Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЖ"-"МИН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЖ"-"МИН")

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (international trade) - продажа или обмен товарами и услугами между странами. Согласно закону сравнительных преимуществ, открытого политэкономом 19-го столетия Рикардо, страна идеально производит только те товары и услуги, в производстве которых она обладает преимуществом, позволяющим выпускать их дешевле других. Следовательно, по крайней мере в теории, международное разделение труда  приносит пользу всем нациям. Однако мера извлечения выгод каждой страной зависит от благоприятствия или, иначе говоря, от условий торговли, складывающихся для импортируемых и экспортируемых товаров и услуг. Так, в последние годы многие развивающиеся страны испытали неблагоприятные и часто ухудшающиеся условия торговли, особенно в результате снижения цен на продовольствие и сельскохозяйственное сырье в ситуациях, где, по крайней мере, в краткосрочном плане они неспособны переместить свои мощности в другие сферы производства. См. Теория зависимости; Неэквивалентный обмен; Империализм.

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (international division of labour) - см. Международная торговля; Неэквивалентный обмен.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (international relations) - отношения между нациями и изучение этих отношений. В качестве политически ориентированного академического изучения международные отношения  являются гибридной дисциплиной, основанной на историографии, политической науке, а также на социологии. Наиболее значительными акторами в международных отношениях, как принято считать, являются суверенные национальные государства. В формальных отношениях между суверенными державами не существует более высокой власти, нежели они сами. Именно этой причине война, ее угроза или предотвращение занимали выдающееся место и в практике международных отношений, Н в предмете дисциплины (см. также Стратегическая теория; Теория сдерживания; гонка вооружений) . Экономические и политические отношения между государствами также предмет изучения, равно как и деятельность международных организаций. Дисциплина международных отношений отличается от социологии скорее спецификой основного фокуса, чем диапазоном используемых методов. Так, большинство подходов, теорий и тем встречается, фактически или потенциально, в подразделах социологии (см. Национально-государственная система; Мировая система).

МЕЖОБЩЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ

МЕЖОБЩЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ (intersocietal systems) - социальные механизмы или системы, "пересекающиеся с любыми разделительными линиями, существующими между обществами или общественной целостностью" (Тидденс, 1984). Утверждение Гидденса означает, что социологи нередко не умели принимать во внимание важность межобщественных систем. Согласно Манну (1986), они часто представляли общество как "непроблематичную, унитарную целостность" и "общую единицу анализа", фактически применяя понятие в лучшем случае только к современным национальным государствам, поскольку исторически у "обществ" отсутствовали такие четкие границы. Кроме того, ввиду взаимозависимости современных национальных государств в условиях мировой экономической и национально-государственной системы (см. также Мировая система) современные национальные государства нельзя правильно понять с точки зрения изолированных социальных систем. См. также Пространственно-временная протяженность.

МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ (PETTY BOURGEOISIE), ИЛИ PETITE BOURGEOISIE

МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ (PETTY BOURGEOISIE), или PETITE BOURGEOISIE - класс мелких капиталистических собственников. Некоторые теоретики также включают сюда самостоятельных ремесленников, среднее и мелкое крестьянство, других мелких земледельцев. Термин происходит от работ Маркса, проводившего различие между социальным и экономическим положением крупных и мелких предпринимателей. Он доказывал, что логика конкуренции и последовательных экономических кризисов при капитализме должна поощрять рост крупного монополистического бизнеса (классовую поляризацию и пролетаризацию мелкой буржуазии). На практике, несмотря на ненадежность и неустойчивость собственности мелкого бизнеса (только около 20% выживает в течение пяти лет, Фидлер, 1981), темпы его создания остаются очень высокими и могут расти в связи с большим уровнем безработицы. Эмпирические исследования мелкой буржуазии так определяют ее социальные и политические приверженности:  индивидуалистские и вольнодумственные, недоверчивые к крупным организациям, в целом консервативные и антисоциалистические (Бекхофер и др., 1974). Поддержка членов мелкой буржуазии обычно рассматривается существенным фактором в становлении европейского фашизма в 1920-1930-е гг. в Германии (см. Франц Нойманн, 1942). В более широком контексте, они в меньшей пропорции встречаются среди сторонников правых и крайне правых политических движений, например, маккартизма в США (см. Белл, 1964). Теоретическая переработка понятий представлена у Пуланцаса (1973): средние классы неручного труда - новая мелкая буржуазия.  Ведь они не являются членами буржуазии, так как не владеют средствами производства, но не могут (вопреки тезису о пролетаризации) также быть членами рабочего класса. Их роль как пособников капитала и их идеологическая идентификация с капиталистическими интересами делает более адекватным их рассмотрение как идентифицированных со "старой" мелкой буржуазией. Однако эта теория лучше вписывается в контекст дебатов о новом среднем классе (см. Противоречащие классовые положения).

МЕЛКОТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

МЕЛКОТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (petty commodity production) (марксизм) - производство изделий для рынка (товаров) людьми, владеющими средствами производства, но обычно не имеющими возможности нанимать работников. С немарксистской точки зрения, такие люди являются самостоятельными производителями. Термин простое товарное производство  обычно означает то же самое, используясь иногда в отношении экономической деятельности крестьян. Идут интенсивные дискуссии по поводу его применимости к мелким производителям в современных городах "третьего мира ". См. Товары и товарное производство.

МЕНДЕЛЬ ГРЕГОР

МЕНДЕЛЬ ГРЕГОР (Mendel, Gregor) - см. Генетика.

МЕНЕДЖЕР

МЕНЕДЖЕР (manager) - человек, отвечающий за координацию и контроль над организацией труда. Менеджеры обычно разделяются на три страты: старшие, средние и низшие, что указывает на широкое социальное и экономическое неравенство в пределах данной категории. Высшие эшелоны включают высокооплачиваемых исполнительных директоров многонациональных корпораций, в то время как низшие - диспетчеров, получающих чуть больше рабочих ручного труда, рядом с которыми они работают и которых контролируют. Главная проблема недавних дебатов касалась классового местоположения менеджеров (Аберкомби и Урри, 1983), являясь продолжением и расширением дебатов о революции менеджеров. См. также Интеллектуальный труд; Противоречащие классовые положения.

МЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (МРС)

МЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (МРС) (less developed countries - LDCs) - см. "Третий мир ".

МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ

МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ (exchange value) - см. Потребительная стоимость и меновая стоимость. 

МЕРИТОКРАТИЯ

МЕРИТОКРАТИЯ (meritocracy) - форма общества, в которой успех в образовании и социальном положении является результатом способностей (измеряемых КИ) и индивидуальных усилий. Данное понятие, ставшее знаменитым благодаря Майклу Янгу ("Возвышение меритократии", 1958), фигурировало в работах фабианских социалистов, сделавших многое для включения его в качестве руководящего принципа законодательной поправки к Закону Великобритании об образовании, которой они добивались в 1944 г., и для последующей всесторонней реорганизации средней школы. Меритократия подчеркивает равенство скорее конкуренции, чем результата, устанавливая, что положение в профессиональной иерархии занимается благодаря заслугам по универсальным, объективным критериям, а не по приписанным критериям возраста, тендера, расы или унаследованного богатства. Ни единому человеку - заслуженному, компетентному или соответствующего характера - не может быть отказано в возможности достичь соразмерного социального статуса. Основа данного понятия - уверенность в том, что существует лишь ограниченное число талантов и что важная функция системы образования заключается в слежении за тем, чтобы они не пропали впустую, а развивались и укреплялись. (См. также Функционалистская теория социальной стратификации.) Принцип меритократии ни в коем случае не является общепринятым, Янг сам занял двойственную позицию относительно некоего последствий, например лишения рабочего класса культуры и своего руководства. Оппоненты доказывают, что подлинное равенство может быть достигнуто только принятием политики, направленной на создание большего равенства в качестве конечного результата системы, а не на стартовой отметке. В любом случае защитники меритократического представления должны изобрести объективное мерило способностей. См. также Интеллект.

МЕРКАНТИЛИЗМ

МЕРКАНТИЛИЗМ (mercantilism) - экономическая доктрина государственной власти и торгового класса в 16-17-м столетиях, согласно которой внешняя торговля, приносящая активное сальдо, считалась главным показателем национального богатства. По этой доктрине торговля управлялась государственной властью. В 19-ом столетии она была опровергнута аргументами классических политэкономистов и заменена доктриной свободы торговли и laissez-faire (прим.), хотя "протекционизм" и государственное вмешательство в экономике нередко появлялись вновь.

МЕРЛО-ПОНТИ МОРИС

МЕРЛО-ПОНТИ МОРИС (Merlean-Ponty, Maurice) (1908-1961) - французский экзистенциалист, феноменологический философ и социальный теоретик, испытавший влияние Гуссерля, работавший также с Бовуа и Сартром. Находясь и под влиянием марксизма, он был критически настроен в отношении концепций детерминизма и предельной автономии субъекта. В "Феноменологии восприятия" (1945) он подтвердил существование мира, независимого от сознания, но на который воздействует сознательный фактор, наделяя его значимостью и формой. См. также Тело.

