Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНТ"-"ИУД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНТ"-"ИУД")

ИНТЕРВАЛ ДОВЕРИЯ

ИНТЕРВАЛ ДОВЕРИЯ (confidence interval) - диапазон значений, исходя из средней выборочной совокупности, внутри которого можно определить вероятность наблюдения, являющегося правильным для родственной совокупности. Обычно выражается в терминах стандартных единиц отклонения. См. также Меры дисперсии; Критерии и уровни измерения

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ (interview) - метод сбора социальных данных на индивидуальном уровне. Этот метод "лицом к лицу" гарантирует более высокий коэффициент ответа,  чем почтовые опросные листы, но может вносить смещение интервьюера  посредством его воздействия на качество, валидность и достоверность собранной таким образом информации. Интервью могут быть структурированными, когда задается ряд вопросов, а ответы респондентов сразу же распределяются по категориям. Эта форма облегчает анализ и снижает вероятность смещения опрашиваемого, но сведения не будут столь же "богаты", как при неструктурированном варианте (и могут вызвать проблемы измерения по декрету - см. также Сикурел). Неструктурированные интервью желательны, когда проведено начальное исследование данной области и сформулированы гипотезы для дальнейшей работы или когда объем данных более важен, чем простота анализа. См. Качественное исследование и Количественные, методы исследования

ИНТЕРЕСЫ

ИНТЕРЕСЫ (interests) - специфические социальные результаты, приносящие пользу отдельному индивидууму или группе. Такие интересы могут осознаваться и преследоваться человеком или группой, а также устанавливаться другими, в том числе социальными учеными, в качестве основных или "объективных" и не осознаваемых преследующими их людьми. Марксизм дает пример такой теории, проводя различие между очевидными интересами и интересами глубинными, объективными, что играет важную роль (см. Лжесознание).

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (internalization) - принятие и вбирание индивидуумом стандартов или убеждений других людей либо общества. Интериоризация - базисное понятие в теории Фрейда о развитии личности. Сознание ребенка (Суперэго) сформировано за счет впитывания нравов общества, представленных родительскими ценностями и стандартами. Исходя из такого подхода, общее восприятие убеждений и ценностей, как правило, предполагается при использовании понятия в более широком смысле. Однако иногда проявление позиции или поведения основано на социальных давлениях в виде конформности и предполагает скорее согласие, чем трансформацию. См. также Социализация; Сверхсоциализированная концепция человека.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ИМПЕРИАЛИЗМА

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ИМПЕРИАЛИЗМА (internalization of impe-rialilism) - см. Зависимая индустриализация.

ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ

ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ (interpellation) - процесс, посредством которого личности становятся социальными субъектами. Согласно Алътюссеру (1971), люди скорее "носители структур", чем "автономные субъекты". Однако, если капиталистические производственные отношения  должны воспроизводиться, каждый человек должен формироваться как независимый индивидуум. Это - функция идеологии. Личности интерпеллируются в качестве субъектов путем обращения к ним, например, "люди". Таким образом, капиталистическое государство  способно обращаться к личностям в терминах демократического дискурса как к автономным субъектам, в то же время вовлекая их в политический процесс,  действительной функцией которого является сохранение, координация и воспроизводство условий для успешного накопления капитала.

ИНТЕРПОЛЯЦИЯ

ИНТЕРПОЛЯЦИЯ (interpolation) - см. Меры центральной тенденции.

ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ (ИЛИ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ) СОЦИОЛОГИЯ

ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ (или ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ) СОЦИОЛОГИЯ (interpretative (or interpretive) sociology) - ряд форм социологии (включая символический интеракционизм,  социологическую феноменологию и подход Вебера), объединенных акцентом на необходимости осознания (то есть "понимания" или интерпретации) "цели" акторов социологами (см. также Интерпретация; Значимые понимание и объяснение; Verstehen (прил.); Герменевтика; Двойная герменевтика). Согласно этому, вся социальная действительность является "прединтерпретированной" на основе результатов убеждений социальных акторов и их толкования. Таким образом, за нее не может приняться ни одна из форм социологии, по крайней мере без предварительного осознания целей акторов, а предложение Дюркгейма в "Правилах" о возможности приступать к объективному изучению "социальных фактов" без какой-либо ссылки на цели акторов вводит в заблуждение. По замыслу Дюркгейма, социология, если она искренне стремится быть "наукой", не может довольствоваться одними социальными оценками, содержащимися в целях акторов. Но даже и в таком контексте большинство форм социологии, относящих себя к "интерпретативным", расходятся с Дюркгеймом. Ведь пред-интер-претированная действительность препятствует позитивистскому подходу, особенно ввиду того, что действия социальных акторов могут изменяться и быть не только результатом полученных целей. Среди различных социологов, принимающих эту позицию, некоторые (например, Уинч) утверждают, что только понимание целей акторов может обеспечить описания и объяснения социальной деятельности. Более часто, однако, аргумент о "значимом" характере социальной действительности и социологического объяснения ограничивает, но не устраняет, возможность оценок последовательной действительности, развивающихся вне целей акторов. Например, для Вебера идеальные типы играют важную роль в формулировке и проверке исторических гипотез. Иначе решает проблему символический интеракционизм, ставя на первое место чувствительные понятия для анализа частных случаев. В социологии Гофмана главное место занимает образование общих концептуальных рамок. Во всех подходах (при наличии множества расхождений) цель состоит в достижении "непозитивистской" формулировки социальной науки, не нарушая следующих предпосылок: цели акторов должны всегда "пониматься", а социальная компетентность акторов и их выбор препятствуют детерминистскому "закономерному исследованию" социальной действительности. Вопрос о том, могут ли более широкие "структурные" или даже "причинные" с научной точки зрения формы социологического анализа также создаваться, в конечном счете, на интерпретативной основе, поднимает последующее множество вопросов, на которые получен ряд ответов (например, ср. функционализм Парсонса или Структурационная теория Гидденса). (См. также Структура и воля.)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (И ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕЕ ПОНИМАНИЕ)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (и ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕЕ ПОНИМАНИЕ) (interpretation (and interpretive understanding)) - метод, который подчеркивает важность понимания намеренного человеческого действия. С точки зрения семантики, любая оценка - это интерпретация. Отличие интерпретирующей парадигмы - это придание того, что любое утверждение о социальном мире обязательно соотносится с каким-либо другим. Это неизбежно противореча понятию "социального факта" Дюркгейма, поскольку оказывается, что "факты" всегда создают определенные люди в определенных обстоятельствах по определенным причинам. Мало согласия в деталях, ибо интерпретирующие социологи занимают широки; спектр эпистемологических позиций. Критическое субъективисте кое или релятивистское крыло (герменевтика) отстаивает позицию, согласно которой ни одна единичная интерпретация не может преобладать над другой. Феноменологическая социология Шюца занимает в известной степени среднюю позицию в попытке систематического изучения межсубъективного характера социальной жизни. С другой стороны, Вебер считал понимание (Verstehen) методом объяснения мотиваций к действию (но не опыта действия), который не препятствовал социологу делать обобщения из этих данных (см. также Идеальные типы). Этнометодология часто классифицируется как интерпретирующая социология, что справедливо лишь отчасти, поскольку она берет многое из интеллектуального наследия американского эмпиризма. В целом, пока имеется общая склонность к эмпатии и пониманию точки зрения актора, исследование на основе интерпретации слишком разнообразно и его относительно трудно отнести к школе. Ведь значение интерпретации само является предметом интерпретации.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ (intertextuality) - си. Деконструкция.

