Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБО"-"АНА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АБО"-"АНА")

АБОРТ

АБОРТ (abortion) - несостоявшееся рождение; искусственно вызванное прерывание беременности, ведущее к уничтожению плода. Несмотря на то, что в некоторых обществах аборт официально запрещен, в большинстве современных он признан законным способом прерывания нежелательной беременности, и в некоторых странах зарегистрированные аборты по масштабам приближаются к рождаемости. В последние годы в центре споров об абортах находились права матерей и нерожденных детей. Поэтому такие дебаты связаны и с политической борьбой - например, с идеологией "новых правых", с движением за освобождение женщин. См. Репродуктивные технологии.

АБСЕНТЕИСТ-ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЕЦ

АБСЕНТЕИСТ-ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЕЦ (absentee landowner) - собственник сельскохозяйственной земли, проживающий вдали от своих владений и не вовлеченный непосредственно в процесс производства. В крестьянском обществе такая форма собственности может приводить к возникновению социальных и политических конфликтов между землевладельцами и крестьянами, как имело место в предреволюционной Франции и в предреволюционном Китае.

АБСОЛЮТИЗМ (И АБСОЛЮТИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО)

АБСОЛЮТИЗМ (И АБСОЛЮТИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО) (absolutism and absolutist state) - 1. Политический режим, при котором правители не ограничены обычаем или нормой закона и власть может осуществляться произвольно. 2. Доктрины, оправдывающие существование такого режима. 3. Особая форма государства и упомянутые доктрины (например, божественное право королей), характерные для централизованных монархий Европы XVII и XVIII вв. 4. (Марксизм) форма западноевропейского государства, предшествовавшая капиталистическому государству. В действительности ни один правитель не обладает абсолютной властью. Расхожее представление состояло в том, что абсолютистская форма правления была присуща несовременным, незападным государствам, например, турецкому султанату или фиджийской монархии. Однако, хотя произвольная власть и социальная мобилизация подчиненного населения (в частности, для строительства пирамид) являлись особенностью таких режимов, отсутствие современных средств связи и централизованного надзорачасто строго ограничивали действительную власть. Исторически западные социологи и политологи склонны преувеличивать различия между неевропейскими и европейскими конституционными режимами, это - один из аспектов общего этноцентризма западной общественной науки, особенно XIX в. (см. Восточный деспотизм; Ориентализм). Западноевропейский абсолютизм являлся абсолютистским только в сравнении с предшествовавшими ему феодальными и следовавшими за ним конституционными монархиями. Марксистская точка зрения заключается в том, что западноевропейский абсолютизм - результат равновесия сил между традиционной землевладельческой аристократией и усиливающейся буржуазией, позволивший монархиям установить более действенный контроль путем создания более эффективных законов, постоянных армий и систем налогообложения. На практике оставались ограничения на централизацию политической власти, связанные с существованием независимых мощных групп и с введением конституционных прав. В социологии ведутся споры относительно того, насколько абсолютизм в Европе был интегральным элементом возникновения западного капитализма и должен ли он рассматриваться как придание новой формы феодальной аристократической власти (как у Андерсона, 1974,6) или как начало современного буржуазного господства (наиболее стандартное марксистское представление).

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ (absolute and relative surplus value) - см. Прибавочная стоимость и абсолютная прибавочная стоимость

АБСОЛЮТНОЕ ОБНИЩАНИЕ

АБСОЛЮТНОЕ ОБНИЩАНИЕ (absolute poverty) - такой уровень бедности,  который определяется в понятиях минимума потребностей в основных средствах существования.

АБСТРАКТНЫЙ ТРУД

АБСТРАКТНЫЙ ТРУД (abstract labour) - основа меры стоимости в экономической теории Маркса. См. Общественно необходимый труд; трудовая теория стоимости. 

АБСТРАКТНЫЙ ЭМПИРИЗМ

АБСТРАКТНЫЙ ЭМПИРИЗМ (abstracted empiricism) - термин, употребленный К. Райтом Миллсом (1959) в отношении тех форм социального обзорного исследования, которые предполагают количественные методы,  но мало добавляют к теоретическим традициям в социологии и к социологическому познанию. С некоторым пристрастием Миллс выбрал работу Пола Лазарсфельда в качестве образцовой, поскольку увидел в ней поиски "надежности" данных за счет "уместности". См. Эмпирическая социология; эмпиризм.

