Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАГ"-"МЕЖ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАГ"-"МЕЖ")

МАГИЯ

МАГИЯ (magic) - попытка приводить в действие сверхъестественные или духовные силы с целью достижения определенного результата ритуализированными средствами. Магию не всегда легко отличить от религиозной деятельности (см. Религия), и на практике она часто с нею соприкасается, отличаясь, однако, более инструментальным, непосредственным воздействием. С функционалистской точки зрения (см. Малиновский, 1948), магия применяется в ситуациях, когда отсутствуют эффективные средства достижения желаемой цели. Таким образом, ее социальной функцией является смягчение тревог и осуществление потребности что-то предпринять. Она может также быть картартической (см. также Черная магия и колдовство; Шаман). В самом широком смысле магия - это черта не только так называемых примитивных обществ, но и часть жизни современных; вера в различные псевдонауки, вроде астрологии; сохранение суеверия. Взаимопроникновение "истинных" технологий и ритуализированных магических сеансов - всеобъемлющая особенность социальной деятельности, существующая даже в современной медицине. В обсуждении понятия имеется трудность. Ведь различие между эмпирической наукой и не наукой никогда не было простым вопросом (см. Наука) и оказываются стертыми различия между технологией и магией. Так, многие из ее приверженцев не имеют четкого различия между естественным и сверхъестественным. Следовательно, магия - скорее понятие конкретного наблюдателя, нежели разделяемое всеми участниками.

МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ (ОБЩЕСТВА)

МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ (ОБЩЕСТВА) (McDonaldization lot society)) - «процесс, посредством которого принципы ресторана быстрого обслуживания становятся все более доминирующими над секторами американского общества, как и остальной части мира» (Дж. Ритиер "Макдональдизация общества", 1993). К лежащим в основе этой тенденции факторам относятся, согласно Ритцеру, "эффективность", "исчисляемость" и "предсказуемость", выраженные в "возрастающем контроле и замене гуманной негуманной технологией". В данном процессе имеются и противоречия, не последнее из которых - потеря "качества", требующая возмещения путем благоприятного представления новых изделий в массированной рекламе. Но "преимущества" явления таковы, что его принципы распространились на многие сферы, включая высшее f образование.

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (Machiavelli, Niccolo) (1469-1527) - флорентийский дипломат, политический теоретик и первый в новое время аналитик политической власти. Его интерес был двояким: политическая неустойчивость итальянских городов-государств и возможность восстановления в Италии единства и величия, которые она знала при Римской Республике. Его главная идея - в делах государства должна преобладать иная этика, нежели регулирующая четные отношения между людьми. Правитель, пытающийся управлять согласно заповедям христианской этики, например, скоро терпит крушение по той простой причине, что другие имеют преимущества перед ним. В "Государе" (1513) указано: первостепенная цель - обретение и упрочение власти. Государь поэтому должен действовать по обстоятельствам, зная, как и когда нарушать обычные моральные кодексы. Наконец, он может сделать все, что от него ожидается, если завещанные им политические меры поддерживает активная часть граждан. Хотя наибольшую известность получил "Государь", Макиавелли развивал эти идеи и в других влиятельных работах, включая "Искусство войны" (1520) и "Рассуждения о Тите Ливии" (1532). См. Неомакиавеллисты.

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ (macrosociology) - уровень социологического анализа целых обществ социальных структур и систем; ср. Микросоциология). Различие между терминами макро- и микро-социология так же не установлено или так же важно, как и различие между микро- и макро- в политической экономии.