ИНТИМНОСТЬ

ИНТИМНОСТЬ (intimacy) - сексуальные и личные отношения, характеризуемые близостью и открытостью. Недавно проведенный Гидденсом анализ ("Преобразование интимности", 1992) сконцентрировался на изменяющемся характере "связи партнеров" в современном обществе, включая гомосексуальные, а также разнополые связи, отношения дружбы и сексуальные отношения. В анализе используются три основных понятия: (а) чистые отношения  - отношения, поддерживаемые ради самого себя; (б) пластичная сексуальность - сексуальность, освобожденная от соображений собственности; (в) любовное слияние  - сознательно обусловленное любовное отношение, непрерывно нуждающееся в обеспечении взаимных обязательств и доверия обоих партнеров. Истоком "чистого отношения" является "отделение сексуальности от репродуктивной функции", ставшее возможным особенно благодаря современной контрацепции. В этих обстоятельствах появляется вероятность сливающейся любви. Отношения между родителями и детьми также все более приближаются к модели чистого отношения, и, как утверждает Жанет Финч ("Семейные обязательства и социальное изменение" , 1989), родственные отношения во- становятся все более зависимыми от постоянной их "выработки". По Гидденсу, интимность предполагает прежде всего эмоциональную связь с собой и другими в контексте равенства, причем * доверие должно побеждать и активно поддерживаться".

ИНТРОВЕРСИЯ

ИНТРОВЕРСИЯ (introversion) - см. Экстраверсия и интроверсия.

ИНФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

ИНФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА (inferential statistics) - см. Статистика и статистический анализ.

ИНФЛЯЦИЯ

ИНФЛЯЦИЯ (inflation) (Политэкономия) - повышение через какое-то время общего уровня цен в экономике. Инфляция уменьшает покупательную способность любой денежной единицы. Коэффициент общей инфляции обычно измеряется с использованием индекса, показывающего ежегодное увеличение потребительских иен, типа индекса розничных цен. Экономистами выявлены два основных типа инфляции: (а) подталкивающая спрос инфляция,  происходящая, когда имеется избыточный спрос при одновременной полной занятости и небольшой возможности повышения объемов выпуска продукции; (б) увеличивающая издержки инфляция  производства, включая труд. Альтернативное толкование первого типа, предложенное монетаристами, сводится к избытку напечатанных денег. Исторически периоды инфляции совпадали с бумом в торговле. В экономике западных капиталистических стран последних десятилетий инфляция была более непрерывной, что объяснялось результатом продолжительного подъема после второй мировой войны, ростом профсоюзной мощи, а также возрастающим правительственным вмешательством с целью поддержания полной занятости и выпуска денег. Попытки контролировать данное явление, допуская повышение Уровня безработицы и контролируя печатание денег, хотя и имели некоторый успех, эффективны только при ограничении экономического роста и увеличении социального неравенства. Политика доходов, предполагающая добровольные соглашения между правительством предпринимателями и профсоюзами о контроле над заработной платой и ценами, не принесла возлагаемых на нее ожиданий. Инфляция изучается в основном экономистами, а социологов суют ее социальные причины и следствия. По утверждению таких теоретиков, как Хелл и Хабермас, постоянная тенденция к инфляции в современных западных обществах оказывается связанной ундаментальными особенностями их социальной структуры: отсутствием консенсуса относительно справедливого расправления дохода; конфликтами интересов, свойственными капиталистическому трудовому контракту; способностью большого бизнеса и организованного труда увеличивать цены и заработную плату несмотря на "экспорт кризиса" - безработицы или сокращения реальных доходов - в более слабые сектора в экономическом плане. Один из вопросов, относящихся к последствиям инфляции, заключается в следующем: что серьезнее - сама инфляция или проблемы, порождаемые попытками ее контроля? Тем не менее большинство правительств пробует управлять ею, так как постоянная инфляция может привести к серьезному снижению экспортной конкурентоспособности. См. также Дефляция; Стагфляция; Корпоративизм; Кризис легитимации.

