Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛИ"-"ЭФФ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛИ"-"ЭФФ")

ЭЛИАС НОРБЕРТ

ЭЛИАС НОРБЕРТ (Elias, Norbert) (1897-1990) - немецкий социолог, который после отъезда из гитлеровской Германии работал сначала в Англии, а затем в Гане, Голландии и Германии. Свой подход к социологическому анализу он описывает как фигурационную социологию, в которой изменение не столько общества, сколько социальных "конфигураций" анализируется с точки зрения непреднамеренного результата интеракций взаимозависимых индивидуумов (см. также Оформление). Его наиболее важная работа - "Процесс цивилизованности" (1939) - привлекла небольшое внимание во время публикации на немецком, однако к моменту появления английского издания (2 тома в 1978 и 1982 гг.) "школа Элиаса", посвятившая себя разработке "фигурационной социологии", основательно укрепилась в Голландии и Англии (см. Р. Глейхман и др., 1977). Темой "Процесса цивилизованности" является отношение между европейским государственным формированием и изменениями в индивидуальных образцах поведения, включая новые формы этики и самообладания (см. также Процесс цивилизованности). "Придворное общество" (1969) касается сходных тем. Теоретические основы фигурационной социологии изложены в работе "Что такое социология?" (1970). Имеются параллели между элиасовской сосредоточенностью скорее на "конфигурациях", чем на личностях или обществах как отдельных объектах, и теми подходами в современной социологии, которые подчеркивают важность методов социального анализа, признающих взаимосвязь между структурой и волей (см. Структурационная теория). Среди других работ Элиаса можно назвать "Одиночество умирающего" (1982) и "Включенность и отчужденность" (1986).

ЭЛИТА

ЭЛИТА (elite) - буквально "лучшие или наиболее талантливые члены общества" (например, наиболее образованные), однако в социологии данный термин чаще всего относится к политическим митам. Согласно теории элит, деление на элиты и массы является неотъемлемой чертой любого сложного современного общества, а устремления радикальных демократов к управлению, осуществляемому народом в целом, ошибочны.

ЭМАНСИПАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

ЭМАНСИПАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (emancipatory policy) - см. Политика жизни.

ЭМАНСИПАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

ЭМАНСИПАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (emancipatory theory) - см Хабермас, а также Политика жизни.

ЭМАНСИПАЦИЯ

ЭМАНСИПАЦИЯ (emancipation) - массовое освобождение рабов в отдельных странах или колониальных территориях. Слово имеет латинское происхождение и означает "передачу прав собственности". Освобождение рабского населения в Западном полушарии обычно осуществлялось законодательными декретами, то есть "провозглашением эмансипации". Англия отменила рабство в своей империи в 1833 г., а в США провозглашение эмансипации состоялось в 1862 г., но не действовало до 1865 г., то есть до конца Гражданской войны.

ЭМИГРАНТ

ЭМИГРАНТ (emigrant) - человек, живущий в вынужденном изгнании из его или ее родной страны.

ЭМИГРАЦИЯ

ЭМИГРАЦИЯ (emigration) - см. Миграция.

ЭМИЧЕСКИЙ И ЭТИЧЕСКИЙ

ЭМИЧЕСКИЙ и ЭТИЧЕСКИЙ (emic and etic) - происходящее от лингвистики (Пайк, 1967), но широко ныне используемое в социологии и антропологии различие между оценками с точки зрения врожденной или внутренней по отношению к языку или социальной ситуации (эмическая оценка) и по отношению к языку или социальному контексту, включая оценки социологических наблюдателей (этические оценки). См. также Значимое понимание; Герменевтика; Формы жизни. Первоначальное различие происходит от лингвистических терминов фонемический и фонетический. Если первая оценка опирается на признание образцов звука самим диктором, вторая основана на модели наблюдателя и измерении этих различий.

ЭММАНУЭЛЬ АРГИРИ

ЭММАНУЭЛЬ АРГИРИ (Emmanuel, Arghiri) (1911- ) - родившийся в Греции и обосновавшийся во Франции марксистский экономист в области развития, который стремился соединить аспекты теории международной торговли с общей теорией стоимости Маркса (см. Неэквивалентный обмен).

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ - см. Образцовые переменные.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ - см. Образцовые переменные.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА (affective disorders) - расстройства настроения или эмоций в виде депрессии или беспокойства.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРУД

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРУД (emotional labour) - интеракция "лицом к лицу" и выказывание особых "эмоций", требуемых от работников на особых рабочих местах: стюардессы, работника бара или казино. Термин введен А. Хохшильдом ("Управляемая душа: коммерциализация человеческого чувства", 1983). Согласно Хохшильду, такая работа подчиняется "чувству правил" (управлению соответствия эмоций особым социальным ситуациям) и в действительности означает товаризацию чувств. Поскольку сфера услуг в развитых странах расширяется (особенно персональные услуги), число людей (часто женщин), включающихся в процесс эмоционального труда, продолжает возрастать.