МАЛИНОВСКИЙ БРОНИСЛАВ

МАЛИНОВСКИЙ БРОНИСЛАВ (Malinowski, Bronislaw) (1884-1942) польский функционалистский антрополог. Главные работы: «Аргонавты Западного Тихого океана» (1922), «Преступление и обычай в обществе дикости» (1926), «Секс и сдерживание в обществе дикости» (1927), «Сексуальная жизнь дикарей» (1929) и «Магия, наука и религия» (1948). Наиболее известен подчеркиванием значения этнографии или детального включенного наблюдения в антропологии. Так, он вел подробный этнографический дневник во время работы  в Новой Гвинее (см. Круг кула) и сумел написать подробные монографии обо всех аспектах культуры народов островов этого региона. Вместе с Радклиффом-Брауном он сформировал британскую структурал-функционалистскую (см. Структурный функционализм) антропологию, пока являлся профессором в Лондонской школе политэкономии с 1927 по 1938 г. Его сосредоточенность на функциональных потребностях социокультурных систем обозначена в "Научной теории культуры и других очерках" (1944).

МАЛЬТУС ТОМАС

МАЛЬТУС ТОМАС (Malthus, Thomas) (1766-1834) - британский священнослужитель, экономист и демограф, особенно запомнившийся своим тезисом (в "Очерках о принципах народонаселения", 1798) о тенденции к росту населения в геометрической прогрессии, в то время как обеспечение продовольствием может увеличиваться только в арифметической прогрессии, вследствие чего необузданное народонаселение достигнет отметки, когда не сможет себя прокормить. Он доказывал, что равновесие между населением и обеспечением продовольствия поддерживается либо посредством "позитивного контроля" за счет голода, болезней и насилия, либо "превентивным контролем", вроде позднего брака, нравственного ограничения и целомудрия. Его философия имеет политическое значение - системы помощи беднякам являются неэффективными, Мальтус полагал, что бедняк должен был сам за себя отвечать. Хотя он лишь говорил о возможности перенаселения, его идеи использовались в качестве оправданий поправок к Закону о бедных 1834 г. в Англии, заключавшихся в помещении претендентов на помощь из числа бедняков в условия зверского режима работных домов. См. также Население; Демография; Демографический переход.

МАНДАРИНЫ

МАНДАРИНЫ (mandarins) - см. Конфуцианство.

МАНИАКАЛЬНАЯ ДЕПРЕССИЯ

МАНИАКАЛЬНАЯ ДЕПРЕССИЯ (maniac depression) - см. Психоз.

МАНН МАЙКЛ

МАНН МАЙКЛ (Mann, Michael) (1942- ) - британский социолог истории и аналитик социальной стратификации, чья книга "Источники социальной власти" (1986, первый том из запланированной трехтомной работы) привлекла критическое внимание как историков, так и социологов. Писавший прежде язвительные труды о современной политической культуре и классе (например, "Сознание и деятельность западного рабочего класса", 1973), Манн обратился к историческому анализу с целью общей переориентации в подходе к власти и социальному изменению. Отличительная черта в его теории власти - отстаивание того, что она имеет четыре главных источника: экономический, идеологический, военный и политический, ни один из которых не является решающим сам и что нет простой эволюционной или связанной с развитием модели социального изменения (см. также Эпизодическая характеристика). Диапазон и острота его исследования власти от времен неолита, через цивилизацию Ближнего Востока, классическую и средневековую Европу до 1760 г. (завершающей даты тома) весьма примечательны. Второй том под названием «Возникновение классов и национальных государств, 1760-1914» появился в 1993 г.

МАННГЕЙМ КАРЛ

МАННГЕЙМ КАРЛ (Mannheim, Karl) (1887-1947) - венгерский социолог, вынужденный эмигрировать в Англию в 1933 г. Наиболее важный вклад внесен им в социологию познания и в текущие политические проблемы, включая образование и планирование. В главной работе - «Идеология и утопия» (1929) - он систематизирует различия между идеологией и утопией, относя их к видам системы веры, первая из которых выполняет функцию оправдания и сохранения системы, а вторая - ориентирует на ее замену. Его подход к социологии познания заключался в следующем: главные формы познания разными способами обусловливаются потребностями социальных групп, а, вопреки Марксу, не просто классовыми интересами. Он предложил один из способов, каким знание могло бы избежать релятивизма, - интеллектуалы должны занять позицию «свободного плавания» или неприсоединения. См. также Интеллигенция.

