Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СЕМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СЕМ")

САМОАННУЛИРУЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО

САМОАННУЛИРУЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО (self-destroing prophecy) - см. Самоисполняющееся и самоаннулирующееся пророчество. 

САМОИДЕНТИЧНОСТЬ

САМОИДЕНТИЧНОСТЬ (self-identity) - самопонимание; "Я", рефлексивно понимаемое как продолжающееся конструирование. См. также "Я".

САМОИСПОЛНЯЮЩЕЕСЯ И САМОАННУЛИРУЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО

САМОИСПОЛНЯЮЩЕЕСЯ И САМОАННУЛИРУЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО (self-fulfilling and self-destroing prophecy) - две постоянно существующие возможности, сопровождающие попытки социального или социологического обобщения и предсказания. Они могут также быть (а) ложно "подтвержденными" просто в результате их провозглашения (например, крах фондовой биржи, вызванный его ожиданием) или (б) подорванными, поскольку на основании ставших доступными знаний о них люди принимают меры по предотвращению предсказываемого результата (например, не-запруженные шоссе в обещанное время пробок во время забастовки на железной дороге из-за того, что люди путешествуют в другое время во избежание пробок).

Возникновение самоисполнения и самоаннулирования предсказаний есть признак волюнтаризма и выбора в социальном поведении (то есть целенаправленной социальной деятельности, результаты которой становятся проверенными, и способной к реакции на обратную связь). Иногда случившееся возводится в общий принцип (sic), согласно которому существенные социологические обобщения, законы и т.д. в социологии или социальных науках не возможны. Конечно, социальные участники часто способны изменить свои действия, но они не всегда обладают такой способностью, например, из-за вероятности вмешательства "социально-структурных" сил (см. также Структура и воля). Таким образом, успешные, а не ложные, социологические обобщения не исключаются самим существованием самоисполняющихся и самоаннулирующихся гипотез. См. также Историческое обобщение; Свободная воля.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (self-actualization) - реализация потенциала личности. Термин связан с иерархией потребностей, предложенной Маслоу (1954). Согласно его теории, самореализация достижима лишь в высшей точке, если удовлетворены все другие биологические и социальные потребности. Термин используется в более широком значении в рамках гуманистического движения, в котором понятия "Я" и персонального роста занимают центральное место.

САМОСОЗНАНИЕ

САМОСОЗНАНИЕ (apperception) (философия) - осознание рассудком самого себя. Различными способами самосознание было одним из важных методов, которым философия стремилась закладывать знание.

САМОУБИЙСТВО

САМОУБИЙСТВО (suicide) - "все случаи смерти в результате прямого или косвенного, позитивного или негативного акта самопожертвования, который, как человеку известно, приведет к такому результату" (Дюркгейм, 1897). Попытка самоубийства и пара-суицид суть разные явления, требующие раздельного изучения. Люди, осуществлявшие "попытку самоубийства" или только симулировавшие самоубийство, не обязательно служат путеводителем поведения действительных самоубийц.

Анализ самоубийства, проведенный Дюркгеймом, оказал большое влияние на социологию. С его точки зрения, коэффициенты самоубийства связаны с типом и уровнем социальной интеграции в обществе. Таким образом, объяснение различных коэффициентов требовало социологического подхода. Используя опубликованную статистику, Дюркгейм сначала устранил психологические факторы и переменные окружающей среды, выдвигавшиеся ранее в качестве объяснения явления, а затем идентифицировал четыре характерных типа: Эгоистическое самоубийство, Альтруистическое самоубийство, Аномическое самоубийство и фаталистское самоубийство, каждое из которых соответствует определенному состоянию общества.

Одна из основных проблем в его анализе состоит в том, что официальная статистика,  несомненно, искажает и преуменьшает полные масштабы самоубийства, причем в большей мере для одних, чем для других групп (например, Дюркгейм находил католиков менее склонными, чем протестантов, к совершению самоубийства, но католики могли иметь больше причин для сокрытия таких фактов). Некоторые социологи (например, Дж. Дуглас "Социальное значение самоубийства", 1967) утверждают, что подобное социальное исследование  должно сначала установить эмпирически, как фиксируются самоубийства, например, полицией, следователями и т.д., прежде чем с какой-то степенью доверия использовать такую статистику, и что Дюркгейм не сумел этого сделать.