ИНФОРМАНТ

ИНФОРМАНТ (informant) - см. Респондент или информант.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (ИТ)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (ИТ) (information technology - IT) - общий термин, применяемый ко всем машинным технологиям коммуникации. Может рассматриваться как подвид новой технологии. Автоматизация учреждений - наиболее широко осуществляемая форма информационной технологии, имеющая важнейшее значение для их организации и опыта работы. Это стимулировало многие социологические исследования по проблемам деквалификации и пролетаризации, а также феминизации конторской работы (Кромптон и Джейнс, 1984). Данный вид технологии также упорядочивает поток информации (за счет информационных систем) и используется менеджерами в управлении и координации действий предприятий. Распространение ИТ вызвало интерес к возможному их воздействию на управление, особенно к тому, ведет ли данный процесс к концентрации управления на высших уровнях или, наоборот, способствует его демократизации его через организации (Ленк, 1982). Социологический интерес к этой теме простирается за рамки проблемы конторской автоматизации и управления. Имеются по крайней мере два других взаимосвязанных направления: во-первых, оценка утверждения о том, что ИТ облегчила эволюцию постиндустриального общества (Лайон, 1988); во-вторых, степень, в которой она является скорее «социально сформированной», чем технологически определенной. Информационная технология развивается не в социальном вакууме. Нынешние достижения в интеграции и взаимосвязи компьютерных систем породили проблемы конфиденциальности и потенциального злоупотребления данными. В Великобритании именно это привело к изданию Закона об охране данных (1984), который был подвергнут широкой критики за введение ограничений, отсутствующих в законодательстве других стран форестер, 1987). Информационная технология, можно сказать, возникла в 1943 г. с созданием в Великобритании вычислительной машины "Colossus" ля разгадки кодов немецких шифровок. К концу 50-х гг. компьютеры были внедрены в виднейшие британские банки и чуть позже стали использоваться в отделах расчета. На том этапе технология была ограничена рутинными операциями, предполагавшими вычисление данных, и не предполагала обмен информацией. Однако с появлением более мощных интерактивных систем (то есть работающих в режиме "реального времени") и меньших компьютеров (мини- и микро-ЭВМ), наряду со стандартными программами ("с полки") подготовки текстов или анализа данных (известными в целом как "пакеты программ"), ИТ вышла за рамки промышленности и теперь охватывает домашний быт и досуг. Главный научно-исследовательский интерес к информационной технологии настоящего времени касается развития систем распознавания речи. Это один из аспектов всемирной программы исследования в области компьютеров "пятого поколения". Она была предпринята японцами в 70-е гг., а вскоре на конкурентных началах в нее включились американцы и европейцы. Исследование также связано с искусственным интеллектом (ИИ), пока не сумевшим оправдать ожидания, что не устранило большого оптимизма в проведении работ в данной сфере (например, Фейгенбаум и Маккордак, 1984). Недостаток успеха здесь можно отчасти отнести на счет технологии, но некоторые наблюдатели утверждают, что эта проблема не разрешима и является философской по своей природе (Вайзенбаум, 1984; Сирль, 1984). Другая важнейшая разработка - интеграция информации и телекоммуникационных технологий (например, электронная почта). Разделение на информацию и коммуникационные технологии все более разрушается: фактически они теперь являются едиными коммуникационными технологиями.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (information society) - см. Постиндустриальное общество.

ИНФОРМАЦИЯ

ИНФОРМАЦИЯ (information) - единица данных или знания, характер и объем доступной обществу зарегистрированной информации главная особенность дифференциации типов общества. Так, обладание письменными документами дает культуре письменности преимущество. Это выражается, например, в возникновении верховенства государства, которое изначально было связано ведением записей и развитием письменности. Способность современных обществ сортировать и хранить информацию в последнее время многократно возросла в результате важнейших технологических новшеств: печати, аудио- и видеозаписи, компьютеров Центральное значение знания и информации в сегодняшних современных технологических и высокоуправляемых обществах привело некоторых ученых к внедрению термина "информационное общество"  для их описания (см. Постиндустриальное общество). Но есть и иной аспект - значительно увеличившаяся возможность государства в контроле и надзоре за гражданами.