МАО ЦЗЕДУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАОИЗМ

МАОИЗМ (Maoism) - см. Мао Цзедун.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (marginality) - состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее. Термин, возможно, впервые использовал парк (1928) для обозначения "культурного гибрида", разделяющего "жизнь и традиции двух различных групп". Парк был сосредоточен, прежде всего, на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние маргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменого и т.д. См. также Новичок.

МАРГИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

МАРГИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (marginal analysis) - см. Неоклассическая политэкономия.

МАРКС КАРЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКСИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ (Marxism-Leninism) - см. Коммунизм

МАРКСИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

МАРКСИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (Marxist sociology) - под ходы в академической социологии, использующие марксизм. Значение поддисциплины выросло особенно в 1960-е гг. в Европе и США, являясь реакцией на преобладание структурного функционализма и политического консерватизма в институционной социологии. В 20-м столетии интеллектуальное развитие марксизма продолжалось в основном за пределами академических учреждений и пользовалось ограниченным влиянием на социальные науки. В 60-е гг. возник более широкий спрос на консенсуссные модели общества и предполагаемого эволюционного характера социального изменения. Марксистская социология заинтересовалась не только конфликтными моделями общества и революционными моделями социального изменения (см. Теория конфликта), но также методологическими конфликтами. Принятая ортодоксальной социальной наукой ценностная нейтральность  оказалась подорванной привилегированным положением в обществе специалистов, представляющих собой советников крупных компаний и правительств. "Профессиональный взгляд социологов устремлен на людей внизу, а профессиональная корыстолюбивая ладонь протянута к людям наверху" (Николаус, 1972). Для некоторых критиков логика этого аргумента означала, что марксистская социология  была противоречивой в понятиях: академическое стремление к абстрактному знанию, расходившееся с классовой борьбой, могло лишь препятствовать социалистическим политическим целям.- Другие доказывали, что марксистские академики имели в качестве политической роли противодействие "буржуазной идеологии" в академических учреждениях и воздействие на поколения будущих студентов. Преобладающий подход, однако, применял марксистскую теорию для развития более адекватной социальной науки и делал такое знание доступным политическим группам. В течение 1970-1980-х гг. марксистское творчество имело широкое влияние сначала в социологии и исторических исследованиях, затем в других социальных науках и литературных исследованиях. 4. Часто дебаты завершались эклектическим способом, так что широко распространенное использование концепций и идей Маркса более не отражало непременно политической приверженности социализму или любой идентификации автора с марксистом. См. также Австро-Марксизм; Андерсон.

МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ

МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ (Marcuse, Herbert) (1898-1979) - влиятельный немецкий философ и социальный теоретик. Маркузе изучал философию в университетах Берлина и Фрайбурга (в последнем с ведущими немецкими философами Гуссерлем и Хайдеггером). Он стал членом Института социального исследования (позже упоминавшегося как Франкфуртская школа критической теории) в 1933 г. и эмигрировал вместе с другими его членами в США после прихода нацистов к власти. Маркузе продолжал связывать себя с институтом, который переехал в Колумбийский университет. Между 1942-1950 гг. он работал исследователем для правительства США, а впоследствии занимал посты в ведущих американских университетах, пока не стал почетным профессором Свободного университета в Берлине. Широко простирающиеся интересы Маркузе охватывали все текущие проблемы его времени: искусство и революцию, феноменологию, экзистенциализм и наследие классической немецкой философии, характер технологического изменения, преобразование в капиталистическом способе производства, возникновение психоанализа, природу индивидуума и проблемы социализма, марксизма и критической теории общества. Пиппин и др. (Ред.) (1988) Доказывали, что единство всем этим интересам придало обращение Маркузе к задаче развития критической теории в свете недостатков классического марксизма. В работе "Советский марксизм" (1958) он утверждал, что марксизм в Советском Союзе утратил свою функцию революционной идеологии и вместо этого стал идеологической опорой статус-кво. Его диагноз капиталистических обществ показал следующее: давления консюмеризма привели к полной инкорпорации рабочего класса в существующую систему. В результате, вместо того, чтобы видеть в рабочих революционный авангард, Маркузе в "Одномерном человеке" (1964) скорее возлагает свою надежду на союз между радикальными интеллектуалами и "париями и аутсайдерами, эксплуатируемыми и преследуемыми другими расами, людьми с другим цветом кожи, безработными и маргиналами. В ма 1968 г. его видение "нерепрессивной цивилизации" и общечеловеческой эмансипации вдохновляло студенческих радикалов международного движения "новых левых". Другие важнейшие его работы: "Разум и революция: Гегель и возникновение социальной теории" (1941); "Эрос и цивилизация: философское исследование Фрейда" (1955), "Очерки об освобождении" (1969); "Контрреволюция и восстание" (1972).

