Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАЗАРСФЕЛЬД ПОЛ ФЕЛИКС

ЛАЗАРСФЕЛЬД Пол Феликс (LAZARSFELD, Paul F.) (1901-1976) Австрийский социолог, эмигрировавший в 1933 г. в США. Оказал значительное влияние на развитие современной количественной социологии. В начале 1940-х гг. Лазарсфельд основал Бюро прикладных социальных исследований при Колумбийском университете, ставшее первым центром социальных обследований на базе университета. Основной вклад Лазарсфельда в исследовательскую методологию заключался в систематической разработке техники кросс-табуляции, используемой в ходе анализа данных обследования, и конструировании индикаторов. Кроме того, им было подготовлено целое поколение исследователей в области количественной социологии. Важное значение имели его работы в сфере исследования массовой коммуникации, в политической, прикладной и математической социологии. С 1940 по 1969 гг. Лазарсфельд преподавал на отделении социологии Колумбийского университета, сотрудничая с Р. Мертоном. Лазарсфельд - автор множества монографий и научных статей. Среди наиболее известных его работ - «Математическое мышление в социальных науках» (Lazarsfeld, 1954), «Личное влияние» (Lazarsfeld and Katz, 1955), «Анализ латентной структуры» (Lazarsfeld and Henny, 1968), «Выбор народа» (Lazarsfeld et. al., 1969); «Качественный анализ: исторический и критический очерки» (1971).

ЛАКАН ЖАК

ЛАКАН Жак (LACAN, Jacques) (1901-1981) Французский психоаналитик, утверждавший, что психоанализу недостает признания роли речи и языка. Лакан стремился к новому прочтению текстов Фрейда сквозь призму структурной лингвистики. В результате он разработал концепцию самости, подчеркивающую ее динамичность, хрупкость и фрагментированность. Лакан оказал значительное влияние на теорию кино и феминистскую социальную теорию. Его основная работа  - «Тексты» (в переводе на английский язык) (Lacan, 1977). См. также: Семиотика; Структурализм.

ЛАТЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ

ЛАТЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ (LATENT FUNCTION) Термин, обозначающий непреднамеренные и нераспознаваемые последствия социальных действий в отношении других социальных деятелей или институтов. В качестве примера Р. Мертон приводит ритуальные танцы племени Хопи, исполняемые с целью вызвать дождь. Каковым бы ни было воздействие этих танцев на погоду, они имеют непреднамеренное последствие или латентную функцию объединения племени. См. также: Функционализм; Явная функция. Лит.: Merton (1957)

ЛАТИФУНДИЯ

ЛАТИФУНДИЯ (LATIFUNDIA) Крупное имение, характерное для аграрной структуры Латинской Америки, в рамках которого рабочие подчинены авторитарному контролю как правило отсутствующего патрона. Система таких имений называется латифундизмом. См. также: Патернализм.

ЛЕВИ-СТРОСС КЛОД

ЛЕВИ-СТРОСС Клод (LEVI-STRAUSS, Claude) (p.1908) Французский антрополог, в течение многих лет работавший в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (вернулся во Францию в 1958 г.). Несмотря на крупный вклад Леви-Стросса в современную антропологию («Структурная антропология», L?vi-Strauss, 1958), в исследование ментальности («Первобытное мышление», 1962b) и в структурализм в целом («Мифологики», 1964), его влияние на социологию было незначительным. Сущность антропологии ЛевиСтросса заключается в том, чтобы обеспечить понимание концептуальной деятельности людей и, таким образом, способствовать изучению человеческого разума. Несмотря на то, что его структуралистский анализ мифа, тотемизма (1962а) и первобытных классификаций, как представляется, очень схож с социальной антропологией Э. Дюркгейма и М. Мосса, сам Леви-Стросс утверждает, что на него повлияла англосаксонская традиция эмпирической антропологии, а его исследование мифа связано со структурной лингвистикой и кибернетикой. Антропология Леви-Стросса является, в сущности, когнитивной антропологией, нацеленной на анализ отношений между природой и культурой с точки зрения языка. Тремя основными сферами научной работы Леви-Стросса были теория родства (1949), анализ мифологии и природа первобытных классификаций. Общим для этих трех областей является социальный обмен, в частности обмен женщинами, словами и товарами. Структуралистский анализ применяется к этим социальным феноменам с целью обнаружения фундаментальных образцов, закономерностей и типов, которые, по мнению Леви-Стросса, указывают на универсальные черты нейропсихологической организации человеческого мозга. Его автобиографическая работа «Печальные тропики» (1955) представляет собой превосходное введение в природу антропологического воображения. См. также: Лакан; Обмена теория; Семиотика; Табу; Фуко. Лит.: Leach (1970)