ИНФРАСТРУКТУРА

ИНФРАСТРУКТУРА (infrastructure) - базисная физическая структура общества или организации, особенно фонд накопленного капитального оборудования в виде, средств транспорта, школ, фабрик и т.д.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (irrationalism) - см. Рационализм.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ИСКУССТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ и ИСКУССТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ (artificial intelligence and artificial consciousness) - "интеллектуальная" способность, подобная человеческой, присущая, как утверждалось, некоторым машинам, особенно компьютерам, которые основаны на подражании поведению нейронов. Фрэнсис Крик в "Удивительной гипотезе" (1994) доказывает: если поведение реальных нейронов - основа сознания, тогда целесообразно начать разработку искусственного сознания посредством искусственных нейронов. Однако такие прогнозы спорны ввиду сложности человеческого мозга и взаимосвязи его сознания и эмоций, включая волю.

ИСКУССТВО

ИСКУССТВО (art) - см. Социология искусства.

ИСКУШЕННЫЙ ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМ

ИСКУШЕННЫЙ ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМ (sophisticated falsificationism) - см. Фальсификационизм.

ИСЛАМ

ИСЛАМ (Islam) - вторая по величине из монотеистических мировых религий, происходящая от учения пророка Мухаммеда в 7-м столетии. Единый всемогущий бог Аллах требует от всех верующих абсолютной преданности и поклонения пять раз в день. Другие обязанности включают паломничество в святой город Мекку - место рождения Мухаммеда. Мусульмане, верующие в ислам, признают Моисея и Иисуса пророками, но Мухаммед является последним и высшим пророком Аллаха. Объяснение происхождения ислама, предложенное Монтгомери Уаттом (1961), состоит в том, что ислам возник среди некогда кочевых соплеменников, которые в процессе перехода к городскому образу жизни приобретали более универсалистскую систему верований. Мухаммед принадлежал к относительно бедному роду внутри богатевшего общества Мекки. Когда он был изгнан из Мекки и перебрался в Медину (где вначале "управлял" как "посторонний" арбитр - ср. Сегментарное общество), одним из следствий его пророчества было узаконивание нападений (первые джихады или святые войны) на богатые караваны Мекки, а политические условия были таковы, что превращали прежде морскую торговлю в наземную, делая добычу в нападении большей, чем обычно. На этой основе возник ислам, выдвинув, по определению, "квазиэгалитарную" доктрину Манна (1986). На своей ближневосточной и североафриканской родине ислам был основой многочисленных теократических политических течений, начиная с империи, созданной Мухаммедом, и кончая сегодняшней Иранской исламской революцией. Подобно христианству, он был расколот теологическим и политическим делением, особенно на суннитскую, более либеральную, и шиитскую, более авторитарную, формы.

ИСПОЛНЕНИЕ РОЛИ

ИСПОЛНЕНИЕ РОЛИ (role-playing) - см. Роль.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА (market research) - использование типовых обзоров для выявления желаний потребителя, например. вероятного спроса на новое изделие. Ср. Коммерческая этнография. См. также Образ жизни.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ (explanatory data analysis) - форма статистического анализа, который начинается скорее с исследования данных, чем с проверки четко сформулированной предшествующей гипотезы. Само название говорит о том, что исследуется образец совокупности анализируемых данных путем рассмотрения ряда, уровня, отклонения, группировки до составления диаграммы или преобразования. Например, компьютерный пакет мини-учет содержит эти методы в подпрограммах. Будь то в качественных или количественных формах, цель исследовательского анализа данных состоит в следовании параллельным процедурам статистики опроса, то есть в формулировке гипотезы посредством исследования данных до обращения к подтверждающей статистике для проверки этих гипотез.