МЕРТОН РОБЕРТ

МЕРТОН РОБЕРТ (Merton, Robert) (1910- ) - ведущий американский социолог, бывший студентом Парсонса и по праву ставший влиятельным глашатаем функционалистской социологии. Он был коллегой Лазарсфельда, являясь директором Бюро прикладных исследований в Колумбийском университете, и в своем творчестве стремился навести мосты через водораздел между абстрактной теорией Парсонса и эмпирическими обзорными работами, олицетворяющими многое из современной американской социологии. Альтернативами последним Мертон называл теории среднего уровня,  связанные с организацией эмпирических данных и эмпирическим исследованием по проверке теории. Наиболее известная его работа - собрание очерков "Социальная теория и социальная структура"  (1949). Она содержит "явные и латентные функции"  (см. Явные и латентные функции; Непредвиденные последствия (социальной деятельности); Постулат функциональной необходимости); "социальную структуру и аномию" (см. Аномия; Преступление; Девиация). В этой и последующих книгах он отстаивал теорию среднего уровня посредством критических анализов и систематизации теоретических подходов (особенно функционализма), а также их применения в эмпирическом анализе. Из его собственных трудов, возможно, наиболее существенным был вклад в изучение бюрократии, социологии науки и социологии массовых коммуникаций, анализ теории роли, относительной депривации и референтных групп. Среди наиболее важных книг, объединенных и изданных под его авторством, фигурируют: "Массовое убеждение" (1946), "Преемственность в социальном исследовании" (1950), "Читая о бюрократии" (1952), "Студенческий врач" (1957). Хотя все они очень значительны, его докторская диссертация о науке - "Наука, технология и общество в Англии семнадцатого столетия", - имела особый успех. Впервые изданная в 1938 г., она была построена на тезисе Вебера об отношениях между протестантством и капитализмом, став работой, сделавшей ему имя. Гипотеза Мертона заключалась в том, что рост научной деятельности в 17-м столетии был тесно переплетен с социальными силами, включая пуританскую религию; эта перспектива привела к крупным изменениям как в историческом, так и социологическом анализе науки. Впоследствии Мертон также писал о науке как социальном институте, о способах организации и конкуренции в научной работе ("Социология науки", 1979). Хотя в последние годы принадлежность Мертона к функционализму и "естественнонаучной" модели социологических теорий широко критиковалась (например, Гидденсом, 1977), важность его разностороннего вклада в социологию остается бесспорной.

МЕРЫ ДИСПЕРСИИ

МЕРЫ ДИСПЕРСИИ (measures of dispersion) - различные способы вычисления степени, в которой совокупность индивидуальных величин - наблюдений, чисел и т.д. - группируется вокруг митральной точки. Меры дисперсии, тесно связанные с мерами центральной тенденции, подразделяются на шесть вариантов: размах, средняя дисперсия,  стандартное квадратическое отклонение, стандартная ошибкаасимметричное отклонение  и куртозис. Размах - самая простая мера, касающаяся фактического распространения величин и равная разности между максимальной и минимальной величинами. Средняя дисперсия - мера отклонения совокупности величин, которая используется только с мерами интервального доказывает степень группировки индивидуальных величин своей средней. Ее вычисляют возведением в квадрат среднеарифметического отклонения индивидуальных величин от их средней, посредством чего обеспечивается учет как отрицательных значений, так и наличие чрезмерно низких и чрезмерно высоких величин. Низкое значение средней дисперсии - признак большой степени однородности величин, а высокое - низкой степени. Стандартное квадратическое отклонение - квадратный корень средней дисперсии. Предпочтительнее, чем средняя дисперсия, потому что проще интерпретировать, имея значения в том масштабе значений, из которых оно получено. Стандартная ошибка - оценка степени, в которой средняя данной совокупности величин, извлеченных из выборки, отклоняется от истинной средней всей совокупности. Ее следует применять лишь с мерами интервального уровня. Асимметричное отклонение определяет степень отклонения влево или вправо совокупности мер от симметрии кривой нормального распределения. Там, где меры имеют тенденцию располагаться направо от кривой, величина - отрицательная. Куртозис показывает степень, в которой "кривая" совокупности наблюдений является более рельефной или более слабой, чем нормальное распределение,  чей куртозис равен нулю. Слабое (более тесное) распределение имеет положительное значение, а рельефная кривая - отрицательное.

МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ

МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ (measures of central tendency) - различные способы осмысления центральной или средней позиции группы наблюдений, чисел и т.д. Имеются три меры: мода, медиана и среднее. Мода - наиболее частое значение. Медиана - значение, занимающее центральное положение, имея множество величин как ниже, так и выше себя. Среднее (чаще называемое средней величиной) вычисляется путем суммирования всех индивидуальных значений и деления суммы на число случаев или наблюдений. Иногда совокупность наблюдений выдает бимодальное распределение  (где две разные величины встречаются наиболее часто). Кроме того, при наличии равного числа наблюдений центрального значения медианы нет. В этом случае ее проводят на полпути между двумя центрально расположенными значениями. Если в распределении много значений, медиана приблизительно вычисляется путем интерполяции. Данные сначала группируются в совокупность числа частот, а за нее принимают расположенные внутри средней группы, и математически определяют ее положение от процента случаев более низких и более высоких частот. Выбор применяемой меры центральной тенденции  зависит от двух факторов: используемых уровней измерения (см. Критерии и уровни измерения)  и величины дисперсии в совокупности наблюдений. Там, где используется мера номинального уровня, следует рассчитывать только моду. Например, если числовые величины были назначены различным типам размещения, мода покажет, который из них наиболее распространенный, но и среднее, и медиана были бы лишены значений. Медиана лучше всего подходит к мерам порядкового уровня, где относительные расстояния между категориями не известны (хотя надо сказать, что многие социальные ученые прибегают к среднему, когда имеют дело с переменными порядкового уровня. Ведь тогда можно провести большое количество статистических тестов). Наконец, среднему, как правило, отдается предпочтение при мерах интервального уровня, кроме тех случаев, в которых имеется ряд предельных значений, искажающих распределение. Например, средние доходы группы респондентов легко исказить, включив в модель нескольких получателей высоких заработков. Тогда лучше применять медиану, которая пригодна и к сгруппированным данным с открытой "самой высокой" категорией. Так, доход мог бы быть сгруппирован таким образом, что все получают по 100 тыс. ф. ст. в год объединены вместе, и нет верхнего предела заработка у людей данной категории. Тогда среднее не может быть рассчитано, а величина медианы оценивается путем интерполяции, упомянутой выше. См. также Меры дисперсии.

МЕТАДОКТРИНА

МЕТАДОКТРИНА (metanarrative) - см. Великая доктрина и метадоктрина.

МЕТАТЕОРИЯ

МЕТАТЕОРИЯ (metatheory) - все или какие-либо оценки второго порядка теорий или теории второго порядка о теориях.

МЕТАФИЗИКА

МЕТАФИЗИКА (metaphysics) - 1. Раздел философии о перечных принципах, например, о вопросах "существования", "бытия" (см. Онтология), "знания" (см. Эпистемология). 2. (Уничижительно в позитивизме) чисто спекулятивная, эмпирическая (то есть ненаучная) доктрина или теория.

МЕТАФОРА

МЕТАФОРА (metaphora) - применение описательной фразы термина к явлению, к которому они буквально не применимы (см. также Аналогия). Роль метафоры в социологии и науках в целом значительна (например, понятие легких волн как "частиц") и, возможно, необходимость заключается в утверждении новых отношений или новых механизмов объяснения. Однако ее использование может быть проблематичным, если метафору принимать буквально, ее применимость не подтверждена независимым свидетельством. В структурализме Лакана и семиологии Барта метафора и метонимия, в которой одно signifier (значение) занимает место другого рассматривается как исполнение важнейшей роли во всем процессе обозначения. См. также Модель.

МЕТАЯЗЫК

МЕТАЯЗЫК (metalanguage) - язык "второго порядка", используемый для обсуждения языка; совокупность или система суждений о суждениях.

