Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕМ"-"ДИС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕМ"-"ДИС")

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЭЛИТИЗМ

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЭЛИТИЗМ (democratic elitism) - теория, согласно которой демократическое участие в сложных современных обществах будет неизбежно ограничиваться главным образом участием в периодических выборах политических лидеров. В этом смысле демократический элитизм  - еще один термин для плюра-листского элитизма. Теория демократического элитизма оспаривалась (например, Бахрахом, 1967) путем выделения возможности "развивающего участия", расширяющего демократические возможности. См. также Демократия; Элита; Теория элит.

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ (democracy) (от греческого, означающего "народовластие") - в новое время такие формы правления, при которых все зрелые, взрослые члены общества либо организации составляют осуществляющую политику орган - прямая демократия - или представлены выбираемыми ими в такой орган - представительная демократия. До 20-го столетия демократия в любой из этих форм была относительно редким явлением, характерным для некоторых городов-государств и организаций. Но даже в таких случаях число наделенных полным гражданством либо полными демократическими правами часто ограничивалось - ограниченная демократия. И в греческих городах-государствах, и в некоторых швейцарских кантонах нового времени только мужчины имели(ют) право голоса. Прямая демократия достаточно выразительно доказала свои возможности в городах-государствах (например, греческом полисе) и подобных им образованиях (швейцарских кантонах), путем плебисцитов и референдумов, на которых народ просят решить какую-либо проблему. Но вопрос об их времени и содержании обычно остается за правительствами. В качестве современного средства прямой демократии проводятся опросы общественного мнения. На практике они могут оцениваться как инструмент помощи правительствам и политическим партиям, в частности, в руководстве избирательными кампаниями. Представительная демократия обычно считается единственной формой демократического правительства, осуществимой в сложных современных обществах. Только в них имеются экономические и культурные средства, позволяющие сделать представительную демократию жизнеспособной: развитие политической культуры, возможность удовлетворять потребности в социальном благосостоянии и т.д. См. также Гражданские права. Многие другие формы политической системы в современном мире, включая однопартийные, обычно присоединяют к себе эпитет "демократия" - например, народная демократия - на том основании, что они предполагают правление в интересах народа в целом. Такое использование лишено всякого социологического обоснования. Находящиеся под господством государства, то есть "тоталитарные" выражения демократии - одна из свойственных современным политическим системам тенденций. Этого результата избежало, хотя и не всегда, большинство западных обществ посредством сохранения плюралистских элитарных форм демократического участия. См. также Теория элит; Социальная демократия; Стабильная демократия; Плюралистский элитизм; Железный закон олигархии; Тоталитаризм; Токвилъ; Мур.

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ (conspicuous consumption) - термин, внедренный Вебленом для помощи в определении характеристик досужего класса. Веблен высказывает предположение, что некоторые виды потребления осуществляются не столько из-за полезности товаров или услуг, сколько напоказ, то есть ради демонстрации социального статуса. Эта идея недавно была заново исследована Бурдье (1984) и в работе Фреда Хирша (1977) о престижных товарах.

ДЕНЕЖНАЯ СВЯЗЬ

ДЕНЕЖНАЯ СВЯЗЬ (cash nexus) - понятие, ставящее денежные отношения в центр социальных отношений, прежде всего в капиталистических обществах. Идея нашла отражение в работах Маркса.

