Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФАКТИЧНОСТЬ

ФАКТИЧНОСТЬ (FACTICITY) Термин феноменологической социологии, иногда смешиваемый с термином «отчуждение». Его смысл заключается в том, что внешний социальный и природный мир представляется индивидам прочным, само собой разумеющимся и «имеющим характер вещи» («thing-like»). См. также: Шюц. Лит.: Berger and Luckmann (1967)

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ (FACTOR ANALYSIS) Совокупность статистических техник, часто используемая при изучении основополагающей структуры ряда переменных. Факторный анализ, выявляющий такие фундаментальные измерения в совокупности данных, позволяет упростить сложные данные. Факторный анализ по методу главных компонент (principal-component factor analysis) часто используется при анализе данных опроса с целью выявления каких-либо общих компонентов или факторов, лежащих в основании ряда объектов. Так, может быть показано, что шкалы установок, используемые при изучении множества различных объектов - например, политики, индустриальных отношений, неравенства, смертной казни и телесных наказаний, семьи, половой морали, - часто содержат один общий фактор (в данном гипотетическом случае, возможно, фактор авторитаризма), воздействующий на все объекты.

ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМ

ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМ (FALSIFICATIONISM) Доктрина, в своем первоначальном виде сформулированная К. Поппером, согласно которой наука может развиваться только посредством проверки и опровержения (фальсификации) гипотез, которые затем заменяются новыми гипотезами, в свою очередь подвергаемыми проверке и фальсификации, и так далее. В конечном счете верификация невозможна, возможна лишь фальсификация. Утверждается далее, что гипотезы имеют смысл лишь в той степени, в какой возможна фальсифицирующая их проверка. В противоположность такой позиции утверждалось, что наука изменяется не посредством систематической проверки и фальсификации гипотез, а посредством смены одной парадигмы другой. Такого рода подход был предложен Т. Куном (Kuhn, 1970). Утверждалось также, что наука в значительной степени зависит от предположений, которые не могут быть фальсифицированы, подобно утверждению «каждое событие имеет причину». См. также: Позитивизм; Предположение от обратного.

ФАТАЛИЗМ

ФАТАЛИЗМ (FATALISM) Образ мысли или восприятия мира, при котором считается, что все предопределено судьбой или неподвластно человеческому вмешательству. Индивиды, которым свойственно фаталистическое отношение к миру, полагают, что они почти ничего не могут сделать в плане изменения своих жизненных обстоятельств. Такая точка зрения изучалась социологами с двух сторон - в рамках дюркгеймовской теории самоубийства и при объяснении образов общества, свойственных различным социальным классам. Фаталистические установки характерны для некоторых частей британского рабочего класса (Marshall et al., 1988).

ФАТАЛИСТИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО

ФАТАЛИСТИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО (FATALISTIC SUICIDE) См.: Дюркгейм;Самоубийство.

ФАШИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕМИНИЗАЦИЯ

ФЕМИНИЗАЦИЯ (FEMINIZATION) Утверждается, что род занятий феминизируется тогда, когда он становится характерным для значительного числа женщин. Например, работа клерка в начале ХХ в. была преимущественно мужским родом занятий. В настоящее время ею в подавляющем большинстве случаев занимаются женщины. См. также: Женщины и работа.

ФЕМИНИЗМ

ФЕМИНИЗМ (FEMINISM) Доктрина, появившаяся в конце XVIII в., согласно которой женщины в современном обществе систематически оказываются в невыгодном положении. Эта доктрина отстаивает идею равенства возможностей для мужчин и женщин. Феминизм является также социальным движением, постепенно добивающимся улучшения позиции женщин в западных обществах ХХ в. в отношении избирательных прав, на работе и в браке. В начале ХХ в. феминизм был ориентирован в основном на достижение политического и правового равенства. Однако феминизм «второй волны», разворачивающийся начиная с 1960-х гг., показал, что женщинам все еще есть чего добиваться в направлении обеспечения равных прав и возможностей. В последние годы феминистские идеи пользуются в социологии значительным и вполне заслуженным влиянием. Социологи-феминисты утверждали, что, социологи, в большинстве своем мужчины, пренебрегали социологической значимостью женщин во всех областях этой дисциплины. Например, многие исследования социальной стратификации до самого последнего времени сосредоточивались на оплачиваемой работе мужчин как факторе, определяющем классовые позиции женщин - членов семьи. Социология в настоящее время является гораздо более чувствительной к вопросам гендера, а феминизм оказал существенное влияние на социальную теорию. См. также: Домашний труд; Женщины и работа; Класс; Патриархат; Половые роли; Феминистская социальная теория. 

ФЕМИНИСТСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

ФЕМИНИСТСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ (FEMINIST CRIMINOLOGY) Критическое направление в криминологии, возникновение которого в 1970-е гг. наряду с развитием критической криминологии было реакцией на игнорирование и непонимание связи между гендером и преступностью. Представители данного направления, разрабатывая и предлагая новые вопросы как в исследовательском, так и в теоретическом плане, опирались на феминистскую социальную теорию. Феминистские криминологи изначально подчеркивали тот факт, что женщины составляют значительную часть жертв преступлений, особенно в случаях с домашним насилием, изнасилованиями и сексуальными правонарушениями (sexual offences). Они критиковали также сексистские допущения традиционной криминологии и выдвигали на передний план  новые исследовательские вопросы  о женщинах-правонарушителях, дифференцированном отношении к правонарушителям в ходе судебного разбирательства в зависимости от их гендерной принадлежности и эффектах, свойственных женским тюрьмам. Феминисты утверждали, что женщины традиционно подчинены неформальным механизмам контроля, существующим в домашней сфере, и что женская преступность обычно является результатом разрушения неформальной социальной регуляции, например, когда девушки в юном возрасте оказываются в ситуации официального институционального попечения. Когда женщины совершают правонарушения, высока вероятность того, что они будут рассматриваться скорее как психически больные, нежели порочные (as mad rather than bad); иными словами, женщины-правонарушители чаще, чем мужчины, подвергаются медикализации. Позднее утверждалось, что главной темой феминистской криминологии должна быть связь гендера, патриархата и преступности, а не эмпирические подробности жизни женщин-преступниц. См. также: Гендерная социология; Женщины и преступность; Сексизм. Лит.: Smart (1977)

ФЕМИНИСТСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

ФЕМИНИСТСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ (FEMINIST METHODOLOGY) См.: Феминистская социальная теория. 

ФЕМИНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (PHENOMENOLOGICAL SOCIOLOGY) Тип социологии, в основании которого находится феноменологическая философия. Основной своей целью феноменологическая социология  считает анализ и описание повседневной жизни - жизненного мира и связанных с ним состояний сознания. Такого рода исследование осуществляется посредством «вынесения за скобки» суждений о социальной структуре, то есть оно не связано с допущениями о существовании или причинном влиянии социальной структуры, феноменологи утверждают, что, хотя люди в целом воспринимают повседневный мир как нечто само собой разумеющееся, самоочевидное, феноменологический анализ должен показывать, каким образом этот мир конструируется. Рассматриваемая таким образом феноменологическая социология является частью движения, критикующего использование в социологии позитивистских методов. В частности, феноменологи выступали против идеи, согласно которой индивиды формируются социальными силами, а не создают социальный мир сами, против пренебрежения смыслом человеческих действий и использования причинного анализа человеческого действия. Феноменологи полагали, что такого рода подход ведет к игнорированию уникального по своей сути человеческого характера социального взаимодействия. В социологии феноменология появилась во многом благодаря А. Шюцу. Однако наиболее известным социологическим исследованием, осуществленным в соответствии с феноменологическими принципами, является работа П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (Berger and Luckmann, 1967). Их отправной точкой является феноменологический анализ знания, характерного для повседневной жизни. Такому знанию почти всегда свойственна типизация, и оно в сущности ориентировано на решение практических проблем. Бергер и Лукман утверждают далее, что это повседневное знание  творчески производится индивидами, испытывающими также влияние совокупного объема институционализированного знания, произведенного другими людьми. Феноменологическая социология не оказала большого влияния на социологию в целом и была подвергнута широкой критике. Утверждалось, что она имеет дело с тривиальными темами, является исключительно описательной, имеет крайне ограниченное эмпирическое применение и пренебрегает идеей социальной структуры. См. также: Гарфинкель; Герменевтика; Деятельность и структура; Социология повседневной жизни; Этнометодология; Verstehen. Лит.: Wolff (1978)

ФЕОДАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИГУРАТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ФИГУРАТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (FIGURATIONAL SOCIOLOGY) Фигуративная или процессуальная социология - подход, связанный с именем Н. Элиаса (Elias, 1970), - имеет три взаимосвязанных аспекта. (1) Фигуративная социология пытается преодолеть ошибочную дихотомию деятельности и структуры, утверждая, что индивиды находятся и должны рассматриваться в рамках продолжительных социальных фигураций или отношений; (2) Она отказывается от проведения искусственного различия между индивидом и обществом, демонстрируя, что развитие индивида само по себе является социальным процессом. (3) Все социальные феномены необходимо понимать как социальные процессы. Например, социологии следует изучать не экономику, а экономические (economizing) процессы. Фигуративная социология выступает против методологического индивидуализма и реификации. Лит.: Mennell(1989)

ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА РАЗДЕЛЕНИЕ

ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА РАЗДЕЛЕНИЕ (MANUAL/NON-MANUAL DISTINCTION) См.: Класс.

ФОКУС-ГРУППА

ФОКУС-ГРУППА (FOCUS GROUP) Метод, используемый при проведении качественных исследований, когда небольшую группу людей просят сосредоточиться на том или ином вопросе и обсудить его с интервьюером в формате глубинного интервью (часто такого рода работа проводится с одной и той же группой несколько раз). Метод фокус-групп широко используется в маркетинговых исследованиях и обследованиях общественного мнения в качестве альтернативы или дополнения к традиционным анкетным опросам.

ФОРДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (FORMAL ORGANIZATION) Все социальные коллективы предполагают некоторую форму организации, однако термин «формальная организация»  используется в отношении коллективов, разработавших формальные процедуры для регулирования отношений между своими членами и их деятельности. Социологическое исследование таких коллективов - область организации теории, которая сосредоточивается главным образом, хотя и не исключительно, на экономических и политических или правительственных формальных организациях. Термином «неформальная организация» обозначаются социальные отношения  и действия, не соответствующие формальным процедурам и ролям. См. также: Бюрократия; Роль.

ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (FORMAL SOCIOLOGY) Подход, связанный в частности с именем Г. Зиммеля и немецкой социологией начала ХХ в.; его представители делали объектом своего анализа форму социальных отношений и исследовали отношения, которые, отличались по существу, но проявляли одни и те же формальные свойства. Например, конкуренцию можно рассматривать как отношение с отличительными формальными характеристиками, при этом не имеет значения, где она разворачивается - на рынке, спортивном поле или политической арене. М. Вебер также был связан с формальной социологией, и часть его усилий заключалась в том, чтобы очертить основные формы человеческого взаимодействия, имеющие место в любом обществе, такие, как власть, конкуренция и организация.