МЕТОД ОБЗОРА

МЕТОД ОБЗОРА (survey method) - социально-научный метод исследования, использующий опросные листы и их анализ, а также различные количественные и статистические методы (см. также социальный обзор) . В социологии метод обзора  применяется по двум главным причинам: чтобы описать население и изучить его основные характеристики - возраст, занятость в зависимости от пола, позиции и т.д.; чтобы проверить гипотезы и выявить отношения между переменными. Главные проблемы с методом обзора заключаются в том, что: (а) исследователь, как правило, не может управлять условиями, при которых проводится работа; (б) ученые вынуждены полагаться на сообщения респондентов, пока сами не в состоянии проверить результаты посредством прямых наблюдений; (в) наличие множества элементов, ибо охватываются индивидуумы, а не общество в целом. Тем не менее у метода есть много преимуществ: обеспечение дешевого и относительно легкого способа получения значительного объема чисто количественных данных, пригодных для проверки и перепроверки социологических гипотез и определения дальнейших сфер исследования.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ (methodological anarchism) - см. Эпистемологический анархизм.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ (methodologica individualism) - теоретические позиции, основанные на том, что адекватные социологические оценки обязательно предполагают обращение к людям, интерпретации ими своих обстоятельств и причин и поводов для предпринимаемых ими действий. И Вебер, и Поппер предлагают такие спецификации, посредством которых все социальные категории, вроде "капитализма" или "государства", могут объясняться обращением к реальным или абстрактным ("идеализированным") индивидуумам или личностям. В более резких формах методологически индивидуализм предлагает, чтобы все социологические объяснения начинались и заканчивались обращением к индивидуумам. Стандартное возражение этому состоит в том, что индивидуумы обычно во многом зависят от своих особенностей определения, например, психологического расположения, культуры и их структурных контекстов, так что предложенное завершение в социологическом плане банально. См. Ситуационный анализ и ситуационная логика; Холизм; Стратегическая интеракция. Ср. Структурализм; Структура и воля.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ (methodological pluralism) - доктрина, согласно которой больше пользы приносит увеличение методологий и теорий, чем рабская привязанность к ограниченному числу научных или исследовательских методов - см. Фейерабенд.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ В СКОБКИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ В СКОБКИ (methodological bracketing) - см. Epoche (прим.).

МЕТОДОЛОГИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ (methodology) - 1. Философская оценка исследовательских методов дисциплины; интерес к концептуальным, теоретическим и исследовательским аспектам знания. 2. Методы и стратегии, используемые в дисциплине для манипулирования данными и приобретения знания. В этом узком значении термин относится просто к методам исследования и не подвергает сомнению валидность или уместность их проведения. В смысле 1 методология - аспект эпистемологического интереса к научному статусу социологии. Ей много занимались Дюркгейм, Маркс и Вебер, каждый из которых стремился показать, что разработал особый подход к изучению общества и поэтому - к знанию. Демонстрируя валидность новых исследовательских подходов, они вносили вклад в развитие социологии как особой дисциплины. Главная задача методологии - сравнение между социологией и естественными науками. Последние часто ассоциируются с экспериментальным методом, посредством которого одна переменная зависимая  переменная) манипулируется тщательно контролируемым способом. Если получены соответствующие результаты, то ученый делает выводы о причинах и результатах либо заключает, что предварительно выдвинутая гипотеза подтверждается (отклоняется). Так как это к социальным наукам обычно не подходит, то разработаны новые методы, позволяющие достичь определенной степени валидности, соответствующей таковой в естественных науках. Дюркгейм, например, выступал за использование сравнительно, метода, хотя он заставляет оперировать большим числом переменных. В качестве альтернативы развивались методы, не стремящиеся подражать естественнонаучной задаче научных законов, а в большей мере отвечающие характеру социальной действительности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (research methods) - методы познания, используемые в рамках всей академической дисциплины. В социологии диапазон методов очень широк и включает множество применяемых в других дисциплинах. Например, социологи прибегали к критическим методам гуманитарных наук в "опросных" текстах, картинах, зданиях и т.д.; к этнографическим, заимствованным из антропологии и приложенным к современному обществу (см. также Этнография); к историческим для понимания происхождения социальных форм. Наиболее эффективны те, что проводятся совместно с центральными и местными органами власти, то есть социальные обзоры на базе выборки. Однако распространенное представление о том, что данная наука основана исключительно на таких методах, явно ошибочно. Среди множества других количественных и качественных методов исследования находятся: включенное наблюдение  и другие формы "прямого наблюдения"; подробные Интервью; Шкала отношений; Контент-анализ, "анализ документов" ; вторичный анализ данных  (включая вторичный анализ  официальной статистики). В определенной ситуации избранные методы зависят от разнообразия следующих соображений: (а) характера изучаемой проблемы (например, если для изучения заболеваний среди пожилых эффективны опросные листы или медицинские отчеты, то девиантное поведение  требует включенного наблюдения); (б) теоретической позиции и предпочитаемых исследователем или коллективом методов (так, символические интеракционисты скорее всего предпочтут прямое наблюдение работе со стандартизированными переменными); (в) наличие времени и денег (в частности, почтовые опросы дешевле, чем личные интервью, как и вторичный анализ данных  по сравнению с проведением новых обзоров); (г) типа исследования и оснований, способных убедить спонсоров и аудиторию (например, спонсоры часто отдают предпочтение работам с применением количественных, а не качественных данных). Споры о достоинствах количественных и качественных подходов бывают жесткими. Те, кто преданы первым, отказываются подтвердить силу и валидность иных методов, а те, кто предпочитают прямое наблюдение, не одобряют количественные методы.  Однако простое их противопоставление не обосновано. Денцин (1970) доказывал, что всякий раз, когда возможно, социальное исследование  стремилось производить триангуляцию" различных методов исследования (см. Триангуляция подходов). См. также Статистика и статистический анализ; Методология; Математическая социология.