Несмотря на оговорки, тезисы Дюркгейма были подтверждены другими теоретиками. Так, Сейнсбери (1955) обнаружил, что коэффициенты самоубийств в предместьях Лондона были самыми высокими там, где уровни "социальной дезорганизации" - уровни развода, незаконнорожденности и т.д. - также были максимальными. Согласно Сейнсбери и Бараклау (1968), ранговые последовательности таких коэффициентов для групп иммигрантов в США и для стран их происхождения тесно соотносились, несмотря на изучение разных совокупностей. Таким образом, хотя официальная статистика требует осторожности в использовании, она более надежна, чем иногда предполагается. Данное представление получает дальнейшее подтверждение постоянностью масштабов самоубийств, которые имеют тенденцию повторяться от культуры к культуре: более высокие коэффициенты среди мужчин, чем женщин, среди овдовевших и разведенных, среди неженатых и бездетных, среди пожилых по сравнению с молодежью. Большинство этих результатов совпадает с полученными Дюркгеймом.

САНКЦИЯ

САНКЦИЯ (sanction) - средства, подкрепляющие моральный кодекс или социальную норму либо положительно в форме поощрения, либо негативно посредством наказания. Санкции могут также быть формальными (например, юридические наказания) или неформальными (например, остракизм). Их действие - всеобъемлющий фактор социальных отношений.

САНСКРИТИЗАЦИЯ

САНСКРИТИЗАЦИЯ (sancritization) - см. Каста.

САРТР ЖАН-ПОЛЬ

САРТР ЖАН-ПОЛЬ (Sartre, Jean-Paul) (1905-1980) - французский философ и романист, чье творчество сочетало экзистенциализм с марксизмом. На метод Сартра повлияла феноменология Гуссерля, но основное понятие его философии восходит к Хайдеггеру, хотя мы не можем избежать "данностей" нашей начальной ситуации ("ситуационности"), мы вольны действовать, чтобы изменить ее Сартр проводит различия между "бытием-в-себе" (подсознательным, "овеществленностью") и "бытием-для-себя" (сознательным, "ничем" и деятельностью). Политизированный второй мировой войной и связями с Французской коммунистической партией, он ставил цель преодолеть экономическую и социальную "структуры выбора", ограничивающие выбор, что связывало экзистенциализм с марксизмом. Его важнейшая работа - "Бытие и ничто" (1956), а главный вклад в марксизм - "Критика диалектического разума" (1960).

САТЕЛЛИТ

САТЕЛЛИТ (satellite) - см. Отношение метрополия-сателлит.

СВАДЕБНЫЙ ВЫКУП

СВАДЕБНЫЙ ВЫКУП (brideprice or bridewealth) (антропология) - плата семьи жениха семье невесты при заключении брака. Термин редко теперь используется в том значении, что женщина покупается, а рассматривается в качестве неподходящей западной метафоры по отношению к практике, существующей во многих культурах, как правило, с системами родословной по мужской линии.

СВЕРХОПРЕДЕЛЕНИЕ

СВЕРХОПРЕДЕЛЕНИЕ (overdetermination) - 1. По Фрейду, процесс, в котором "уплотнение" ряда сложных мыслей вызывает единый образ (как в возвращении сновидения). 2. (По аналогии с вышеупомянутым) объединенный результат многократных противоречий, существующих в различных областях "социальной формации" в определенное время. Согласно Луи Альтюссеру (1969), каждое противоречие является "неотделимым от общей структуры социального организма" и также определяемым общей структурой, но, в свою очередь, и определяющим ее. Существование такого сверхопределения рассматривается в качестве объяснения таких явлений, как неравномерное развитие,  ибо сложные "сверхопределения" подразумевают, что никакая социальная формация  не развивается просто так.

СВЕРХОРГАНИЧЕСКАЯ

СВЕРХОРГАНИЧЕСКАЯ (superorganic) (социальная эволюция  человека) - сопровождающая и превосходящая чисто органическую эволюцию. Термин введен Гербертом Спенсером, отражая его представление об эволюции как о трансформации, происходящей в трех сферах: неорганической, органической и сверхорганический. Последняя - особенность не только человеческой эволюции; она относится также ко многим животным. Но сверхорганическая эволюция - центральный аспект именно эволюции человека.

Употребление термина "сверхорганическая" (в большей мере, чем "культурная" или культура) отражает веру Спенсера в возможность понятия человеческого социального развития только с эволюционной точки зрения. Отличаясь от биологической эволюции, человеческая социальная эволюция сохраняет основополагающую преемственность с ней.

Это оставляет открытым следующий вопрос: насколько отличается социальная эволюция. Если для Спенсера имелась определенная преемственность между тремя указанными им сферами, то другие социологи не всегда соглашались с ним и были склонны подчеркивать резкий разрыв между человеческой культурой и всеми предшествующими формами эволюции. См. также Эволюционная социология; Социокультурная эволюция.

СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (oversocialized conception of Man) - обвинение (например, предъявленное Деннисом Ронгом, 1960) в том, что функционалистская теория, включая работы Дюркгейма и Ларсонса, в ответе на вопрос Гоббса: "Что делает возможным прочное общество?", склонна преувеличивать "интериоризацию ценностей". Аналогичным образом социология Маркса также часто исповедует "сверхинтегрированное представление об обществе" в ответе на вопрос, каким образом "сложные общества  управляют, регулируют и ограничивают конфликты между группами". См. также Социальная интеграция и системная интеграция. 

СВЕРХЭКСПЛУАТАЦИЯ

СВЕРХЭКСПЛУАТАЦИЯ (superexploitation) - см. Неэквивалентный обмен.

СВЕТСКИЙ

СВЕТСКИЙ (profane) - см. Священный и светский.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О БРАКЕ

СВИДЕТЕЛЬСТВО О БРАКЕ (marriage sertificate) - свидетельство, выдаваемое при регистрации парного брака. Впервые введенное в 1837 г. в Англии и Уэльсе, оно содержит полное имя каждого партнера, их возраст, занятия и адреса, а также имена и занятия их отцов. Свидетельства о браке не только обеспечивают социолога данными для исследования форм брака, но также позволяют изучать профессиональную мобильность. См. также Свидетельство о рождении; Свидетельство о смерти.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ (birth sertificate) - удостоверение, выдаваемое при регистрации рождения ребенка. Впервые введенное в 1837 г. в Англии и Уэльсе, оно содержит полное имя ребенка, пол, имена родителей (включая фамилию матери) и род занятий отца. Являются источником данных для изучения истории жизни, рождаемости и незаконнорожденности. См. также Свидетельство о смерти; Свидетельство о браке; Рождаемость и коэффициент рождаемости

СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ

СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ (death sertificate) - удостоверение, выдаваемое при регистрации смерти человека. Впервые введенное в 1837 г. в Англии и Уэльсе, включает полное имя человека, даты и причины смерти, возраст на момент смерти, семейное положение и род занятий умершего или его/ее супруга (супруги). Это источник данных для исследования таких вопросов, как профессиональные заболевания и социально-классовые различия в коэффициенте мортальности. См. также Свидетельство о рождении; Свидетельство о браке; Приходские книги.

СВОБОДА ТОРГОВЛИ

СВОБОДА ТОРГОВЛИ (free trade) - экономический обмен между государствами без пошлин или других ограничений. Впервые стала важной проблемой в Европе 18-го столетия, когда государства все еще проводили политику меркантилизма через международные монополии торговых мер и защиту своих экономик от иностранных товаров. Некоторые страны, а затем промышленники стали оказывать возрастающее давление, чтобы снять эти барьеры, открыв таким образом рынки и увеличив конкуренцию. В Великобритании это вызвало дебаты в начале 19-го столетия о "Хлебных законах", завершившихся победой сторонников свободной торговли.

В основе движения к свободной торговле лежала экономическая теория, согласно которой странам выгоднее сконцентрировать свою экономическую деятельность в тех сферах, в каких они имели сравнительное преимущество и возможность производить более эффективно, чем другие. По мнению противников, свободная торговля обогатила и продолжает обогащать лишь наиболее экономически развитые страны. Так, многие страны, вступившие на путь индустриализации позже Европы и США, установили контроль над импортом с целью защитить нарождающиеся отрасли своего промышленного производства.

СВОБОДНАЯ ВОЛЯ

СВОБОДНАЯ ВОЛЯ (free will) - суждение о том, что человеческие существа способны действовать согласно тому, что диктует их собственная воля (ср. Детерминизм). Доктрины свободной воли принимают разные формы:

(а) человеческие существа нравственно ответственны за собственные действия - как в протестантском "мировоззрении";

(б) они способны выполнять собственные проекты и вести себя не так, как могли бы при "плохой вере" (см. Экзистенциализм);

(в) они обладают рефлексивностью - важнейшим качеством в понимании природы человеческого действия, а также социального строения действительности (например, современных форм символической интеракционистской и интерпретирующей социологии, подчеркивающей волю человека).

Некоторые формы структурной социологии и бихевиористской психологии не оставляют места для "свободной воли" и ориентированы на выявление причинных объяснений социальных действий и структур. Однако идентификация мотивов и целей акторов может дать объяснения "выборов" и "решений", которые они делают (будь то в товарах или голосовании). Таким образом, мотивы обладают причинностью, даже если предполагается и более широкая социологическая причинность. "Причинность" в социальных событиях, следовательно, не должна устранять "свободную волю", пока последняя не подразумевает, что человеческое действие свободно от обычных понятий физической и социальной причинности.

