Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАН"-"ПОТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАН"-"ПОТ")

ПАНЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПАНЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (PANEL STUDY) Исследовательская техника, известная также под названием лонгитюдного исследования; заключается в сборе данных с использованием одной и той же выборки через определенные интервалы времени. Использование панелей (одних и тех же групп респондентов) эффективно при исследовании тенденций и последствий каких-либо изменений. Трудности, возникающие в данном случае, связаны с первоначальным формированием выборки, поскольку может быть непросто найти людей, согласных участвовать в долгосрочном исследовании; поддержанием соответствия выборки исследовательским требованиям, что является настоящей проблемой, поскольку респонденты, входящие в состав панели, могут утратить свойство репрезентативности по отношению к исследуемому населению по простой причине участия в исследовании; а также с недолговечностью выборочной совокупности вследствие перемещений респондентов, их смерти или потери интереса к исследованию.

ПАНОПТИЦИЗМ

ПАНОПТИЦИЗМ (PANOPTICISM) И.Бентам (1748-1832) предложил новый тип тюрьмы, здание в форме кольца, выстроенное вокруг центральной башни, в которой размещается надзиратель, - конструкция, позволяющая тюремному персоналу осуществлять полный визуальный надзор за всеми заключенными. Бентам назвал это сооружение «паноптиконом». Понятие паноптицизма разработал М. Фуко («Надзирать и наказывать» - Foucault, 1975) для обозначения любой формы рационального, детального, бюрократического надзора, осуществляемого, например на предприятиях и в больницах. См. также: Тотальный институт.

ПАРАДИГМА

ПАРАДИГМА (PARADIGM) Происхождение этого термина в том виде, в каком он используется в социологии, связано с работой Т. Куна, посвященной характеру научного изменения (Kuhn, 1970). Согласно Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые являются общими способами видения мира и определяют, какого рода научной работой следует заниматься и какого рода теории приемлемы. Парадигмы обеспечивают то, что Кун называет «нормальной наукой», вид науки, которой исследователи привычно занимаются изо дня в день. Однако со временем нормальная наука порождает ряд аномалий, которые не могут быть разрешены в рамках существующей парадигмы. Кун утверждает, что в этот момент происходит внезапный разрыв традиции, и старая парадигма сменяется новой, ведущей к новому периоду нормальной науки. В социологии этот термин имеет еще более неопределенный смысл, обозначая социологические школы или метатеории, каждая из которых является относительно автономной и обладает собственными методами и теориями. См. также: Метатеория.

ПАРЕТО ВИЛЬФРЕДО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРК РОБЕРТ Э.

ПАРК Роберт Э. (PARK, Robert E.) (1864-1944) Крупная фигура Чикагской школы, к которой он присоединился в 1914 г., став сотрудником кафедры социологии Чикагского университета, где оставался в течение двадцати лет. До этого он был журналистом, студентом Г. Зиммеля и занимался политической деятельностью. Именно ему Чикагская школа обязана своей сосредоточенностью на проблемах городской жизни, общины и расовых отношений, эмпирической точкой зрения и разработкой метода включенного наблюдения. В соавторстве с Э.Берджессом Парк опубликовал «Введение в науку об обществе» (Park and Burgess, 1921). Он считал, что социальные отношения  подчинены четырем принципам: кооперации, конкуренции, аккомодации и ассимиляции, учитывая их при исследовании процесса социального изменения в городе. Влияние Парка на развитие социологии выходит за рамки его работ, написанных главным образом в форме эссе. Он воспитал также целое поколение американских социологов. Работы Парка были собраны и изданы в трех томах в период с 1950 по 1955 гг. (Hughes and Masuoka, 1950-55) См. также: Городская экология.

ПАРСОНС ТОЛКОТТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАСТОРАЛИЗМ

ПАСТОРАЛИЗМ (PASTORAUSM) Этим термином обозначается форма существования экономики (натурального хозяйства), при которой общины добывают средства к существованию, используя прирученных животных и кочуя в поисках подходящих пастбищ. История свидетельствует о конфликтности отношений между кочевыми и оседлыми общинами. В эпоху модерна на кочевые общины, воспринимающиеся как угроза стабильности общества, оказывается сильное давление со стороны правительств с целью превращения их в оседлые.

