Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАЛ"-"ГЛО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАЛ"-"ГЛО")

ГАЛЕВИ ТЕЗИС

ГАЛЕВИ ТЕЗИС (HALEVY THESIS) Э.Галеви (Halevy, 1961) объяснял феномен социальной и политической стабильности Англии в XIX в. влиянием протестантизма. Он указывал на то, что уэслианский методизм выступал в качестве социальной лестницы между ремесленниками и нонконформистским сектантством, с одной стороны, и англиканским истэблишментом, с другой, что, по его мнению, способствовало процессу социального обуржуазивания и ослабляло социальные конфликты. Лит.: Hill (1973)

ГАРФИНКЕЛЬ ГАРОЛЬД

ГАРФИНКЕЛЬ Гарольд (GARFINKEL, Harold) (р. 1917) С 1946 по 1952 г. Гарфинкель проходил подготовку на отделении социальных отношений Гарвардского университета под руководством Толкотта Парсонса. Основоположник социологической школы, известной под названием этнометодологии, Гарфинкель занимается анализом методов, используемых людьми в повседневной жизни для описания и осмысления своей деятельности. Его основным произведением является сборник эссе «Исследования в области этнометодологии» (Garfinkel, 1967).

ГЕГЕМОНИЯ

ГЕГЕМОНИЯ (HEGEMONY) Термин, использовавшийся А. Грамши при описании того, каким образом посредством комбинации определенных политических и идеологических средств достигается господство одного класса над другими. Хотя политическая сила - принуждение - всегда имеет важное значение, роль идеологии в достижении согласия подчиненных классов с таким господством может быть даже более весомой. Соотношение между принуждением и согласием зависит от конкретного общества, при этом в капиталистических обществах большее значение имеет согласие. С точки зрения Грамши, основным инструментом принуждения является государство. Согласие же, обеспечиваемое идеологическим господством, достигается посредством институтов гражданского общества, таких, как семья, церковь и профсоюзы. Следовательно, чем значимее роль гражданского общества, тем вероятнее то, что гегемония будет достигнута идеологическими средствами. Гегемония никогда не бывает полной. К примеру, в современных капиталистических обществах рабочий класс  имеет двойственное сознание,  которое отчасти определяется идеологией капиталистического класса, а отчасти является революционным, что обусловливается опытом рабочего класса в капиталистическом обществе. По мысли Грамши, для того, чтобы уничтожить капиталистический строй, рабочим необходимо в первую очередь добиться идеологического господства на основе своего революционного сознания. См. также: Господствующей идеологии тезис; Идеологический аппарат государства; Классовое сознание; Марксистская социология. Лит.: Anderson (1976а)

ГЕЛЛНЕР ЭРНСТ

ГЕЛЛНЕР Эрнст (GELLNER, Ernest) (1925-1995) Геллнер родился в Париже, последние годы своей жизни был профессором социальной антропологии Кембриджского университета. Относился весьма критично к лингвистической философии («Слова и вещи» - Gellner, 1959), а также к нежеланию современной антропологии заниматься рациональной критикой других обществ («Святые Атласа» - 1969). В работе «Мысль и изменение» (1964) он утверждал, что основанием легитимности современных обществ являются поощрение накопления богатства в процессе индустриализации и национальное правительство. Геллнер критиковал современные плюрализм и релятивизм в работе «Легитимация идей» (1974); в «Исламском обществе» (1982) рассматривал влияние социального изменения на исламские культуры. Для его научной работы характерно обращение к социальной антропологии при исследовании традиционных философских вопросов и наоборот. Его объяснение социального успеха терапии Фрейда в «Движении психоанализа» (1985) ставит под сомнение основные положения психоанализа как последовательной теории и эффективной практики. Другие работы Геллнера - «Постмодернизм, разум и религия» (1992) и «Революции в священной куще» (1995).