В равной мере, однако, нет никакой нужды в использовании термина "свободная воля"  в социологии, поскольку большинство суждений может быть прекрасно, а возможно, и лучше выражено в терминах "выбора" или "решения". Например, при проведении различия между такими ситуациями, в которых мы не ощущаем принуждения к действию определенным образом, и такими, где мы чувствуем, что имеем маленький выбор или не имеем его вовсе; при привлечении внимания к тем социальным результатам, которые могли бы быть иными, если бы акторы были способны действовать по-другому, и к более структурно определенным результатам.

См. также Причинность и причинная связь;  Структура и воля; Волюнтаризм; Власть; Теория рационального выбора; Методологический индивидуализм; Непредвиденные последствия социальной деятельности.

СВОБОДНЫЙ НАЕЗДНИК

СВОБОДНЫЙ НАЕЗДНИК (free rider) - человек, извлекающий пользу из коллективно получаемой прибыли, но не несущий никаких издержек по ее достижению. В плодотворном труде М. Ол-сона "Логика коллективного действия" (1965) используется игра заключенных в дилемму (см. Теория игр). Показывается, что она будет "рациональной" для индивидуумов, склонных к свободному наездничеству, там, где группа велика и нельзя отказать неучастникам действия в преимуществах коллективного действия.

СВОБОДНЫЙ НАЕМНЫЙ ТРУД

СВОБОДНЫЙ НАЕМНЫЙ ТРУД (free wage labour) - форма труда, при которой рабочий является политически и юридически свободным продавать свой труд лицу, предлагающему самую высокую цену, и не иметь ограничений на свою жизнь вне работы.

Данное понятие - центральное в исследованиях капитализма как у Маркса, так и у Вебера. В некапиталистических социальных формированиях рабочий принуждался политическими, юридическими или силовыми средствами социального контроля, осуществляемыми непроизводителем, к тому, чтобы отдавать часть произведенного им продукта. При капитализме, напротив, прибавочный продукт извлекается чисто экономическими средствами, и рабочий становится формально свободным для того, чтобы менять предпринимателей таким способом, который часто отсутствовал в докапиталистических системах.

И для Маркса, и для Вебера возникновение свободного наемного труда имеет много положительных черт и является прогрессивной социальной силой. Оба они, однако, соглашаются с тем, что предполагаемая свобода может иногда быть иллюзорной, поскольку на практике чаще именно предприниматель, чем рабочий, извлекает больше всего пользы из этой свободы. Нанимая и увольняя рабочего, он получает гибкость в использовании капитала, не неся постоянной ответственности за содержание рабочей силы, как при рабстве или феодализме. Пролетарий, с другой стороны, не имея права собственности на средства производства,  оказывается в худшем положении при заключении сделки (см. также Капиталистический трудовой контракт).

Хотя все члены пролетариата - свободные лица наемного труда, не все лица наемного труда принадлежат к пролетариату, ибо люди могут все еще обладать собственными средствами производства. Такое положение имело место в XVII-XVIII вв. в Англии, где свободный наемный труд  появился на земле, но в средствах к существованию люди не зависели в полной мере от заработной платы. Подобная ситуация существует и сегодня в некоторых обществах "третьего мира".

СВОДНЫЙ

СВОДНЫЙ (affinal) (в семейных связях) - являющийся результатом брака, например, тесть/зять - сводная связь, а сын/ отец - связь происхождения. См. Родство.

СВЯЗЬ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

СВЯЗЬ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ (avoidance relationship) - разновидность поведения, наблюдаемая у человека, постоянно избегающего другого человека обычно по причине уважительного или почтительного отношения. Наиболее распространенный случай - нежелание встречаться с матерью своей жены. Структурно-функцио-налистские антропологи объясняли такую модель как механизм предотвращения скрытого конфликта. Не так давно символические антропологи классифицировали его как форму табу, которое отражает местные системы классификации.

СВЯЩЕННОЕ И СВЕТСКОЕ

СВЯЩЕННОЕ И СВЕТСКОЕ (sacred and profane) - различие, используемое в социологии особенно Дюркгеймом, в котором священное, включающее оберегаемые и почитаемые явления, отличается от всех других, светских, явлений. Согласно Дюркгейму, верования и действия по отношению к священному являются определяющей особенностью любой религии.

СДЕРЖИВАНИЕ

СДЕРЖИВАНИЕ (defference) - см. Ядерное сдерживание.

СЕГМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

СЕГМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА (segmental social structure) - характеристика Дюркгеймом "механической солидарности" (см. Механическая и органическая солидарность)  как "системы однородных частей, которые являются подобными друг другу"- Например, система весьма идентичных кланов или территориальных районов и индивидуумов в рамках этих систем, в одинаковой мере слабо дифференцированных друг от друга. Ср. Сегментарные общества.

СЕГМЕНТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА

СЕГМЕНТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА (segmentary states) - формы общества с государством, имеющие центральную политическую власть и специализированные политические учреждения, включая штат администрации, но "сегментарную" структуру (ср. Сегментарные общества), в которой политическая лояльность основана на группах происхождения или на связанных с ними формах отношений патрон-клиент (см. Саутхолл, 1954). В сегментарной структуре первичная лояльность относится скорее к группе происхождения, чем к государству. Сегментарные государства порождают довольно хрупкие государственные формы и были общей формой в доколониальной Африке.

СЕГМЕНТАРНЫЕ ОБЩЕСТВА

СЕГМЕНТАРНЫЕ ОБЩЕСТВА (segmentary societies) - формы безгосударственного общества, чьим основополагающим способом социальной организации является система происхождения, то есть членство в группе происхождения определяется с точки зрения, порой воображаемых, общих предков (вершинного предка). Такие системы предполагают иерархическую структуру, определяющую на каждом уровне ожидаемые основания для членства и оппозиции. Их классическим изучением является исследование Эванс-Прит-чарда нуэров (1940). Однако и работа, и концепция сегментарного общества в целом подверглись критике за представление "идеальной" модели социальных отношений в подобных обществах. См. также Сегментарные государства.

Сегментарные общества. На каждом уровне членство группы происхождения (А; А/В; A/B/C/D; и т.д.) определяет основу лояльности и взаимной поддержки (например, в междоусобицах).

СЕГМЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК ТРУДА

СЕГМЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК ТРУДА (segmented labour market) - структурированные различия в общем уровне оплаты, перспективах карьеры, условиях труда, формальных требованиях к мастерству и статусу рабочих мест в пределах и между первичными и вторичными секторами рынка труда (см. Двойной рынок труда) . Концепция сегментарности выработана экономистами по трудовым отношениям. Согласно ей, компании создали структуру внутреннего рынка труда, дифференцировавшую различные типы рабочих (см. Рынок труда). Социологическое применение данной модели привело к сегментарности компаний по всем отраслям промышленности, а также к сегментарности самих исследуемых компаний (Фридмэн, 1976). Центральное место в любом соображении о сегментарности занимает двоякая проблематика - мастерства и управления. Мастерство - это настолько же социально структурированное явление, как и совокупность знаний в сумме с физической ловкостью. Кроме того, способность поддержать претензии на квалифицированный статус в целом связана с относительно высоким уровнем автономии и контроля на рабочем месте. Сегментарность, следовательно, позволяет социологу дифференцировать группы рабочих с различных точек зрения: претензии на квалифицированный статус, профессиональной автономии, контроля. Социальное структурирование мастерства и профессионального статуса также означает, что ожидания рабочих ограничены социоисторическим прошлым. Так, белые рабочие мужского пола рассматривались как единственная общая категория ("кормильцы"), для которых были доступны в целом относительно высокая заработная плата,  квалифицированный статус и перспективы карьеры. Напротив, женщинам и этническим группам рабочих потребовалось законодательство о равных возможностях, чтобы получить право даже на то, чтобы лишь претендовать на такую работу. Хотя сегментарность позволяет проводить более утонченные очертания в анализе рынков труда, чем дуалистичный подход, для социологических целей ей не хватает степени определенности, необходимой эмпирическому изучению конкретных рынков труда на региональном и местном уровнях (см. Местные рынки труда).

СЕГРЕГАЦИЯ

СЕГРЕГАЦИЯ (segregation) - пространственное отделение расы, класса или этнической группы путем дискриминационных мер. Расовая сегрегация может предписываться законодательно, как на Юге США до 1950-х гг. или в системе апартеида в Южной Африке, и принимать форму раздельных возможностей (школ, пляжей, транспорта и т.д.) либо обустройства однородных в расовом отношении территорий (политика "бантустанов" в Южной Африке до 1991 г.) . Во многих странах существует жилищная или образовательная сегрегация, которая не имеет силу закона, но вытекает из экономической и социальной дискриминации. См. также Гетто.

СЕГРЕГАЦИЯ АУДИТОРИИ

СЕГРЕГАЦИЯ АУДИТОРИИ (audience segregation) - см. Драматургия.

СЕД ЭДВАРД

СЕД ЭДВАРД (Said, Edward) (1935-) - палестинский литературный и социальный теоретик, политический борец за независимое палестинское государство, с конца 1950-х гг. обосновавшийся в США. Автор ряда работ, привлек внимание социологов ярким обращением к ориентализму (1978) как к серии отражения "востока" с точки зрения объекта западного культурного и социально-научного понимания, но в то же время имеющему образы, категории в противовес ему. Основываясь на концепции ФУКО о дискурсе как о системе регулирования, Сед подчеркивает идеологическую силу концепций ориентализма власть - знание.

