Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АЦЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АЦЕ")

АНАЛИТИЧЕСКОЕ И СИНТЕТИЧЕСКОЕ

АНАЛИТИЧЕСКОЕ И СИНТЕТИЧЕСКОЕ (analytic and synthetic) - (философия) различие, проведенное между двумя типами утверждений или суждений, являющимися: (а) истинными на основании содержащихся в них значений либо терминов (например, "все священнослужители - мужчины"), то есть аналитическими или логически необходимыми истинами; (б) истинными либо ложными только на основании их эмпирического содержания, а не логически подразумеваемых значений (например, может быть или не быть истинным утверждение, что "50% священнослужителей любят мороженое"), то есть синтетическими, контингентными или чисто "эмпирическими". Часто считалось, что это различие не допускает никаких исключений. Некоторые философы, особенно Куайн, оспорили данную точку зрения, предложив считать, помимо прочего, что оно опирается на необоснованные предположения о логичности в значениях терминов (см. также Тезис Дюгема-Куайна). На практике в социологии, подобно естественным наукам, получение знания включает как формальную область определения понятий, так и утверждения логического отношения между ними, а также эмпирическую проверку отношений. Теория и исследование в социологии переходят от одного к другому, при том, что понятия устанавливаются заново в результате "эмпирического" доказательства, а его построение и интерпретации меняются в результате изменений в осмыслениях. По-прежнему важно стремиться выяснить, когда дополнения к знанию зависят главным образом от логического расширения установленной концептуальной схемы или когда они в большей мере возникают от новых эмпирических доказательств. Но следует признать, что оба эти процесса могут быть важными в развитии знания, равно как и то, что нельзя проводить жесткое различие между ними. Ср. Априори и апостериори.

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ (analogy) - сравнение, предпринимаемое для выявления степени сходства, но не тождества явлений. В социологии аналогия, как правило, проводится между явлениями социальными и механическими или органическими. В классических формах ее можно наблюдать в социологическом функционализме, где общества обычно рассматриваются в качестве "машиноподобных" или чаще "организмоподобных" объектов, чьи компоненты связывают и укрепляют друг друга. Несмотря на эвентуальную полезность и, возможно, даже обязательность в какой-либо науке, обращение к аналогиям не всегда оправданно. Сделанные предположения или приписанные связи (типа "социальные потребности" аналогичны "животным потребностям") нуждаются в отдельном доказательстве. Использование аналогий, следовательно, рискованно. См. Модель.

АНАРХИЗМ

АНАРХИЗМ (anarchism) - доктрина, защищающая достоинства существования общества без правительственных учреждений. См. также Анархо-синдикализм.

АНАРХИСТСКИЙ МЕТОД

АНАРХИСТСКИЙ МЕТОД (anarchistic method) - см. Эпистемологический анархизм и Методологический плюрализм.

АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ

АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ (anarcho-syndicalism) - революционное движение, частично берущее начало от учения Прудона и МАРКСА, но чаще связываемое с доктринами Гийома и СОРЕЛЯ. Оно возникло во Франции в 1890-х гг. и с этого времени распространилось в Италии, Испании и Латинской Америке. Анархо-синдикалисты выступали за ниспровержение капитализма посредством революции рабочих. Их доктрины были основаны на радикальном отрицании всех политических путей к социализму, а также всех политических партий, власти и планирования до и после революции, что ассоциировалось с компромиссом, ослабляющим революционную волю рабочих, и с иерархической партийной и государственной организацией. Ведь неравенство власти и господства, которые - если политика не будет отвергнута - сохранится после революции и превратит диктатуру пролетариата в диктатуру над пролетариатом со стороны партийных и государственных функционеров. Соответственно, анархо-синдикалистский идеал базируется на революции в производственных центрах - революции, осуществляемой вольной федерацией децентрализованных рабочих организаций, не имеющей иерархии и совершаемой посредством всеобщей стачки. Она должна была покончить с капиталистическим обществом и государством, а затем заменить их свободными, автономными, самоуправляемыми рабочими ассоциациями, которые стали бы управлять производством и обществом без возврата к иерархической организации и господству. Хотя анархо-синдикализм оказал некоторое воздействие на Францию, Италию и Испанию, его влияние было недолговечным и никогда не имело широкого распространения потому, что марксизм расценивал его как мелкобуржуазное ответвление, отвлекавшее рабочий класс  от принципиальной задачи создания революционной партии.