МЕТОНИМИЯ

МЕТОНИМИЯ (metonymy) - замена слова, относящегося к признаку вещи, непосредственно самой вещью, например, "коро- ны" для обозначения монарха. Роль метонимии в социальной жизни интересует особенно семиологию. См. также Метафора; Символ.

МЕТРОПОЛИЗАЦИЯ

МЕТРОПОЛИЗАЦИЯ (metropolization) - см. Урбанизация.

МЕХАНИЗМ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (МУЯ)

МЕХАНИЗМ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (МУЯ) (Language Acquisition Device - LAD) - гипотетическая структура, которую Чомский (1962) считал врожденной у людей и придающей им способность легко усваивать язык. Он основал свою гипотезу, наблюдая за детьми, с легкостью усваивающими язык в первые пять лет жизни и способными составлять предложения, никогда не слыханные ими ранее. Следовательно, люди обладают врожденной предрасположенностью понимать грамматические отношения, извлекать "правила" из языка, который они слушают, и затем применять это в формировании собственных выражений. Не все психолингвисты согласны с предположением Чомского, а самым известным его антагонистом является бихевиористский психолог Б.Ф. Скиннер ("Вербальное поведение", 1957), для которого "обучение" - только объяснение усвоения языка.

МЕХАНИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

МЕХАНИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ (mechanical and organic solidarity) - различие, идущее от Эмиля Дюркгейма (1893), между двумя типами социальной солидарности: механической, основанной на подобии индивидуумов, формой солидарности преобладающей в простых и менее развитых обществах, и панической, основанной на разделении труда, идеально подходя-Для современных развитых обществ. Дюркгейм сформулировал посредством выявления основных демографических и морфологических особенностей каждой формы права, а также колотого сознания. Действительность, доказывал Дюркгейм, была такова, что в современных обществах органическая солидарность   далека от реализации. См. также Интеграции.

МИГРАЦИЯ

МИГРАЦИЯ (migration) - переезд людей из одной страны в другую с намерением обосноваться. Эмиграция относится к выезду людей, иммиграция - к въезду. Согласованное в международном масштабе определение называет иммигрантом того, кто, прожив в другой стране, по крайней мере, в течение года, объявляет о намерении остаться как минимум еще на такой же срок. Эмигрант определяется противоположным образом. Начиная со второй мировой войны из Великобритании больше людей эмигрировало. Однако в истории страны было три периода ярко выраженной иммиграции: ирландцев (1800-1861), евреев (1870-1911) и людей из стран Содружества (1950-1971). После 1945 г. по поводу иммиграции прошел ряд моральных паник из-за въезда черных людей. Ошибочно полагать, что иммигрант является черным, а также в равной мере, будто черный человек является иммигрантом. См. также Трудовая миграция; Этническая группа; Расизм.

МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ (Mead, George Herbert) (1863-1931) - американский философ-прагматик, социолог и социальный психолог, который работал в Чикагском университете и подход которого к социологии сегодня больше всего увязывается с символическим интеракционизмом. Мид называл его социальным бихевиоризмом, чтобы отличить от более ортодоксального психологического бихевиоризма Уотсона. Под влиянием, прежде всего своего товарища - философа-прагматика Дьюи - и Чарльза Кули социология и психология Мида выделяла сознательное мышление, самосознание и саморегулирование социальных акторов. В представлении Мида, "Я" возникает из социальной интеракции, благодаря которой человек, "приняв роль другого", делает своими внутренними позиции реальных и предполагаемых других (см. Существенный другой). Опираясь на понятие Кули зеркального «Я» он включил "Я" (Я сам, как Я есть) в непрерывное взаимодействие с "Мы" (Я, каким видят меня другие). "Мы" представляет позиции социальной группы, обобщенного другого, и через восприятие роли в игре и "воображаемые репетиции" мы внутренне усваиваем ценности группы в качестве своих собственных. Непрерывно отражая себя, как нас видят другие, мы становимся компетентными в производстве и выражении социальных символов. Человеческая природа рассматривается Мидом с точки зрения части эволюции и природы, но значение языка и символической коммуникации - аспектов этой эволюции - состоит в том, чтобы освободить человеческую деятельность от естественного детерминизма. Можно считать, что Мид воплощает социологию Чикагской школы, стремясь к членораздельному отношению между "Я" и обществом. Герберт Блумер, занявший лекторский пост Мида после его смерти, очистил его социальную теорию и внедрил термин символический интеракционизм.  К главным работам Мида, собранным в очерках и лекциях и изданным после его смерти, относятся "Разум, Я и общество" (1932), "Философия действия" (1938) и "Философия настоящего" (1959). См. также Прагматизм.