ГЕНДЕР

ГЕНДЕР (GENDER) Если пол человека (sex) определяется биологически, то гендер (gender) представляет собой культурную и социальную конструкцию. Таким образом, существует два биологических пола (мужской и женский) и два тендера (маскулинный и фемининный). Основной теоретический и политический вопрос заключается в том, связан ли гендер как социально конструируемый феномен с биологией и детерминируется ли он ею. Например, в XIX в. различные медицинские теории утверждали, что личность женщины определяется анатомией и женскими воспроизводящими функциями. Эти взгляды были оспорены феминистами. Антропологические исследования также указывают на культурную обусловленность представлений о тендере, сексуальности и половых ролях. Например, М. Мид показала в ряде кросс-культурных исследований, что несмотря на широкое распространение гендерной дифференциации социальные задачи мужчин и женщин являются крайне изменчивыми. Общей связи между социальными ролями и биологическим полом, которая наблюдалась бы в различных обществах, не существует. Социальные психологи рассматривали гендерную идентичность скорее как продукт воспитания детей, нежели как биологическую данность. Этнометодология изучает «гендер» как проблему предопределения индивидуальной сексуальности. Впоследствии эти интерпретации были подвергнуты критике. Утверждалось, во-первых, что хотя социологи и проводят различие между полом и тендером, они часто рассматривают последний как выражение первого, таким образом придавая биологии значение определяющего фактора. Во-вторых, социологи не в состоянии показать связь между экономическим подчинением женщин и его выражением в семейной и личной жизни. Согласно крайней точке зрения, именно место женщин в системе экономического производства в конечном счете определяет различия между ними и мужчинами. В этом смысле утверждалось, что «гендер» аналогичен классовым отношениям. Однако задача определения систематических причинных связей между капитализмом, классом и патриархатом оказалась крайне проблематичной. Тем не менее, теоретические попытки разработать социологическую концепцию биологического пола, тендера, половых ролей и личности привели к трансформации многих положений, ранее воспринимавшихся как само собой разумеющиеся в ряде социологических областей. Например, феминисты, работающие в рамках психоаналитической традиции, подвергли критике основные идеи Фрейда, утверждая, что эдипов комплекс,  зависть к пенису и комплекс кастрации следует интерпретировать как черты символического мира патриархальной власти. Современная социобиология критикует социологию за акцентирование культуры за счет биологии. См. также: Гендерная социология; Домашний труд; Женственность (Фемининность); Мужественность (Маскулинность); Природа и воспитание; Тело; Феминизм; Феминистская социальная теория.  Лит.: Abbott and Wallace (1990); Robinson and Richardson (1997)

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (SOCIOLOGY OF GENDER) Гендерная социология изучает, каким образом физические различия между мужчинами и женщинами опосредуются культурой и социальной структурой. Социокультурная опосредованность этих различий заключается в том, что (1) посредством социализации женщинам приписываются специфические качества женственности и «гендерная идентичность» ; (2) в индустриальных обществах женщины часто изолируются от публичной деятельности, будучи ограниченными частной сферой домашнего хозяйства; (3) женщинам отводятся низшие и часто унизительные виды производственной деятельности; (4) женщины испытывают воздействие стереотипных идеологий, определяющих их как слабые и эмоционально зависимые от мужчин существа. В гендерной социологии ведутся две крупные дискуссии. В рамках первой из них обсуждается вопрос о том, является ли гендер отдельным и независимым измерением социальной стратификации и социального разделения труда. В рамках второй обсуждается соответствие общих теоретических подходов задачам анализа гендерных различий и делений в обществе. Например, один из вопросов, затрагиваемых в этой дискуссии, касается совместимости феминизма с марксизмом. См. также: Домашний труд; Женщины и работа; Класс; Материнская депривация; Мид Маргарет; Образовательные достижения; Патриархат; Половые роли; Рынка труда сегментация; Социология семьи; Стереотипы; Феминизм; Феминистская социальная теория.  Лит.: Abbott and Wallace (1990); Robinson and Richardson (1997)