ПАТЕРНАЛИЗМ

ПАТЕРНАЛИЗМ (PATERNALISM) Данный термин обозначает отношения между отцом и ребенком, однако большей частью используется для описания отношений между начальством и подчиненными. Аналогия с отцом и ребенком использовалась М. Вебером при разработке модели традиционного политического авторитета в форме патримониализма, в рамках которой черты авторитета главы семьи (патриархальность), распространяются на управление целыми территориями. В случае с политикой подчиненные отвечают «патриарху» лояльностью и послушанием в обмен на его протекцию. Патернализм соотносят с организацией экономических производительных единиц, как сельскохозяйственных, так и индустриальных, обозначая этим термином способ регуляции отношений между собственниками средств производства или их агентами и подчиненными, что также связано с патриархальной моделью. Патернализм имеет следующие особенности. (1) Он связан с дифференцированным доступом к власти и ресурсам: подчиненный зависит от патерналиста, поскольку не располагает достаточными для самообеспечения ресурсами. (2) Идеологический аспект патернализма связан с оправданием подчинения, подчеркивающим заботливую роль патерналиста. (3) Патернализм является коллективной формой социальной организации, при этом патерналист может быть отдельным лицом, тогда как его подчиненные рассматриваются как коллектив. (4) В современной индустрии патернализм имеет тенденцию к систематизации и институционализации, составляя часть системы организационных правил. (5) Патернализм обычно является распространенным отношением, охватывающим все аспекты жизни подчиненных и затрагивающим личность в целом, не ограничиваясь отдельными видами деятельности индивида. Патернализм отличается от традиционных капиталистических отношений следующим: (1) он предполагает неравенство власти, тогда как официальная идеология капитализма заключается в том, что экономический обмен - это соглашение между равными сторонами; (2) полное включение подчиненных в патерналистские отношения контрастирует с обычными капиталистическими отношениями найма, основанными на частичном вовлечении работников в эти отношения и разделении рабочей и внерабочей жизни, когда единственными узами, связывающими работодателей и работников, могут быть денежные отношения.  Классическими примерами сельскохозяйственного патернализма являются отношения на плантациях Старого и Нового Света. Индустриальный патернализм в Европе и Америке ограничивается, главным образом, лишь начальным периодом существования фабричной системы и временем перехода к современной индустриализованной экономике. Однако в Японии патернализм сохранился и во второй половине ХХ в. в современных крупномасштабных корпорациях. См. также: Латифундия; Патрона и клиента отношения.

ПАТРИАРХАТ

ПАТРИАРХАТ (PATRIARCHY) Господство мужчин над женщинами, наблюдающееся в ряде совершенно различных обществ. Данный термин используется также для обозначения типа организации домохозяйства, при котором старший мужчина господствует над всем домохозяйством, включая более молодых мужчин. Несмотря на то, что мужское господство часто объясняется с точки зрения биологии (обычно посредством ссылки на необходимые функции воспроизводства, выполняемые женщинами), большинство социологов утверждает, что патриархат относится к социальным, а не природным отношениям. Социологическое объяснение патриархата вызывает оживленные споры. Утверждается, например, что причинными факторами патриархата являются принудительная гетеросексуальность, мужское насилие, способ организации труда мужчин и социализация в рамках гендерных ролей. Существует три современные концепции патриархата, предложенные феминистскими социологами. (1) Согласно первой, патриархат функционирует в качестве идеологии. Этот взгляд основывается на работе французского психоаналитика и структуралиста Жака Лакана (Lacan, 1966), который утверждает, что над культурой общества довлеет символ фаллоса. (2) Вторая феминистская концепция заключается в том, что патриархат основывается по существу на домохозяйстве, в рамках которого мужчины господствуют над женщинами в экономическом, сексуальном и культурном отношениях. Женщины, в частности, обменивают предоставляемые ими неоплачиваемые домашние услуги на свое содержание. С этой точки зрения, брачный контракт  является трудовым контрактом, посредством которого муж контролирует труд своей жены. (3) Феминисты-марксисты утверждают, что господство мужчин над женщинами тесно связано с капитализмом, поскольку патриархат и капитализм взаимно поддерживают друг друга. Домашний труд женщин в рамках домохозяйства поддерживает существование мужчин, в противном случае эти расходы легли бы на капитал. Утверждается также, что сегрегация женщин вне дома, когда они ограничиваются рамками определенных профессий, дает работодателям возможность удерживать их зарплату на низком уровне. См. также: Гендер; Женщины и работа; Матриархат; Половые роли; Разделение труда; Способ производства; Стереотипы; Феминизм. Лит.: Evans (1982)

ПАТРИЛИНЕЙНЫЙ

ПАТРИЛИНЕЙНЫЙ (PATRILINEAL) Этот термин используется для обозначения таких систем происхождения, при которых родство устанавливается по отцовской линии.