АНДЕРСОН ПЕРРИ

АНДЕРСОН ПЕРРИ (1938- ) (Anderson, Perry) - британский социальный теоретик и историк. Его ранние произведения появились в результате сотрудничества с левым журналом "Нью Лефт Ревью". Статьи того периода переизданы в книге "Вперед к социализму" (под редакцией К.Р. Блэкберна, 1965). К наиболее известным теоретическим работам по развитию западной марксистской теории относятся: "Рассуждения о западном марксизме" (1976) и "На путях исторического материализма" (1983), "О точках зрения в английском марксизме" (1980), где дается обзор работ историка-социалиста Эдварда Томпсона. Но гораздо больший успех имели два исторических произведения: "Переход от античности" и "Происхождение абсолютистского государства", изданные в 1974 г.  Оба были задуманы как диалог между теориями Маркса и Вебера. В них Андерсон развивает следующую мысль: "возможность уникального перехода к капитализму в Европе обеспечило не что иное, как взаимосвязь античности и феодализма", подкрепляя ее детальным сравнительным анализом европейских и неевропейских обществ и доказывая, что абсолютизм действует как фильтр по отношению к современному капитализму только там, где имеется уникальное западноевропейское наследие. Отличительная особенность андерсоновской марксистской исторической социологии, помимо впечатляющих широты охвата и глубины проникновения, состоит в подходе к объединению марксизма с веберианскими концепциями при разработке такого представления о социальном развитии, в котором сохраняет свое место концепция перехода западных обществ к социализму.

АНДРОЦЕНТРИЗМ

АНДРОЦЕНТРИЗМ (androcentrism) - склонность пренебрегать перспективой или вкладом женщин, например, мужской уклон в культурных идеях и их воплощение в учреждениях.

АНИМИЗМ

АНИМИЗМ (animism) - вера в то, что явления природы, например, горы или растения, обладают духом или жизненными силами и что происходящее в мире есть результат их воздействия. Ср. Тотемизм.

АНОМАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

АНОМАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (abnormal division of labour) - см. Разделение труда.

АНОМАЛЬНЫЙ

АНОМАЛЬНЫЙ (abnormal) - отклоняющийся от обычных норм поведения (или социальной структуры), в особенности там, где это просматривается как функциональное нарушение, или дисфункция. Любое социологическое употребление данного термина ставит проблему определения "нормальности". Например, Дюркгейм высказал предположение, что средняя социальная форма на определенном уровне общественного развития была также и функциональной. Однако, хотя понятия функциональной нормальности и анормальности сравнительно ясны по отношению к биологическим организмам, их применение в социологии подвергалось сомнению. За исключением Дюркгейма и функционалистской социологии, социологи в целом осмысливали индивидуума, социальную изменчивость и отклонение от установленных моделей поведения в иных понятиях, нежели "нормальность" и "анормальность". См. Нетрудоспособность.

АНОМИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

АНОМИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (anomic a division of labour) - см. Аномия; Разделение труда.

АНОМИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО

АНОМИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО (anomic suicide) - форма самоубийства, связанная с аномией, то есть с серьезными изменениями социального порядка, типа непредвиденной катастрофы или быстрого экономического роста, либо с любыми подобными нарушениями социальных ожиданий. На ее долю приходится треть от трех основных типов самоубийства, идентифицированных Дюрк-геймом ("Самоубийство", 1897).

АНОМИЯ

АНОМИЯ (anomie) - 1. (Буквально "без норм" - понятие, внедренное в социологию Дюркгеймом) состояние общества или личного отношения к обществу, в котором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели, а также утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную (индивидуальную) жизнь. 2. (Спецификация Роберта Мертона (1949) дюркгеймовской концепции) социальные ситуации и индивидуальные ориентации, несоответствующие определяемым культурой целям и доступностью институционализированных средств их достижения (например, социальные условия, при которых в США в период депрессии процветала организованная преступность) . Представление о природе человека у Дюркгейма покоилось на теории Томаса Гоббса об отсутствии каких-либо "естественных" ограничений желаниям, амбициям или потребностям личности. Поэтому необходимы ограничения, имеющие социальное происхождение. Аномия существует и приводит к несчастьям и общественному беспорядку, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм. С точки зрения Дюркгейма, аномия есть "аномальная" социальная форма, результат неспособности полностью перейти от Механической солидарности, характерной для досовременных обществ, к органической солидарности - отличительной черте современного общества. Дюркгейм усматривал в аномии разлагающее воздействие на общество. Так, аномическое разделение труда  имелось потому, что рабочие места распределялись не в соответствии со способностями. В более широком контексте экономическая деятельность в таких обществах осталась, по существу, нерегулируемой. В "Самоубийстве" (1897) Дюркгейм хотел продемонстрировать корреляцию между числом самоубийств и аномическими социальными ситуациями, в частности, разводами. Надо отметить, что аномия может быть и результатом восходящей кривой социального ожидания (например, быстрого обогащения или новых возможностей), хотя более очевидна для неблагоприятных условий. Заново сформулированное Мертоном, понятие аномии стало применяться в исследовании девиации. Мертон доказывает, что всякий раз, когда имеется разрыв между определенными культурой целями и одобренными обществом средствами, доступными личностям или группам, возможны четыре логических ответа.

