Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УИЛМОТ ПИТЕР

УИЛМОТ Питер (WILLMOTT, Peter) (p. 1923) Британский социолог, в настоящее время старший сотрудник Института изучения политики (Policy Studies Institute); занимался, главным образом, исследованиями семьи, территориального сообщества (общины) и молодежи, большей частью в сотрудничестве с Майклом Янгом и Институтом изучения территориального сообщества (Institute of Community Studies). Наиболее известными его работами являются «Семья и родство в восточном Лондоне» (Young and Willmott, 1957) и «Семья и класс в пригороде Лондона» (Willmott and Young, 1960), представляющие собой исследования взаимоотношений между семьей и территориальным сообществом (общиной), а также соответствия расширенной семьи условиям современной жизни в различных частях города. Другими работами Уилмота являются «Эволюция общины» (1963) и «Подростки Восточного Лондона» (1966) - исследования восточной части Лондона, а также «Симметричная семья» (Young and Willmott, 1973) - исследование изменяющихся форм семьи. См. также: Симметричная семья.

УИЛСОН БРАЙАН

УИЛСОН Брайан (WILSON, Bryan R.) (p. 1926) В прошлом преподаватель социологии в Оксфорде (колледж Всех душ); внес крупный вклад в современные социологические исследования религии, в особенности религиозной секты. В работах «Типы сектантства» (Wilson, 1967) и «Религиозные секты» (1970а) Уилсон разработал идеальный тип  сектантских групп, разрешив тем самым многие традиционные проблемы, связанные с классическим наследием М. Вебера. Уилсон отстаивал также радикальную версию теории секуляризации, утверждая в своих работах «Религия в светском обществе» (1966) и «Религия с социологической точки зрения» (1982), что религиозные институты утратили свою социальную значимость. Его анализ сект и секуляризации в мировом масштабе был представлен в работах «Магия и тысячелетие» (1973) и «Современные трансформации религии» (1976). В работе «Молодежная культура и университеты» (1970b) Уилсон занимает критическую позицию в отношении современного образования, молодежной культуры и современных ценностей. Общая тема его социологии заключается в том, что могущественные, обладающие значительным трансформирующим потенциалом ценности, характерные как для раннего христианства, так и для протестантизма, пришли в упадок, оставив современный мир незащищенным перед социальными процессами, которые сделали тривиальными современную культуру и интеллектуальную деятельность.

УИЛЬЯМС РАЙМОНД

УИЛЬЯМС Раймонд (WILLIAMS, Raymond) (1921-1988) Профессор драмы Кембриджского университета, один из основоположников современных культурных исследований, разработавший концепцию «структуры чувства», описывающую возникновение повседневных убеждений за пределами официальной идеологии. Автор таких фундаментальных работ по культурной и социальной истории Британии, как «Культура и общество 1780-1950» (Williams, 1958), «Долгая революция» (1961), а также «Город и село» (1973). Уильямс способствовал также развитию исследований средств массовой коммуникации («Телевидение», 1974) и распространению языка культурного анализа («Ключевые слова», 1976). См. также: Культура; Хоггарт; Холл. Лит.: Inglis (1995)

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

УПРАВЛЯЕМОСТЬ (GOVERNMENTALITY) См.: Фуко.

УРБАНИЗАЦИЯ

УРБАНИЗАЦИЯ (URBANIZATION) Этим термином при правильном его использовании обозначается рост доли населения страны, проживающего в городских центрах определенного размера. Несмотря на то, что города всегда имели важное социальное, политическое и экономическое значение, темпы урбанизации индустриальных западных обществ в XIX в. были необычайно высокими: например, если в 1800 г. доля городского населения Британии составляла около 24%, то к 1900 г.  она выросла до 77%. Почти во всех западных обществах процесс урбанизации следовал S-образной кривой: очень медленное начало сменялось очень быстрым ускорением, после чего следовало замедление или даже некоторое движение вспять, когда наблюдалось более интенсивное развитие пригородов. Увеличение доли городского населения в XIX в. происходило во многом за счет миграции из сельской местности. Однако в современных зависимо развивающихся обществах, темпы урбанизации которых даже выше, это увеличение происходит в основном за счет простого роста городского населения вследствие улучшения системы здравоохранения и часто за счет какоголибо одного города. В целом считается, что периоды урбанизации связаны с индустриализацией. Однако среди исследователей существуют некоторые разногласия относительно природы этой связи, а также роли капитализма в этом процессе. Урбанизация имеет противоречивые последствия для экономического роста, поскольку она связана со снижением стоимости таких услуг, как здравоохранение и образование, приводя к одновременному увеличению стоимости труда рабочих, которые не могут более пополнять свои доходы за счет мелкомасштабного сельскохозяйственного производства. См. также: Демографический переход; Индустриальное общество; Модернизация; Сельско-городской континуум. Лит.: Friedmann and Wulff (1975)

УСЛУГ СЕКТОР

УСЛУГ СЕКТОР (SERVICE SECTOR) Сектор экономики, обеспечивающий производство не товаров, а услуг. Во всех современных капиталистических экономиках наблюдался рост этого сектора относительно промышленности. Существует множество индустрий услуг, включающих, например, финансовые услуги, торговлю, распределение, образование, здравоохранение и персональные услуги. Круг предоставляемых услуг очень широк - от финансовой активности лондонского Сити или Уолл-стрит до ухода за пожилыми или немощными. Изменению соотношения промышленного сектора и сектора услуг - относительному сокращению первого и росту второго - придается важное значение в рамках социологических концепций постиндустриального общества. См. также: Деиндустриализация.