ИСТИННОСТЬ

ИСТИННОСТЬ (truth) - соответствие фактам, например, в философии - соответствие теории истине. В строгом смысле, в котором истинные суждения или идеи "рисуют" или "представляют" мир, понятие является "эмпирическим" (см. Эмпиризм). Однако эта концепция недавно была оспорена, например, "постэмпирическими" теориями (см. Кун; Фейерабенд; Постэмпиризм; Постструктурализм; Относительность теории). Поскольку и гипотезы, и "проверяющие" их "факты" "относительно-теоретические", "истинность" не может быть установлена простым обращением к эмпирическим процедурам, подобно верификации или фальсификации. Альтернативные основы претензий на истинность включают кон-сенсуссную теорию истины, согласно которой "истинность" есть вопрос социальных (в том числе научных) соглашений по действительности, достигнутых путем "открытого" дискурса (см. Хабермаса). Вопросы соответствия действительности остаются центральными, но не могут быть решены предлагаемым эмпириками путем. См. также Деконструкция; Деррида.

ИСТОРИЗМ

ИСТОРИЗМ - (historicism) 1. Подход к пониманию истории, подчеркивающий уникальность каждой эпохи, в которой любую ситуацию или период можно понять только в собственных условиях. Обычно историческое понимание и/или объяснение включает способы, особенно соответствующие социальным исследованиям или гуманитарным наукам (например, значимые понимание и объяснениегерменевтика), а не те формы (см. Модель сопроводительного закона и дедуктивное помологическое объяснение), которые принято считать стоящими выше технических наук. См. также Коллингвуд; Цильтей; Гадамер; Виндельбанд; Идиографический и номотетичес-кий; Geisteswissenschaften и Naturwissenschaften  (прил.). 2. Расширенное значение 1 Карлом Поппером для идентификации двух видов объяснения в историческом и социальном исследовании, отличающегося от нашего понимания физического мира: (а) ненатуралистский историзм, как в смысле 1; (b) натуралистский историзм. В последнем некоторые теоретики философии и социологии (особенно Гегель, Конт и Маркс) видели причину непонимания и искажения истинного характера научного предсказания (Поппер, 1957) "исторического изменения". Поппер показывает, что и формы историзма, и неумение оценить характер научных законов и теорий зависят от специфических "начальных условий". Поппер относит исторические предсказания, в частности, Маркса о крахе капитализма, к ненаучным "пророчествам". В представлении Поппера, как только ограниченный характер научных законов становится очевидным, аргументы против уместности их использования в исторических объяснениях (не-натуралистский историзм) также должны терпеть крах, ибо ссылка на них не должна противоречить признанию существования элементов уникальности социальных ситуаций (см. также Ситуационный анализ и ситуационная логика). Существуют некоторые подобия (несмотря на отдельные различия) между идеями Поппера и возражением Вебера против исторического материализма, а также его подходом к значимому объяснению и к идеальным типам в историческом социологическом анализе. (И Поппер, и Вебер, например, применяют рациональные экономические модели в качестве эталонного теста.) Критики взглядов Поппера, однако, обвиняют его в изготовлении "соломенного чучела" из теоретиков, против которых он выступает, указывая, что многое в его аргументации полагается на его же спорной модели сопроводительного закона. Ведь различия в степени и, возможно, характере исторической и социальной действительности, с одной стороны, и физической - с другой, широко подтверждены в социологии. Концепции, охватывающие значение историзма в смысле 1, разъясняют их, но нет единодушной точки зрения относительно ;ого, что между наукой и "ненаукой" можно провести простое различие (см. также Наука; Социология науки).