ГЕНОЦИД

ГЕНОЦИД (GENOCIDE) Этот термин (от греч. genos - род, племя, народ и лат. caedere - убивать) был предложен польским юристом Рафаэлем Лемкиным в период осуществления гитлеровского «окончательного решения» (массового истребления евреев). Правовое определение геноцида как действий, совершаемых с целью уничтожения национальной, этнической, расовой или религиозной группы, легло в основу Международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», осудившей нацистский Холокост. В этом смысле данное понятие было впервые использовано в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций №96(1) от 11 декабря 1946 г. Определение ООН может считаться минималистским. Геноцид, с этой точки зрения, - это преднамеренное действие, как правило совершаемое государством, с целью уничтожения какой-либо, обычно этнической, группы. Критики подобной правовой трактовки выступают за максималистское определение, утверждая, что геноцид может иметь место не только в случае умышленного действия, но и вследствие невнимания и халатности со стороны властей и может касаться не только этнических групп. Указывается, например, что политика сдерживания путем ядерного устрашения, предполагающая угрозу массового поражения, является разновидностью геноцида. Разновидностью геноцида может быть также халатная политика государства, ведущая к загрязнению водных ресурсов, уничтожению источников продовольствия или присвоению земли какой-либо общности. Если следовать данному максималистскому определению, то геноцидом было и уничтожение в XIX в. местных североамериканских племен посредством истребления бизонов, обитавших в их прериях. Вместе с тем для обоих подходов характерен интерес к таким вопросам, как влияние суверенитета государства на положение социальных, в особенности этнических, меньшинств; легитимность притязаний на обладание правами и справедливость; глобальная ответственность таких органов, как ООН, за правовые отношения  между государствами. С социологической точки зрения представляется, что геноцид, как это ни парадоксально, связан с процессом модернизации в отношении государственного аппарата. См. также: Бауман; Гражданское общество; Гражданство; Легитимность. Лит.: Stoett (1995)

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕВТИКА (HERMENEUTICS) Герменевтикой называется теория и метод интерпретации осмысленных человеческих действий. Она имеет долгую историю, уходя корнями в традицию толкования Библии, когда рукописное ее копирование приводило к возникновению множества ошибок. Герменевтика первоначально была связана с проблемой восстановления «аутентичной» версии Библии. В начале XIX в. герменевтика начинает задаваться вопросом о том, каким образом интерпретировать любой текст, сосредоточиваясь при этом не только на тексте (как в случае с интерпретацией Библии), но и стремясь учесть опыт автора. Герменевтика получила развитие в работах В.Дильтея, утверждавшего, что важное различие между исследованием природы и исследованием человеческого действия заключается в том, что последнее, будучи выражением «живого опыта», требует специального метода анализа. Дильтей предложил два таких метода. Первый сосредоточивается на отношении между автором определенного действия, книги или картины, с одной стороны, и интерпретатором - с другой. Интерпретатор достигает понимания, помещая себя в позицию автора. Понимание в данном случае оказывается возможным благодаря наличию общей человеческой природы или, другими словами, вследствие того, что как автор, так и интерпретатор суть выражения одного Духа. При использовании второго метода характеристики индивидов игнорируются. Вместо этого герменевтика стремится понять человеческое действие в его связи с более широкими явлениями, придающими ему смысл. Так, произведение живописи понимается в контексте мировоззрения того общества, в котором оно появляется. Подобным образом само мировоззрение может конструироваться аналитиком из его индивидуальных проявлений. Такого рода связь между целым и его частями известна под названием герменевтического круга. Подобные положения выдвигал и К. Маннгейм. Он считал, что индивидуальные культурные проявления можно понять, если рассматривать их как часть общего мировоззрения. Аналитик приписывает человеческому действию «документальный смысл», раскрывающийся в контексте мировоззрения независимо от индивидуальных намерений. Например, документальный смысл живописи можно понять, если рассматривать живописные полотна в контексте мировоззрения породивших их обществ или групп. Герменевтика стала частью общей критики позитивизма в социологии, рассматривающего человеческое действие как нечто порождаемое социальными структурами различного рода. Однако основная трудность при герменевтическом анализе заключается в том, каким образом обеспечить валидность интерпретаций, ибо, на первый взгляд, одна интерпретация смысла определенного действия или текста так же хороша, как и другая. Решением этой проблемы является упомянутый «герменевтический круг» . Наиболее заметным автором последнего времени, предлагавшим именно такой вариант решения, является Х.Г. Гадамер. Он настаивает на том, что герменевтика должна понимать часть с точки зрения целого, а целое с точки зрения части. Например, интерпретируя книгу, необходимо восстановить ту перспективу, в рамках которой автор формулировал свои взгляды. Согласно Гадамеру, мостом, перекрывающим пространственный и временной разрыв между автором и интерпретатором, является традиция, а также то, что он называет «слиянием горизонтов». Однако этот разрыв никогда не может быть полностью преодолен, как никогда не может быть и полностью верной интерпретации. Таким образом, интерпретации всегда имеют пробный характер, являясь предметом постоянного пересмотра в рамках герменевтического круга. См. также: Позитивизм; Феноменология; Geisteswissenschaften; Verstehen. Лит.: Connerton (1976); Bauman (1978)