АНОРЕКСИЯ НЕРВОЗА

АНОРЕКСИЯ НЕРВОЗА (anorexia nervosa) - подавление аппетита. Это - психологическое расстройство, наблюдаемое преимущественно у молодых женщин, которое приводит их к ощущению себя толстыми и к попыткам похудеть. Беспорядочное питание наиболее часто выражается в отказе есть досыта, чтобы снизить вес, в результате чего может наступать булимия - неутолимый голод - связанная с применением слабительных и искусственным вызыванием рвоты. Поскольку продолжается потеря веса, то прекращается менструация, и, хотя поначалу возникает иллюзия прилива сил, общее физическое состояние может стать в конечном счете угрожающим для жизни. Особый интерес к данному расстройству и его изучению проявился с начала 1970-х гг. Среди социологов анорексия рассматривается как "патология самоидентичности" из-за идеализации худощавости (особенно женщинами) в современном обществе. В качестве ускоряющего фактора называются разлаженные семейные отношения, а стремление пациентов вернуться в детство (незрелая фигура, отсутствие менструации) указывает на их нежелание становиться взрослыми. Высказывалось предположение, что в основе проблемы может лежать генетическая предрасположенность. Лечение все чаще ориентируется на медицинское вмешательство для исправления нарушенного биохимического равновесия, но полезны также социальная и психотерапия. Когда пациент серьезно болен и нуждается в госпитализации, обычно прибегают к бихевиористской терапии, эффективно побуждающей к увеличению веса. Психотерапия помогает пациенту реалистично воспринимать ее/его ситуацию, а группы самопомощи  многими пострадавшими признаются незаменимыми для тех, кто нуждается в долгосрочной поддержке. См. Тело.

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ (anticlericalism) - оппозиция, особенно политическая, могуществу и влиянию церкви.

АНТИНАТУРАЛИЗМ

АНТИНАТУРАЛИЗМ (antinaturalism) - подход к социологическому анализу, который противостоит естественнонаучной модели (например, формулировке о естественных законах), считая ее неадекватной для изучения человеческой социальной деятельности. Ссылку на "натурализм" в этом смысле нужно отличать от иного использования термина "натурализм" в социологии, когда речь идет о натуралистских методах исследования. Здесь акценты ставятся на изучении социальной деятельности "натурально" возникающих социальных установок. В данном случае предпочтение перед "естественными" методами исследования часто связывается с отказом от рабского подчинения любой модели, выведенной из технических наук. Таким образом, натурализм во втором значении часто принимается за намек на "антинатурализм", то есть натурализм в первом значении.

АНТИНОМИАНИЗМ

АНТИНОМИАНИЗМ (antinomianism) - убеждения, разделявшиеся, например, членами некоторых протестантских сект в 16-17-м столетиях, и заключавшиеся в том, что они - "избранники Божьи" и вскоре будут прощены в грехах. Как показывает Вебер (1922), такие люди чувствовали себя "уверенными в спасении" и "не связанными более какими-либо стандартными правилами поведения". Это убеждение трактовалось некоторыми верующими как позволение вступать в неортодоксальные брачные связи, включая многоразовые браки и внебрачную сексуальную активность, которые они оправдывали тем, что приносили спасение другим. Точка зрения Вебера состояла в том, что антиномианизм - широко распространенное явление, развивающееся в качестве ведущей тенденция в систематическом "психологическом характере" религиозной веры.