МАРШАЛЛ ТОМАС X.

МАРШАЛЛ ТОМАС X. (Marshall, Thomas H.) (1893-1981) - британский социолог, который первоначально учился на историка и чье исследование гражданства и прав граждан "Гражданство и класс", 1950), остается отправной точкой для большинства современных дискуссий о предмете (см. также гражданин и гражданство). Маршалл интересовался последствиями классовых отношений, расширения прав граждан и благосостояния, а также последствиями для граждан продолжения классовых противоречий и капиталистической экономики, выражающихся в столкновении между демократией и эгалитаризмом в гражданской и политической сферах, в неравенстве в экономической сфере. Комментаторы иногда расценивали Маршалла как сверхоптимистичного в его суждении о выгодах, вытекающих из расширения прав граждан в современных западных обществах. В последнее время, особенно с появлением тэтчеризма, его акцент на значении прав на благосостояние в установлении социальной справедливости и в помощи политической легитимности в этих обществах все более признавался здравомыслящим. Многие его очерки на эти темы и значения исторической перспективы в понимании современного общества собраны в "Социологии на перепутье" (1963).

МАСЛОУ АБРАХАМ

МАСЛОУ АБРАХАМ (Maslow, Abraham) (1908-1970) - американский психолог и член гуманистического движения в психологии, разработавший теорию мотивации, основанную на иерархии потребностей ("Мотивация и личность", 1954). Он предположил, что человеческие потребности  можно разделить на ряд категории. физиологические, стремление к безопасности, любви и сопричастности, уважению и самореализации, причем высшие не могут стать важными для личности до тех пор, пока низшие не удовлетворены. В книге "К психологии бытия" (1962) Маслоу рассуждает, каким образом уникальность индивидуума может быть развита до совершенства, или самореализации. Это предполагает достижение потенциала, удовлетворение насущных потребностей (которые отличаются от дефицитных потребностей более низкого уровня). Чтобы определить свое понятие самореализации, Маслоу рассмотрел жизнь и лица людей, которых он посчитал самореализованными. Такие люди в большей мере принимали "Я" и других, в большей степени идентифицировали себя с человечеством в целом, обладали более высоким уровнем творческого потенциала и обостренным восприятием, особенно естественного мира. Повышенная осведомленность ведет к "пиковому опыту", в течение которого индивидуум ощущает себя "единым" с миром. Идеи Маслоу были приняты некоторыми социальными философами и социологами.

МАСС ОБСЭРВЕЙШН

МАСС ОБСЭРВЕЙШН ("Mass Observation") - исследовательская организация, учрежденная в 1936-1937 гг. Чарльзом Мейджем и Томом Харрисоном, действовавшая в период второй мировой войны и недавно восстановленная. Она проводит социальные обзоры, попросив наблюдателей-добровольцев написать отчеты об их собственном опыте и опыте других, хранить дневники и ответить на опросные листы. В целом ее подход - качественный и бессистемный - посеял сомнения относительно репрезентативности получаемых результатов.