ГЕРОНТОЛОГИЯ

ГЕРОНТОЛОГИЯ (GERONTOLOGY) В 1960-е гг. геронтология как исследование процесса старения, пожилого возраста и проблем пожилых людей находилась под влиянием поиска способов социальной защиты пожилых в рамках социальной политики. На современную социальную геронтологию оказали влияние культурные движения 1970-х гг. и действия таких политических объединений пожилых людей, как «Седые пантеры» в Соединенных Штатах. В настоящее время существует значительный интерес к социальному конструированию понятия возраста, проблемам государственной политики в отношении людей старшего возраста и опыту старения, а также к идее старения как нормального процесса (в противоположность патологическому). Несмотря на эти изменения, геронтологи все еще заняты скорее социальными, а не социологическими вопросами. См. также: Демографический переход; Демография; Здравоохранения системы; Социология медицины. Лит.: Jerrome (1983)

ГЕТТО

ГЕТТО (GHETTO) Несмотря на то, что данный термин обычно используется по отношению к еврейским кварталам городов довоенной Европы, в социологии им обозначается любая городская территория, часто депривированная (см.: Депривация), занимаемая группами, сегрегированными на основе религии, цвета кожи или этнической принадлежности. В рамках современных дискуссий полагается, что понятие «внутренней колонии» более точно обозначает расовую сегрегацию черных общин в Северной Америке. Однако аналогия с колонией предполагает возможность социального изменения (то есть «деколонизации»), тогда как статус гетто с исторической точки зрения был неизменным. Лит.: Neuwirth (1969)

ГИБКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИБКАЯ ФИРМА

ГИБКАЯ ФИРМА (FLEXIBLE FIRM) В ходе полемики об упадке фордизма и развитии постфордизма общепризнанной стала идея о возросшей внутренней гибкости фирм. Принято выделять три типа гибкости: (1) функциональную гибкость, связанную с более гибкими рабочими задачами и более гибкой организацией труда, при которой используется рабочая сила  с разносторонней квалификацией; (2) гибкость в отношении численности персонала, когда фирмы используют нестандартные формы найма (например, неполный рабочий день,  временную работу, консультирование и субподряд) с тем, чтобы иметь возможность расширять или сокращать свои размеры в зависимости от ситуации на рынке; (3) гибкие системы оплаты труда, позволяющие более высоко по сравнению с предыдущими периодами оплачивать качественное исполнение служащими своих задач. Несмотря на данные о том, что многие фирмы стали более гибкими в том или ином отношении, какихлибо существенных признаков общего сдвига во всех трех измерениях или среди всех фирм нет. См. также: Гибкая специализация.

ГИБРИДИЗАЦИЯ

ГИБРИДИЗАЦИЯ (HYBRIDIZATION) Первоначально данный термин использовался в рамках антропологической интерпретации отношений между вестернизацией и локальными культурами, где он указывал на то, что последние не просто разрушаются, а объединяются или сливаются с западными культурами в процессе адаптации. Его использование в рамках социологического анализа постмодерна определяется стремлением оспорить видимое отсутствие аутентичности в гибридных культурных образованиях. Если «чистых» культур не существует, то «гибридность» является общим компонентом культурной диффузии. Джанни Ваттимо в своей работе «Конец модерна» (Vattimo, 1988) использовал идею гибридности с тем, чтобы подчеркнуть консерватизм тех критиков, которые считают вестернизацию угрозой культурной аутентичности. При использовании в рамках анализа глобализации этот термин обозначает сочетание глобальных процессов с местными и региональными обычаями и традициями. См. также: Глокализация.