ДЕНЬГИ

ДЕНЬГИ (money) - любой товар или символ, принимаемый всеми в качестве средства обмена и служащий для оценки других товаров (услуг). Первоначально физический материал, используемый в качестве денег обычно обладал неотъемлемой полезностью являясь также символическим средством (например, золотом). В современных обществах деньги имеют множество форм, включая бумажную, а также сохраняемые машиной записи. Отсутствующие в бартерной экономике, в которой товары обмениваются непосредственно на товары, деньги можно рассматривать как важное изобретение (см. также Эволюционная всеобщность), В качестве "символического посредника ресурсов" (Парсонс, 1963) они подчеркивают "всеобщее посредство" ресурсов и наряду с развитием рынков ресурсов исторически имеют огромное значение, ибо служат: (а) вместилищем покупательной способности или стоимости; (б) единицей счета или отчета; измерением относительной стоимости товаров и услуг, позволяя решать должны или нет они быть проданы; (в) источником для финансирования производства в качестве денежного капитала, (г) источником кредита. Для Маркса в частности и для классических политэкономистов в целом деньги играли необходимую роль в возникновении капитализма и капиталистического способа производства. Однако признавались и проблемы, возникающие вследствие накопления и скапливания денег, а также ситуаций, когда товары не могут быть проданы за деньги или под них нельзя получить кредит - одна из причин экономических кризисов. Согласно Марксу, такие кризисы связаны не столько со свойствами денег как таковых, сколько с природой капитализма (см. Кризисы капитализма; Инфляция; Монетаризм). В классической работе "Философия денег" Зиммель указывает на следующий факт: переход к денежной экономике имеет последствия, далеко выходящие за пределы роли денег в развитии экономики. Он призывал к рациональному подсчету и рационалистическому мировоззрению, включая научное измерение, и предупреждал о возрастании обезличенных социальных отношений. В творчестве Парсонса доказываются аналогии между понятиями «деньги» и «власть». Так, политическая власть - это обобщенный ресурс, используемый разными способами.

ДЕПРЕССИЯ

ДЕПРЕССИЯ (depression) - 1. (Психология) состояние настроения, характеризуемое отчаянием и пессимизмом, которое может длиться недолго, но в продолжительных формах быть источником невроза или психоза. Существует различие и между реактивными (по отношению к внешнему стрессу), а также эндогенными ее формами. 2. (Экономика) - см. Торговый цикл.

ДЕПРИВАЦИЯ

ДЕПРИВАЦИЯ (deprivation) - недостаток экономических и эмоциональных опор, общепринятых в качестве базисных основ человеческого опыта. Они включают доход и обеспеченность жильем, а также родительскую заботу (или адекватную ей замену) о детях. Это означает признание того, что забота, кров и обеспеченность - суть потребностей человека (см. также Психология; Маслоу), обладание которыми ведет к более полному, более удобному жизненному опыту и делает возможным более полное развитие потенциала личности. См. также Цикл депривации; Бедность; Относительная депривация.

ДЕРИВАЦИИ

ДЕРИВАЦИИ (derivations) - см. Остатки и деривации.

ДЕРРИДА ЖАК

ДЕРРИДА ЖАК (Derrida, Jacques) (1930- ) - родившийся в Алжире французский философ, чьи идеи (например, в "Произведении и Различии", 1978) оказали влияние на социологическую мысль в целом ряде областей, особенно в методологии человеческого языка. Деррида - один из тех ученых, которые начали утверждать, что философы просто ошиблись в поиске основных "сущностей" или "первичных принципов". Доводы Дерриды, критически выведенные из работ Хайдеггера и Соссюра, состоят в следующем: язык как система внутренних "различий" не может быть однозначным носителем истины на пути, принятом многими ответвлениями традиционной философии и многими социальными учеными, включая Леви-Стросса (см. также Текст, Деконструкция). Для Дерриды signifier (значение) не имеет никакой устойчивой связи с signified (означаемым). Знак (и значение) зависит от структуры различия, одна половина которого является "не тем" (релятивное difference - см. Различие), а другая- "не там" (differance - или "deferral"). Смысл никогда не постигается полностью, скользя под бесконечной цепочкой signifiers (значений). Signifiers и signifieds (означаемые) всегда становятся обособленными и формируют новые комбинации. Потребность в определении бесконечна, поэтому значение никогда до конца не понято. Как и у Хайдеггера, у Дерриды знак, строго говоря, нужно всегда "подчищать" как не адекватный. Следовательно, не только знаки, но и человеческие "Я" должны постоянно сменяться. "Я" - это скорее неопределенное следствие, чем устойчивое ядро, и единственный источник лингвистических и мысленных действий. Имеются сходства в результате, а также важные различия в подходах между постструктуралистским представлением Дерриды и "постэмпирическим", "антиэпистемологическим" развитием теории в Великобритании и США (ср. Кун; Фейерабенд). См. также Постмодернизм.

ДЕСПОТИЗМ

ДЕСПОТИЗМ (despotism) - см. Восточный деспотизм.