МАССА

МАССА (mass) - см. Массовое общество; Теория элит.

МАССИФИКАЦИЯ

МАССИФИКАЦИЯ (massification) - см. Массовое общество.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (mass communication) - см. Средства массовой коммуникации.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА (mass culture) - относительно стандартизированные и однородные продукты культуры и связанный с ними опыт, предназначенный для широкой общественности. Одна из важных концепций массовой культуры - идея о том, что масса товаров, произведенная для потребления (включая даже граммофонные записи, оттиски произведений большого искусства и т.д.), обеспечивает низший опыт. Это рассматривается с точки зрения литературных критиков, в частности, Ф.Р. Ливиса, или неомарксистов, вроде Лдорно, Хоркхаймера и Бенъямина (см. также Массовое общество). В целом социологи дистанцировались от подобных крайних представлений, понимав массовую культуру как гораздо более сложное явление. См. Популярная культура; культурные исследования

МАССОВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МАССОВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (mass higher education) - национальная система высшего образования, перешедшая от " предоставления условий лишь узкому меньшинству подходящей возрастной группы к учету беспрестанно возрастающего населения и в конечном счете включающая большинство жителей. В Великобритании в 1950-е гг., когда не более 5% возрастной группы было охвачено высшим образованием, противники расширения говорили словами Кингсли Армса: "Больше будет означать хуже". Однако во многих странах подобные элитарные концепции в целом уступили место сторонникам массового высшего образования. В США и Японии им охвачено уже свыше 50% подходящей возрастной группы. В начале 90-х гг. пропорция выпускников школы, поступивших в высшие учебные заведения, в Великобритании увеличилась примерно до 30%. Последствия этого, согласно Мартину Трау (1962), состоят в том, что в пределах участия 15% "элитные" стандарты и образцы обеспечения могут более не поддерживаться в национальной системе в целом, в результате чего возникает "дифференцированная" система высшего образования. В США существует иерархия множества различных типов и уровней этой системы, включая высоко оцениваемые в исследованиях университеты и колледжи, с одной стороны, и самые низко оцениваемые коллективные и двухлетние колледжи - с другой. Последствия такой трансформации и дифференциации для равенства возможностей в последующем трудоустройстве весьма сложны (см. Двоичная система; Креденциализм; Конкурс; Рынок труда дипломированных специалистов). См. Посткапитализм и посткапиталистическое общество; Информационное общество.