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ (empathic understanding) - форма понимания и объяснения, достигаемая путем воображения себя непосредственно в роли социальных акторов, чьи действия нужно понять или объяснить. Поскольку эта форма может казаться основанной на интроспективной психологии, она часто отвергается как "ненаучная" (Абель, 1977). Иногда ошибочно считается, как у Абеля, что все формы значимых понимания и объяснения якобы одинаково зависят только от интроспекции. Однако наиболее широко применяемые виды интерпретативного объяснения в социологии (например, в творчестве Вебера) всего лишь вменяют значения акторам там, где вероятность таких значений может быть подтверждена преобладанием социальных норм и ценностей (см. Verstehen - прил.). См. также Эмпатия.

ЭМПАТИЯ

ЭМПАТИЯ (empathy) - ощущение способности испытывать за другого его чувства. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках. Если члены семьи не испытывают эмпатии друг к другу, то раздор становится более вероятным, чем там, где существует климат эмпатического понимания. Близкие друзья, по определению, имеют эмпатическую связь. Эмпатия - одно из трех условий Роджерса (1951) для успешного отношения консультанта с клиентом (два других - искренняя сердечность и безусловно позитивное внимание). Эмпатия занимает центральное место в личностноцентристском консультировании, ибо позволяет понять проблемы клиентов только через ощущение их феноменологического поля. Эмпатия также иногда считается главной в методике значимых понимания и объяснения, широко используемой в социологии. См. также Эмпатическое понимание; Verstehen (прил.).

ЭМПИРИЗМ

ЭМПИРИЗМ (empiricism) - 1. Доктрина, согласно которой все знание происходит от опыта как априорной противоположности категорий (эпистемологическая позиция Юма, Локка, логических позитивистов и т.д.). Ср. Идеализм; Эпистемология; Позитивизм. 2. (Уничижительное) использование эмпирических методов в ущерб более адекватному теоретическому подходу (см. также Абстрактный эмпиризм). 3. (Особенно в марксизме и недавней философии науки) отказ признавать, что природа понятий, а следовательно, и "фактов" обременена теорией и социально сконструирована, равно как и реконструирована (см. также Относительность теории). "Проблемы эмпиризма" в философии и научном методе давно были признаны как "проблема индукции": временный статус любого универсального обобщения основан только на конечной последовательности эмпирических наблюдений (см. Индукция и индуктивная логика). Другой аспект философского эмпиризма (при отсутствии какого-либо ясного решения проблемы индукции) состоит в том, что он может вести к скептицизму или релятивизму. Например, в форме формулировки доктрины, согласно которой мы можем обладать знанием только относительно наших собственных ощущений, без необходимости отношения к действительности вне их, эмпиризм примыкает к идеализму и может вылиться или в скептицизм, или в релятивизм. Столкнувшись с такими трудностями, многие философы и социологи подчеркнули важность понятий, гипотез и теорий в науке и социологии, объявив методологию скорее реалистичной, чем эмпирической (см. Реализм). Однако остаются проблемы в прямом утверждении какой-либо всеобщей философской или методологической позиции (см. Методология; Наука). Важность эмпирических методов и эмпирического знания широко признана в социологии, но это не подразумевает "эмпиризм" в определенных смыслах. См. также Эмпирическая социология.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (empirical sociology) - подраздел социологии по сбору и анализу данных. Однако более определенно термин относится к формам социологии, использующим социальные обзоры или тщательно документированное включенное наблюдение.  Социология последнего типа представляет собой основное направление в дисциплине в целом, особенно в США (например, эмпирические исследования  социальной стратификации, класса, электорального поведения). Этот общий подход иногда критиковался за неспособность исследовать важные вопросы теории (см. Абстрактный эмпиризм) или в случае опросов и статистического исследования за включение измерения по декрету (см. Этнометодология; Официальная статистика). Однако подобным обвинениям можно противопоставить то, что эмпирическая социология  исследует значительные теоретические гипотезы (см. Эмпиризм; Лазарсфельд; Теории среднего уровня).

ЭМПИРИЧЕСКИЙ

ЭМПИРИЧЕСКИЙ (empirical) - 1. Вытекающий из систематического наблюдения или опыта в противоположность спекулятивному утверждению либо чисто теоретическому знанию. 2. Фактически истина, но пока еще не объясненная теоретически. См. также Эмпиризм; Абстрактный эмпиризм; Эмпирическая социология.