ДЕТЕРМИНИЗМ

ДЕТЕРМИНИЗМ (determinism) - 1. Предположение о возможности гипотетического всеведущего наблюдателя предсказать результаты одновременно t 1, ... t k и т.д. на основе знания времени t. Классики социологии (например, Конт) часто принимали такое детерминистское представление о социальных структурах и считали вероятным предсказывать их будущее, по крайней мере в принципе, на основе современного состояния. 2. Менее категоричное утверждение о том, что ничто не происходит без причины (см. также Причина; Причинность и причинная связь) . Но поскольку в социальной науке социальные акторы могут иметь сомнительные или непостоянные предпочтения, способные изменять социальные результаты, концепция универсальной причинности, которая рассматривает предпочтения в качестве "причины", не может автоматически принимать предсказуемость, даже в принципе. И в физических науках (например, так называемый индетерминизм в квантовой механике) предсказуемость не всегда уместна. Большинство таких внешне простых явлений, как падение листа, предсказуемо в принципе, но на практике на них действует множество переменных. Там, где социальные системы высоко структурированы и результат индивидуального поведения какого-либо актора оказывает малое влияние или вовсе никакое независимое на макроструктуру системы, развиваются относительно детерминистские "структурные" оценки социальной действительности, например, исследование Маркса о механизме конкуренции на "совершенном рынке". Но там, где и выборы акторов, и социальные результаты проявляются в поведении и в структуре "неопределенно", часто предлагаются модели на основе степени фактического индетерминизма, то есть объяснения скорее в смысле 2, чем в смысле 1. Оценки последнего рода не должны рассматриваться как "ненаучные" - скорее они способствуют объяснению. См. также Свободная воля; Рефлексивность; Историзм; Возможность; Случайность; Непредвиденные последствия социальной деятельности; Эволюционная теория; Функционализм. Ср. Сверхопределение.

ДЕТОУБИЙСТВО

ДЕТОУБИЙСТВО (infanticide) - 1. Уничтожение младенцев вскоре после их рождения. Для совершения детоубийства было выявлено несколько причин, особенно в неиндустриальных обществах: (а) контроль уровня населения, особенно во времена бедствий, вроде голода или войны; (б) нежелательные или недопустимые характеристики новорожденных: инвалидность, болезнь. Платон считал детоубийство идеальным средством, и в Спарте умерщвляли "дефектных" детей; (в) нарушение табу, то есть рождение ребенка в результате супружеской измены или появление близнецов; (г) укрепление патриархальных ценностей и поведения; обычно позволяли умирать скорее девочкам, чем мальчикам. 2. (По закону Великобритании о детоубийстве 1938 г.) убийство матерью новорожденного ребенка до 12-месячного возраста.

ДЕТСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТСКОЕ РАЗВИТИЕ (child development) - изменения в физиологическом, психологическом и социальном поведении, систематически происходящие в детстве по мере взросления. Изучение детского развития затрагивает влияние как наступления зрелости, так и воздействие окружающей среды (учеба и опыт). Основное внимание уделяется взаимосвязи между событиями в раннем детстве и их отражением в более позднем поведении.

ДЕТСТВО

ДЕТСТВО (childhood) - стадия в течение жизни,  часто, хотя и не обязательно, характеризующаяся зависимым состоянием из-за биологической незрелости. В осознании возраста людьми имеются исторические и культурные различия, а его деление на стадиальные и значимые категории называется социальным конструированием возраста. Согласно Филиппу Арису ("Столетия детства", 1962), понятие детства как решающей стадии в развитии человека ведет к особым способам восприятия и организации жизни молодежью, что зависит от исторического периода и конкретных обществ. См. Детское развитие; Социализация; Школа анналов.

ДЕУРБАНИЗАЦИЯ

ДЕУРБАНИЗАЦИЯ (deurbanization) - см. Урбанизация.

ДЕФЛЯЦИЯ

ДЕФЛЯЦИЯ (deflation) (Политэкономия) -- снижение через какое-то время общего уровня цен вместе с полным сокращением Уровня экономической активности, инвестиций и т.д. (ср. Инфляция). В экономике современных капиталистических стран инфляция имеет тенденцию быть эндемической, а дефляция обычно относительна и предполагает не столько абсолютное снижение цен, сколько уменьшение темпов их роста.