ГИДДЕНС ЭНТОНИ

ГИДДЕНС Энтони (GIDDENS, Anthony) (p. 1938) В недавнем прошлом профессор социологии в Кембридже, ныне директор Лондонской школы экономики. Гидденс внес обширный вклад в интерпретацию классической социологической теории в работах «Капитализм и современная социальная теория»  (Giddens, 1971), «Политика и социология в учении Макса Вебера» (1972), «Эмиль Дюркгейм» (1978) и «Социология» (1982). Он пытался найти решение традиционных проблем классового анализа в своем исследовании  «Классовая структура развитых обществ» (1973). В центре его внимания находятся проблемы действия теории, проблема деятельности и структуры, а также способность социального деятеля к познанию (knowledgeability). Решению этих проблем посвящена теория структурации, которую Гидденс развивает в таких работах, как «Новые правила социологического метода» (1976), «Исследования по социальной и политической теории» (1977), «Центральные проблемы социальной теории» (1979), «Персоналии и критика в социальной теории» (1983) и «Конституирование общества» (1984). Гидденс положил начало детальной критике теоретической ограниченности исторического материализма в работе «Современная критика исторического материализма» (1981), предложил инновационный вариант интеграции социологии и географии в рамках анализа времени и пространства (1984), а в работе «Нация-государство и насилие» (1985) подверг социологию критике за неспособность к анализу развития государства и влияния международных конфликтов на социальные отношения.  Гидденс критически рассматривает постмодернизм как теорию общества в «Последствиях современности» (1990), разрабатывая в качестве альтернативы идею рефлексивности (reflexivity) эпохи модерна и говоря о «высоком модерне» (high modernity) как об определенной стадии развития  общества. С точки зрения Гидденса, представленной в «Модерне и само-идентичности» (1991), рефлексивность имеет важное значение в развитии самости (the self). В «Трансформации интимности» (1992) он обращается также к социологии эмоций. В работах «За рамками левых и правых» (1994), «Третий путь» (1998) и «Третий путь и его критики» (2000) Гидденс размышляет об изменяющемся характере политической жизни в эпоху упадка политических философий социализма и новых правых. В своих лекциях в радиолектории «Рейт» в 1999 г., опубликованных под названием «Сбежавший мир» (1999), Гидденс рассматривает последствия глобализации, сосредоточиваясь на риске, традиции, семье и демократии. Он утверждает, что позитивные эффекты глобального изменения заключаются в производстве материальных благ, более эгалитарных личных и семейных отношениях и возможности дальнейшей демократизации обществ. Вместе с тем возникновение глобального космополитического общества разрушает традиции, ослабляет нации-государства и порождает высокий уровень тревожности у людей, а новая глобальная экономика увековечивает экономическое неравенство. См. также: Рефлексивная модернизация; Третьего пути политика. Лит.: Craib (1992)

ГИЛЬДИЯ

ГИЛЬДИЯ (GUILD) Гильдии представляли собой профессиональные ассоциации доиндустриального и раннего индустриального общества, в рамках которых профессиональные знания и навыки передавались посредством формального ученичества, контроля над профессиональной деятельностью своих членов и исключения посторонних из занятия данным ремеслом. Гильдии обычно имели братский и корпоративный характер. В «Профессиональной этике и гражданской морали» Дюркгейм (Durkheim, 1950) утверждал, что гильдии были важными «посредническими ассоциациями» в традиционном обществе, осуществлявшими моральную регуляцию экономического поведения. Дюркгейм полагал, что они могут продолжать выполнять эту функцию, обеспечивая моральный контроль за рыночными отношениями в индустриальных обществах, и предсказывал рост гильдейского социализма в Европе. См. также: Ассоциативная демократия; Плюрализм.

ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ

ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ (HYPERREALITY) Термин, использованный Ж. Бодрийаром при описании распространения рекламной культуры, особенно в Соединенных Штатах, где образы и знаки стали заменять или вытеснять реальность; применяется, как правило, с целью критики массового общества. Репрезентация социального мира этой визуальной культурой ведет к тому, что подделка выглядит реальнее, чем сама реальность. Гиперреальность предполагает «возникновение моделей реального без оригинала или реальности» (Baudrillard, 1983, р.2). См. также: Общество спектакля; Постмодерн; Постмодернизм.

ГИПОТЕЗА

ГИПОТЕЗА (HYPOTHESIS) Предположение (или совокупность предположений), выдвигаемое для эмпирической проверки. Это термин часто используется менее строго и означает положение, объяснение или теорию. См. также: Гилотетико-дедуктивная модель.