ЛЕГАЛЬНО-РАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ

ЛЕГАЛЬНО-РАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ (LEGAL-RATIONAL AUTHORITY) Согласно M. Веберу (Weber, 1922), легально-рациональный авторитет  является формой авторитета, характерной для современного общества. В рамках бюрократии приказ считается легитимным и авторитетным, если он исходит из соответствующего ведомства, соответствует надлежащей инструкции и отдается при соблюдении надлежащих процедур. Авторитет должностных лиц в данном случае связан не с традицией или харизмой, а с консенсусом по поводу обоснованности (валидности) процедурных правил, которые воспринимаются как рациональные, справедливые и беспристрастные. См. также: Легитимность.

ЛЕГИТИМАЦИИ КРИЗИС

ЛЕГИТИМАЦИИ КРИЗИС (LEGITIMATION CRISIS) Этот термин был предложен Ю. Хабермасом, утверждавшим, что все социальные системы должны обладать определенным механизмом, придающим им легитимность. Современные капиталистические общества нуждаются в масштабном государственном планировании процессов в экономической системе. Легитимность государственного вмешательства в экономику обеспечивается парламентской демократией, которая, по мысли Хабермаса, сводится всего лишь к периодическому голосованию, а также к происходящему время от времени голосованию по отдельным вопросам в целом политически инертных граждан. Такая инертность или сосредоточенность граждан на частной жизни (гражданский приватизм) является необходимым условием выживания системы. Тем не менее, это условие подрывается самим процессом вмешательства и планирования со стороны государства, которое систематически вторгается в частную жизнь граждан, порождая, таким образом, потенциальный кризис легитимности.  Лит.: Habermas (1973)

ЛЕГИТИМАЦИЯ

ЛЕГИТИМАЦИЯ (LEGITIMATION) См.: Легально-рациональный авторитет; Легитимации кризис; Легитимность; Лидерство; Хабермас.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

ЛЕГИТИМНОСТЬ (LEGITIMACY) Современная проблема легитимности - это проблема политического представительства и согласия. Проблема политической легитимности возникает с исчезновением прямых политических отношений, присущих небольшим обществам; в настоящее время она заключается в том, кто имеет право действовать в качестве представителей политической власти. Легитимность, таким образом, связана с природой политического лидерства. В классической цивилизации между «законностью» («lawfulness») и «легитимностью» не было существенного различия: легитимной была законная власть. Однако в рамках современных дискуссий о политической легитимности мораль и закон отделяются друг от друга. С позитивистской точки зрения закон определяется как приказ, подкрепленный соответствующими санкциями, тогда как его моральное содержание считается вторичным. Правительства могут обладать законным авторитетом, не будучи справедливыми с точки зрения морали. Современные теории легитимности часто являются субъективистскими, определяя легитимную власть как власть, которая считается легитимной. Одной из таких теорий, подчеркивающих значение убеждений последователей, является теория легитимности М. Вебера. С его точки зрения, существует три идеологических основания легитимности, способных наделять правителей авторитетом - традиционное, харизматическое и легально-рациональное. Вебер считал, что государство не может быть легитимировано какими-либо абсолютными стандартами, основанными на естественном праве, из этого следовало, что современное государство испытывает «дефицит легитимации», поскольку его действия выходят за пределы сферы общественного согласия. Идеи дефицита и кризиса легитимации стали весьма популярными в рамках политической социологии. См. также: Естественное право; Легально-рациональный авторитет; Харизма. Лит.: Merquior(1980)

ЛЕМЕРТ ЭДВИН M.