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (historical materialism) - общий термин для концепции Маркса и Энгельса об историческом. социальном и экономическом изменении и методе ее анализа. Базисная идея, лежащая в основе материализма Маркса и заложенная в предисловии к "Критике политической экономии" (1859), состоит в следующем: "В ходе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения,  которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил". В отличие от более жесткого экономического редукционизма диалектического материализма, предложенного позднее "официальным марксизмом", исторический материализм  включает ряд интерпретаций: "гуманистическую", "волюнтаристскую" и "детерминистскую". Отчасти это оправдано настойчивостью Маркса в "необходимости всегда отличать материальный, научно констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение". Следующее значение исторического материализма сводится к "методу" (ср. Экономическая интерпретация истории), требующему от исследователя сконцентрироваться на роли экономических факторов в исторических объяснениях, а не на выработке теории, в которой превалируют эти факторы. См. также Марксизм; Марксистская социология; Базис и надстройка.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ (historical generalization) - обобщение исторического прошлого, которое может быть или не быть истинным, например, "датчане занимались грабежом прежде, чем стали оседлыми". Его необходимо проверить, а затем можно применять в целом к прошлому или к одному из аспектов истории. В этом и заключается смысл, согласно которому историография и социология имеют право претендовать на "научность". Вопреки некоторым предложениям (см. Эмпатическое понимание), такие проверяемые обобщения могут относиться как к "значимым", так и к незначимым отношениям. Исторические обобщения считаются отличающимися от научных, ибо они не доказывают полностью устоявшиеся универсальные условные утверждения (см. Модель сопроводительного закона), предназначенные для применения к определенной сфере компетенции (например, "все млекопитающие вскармливают своих детенышей"), как к настоящим и будущим событиям, так и к прошлым. Таким образом, научные обобщения противостоят просто случайным обобщениям" (в частности, утверждению, что все камни в каком-то ящике - черные). Однако многие исторические обобщения не являются чисто "случайными" в вышеупомянутом смысле, поскольку часто относятся к значительным закономерностям прошлого, имеющим объяснения и универсальную основу (например, общие тенденции, связанные с патримониализмом или бюрократией). То, что события в истории иногда вызваны важными "случайными" причинами (например, "чутье Клеопатры"), не подлежит сомнению. Исторические обобщения обычно нелегко достигаются из-за: (а) сложности задействованных переменных; (б) ограниченности управления переменными (см. Сравнительный метод); (в) недостатка доступных данных и неопределенности их интерпретации. Однако это отнюдь не подразумевает, что значительные исторические обобщения нельзя сделать или что имеющие более универсальную основу - прерогатива технических наук. В одном отношении они имеют преимущество перед универсальными обобщениями в науках, - прошлое завершено и уже не подвержено превратностям человеческого выбора и воздействию будущего.

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ (history) - 1. Прошлое в целом. 2. Какие-либо письменные исследования прошлого. 3. Записанное прошлое (записанная история); история обществ, обладавших письменностью; общества, в которых сохранились письменные свидетельства, зарегистрировавшие устные традиции (ср. Археология). 4. Профессиональная академическая дисциплина, связанная с изучением прошлого. Историческое описание принимает множество форм: популярную, пропагандистскую, академическую. Хотя в последней оно выполняется главным образом историками, академическое историческое описание не ограничивается этим кругом авторов. Многие социологические исследования посвящены определенным историческим обществам или выбирают общие их особенности (см. также Историческая социология). Кроме того, каждая академическая дисциплина имеет тенденцию изучать свою собственную историю, например, история науки, история искусства и т.д. Отношения между историей и социологией как академическими дисциплинами были непростыми. Если цель историков - понимание и объяснение специфических исторических ситуаций, социологи чаще относились к полученным данным как к лаборатории для проверки более общих суждений об обществах или их специфических типах (см. также Сравнительный метод). Такое общее различие, однако, оправданно лишь отчасти, поскольку очевидны присутствие значимых объяснительных оценок в социологии (например, "Протестантская этика и дух капитализма" Вебера, 1904) и частое обращение залюмощью к общим суждениям в академической истории (см. также Значимые понимание и объяснение; Герменевтика). См. также Историческое обобщение; Историзм; Школа анналов; Бродель; Блок; Тилли; Маркс; Мур; Андерсон; Манн; Историческая демография; Verstehen (прим.); Идеальный тип; Идиографический и номотетический; Geisteswissenschaften и Naturwissenschaften  (прим.).