АНТИПСИХИАТРИЯ

АНТИПСИХИАТРИЯ (antipsychiatry) - движение, направленное как против практики, так и теории стандартной психиатрии и имевшее влияние особенно в 60-х - начале 70-х гг. Связанная с деятельностью Р.Д. Лейнга (1959) в Англии и Томаса Сцасца в США, антипсихиатрия подвергает критике общее понятие душевного заболевания, а также применяемые в ее лечении терапевтические методы. И Лейнг и Сцасц сами были психотерапевтами. По мнению Лейнга, данное понятие не имеет достаточного научного основания; причинность "душевного заболевания" отнюдь не биологическая. Его доводы сводились к тому, что так называемые душевные и поведенческие состояния лучше рассматривать в качестве ответа на стрессы, напряжения и на разрушение семейной жизни. Такие состояния "обретают смысл", как только социальное положение  человека полностью им осознается. Доктора и семьи пациентов, по утверждению Лейнга, часто вступают в сговор в инкриминировании человеку "безумства". Аргументы Сцасца были сходными в ключевых вопросах, отличаясь в деталях. В "Мифе о душевном заболевании" (1961) он указывал на то, что психиатры редко приходят к согласию в диагностировании Шизофрении, а посему шизофрения не является болезнью. Согласно Сцасцу, такие пациенты - люди, которые могут отвечать за свои действия и к которым надо относиться соответственно. Лейнг и Сцасц расценивали принудительное заключение пациентов в психиатрические больницы и использование электрошоковой терапии, леукотомии и даже наркотических транквилизаторов как репрессивные действия сомнительной ценности, как нарушение свободы личности без достаточной на то причины. Другими социологами, также оказавшими влияние на движение антипсихиатрии (хотя в целом значение их трудов намного шире), были Фуко и Гофман - см. Безумие; Тотальное учреждение; Теория стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения). В конце 70-х и в 80-е гг. наблюдалось значительное сокращение числа людей в психиатрических больницах, в том числе в результате движения антипсихиатрии. По иронии судьбы, однако, демонтирование старого аппарата психиатрических учреждений и его охраны было отдано в руки коммунитарного попечительства отчасти потому, что душевное заболевание,  как было доказано, можно контролировать таблетками. Многие видят в этом свидетельство того, что это - по крайней мере частично - медицинское состояние.

АНТИСЕМИТИЗМ

АНТИСЕМИТИЗМ (anti-semitism) - враждебность к еврейскому народу в формах от более или менее институционализированного предубеждения, исторически широко встречавшегося в европейских обществах, до предельно откровенной идеологии гитлеровского национального социализма.

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ (anthropology) - в широком смысле "изучение человечества", но конкретно состоящее из: (а) физической антропологии; (б) социальной антропологии (в Англии) и культурной антропологии (в США). Круг интересов физической антропологии как таковой связан с происхождением и изменением гуманоидных видов и тяготеет к сферам эволюционной биологии, демографии и археологии. Социальная и культурная антропология исследует структуры и культуры, созданные гомо сапиенс.  В Европе и некоторых других регионах к данным сферам исследования применяется также термин этнология. Различие между социологией и социальной или культурной антропологией покоится прежде всего на соглашении, по которому социологи концентрировали свое внимание на сложных обществах, в то время как антропологи - на численно небольших неиндустриальных культурах за пределами Западной Европы и современной Северной Америки. Кроме того, между двумя предметами имеются существенные методологические различия. Антропологические оценки, обычно связанные С описательной этнографией, выводятся после длительных периодов включенного наблюдения, исходя из двух соображений: (а) многие из изучаемых обществ были дописьменными, а без письменных источников у антропологов не было иного выбора, кроме как непосредственно наблюдать и записывать устные предания; (б) реакцией на спекулятивные оценки дописьменных обществ, например, в ранних формах социальной эволюционной теории. См. Когнитивная антропология; Структурная антропология.

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ (anthropomorphism) - приписывание человеческих форм или свойств естественным явлениям, животным, божеству, духам и т.д. Антропоморфизм - центральная особенность многих систем религии и космологии, которые часто устанавливают связь между человеческими делами и естественными, а также сверхъестественными сферами.

АНТРОПОЦЕНТРИСТСКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ

АНТРОПОЦЕНТРИСТСКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ (anthropocentric industrial systems) - см. Человекоцентристская технология.

АНТРОПОЦЕНТРИСТСКИЙ

АНТРОПОЦЕНТРИСТСКИЙ (anthropocentric) - подход к роду человеческому как к наиболее важному во всей вселенной.