АВСТРОМАРКСИЗМ

АВСТРОМАРКСИЗМ (austro-marxism) - влиятельная группа неомарксистских теоретиков, известная в Австрии с конца 19-го столетия до середины 1930-х гг. и включавшая Макса Адлера, Рудольфа Гильфердинга, Отто Бауэра и Карла Реннера. Под влиянием Неокантианства ее отличительной чертой, выработанной прежде всего Адлером, является акцент на понятии "социализированная гуманность", основанном на трансцендентальных данных (см. также Кант). Быть может, самая известная работа членов школы - "Финансовый капитализм" Гильфердинга (1910), в которой он охарактеризовал рост картелей и монополий в качестве новой фазы капитализма (организованного капитализма). Его идеи оказали влияние на размышления Ленина об Империализме. Главный вклад Реннер внес в марксистскую социологию права. Австромарксисты - одни из первых марксистских теоретиков, указавших на необходимость проведения фундаментальной ревизии марксистской теории, чтобы принять во внимание растущую дифференциацию рабочего класса и важные изменения в классовой структуре развитых обществ (например, концепцию Класса сферы услуг Реннера).

АВТАРКИЯ

АВТАРКИЯ (autarchy) - 1. Абсолютный суверенитет или деспотичное правление. 2. Практика или стратегия экономического самообеспечения.

АВТОКРАТИЯ

АВТОКРАТИЯ (autocracy) - правление одного человека, особенно произвольное, или абсолютное правление. Ср. Абсолютизм.

АВТОМАТИЗАЦИЯ

АВТОМАТИЗАЦИЯ (automation) - форма промышленного производства, при которой технологический процесс осуществляется в основном или полностью машинами, за счет чего сокращается потребность в ручном труде. Поскольку такая форма стала повсеместным явлением (особенно с развитием компьютерной технологии), возникла тенденция к выведению термина из употребления и замене его новыми: информационная технология,  или просто новая технология.  Как популярные, так и научные социологические дебаты по вопросам автоматизации связаны с ее воздействием на уровень занятости:  будет ли она вести ко всеобщему снижению потребностей в труде, способствовать увеличению безработицы, началу новой эры Досуга и т.д. Конечно, она может вызывать падение спроса на неквалифицированный труд или распространенные формы ручного труда, но потребность в квалифицированном труде, необходимом для проектирования и обслуживания оборудования, управления процессами, будет возрастать. Насколько же эти виды труда  будут иметь тенденцию к превращению в обычные (например, работа с клавиатурой), - пока нерешенная проблема (см. Деквалификация). Значение автоматизации и новой технологии для полного контроля над процессом труда - еще одна важная тема. См. Умственный труд.

АВТОНОМИЯ

АВТОНОМИЯ (autonomy) - 1. Способность индивидуальной личности к выбору. Так, демократия, как показал Дэвид Хелд ("Модели демократии", 1987), решающим образом связана с принципом, согласно которому личности обладают автономной способностью. Ср. Децентрированное «Я». 2. Способность к самоопределению (см. Суверенитет), которой обладает независимое государство.

АВТОНОМИЯ СОЦИОЛОГИИ

АВТОНОМИЯ СОЦИОЛОГИИ (autonomy of sociology) - точка зрения, в частности, выраженная Дюркгеймом. Согласно ей, социология должна формироваться как особая наука, имеющая дело с уровнем действительности, который не может быть объяснен другими дисциплинами: психологией или биологией. Дюркгейм считал, что "общество" обладает статусом "sui generis" - то есть собственным видом. См. также Социальные факты как вещи; самоубийство.

АВТОНОМНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПЛАСТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

АВТОНОМНЫЙ ЧЕЛОВЕК и ПЛАСТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК (autonomous man and plastic man) - различие, проведенное Голлисом (1977, 1987), между автономным человеком, то есть выбирающим, рациональным, самоопределяющимся социальным актором, способным к осуществлению целей и выражению собственных интересов, и пластичным человеком, определяемым социальными структурами и биологией. Цель Голлиса состоит в доказательстве, что модель, включающая оба элемента, требует социологического объяснения. Такой подход широко распространен в современной социологии, акцентирующейся на структуре и воле. Согласно Голлису, отдельные социальные последствия являются непосредственным результатом намеренных действий индивидуальных акторов, но адекватная модель обязана учитывать и "происходящие у нас за спиной", включая "ненамеренные последствия". Гомосоциологикус должен развиваться как исполнитель роли, руководствующийся нормами и влиянием структур, способный, однако, к подлинному выбору веры и этики. См. Свободная воля, правила и следование правилам;  Теория рационального выбора.

АВТОРИТАРИЗМ

АВТОРИТАРИЗМ (authoritarianism) - см. Авторитарная личность.