ПАТРИМОНИАЛИЗМ

ПАТРИМОНИАЛИЗМ (PATRIMONIALISM) В социологии М. Вебера патримониализм определяется как форма традиционного политического господства, при которой королевский дом обладает деспотической властью, осуществляемой посредством бюрократического аппарата. В патримониальных системах администрация и политические силы находятся под прямым личным контролем правителя. Поддержка патримониальной власти обеспечивается не представителями землевладельческой аристократии, а рабами, рекрутами и наемниками. Вебер считал, что патримониализм сопряжен с политической нестабильностью из-за возможности придворных интриг и дворцовых переворотов, и рассматривал его как барьер на пути развития рационального капитализма. Таким образом, идея патримониализма была частью веберовского объяснения отсутствия капиталистического развития в восточных обществах, где господствовало единоличное правление. См. также: Восточный деспотизм; Патернализм; Рабство; Феодализм. Лит.: Weber (1922)

ПАТРОНА И КЛИЕНТА ОТНОШЕНИЯ

ПАТРОНА И КЛИЕНТА ОТНОШЕНИЯ (PATRON-CLIENT RELATIONS) В отличие от патернализма, патронат (patronage) предполагает отношение между двумя индивидами, а именно между патроном и клиентом. Это отношение обнаруживается повсеместно, несмотря на то, что институционально оно признается и санкционируется в ограниченной степени, поскольку патронат оскорбляет достижительскую культуру многих западных обществ. Однако Р. Джекол (Jackall, 1988) утверждает, что патронат - важный аспект менеджмента в современных американских организациях. Отношения патрона и клиента компенсируют неадекватность формальных институтов; особые отношения с тем, кто обладает влиянием или богатством, защищают подчиненного ему клиента от потенциально враждебного окружения. Развитые системы патроната существуют в латиноамериканских и средиземноморских обществах.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ (PEDAGOGICAL PRACTICES) Педагогика есть искусство обучения. Существование различных педагогических практик связано с различиями в философии образования, в частности, с различными идеями, касающимися учебного процесса, интеллектуального статуса ребенка, стиля преподавания и содержания учебных программ. Для консервативной или закрытой педагогики обучение - это поглощение определенной массы знаний, способности ребенка определяются наследственностью и внешними по отношению к школе факторами окружающей среды. Надлежащим стилем преподавания в данном случае считается такой стиль, при котором преподаватели выступают экспертами, обладающими властью (авторитетом) над учениками и управляющими их обучением, а учебная программа рассматривается как соответствующее школьное знание  в том виде, в каком его определяют преподаватели. В либеральной или открытой педагогике обучение рассматривается не как приобретение определенного знания, а как процесс. При этом предполагается, что умственные способности ребенка поддаются развитию, преподавание рассматривается лишь как руководство этим развитием, а учебные программы составляются в соответствии с выраженными интересами самих учащихся. Распространение открытой педагогики с начала 1960-х гг., применение «прогрессивных», «ориентированных на ребенка» («child-centred») методов обучения расценивалось по-разному. Если П. Фрайер (Freier, 1972) утверждает, что открытая педагогика имеет радикальный политический смысл, поскольку делает упор на автономии личности, а не на социальном контроле, то другие авторы заявляют, что полностью разработанные «прогрессивные» методы редко применяются за пределами начальной школы, что их длительное воздействие на установки учащихся маловероятно, и что открытая педагогика отражает систему ценностей среднего класса и поэтому вряд ли имеет радикальные последствия за рамками школы. В пределах самой школы, утверждает Б. Бернстайн (Bernstein, 1977), такой аспект открытой педагогики, как движение к интегрированному обучению, может привести к изменению структуры власти в преподавательском составе. В принципе, открытая педагогика подрывает также традиционные отношения авторитета между преподавателями и учащимися, хотя на практике преподаватели сопротивляются такому изменению. Влияние скрытой учебной программы и тот способ, которым школы модифицируют на практике «прогрессивные» идеалы, свидетельствуют о том, что педагогические практики  остаются в основном консервативными.

ПЕНОЛОГИЯ

ПЕНОЛОГИЯ (PENOLOGY) Наука, изучающая обращение с преступниками и их наказание, традиционно считающаяся отраслью криминологии и связанная с движением «от возмездия к исправлению», характерным для реформы уголовного права в XIX в. М. Фуко показал, что развитие пенологии было одним из 324 аспектов разработки систем надзора в XIX в., когда с целью контроля над индивидами стали применяться новые формы знания.

ПЕРВИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПЕРВИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (PRIMARY RELATIONSHIP) Межличностные отношения, характеризующиеся эмоциональной интенсивностью, полным вовлечением и взаимной удовлетворенностью. В рамках первичных отношений индивид полностью включен во взаимодействие. В противоположность этому вторичные отношения являются частичными и кратковременными. Например, взаимодействие между незнакомыми людьми является вторичным отношением, тогда как взаимная любовь представляет собой первичное отношение. Такое противопоставление обычно связано с противопоставлением первичных и вторичных групп. См. также: Группа.

ПЕРЕМЕННАЯ

ПЕРЕМЕННАЯ (VARIABLE) Любая величина, значение которой изменяется. Примерами таких величин, используемых нами в повседневной жизни и позволяющих отличить одного индивида от другого, являются рост, вес, цвет глаз и т.д. Социологические переменные обычно представляют собой скорее социальные конструкты (например, социальный класс,  этничность, детство), нежели физические характеристики. Несмотря на это, они могут быть измерены и подвергнуты количественному анализу.