АПАРТЕИД

АПАРТЕИД (apartheid) - система расового разделения, существовавшая в Южно-Африканской Республике, на "белых", "черных" и "цветных", "смешанные расовые" группы. Оно было установлено в соответствии с законом и проявлялось в ограничениях на местожительство, смешанные браки, сферы занятости и пользование общественными местами - школами, больницами, парками, пляжами. Отказ заменить или существенно изменить апартеид закончился тем, что государство превратилось в парию в мировом сообществе, против которого были введены экономические и политические санкции, в частности, отказ от спортивных связей.

АПОСТЕРИОРИ

АПОСТЕРИОРИ (a posteriory) - см. Априори и апостериори.

АПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ

АПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ (a priori and a posteriori) (буквально "что прибывает прежде" и "что прибывает после") - различие между видами утверждений или суждений по способу, которым мы приобретаем знание об их истинности. Таким образом, истинность или ложность утверждения априори известна независимо от опыта или эмпирического доказательства (например, определение квадрата как наличие четырех равных сторон), а истинность утверждения апостериори устанавливается только путем рассмотрения на основе эмпирического опыта. В то время как многие философы-"рационалисты", особенно Кант, доказывали, что некоторые вещи могут и даже должны быть известны априори чисто из первичных принципов, противоположное течение - философский эмпиризм - считает наши идеи основанными только на "опыте" (см. также Юм). Сравнительно недавно признали оба эти положения неудовлетворительными, ибо в философии либо знании нет фиксированной исходной точки или окончательного обоснования. Ср. Аналитическое и синтетическое.

АРБИТРАЖ

АРБИТРАЖ (arbitration) 1. (Антропология) - соглашение, особенно в безгосударственном обществе, об урегулировании конфликтов и споров между двумя сторонами при посредничестве третьего лица, выступающего в роли арбитра. Хотя арбитр, как правило, имеет ограниченное или вовсе никакое право навязать решение, участники спора часто заранее соглашаются подчиниться ему. Например, у нуэр в качестве такого арбитра действует вождь Шкура Леопарда. См. Эванс-Притчард (1940), Гелнер (1969). 2. (Индустриальные отношения) - см. Арбитраж и примирение.

АРБИТРАЖ И ПРИМИРЕНИЕ

АРБИТРАЖ И ПРИМИРЕНИЕ (arbitration and conciliation) (индустриальные отношения)  - один из институтов индустриальных отношений, учрежденный для урегулирования тупиковых ситуаций в переговорах между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда посредством вмешательства третьей стороны (см. также Коллективный торг). При запросе одной или нескольких сторон, вовлеченных в трудноразрешимый спор, независимое участие может предлагать: (а) "примирение", цель которого - помочь сторонам принять собственное решение путем организации совместной встречи и побуждения к соблюдению согласованных процедур; (б) "посредничество", где рекомендации вырабатываются посредником, однако стороны не берут на себя заранее обязательство подчиниться решению арбитра; (в) "арбитраж", при котором в принудительном порядке или на основании обоюдного согласия сторон, а также в рамках строго оговоренных условий решение может быть выполнено. Истоки примирения и арбитража в Великобритании следует искать в учреждении и добровольном использовании постоянных советов по примирению и арбитражу в тех отраслях промышленности, где предприниматели и тред-юнионы стремились избегать локаутов и забастовок. Разработка государственного обеспечения сохранила принцип добровольности, хотя случались времена, когда он нарушался. В настоящее время Служба консультаций, примирения и арбитража, включающая представителей предпринимателей и профсоюзов, а также специалистов в области индустриальных отношений, пытается обеспечивать эти услуги независимо от правительственного влияния. В некоторых других обществах обязательному вмешательству третьей стороны предшествуют локауты и забастовки.

АРЕНА

АРЕНА (arena) (Политическая Социология) - сфера дебатов, конкуренции, конфликтов или борьбы за политическую власть.

АРИСТОКРАТИЯ

АРИСТОКРАТИЯ (aristocracy) - 1. (В классической Греции) "правление лучших". 2. Наследственная элита или класс знати, например, при феодализме. В наиболее крупных досовременных обществах правящие или господствующие классы имели тенденцию превращаться в наследственный класс знати, но существовала и контртенденция, при которой такие претензии могли отвергаться. См. также Патримониализм. Хотя второе значение более употребимо, термин может применяться к чему-либо в древнегреческом значении, как в случае с рабочей аристократией.

АРИСТОКРАТИЯ ТРУДА

АРИСТОКРАТИЯ ТРУДА (aristocracy of labour) - см. Рабочая аристократия.