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ (authoritarian personality) - человек, предпочитающий или верящий в систему, в которой к управляющим относятся лишь некоторые, в то время как к управляемым - все остальные. Это, следовательно, предполагает господство и покорность, что может быть расценено как противоположность демократическому выбору. Термин "авторитарная личность"  ввели Адорно и др. (1950). После изучения антисемитизма Адорно заинтересовался отрицательным отношением к "внешним группам", проявляемым членами "внутренней группы". Он находил, что это - лишь часть общих взаимных отношений, которые можно обнаружить в политическом, религиозном и социальном поведении, а также в семейном кругу. Поэтому всякая личность авторитарна: авторитаризм выражается не только при определенных установленных условиях. Это - линия поведения, обусловленная постоянной характеристикой личности. Существуют различные теории условий, способствующих формированию авторитарной личности. Они тесно связаны с формированием предубеждения. В частности, определяющими факторами являются знакомство с авторитарным отношением и фрустрация самовыражения. См. Фрустрационно-агрессивная гипотеза; Этноцентризм.

АВТОРИТАРНЫЕ ПРАВЫЕ

АВТОРИТАРНЫЕ ПРАВЫЕ (authoritarian right) - см. "Новые правые".

АВТОРИТЕТ

АВТОРИТЕТ (authority) - установленное в сообществе или государстве политическое правление, основанное на одной или нескольких возможных формах политической легитимации. См. Легитимный авторитет.

АГГРЕГАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ

АГГРЕГАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ (aggregate data analysis) - форма анализа на основе доступных источников опубликованных или иных данных (например, демографических, статистики самоубийств, как у Дюркгейма) для описания характеристик населения или схожей совокупности личностей. Привлекательность такого рода исследования состоит в том, что большие объемы информации, включая кросскультурные данные, доступны за небольшую плату, а неудобство - в том, что ученый слабо представляет методику отбора первоначальных данных. См. Экологическая ошибка или Ошибка в уровне; Официальная статистика; Вторичный анализ; Сикорель.

АГНАТИЧЕСКИЙ

АГНАТИЧЕСКИЙ (agnatic) - см. Происхождение по мужской линии.

АГРАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

АГРАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (agrarian revolution) - 1. Переход от общества охотников-собирателей к оседлым земледельческим общинам, произошедший на Ближнем Востоке около 10 тысяч лет тому назад посредством одомашнивания животных и культивирования зерновых культур. Хотя некоторые теоретики полагают, что эта революция - результат необходимости, порожденный естественным истощением продуктов питания, такой переход скорее всего был не однажды, так как его черты, отмеченные в Новом Свете, обнаруживают существенные отличия от имевших место в Старом Свете. 2. производственные и организационные нововведения в сельском хозяйстве, ведущие к увеличению продовольственного и иного земледельческого производства и связанные с переходом от аграрного к индустриальному обществу. Пример Европы (в частности, Англии) часто используется как модель. Преобразования в сельскохозяйственном производстве в 17-м и 18-м столетиях были обусловлены ростом населения, улучшением питания и процессом урбанизации. Это считается одним из факторов, сделавших возможной промышленную революцию в Европе. Важные изменения продолжались в 19-м и 20-м столетиях, приведя к росту производительности труда в сельском хозяйстве и долгосрочному снижению доли населения, занятого в этом секторе.

АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО

АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО (agrarian society) - форма общества, в особенности традиционного, основанного в большей мере на сельскохозяйственном и ремесленном производстве, нежели на промышленном. Главные доиндустриальные цивилизации, например доиндустриальный Христианский мир, Китай, Индия, были преимущественно аграрными обществами. Иногда доаграрными называют сообщества людей, например, охотников-собирателей, которые не ведут оседлый образ жизни  (см. Холл, 1985).

АГРЕГИРОВАНИЕ

АГРЕГИРОВАНИЕ (aggregation) - процесс объединения разнообразных политических интересов с целью формирования более или менее последовательного набора позиций для выработки политической программы. В представительной демократии, согласно Олмонду (1953), эту функцию берут на себя главным образом политические партии, в то время как упомянутая функция по артикуляции интересов выполняется в основном группами интересов и группами давления.

АГРЕССИЯ

АГРЕССИЯ (aggression) - враждебное отношение или действие. В основе агрессивного поведения людей обычно лежат такие эмоции, как гнев либо страх. Это та сфера, к которой этология, психоанализ, а также социология проявили наибольший интерес, выделив три возможные детерминантные ситуации: (а) (этология) в царстве зверей агрессию способны вызывать определенные стимулы среды (выпускающие механизмы), например, присутствие чужого самца на территории другого самца; (б) (психоанализ) неудача в достижении целей, ведущая к агрессии, не обязательно направленной на источник неудачи. С данной теорией связана фрустрационно-агрессивная теория предубеждения (Адорно и др., 1950) (см. Фрустрационно-агрессивная гипотеза; Авторитарная личность); (в) агрессия - заученный ответ, то есть ранее обусловленное поведение, приводящее к положительным для индивидуума результатам в определенных ситуациях в прошлом (см. Бихевиоризм).