СЕКВЕСТР

СЕКВЕСТР (sequestration) - насильственное изъятие товаров, имущества и, как указывает Фуко (1975), принудительное лишение личной свободы государством в современных обществах в рамках специализированных форм организации заключений.

СЕКСИЗМ

СЕКСИЗМ (sexism) - 1. Предпочтения и действия, которые открыто или завуалированно дискриминируют женщин или мужчин на основании их пола или Гендера - см. Дискриминация по половому признаку. 2. Пренебрежение в отношении мужчин, но главным образом женщин, осуществляемое в учреждениях и социальных отношениях, например, использование мужского персонального местоимения "он" и для мужчин и для женщин. См. также Патриархат.

СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (sexual behaviour) - см. Сексуальность; Эротизм.

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

СЕКСУАЛЬНОСТЬ (sexuality) - 1. (Общее словоупотребление) естественное или существенное свойство индивидуума, находящее выражение через сексуальные деятельность и отношения. 2. Предмет физиологического, психологического и социологического исследования, начатого в 19-м столетии сексологами Хевлок Эллисом и Крафт-Эбином, психоаналитиком Фрейдом и продолженного, например, Кинси и др. (1948, 1953). 3. Область социального и культурного поведения, подчиненного государственному регулированию и контролю, особенно в контексте проституции и гомосексуализма. 4. (Общесоциологическое словоупотребление) личностное и межличностное выражение тех социально сформированных качеств, желаний, ролей и тождеств, которые связаны с сексуальным поведением и деятельностью. 5. Социальный процесс, предполагающий как институционные, так и эмпирические измерения сексуальных отношений. 6. Совокупность нормативов или ожиданий относительно сексуальной практики. 7. Предпочтение или ориентация в отношении определенных форм сексуального выражения и желания.

Социологические словоупотребления термина часто подчеркивают социальную и культурную относительность данных норм, а также социоисторическое формирование сексуальных идентичнос-тей и ролей. В этом оно отличается от общего значения, оценивающего сексуальность как качество, в значительной степени свойственное индивидууму, или как нечто, что определено психосексуальным опытом ребенка (см. Фрейд). Фуко (1979) и Уикс (1985) приводили натуралистские и эссенциалистские доводы по поводу того, каким образом культурные определения сексуальности и контроля тела проявляются "помимо прочих способов" с помощью систематического знания. Желание и желанные цели формируются социальными силами (см. также Эротизм). Сексуальность и ее социальные конструкции стали характерной чертой дебатов в рамках феминистского и гомосексуального движений, где андроцентрические и гетеросексистские определения термина считаются враждебными интересам женщин и "распутников".

СЕКТА

СЕКТА (sect) - религиозное, а иногда и светское, социальное движение,  характеризующееся отрицанием ортодоксальных религиозных и/или светских учреждений, доктрин, действий, например, шекеры, квакеры, амиши.

Социологи идентифицировали сектантство с относительно низким уровнем институционализации и с тенденцией к ереси. Эрнст Трельч (1912) провел различие между "церквами" и "сектами" (см. также Церковно-сектантская типология). Если первые были охарактеризованы как консервативные, ортодоксальные, иерархические, тираниченные традиции и ритуалы, обладающие высокой степенью организации и институционализации, то вторые - как радикальные, эгалитарные, проявляя низкую степень организации и институционализации. "Сектанты" ценили непосредственную деятельность выше ритуальной практики. Трельч считал секту и церковь полярными противоположностями. Его работа посвящалась сектантским движениям в рамках христианства и, следовательно, едва ли применима вне этого контекста, в частности, к странам "третьего мира", где особенно много сектантских движений.

Позже Брайан Уилсон (1973) признал "секты" "самоотличаемыми движениями протеста", направленными не обязательно против ортодоксальных церквей, но и против государственных и других светских учреждений в обществе. Уилсон отвергает дихотомную модель Трельча и утверждает, что было бы полезно исследовать сектантские движения с точки зрения отношения между следующими социальными факторами: доктриной, степенью организации, формами ассоциации, социальной ориентации и деятельности. Их можно классифицировать по "ответам миру". Многие сектантские движения проявляют определенную степень конфликта и напряженности по отношению и к религиозному, и к светскому социальному миру. Следовательно, сектанты часто желают добиться как избавления, так и спасения от ортодоксальных культурных форм, традиций, учреждений. Уилсон утверждает, что в их среде имеется по крайней мере семь возможных ответов миру и на "проблему зла": "конверсионистский", "революционный", "интроверсионный", "манипуляционный", "чудотворческий", "реформистский" и "утопический".