ИСТОРИЯ ВСЕМИРНОГО РОСТА

ИСТОРИЯ ВСЕМИРНОГО РОСТА (world grouth story) - оценка делений человека, критикуемая Гелнером (1964), который представляет развитие человеческих обществ как историю "всеобъемлющего восходящего роста", совпадающую с биологическим эволюционизмом и с дарвинизмом. Гелнер, Гидденс, Манн настоятельно возражали против этого понятия, предпочитая видеть отличия в истории человечества в "возвышении и упадке цивилизаций", а также в "неравномерном развитии", считая ее скорее "эпизодической", чем непрерывной (см. также Эпизод; Эпизодическая характеристика; Эволюционная теория).

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ (life history and life history method) - социологическое, историческое, психологическое изучение, произведенное на основе интервью "лицом к лицу" (см. также Устная история) или личных документов - дневников, писем.

ИСТОРИЯ ИДЕЙ

ИСТОРИЯ ИДЕЙ (history of ideas) - междисциплинарный подход к историческому исследованию идей с целью преодоления фрагментарности изучения современной истории мысли (так, существуют история социологии, науки, философии, литературы и т.д.). Данный подход подчеркивает важность изучения, сконцентрированного на взаимосвязи идей различных дисциплин (например, "природа" или "натурализм", значение которых зависит от контекста).

ИСТОРИЯ МЕНТАЛИТЕТОВ

ИСТОРИЯ МЕНТАЛИТЕТОВ (history of mentalities) - подход к историческому исследованию (как, в частности, в работах французских историков Фернана Броделя, 1949, и Эмануэля Ле Роя Ла-люри, 1978) с целью реконструкции идей, эмоций и ментальных структур, как простых людей, так и великих. Труд Филиппа Ариса (1962) посвящен психологическому исследованию прошлого, то ль психоистории. В работе Броделя менталитеты являются совокупностями разумов, парадигм и точек зрения, вложенных в институты, которые придают последовательность и "целостность" исторической эпохе. См. также Школа анналов.

ИСТОЩЕНИЕ

ИСТОЩЕНИЕ (depletion) - см. Истощение окружающей среды.

ИСТОЩЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ИСТОЩЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (environmental depletion) - процесс, в ходе которого запасы доступных физических у экономических ресурсов имеют тенденцию сокращаться или ухудшаться. К этому приводят интенсификация сельского хозяйства,  горнодобывающая промышленность, индустриальное загрязнение ере ды, перенаселение и т.д. Идея о том, что мир достиг такой ситуации, когда он должен уделить серьезное внимание относительному или даже абсолютному снижению производительности физической и социальной окружающей среды, лишь недавно снискала признание (см. Движение зеленых; Поддерживающее развитие; Престижные товары и престижность). Однако некоторые теоретики, напри мер, Марвин Харрис (1978), утверждают, что данный процесс бы; очевиден на протяжении длительного периода. Так, люди каменного века жили гораздо более счастливой и здоровой жизнью, чем многие из их последователей. С точки зрения культурного материализма Харрис доказывает, что многие культурные, политические и социально-экономические преобразования, происходящие в новый период истории, можно объяснить результатом воздействия окружающей среды, что в отдельных культурах привело к подчинению женщин, потребности в оседлом земледелии и государственном управлении, а также к запрещению употребления в пищу мяса. Однако подобный подход гораздо более спорный, чем общее утверждение о возникновении проблемы истощения окружающей среды и ее первостепенном значении.

ИУДАИЗМ

ИУДАИЗМ (Judaism) - самая древняя из трех наиболее широко распространенных монотеистических мировых религий. Возникнув в кочевом племени древних евреев около 1000 г. до н. э., иудаизм отличался от религий окружающих племен верой в единого всемогущего Бога. Объяснение Вебера состоит в том, что иудаизм стал ответом на политическую слабость евреев по сравнению с соседними державами. Евреи осознали себя "избранным народом такого всемогущего Бога, который также наказывал свой народ за нравственные пороки. Спустя много лет иудаизм превратился в самостоятельную религию, несмотря на тот факт, что в течение большей части времени не существовало еврейского государства. Христианство и ислам - две другие основные монотеистические мировые религии - в определенной степени были ответвлениями иудаизма. См. также Социология религии.

Предыдущая страница Следующая страница