ДЕЦЕНТРИРОВАННОЕ Я ИЛИ ДЕЦЕНТРИРОВАННЫЙ СУБЪЕКТ

ДЕЦЕНТРИРОВАННОЕ Я или ДЕЦЕНТРИРОВАННЫЙ СУБЪЕКТ (decentred self or decentred subject) - концепции мыслящего и действующего субъекта (см. Субъект и объект), в которой "Я" больше не оценивается с точки зрения обеспечения разновидности окончательного основания для эпистемологической оценки, которую часто принимают традиционные формы философии (например, эмпиризм). Связанное прежде всего со структурализмом и постструктурализмом, понятие децентрированного "Я" происходит от трех взаимосвязанных источников: (а) Психоанализа, то есть идеи о том, что эго - не "хозяин в собственном доме" и находится под влиянием подсознательного

(см. Лакан); (б) критической лингвистики Соссюра, то есть концепции, согласно которой язык состоит из системы знаков, имеющих такие различия, что "Я" оказывается "всего лишь знаком" на основании своих отличий от "вы", "мы", "они" и т.д. и одним из элементов этой системы, в связи с чем не может быть и речи о предоставлении ему философской привилегии; (в) акцента на "автономии" культуры или текста, в котором нигде не присутствует "индивидуум" или "автор". В таком представлении всегда существует не столько одиночное "Я" для какой-либо "индивидуальной" личности, сколько "многие Я" или "квази-Я", а само "Я" - только момент в "синтагматической цепочке". Если в структурализме децентрирование "Я" ведет к возвышению структуры, служащей важнейшей основой оценки действительности, то в постструктурализме ни "Я", ни структура не считаются надежной основой. См. также Альтюссер; Альтюссерианский марксизм; Деконструкция, Деррида; Фуко.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (action) - 1. Вид или виды социальной деятельности, поведения, например, профсоюза либо государства, а также индивидуума. 2. (В противоположность поведению см. также бихевиоризм) - вид или виды индивидуальной социальной деятельности, которая является не просто результатом биологического рефлекса, а преднамеренной, целенаправленной, включающей в себя разумное целеполагание. По Веберу, значимая социальная деятельность  состоит из каких-либо видов деятельности. Ею руководит субъективное осмысление, и она направлена на других. Для символического интеракциониста, типа блумера (1969), именно это, а не просто реакция - главное отличие человеческой деятельности (см. Теория социального действия). Символический интеракционизм; МИД). См. также Типы социальной деятельности. Социологи разделились в вопросе о том, как объяснить социальную действительность, - ссылками на индивидуальную осознанную деятельность (см. Теория социального действия; Методологический индивидуализм; Значимое понимание и значимое объяснение)  или в качестве производной от социальной структуры (см. Структурализм). Имеются и социологи (см. Социальная феноменология; Этнометодология; Шюц; Гарфинкель), которые считают, что ни теоретики деятельности, ни структуралисты не сумели показать действительный путь образования ценностей у акторов. Дебаты о социальной деятельности в подобных терминах занимают одно из наиболее центральных место в современной социологии. Предпринимались различные попытки примирить теорию социального действия со структуралистскими постулатами (см. Пар-соне; Теория структур; Структура и воля; Гидденс). Хотя согласие пока не достигнуто, растущее признание получает следующая идея: социологическое исследование  должно быть обращено и к деятельности, и к структуре, (см. Дуальность структуры).

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД (action approach) - подход в индустриальной социологии, подчеркивающий влияние на труд акторов рабочей ориентации, в том числе и формирующейся вне рабочего места, и направленный против более детерминистских подходов, включая социотехнический системный подход.  См. Организация; Теория организации.

ДЖАТИ

ДЖАТИ (jati) - см. Каста.

ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ

ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ (James, William) (1842-1910) - канский психолог и философ-прагматик, см. Прагматизм.

ДЖЕЙМСОН ФРЕДЕРИК

ДЖЕЙМСОН ФРЕДЕРИК (Jameson, Frederic) (1934-) - американский марксистский литературный и социальный теоретик, который в "Постмодернизме или культурной логике позднего капитализма" (1991) и в более ранних статьях утвердился в качестве главного оппонента постмодернизма. По мнению Джеймсона, то, что возникает как постмодерн, есть часть "культурной логики позднего капитализма", и именно это вызывает культурную фрагментацию. Джеймсон отклоняет предположения о конце великой доктрины. С другой стороны, он принимает тезис о трудности изучения реальной "историчности" ввиду культурных и экономических изменений, вызываемых поздним капитализмом.