Выйдя за пределы степени организации и доктринной ереси, можно исследовать сектантские движения, возникшие вне христианской культуры. См. также Культ; Милленарызм и милленаристское движение; Грузовой культ; Религия; Магия; Социология религии; Новые религиозные движения.

СЕКТАНТСТВО

СЕКТАНТСТВО (sectarianism) - содействие политически сепаратистским линиям от имени секты. Строго говоря, сектантское движение может проявлять себя, только когда какая-либо группировка в обществе порвала с установленным религиозным органом. Это обычно происходит из-за различий в вере или религиозной практике, хотя верования отколовшейся группы недостаточно отличаются, чтобы сформировать основу для новой религии. Однако данный термин часто используется значительно шире, чтобы отличить какой-либо вид сепаратистского движения, где секта может иметь свою основу в национальной или политической идентичности, равно как и в религии. Поэтому термин "сектантство" часто применяется к современной ситуации в Северной Ирландии.

СЕКТОР УСЛУГ ИЛИ ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР

СЕКТОР УСЛУГ или ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР (service sector or tertiary sector) - сектор экономики, обеспечивающий персональные или деловые услуги, например, туризм, страхование, банковское дело. В этом качестве сектор услуг отличается от первичного сектора и вторичного сектора экономики. Общепринято соотносить экономическое развитие  с расширением первого и сокращением двух вторых.

СЕКТОРИАЛЬНЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ

СЕКТОРИАЛЬНЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ (sectorial cleavages) - основы политических интересов и политической деятельности, до определенной степени пересекающиеся с лево-правой основой классового расхождения, которое обычно расценивалось как первостепенное в политике (см. Данливи, 1980). Существенные секториальные расхождения  включают:

(а) занятость в частном и государственном секторах;

(б) частные и "коллективные" потребительские секторы (например, интересы, вытекающие из наличия государственного и частного секторов в жилищном строительстве, на транспорте и в социальном обеспечении).

См. также Городское социальное движение;  Корпоративизм.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (secularization) - процесс в современных обществах, в котором религиозные идеи и организации имеют тенденцию утрачивать влияние перед лицом науки и других современных форм знания. Сюда относят снижение формальной принадлежности к церкви (например, числа крещений) или роли религии в образовании. Однако степень секуляризации в западных обществах

весьма различается. В частности, в США число религиозных сторонников осталось высоким, что, возможно, объясняется потребностью в социальном положении в обществе "тигеля для плавки" (Герберг, 1960). Не прекратились в современных обществах формирование и вербовка приверженцев новых культов и сект. Кроме того, значительное число людей продолжает исповедовать религию, несмотря на то что это может быть в усеченном виде и не соответствовать полной религиозной практике. Секуляризация общества не сопровождает модернизацию, ибо возрождается религия в некоторых модернизируемых странах (недавние исламские революционные движения) , или в условиях постмодерна сосуществует в более развитых обществах наряду с национальными движениями (например, в Польше).

СЕЛЬСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

СЕЛЬСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (rural sociology) - раздел социологии, занимающийся изучением сельских общин и сельского хозяйства. Как четко определенная поддисциплина она существовала только в США, где поощрялась государственной политикой. В иных странах данная область чаще относилась к другим сферам изучения: крестьян, развития, экономической антропологии. См. также Экология; Движение зеленых.

СЕЛЬСКО-ГОРОДСКОЙ КОНТИНУУМ

СЕЛЬСКО-ГОРОДСКОЙ КОНТИНУУМ (rural-urban continuum) - концепция, согласно которой между сельскими и городскими общинами имеется не столько простой контраст, сколько градация типов общины с точки зрения их размера, плотности населения, степени разделения труда, изоляции, смысла общинной солидарности, темпов социального изменения и т.д. Концепция была представлена в 1920 г.  Сорокиным и Циммерманом. Позднее Редфилд переименовал термин в народно-городской континуум,  но с тем же значением. Данное понятие полезно, ибо контраст между сельскими и городскими общинами весьма значителен в разных обществах и в разные времена. Исторически, например, он был больше, чем в современной Англии, где в основном сельские общины имеют тесные отношения с городами и проникнуты городскими ценностями. Ср. Gemeinschaft и Gesellschaft  (прил.). См. также Народное общество.