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ (Aristotle) (384-322 гг. до н.э.) - основной греческий философ и наставник Александра Македонского, оказавший значительное влияние на европейскую мысль, заметное в развитии естественных и политических наук, в ранней антропологии и более всего в философии (включая логику и этику). Аристотель учился в академии Платона в Афинах, но, хотя и находился под влиянием ИДЕАЛИЗМА Платона, обычно считается представителем эмпирической школы философии. Там, где было уместно, его метод исследования включал наблюдение и сообщение. С другой стороны, он также инициировал систематическое изучение логики. На практике, следовательно, в его трудах сочетались разум и опыт.

АРОН РАЙМОН

АРОН РАЙМОН (Aron, Raymond) (1905-1983) - французский социолог и влиятельный политический обозреватель, чьи обширные интересы простирались на социологические теории, стратегические исследования и социологию индустриальных обществ. Его работы по проблемам социологической теории включают "Немецкую социологию" (1935) и "Основные течения в социологической теории" (1965). В "Опиуме интеллигенции" (1957) он подверг критике склонность интеллигенции забывать о рассудительности и слишком легко совращаться марксизмом. В области стратегических исследований его вклад огромен и представлен такими важными работами, как "Столетие тотальной войны" (1951), "Мир и война" (1961) и "Клаузевиц -философ войны" (1976). Он написал несколько книг о современных индустриальных обществах, среди них "Восемнадцать лекций по индустриальному обществу" (1963), "Демократия и тоталитаризм" (1965). Исповедуя подход, более близкий Токвилю или Веберу, нежели Дюркгейму или Марксу, во всех своих трудах он подчеркивает значение политических параметров в социальной жизни и достоинства плюрализма. Непредсказуемость, которую он считал свойством политических и культурных параметров, позволила ему удержаться от изумления по поводу утверждений, что между Востоком и Западом произойдет конвергенция.

АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ

АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ (interest articulation) - см. Агрегирование.

АРТИКУЛЯЦИЯ СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА

АРТИКУЛЯЦИЯ СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА (articulation of modes of production) {марксизм) - понятие, в котором отдельные способы производства рассматриваются как сосуществующие внутри общества или общественной формации. Понятие было разработано главным образом в рамках марксистского критического анализа теории зависимости, чтобы показать связь между так называемой недоразвитостью и развитием. Особое влияние имела работа Вольпе (1972) о резервной системе в Южной Африке как подчиненного, докапиталистического способа производства, основанного на отношениях родства и поставлявшего дешевую рабочую силу индустриальной капиталистической экономике Южной Африки. В рамках марксизма имеются различные позиции. Например, Банжи (1977) дал серьезный критический анализ Вольпе, доказывая, что общественную формацию определяют всеобщие законы развития экономики и что не всегда обязательно наличие всех элементов капиталистического строя для отнесения системы к "капиталистической". По мнению Банжи, упоминаемые теорией артикуляции "подчиненные способы производства" вообще не являются способами производства, так как лишены собственных "законов движения" и обслуживают воспроизводство капиталистического способа производства. У таких форм отсутствует главный компонент, необходимый для самовоспроизводства. См. Некапиталистические и докапиталистические способы производства

АРХЕОЛОГИЯ

АРХЕОЛОГИЯ (archaeology) - научный или систематический анализ материальных остатков, особенно предметов, но также физических останков людей и животных, зерновых культур и т.д., сохранившихся от прошлых обществ и культур, с целью проведения исследования или реконструкции истории эпох, которые мало или совсем не освещены источниками письменности. В таких случаях археология сосуществует с дисциплиной предыстории. Археология также пригодна в другом контексте, когда восстановление останков может дополнять письменные исторические источники, как не так давно было продемонстрировано индустриальной археологией, изучающей относительно недавнее прошлое в качестве наглядных образцов материальных следов, оставленных индустриальным процессом, способами транспортировки, добычи полезных ископаемых и т.д. Традиционные методы раскопок и скрупулезного описания останков в настоящее время пополнились аэрофотосъемкой, компьютерным моделированием, радиографическим датированием и даже датированием, основанным на климатических колебаниях и окаменелости деревьев. Поскольку изучаемые памятники представляют собой физические останки, современная археология требует больше научной вооруженности, чем социология, что не обязательно символизирует ее превосходство. Скорее археологии приходится интенсивно трудиться для того, чтобы собрать достаточно данных для начала социологического анализа. Как только такой анализ осуществлен, предмет и проблемы археологии становятся теми же, что и у социологии, но без близкого доступа к значимым ценностям изучаемых социальных акторов. Таким образом, обе дисциплины должны рассматриваться как взаимодополняющие. Существуют родство и неразрывность, например, археологических исследований, догородских доисторических обществ и современных антропологических изучений простых обществ, а в социологии, как и в археологии, - сравнительных и обобщающих подходов, с одной стороны, и исторического понимания уникальных культур - с другой. Действительно, сопоставимый диапазон разных теоретических методов, присущий социологии и антропологии, встречается и в археологии, включая функционалистскую и эволюционную теории, а также труды Маркса.