ПЕРЕПИСЬ

ПЕРЕПИСЬ (CENSUS) Перепись населения представляет собой сбор демографических, экономических и социальных данных обо всех индивидах в пределах страны или какой-либо другой географической единицы. Некоторые переписи могут предназначаться для получения информации не о населении, а, например, об индустриальном производстве, жилье или сельском хозяйстве, однако, используя термин «перепись», социологи обычно имеют в виду именно перепись населения.  Национальные правительства регулярно проводят перепись своих граждан. Наиболее давними, продолжительными и периодичными являются переписи населения в Соединенных Штатах Америки (каждые десять лет, начиная с 1790 г.) и в Великобритании (каждые десять лет, начиная с 1801 г. за исключением 1941 г.). Некоторые исследователи полагают, что развитие практики переписей в XIX в. обеспечило получение информации, необходимой для осуществления политического контроля над населением. См. также: Социо-экономическая классификация; Социо-экономические группы.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ (PERIODIZATION) В рамках большинства концепций исторического изменения последовательность событий делится на определенные периоды. Например, периодизация, свойственная марксистским теориям истории, основывается на изменениях в господствующем способе производства. Соответственно, можно говорить о таких периодах в истории, когда в обществе господствует феодальный способ производства  или монопольная стадия капиталистического способа производства. Социологи утверждают также, что развитие электронной коммуникации вызвало революционную трансформацию общества, а именно переход к постиндустриальному обществу. Философы истории заявляют, что в настоящее время мы переживаем период постистории (posthistoire), поскольку не существует более единого представления о том, что человеческая история имеет какую-либо цель, направление или смысл. См. также: Постмодерн; Постмодернизм. Лит.: Niethammer (1992)

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (PILOT STUDY) Перед основной исследовательской стадией - стадией сбора данных - рекомендуется проверить программу исследования, прежде всего техники сбора данных, в небольшом пилотажном исследовании. Последнее позволяет в случае необходимости модифицировать программу.

ПЛЮРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОВСЕДНЕВНОЕ ЗНАНИЕ

ПОВСЕДНЕВНОЕ ЗНАНИЕ (COMMONSENSE KNOWLEDGE) (1) Специальный термин феноменологической социологии, обозначающий знание, которое рутинным образом используется в повседневной жизни (например, знание, как отправить письмо по почте). Повседневный мир - это фундаментальная реальность, в которой пребывает большинство людей. Осознание этого мира отличается «естественной установкой» («natural attitude»), при которой мир воспринимается как естественный, неизменный и заданный. (2) А. Грамши сосредоточивался на противопоставлении повседневного знания систематическому мышлению. Повседневное знание является практическим, экспериментальным и критическим, но также фрагментарным и непоследовательным. В результате оно не может выйти за пределы практической деятельности и приблизиться к уровню теоретической конструкции. Грамши отождествлял повседневное мышление с массами, а теоретическое мышление - с элитой. Такое понимание связано с его идеей развития революционного сознания: либо теоретическое сознание навязывается массам господствующим классом, чем подавляется их революционный потенциал (хотя это и расходится с содержанием их повседневного знания), либо определенная интеллектуальная страта (партия) развивает категории повседневного знания, превращая их в теоретическое революционное сознание. См. также: Гегемония; Господствующей идеологии тезис; Жизненный мир; Классовое сознание; Шюц.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ADOLESCENCE) В социологии подросткового возраста в целом доминировал подход, нацеленный на анализ «социальных проблем», то есть основная часть исследований сосредоточивалась на тех феноменах, которые, как представлялось, характеризуют подростковый возраст  как период личностного кризиса. Многие психические и поведенческие проблемы берут начало или имеют наибольшее распространение в подростковом возрасте. Социологи и психологи изучали связь между переходом от дома к школе и к работе и возникновением эмоционального стресса у молодежи. Социологи утверждали, что представление об особой возрастной группе, называемой «подростковой», является продуктом культуры конца XIX в. Однако историки считают, что существование определенных молодежных групп можно проследить, по крайней мере, начиная с Франции XVI в. См. также: Группа сверстников; Делинквентность; Жизненный цикл; Поколение; Социальные проблемы; Шайка.

ПОДСИСТЕМА

ПОДСИСТЕМА (SUB-SYSTEM) См.: Парсонс; Социальная система.

ПОЗИЦИОННЫЕ ТОВАРЫ

ПОЗИЦИОННЫЕ ТОВАРЫ (POSITIONAL GOODS) Товары и услуги, привлекательность которых связана с тем фактом, что они редки из-за своей высокой цены или культового статуса. Примерами могут быть автомобили марки «Роллс-Ройс», мебель ручной работы или старинный китайский фарфор. Парадокс, связанный с приобретением таких товаров, заключается в том, что чем больше людей их покупает, тем менее привлекательными они становятся. См. также: Потребления общество.

ПОКАЗНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

ПОКАЗНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ (CONSPICUOUS класс. CONSUMPTION) См.:Праздный

ПОКОЛЕНИЕ

ПОКОЛЕНИЕ (GENERATION) Существует важное различие между понятием поколения в том смысле, в каком оно используется для обозначения отношений родства, в частности, структурных отношений между родителями и детьми, и понятием поколения, используемым в отношении когорты. В социологии идею поколенческих или когортных структур первоначально развивал К. Маннгейм в качестве критического ответа на марксистскую теорию класса. Следуя положениям его эссе «Проблема поколений» (Mannheim, 1952a), социологи иногда утверждают, что понятие поколения имеет такое же важное значение, как «социальный класс»  или «гендер« при объяснении индивидуальных и групповых раз-330 личий в культуре, интересах и поведении. «Конфликты поколений» и стратификация общества по «возрастным группам» считаются, таким образом, параллельными «классовому конфликту» или аналогичными ему. Понятие поколения использовалось при исследовании значительных изменений в сознании, особенно тех, что произошли вследствие таких травматических событий, как война, деколонизация и революция. Например, опыт позиционной (окопной) войны в ходе Первой мировой войны сказался на политическом сознании войск, ставших опорой фашистского движения в Германии двумя десятилетиями позже. Таким образом, более точно поколение может быть определено как социальная когорта, коллективный исторический опыт которой сформировался под влиянием важного события или событий, а память выстраивается вокруг повторяющихся ритуалов и значимых мест, как в случае с поколением шестидесятых. См. также: Старение.

ПОЛЕВАЯ РАБОТА

ПОЛЕВАЯ РАБОТА (FIELD WORK) Данный термин используется нестрого, обозначая работу по сбору данных в рамках эмпирического социологического исследования. См. также: Включенное наблюдение.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (POLITICAL CULTURE) Данным понятием обозначаются установки, убеждения и правила, лежащие в основании политической системы. Они определяются как историей системы в целом, так и опытом ее членов. Понятие политической культуры применяется для описания различий между национальными политическими системами, а также при анализе этих систем в поведенческих терминах, заимствованных из психологии и социологии. Исследования политической культуры сосредоточиваются на ее содержании и на процессах социализации и интернализации политических ценностей (включая различные агенты политической социализации, такие, как семья, образование, средства массовой коммуникации  и политические партии) , а также на совместимости политической культуры с ценностями и установками более широкой национальной культуры, культуры элиты и массовых культур. Предпринимались также попытки найти общие элементы политической культуры, связанные с общими политическими структурами; например, Г. Алмонд и С. Верба (Almond and Verba, 1963) выявили наличие в пяти странах общих элементов «гражданской культуры», утверждая, что они являются жизненно важным компонентом стабильных демократий. На индивидуальном уровне политическая культура  предполагает принятие политического авторитета и уважение к нему и вместе с тем обособленность и независимость от него. Понятие политической культуры оказалось слишком общим для того, чтобы использоваться в сравнительном исследовании. См. также: Господствующей идеологии тезис; Гражданская религия; Демократия; Идеология. Лит.: Almond and Powell (1978)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (POLITICAL SOCIOLOGY) Область исследования политики, в которой выделяются четыре уровня: (1) исследование политических конфликтов и борьбы между государствами (социология международных отношений); (2) исследование характера и роли государства в обществах; (3) анализ природы и организации политических движений и партий; (4) изучение участия индивидов в политике, например, поведения при голосовании. См. также: Авторитет; Вебер; Власть; Господствующей идеологии тезис; Гражданское общество; Гражданство; Грамши; Демократия; Добровольные организации; Идеологический аппарат государства; Инкорпорация; Ленинизм; Липсет; Маркс; Марксистская социология; Михельс; Моска; Национализм; Олигархия; Относительная автономия; Парето; Плюрализм; Политическая культура; Политические партии; Политический процесс; Политическое поведение; Политическое участие; Популизм; Псефология; Рабочего класса консерватизм; Рабочее движение; Революция; Социалистические общества; Фашизм; Элита. Лит. : Dowse and Hughes (1986)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (POLITICAL ECONOMY) Это понятие первоначально использовалось в отношении работ ряда авторов XVIII в., таких, как Адам Смит, интересовавшихся прежде всего анализом производства богатства в связи с устройством всего общества. В отличие от представителей собственно экономической науки, развивавшейся как крайне специализированная социальная наука,  социологи XIX в. придерживались традиции политической экономии XVIII в. и продолжали настаивать на том, что изучение экономики и изучение общества в целом неразрывны. Например, К. Маркс утверждал, что понять устройство общества можно только посредством анализа способа производства, отмечая при этом, что понимание способа производства невозможно без анализа социальных механизмов (arrangements), включая права собственности, идеологию и классовую структуру. В современной социологии термин «политическая экономия»  часто используется в отношении работ марксистов, в которых экономика рассматривается как важный фактор общественного развития. Таким образом, смысл этого термина претерпел явно парадоксальные изменения. См. также: Детерминизм; Экономизм.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (POLITICAL PROCESS) Когда люди стараются получить доступ к политической власти и использовать ее в своих личных или групповых целях, они образуют политический процесс.  Идея политического процесса предполагает, что политику можно рассматривать в качестве автономной институциональной сферы. Такой взгляд не находит значительной поддержки среди современных социологов. Исследования политического процесса сосредоточиваются на деятельности политических партий и заинтересованных групп, их внутренней организации, характере принятия ими политических решений, а также ролях и происхождении политиков. См. также: Голосование.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (POLITICAL BEHAVIOUR) Термин, используемый в основном в американской политической науке; обозначает политическую активность индивидов и ее последствия для политических институтов. Исследование политического поведения охватывает такие вопросы, как участие и неучастие в политике и политических организациях, электоральное поведение,  формирование политических установок и общественное мнение.  См. также: Голосование; Политическая культура; Политическое участие.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ (POLITICAL PARTICIPATION) Участие в политических процессах, ведущих к выбору политических лидеров и определяющих государственную политику или влияющих на нее. Право на политическое участие  является определяющей чертой демократических политических систем, однако на практике это право полностью не осуществляется. Часто в качестве критериев политического участия и неучастия индивидов используются уровни их политического интереса и апатии, включая членство в той или иной партии, выраженный интерес к политике и понимание политических вопросов. Исследования показывают, что политическая апатия является широко распространенным феноменом, и что публика, интересующаяся политикой, повсюду оказывается в меньшинстве. Однако реально измерить участие в политическом процессе эти критерии, за исключением членства в партии, не позволяют. Основным критерием остается голосование на выборах - показатель, значение которого постоянно оказывается несколько выше по сравнению с другими показателями политического участия. Значения всех этих показателей, включая голосование, широко варьируются от страны к стране (в США, например, в выборах участвует заметно меньше людей, чем в большинстве европейских стран). Предпринимались попытки установить корреляцию различных критериев политического участия с другими переменными, такими, как профессия, возраст, пол, раса, религия, образование и социальная мобильность.  В США, где была проведена большая часть этих исследований, существуют невысокие, но устойчивые корреляции, которые не наблюдались в случае с другими странами. Отсутствие устойчивой связи как между самими критериями политического участия, так и между этими критериями и другими переменными международного масштаба не позволяет разработать общую теорию политического участия. См. также: Демократия; Мобилизация; Политические партии. Лит.: Dunleavy et. al. (1997)