ЛЕМЕРТ Эдвин M. (LEMERT, Edwin M.) (1912-1996) Основатель целого направления в социологии девиантности, которое получило название «наклеивания ярлыков» теории (labelling theory) или «теории социетальной реакции», президент Общества исследования социальных проблем (1972) и Тихоокеанского социологического общества (1973). Его работа «Социальная патология» (Lemert, 1951) является классическим социологическим исследованием девиантного поведения. См. также: Девиантности усиление.

ЛЕНИНИЗМ

ЛЕНИНИЗМ (LENINISM) В.И. Ленин, российский революционный лидер, не является автором какой-либо систематической теории, однако некоторые из его политических доктрин пользовались определенным влиянием в социологии. Его анализ рабочего движения (Lenin, 1902) показал, что стихийно рабочие способны вырабатывать лишь реформистские идеи, направленные на постепенное улучшение участи рабочего класса при капитализме, а не на уничтожение капиталистической системы. Тред-юнионизм, с этой точки зрения, представляет собой реформизм par excellence, поскольку цели повышения уровня оплаты и улучшения условий труда, а также стремление убедить правительство проводить политику социального благосостояния и совершенствовать трудовое законодательство могут быть реализованы и, в этом случае, служат инкорпорации рабочих в условиях капитализма. Более того, тред-юнионизм способствует сектантству в среде рабочего класса, разделяя представителей различных профессий. Ленин полагал, что в целях наделения рабочего класса, включая рабочую аристократию, истинно революционным сознанием - классовым, а не тред-юнионистским - необходима революционная социалистическая партия, возглавляемая марксистской интеллигенцией. Эти идеи, подчеркивающие ограниченность идеологии рабочего класса, сектантскую природу профсоюзов и то, что классовому сознанию должна обучать политическая партия,  легли в основу некоторых недавних исследований классового сознания и рабочего движения. Сам Ленин занимался также анализом империализма и неравномерного развития. См. также: Грамши; Профсоюзы; Экономизм. Лит.: Kolakowski (1978b)

ЛИДЕРСТВО

ЛИДЕРСТВО (LEADERSHIP) В социальной психологии лидерство часто рассматривается в рамках анализа малых групп. В социологии оно определяется как оказание влияния или осуществление власти в социальных коллективах. В рамках веберовской социологии выделяется три типа лидерства, соответствующих различным формам авторитета и легитимности. Харизматические лидеры руководят на основании необыкновенных способностей, приписываемых им их последователями. Традиционное лидерство основано на обычае и практике - лидер такого типа руководит потому, что определенная семья или определенный класс всегда выполняли лидирующую роль. Легальное лидерство, основанное на знаниях и опыте и осуществляемое в соответствии с формальными правилами, обычно встречается в сфере государственного управления и на современных предприятиях. С этой точки зрения, современный менеджмент представляет собой лидерство на основе технической или профессиональной компетентности. В последнее время социологи подчеркивают значение скорее не лидерства, а власти, обращая особое внимание на структурные условия, позволяющие одним осуществлять власть над другими. Исследователи подвергают сомнению веберовское положение о том, что роль лидера должна легитимироваться подчиненными. См. также: Группа; Харизма; Человеческих отношений школа.

ЛИПСЕТ СЕЙМУР МАРТИН

ЛИПСЕТ Сеймур Мартин (LIPSET, Seymour M.) (p.1922) В прошлом профессор кафедры государственного управления Стэнфордского университета. Вклад Липсета в социологию разнообразен, он связан с изучением социальных движений и политического радикализма, модернизации, профсоюзной демократии и социальной мобильности. Липсет считается одной из главных фигур американской социологии в период после Второй мировой войны. Его основные работы: «Аграрный социализм» (Lipset, 1950), «Профсоюзная демократия» (Lipset et. al., 1956), «Социальная мобильность в индустриальном обществе» (Lipset and Bendix, 1959), «Политический человек» (1960), «Первая новая нация» (1963); «Революция и контрреволюция» (1969) и «Политика неразумного» (Lipset and Raab, 1971). См. также: Конца идеологии теория.

