Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАЙКА

ШАЙКА (GANG). Термин, используемый обычно для обозначения малых групп, иерархически структурированных вокруг лидера, члены которых связаны общим чувством преданности и определенной территорией. Несмотря на то, что данный термин встречается в различных контекстах, - таких, например, как «рабочая бригада» («work gang»), - наиболее частое применение он находит в социологии девиантности, где им обозначают группу подростков мужского пола, вовлеченных в различные виды девиантных действий. В работах Ф.М. Трэшера (Thrasher, 1927) и У.Ф. Уайта (Whyte, 1956) существование делинквентных шаек рассматривается как результат городской дезорганизации общин рабочего класса, ведущей к появлению у молодых людей чувства идентичности и возбуждения (excitement). Трэшер показал, что шайки не являются слабо организованными сборищами, а представляют собой интегрированные группы, членов которых, обладающих сильно развитым чувством преданности, объединяет конфликт с более широкой общностью. А. Коэн (Cohen, 1955) рассматривал шайки рабочего класса в качестве субкультур, отвергающих ценности среднего класса. Он утверждал, что шайка обладает неутилитарными, негативными и делинквентными ценностями. По мнению Р. Клауорда и Л. Оулина (Cloward and Ohlin, 1960), делинквентные шайки оказываются «зажатыми» между структурами возможностей рабочего и среднего классов, что ведет к возникновению трех различных субкультур, а именно (1) криминальной, связанной с незаконными методами получения денег, (2) конфликтной, связанной с насилием, и (3) ретритистской, связанной с употреблением наркотиков. Субкультуры рассматривались в качестве защитной реакции со стороны подростков (преимущественно мужского пола) на ограниченные социальные возможности. Эта теория представляла собой попытку применения теории аномии к исследованию подростковой делинквентности. В ходе последующих дискуссий обсуждалось, являются ли шайки сплоченными и первичными группами, или это группы рассеянные и непостоянные. В настоящее время шайки вызывают гораздо меньший интерес и редко являются предметом обсуждения. См. также: Группа; Группа сверстников; Девиантное поведение; Девиантности усиление; Дифференцированной связи теория; Молодежная культура; Первичные отношения; Подростковый возраст; Субкультура; Чикагская школа.

ШКОЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

ШКОЛЬНОЕ ЗНАНИЕ (CLASSROOM KNOWLEDGE) Н.Кедди (Keddie, 1971) связывала оценку способностей учащихся, лежащую в основе их распределения по классам, с используемыми учителями критериями школьного знания. Она утверждает, что значение в данном случае имеет именно то знание, которое определяется в качестве надлежащего школой, - знание, которое является аб-526 страктным и может быть представлено в общих формах. Учителя полагают, что ценность этого знания превосходит ценность знания, вырабатываемого учащимися самостоятельно и состоящего из конкретной информации, которую они получают из опыта. При этом кандидатами в «более способные ученики» оказываются те, кто в большей степени готов усваивать то, что определяется школой как надлежащее знание, и воздерживаться от сомнений тогда, когда это знание расходится с их собственным опытом. Оказавшись в классе для «более способных», такие учащиеся получают доступ к более высоко оцениваемому знанию, в отличие от «менее способных» учащихся. См. также: Классной комнаты взаимодействие; Культурный капитал; Педагогические практики.

ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ (SCOTTISH ENLIGHTENMENT) В Шотландии период с 1707 по 1830-й гг. был временем значительного экономического роста, сопровождавшегося расцветом шотландской культуры, в частности, моральной и социальной философии и политической экономии. Шотландское Просвещение, во многом предвосхитившее социологию О. Конта и Г. Спенсера, связывается прежде всего с именами Д. Юма (1711-1776), А. Фергюсона (1723-1816), Дж. Миллара (1735-1801) и А. Смита (1723-1790). Общие темы социальной философии Шотландского Просвещения заключались в следующем: (1) скептический эмпиризм, придававший особое значение наблюдению и критической оценке опыта в противовес религиозному откровению и философской спекуляции; (2) признание значения социального изменения и социальной организации в развитии морали, а также затруднений, связанных с релятивизмом; (3) признавая материальные блага, которые несет с собой индустриализация, шотландские просветители не считали, что социальный прогресс  обязательно способствует счастью индивидов; (4) признание того, что для понимания изменений, происходящих в шотландском обществе, необходим новый концептуальный аппарат. Шотландское Просвещение возникло на фоне экономического и торгового развития Шотландии, усилившего традиционное различие между католическими феодальными гористыми районами на севере и северо-западе и протестантскими капиталистическими равнинными на юге. Контраст между «гражданским обществом» равнинных земель (для которого были характерны новая система социальных категорий, городские конфликты и изменения в области морали) и «варварским» обществом горцев (с его традиционной социальной иерархией, устойчивой аграрной структурой и неизменной моралью) обусловил своеобразие предложенной шотландскими просветителями теории цивилизации. См. также: Гражданское общество. Лит.: Schneider (1967)

ШЮЦ АЛЬФРЕД

ШЮЦ Альфред (SCHUTZ, Alfred) (1899-1959) Родился в Австрии, в 1939 г. эмигрировал в Соединенные Штаты, где долгое время преподавал и работал над своими книгами, не имея академической должности, связанной с полной нагрузкой (он получил такую должность лишь в 1952 г.). Основные публикации Шюца - «Избранные статьи» (Schute, 1971), «Феноменология социального мира» («Смысловое строение социального мира») (1972) и «Структуры жизненного мира» (Schutz and Luckmann, 1974). Шюц оказал большое влияние на развитие феноменологической социологии в англоязычном научном мире Он занимался прежде всего тремя проблемами: (1) стремился построить адекватную теорию социального действия, основываясь отчасти на критике M Вебера; (2) провел ряд исследований организации жизненного мира; (3) пытался определить, каким образом социология, придающая важное значение человеческому действию, может быть научной. Полемизируя с Т. Парсонсом, Шюц многое сделал для выдвижения и прояснения проблем теории действия и проблемы verstehen. В его работах, изданных посмертно, анализируется роль релевантности в структурировании жизненного мира (Schutz, 1970) Лит.: Grathoff (1978)

Предыдущая страница Следующая страница