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (Engels, Friedrich) (1820-1895) - немецкий социалист. Родившийся в семье, занимавшейся текстильным производством в Германии, он в студенческие годы испытал влияние Гегеля и стал социалистом. Приехав в Манчестер по делам семейного бизнеса, он в 1845 г. издал книгу "Положение рабочего класса в Англии", - одно из наиболее важных современных исследований возникновения рабочего класса в процессе индустриализации, который он рассматривал как революционный носитель социализма. В том же году он начал долголетнее сотрудничество с Марксом и вместе с ним опубликовал работы "Святое семейство", "Немецкая идеология" и "Коммунистический манифест" (1848). Эти труды сформировали основу для активизации Марксом и Энгельсом политической работы по формированию Первого Интернационала, причем Энгельс играл основную организационную роль. В следующие два десятилетия он обеспечивал финансовую поддержку Маркса и его семьи, в то время работавшего над политической экономией капитализма, и был доверенным лицом Маркса и распространителем его исследований. Энгельс разработал понятие диалектического материализма, первым употребил выражение "материалистическое понимание истории"  и часто считается пропагандистом детерминистского толкования трудов Маркса. После смерти друга Энгельс редактировал второй и третьи тома "Das Kapital" и работал над четвертым до своей смерти, сыграв также активную роль в учреждении Второго Интернационала. В последние годы жизни наибольшее влияние на социологию и антропологию оказала его работа "Происхождение семьи, частной собственности и государства", впервые изданная в 1884 г. (см. Матриархат) и одна из немногих в XIX в. в области истории, включившая положение женщин и попытавшаяся понять основу полового неравенства. Это показали многие последующие попытки определить роль женщин в истории и основу их подчинения мужчинам в столь многих обществах. Однако признается эмпирическая слабость его утверждения о том, что исторический процесс развивался от "матриархального общества" с главенством женщины в семье к "патриархальному обществу" после появления частной собственности, вызвавшей переход к мужскому контролю над браком и сексуальностью женщин, чтобы гарантировать передачу собственности их наследникам. Недавние работы высказали сомнение относительно предположения Энгельса о биологически обусловленном половом разделении труда. Тем не менее, ценность его работы заключается в вопросах, которые он поставил о связи между социально-экономическими и тендерными отношениями (см. Сайерс и др. (Ред.), 1987).

ЭНДОГАМИЯ

ЭНДОГАМИЯ (endogamy) - правило, предписывающее брак внутри данной социальной группы. Группа при этом может определяться принадлежностью к происхождению, касте, классу, этносу или другому типу социальной классификации. Противоположность эндогамии - экзогамия. Так как все системы брака являются и эндогамными, и экзогамными, необходимо подробно определять предписанные и запрещенные группы.

ЭНКУЛЬТУРАЦИЯ

ЭНКУЛЬТУРАЦИЯ (enculturation) (культурная антропология) - неформальная и формальная совокупность культурных норм и действий. Термин также почти синонимичен социализации. Его использование отражает центральное значение понятия культуры в культурной антропологии. См. также Аккультурация.

ЭНТРОПИЯ

ЭНТРОПИЯ (entropy) - см. Теория систем.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ (epidemiology) - изучение сферы действия и распределения заболеваемости и смертности с целью вы явления роли небиологических факторов болезни и здоровья например, относительное значение занятости, географического местоположения, класса, пола, этноса, моделей потребления и образа жизни. Происходя от изучения эпидемий чумы и их связи с приростом населения, а также экономическим развитием, данный метод также назывался медицинской картографией, получив распространение в 19-м столетии одновременно с движением за санитарные реформы. Он предоставил доказательства, что контроль над недугом возможно осуществлять путем общих мер по здравоохранению. Хотя эпидемиологическое исследование относится к медицинской сфере, оно широко используется социологами, интересующимися социальным распределением болезни (см. Отчет Блэка).

ЭПИЗОД

ЭПИЗОД (episode) - "исторически размещенная последовательность изменения" (например, происхождение древних государств), включающая "начало, тенденцию события и результат", но не часть необходимой последовательности социального развития (Гидденс, 1981). См. также Эпизодическая характеристика.

ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (episodic characterization) - теоретический подход к изучению социального изменения, представленного скорее как "прерывное" и "исторически обусловленное", чем соответствующее эволюционному или связанному с развитием образцу (см. также Эпизод). Этот подход был центральным в работах ряда видных исторических социологов: Майкла Манна (1986), Эрнста Гелнера (1964) и Энтони Гидденса. По выражению Майкла Манна, общая эволюционная теория  может применяться вплоть до Неолитической революции, включая ее, а "общая социальная эволюция  прекращается с появлением цивилизации", когда на первый план выдвигается историческое изменение, а не подчинение законам. По словам Гелнера, историческое изменение не соответствует простой "всемирной истории роста". Социологи, выделяющие эпизодические характеристики, часто противопоставляются в социологии доктринам исторического материализма и эволюционной теории. Однако, по мнению сторонников последних позиций, идентификация эволюционных последовательностей не является несовместимой с признанием того, что историческое изменение имеет и "случайные", и общие особенности (см. Джери, 1991).

ЭПИСТЕМА

ЭПИСТЕМА (episteme) (греческое) - структура знания или, если пользоваться термином Фуко, дискурс-формирование, определяющее способ, которым мир представляется или "видится". В этом смысле термин имеет сходство с понятиями парадигмы или проблематики (см. также Эпистемологический разрыв).

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ (epistemological anarchism) - доктрина, согласно которой нет эпистемологического основания отсутствия единого "научного метода", что "что-либо проходит" (методологический анархизм)  - см. Фейерабенд; Методологический плюрализм.

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ (epistemological break) (в науке) - "революционная" замена одних теоретических рамок - парадигмы или проблематики - другими. С точки зрения Томаса Куна или Луи Альтюссера, отношения между конкурирующими или последовательными парадигмами всегда должны характеризоваться разъединением и несоизмеримостью, а центральные понятия и процедуры одной парадигмы или проблематики являться неуста-навливаемыми на языке другой. По словам Пауля Фейерабенда, различные парадигмы предполагают различные "миры" (см. также Формы жизни). В работе Альтюссера понятие эпистемологического разрыва занимает центральное место в том отчетливом различии, которое он проводит между ранними "гуманистическими" рукописями и поздними "научными" трудами Маркса.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (epistemology) (от греческого «эпистема», знание) - раздел философии, связанный с теорией (или теориями) познания, который пытается информировать нас о том, каким образом мы можем познавать мир. Эпистемологию разделяет с онтологией - дисциплиной, занимающейся установлением видов существующих вещей, - претензия быть основным принципом всей философской мысли и познания. Важное деление в эпистемологии проводится между эмпиризмом и рационализмом или идеализмом. Если эмпирики делают наш непосредственный опыт основой всего познания, рационалисты и идеалисты доказывают, что наше знание относительно мира управляется фиксированными и априорными понятиями или категориями (например, концепциями "субстанции", "причинности"), которые структурируют каждую мысль и аргумент и, следовательно, наш опыт и восприятие действительности (см. также Кант). В большинстве форм эпистемологии чистое мышление индивидуально мыслящего "эго" - философа - считается обеспечением пути к окончательному пониманию познания и основного принципа, на котором покоится развитая эпистемологическая теория (см. Декарт). Недавно, однако, появились более социологические формы эпистемологии, пытающиеся "децентрировать" роль, выполняемую традиционным индивидуальным "субъектом" в философии (см. Субъект и объект; Децентрированный субъект; Структурализм; Деконструкция), подчеркивая формирование знания за счет социальных структур, форм жизни и т.д. Таким образом теперь открыт путь к тому, чтобы многие из сфер, прежде принадлежащих философии, были заняты социологическими оценками познания и наук (см. Социология познания; Социология науки; Кун; Фейерабенд). Так как любая теория познания  должна по необходимости обращаться также к самой себе, было бы ошибочно полагать, будто в социологии они способны в большей мере избегать элемента кругообразности, чем в традиционной философии. Но такая социологическая теория  может достигать того, чтобы обходиться без тенденции к догматическому заключению в эпистемологическом мышлении - так часто очевидному в более традиционных теориях с их претензиями на достижение основного принципа. Как только знание, включая и научное, станет однозначно рассматриваться с точки зрения социально созданного явления, ожидание каких-либо окончательных доктрин о его характере превратится в неуместное. См. также Наука.

ЭПИФЕНОМЕН И ФЕНОМЕН

ЭПИФЕНОМЕН И ФЕНОМЕН (epiphenomena or phenomena) - см. Явление и сущность.

ЭПОХА НЕОЛИТА

ЭПОХА НЕОЛИТА (Neolitic Age) - стадия биологической и культурной эволюции человечества, характеризовавшаяся развитием сельского хозяйства, приручением животных и изготовлением новых видов каменных орудий. Буквально термин означает "новый каменный век". Это - первая крупная культурная революция  в человеческом развитии после эпохи палеолита.

ЭПОХА ПАЛЕОЛИТА

ЭПОХА ПАЛЕОЛИТА (Paleolite Age) - самая ранняя стадия биологического и культурного развития человека, характеризовавшаяся доземледельческим образом жизни и использованием найденных инструментов. Термин буквально означает "старый каменный век", за которым последовала эпоха неолита.  См. Охотник-собиратель.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ (Age of Enlightenment) - период созревания идей, подготовивших французскую революцию и отличавшихся решительным отказом от традиционных способов мышления и социальной организации, а также стремлением заменить их абсолютной верой в способность человеческого разума определять общественную практику. Эпоха представлена многими мыслителями и философами. Среди них Вольтер (1694-1778), Монтескье, Гольбах (1723-1889), Гельвеции (1715-1771), Дидро (1719-1784) и РУССО. Это движение не ограничивалось только Францией, охватив многих мыслителей других стран, включая членов так называемого шотландского просвещения - Адама Фергюсона и Джона Миллара, чьи труды отличались социологическим подходом. Несмотря на общее согласие относительно значения разума в деяниях человека, в их взглядах имелись существенные различия: Вольтер популяризировал английские либеральные доктрины естественного права; Гольбах и Гельвеции развили эти доктрины далее и приводили доводы в пользу утилитаризма и представительного правительства; Теория общественного договора Руссо привела к целостным концепциям государства и общества, воплощенным Французской революцией. Сегодня, оглядываясь назад, во многих идеях эпохи Просвещения можно заметить поверхностность и недостаточную обоснованность исследований, сводящихся к чрезмерной вере в человеческий прогресс и окончательную победу разума. Тем не менее в то время произошел окончательный и решительный разрыв между традиционной и современной мыслью, между традиционными и современными формами социальной организации. См. также Конт; Рационализм; Великие доктрины.