ЛОГЛИНЕЙНЫЙ АНАЛИЗ

ЛОГЛИНЕЙНЫЙ АНАЛИЗ (LOG LINEAR ANALYSIS) Применяемые социологами методы анализа данных, представляющих множество переменных, во многом заимствованы из других дисциплин и основываются на допущениях, которые могут не соответствовать характеру результатов социологического исследования. В частности, социологи могут заблуждаться относительно соответствия своих данных допущениям общей линейной модели и ошибочно использовать производные от этой модели методы регрессии и путевого анализа. Например, для социологов не является редкостью такое обращение с порядковыми переменными, при котором они наделяются свойствами интервальных шкал, или использование номинальных категорий в процедуре регрессии «фиктивной переменной», несмотря на риск получить недостоверные данные. Кросс-табуляция, часто используемая социологами, не предполагает каких-либо допущений относительно линейности. Однако по мере возрастания числа переменных интерпретация взаимосвязей в рамках кросстабуляции (эти таблицы также называют таблицами сопряженности) становится все более трудным делом. Простая для анализа двухпеременная (два на два) кросс-табуляция, например, электоральных намерений и социального класса респондентов, становится гораздо более сложной по мере введения дополнительных переменных. Так, если в данную таблицу сопряженности ввести переменные «пол» и «возраст» респондентов, мы получим четыре переменные с их отношениями и эффектами взаимодействиями. Логлинейный анализ был разработан с учетом специфических задач, стоящих перед социологами. В его рамках нелинейные модели трансформируются в линейные посредством логарифмов. Трансформация такого рода упрощает статистический анализ и делает возможным использование в случае необходимости линейных техник. Логлинейный анализ применяется главным образом при построении таблиц сопряженности, охватывающих многие переменные, частично или полностью являющиеся номинальными или порядковыми мерами, а также при причинном моделировании данных. Особенно широко он используется при анализе данных о социальной мобильности. Подобно другим способам моделирования логлинейный анализ  требует конкретизации теоретической модели, которая затем проверяется на основе полученных данных. Анализ обычно проводится путем последовательной проверки моделей на основе данных до тех пор, пока не будет найдена лучшая модель («подгонка»). Другой областью применения логлинейного анализа является использование логарифмов в регрессионных моделях. См. также: Измерения уровни; Многопеременный анализ. Лит.: Gilbert (1981)

ЛОКВУД ДЭВИД

ЛОКВУД Дэвид (LOCKWOOD, David) (p. 1929) Британский социолог, в прошлом профессор социологии Эссекского университета; внес вклад в теорию социального конфликта и социального класса и в эмпирическое изучение стратификации в Британии. В ходе своего исследования клерков «Рабочий в черном пальто» (Lockwood, 1958), способствовавшего развитию современной веберианской теории класса, Локвуд сделал вывод о том, что исторически привилегированная позиция клерков в настоящее время находится под угрозой (хотя он оспаривал тезис об их «пролетаризации»). Две его статьи, опубликованные в 1956 и 1964 гг., внесли вклад в дискуссию о конфликте и консенсусе с позиции теории конфликта. В этих же работах предлагалось различие между социальной и системной интеграцией. Локвуд был одним из ведущих сотрудников группы, осуществившей исследование «Состоятельный рабочий», в ходе которого использовалась его типология британского рабочего класса (1966). Более поздняя работа Локвуда - «Солидарность и схизма: «проблема порядка»  в дюркгеймовской и марксистской социологии» (1992). См. также: Классовой структуры образы; Конфликта теория; Почтительный рабочий; Социальная и системная интеграция;  Трудовые установки.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (LONGITUDINAL STUDY) См.: Панельное исследование.