ДЖЕНТРИ

ДЖЕНТРИ (gentry) - группа не относившихся к аристократии землевладельцев в Англии 15-го - начала 20-го столетия, размер земельно владения и богатства которых различался, но был достаточен для ведения особого образа жизни, включая образование и досуг (Мингэй "Дворянство: возникновение и падение правящего класса", 1976). Английское дворянство сыграло важную роль во введении капитали тической системы сельского хозяйства. Термин также применялся другим обществам, особенно Эбергардом (1965), для осмысления сочетания землевладения и учености в имперском Китае.

ДЖЕНТРИФИКАЦИЯ

ДЖЕНТРИФИКАЦИЯ (gentrification) - реконструкция и обновление строений в прежде нефешенебельных городских кварталах либо согласно программе запланированного городскрго восстановления, либо в результате решений, принимаемых "беловорот-ничковыми" профессионалами и управляющими. Независимо от того, запланирована или не запланирована джентрификация, беднейшие секторы общины часто переселяются, а их потребности не принимаются в расчет. Этот процесс иногда называют городской рециркуляцией.

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА (bar chart) - метод представления частотных распределений путем изображения категории в виде полосы равной ширины, длина которой пропорциональна числу или частоте каждой из обозначаемых категорий. Диаграммы используются не потому, что представляют информацию, отличающуюся от выраженной в таблицах, а потому, что способны отображать ее более простым для восприятия способом. См. также Гистограмма.

ДИАДА И ТРИАДА

ДИАДА И ТРИАДА (dyad and thriad) - социальные интеракции или отношения, предполагающие два элемента (диада) или три (триада). Как об одном из аспектов своей формальной социологии Зиммель утверждал, что некоторые свойства диад и триад получаются в зависимости от того, являются ли частью интеракции или отношения люди, организации или национальные государства. Например, посредничество либо принцип "разделяй и властвуй" возможны внутри триады, но не диады; "специфическая плотность" двух сравнима с тремя. Анализ диад и триад дает особенно наглядный пример характера формальной социологии, уделяющей особое внимание повторяющимся формам социальной интеракции.

ДИАЛЕКТИКА

ДИАЛЕКТИКА (dialectic) - 1. (Первоначально) означение логики и/или метафизики (Уильяме, 1976). 2. (В немецкой идеалистической философии и в марксизме) процесс высказывания суждений, обсуждение разногласий и достижение согласий в дискуссии, в ходе которой разрешаются концептуальные и/или реальные всемирные противоречия. Формальная логика согласно строгим правилам допускает аргументы, в которых выводы содержатся в начальных предпосылках. Однако со времен Сократа мыслители стремились глубже познать подлинную сущность творческих аргументов, содержащих в виде выводов подлинную новизну. Сократ рассуждал методом возражения своим собеседникам, увеличивая их неуверенность, расширяя понимание и подстрекая их «сдвинуть землю». В 18-19-м столетиях попытка учредить индуктивную логику (см. Индукция и индуктивная логика) преследовала цель выйти за пределы формализма стандартной дедуктивной логики. Однако именно Кант и Гегель первыми сформулировали альтернативную диалектическую логику, благодаря которой метафизические и, по Гегелю, реальные противоречия мира преодолеваются в ходе "всемирной истории", реализуя более унифицированную "истину". Например, протестант сохраняет католика в своем самопознании, от чего желает избавиться, и его форма частично зафиксирована в этом отрицании. Подход Гегеля был воспринят в марксизме и в диалектическом материализме. Но сведение диалектики к содержанию "диалектических законов природы" обычно считается неправильной интерпретацией: противоположностью сосредоточения на появлении нового. Понятие диалектики в последнем смысле сохраняется, однако, в более открытых концепциях отрицания и отрицательности, в частности, в творчестве франкфуртской школы критической теории.

ДИАЛЕКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

ДИАЛЕКТИКА УПРАВЛЕНИЯ (dialectic of control) - двусторонний характер власти как формы управления, при которой менее сильный обычно способен в определенной мере контролировать более сильного. Так, администратор должен обходиться ласково с помощником, если последний охотно выполняет свои обязанности. Причем чисто "отчужденные" формы власти являются относительно редкими (см. Типы подчинения).