АГРОБИЗНЕС

АГРОБИЗНЕС (agribusiness) - 1. Земледелие в качестве крупномасштабного капиталистического делового предприятия. 2. экономическая деятельность, близко связанная или непосредственно зависящая от земледелия, включая выпуск товаров производственного назначения для сельского хозяйства (например, фермерские машины, удобрения), а также продажу сельскохозяйственной продукции - продовольствия и сырья.

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ (adaptation) - путь, которым социальные системы любого рода (например, семейная группа, деловая фирма, национальное государство)  "управляют" или отвечают на среду своего обитания. Согласно Толкоту Парсонсу, "адаптация - это одно из четырех Функциональных условий, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить". Он утверждает, что в индустриальных обществах потребность в адаптации удовлетворяется посредством развития специализированной подсистемы - экономики. См. Неоэволюционизм.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ (administrative theory) - см. Наука управления и административная теория

АДОРНО ТЕОДОР

АДОРНО ТЕОДОР (Adorno, Theodor) (1903-1969) - немецкий социальный философ, социолог, музыковед и один из ведущих членов Франкфуртской школы критической теории. Его эписто-мологические работы, а также критический анализ современного общества и Массовой культуры вызвали наибольший резонанс. Высланный из Германии нацистами в 1934 г., он переехал сначала в Англию, а затем в США, где оставался до своего возвращения в Германию в 1949 г. В Америке Адорно участвовал в известном эмпирическом исследовательском проекте "Авторитарная личность" (Адорно и др., 1950), включившем в себя изучение расовых предрассудков, национализма и авторитаризма. В 1959 г. он стал руководителем Института социальных исследований, переведенного во Франкфурт из США. Адорно написал более 20 книг по философии, музыке, литературе, Эстетике, социальной психологии и социологии. Его критика капитализма концентрировалась главным образом на коммерциализации и извращении культуры "индустрией развлечений". Так, популярная музыка, написанная исключительно ради продажи, превратилась в стандартизированную и механическую, служа "социальным цементом" существующей системы. Интерес Адорно к методам подавления мысли и к устройству того, что он называл "управляемым миром", привело его в ряды решительных противников традиционных эпистомологических идей и сторонников радикальных перемен в обществе. В эпистомологических работах, например в "Негативной диалектике" (1973), он призывал отказаться от любых теоретических схем и концептуальных построений, превращающихся в догмы, включая марксизм. Адорно отвергал и эмпиризм, и позитивизм, расценивая их как изменяющие разуму и не ведущие более к "просвещению". В его "Эстетической теории" (1984) художественная и критическая теории были наделены "властью" нести "правду" в общество. Здесь же Адорно говорит об управляемом обществе как о построении на основе мифа о всеобщем разуме. Его методология, "негативная диалектика", была инструментом критического анализа общества. Исследователи жизненного пути и трудов Адорно считают его позицию пессимистической и элитарной. Их точку зрения приняли более поздние представители Франкфуртской школы, особенно Хабермас. Другие важные работы Адорно: "Диалектика просвещения" (совместно с Хоркгеймером, 1972), "Философия современной музыки" (1973), "Жаргон подлинности" (1973). См. Беньямин; Methodenstreit (прил.).

АЗАРТНАЯ ИГРА

АЗАРТНАЯ ИГРА (gambling) - денежная ставка на результат игр или событий, предполагающая случайность или умение. Хотя во многих современных обществах азартная игра  легализована (и на практике часто является главным источником государственных доходов), религиозные и нравственные запреты все еще оказывают свое воздействие. Для части людей азартная игра может стать формой увлеченного поведения, но для большинства она сводится к контролируемым затратам и способна выполнять важные социальные функции в дополнение к возможности материального выигрыша (например, лото). Даже серьезные игроки обычно скорее дисциплинированы, чем азартны, планируют расходы, ограничивают проигрыши и экономно распоряжаются выигрышами (Д. Дауне и др. "Азартная работа и досуг", 1976). В более широком смысле "спекулятивная" экономическая деятельность также предполагает элементы азартной игры, в частности, на бирже.