УСТАНОВКА

УСТАНОВКА (ATTITUDE) Относительно стабильная система убеждений,  касающихся некоторого объекта и приводящих к его оценке. Понятие установки широко и в достаточно строгом смысле используется в психологии, но менее строго в социологии. При проведении исследований установок часто предполагается, что относительно поверхностные установки позволяют судить о более глубоких ценностях или о реальном поведении. Ни одно из этих предположений не является верным. Выражаемые установки могут быть не связаны с более глубокими чувствами, потому, например, что люди могут отвечать на вопросы об установках таким образом, который, по их мнению, устраивает интервьюера. Подобным образом, как это часто показывают результаты исследований, выражаемые установки не соответствуют последующему поведению. Более надежные данные могут быть получены посредством более продолжительного контакта с исследуемыми, как это происходит при применении этнографического метода (см.: Этнография) или включенного наблюдения. См. также: Интервью; Надежность; Установок шкалы; Трудовые установки.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ

УСТАНОВЛЕНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ (AGENDA SETTING) Понятие, используемое в области социологии массовой коммуникации и указывающее на то, что телевидение, радио и пресса не просто сообщают о событиях, а скорее устанавливают повестку дня; то есть отбирают определенные вопросы для их обсуждения в определенном ключе определенными людьми. Из этого следует, что существует порядок представления, исключающий некоторые вопросы или точки зрения. Утверждается, например, что телевизионные новости при освещении ситуации в промышленности пренебрегают несчастными случаями на производстве, однако подробно сообщают о забастовках. Лит.: Glasgow University Media Group (1993)

УСТАНОВОК ШКАЛЫ

УСТАНОВОК ШКАЛЫ (ATTITUDE SCALES) Шкалы установок состоят из ряда стандартизированных высказываний, с которыми людям предлагается согласиться или не согласиться. Шкалирование предполагает, что установка имеет различные аспекты, в совокупности составляющие измеряемый параметр. Например, установка «одобрение социального неравенства» может охватывать такие аспекты, как классовое неравенство, этническое и гендерное. Шкалирование также предполагает, что установки людей могут быть выстроены относительно некоторого континуума, представляющего различные степени «силы» или «интенсивности», с которой придерживаются той или иной установки. Отбор стандартизированных высказываний часто осуществляется из некоторой более широкой совокупности высказываний, охватывающей соответствующие аспекты установки, при этом он основывается либо на данных предварительного исследования, в ходе которого респондентам предлагаются для рассмотрения все высказывания, либо на мнении панели «судей» (см.: Панельное исследование). В случае с некоторыми шкалами к результатам предварительного исследования может применяться факторный анализ  или кластерный анализ  с целью проверить, на самом ли деле отобранные высказывания измеряют одномерную установку, или они многомерны. Обычной практикой является проверка шкал на надежность и валидность перед использованием их в окончательном варианте анкеты. Интенсивность или сила, с которой люди придерживаются различных аспектов установки, измеряется посредством ранжирования каждого высказывания-пункта шкалы, когда респондентов спрашивают, насколько они согласны с данным высказыванием (часто используя пятибалльную шкалу от «совершенно не согласен» до «полностью согласен»), или просят сделать выбор между несколькими различными высказываниями по каждому пункту. Шкалы установок позволяют определить индивидуальный балл каждого респондента - какое-либо одно значение, которое выводится из этого множества высказыванийпунктов, таким образом, каждый респондент может быть соотнесен с установочным континуумом. Наиболее распространенными шкалами установок являются шкалы Гуттмана, Ликерта (Лайкерта) и Терстоуна. См. также: Анкета; Измерения уровни; Надежность; Социальная дистанция; Установка.

УТИЛИТАРИЗМ

УТИЛИТАРИЗМ (UTILITARIANISM) Социальная философия, связанная с именами И. Бентама и Дж.С .Милля (хотя таких ее предшественников, как Т. Гоббс, Дж. Локк и Д. Юм, также иногда называют утилитаристами) и отдававшая приоритет удовлетворению потребностей индивида. В ее рамках наибольшее благо определялось просто как наибольшее счастье наибольшего числа людей. Основное влияние на социальные науки утилитаризм оказал посредством своей модели социального действия, согласно которой индивиды рациональным образом преследуют собственные интересы, и своей концепции общества как совокупности (aggregation) атомизированных индивидов, объединяемых своекорыстием (self-interest). Влияние этих концепций испытали бихевиористская психология и экономическая наука, а также социологические обмена теория  и рационального выбора теория.  Однако большее влияние на социологию оказала французская коллективистская традиция (главным образом через работы Э.Дюркгейма), в рамках которой обществу придавалось большее значение, нежели индивиду, а социальный порядок  рассматривался как результат культурных традиций, не сводимых к интересам индивидов. См. также: Атомизм; Общественный договор. Лит.: Parsons (1968с)

УТОПИЯ

УТОПИЯ (UTOPIA) К. Маннгейм использовал этот термин для обозначения убеждений подчиненных классов, в частности идей, подчеркивающих те аспекты общества, которые свидетельствуют о грядущем разрушении установленного порядка. Напротив, идеология господствующего класса акцентирует стабильность существующего социального устройства. Хотя Маннгейм считал, что утопическая мысль не характерна для ХХ в., некоторые социологи утверждают, что современный пессимизм (связанный, например, с перспективой ядерной войны) отражает дистопическую идею разрушения цивилизации без последующей социальной реконструкции. См. также: Милленаризм.

Предыдущая страница Следующая страница