МИД МАРГАРЕТ

МИД МАРГАРЕТ (Mead, Margaret) (1901-1978) - американский культурный антрополог. Основные работы: "Прибытие из эпохи Островов Самоа" (1928), "Взросление в Новой Гвинее" (1930), "Пол и темперамент в трех примитивных обществах" (1935). Ее раннее творчество проиллюстрировало, что образцы поведения в культурном отношении не определялись биологически. Ее исследования воспитания детей особенно влиятельны в спорах о природе и воспитании и в личном участии по учреждению американской школы культуры и личности. Более поздние работы посвящены применению понимания, приобретенного в антропологии, к американскому обществу. Хотя точность ее этнографических исследований остро критиковалась, деятельность Мид в качестве ранней феминистки и реформатора все еще сохраняет важность.

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ (microsociology) - уровень социологического анализа, основанный на интеракциях лицом к лицу в повседневной жизни, на поведении в группах и т.д. (см. Символический интеракционизм; Этнометодология). Хотя термин часто связан с пониманием индивидуальных ценностей (см. Значимые понимание и объяснение), микросоциология не ограничивает себя частными формами объяснительных оценок. Ср. Макросоциология.

МИЛИТАРИЗМ

МИЛИТАРИЗМ (militarism) - 1. Стремление к войне и прославление военных идеалов (например, в обучении молодежи, как в древней Спарте). 2. Преобладание военных ценностей и практики в обществе. 3. Склонность высших эшелонов некоторых обществ к поиску военных решений политических конфликтов и готовность низших рядов принимать такие решения (Гидденс, 1986). В новое время милитаристские действия и идеологии играли решающую роль в создании национальной идентичности (см. Национализм; Национальное государство), в инкорпорации рабочего класса. Вопреки ожиданиям некоторых классиков социологии (особенно Спенсера), милитаризм не утратил значения в современном мире (см. также Тотальная война), несмотря на то что, согласно отдельным теоретикам, на пути к развязыванию войны появились ограничители в виде ядерного оружия (см. Сдерживание; Ядерное сдерживание; Гарантированное взаимоуничтожение). См. также Война; Военное и промышленное общества; Гонка вооружений; Клаузевиц; Неоклаузевицисты; Военно-промышленный комплекс; Гарнизонное государство; Военное вмешательство в политику.

МИЛЛАР ДЖОН

МИЛЛАР ДЖОН (Millar, John) (1735-1801) - мыслитель Шотландского просвещения и протосоциолог, особенно известный работой "Происхождение различия рангов" (1771). Отличительная особенность его подхода заключалась в выделении значения разделения труда, форм пропитания и собственности в понимании социальных отношений в целом. Большинство комментаторов считает, что его творчество скорее оставалось в рамках традиции "моральной философии", чем отличалось зрелой социологической перспективой.

МИЛЛЕНАРИЗМ И МИЛЛЕНАРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

МИЛЛЕНАРИЗМ И МИЛЛЕНАРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (millenarianism and millennial movement) - тип религиозного движения, часто политико-религиозного, основанного на вере в неминуемость радикального социополитического преобразования сверхъестественным вмешательством - например, возвратом Мессии и наступлением нового тысячелетнего (отсюда и термин) золотого века. В средние века и в ранний период нового времени в Европе такие движения объединяли главным образом обездоленных и неимущих (см. Кона, 1957). Этот пример повторялся в других местах; в североамериканских индейских танцорах-призраках, в связанном с ними явлении грузовых культов. Все подобные движения можно считать предполитическими ответами на культурное разрушение, которое одновременно может вызывать не только формы. Однако в равной мере многие современные политические движения интерпретировались как содержащие элементы милленаризма, обещая коренные социальные и экономические преобразования, для немедленного выполнения которых нет никаких средств.