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА И АЗИАТСКОЕ ОБЩЕСТВО

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА И АЗИАТСКОЕ ОБЩЕСТВО (Asiatic mode of production and Asiatic society) (марксизм) - способ производства  и тип общества, при которых, как подчеркивал Маркс, земля находилась в собственности государства и/или экономически замкнутых сельских общин и при которых отсутствовало историческое развитие, характерное для европейского общества. Исходя из этого, Азия "не имеет никакой истории". В данное утверждение Маркс просто внес типичное западное представление как о находящемся под господством государства, не имеющем частной собственности на землю (см. Восточный деспотизм) и, следовательно, неспособном развиваться экономически и политически (например, Гражданское общество) в отличие от европейского общества. Маркс также принимал преобладавшую тогда точку зрения (практически опровергнутую позднее), что подобную специфическую форму возможно объяснить географическими условиями, требовавшими широкого применения общественных работ для строительства и эксплуатации ирригационных и противопаводковых систем (см. также Гидравлическое общество). Сегодня концепция особой базисной формы азиатского способа производства и соответствующей формы общества поставлена под сомнение. Она была подорвана, во-первых, тем, что эмпирические исследования  не в состоянии подкрепить ее, а во-вторых, пониманием того, что европейская мысль находилась под господством европоцентристского мифа о "восточном обществе" (см. Сэйд, 1985). Для марксистской теории эта концепция представляет дополнительное неудобство в связи с ее очевидной несовместимостью с общим положением Исторического материализма о неотъемлемом социальном прогрессе. Как замечает Брендан ОЛири (1989) "азиатский способ производства - это Лохнесское чудовище исторического материализма, которое редко кто видел, но в которое многие верили". Надо отметить, что Маркс лишь однажды упомянул данный термин. См. также Способ производства; Ориентализм.

АЗИАТСКОЕ ОБЩЕСТВО

АЗИАТСКОЕ ОБЩЕСТВО (Asiatic society) - см. Азиатский способ производства

АЙЗЕНШТАДТ ШМУЛЬ HOAX

АЙЗЕНШТАДТ ШМУЛЬ HOAX (Eisenstadt, Shmuel Noah) (1923- ) - израильский сравнительный социолог и сравнительный историк, известный своими работами об иммигрантских группах и о модернизации. Наибольшее внимание привлекла его работа "Политическая система империй" (1967) - систематизированная попытка сопоставить исторические, неплеменные, доиндустриальные политические системы и обобщить факторы, влияющие на их эффективность или неэффективность. Издание содержит почти 100 страниц таблиц сравнений специфических государств, использующих несколько видов метрик. Общая гипотеза заключается в следующем: чтобы стать эффективными, подобные системы должны быть способны мобилизовать, а также создавать новые, "свободно-плавающие" материальные и культурные ресурсы, освобождая их от традиционного контроля, и иметь поддержку по крайней мере некоторых лидеров местного происхождения. Однако, как и большинство политических систем (и в отличие от утверждений по поводу восточного деспотизма), они всегда содержат противоречащие элементы и неотъемлемо непостоянны. Айзенштадт известен широтой своих интересов и исследований, лежащих в диапазоне от последствий иммиграции до стабилизирующего воздействия возрастной стратификации на общество (см. Старение). В его первой работе "Израильское общество" (1967), а также в "Преобразовании израильского общества" (1985) он не только проанализировал исторически и социологически уникальный случай формирования нации (попытка воссоздать независимую национальную жизнь, прекратившуюся в 70 г. н.э.), но также добавил значительные теоретические параметры к пониманию послереволюционных обществ.

АККОМОДАЦИЯ

АККОМОДАЦИЯ (accommodation) - 1. (В расовых отношениях) процесс, в ходе которого этнические группы приспосабливаются к существованию друг друга и сосуществуют без потребности в решении основных различий и конфликтов (Ср. Ассимиляция). 2. (В более широком смысле, например, в политике или в семейной жизни) индивидуальное или групповое поведение вышеупомянутого вида. 3. (В качестве, применяемом Чикагской школой, например, Парком и Берджессом, 1921) фундаментальный общественный процесс, аналогичный биологической адаптации, благодаря которому общества приспосабливаются к своей среде. Неопределенность и консерватизм такого толкования критикуются Мюрдалем и др. (1944). 4. (В теории детского развития Пиаже) один из механизмов, посредством которого достигается переход от одного состояния к следующему. См. Ассимиляция и аккомодация.

АККУЛЬТУРАЦИЯ

АККУЛЬТУРАЦИЯ (acculturation) - 1. (особенно в культурной антропологии) процесс, в ходе которого контакты между различными культурными группами приводят к приобретению новых образцов культуры одной из них или, возможно, обеими вместе с полным или частичным восприятием другой культуры. 2. Любая передача культуры от одной группы другой, включая передачу от одного поколения другому (хотя в данном случае чаще употребляются понятия энкультурация и социализация).

АКСИОМА

АКСИОМА (axiom) - (и в геометрии, и в социальной теории) не нуждающееся в доказательстве утверждение, постулат модели или теории, из которых могут быть получены другие суждения. См. Формальная теория и формализация теории.

АКТИВИЗМ

АКТИВИЗМ (activism) - активное членство в политической партии, группе давления или родственной политической организации, например, "активист тред-юнионов". Исследования выявили общие для активистов тенденции: более высокий социальный статус,  большая социальная уверенность и зачастую лучшая информированность. Уровни политического активизма изменяются также в зависимости от обстоятельств. Так, во время политического кризиса в политику вовлекается множество людей, которые в обычных условиях не были бы активными. Некоторые теоретики, особенно в политической науке (Липсет, 1959), доказывают, что в Западных обществах в подобных ситуациях высокий уровень активности и слабая информированность участников могут ставить под угрозу "стабильность демократии". Чаще, однако, повышенная партисипация членов групп низшего статуса (в частности, новых городских социальных движений) оценивается благоприятно. См. Политическая партисипация; Лидеры, формирующие мнение; Двухступенчатый поток массовой информации; Стабильная демократия; Социальное движение.