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА (FRANKFURT SCHOOL) Влиятельное движение в современном марксизме; группа ученых, работавших в Институте социальных исследований (1923-1950) при Франкфуртском университете. Почти все члены Франкфуртской школы были евреями и оказались в изгнании в период нацистского правления в Германии. В те годы Институт социальных исследований переехал в Колумбийский университет в Нью-Йорке, а во Франкфурт вернулся в 1949 г. Несмотря на то, что основное значение Франкфуртской школы связано с теоретическими работами в области эпистемологии, марксизма и анализа культуры, в Америке ее представители занимались также важным эмпирическим исследованием расизма и предубеждений, результатом чего стала работа «Авторитарная личность» (Adorno et al., 1950). Ведущими представителями Франкфуртской школы были Т. Адорно, В. Беньямин, Э. Фромм, М. Хоркхаймер и Г. Маркузе. Члены Франкфуртской школы обладали очень широким кругом интересов и оказали разнообразное влияние на развитие социальной науки. Они основывались главным образом на работах Маркса, но находились также в интеллектуальном долгу перед Фрейдом и Вебером. Франкфуртцы занимались, с одной стороны, эмпирическими исследованиями музыки, литературы и аудитории радио, а с другой - теоретическими изысканиями в области эпистемологии и социальной теории. Основные направления аргументации в рамках Франкфуртской школы заключались в следующем. (1) Критика развитого капитализма. Члены Франкфуртской школы соединяли Марксов анализ капитализма с веберовским анализом рационализации. Хотя источники рационализации находились в докапиталистическом обществе, франкфуртцы утверждали, что эти две социальные формы переплелись между собой, в частности, рационализация обеспечила средства достижения целей капитализма. Для Франкфуртской школы был характерен в сущности пессимистический взгляд на современное общество:  рационализация обеспечивает железную дисциплину, а капитализм - совокупность эксплуататорских социальных отношений. Несмотря на множество источников угнетения, члены школы не видели возможность революционного социального изменения. (2) Критика экономизма. Франкфуртская школа придерживалась определенного взгляда на марксизм, предлагая синтез идей Маркса и Вебера. Критикуя экономизм, ее члены полемизировали с определенными версиями марксистской теории, в частности с теми, согласно которым экономика была единственной или основной силой социального изменения. Результатом этой полемики был более значительный по сравнению с многими марксистами акцент на роли культуры. (3) Критика позитивизма. Члены Франкфуртской школы критиковали эпистемологию, которую они считали господствующей в западном обществе, а именно позитивизм с его положением о том, что знание основывается на чувственном опыте и проверяется им. Они отдавали предпочтение определенной форме рационализма, в рамках которого диалектическая мысль обнаруживала поток противоречий, разрешаемых только для того, чтобы они появились в новом виде. (4) Отношение к Фрейду. Еще одним теоретическим новшеством Франкфуртской школы было включение психоанализа, главным образом в той версии, которая была предложена Фрейдом, в свою концепцию общества. Это привело к дальнейшему изменению марксизма, поскольку члены школы считали, что структурную теорию общества необходимо дополнить теорией человеческих потребностей и желаний. См. также: Авторитарная личность; Диалектический материализм; Инструментальная рациональность; Критическая теория; Хабермас. Лит.: Jay (1973); Held (1980)

ФРЕЙД ЗИГМУНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУКО МИШЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУНКЦИОНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ СТРАТИФИКАЦИИ

ФУНКЦИОНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ СТРАТИФИКАЦИИ (FUNCTIONAL THEORY OF STRATIFICATION) Эта теория сыграла важную роль в дискуссии о неравенстве, развернувшейся в США в 1950-1960-е гг. К. Дэвис и У. Мур (Davis and Moore, 1945) утверждали, что во всех обществах существуют позиции, объективно обладающие большей функциональной значимостью по сравнению с другими и требующие специальной квалификации. Однако существует определенный дефицит такой квалификации, поскольку талант - явление редкое, а обучение отнимает много времени и ресурсов. Следовательно, необходимы адекватные вознаграждения для того, чтобы стимулировать нужных людей к развитию своей квалификации. Эти вознаграждения обычно представляют собой сочетание материальных стимулов и высокого социального статуса или престижа. Стратификация универсальна, она существует благодаря потребности общества в заполнении позиций, обладающих функциональной значимостью. При этом Дэвис и Мур признавали, что наследование собственности может препятствовать тесной связи между материальными вознаграждениями и функциональной значимостью. Они также в меньшей степени по сравнению с другими функционалистами исходили из допущений о социальном консенсусе в отношении значимости профессий. См. также: Функционализм.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ или ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА (FUNCTIONAL IMPERATIVE or FUNCTIONAL PREREQUISITE) Понятия, обозначающие основные потребности общества, удовлетворение которых необходимо для его выживания как функционирующей системы. Например, утверждается, что система социальной стратификации необходима для обеспечения того, чтобы наиболее важные социальные позиции занимались наиболее способными людьми, что является необходимым условием эффективного функционирования общества. Данные понятия были подвергнуты серьезной критике, поскольку трудно установить, что является функциональными императивами в каком-либо конкретном обществе. См. также: Парсонс; Потребность; Телеология; Функционализм; Эволюции теория.

Предыдущая страница Следующая страница