АРХЕТИПЫ

АРХЕТИПЫ (archetypes) - см. Юнг.

АРХИВ ДАННЫХ ИЛИ БАНКИ ДАННЫХ

АРХИВ ДАННЫХ ИЛИ БАНКИ ДАННЫХ (data archives or data banks) - хранилища необработанных данных предыдущих социальных обзоров. Такие данные, сегодня ставшие доступными пользователям в компьютерной форме, могут использоваться для повторного анализа и во вторичном анализе, который объединяет сведения нескольких обзоров за определенный период времени. Наряду с необработанными данными многих классических исследований, архив обычно имеет и обширные запасы данных об изменении общественного мнения в течение конкретного отрезка времени. В Великобритании основным является ESRC - архив данных  при Эссекском университете. Банки данных - источник весьма нужной информации. Неудобства их использования заключаются в том, что исследователь имеет меньшее представление об ограниченности данных, чем первоначально собравший их, а объединения из нескольких обзоров вызывают проблему сравнения. (См. также Официальная статистика; Регистры.)

АСЕНДАДО

АСЕНДАДО (hacendado) - см. Асьенда.

АСИММЕТРИЧНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ

АСИММЕТРИЧНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ (skew) - см. Меры дисперсии.

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ (asceticism) - доктрина и практика самоотречения путем воздержания от мирских благ и удовольствий. Аскетизм был присущ многим мировым религиям, и для некоторых приверженцев (например, членов отдельных монашеских орденов) означает полный отказ от большинства мирских искушений. Несмотря на ассоциацию с фатализмом, подобный вызов также часто предполагал сопротивление политической власти и служил орудием в социальном изменении. Так, согласно Веберу (1922), протестантский аскетизм играл решающую роль в возникновении современного западного капитализма (см. Протестантская этика).

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ (assimilation) (особенно в расовых отношениях) - процесс, в ходе которого меньшинство, принимая ценности, нормы поведения и культуру группы большинства, в конечном счете поглощается этой группой (ср. Аккомодация). Процесс может повлиять на обе стороны. Он более труден там, где очевидные признаки (в частности, четкие различия в "цвете") составляют основу изначального разделения (например, ассимиляция групп черного меньшинства в "сплавном тигле" США).

АССИМИЛЯЦИЯ И АККОМОДАЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ И АККОМОДАЦИЯ (assimilation and ассо-modation) (в теории детского развития Пиаже) - способы изменения концептуальных схем. Главное в теории стадий когнитивного развития Пиаже - идея о том, что каждая стадия обладает своим способом мышления, называемым им концептуальной схемой. В процессе развития происходит ее изменение, и следующая возникает из предыдущей посредством либо ассимиляции нового опыта, обогащая наличную схему, либо приспособления (аккомодации), что необходимо, если схема не может в полной мере отвечать новому опыту и должна для этого претерпеть фундаментальное изменение.

АССОЦИАЦИЯ

АССОЦИАЦИЯ (association) - 1. Группа, совместно преследующая общую цель или интерес. См. Gemeinschaft и Gesellschaft  (прил.). 2. (Статистика) степень, в которой две переменные связаны между собою. См. Корреляция.