АКТОР

АКТОР (actor) - см. Социальный актор.

АКТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

АКТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (education Acts) - принятое парламентом (Великобритании) законодательство, в результате которого произошли значительные изменения в организации государственной системы образования как в целом, так и в отдельных его подразделениях. Эти законы имели тенденцию отражать, а иногда и означать крупные перемены в благосостоянии или социальной политике. Так, закон от 1870 г. открыл двери школ "для всех детей, у которых для получения иного эффективного начального образования нет соответствующих средств". За ним последовало законодательство в области социальных реформ. Акт от 1902 г. ввел систему образования в светские рамки и поставил ее под контроль местных властей, за некоторыми исключениями, допускавшими на определенных условиях существование сектантских и христианских школ. Вероятно, наиболее важным является закон от 1944 г., заложивший основу современной системы образования. Главным его вкладом было стремление реализовать понятие "равенство возможностей"  посредством свободного среднего образования для всех, наряду с другими мерами поддержки.

В течение 50-60-х гг. неудовлетворенность трехсторонней системой средней школы значительно возросла. Избрание лейбористского правительства в 1964 г.  принесло передачу в парламент законопроекта о всеобщем всестороннем образовании, который воплотился в закон от 1976 г., аннулированный в 1979 г. в связи с приходом к власти консерваторов. Вступившие в силу в течение 80-х гг. законы непрерывно подчеркивали свое значение в качестве инструментов социальной политики и отражали противоположные политические философии. Они совершенно определенно отвергли принципы равенства возможностей и универсального всестороннего образования. Так, закон от 1980 г. укрепил систему частного обучения за счет "Схемы присутственных мест", которая должна компенсировать независимым школам плату за обучение. Однако имеется немного доказательств того, что менее состоятельные семьи извлекли из этого пользу. Закон от 1980 г. расширил принцип "рыночной экономики" - краеугольный камень тэтчеровского консерватизма - в области образования, разрешив родителям посылать своих детей в школы по их выбору. Его критики утверждают, что это ведет к созданию двухъярусной системы, от которой пострадают беднейшие классы. Принятый в 1988 г. закон, помимо введения Национальной программы, расширил "рыночную" философию, позволив школам обращаться за разрешением становиться государственными и получать гранты путем выхода из-под контроля местных властей. См. Социология образования.

АЛГОРИТМ

АЛГОРИТМ (algorithm) - метод, процедура или набор команд для выполнения задачи посредством точно определенного ряда шагов или последовательности действий, например, в длительном делении, иерархической последовательности шагов в типичной компьютерной программе или операциях в промышленном производстве.

АЛКОГОЛИЗМ

АЛКОГОЛИЗМ (alcoholism) - чрезмерное потребление алкоголя, ведущее к психологической и физической зависимости и пристрастию (см. Наркомания и наркозависимость). Среди других болезней, вызванных чрезмерным потреблением алкоголя в течение длительного периода, фигурируют цирроз печени и сердечные заболевания.

АЛФАВИТ

АЛФАВИТ (alphabet) - набор букв или подобных им знаков, используемых в письменности, где каждая буква обозначает одну или несколько фонем. Алфавиты не были древнейшей основой письменности, получив развитие от иероглифов или письменных изображений, применявшихся, например, в Древнем Египте, а также от силлабического письма, в котором одна единица изображает слог (как в Микенах, а позднее и в Египте). Однако "конвергенция" письменности и устной речи, по утверждению Куайна (1987), осуществилась в полной мере лишь с появлением алфавита.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА (alternative culture) - см. Контркультура и альтернативная культура