ПОЛОВЫЕ РОЛИ

ПОЛОВЫЕ РОЛИ (SEX ROLES) Понятием роли обозначается набор социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с той или иной социальной позицией. Половые роли соответственно - это атрибуты и ожидания, связанные с различными гендерами, с существованием в обществе в качестве мужчины или женщины. Еще один термин, который иногда используется для обозначения этих специализированных половых ролей, - половое разделение труда.  Подобно ролям в целом половые роли  могут рассматриваться различным образом: либо как имеющие лишь отчасти жесткий характер (в этом случае подчеркивается, что они определяются в ходе взаимодействия), либо как жестко фиксированные и имеющие предписывающий характер. Последняя трактовка определяется теорией функционализма, согласно которой половые роли подобно любым другим отражают устоявшиеся социальные нормы и образцы социализации. В США и Британии в середине ХХ в. социально определяемые роли мужчин и женщин резко отличались друг от друга. От женщин ожидались сосредоточенность на домашних и семейных делах, уход за детьми и мужем, воспитание детей либо при полном отсутствии работы вне дома, либо при неполном рабочем дне, позволяющем выполнять все обязанности по дому. От тех женщин, что имели оплачиваемую работу, ожидалось выполнение своего рода «женской работы», представлявшей в сущности продолжение их половых ролей, например, работы учителями, сиделками, секретарями у мужчин-менеджеров или работы по обслуживанию посетителей магазинов и ресторанов. В то время в социологии господствовал функционализм, и функционалистская концепция половых ролей не подвергалась сомнению. С тех пор изменились и реальный мир, и социология. Половое разделение труда стало менее жестким. Феминизм способствовал изменению взглядов на содержание половых ролей как со стороны женщин, так и со стороны мужчин. Существующие образцы женской занятости свидетельствуют о том, что многие женщины не следуют более традиционным предписаниям, касающимся «соответствующей» для женщины работы, и не наделяют домашние обязанности абсолютным приоритетом. Постепенно вместе с развитием симметричной семьи изменились и отношения между мужчинами и женщинами. Что касается социологии, то роли в целом уже не считаются некими жесткими предписаниями. В то же время социологи, анализируя патриархат и развивая такую область, как гендерная социология,  изучают природу и происхождение традиционных половых ролей. Однако положения о социальной детерминации половых ролей, выдвигаемые социологами, оспариваются рядом психологов. По мнению последних, биологические различия между мужчинами и женщинами означают, что между их ролями существуют фундаментальные и непреодолимые различия. См. также: Домашний труд; Женщины и работа; Феминистская социальная теория. 