АСЬЕНДА

АСЬЕНДА (hacienda) - крупное земельное имение в Латинской Америке, обрабатывавшееся различными формами несвободного труда, как правило, для производства продуктов питания, направляемых на локальные или региональные рынки или потребляемые владельцем асендадо. Это - один из основных способов организации сельскохозяйственного производства в колониальной Латинской Америке до 19-го столетия, а в некоторых случаях и в 20-м Например, с начала 17-го столетия в Новой Испании, ныне Мексике, асьенда была "постоянно населенной территориальной областью как с землями под паром, так и с культивируемыми землями, хранилищами, домами для собственников и управляющих, лачугами для рабочих, мелкими ремесленными мастерскими, сараями для инвентаря" (Флорескано, 1987). Там выращивались домашний скот и зерновые культуры для рудников и провинциальных городов. Применялся ряд средств обеспечения рабочей силой, среди которых один из наиболее распространенных - долговой пеонаж.  Важными для организации и экономики асьенды были политические устремления и потребительские нужды асендадо. Асьенды отличались от плантаций в том отношении, что последние производили одну культуру, обычно на экспорт, и часто на основе корпоративной, а не индивидуальной формы собственности. Франк (1969) доказывал, что асьенды были капиталистическими, потому что они производили для рынка. Однако это не является достаточным критерием, а отсутствие свободного наемного труда и низкий уровень накопления капитала приводили большинство исследователей к противоположным доводам. Некоторые ученые в качестве общего описания используют термин "полуфеодальный". Асьенды начали изменяться в 19-м столетии по мере возрастания капиталистических проявлений в сельском хозяйстве. Дункан и Ратледж (1977) делают обобщение разнообразия происходивших изменений. Некоторые асьенды были разделены при земельной реформе, другие стали капиталистическими поместьями или плантациями, но в некоторых областях асьенда сохранялась вплоть до середины 20-го столетия.

АТРИБУТ

АТРИБУТ (attribute) - см. Переменная.

АТРИБУЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

АТРИБУЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (attribution theory) - совокупность теорий, ведущих свое происхождение от работы Ф. Хайдера ("Психология межличностных отношений", 1958) и пытающихся объяснить, чему люди приписывают причину поведения других и своего собственного. Различие проводится между внутренними (диспозиционными) причинами, скрытыми в самом индивидууме, например, "она провалила экзамен, потому что ленива", и внешними (ситуационными), например, "он опоздал на работу из-за транспортной пробки". Атрибутивные ошибки совершаются тогда, когда диспозиционные объяснения мы принимаем за ситуационные (фундаментальная ошибка атрибуции). Мы также более склонны в отношении собственного поведения применять диспозиционный подход в случае успеха и ситуационный - в случае неуспеха (самоблагоприятствующее смещение). Данная теория дает полезный срез для анализа повседневных объяснений таких социальных проблем, как безработица, преступность и поведение, связанное со здоровьем и болезнью.

АУРА

АУРА (aura) - отличительное качество вещи, например, определенного произведения искусства, а также (по определению Бень-ямина, "Шарль Бодлер", 1983) "уникальное проявление расстояния". Беньяминовское прочтение зависит от квазирелигиозного понимания общества. Так, социальный порядок  требует определенных объектов, которые бы воспринимались народом как святыни. Например, Изумрудный Будда в Таиланде или Стоунхендж обладают аурой. Социально они занимают символическую вершину культуры, также заставляют нас переключаться с бренных забот повседневной жизни на более возвышенный уровень. В своем волнующем произведении о последствиях механического воспроизводства Беньямин ("Просвещение", 1955) доказывал, что воплощение таких объектов в поделках и символах в массовой культуре ослабляет их силу, превращая в штампы. Подлинность и священность утрачиваются, а социальная интеграция  общества оказывается поколебленной. См. также Имитация; Постмодернизм.

АУТЕНТИЧНОСТЬ

АУТЕНТИЧНОСТЬ (authenticity) - см. Dasein (прил.).

АФРИКАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

АФРИКАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ (African socialism) - см. Социализм.

АФРО-КАРИБ

АФРО-КАРИБ (Afro-Caribbean) - человек африканского происхождения, проживающий в Карибском бассейне или эмигрировавший оттуда. В Великобритании данный термин используется для обозначения людей, которые после второй мировой войны стали частью иммиграции жителей Карибских островов, а также их потомков в Англию в поисках работы.

АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ (affectual action) - см. Типы социальной деятельности.

АФФЕКТНОЕ ЧУВСТВО ИЛИ ЭМОЦИЯ

АФФЕКТНОЕ ЧУВСТВО или ЭМОЦИЯ (affect feeling or emotion) - термин, используемый для обозначения эмоциональной или чувственной стороны умственного опыта, в противоположность когнитивному или думающему аспекту. См. также Эмоциональные расстройства.

АЦЕФАЛИЯ

АЦЕФАЛИЯ (acephalous) (в социальной антропологии) - (общества) без формального лидерства, например, не имеющие вождя или постоянной политической власти. См. Сегментарные общества; безгосударственные общества

Предыдущая страница Следующая страница