ЭРОС

ЭРОС (Eros) - инстинкт жизни у личности в теории Фрейда. Эрос включает все инстинкты, ведущие к выживанию, а потому не служит синонимом сексуального стимула, хотя он и очень важен. Эрос является творческим, в отличие от своей противоположности - Танатоса - инстинкта смерти, который разрушителен.

ЭРОТИЗМ

ЭРОТИЗМ (eroticism) - сексуальное возбуждение или желание и их изменяющиеся социальные конструкции. Такие теоретики, как Мишель Фуко в "Истории сексуальности" (1979), много сделали для документального изучения изменения сексуальности, эротического поведения и его описания (как научного, так и литературного) в каждый исторический период, отметив также, что они имеют политические аспекты (см. Романтическая любовь). На более эмпирическом уровне исследователи, типа Альфреда Кинси и др. (1948 и 1953), стремились дать всестороннюю оценку диапазона эротического сексуального поведения. Очевидно, что эротизм и объекты эротизма, включающие либо нет непосредственное поведение в отношении других людей, принимают множество форм, и лишь меньшая их часть направлена на рождение детей. Большинство форм и сфер действия в этой области могут оцениваться как "рекреационные", как часть продолжающейся сексуальной связи, изменяясь в зависимости от культуры и периодов в цикле жизни.

ЭССЕНЦИАЛИЗМ

ЭССЕНЦИАЛИЗМ (essentialism) - представление о том, что философия либо наука способна постигать и представлять абсолютную истину(ы), например, необходимые или существенные свойства - "сущности" - объектов. Теория Платона идеальных форм - пример эссенциализма. Сегодня термин часто имеет отрицательный смысл у философов, выступающих против эссенциализма и подчеркивающих временный или условный характер знания (см. также Конвенционализм; Номинализм; Операционализм или операционизм; Релятивизм; Постэмпиризм; Деконструкция; Реализм).

ЭСТЕБЛИШМЕНТ

ЭСТЕБЛИШМЕНТ (Establishment, the) - учреждения и обладатели элитарных позиций в них, оцениваемые как господствующие в культурном и политическом отношениях сектора общества, особенно члены, традиционно господствующих групп. Использовавшийся особенно широко в 1950-60-х гг., ныне данный термин употребляется, как правило, без какого-либо точного социологического значения. В Великобритании в него чаще всего включают монархию и сословие пэров, членов правительства и высших государственных служащих, Консервативную партию в целом, ведущих лондонских членов верхушки профессионалов, выпускников лучших публичных школ, Оксфорда, Кембриджа и т.д. Иногда сюда относят лейбористских политических деятелей, профсоюзных лидеров, крупных издателей и т.д. Ср. Высший класс.

ЭСТЕТИКА

ЭСТЕТИКА (aesthetics) (философия) - изучение художественных оценок. Одна из тем - степень, в какой наш опыт и оценка искусства отличны от опыта и понимания природы либо подобны им. Другой аспект - являются ли решающими для опыта свойственные воспринимаемым вещам качества или же созерцательный опыт сам по себе. В деятельности Франкфуртской школы критической теории (например, Адорно, Беньямин) или постмодернистов (см. Постмодерн и постмодернизм) эстетический взгляд был смещен и радикально расширен, чтобы включить, по выражению Лаша (1990), "эстетические значения обломков кораблекрушения повседневной жизни". Тем самым выражается все более "политический характер эстетики" и отказ воспринимать искусство как отдельную сферу жизни. Это приводит к помещению эстетики в центр социологии массовой культуры. См. также Социология искусства.

ЭТИКА

ЭТИКА (ethics) - 1. Моральный кодекс человека или общества. 2. Раздел философии, определяющий, как необходимо действовать, чтобы быть нравственным. Можно выделить две преобладающие школы мысли: вопросы правильности и ошибочности должны решаться только путем анализа последствий действия (например, утилитаризм) и некоторые обязанности независимы от последствий (например, неразглашение лжи). В целом в социальных науках первая имела большее значение. Другие темы в этике подобны встречающимся в социологии, например, проблемы различия между истиной и значением, а также ценностной свободы и ценностной нейтральности. 3. Моральный кодекс профессиональной группы, вроде врачей или адвокатов. Для социологов и социальных исследователей в Великобритании существуют два этических кодекса. Один из них разработан Британской социологической ассоциацией, а другой - Обществом рыночных исследований.

ЭТИКА ДИСКУРСА

ЭТИКА ДИСКУРСА (discourse ethics) - концепция, в соответствии с которой согласия можно достичь посредством "коммуникативной аргументации", нацеленной на взаимное, непринудительное понимание. См. Хабермас.