МИЛЛС С. РАЙТ

МИЛЛС С. РАЙТ (Mills, С. Wright) (1916-1962) - американский социолог и видный критик обеих ортодоксальных доктрин американской социологии 1950-х гг.: функционализма Парсона и социального обзорного исследования. Первую он бичевал как праздную великую теорию", а вторую как "абстрактный эмпиризм" . В представлении Миллса эти формы социологии перестали поднимать действительно важные вопросы об обществе. В собственных работах он стремился связать "частные беды" с "общественными проблемами", критикуя "интеллектуальное упущение" современной социологии, не желающей эффективно вмешиваться в историю. Будучи редактором и переводчиком (совместно с Гансом Гертом) избранных произведений Макса Вебера ("Из Макса Вебера: социологические очерки", 1946), Миллс выступал за социологический метод, основанный, на историческом понимании. Под влиянием символического интеракционизма в "Знаке и социальной структуре" (1953) он ратовал за социологию, которая будет увязывать "знаковую структуру" с "социальной". "Социологическое воображение" (1959) дает итоговое представление о подходе и позициях Миллса в целом. Из его исследований особое внимание привлекают две работы: "Белый воротничок" (1951) и "Властная элита" (1956). В первой автор показывает снижающееся значение и утрату общественной роли "старого" независимого "среднего класса", все более заменяющегося "новым средним классом", состоящим из обюрократившихся конторских служащих, продавцов и т.п. Это - "удобные роботы", не властные над собственной жизнью. Общий тезис "Властной элиты" - все большая концентрация власти в современной Америке. Миллс выявил три типичные взаимосвязанные важнейшие группы власть предержащих: "вожди корпораций", "военная верхушка" и "политические боссы", которые все вместе, по утверждению Миллса, могли удобно разместиться в среднем пригородном кинотеатре (см. также Теория элит). Занимая командные высоты в американском обществе, члены этой элиты имеют возможность обеспечить нравственное руководство обществом, но на практике их деятельность часто представляет собой "высшую безнравственность", например, дрейф ко второй мировой войне. Критика его работ концентрировалась на двух аспектах: относительно спекулятивной эмпирической основе и популистском тоне; на систематическом отказе от других общих теорий современного общества, включая плюралистский элитизм  и марксизм. Тем не менее, Миллс - стимулирующий рупор послевоенной американской социологии, способствовавший развитию критических позиций.

МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ

МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ (Mill, John Stuart) (1806-1873) - английский философ и ведущий представитель либерализма XIX в., проявивший глубокий интерес к достижениям социальной науки и социологии, особенно к творчеству Конта. Помимо философских и более общего плана работ ("Утилитаризм", 1861; "Представительное правление", 1861; "Основы политической экономии", 1848). вклад Милля в социальную науку был сделан в "Системе логики (1§43), где он дал формальный анализ главных методов индукции и индуктивной логики, которую развивал как основу эмпирического исследования и научного метода в социальной и естественных науках (см. сравнительный метод) . Выдвигая утверждение об "однородности природы", Милль стремился бороться с традиционным философским скептицизмом; однако нельзя сказать, что он решил эту проблему (см. Фальсификация). Под влиянием Токвиля в книге "О свободе" (1859) Милль выступил против всех форм цензуры и за терпимость к иным точкам зрения, обосновав это, в частности, тем, что развитие знания требовало открытости. Данную точку зрения можно считать аргументом против всякого застылого метода (см. Фейерабенд; Истинность). Другой довод состоял в значении живой жизни, поскольку каждый выбирает из предоставляемого жизненным опытом" то, что не угрожает другим. В "Подчинении женщины" (1869) изложены доводы против неравенства полов. Вклад в утилитаризм продолжил творчество его отца - Джеймса Милля (1773-1836) - и крестного отца - Иеремии Бентама. Милль следовал их суждениям о праве и о "принципе удовольствия" - степени, в которой частные действия или социальные механизмы усиливают или не усиливают полное "счастье". Однако он отличался от них, настаивая на необходимости различия высших и низших форм удовольствия.

МИНИ-УЧЕТ

МИНИ-УЧЕТ (Minitab) (Статистика) - широко используемый пакет программ для статистического анализа. Разработанный первоначально для обучения статистике, мини-учет является полностью диалоговым и основан на простой идее ввода числовой информации в ряды и колонки рабочей таблицы, довольно похожей на крупноформатную таблицу. Часто обновляемый, мини-учет имеет теперь программы, позволяющие применять его ко многим сложным многомерным анализам временных рядов. В отличие от многих стандартных пакетов, мини-учет не особенно силен в методах, связанных с исследовательским анализом данных (ИАД). Для обзорных данных пакет содержит широкий диапазон статистических методов и графов; его недостаток состоит в ограниченных средствах маркировки. Доступный и в универсальной ЭВМ, и в микрокомпьютерных версиях, это - один из наибольших "друзей пользователя" среди статистических программ.

МИНИ-ФУНДИЯ

МИНИ-ФУНДИЯ (minifundia) - см. Латифундия.

Предыдущая страница Следующая страница