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (alternative technology) - формы технологии (иногда также упоминаемые как соответствующая технология,  или промежуточная технология) , которые не очень зависят от доступа к передовым достижениям западных стран и могут, следовательно, считаться более подходящими и ведущими к лучшему использованию ресурсов, в том числе трудовых.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ (deschooling) - мероприятия по замене установленных форм образования в школах. Аргументы в пользу изменений, популярные в США и Великобритании в конце 60-х - начале 70-х гг., обосновывались неудовлетворенностью характером индустриального общества и возрастающей концентрацией политической и экономической власти. Школы стали считать орудием социальной системы, которое узаконивало погоню за квалификацией в ущерб индивидуальному развитию. Такие авторы, как Иллич (1971), Раймер (1971) и Гудмен (1956), утверждали, что школы превращают либеральные и гуманные цели в репрессивные, выполняя не более чем опекунскую роль, а в худшем случае - функцию принуждения. Ученики, социализированные господствующей идеологией, воспринимают свое будущее с точки зрения конкуренции. Повиновение преподавателям и уроки скрытой программы готовят их к различным рабочим местам. Школы, претендуя на образовательную монополию, девальвируют все другие формы внешкольного знания. Такая форма обучения вредна для подлинных форм образования и должна, следовательно, быть заменена. Предложенные варианты простирались от странствующих учителей на манер древнего европейского "монаха" до сетей информационного обмена (США) и учреждения школ вне государственного и стандартного частного сектора (Великобритания). Эти идеи были встречены весьма не однозначно: либо с энтузиазмом, либо с гневом. Их можно покритиковать за сверхупрощенное отношение школ к обществу, хотя альтернативное обучение  ценно своей постановкой под сомнение идеи о том, что обучение в школе - "хорошее дело". Однако отрицание всего того, что было в школах, означало игнорирование положительного. Остается спорным, что действительно выиграли бы те, в чью защиту выступали сторонники альтернативного обучения, если бы были исключены стандартные и традиционные формы.

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (altruism) - заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели в собственном. Альтруистическое поведение, следовательно, противоположно эгоистическому и включает в себя стремление помочь другим, когда речь идет о человеческом поведении. Но тот факт, что поведение некоторых животных оценивается как альтруистическое, указывает на две возможные основы определения термина: намеренность и поведенческие эффекты. Термин был введен Контом, считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. Раштон и Соррентино (1981) предлагают четыре объяснения альтруизма: (а) генетическое наследство, подтверждаемое примерами из мира животных, а также "эгоистической генной" теорией социобиолога Р. Доукина (1976), то есть альтруистическое поведение в отношении одного родственника (например, материнское поведение) имеет своим следствием сохранение некоторых общих генов; (б) когнитивное развитие:  нравственное основание способность "принимать участие в другом" (см. Дж. Г. Мид) увеличиваются с возрастом; (в) социальный опыт: социализация влечет за собой усвоение опыта других посредством наблюдения и подражания; (г) благоразумное поведение: помощь другим может поощрять ответную помощь с их стороны (см. Теория обмена). Последнее скорее сомнительно альтруистическое, так как, вероятно, способно нести в себе расчет на личную или взаимную выгоду. При таких условиях вся человеческая деятельность могла бы рассматриваться как эгоистическая, но тогда было бы стерто всякое различие между альтруистическим и эгоистическим поведением. Психологи предложили личностный подход к альтруизму, ибо участливое поведение более выражено у одних людей, чем у других. Альтруизм по отношению к незнакомцам особенно влиятелен в философии государства всеобщего благоденствия и иллюстрируется Титмусом в исследовании деятельности службы переливания крови, где альтруизм - это обмен подарками и презентные отношения.  См. Кооперативная организация и кооперативное движение. Ср. Конкуренция.

АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО

АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО (altruistic suicide) - форма самоубийства, определенная Дюркгеймом (1897) как явление, свойственное высокоинтегрированным обществам и некоторым типам социальной организации, в которых социальная интеграция  столь же сильна. Примеры альтруистического самоубийства - эутаназия старых и немощных в некоторых примитивных обществах или самоубийства чести (в частности, среди военных). См. Эгоистическое самоубийство; Аномическое самоубийство.

АЛЬТЮССЕР ЛУИ

АЛЬТЮССЕР ЛУИ (Althusser, Louis) (1918-1990) - французский социальный философ-марксист и теоретик Французской коммунистической партии, чьи воззрения были особенно влиятельны после студенческих выступлений 1968 г. и в период наивысшей популярности структуралистской мысли в 70-х гг. Альтюссер, в частности, выступил против "гуманистического" и гегельянского движения в марксизме, доказывая, что зрелые работы Маркса - особенно "Капитал" с его акцентом на "рабочей силе", классовых противоречиях и т.д. - должны расцениваться как "научная" теория наравне с теориями Галилея или Дарвина ("Ленин и Философия", 1971). Так, в работе "За Маркса" (1966) и (совместно с Э. Балибаром) "Читая "Капитал" (1970) он отвергает все предположения о присутствии где-либо в зрелой теории Маркса гегелевской концепции отчуждения. Тяготея к эпистемологическим идеям французского научного философа Гастона Башлара, особенно к его концепции проблематики, Альтюссер сводил свои аргументы к тому, что между ранними философскими (и идеологическими) работами Маркса и позднейшей научной теорией имеется Эпистемологический Разрыв. Ключевым в его оценках теории Маркса является понятие сверхопределение - идея, согласно которой крупные изменения в обществе сложны и во многом детерминированы. Кроме того, он проводил различия между идеологическим и репрессивным государственными аппаратами (см. Интерполяция; Идеологический государственный аппарат). Сочетание этих подходов дает Альтюссеру возможность уйти от вульгарного детерминизма или "экономизма", поскольку допускает, что, во-первых, идеологическая надстройка - не просто отражение экономики, но отчасти и условие ее существования, а во-вторых, что идеология - не просто "лже-сознание", а важная часть реальных социальных отношений. Подобным же образом понятие способ производства  Маркса трактуется как требующее в каждом конкретном случае учитывать сложное сочленение экономической, политической и идеологической практики. Трудно сегодня передать величину интереса, вызванного несколько витиеватыми концепциями Альтюссера. Однако степень догматизма в интерпретации марксизма и тот факт, что его теория решила мало конкретных проблем и вскоре в самой себе обнаружила противоречие, привели к затмению его славы, трагически совпавшему с убийством собственной жены и тюремным заключением. См. Альтюссерианский марксизм; Культурные исследования.