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ (HYPOTHETICO-DEDUCTIVE MODEL) Общепринятый взгляд на построение теории и объяснение в естественных науках заключается в следующем. Ученые придумывают теорию, которая может объяснить некоторые явления. Затем из нее логическим путем выводятся определенные более узкие предположения - гипотезы - предсказывающие то, что действительно будет обнаружено в природном мире. Впоследствии гипотезы подвергаются эмпирической проверке в лабораторных условиях. Если предположения оказываются неверными, говорят, что теория не подтвердилась. Если они соответствуют действительности, теория подтверждается, хотя она всегда может быть опровергнута в ходе дальнейших лабораторных проверок. На практике подобный строгий метод нечасто используется в естествознании и крайне редко - в социологии и других социальных науках. Гипотетико-дедуктивная модель часто противопоставляется индуктивной. Последняя заключается в том, что теория постепенно развивается или выстраивается на основе наблюдений или экспериментов в природном или социальном мире. В ходе этого процесса повышается вероятность того, что теория верна, так как накапливаются подтверждающие ее данные. Тем не менее, такая теория никогда не может безусловно валидной, поскольку всегда существует вероятность обнаружения опровергающего примера. См. также: Гипотеза; Позитивизм; Поппер; Фальсификационизм. Лит.: Keat and Urry (1975)

ГИСТОГРАММА

ГИСТОГРАММА (HISTOGRAM) Любое распределение значений переменной, измеряемое с помощью интервальной шкалы, может быть представлено графически в виде гистограммы, в которой блоки отличающихся друг от друга площадей соответствуют числам единиц наблюдения, приходящимся на каждый интервал используемой шкалы. Например, в виде гистограммы может быть представлена следующая таблица распределения возрастов в выборочной совокупности респондентов. Возраст, лет Число До 10 5 10 - 19 10 20 - 29 20 30 - 39 30 40 - 49 20 50 - 59 25 60 - 69 10

ГЛАСС ДЭВИД

ГЛАСС Дэвид (GLASS, David V.) (1911-1978) Британский демограф и социолог, внесший крупный вклад в развитие исторической демографии и эмпирическое изучение социальной мобильности. Гласс заведовал кафедрой социологии в Лондонском университете, преподавая также в Лондонской школе экономики. Значительный вклад в историческую демографию представляют его работы «Население и история» (Glass and Eversley, 1965) и «Население и социальное изменение»  (Glass and Revelle, 1972). Гласс возглавлял новаторское исследование социальной мобильности в Британии, результаты которого были опубликованы им вместе с другими исследователями в работе «Социальная мобильность в Британии» (1954). Он был основателем «Британского журнала социологии» и журнала «Исследования населения» (Population Studies), а также - уникальный случай в истории социологии - был избран членом Королевского общества.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА (GLOBALIZATION OF PRODUCTION) Крупные транснациональные компании,  действующие во многих различных странах, существовали на протяжении всего ХХ в., однако к интеграции производства товаров и услуг в мировом масштабе они приступили лишь в 1970-е гг. Прежде операции осуществлялись главным образом на национальной основе, и продукция, продаваемая по всему миру, выпускалась в одной определенной стране. Глобализация производства означает, что компании интегрируют свои производственные мощности, размещенные в различных странах, в единую систему, в результате их изделия содержат компоненты, изготовленные по всему миру. Характерно, что компании покупают ряд компонентов и у сторонних поставщиков, вместо того, чтобы производить их самостоятельно, последние же также могут быть рассеяны по всему миру (например, многие комплектующие для электроники, производимой в Европе и США, изготавливаются на Дальнем Востоке). Кроме того, одна и та же продукция может одновременно собираться в нескольких различных странах. Глобализация производства ведет к сокращению издержек компаний, например, при переводе операций в страны с более дешевым и более производительным трудом, слабыми профсоюзами, незначительным государственным регулированием условий найма, туда, где государство предлагает производственные субсидии или где дешевле транспорт. Компании могут также снижать издержки, поощряя конкуренцию за будущие инвестиции среди своих отделений в разных странах. Глобализации производства способствует глобализация продукции, происходящая по мере того, как компании посредством своей маркетинговой деятельности приучают потребителей покупать всемирно признанную продукцию, а не ту, что предназначена для отдельно взятого национального рынка. Известным примером является дизайн, производство и маркетинг автомобилей. Еще не так давно, в 1970-е гг., крупные транснациональные компании американского происхождения, действующие в Европе, производили различные группы моделей для различных европейских стран, тогда как к 1990-м гг. существовала уже одна единая группа моделей для Европы. В начале XXI в. эти модели собираются из тех же компонентов и становятся все более визуально схожими с моделями, продаваемыми в США и других странах, по мере разработки компаниями автомобилей «мирового класса», производимых и продаваемых по всему миру. Стратегии глобализации являются скорее частью неофордистского варианта постфордизма, нежели гибкой специализации. См. также: Глобализация; Новое международное разделение труда

Предыдущая страница Следующая страница