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО (mass society) - модель общества, пессимистически отображающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (урбанизацией, демократизацией политики, ростом массовых коммуникаций и народного образования), как процесс, в котором индивидуумы станут: (а) более обособленными от предыдущих социальных группировок, то есть социально распыленными; (б) более открытыми для коммерческого и политического манипулирования централизованными элитами. Процесс, в ходе которого люди все более обращаются в массу, называется также массификацией общества. Разнообразие в интеллектуальных и политических ориентациях авторов, использующих данное понятие, вылилось в многочисленные теоретические значения. Общие для них темы - падение социальных ценностей и общности, отсутствие нравственного ядра, возрастающие уровни социального отчуждения. Поскольку отношения между людьми ослаблены, предполагается, что они станут более чувствительными к манипулирующим силам, к предложенным простым решениям проблем и к самым низким общезнаменательным формам массовой культуры (то есть производимым, продаваемым и потребляемым таким же образом, как любые другие массовые товары). Теоретики справа (Т.С. Элиот, 1948) вообще подчеркивали угрозу элитным формам "высокой культуры" со стороны массовой культуры и утрату социальной преемственности, связанной с правлением традиционных элит. Хотя и повторяя некоторые из его тем, теоретики слева (в частности, члены франкфуртской школы критической теории) сосредоточились на новых возможностях политической манипуляции массами со стороны правых сил (например, фашизма) и общей обольстительности коммерческих форм массовой культуры в инкорпорации рабочего класса в капитализм. В более общем плане, в ныне уже классическом современном исследовании С. Райт Миллс противопоставляет современные формы "массового общества" ситуации, в которой некогда существовало множество "публик". Миллс доказывал, что в массовом обществе, во-первых, "гораздо меньше людей выражают мнения, чем получают их"; во-вторых, каналы мнения относительно меньше и централизованно управляемы; в-третьих, автономия социальных акторов, которой они некогда обладали в формировании мнения, все более утрачивается. Расцвет концепции массового общества приходится на период, непосредственно предшествующий второй мировой войне и после нее. Затем появилась тенденция утверждать, что данное понятие имело широкий охват. Так, оно было влиятельным в начальных исследованиях массовой коммуникации (см. Средства массовой коммуникации), которые увенчались анализами, продемонстрировавшими ряд факторов: аудитория средств массовой информации не представляет собой недифференцированную "массу"; манипуляция властями средствами информации относительно ограничена; рост популярной культуры происходил не за счет искусства или общинности (см. также Двухступенчатый поток массовой информации; Лазарсфельд). Подобным же образом работы по формам политического поведения и политического участия в современных западных демократических обществах не выявили общей тенденции к "массовому обществу" (см. также Плюрализм).

МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО (mass production) - производство стандартизированных продуктов длительного пользования для весового рынка. Эта так называемая "фордистская" форма производства была связана с хорошо развитым разделением труда и тенденцией к рутинизации процесса труда. Впоследствии при постфордизме благодаря внедрению компьютерной технологии и более гибких систем производства массовое производство  исчезает (см. Фордизм и постфордизм; Гибкое производство).

МАСТЕРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (mathematical sociology) - применение математических действий и математических моделей в социологии. Логическое объяснение математической социологии, как заявлено у Джеймса Коулмена во "Введении в математическую социологию" (1964), состоит в следующем: "Математика обеспечивает массу языков, которые в случае тщательного приспособления к совокупности идей могут придавать этим идеям большую силу". Обычно математические социологи работают, не ожидая, пока социологии будет установлен высокий уровень математически выраженных общих законов. Ведь математика всегда может приводить к хорошим результатам при освещении сфер социальной жизни. Примерами математических подходов, пользовавшихся определи влиянием в социологии, являются: (а) теория игр  Герберта Саймона и других; (б) вероятностные стохастические модели процесса, например цепи Маркова, используемые в процессах моделирования населения и социальной мобильности (см. Коулмен, 1964); (в) причинное моделирование,  возникшее в основном благодаря работе Блейлока (1961); (г) прикладные программы "конечных" ("неколичественных") математических моделей, как в анализе Харрисона Уайта формальных свойств родственных структур ("Анатомия Родства" 1953); (д) применение математической теории графа в анализе социальных сетей (П. Дореян "Математика в изучении социальных от

ношений", 1970). Границы между математической социологией и статистикой и статистическим анализом очертить нелегко, но одно различие есть: если в последних прибегают к относительно стандартизированным процедурам, делая стандартизированные предположения относительно характера данных, в первой - более широкое разнообразие математических процедур и большая вероятность построения теоретических моделей, предназначенных для достижения более прямого, более целеустремленного моделирования анализируемой сферы социальной действительности.

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ (reification) - интерпретация абстрактного общего понятия (например, государства) как "реального", особенно когда оно рассматривается с точки зрения логически неверного действия или заблуждения. Так, методологические индивидуалисты придерживаются мнения, что другие, в частности, функционалисты, материализуют общие понятия вроде общества или структур. Термин впервые был применен в рамках марксизма по отношению к склонности многих немарксистов, да и некоторых марксистов, приписывать жесткий "овеществленный" статус тому, что более целесообразно считать сложной и изменяющейся совокупностью социальных отношений (см. капитал; товарный фетишизм) . Однако материализация, недопустимая для одного социолога, может быть абсолютно приемлемой для другого. Если все общие понятия представляются как абстрактные, но имеющие потенциально "реальные" исходные объекты, то любое жесткое и поспешное деление на логически верную и неверную материализацию терпит крах. Таким образом, в социологии нет эталона относительно приемлемых и недопустимых форм материализации.