ЛУКАЧ ДЬЕРДЬ

ЛУКАЧ Дьердь (LUK?CS, Georg) (1885-1971) Занимался политической деятельностью, однако гораздо больше известен как теоретик, который внес значительный вклад в марксистскую теорию. Особенно выделяется в этом отношении его критика эпистемологии и онтологии в «Онтологии социального бытия» (Lukacs, 1978). С социологической точки зрения, наиболее крупными его работами являются «История и классовое сознание»  (1923) и «Исторический роман» (1955). Анализируя феномен сознания, Лукач развивал идею о том, что рабочий класс  обладает уникальным видением исторической истины. Однако Лукач утверждал, что, поскольку среди рабочих время от времени возникают расхождения, и они являются жертвой «ложного сознания», аналитик может быть вынужден привносить сознание в рабочий класс. Он также отстаивал важность понятия реификации для анализа капиталистического общества. Лукач внес крупный вклад в социологию литературы в своих работах «Эссе о Томасе Манне» (1964), «Гете и его эпоха» (1968) и «Исследования европейского реализма» (1972). Лукач считал, что в XIX в. роман был реалистичным и отражал опыт человека в целом, поскольку это был период триумфа буржуазии. В ХХ в. роман становится модернистским, отражающим лишь фрагментарный опыт человека вследствие роста потенциально революционного рабочего класса. Его исследование романа доказывает существование связи между социальным классом и литературной формой. В «Разрушении разума» (1954) Лукач утверждал, что в истории немецкой мысли существовало сильное иррационалистическое течение, способствовавшее возникновению фашизма. См. также: Марксистская социология.

ЛУМАН НИКЛАС

ЛУМАН Никлас (LUHMANN, Niklas) (1927-1998) Профессор социологии Билефельдского университета (Германия). Луман был чрезвычайно продуктивен как ученый: с 1964 по 1997 гг. он написал более пятидесяти книг и трехсот статей. Отвергая действия теорию, Луман разработал оригинальную общую теорию социальных систем, согласно которой общество является системой, охватывающей все формы социальной коммуникации, а люди относятся к окружающей среде общества. Коммуникация предполагает наличие значений, а последние - проведение различений (дистинкций). Система - это совокупность различений или значений в их символическом обобщении, например, в языке. Луман подчеркивает (в противоположность Парсонсу), что общая теория  социальных систем должна строиться не на общей теории действия, а на теории коммуникации. Согласно Луману, функцией социальных систем является редукция сложности социального мира. По мере дифференциации социальных систем в них возникают подсистемы, которые становятся все более автономными и, по Луману, воспроизводят себя аутопойэтически. Понятия аутопойэсиса и самореференции заимствованы Луманом из современной биологии и используются им для обозначения процессов самовоспроизводства социальных систем. Аутопойэтические социальные системы перерабатывают информацию, поступающую из окружающей среды, с помощью своих структур, системных операций и бинарного кодирования. В широком смысле аутопойэсис определяется как способность организма к мониторингу своей окружающей среды, ее регулированию и адаптации к ней. Социальные системы можно описать как системы коммуникации, конституируемые аутопойэтически посредством управления информацией, в частности, информацией об окружающей среде. Системы осмысливают эту информацию, тем самым они регулируют свои внешние связи, включая отношения с другими социальными системами. Социальные системы являются сложными структурами именно потому, что они способны собирать и обрабатывать информацию о самих себе и действовать на этой основе. Способность социальных систем к накоплению самореферентного знания означает, что по мере своего развития они становятся все более независимыми и автономными. Пытаясь справиться с угрозами, исходящими из окружающей среды, социальные системы могут саморефлексивно и критически перерабатывать информацию. Целью Лумана является анализ основных функциональных подсистем, возникших в процессе дифференциации социальной системы, а именно: права, политики, экономики, религии и т.д. Разрабатывая критическую теорию современного общества, он показывает, каким образом социальные системы эпохи модерна разрушают свою естественную окружающую среду. Он полагает, что современная социальная жизнь сопряжена со случайностью и вследствие этого с риском, поскольку сложным системам трудно исчерпывающе определить свои функции. Свою теорию Луман применил к анализу множества самых различных проблем, что нашло отражение в его трудах: «Дифференциация общества» (Luhmann, 1982), «Религиозная догматика и эволюция общества» (1984), «Любовь как страсть» (1986), «Экологическая коммуникация» (1989), «Социологическая теория риска» (1993), «Социальные системы» (1995). См. также: Дифференциация; Риск/Общество риска; Систем теория; Социальная система; Хабермас.

Предыдущая страница Следующая страница