacques, 1983) и «Трудная дорога к обновлению» (Hall, 1988). Однако его главный научный вклад связан с развитием такого направления, как культурные исследования,  в работах «Поп-арт» (Hall and Whannel, 1964) и «Вопросы культурной идентичности» (Hall and du Gay, 1996), основанием чего служила критическая теория  общества. См. также: Хоггарт; Уильямс. Лит.: Morley and Chen (1996)

ХОЛСИ А.Г.

ХОЛСИ А.Г. (HALSEY, А.Н.) (р.1923) В прошлом профессор социальных и административных исследований в Оксфордском университете; автор множества публикаций на темы образования, социальной мобильности и др. В качестве руководителя предпринятого Оксфордским университетом исследования социальной мобильности опубликовал вместе со своими коллегами работу «Происхождение и предназначение» (Halsey, Heath and Ridge, 1980), в которой анализируется взаимосвязь семьи, образования и класса в Британии ХХ в. В работах «Британские ученые» (Halsey, 1971) и «Закат педантичного господства» (1992) Холси описывает академическую профессию. В 1977 г. он прочел лекции в радиолектории «Рейт», опубликованные под названием «Перемены в британском обществе» (1995). Другими крупными публикациями Холси являются «Социальный класс и возможность получения образования» (1957), «Образование, экономика и общество» (1961), «Власть в кооперативах» (1965), «Социальное обследование государственных служащих» (1968), «Тенденции в британском обществе с 1900 г.»  (1972), «Власть и идеология в системе образования» (Halsey and Karabel, 1977) и «Наследственность и окружающая среда»  (1977).

ХОМАНС ДЖОРДЖ К.

ХОМАНС Джордж К. (HOMANS, George С.) (1910-1989) Американский социолог, занимавшийся изучением функционирования малых групп и непосредственного социального взаимодействия (лицом к лицу); внес заметный вклад в обмена теорию. Основными работами Хоманса являются «Человеческая группа» (Homans, 1950), «Социальное поведение и его элементарные формы» (1961), «Чувства и деятельность» (1962) и «Природа социальной науки» (1967). В своей знаменитой статье «Возвращая людей» (1964) Хоманс утверждал, что все социальные явления необходимо объяснять с точки зрения характеристики индивидов, а не социальных структур. См. также: Группа; Методологический индивидуализм.

ХОТОРНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ХОТОРНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (HAWTHORNE STUDIES) См.: Человеческих отношений школа.

ХРИСТИАНСТВО

ХРИСТИАНСТВО (CHRISTIANITY) См.: Мировые религии.

Предыдущая страница Следующая страница