ПОНИМАНИЕ ИНЫХ СИСТЕМ УБЕЖДЕНИЙ

Поскольку социология стремится к получению неких общезначимых положений, сравнительное изучение культур составляет неотъемлемую черту социологического исследования. Хотя часть социологов занимает по этому вопросу позицию абсолютного релятивизма, большинство утверждает, что обоснованное (валидное) знание других культур в принципе возможно, несмотря на связанные с этим серьезные методологические проблемы. Проблемы сравнительного понимания культур можно проиллюстрировать двумя вопросами. (1) Каким образом мы можем знать, что то, что считается «X» в нашей культуре (например, честь, религия, безумие и так далее), также считается «X» в какой-либо другой культуре? (2) Каким образом мы можем знать, что социологическое 336 объяснение «X» в нашей культуре будет верным и в отношении другой культуры? Кросс-культурные сравнения сопряжены, таким образом, с трудностями идентификации и объяснения. Последователи таких философов, как Л. Витгенштейн и П. Уинч, утверждают, что лучшим способом избежать неверной идентификации является понимание «X» с точки зрения определения ситуации самими деятелями, поскольку в этом случае мы уже не накладываем наши категории на их поведение. Однако подобная процедура может критиковаться в связи с тем, что (1) она предполагает такую степень «контекстуальной снисходительности» («contextual charity»), при которой никакое поведение или убеждение в рамках другой культуры, помещенное в соответствующий культурный контекст, не может считаться иррациональным; (2) социологи и антропологи, независимо от их намерений, часто наследуют структуры (или дискурсы), организующие культуру таким образом, который исключает возможность подлинного понимания субъективного опыта деятелей в рамках других культур. Одних благих намерений не накладывать на другие культуры чуждые им категории недостаточно для того, чтобы исключить необъективность при проведении исследования. См. также: Культурный релятивизм; Правило; Рациональность; Сравнительный метод. Лит.: Peel (1969b)

ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА

ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА (POPULAR CULTURE) Популярная культура часто понимается как культура масс или подчиненных классов. Она противопоставляется высокой культуре, определяемой как культура образованной элиты. К популярной культуре, с этой точки зрения, относятся кино Голливуда, большая часть телевизионных передач, популярная музыка и любовные романы. Высокая культура - это французское кино, опера на телевидении, классическая музыка и поэзия. Вплоть до начала 1970-х гг. противоположность высокой и популярной культуры рассматривалась в рамках публичной полемики и в социологических работах как противоположность серьезного и тривиального, высокообразованного и необразованного, взыскательного и пассивного, некоммерческого и коммерциализованного, подлинного и поддельного. К такому противопоставлению были склонны, например, представители Франкфуртской школы. Позднее формы популярной культуры стали вызывать все больший интерес со стороны социологов, часто сопряженный с более позитивными оценками. Например, социологические исследования телевидения и рок-музыки стали полноправными отраслями социологии. Изучение популярной культуры предполагалось и основными теоретическими подходами в социологии в целом, такими, как феминизм и постмодернизм. Этот бурный рост социологического интереса к популярной культуре сопровождался заметным увеличением экономического значения культуры индустрий после Второй мировой войны. Теории популярной культуры могут быть выстроены в форме определенного континуума. На одном полюсе находятся теории, согласно которым популярная культура  поддерживает господствующую идеологию, противодействует критическому мышлению, подкрепляет распространенные стереотипы и способствует пассивности аудитории. Другой полюс составляют положения, прославляющие популярную культуру как творческое выражение народных чувств, привлекательное для аудитории, которая далеко не пассивна и способна к критическому мышлению. Если первые подчеркивают силу ограничивающего текста, то последние отстаивают идею активности аудитории. Хотя большинство социологических теорий популярной культуры далеки от превозношения всех форм популярной культуры, в течение последних двадцати лет произошел заметный сдвиг к тому полюсу континуума, для которого характерен акцент на активности аудитории. См. также: Господствующей идеологии тезис; Массовое общество; Молодежная культура; Субкультура; Феминистская социальная теория.  Лит.: Storey (1993)