АЛЬТЮССЕРИАНСКИЙ МАРКСИЗМ

АЛЬТЮССЕРИАНСКИЙ МАРКСИЗМ (Aithusserian Marxism) -структуралистская версия марксизма, модная в 1970-х гг. и основанная на идеях Луи Альтюссера. Популяризированные в Англии марксистским журналом "Нью Лефт Ревью" труды Альтюссера повлияли на многих теоретиков, включая Стюарта Холла, а также Хайндеса и Херста (1975). Известной критикой данного подхода является "Нищета теории" Э.П. Томпсона (1978). Выступая против догматизма Альтюссера, Томпсон, однако, проявляет собственный догматизм в отрицании обоснований структурного анализа. Прежние сторонники марксизма Альтюссера ныне склоняются к социологической теории в стремлении добиться признания важности структуры и воли, поскольку не нашли этого в трудах Альтюссера. См. Структурализм.

АНАЛИЗ ДАННЫХ

АНАЛИЗ ДАННЫХ (data analysis) - исследование и обработка информации научных работ - обследований или экспериментов. Социальные данные могут анализироваться рядом методов, включая перекрестное табулирование,  статистические тесты (см. Статистика и статистический анализ) и компьютерный анализ (например, см. Статистический пакет для социальной науки), до того, как стал возможным последний, наиболее широко использовались перфорированные карты. См. Методы исследования.

АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО СЛУЧАЯ

АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО СЛУЧАЯ (deviant case analysis) - см. Девиантный случай.

АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И ИЗДЕРЖЕК

АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И ИЗДЕРЖЕК (cost-benefit analysis) -методика оценки общих экономических издержек и прибылей (и всех социальных издержек и прибылей, выраженных в виде экономической стоимости) какого-либо вида экономической и социальной деятельности, особенно новых проектов. До настоящего времени данная методика использовалась главным образом для оценки новых крупных государственных проектов. Но ныне - в эру экологического сознания - подобный анализ должен распространяться на многочисленные виды деятельности, приводящие к более высоким издержкам, например, на окружающую среду. Однако этот анализ далек от того, чтобы быть простой методикой, и многое зависит от предположений, на базе которых делается оценка. Пристальное внимание всегда следует уделять включаемым в вычисления показателям, а также основе, на которой их можно оценить. Результаты же обычно оставляют простор для дискуссий.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ (analytical induction) - метод анализа (впервые сформулированный Линдсмитом, 1947), особенно в Символическом интеракционизме и других формах "качественной социологии", включающий в себя применение общей гипотезы к последовательным фактам с прогрессивным изменением обобщения (см. Робинсон, 1951). Исследователь формулирует гипотезу для объяснения частного явления, а затем пытается найти "решающий отрицательный факт". Если такой обнаружен, то гипотеза формулируется заново, чтобы включить или отвергнуть обстоятельство. Процесс продолжается до тех пор, пока того будет требовать степень достоверности. Данный метод в действии приводится в исследовании Беккера об употреблении марихуаны (Беккер, 1953; см. также Употребление наркотиков ради удовольствия). Как и в любом индуктивном методе, попытка всегда должна направляться на поиск противоположных случаев, однако никогда не бывает такого чистого и окончательного результата, когда бы обобщение можно было считать завершенным (см. Индукция). См. Обоснованная теория.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (analytical philosophy) - общий термин для типа философии, основанной на аналитической логике, которая враждебна метафизическим спекуляциям. Он происходит от английского "эмпиризма" Локка, Юма и Милля через Логический позитивизм "Венского кружка" и "логический атомизм" раннего Витгенштейна и Рассела. Как правило, сюда также включается Философия обыденного языка, отличающаяся многими методами изучения языка в процессе использования. Эти более поздние варианты аналитической философии часто называются лингвистической философией. См. Речевая деятельность.

Предыдущая страница Следующая страница