ЭТИМОЛОГИЯ

ЭТИМОЛОГИЯ (etymology) - исследование и оценки происхождения, а также развития слов. В современной лингвистике существует различие между диахроническим изучением языка (этимология) и синхроническим изучением (структурный анализ) (см Синхроническое и диахроническое). Предмет этимологии - выявление происхождения и изменения значений специфических слов, а также исторических родословных групп или "семей" языков, например, индоевропейского, америндского (американских индейцев) и т.д.

ЭТИОЛОГИЯ

ЭТИОЛОГИЯ (ethiology) - изучение причинности, особенно болезней, социальных патологий и т.д. (например, "Самоубийство" Дюркгейма, 1897).

ЭТИЧЕСКАЯ ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ

ЭТИЧЕСКАЯ ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (ethical indifference) - доктрина, согласно которой социология в своих главных исследованиях и теоретизировании не должна сосредоточиваться на этических интересах в большей мере, чем естественные науки. Это представление появилось недавно, например, у этнометодологов, пожелавших внедрить новую концентрацию осторожных "описаний" повседневной социальной компетентности, социальных действий членов общества и "судить" об этом независимо от какого бы то ни было отвлекающего требования. Хотя осуществление "этической индифферентности" отчасти опирается на цель усовершенствования "эмпирического" понимания социальной деятельности, оно также исходит из следующего представления: социология не обладает какой-либо специальной основой, позволяющей выносить ценностные суждения, которыми не обладает обыкновенный член общества. "Социальная компетентность" социальных акторов делает каждого "моральным агентом". Ср. Ценностная свобода и ценностная нейтральность

ЭТИЧЕСКАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

ЭТИЧЕСКАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ (ethical neutrality) - см. Ценностная свобода и ценностная нейтральность  (смысл 3).

ЭТИЧЕСКИЙ

ЭТИЧЕСКИЙ (ethic) - см. Эмический и этический.

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА (ethnic group) - группа людей общей идентичности, появившаяся в результате коллективного понимания ее особой истории (см. также Этнос). Этнические группы обладают собственными культурными обычаями, нормами, убеждениями и традициями. Они обычно имеют общий язык и проводят границы между членами и нечленами. Как и в группах по рождению, принадлежность к этнической группе может приобретаться посредством брака или других социально санкционированных способов. Хотя в социальном плане принято считать, что особенностью таких групп могут быть расовые характеристики, этнические группы не являются синонимом расовых групп (см. Раса). Согласно К. Пичу и др. (1981), академический интерес к предмету этноса в Англии повысился в результате черной иммиграции в послевоенный период. Так, несмотря на присутствие иммигрантов, беженцев и этнических меньшинств до этого периода, и публичный, и академический интерес к предмету вызывался сочетанием расовой и этнической отличительности. Одним из результатов этого было смешение в культуре Великобритании терминов "этническое меньшинство" и "расовое меньшинство". Антрополог Наррол (1964) подчеркнул значение общих культурных ценностей и группового понимания культурной отличительности как ключевых элементов в принадлежности к этнической группе. Барт (1970) подчеркивал организацию группы и проведение этнических границ через этнические признаки не путем изоляции, как доказывает Наррол, а социальных процессов исключения и инкорпорации. По его мнению, члены этнических групп идентифицируют друг друга с точки зрения этнических категорий и, в свою очередь, таким же образом распознаются посторонние. Рекс (1986), в свою очередь, критиковал Барта за его отказ рассматривать конфликт между этническими группами и за его неточное использование термина "группы". Помимо иммигрантов, он также поднимает вопрос о сохранении отличий этнических группировок в сложных индустриальных обществах и о полезности понятия для точной классификации. В беспорядочных обществах, однако, этнические группировки сохраняют свое значение и способны вовлекаться в политические конфликты (или создавать их), как в бывшей Югославии, где появилась весьма многозначительная фраза "этническая чистка". Важное различие должно, следовательно, проводиться между теми этническими группами, которые сознательно пытаются утвердить свой этнос, и теми, которые считаются этническими меньшинствами (см. также Холокост; Геноцид). В таких случаях этнические характеристики могут преувеличиваться или создаваться, чтобы служить групповым интересам и сплоченности, а также вызывать конфликты. С другой стороны, возможны действия не ради усиления границ и делений между группами, а ради преуменьшения их для увеличения интеграции или ассимиляции. Например, в современной Англии пакистанские христианские беженцы пытаются минимизировать групповые различия. Имеются также случаи, когда групповые этнические различия проводятся в условиях культурного плюрализма. Там, где этнос составляет основу для статуса меньшинства, дискриминационные действия против таких групп иногда узакониваются институционализированными средствами. Хорошо известно, что этнический статус меньшинства часто подвергает серьезной опасности личные или групповые жизненные возможности,  осо-бенно в отношении здоровья, жилища и занятости.

Следует отметить, что в подходах к социальной стратификации, основанной на экономическом неравенстве, весьма трудно адекватно рассматривать вопрос об этносе. См. Статусное соответствие и несоответствие. См. также Расизм.

ЭТНИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК

ЭТНИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК (ethnic marker) - средства, с помощью которых поддерживаются социальные границы между этническими группами. Территориальность, история, язык и символы могут служить этническими признаками, подчеркивающими различия одной этнической группы от другой.

ЭТНОГРАФИЯ

ЭТНОГРАФИЯ (ethnography) - прямое наблюдение над организацией или малым обществом, а также письменное описание. Часто используется включенное наблюдение.  Этнографический метод (иногда также упоминаемый как полевое исследование)  является главным в социальной антропологии, применяясь и в некото-рых областях социологии, например, в общественных изучениях. Обычно исследователь собирает данные, живя и работая в изучаемом обществе или социальной совокупности, стремясь погрузиться как можно глубже в наблюдаемые действия и вести тщательные их описания. В антропологии акцент на важности этнографического метода был первоначально связан с функционалистской школой, которая поощряла скорее анализ внутренней структуры и функционирования отдельных обществ, чем исторические или сравнительные исследования (см. Функционализм). Однако нет причины рассматривать в качестве дополнения этнографические и сравнительные подходы или считать этнографию относящейся только к теоретической школе.

ЭТНОЛОГИЯ

ЭТНОЛОГИЯ (ethnology) - сравнительное историческое изучение народов и культур в окружающей их среде. В США и части Европы "этнология" иногда служила всеобъемлющим понятием для гуманитарных исследований, включая различные виды археологии, материальной культуры, лингвистику, социологию, наряду с социальной, культурной и физической антропологией с учетом социологии. У такого всеохватывающего представления имелись противники. Британская социальная антропология,  например, обычно дистанцировалась от всеобъемлющего "главного" исторического представления, подразумеваемого этнологическими наблюдениями. Радклифф-Браун и другие защищали этнографические исследования социальной организации народов способом "здесь и сейчас", называемым методологическим отклонением от этнологии, несмотря на сохранение интереса к нему в сравнительном анализе. Напротив, американская культурная антропология, следуя примеру Боаса и Кройбера ("Антропология: раса, язык, культура, психология", 1923), отстаивала такой подход. Этнологические исследования, наряду с этнографическими, помогали приводить классификацию и таксономизацию "общей" истории человечества во всех физических, материальных и культурных проявлениях.

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ (ethnomethodology) - теоретический и 1 специальный подход в социологии, инициированный Гарольдом Гарфинкелем, по выявлению методов (членских методов) и социальной компетентности, которую мы как члены социальных групп используем в конструировании нашего понимания социальной действительности. Этнометодологи утверждают: социологи основного направления не сумели не только изучить, но даже продемонстрировать какое-либо понимание наличия у членов социальной компетентности, относясь к ним просто как к "культурным поглотителям", а не подтверждая, что социальная действительность создается личностями. По мнению этнометодологов, социальную действительность всегда следует рассматривать как "рациональный продукт" личностей. Если обычные социологи, например, Дюркгейм в "Самоубийстве" (1897) или "символические интеракционисты", воспринимают способность акторов строить "значения" как просто неисследованный "ресурс", то этнометодология делает "темой" для анализа "методы" и подразумеваемое знание,  которыми обладают члены. Этнометодологи пытаются анализировать оценки, обеспечиваемые членами в особых контекстах (отсюда и широкое использование расшифровок стенограммы обычного диалога). В этом имеются некоторые сходства и преемственность с символическим интеракционизмом. Кроме того, этнометодологи стремились показать более универсальные членские методы,  задействованные в "созидании" социальной жизни, в частности, организованное "употребление оборотов" в разговоре (см. также Диалоговый анализ). Этнометодология стремится достичь универсальных обобщений, но их форма (например, подчеркивание постоянной индексальности (см. Индексальное выражение) в оценках членов) предполагает, что тип обобщений, традиционно изучавшийся социологией, вряд ли может быть достигнут или что, по крайней мере, претензии на них являются преждевременными. Таким же образом многие из методов исследования и предположений о методе и измерении в обычной социологии критикуются этнометодологами за измерения по декрету (см. А. Сикурел, 1964). Хотя этнометодология поначалу представлялась одним из вариантов социологии, выведенная из нее познавательная способность во многих случаях была заимствована более традиционными подходами, особенно в творчестве Энтони Гидденса (1976а и следующие) - см. также Стратификационная модель социальной деятельности и сознания; Двойная герменевтика. Наилучший общий краткий обзор этнометодологии подготовлен Дж. Херитиджем "Гарфинкель и этнометодология" (1984). См. также Опросные листы; Аггрегативный анализ данных;  Официальная статистика; Практическое рассуждение.