СЕМАНТИКА

СЕМАНТИКА (semantics) - раздел лингвистики, занимающийся значением. Семантика пытается систематически изучать значения минимально значимосмысловых элементов и их комбинации с более сложными значимыми выражениями. Семантические связи стремится объяснять множество теорий, начиная от бихевиористской психологии, компонентного анализа и теорий, основанных на современной логике, до социологических объяснений, принимающих значение за неизбежно местное достижение диалоговых обсуждений. В настоящее время в логической семантике поиск направлен на объединенный синтаксис и семантику. В этом поиске синтаксис развивается как структурное средство для значений, простирающихся от "возможных миров" до "истинных ценностей". Проект доходит до технической переработки принципа верификации, согласно которому значение должно приравниваться совокупности истинных условий. В случае успеха программы она будет иметь большое значение для социологии.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ (semantic differential) -метод, разработанный Осгудом и др. (1957) для оценки феноменологического опыта человека (см. Феноменологическая психология) путем стандартизации и определения количества персональных оценок объектов/людей/опытов по нескольким биполярным семибалльным шкалам. Так, субъекта могут попросить оценить его или ее мать по шкале "хорошо-плохо", указав на один из семи баллов на континууме. То же самое можно проделать по шкалам "тепло-холодно", "весело-грустно" или любых других парных прилагательных, которые, по мнению исследователя, отвечают лучшему пониманию восприятия матери субъектом. Для обеспечения информативного профиля обычно требуется по крайней мере 15 шкал. Согласно Осгуду, задействуются три главных фактора: оценочный, сила и активность. Суммы баллов используются для сравнения вариаций ответов одного субъекта на различные понятия-раздражители или сравнения ответов группы индивидуумов. С помощью этого метода могут оцениваться ответы на широкий диапазон понятий и в различных назначениях - от выбора терапевтом до выбора пациентом.

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ (family therapy) - лечение, как правило, детей с нарушенным душевным равновесием посредством применения психотерапевтического метода или метода консультирования, основанного на предпосылке, что поведение ребенка - это продукт комплекса взаимодействующих семейных отношений. Для того, чтобы понять, почему ребенок несчастен или создает проблемы с поведением, необходимо его (ее) рассматривать как часть семьи, следовательно, терапевтом изучается вся семья. Будучи в состоянии оценивать, где в семье возникают напряжения, терапевт способен предложить способы восстановления равновесия. "Проблемное" поведение может "относиться" к другой части семейной системы (например, когда родители не счастливы в браке), и аналогичным образом воздействовать на остальных членов. Корректировка одной части системы будет иметь последствия для Других частей. Таким образом вся семья включается в процесс лече-ния (см. Теория систем для указанных теоретических понятий).

СЕМЕЙНЫЙ ЦИКЛ ИЛИ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ

СЕМЕЙНЫЙ ЦИКЛ или ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ (domestic cycle or development cycle of domestic group) (особенно в антропологии) - тот факт, что любая семейная группа имеет разные составы по мере того, как рождаются дети, как старшие могут покидать группу и как умирают старики. Однако даже в одном и том же обществе не все семейные группы будут иметь тот же самый цикл развития.

СЕМИОЛОГИЯ ИЛИ СЕМИОТИКА

СЕМИОЛОГИЯ или СЕМИОТИКА (semiology or semiotics) - общая наука о знаках, о том, проявляются ли эти знаки в языке, литературе или в мире артефактов. В качестве аспекта структурализма семиология получила развитие от лингвистических исследований Соссюра. Ее ведущим представителем был Ролан Барт. Хотя идея общей науки знаков появилась первоначально на пороге нынешнего столетия в творчестве Соссюра, только в 60-х гг. она получила развитие и в исследованиях средств массовой информации, и в культурных исследованиях. В последних семиология предполагала изучение областей, игнорируемых другими дисциплинами (например, кухонные вкусы), и раскрыла вопрос об отношениях между культурными кодексами и властными отношениями. Ее ключевыми понятиями являются signifler (вещь, слово или картина) и signified (умственная картина или значение, на которые указывает signifler), а знак выступает в качестве связи или отношения, установленного между ними (см. также Signifierw Signified (прил.)). Некоторые отношения могут быть довольно открытыми (изобразительными), а другие - содержать довольно произвольный характер. Семиология привлекает внимание к наслоениям значения, которое можно реализовать в простой совокупности изображений (например, на рождественских открытках: Сан-та, Мери Ингленд, Дева и Младенец, пушистые зверята и т.д.). Барт полагал, что знаки сообщают скрытые, а также открытые значения, выражая нравственные ценности и пробуждая чувства или отношения в зрителе (например, фотография ротвейлера - это собака, власть, угроза детям). Таким образом, знаки собираются и составляют сложные коды коммуникации. См. также Бри-колаж.

Предыдущая страница Следующая страница