МАТЕРИАЛИЗМ

МАТЕРИАЛИЗМ (materialism) (Философия) - 1. Учение, согласно которому не существует ничего, что не являлось бы "материей". 2. Учение, согласно которому "материя" - первична, а мышление или сознание - вторичны. Главная противоположность для любого из этих значений - идеализм. Однако существуют проблемы относительно точности понятия "материя", особенно ввиду значительной неопределенности, окружающей многие из объектов, сил и т.д, которые занимают современную научную мысль. Лучший способ выявления проблем, ведущих к материалистической позиции (в смысле 1 или 2), состоит в определении того, чему материализм противопоставляется. Прежде всего - дуализму, особенно дуализму разума и тела (см. также Декарт). Главный аргумент в пользу противопоставления - неясность понятий, вроде декартовского понятия разума как «нематериальной», непротяженной "мыслящей субстанции". Положение об "идентичности теоретиков", например, заключается в том, что любое "состояние разума" принимает соответствующее нейрофизиологическое состояние (даже если признать то, что особое состояние разума практически никогда не может быть выведено аналитическим путем). Таким образом, цель материализма - препятствовать любым утверждениям о полностью отделенном, чисто нематериальном мире. В то же время разум (Бхаскар, 1979, "материализм возникающих сил") - субстанция, не являющаяся ни материей, ни нематериальной; не субстанция, а комплекс несводимых сил. Ср. Реализм. Исторический материализм и культурный материализм,  обычно использующие смысл 1 и 2, в большей мере связаны с выводом заключения о фундаментальном характере причинности социальных явлений. Для исторического материализма первичным детерминантом конструктивной роли человеческого сознания в создании и воспроизводстве социальной жизни является способ производства  (производительные силы  и производственные отношения) ; для культурного материализма решающую роль играют силы экологии и окружающей среды. См. также диалектический империализм.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ (materialistic interpretation of history) - см. Исторический материализм; комическая интерпретация истории.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (material culture) - l. "Аспекты культуры, управляющие производством и использованием поделок" (Дуглас, 1964). 2. Материальные продукты или изделия, фактически произведенные обществами. Споры значениях данного термина свелись к выявлению того, что же главнее - объекты или идеи и социальные механизмы, относящиеся к ним. Однако изучение материальной культуры ограничено интересом к изделиям, изготовленным обществом, в частности, к орудиям сбора продовольственных культур, охоты, культивирования растений, к способам транспортировки, жилищным средствам, одежде, посуде для приготовления пищи, искусству, магическим и религиозным украшениям. Являясь важной частью социологии и социальной антропологии, изучение материальной культуры еще более важно в археологии, так как ей приходится исследовать, прежде всего, изделия, См. также Культурный материализм.