ЭТНОНАУКА(И)

ЭТНОНАУКА(И) (ethnoscience(s)) (социальная антропология)  - изучение автохтонных основ знания внутри культурной области. Так, этноботаника описывает локальное ботаническое знание и таксономии растений, этноэкология фиксирует локальное знание относительно экологических факторов, этноистория, которая обладает сходством с "историей снизу" (см. Хистори Уоркшоп джорнал»), пытается дать исторический анализ с точки зрения изучаемого общества, используя устные исторические свидетельства. В целом префикс этно- в этом контексте относится к анализу с точки зрения изучения "народной" культуры. Этнонауки, как считается ныне, обладают некоторой ценностью в достижении экологически ощутимых, а также соответствующих местным потребностям форм развития. Восстановление "потерянного" знания благодаря этнонаукам поднимает вопросы о прогрессивном характере ортодоксальной науки и о рациональности. См. также Мулыпикультурализм; Когнитивная антропология. Ср. Этнография; Этнометодология.

ЭТНОС

ЭТНОС (ethnicity) - общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы. См. также Национализм. Этнос - неточный термин, вызвавший некоторую степень концептуальной путаницы (см. также Этнические группы). Он часто смешивается с другими терминами, в основном с расовой группой. Этнос может включать несколько форм коллективной идентичности, в том числе культурные, религиозные, национальные и субкультурные. Различие иногда проводится между культурным этносом и политическим этносом. Первый относится к вере в общий язык, религию или другие культурные ценности, а второй - к политическому пониманию или мобилизации группы на (реальной или вымышленной) этнической основе. Хотя этнос часто означает принятие групповой расовой идентичности, строго расовые атрибуты (см. Раса) не всегда (как правило - никогда) являются определяющей особенностью этнических групп.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

ЭТНОЦЕНТРИЗМ (ethnocentrism) - 1. Отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы; способ восприятия собственной культурной группы (внутренней группы) относительно других (внешних групп). Термин внедрен У.Г. Самнером (1906) и включает убеждение, что собственная группа наиболее важна или выше в культурном отношении. Так, собственная культура рассматривается в расовом, нравственном и культурном отношении более ценной и значимой, чем другие, и становится подозрительным каждый из тех, кого считают посторонним. Это предполагает также неспособность подтвердить, что культурная дифференциация не подразумевает неполноценности этнически отличных групп. 2. Характеристика некоторых типов индивидуальности. Этноцентристская индивидуальность описана Т. Адорно и др. (1950) в "Авторитарной личности" (см. Авторитарная личность). Первоначально исследование было связано с социальными и психологическими аспектами антисемитизма, но развилось в изучение его более общих понятий. Адорно и др. занимались объяснением отношения к таким "внешним группам" в американском обществе, как гомосексуальные и этнические меньшинства, доказывая, что антагонизм (например, к евреям) редко существовал в изоляции. Они обнаружили, что этноцентризм обычно был связан с авторитаризмом, догматизмом, жестокостью политическим и экономическим консерватизмом, а также скрытой антидемократической идеологией. Враждебность к одной "внешней группе" (см. Внутренняя группа и внешняя группа)  часто распространялась и проектировалась на другие. См. также Предубеждение; Дискриминация; Расизм; Отношение; Шкала отношений.

ЭТОЛОГИЯ

ЭТОЛОГИЯ (ethology) - 1. Термин, примененный Дж. С. Миллем к "науке о характере", который, как он считал, мог бы стать основой объяснения на основе обратно-дедуктивного метода. 2. Наука о поведении животных, особенно там, где результаты изучения предназначены для экстраполирования на человеческое поведение. Этология в этом смысле весьма спорна и критикуется социологами, отстаивающими инаковость человеческого сознания. См. также Социобиология.

ЭФФЕКТ ХОУТОРНА

ЭФФЕКТ ХОУТОРНА (Hawthorne effect) - термин, появившийся в результате исследований Хоуторна (см. Школа человеческих отношений). Проведение экспериментов вызывало изменения в поведении субъектов, поскольку, во-первых, они знали, что находились под наблюдением, а во-вторых, исследователи развивали с ними дружеские отношения. Поначалу эффект Хоуторна имел смысл по-иному поставленного эксперимента за счет обратной связи между освещением (изменением окружающей обстановки) и производительностью служащего. Затем попытка оценивать воздействие совокупности переменных на эффективность служащих, выведенных из их нормальной рабочей обстановки, оказалась проблематичной, ибо через какое-то время исследователи установили дружескую контролирующую связь с субъектами. Трудность в распутывании воздействия плохо управляемых изменений на наблюдаемое улучшение производительности была спорным образом решена в пользу сведения значения предпочтения служащего к дружественному наблюдению связанных и неформальных рабочих групп. Эта находка стала основой эффективного управления, предложенного теоретиками в области человеческих отношений. В обоих описанных выше случаях эффект Хоуторна был связан со способом интерпретации и ответов субъектов на плохо управляемые экспериментальные изменения. Поскольку ученые признали необходимость рассмотрения способов интерпретации служащими своей рабочей ситуации, были взяты на вооружение иные методы изучения естественных установок: интервью и наблюдения. Однако все эти фазы программы подвергались критике за интерпретацию результатов (М. Роуз, 1988). См. также Непредвиденные последствия (социальных действий).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ (effectivity) - см. Компетентность и эффективность.

Предыдущая страница Следующая страница