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (dialectic logic) - см. Диалектика.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (dialectic materialism) -обобщение главных идей Маркса и Энгельса в "научную философию". Это научное течение марксизма объединило акцент Гегеля на материализме в утверждении диалектики (противоречие и разрешение) в качестве основного "всеобщего закона, лежащего в основе всех форм развития: природы, общества и мышления. Хотя Маркс использовал диалектический метод как базу исторического материализма, концентрируясь исключительно на социально-экономическом изменении, Энгельса (например, в "Диалектике природы") можно считать родоначальником в формулировании диалектического материализма, хотя сам он никогда не применял данный термин. Именно преемники Маркса и Энгельса, включая Плеханова (1856-1918) и Ленина, развили диалектический материализм,  ставший "официальной" версией марксистской доктрины при Сталине и основным источником догматизма, а также экономического детерминизма, весьма характерного для марксизма в тот период.

ДИАЛОГОВЫЙ АНАЛИЗ

ДИАЛОГОВЫЙ АНАЛИЗ (conversation(al) analysis) - подход в Этнометодологии, анализирующий естественно встречающиеся формы разговора. Цель состоит в раскрытии общих принципов, управляющими разговором, например, правил, определяющих очередность высказываний (то есть, как диалог управляется участниками, Н. Сакс и др., 1974). Особое значение придается специфическим ситуациям (например, в клиниках, Аткинсон, 1981).

ДИАСПОРА

ДИАСПОРА (diaspora) (от греческого dia - через и speiro - рассеивать) - положение какой-либо группы людей, будь то насильственно или добровольно рассеянной по всему миру. Хотя данный термин связан прежде всего с еврейским опытом, он может применяться по отношению к любой подобной мигрирующей группе.

ДИАХРОНИЯ

ДИАХРОНИЯ (diachrony) - см. Синхрония и диахрония.

ДИКОСТЬ

ДИКОСТЬ (savagery) - одна из стадий развития, идентифицированная в ранних теориях социальной эволюции. Монтескье (1689- 1755) предполагал, что тремя главными стадиями социального развития были охота или дикость; скотоводство или варварство; цивилизация. Концепция получила распространение в 19-м столетии из-за различия, проведенного в эволюционной теории между простыми/ примитивными и сложными/современными обществами. Тем самым предполагалось, что "дикость" сопровождалась ужасной отсталостью, крайне противоположной цивилизованным манерам, морали, интеллекту и вкусу привилегированных классов Европы. Помимо уничижительного оттенка, термин страдал неточностью. Простые общества вовсе не были "дикарями" в том смысле, в каком это понимали европейцы. Понятие использовалось в политических целях в эпоху экспансии колониализма, но оно далеко не адекватно таким событиям, как война 1914-1918 гг.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА (dictatorship of the proletariat) (марксизм) - форма правительства, которую Маркс предвидел как появляющуюся сразу же после революционного ниспровержения капитализма и до учреждения коммунизма. Ленин ввел понятие диктатуры пролетариата через Коммунистическую партию, но из-за репрессивного смысла термина многие марксисты больше не используют его.

ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННЫХ

ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННЫХ (prisoners dilemma) - парадигматический случай в теории игр, когда каждому из двух заключенных, против которых имеются доказательства преступления, не достаточные для обвинения, и которые не могут общаться друг с другом, обещают облегчить наказание в случае их признания. Если сознаются оба, они получат умеренные приговоры, а если никто, - то достаточно минимальные. Это типичный случай ненулевой игры, ибо в нем отсутствует отдельный "рациональный" результат. Выходит, что обоим выгоднее не сознаваться, но они рискуют, а наиболее серьезное из трех возможных наказаний будет наложено, если все расскажет только один. Подобно всем гипотетическим примерам в теории игр, такие модели освещают ситуации в реальном мире (даже не соответствуя им в точности). См. также Свободный наездник.