МАТРИАРХАТ

МАТРИАРХАТ (matriarchy) - социальная организация,  основанная на женской власти. Буквальное значение относится к правлению матери как главы семьи и может, поэтому быть противопоставлено термину патриархат, означающему правление отца. Термин вызывает бурные споры и в социологии, и в феминистской теории. Исторически он был принят рядом антропологов и социальных теоретиков 19-го столетия, занимавшихся происхождением социальной организации и семьи. Бахофен (1861) доказывал матриархальность первоначальной структуры семьи. В 1865 г. Мак-Леннан издал книгу "Первобытный брак", в которой утверждал, что истоки социальной организации характеризовались матриархальной структурой. Энгельс под влиянием работы Льюиса Генри Моргана написал "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Ее главный тезис - первобытный матриархальный клан предшествовал патриархату, но ниспровержение "материнского права" привело к поражению женского пола и в итоге завершилось учреждением патриархальной семьи. И женщины, и дети были таким образом подчинены власти и контролю взрослого мужчины. Отсюда возникла моногамная семейная единица, основанная на его превосходстве и имеющая одну цель: произвести наследников бесспорного отцовства. Такие оценки происхождения социальной организации были оспорены авторами, вроде Генри Мэйна ("Древнее право", 1861). По его мнению, первоначальной формой социальной организации была корпоративная группа семей, управляемая деспотическим патриархом. Эти дебаты получили новый стимул с появлением феминистской антропологии и феминистской социологии, уделивших много интереса работе Энгельса с точки зрения обеспечения объяснения корней угнетения женщины. Споры относительно того, существовали ли когда-либо матриархальные общества, продолжаются. Радикальный феминизм сосредоточил больше внимания на этой проблеме, чем другие направления, доказывая, что такие общества существовали, но патриархальная история стерла знание о них. Греческий остров Лесбос 600 г. до н.э. воспринимается как явный пример матриархальной эры. В рамках современной феминистской мысли термин получил более широкое толкование: женское превосходство, ориентируемые женщинами или сосредоточенные на них общества, а также культура.

МАТРИЛАТЕРАЛЬНЫЙ ИЛИ УТРОБНЫЙ

МАТРИЛАТЕРАЛЬНЫЙ или УТРОБНЫЙ (matrilateral or uterine) (Антропология) - термин родства, относящийся к связям с материнской стороны. Противоположным ему является патрилатеральный. Система, признающая обе линии, называется билатеральным происхождением.

МАТРИЛОКАЛЬНОЕ ИЛИ УКСОРИЛОКАЛЬНОЕ

МАТРИЛОКАЛЬНОЕ или УКСОРИЛОКАЛЬНОЕ (matrilocal or uxorilocal) - местожительство женатой пары с семьей жены. Обычно это означает с матерью жены, но не всегда, так что синоним "уксорилокальный" часто используется для его отличия от происхождения по женской линии.

МЕДИА

МЕДИА (media) - см. Средства массовой коммуникации.

МЕДИАНА

МЕДИАНА (median) - см. Меры центральной тенденции.

МЕДИЦИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

МЕДИЦИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (medical sociology) - см. Социология здравоохранения и медицины.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ (intersubjectivity) - опыт, сообща переживаемый людьми; соглашения о знаниях и т.д. Существование "междисциплинарности", поскольку она не нуждается в каком-либо утверждении объективизма, противостоит таким доктринам, как солипсизм, релятивизм и несоизмеримость, каждая из которых предполагает барьеры на пути к рабочим соглашениям о «знаниях». См. также Жизненный мир.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ (international debt) - 1. Количество денег, которое правительство страны или ее частные институты должны другим странам, внешним банкам или международным агентствам. 2. Общая сумма такого долга в мире. С конца 1970-х гг. это стало главной проблемой для многих стран третьего мира" и некоторых других, в частности, Польши, которые более чем на десятилетие оказались крупными должниками на международных рынках. Многие страны столкнулись с трудностями в выплате процентов по долгам. Поэтому общая сумма долга не уменьшается, превратившись с конца 80-х гг. в барьер на пути перспектив мировой торговли и экономического роста «третьего мира». В 1988 г. одна из крупнейших стран-должников - Бразилия - задолжала 120 миллиардов долларов внешним институтам, и к середине 90-х гг. эта сумма не снизилась. В течение 80-90-х гг. многие страны Латинской Америки и Африки приняли политику структурной перестройки, направленную на сбалансирование внутренних бюджетов и концентрацию на экспорте, что часто требовалось Международным валютным фондом. См. также Теория зависимости; Зависимая индустриализация; Неэквивалентный обмен.

Предыдущая страница Следующая страница