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (POST-INDUSTRIAL SOCIETY) Это понятие впервые использовал Д. Белл в 1962 г.  Идея постиндустриального общества позднее развивалась им в работе «Грядущее постиндустриальное общество»  (Bell, 1974) для описания экономических и социальных изменений в конце ХХ в. Белл утверждал, что в обществах эпохи модерна теоретическое знание  составляет «осевой принцип» общества и является источником инновации и формирования политики. Отражением этого в экономике являются упадок производства товаров как основной формы экономической деятельности и замена его производством услуг. Что касается классовой структуры, то новый осевой принцип отдает приоритет профессионалам и техническим специалистам, составляющим новый класс.  Во всех сферах - экономической, политической и социальной - определяющее влияние на принятие решений  оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Другие авторы также занимались анализом того, что воспринималось ими как растущая власть технократов в экономической и политической жизни. Дж.К. Гэлбрейт (Galbraith, 1967) утверждал, что власть в экономике Соединенных Штатов и, следовательно, во всем американском обществе находится в руках технической бюрократии или «техноструктуры» крупных корпораций. А. Турен (Touraine, 1969) выдвинул положение о сходном технократическом контроле над французской экономической и политической жизнью. Эти подходы критиковались за преувеличение власти и значения профессионалов и технических специалистов нового типа, поскольку данных о том, что они составляют отдельный социальный класс,  эффективно контролируют корпорации в сфере бизнеса или обладают значительной политической властью, нет. Хотя представление о том, что теоретическое знание на протяжении двадцатого столетия постепенно приобретало все большее значение в качестве одной из производительных сил, является верным, это не означает изменения в распределении власти ни в экономике, ни в обществе в целом. Сходные аргументы выдвигались в отношении новых профессиональных менеджеров в связи с идеей менеджеров революции. Впоследствии было показано, что эти аргументы не имеют серьезных оснований. Другими авторами было выдвинуто положение о том, что центральная роль знания в современных экономиках привела к возникновению нового рабочего класса технических служащих. Однако в связи с интересом к знанию и информации, характерным для дискуссии о постмодернизме, в настоящее время прогнозы Д. Белла, касающиеся значения знания в условиях постиндустриализма, пользуются гораздо большим признанием. См. также: Информационное общество.

ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВО

ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВО (CONSUMER SOCIETY) Этот термин воплощает идею, согласно которой современные общества отличаются тем, что они во все большей степени оказываются организованными вокруг потребления. Характерные черты обществ потребления являются предметом быстро развивающейся и отчасти непоследовательной полемики, в ходе которой обсуждается следующее. (1) Растущее изобилие. У населения западных стран появилось в целом больше денег на потребительские товары, отдых и досуг. (2) Продолжительность рабочего времени уменьшалась с начала ХХ в., оставляя все больше времени для досуга. (3) Идентичность индивидов основывается на их деятельности в качестве потребителей и досуге в той же степени (если не в большей), что и на трудовой деятельности. В обществах возникла потребительская культура (consumer culture). (4) Вследствие эстетизации повседневной жизни, больший интерес вызывают презентация индивидом своего имиджа и конструирование жизненного стиля; при этом как то, так и другое предполагает приобретение различного рода товаров. Потребление этих товаров организуется не вокруг потребности, а вокруг «мечты». (5) Акты потребления, развитие жизненного стиля, приобретение определенных товаров во все большей степени используются в качестве маркеров социальной позиции. Люди используют так называемые «позиционные товары»  для демонстрации своего членства в определенных социальных группах, а также для проведения различий между собой и другими людьми. (6) Если ранее, в XIX и ХХ в., основными источниками социальной дифференциации были социальный класс,  раса или гендер, то в конце ХХ в. на смену им пришли образцы потребления или потребления различия.  (7) В обществах потребления потребители приобретают власть и авторитет за счет производителей, будь то производители товаров или профессионалы, предлагающие определенные услуги, такие, как врачи, учителя или юристы. В некотором отношении экономическая позиция потребителя подменяет его политические права  и обязанности - гражданин заменяется потребителем. (8) Все большее число товаров и услуг, а также все большая часть человеческого опыта и аспектов повседневной жизни коммодифицируется (становится товаром) или выставляется на продажу. Рынок распространяется на все сферы жизни, а совершение покупок становится видом досуга. Многие участники полемики об обществе потребления указывают, что социологический анализ чрезмерно сосредоточивался на производстве - опыте и последствиях оплачиваемой работы - и недостаточно на потреблении. Хотя современные общества действительно обладают некоторыми из этих черт, отнюдь не очевидно, что они обладают всеми этими чертами. Также не ясно, каково может быть их значение, и следует ли их приветствовать. Например, утверждалось, что класс, раса и гендер продолжают оставаться одними из наиболее важных источников социальной дифференциации, и что эстетизация повседневной жизни  характерна отнюдь не для большинства. Многие авторы сомневаются в том, что общество потребления  наделяет потребителей властью, утверждая, что оно представляет собой результат распространения капиталистических ценностей и еще более отдаляет богатых от бедных. См. также: Адорно; Бурдье; Капитализм; Коммодификация; Маркузе; Постмодерн; Постмодернизм; Реклама; Общество изобилия; Франкфуртская школа. Лит.: Lury (1996)

Предыдущая страница Следующая страница