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ (Dilthey, Wilhelm) (1833-1911) - немецкий философ-идеалист, отстаивающий методологическое различие между естественными и культурными науками. Главные его труды: "Жизнь Шляйермахеров" (1870) и "Конструкция исторического мира в культурных науках" (1910). Как неокантианец утверждал, что естественной наукой нужно заниматься натуралистическим способом, а социальной - путем эмпатического и психологистского понимания культурных явлений. Единственный подходящий способ осознания "духа эпохи" (zeitgeist) состоит в интерпретации представления о мире. Он заимствовал термин герменевтика из богословия для описания этой практики, но также использовал термин verstehen (понимание), который оказал значительное влияние на Макса Вебера. С тех пор оба метода стали различными, хотя и считаются интерпретативными. Исторический релятивизм Дильтея, его соединение субъекта и объекта (мы - часть того, что изучаем) и психологистский подход к verstehen подвергались серьезной критике. Его представление о критериях как объективациях жизни было продолжено в творчестве Гадамера. См. также Реализм; Geisteswissen-Schaften и Naturwissenschaften; идиографический и номотетический

ДИПЛОМНАЯ БОЛЕЗНЬ

ДИПЛОМНАЯ БОЛЕЗНЬ (diploma disease) - см. Креденциалюм.

ДИСКРЕТНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ

ДИСКРЕТНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ (discrete variable) - см. Переменная.

ДИСКРИМИНАНТНЫЙ АНАЛИЗ

ДИСКРИМИНАНТНЫЙ АНАЛИЗ (discriminant analysis) - см Многомерный анализ.

ДИСКРИМИНАЦИЯ

ДИСКРИМИНАЦИЯ (discrimination) - процесс, посредством которого член(ы) социально определенной группы воспринимается(ются) по-другому (в частности, с неудовольствием) из-за его (их) принадлежности к данной группе. Вызвать, стать объектом, такое отношение могут особенности, связанные с расой, этносом, родом или религией. Различают два типа дискриминации. Дискриминация по категории распространяется на всех людей, социально причисляемых к определенной категории, поскольку подвергающий дискриминации, полагает, что это требуется его социальной группой. Статистическая дискриминация индивидуумов основана на убеждении в наличии вероятности того, что принадлежность к такой группе ведет к обладанию нежелательных характеристик. В Великобритании существуют законы как о расовой, так и о половой дискриминации (1975) и Закон о расовых отношениях" (1976). В обоих "открытая" дискриминация объявлена противоправной, то есть человек не может подвергаться менее благоприятному обращению на основании его рода, цвета, этноса или расы. Однако Закон о расовых отношениях пытается регулировать и "косвенную" дискриминацию, определяя как формально равное обращение с различными расовыми группами, но дискриминационное по своему воздействию на одну из них. Косвенная дискриминация выражается в применении условий или требований, подразумевающих, что они причиняют ущерб людям, которые не могут их создавать и не могут быть оправданными ни цветом, ни расой, ни национальностью, ни этническим или национальным происхождением человека, к которому применяются (Инструкция к Закону о расовых отношениях от 1976 г., подготовленная Министерством внутренних дел, 1977). См. также Положительная дискриминация; Расовые отношения; Сегрегация; Гетто; Предубеждение; Дискриминация по половому признаку.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО КАТЕГОРИИ

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО КАТЕГОРИИ (categorial discrimination) - см. Дискриминация.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ (sex discrimination) - практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению к другим. В большинстве обществ это рассматривается как дискриминация, благоприятствующая мужчинам в ущерб женщинам. В обществах, характеризующихся патриархальными отношениями (см. Патриархат), женщины, как правило, подвергаются систематической дискриминации во всех областях социальной жизни, то есть в частной и публичной сферах социальной деятельности. Дискриминация по половому признаку поэтому является институциа-лизированной и может приравниваться к расовой дискриминации. Идеология, основанная на сексе, служит тому, чтобы укрепить подобную практику, тем самым придавая ей легитимность и превращая в норму. Важно то, что сексуальная дискриминация может быть как скрытой, так и неприкрытой. Таким образом, законодательство, разработанное для регулирования дискриминационной практики на основе половых различий, имеет ограниченный эффект, например, Закон Великобритании о дискриминации по половому признаку" от 1975 г. В патриархальных обществах женщины подвергаются дискриминации в таких областях, как занятость, политические и религиозные карьеры, обеспечение жильем, социальная политикаправо на собственность в гражданском и уголовном праве. Положение женщин в классовой структуре и других основных социальных подразделениях - возраст и раса - может также укреплять или ослаблять воздействие дискриминации по половому признаку. См. также Двойной рынок труда;  Разделение труда по половому признаку.

Предыдущая страница Следующая страница