Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕМ"-"СМЕ")
СЕМИОТИЧЕСКОЕ (semiotic) - см. Кристева. |
СЕМЬЯ (family) - группа людей, связанных родством или подобными тесными узами, в которой взрослые берут на себя ответственность за заботу и воспитание своих настоящих или приемных детей. Исторически существовали многочисленные разновидности в форме семьи. Чтобы анализировать их, социологи использовали ключевые понятия расширенной семьи и нуклеарной семьи. Первая относится к группе связанных родством людей, где больше двух поколений родственников живут вместе (или в очень тесной близости), обычно являясь домочадцами. Вторая включает просто родителей (или родителя) и зависимых от них детей. По мнению социологов, нуклеарная форма семьи (то есть ядро семьи) получила развитие как сопутствующее обстоятельство индустриализации (хотя недавно появились другие утверждения: предшествующие индивидуалистские структуры могли содействовать возникновению индустриализма) и по мере роста географической и социальной мобильности, обычно ассоциируемой с индустриальным развитием, она становилась социально и географически изолированной от более широких родственных сетей, превратившись в приватизированную нуклеарную семью. Разнообразие форм зависит от социальных и культурных норм. Например, расширенные семьи изменяются согласно структурам родства, включая многобрачные формы семьи. Аналогичным образом значительно отличается число детей в нуклеарной семье. Например, в Великобритании имеется тенденция к наличию меньшего количества детей, а в Китае супружеским парам запрещено иметь более одного ребенка. Как и в случае с различиями между обществами, каждая семья проходит цикл жизни, и большинство индивидуумов испытывает множество изменений в семейных ролях в течение их собственной жизни (см. Семья происхождения или ориентации; Семья порождения). Недавние изменения в образцах семейной жизни в Англии и во многих западных обществах включают: (а) реобладание значения личных качеств взамен экономических соображений; (б) рост процента устойчивых репродуктивных связей и сожительства, уществующих вне стандартных моделей брака; (в) увеличение процента развода и повторного брака; (г) возрастание числа семей с одним родителем, особенно без отца. Кроме того, вследствие старения населения все больше числа нуклеарных семей заботятся о зависимых родственниках (см. Коммунитарное попечительство). См. также Социология семьи; Социализация; Брак; Развод. |
СЕМЬЯ ПОРОЖДЕНИЯ (family of procreation) - нуклеарная семья, создаваемая разнополой парой для производства потомства. |
СЕМЬЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЛИ ОРИЕНТАЦИИ (family of origin or orientation) - нуклеарная или расширенная семья, в которой человек вырос. Как главный агент социализации, семья обеспечивает социальные, культурные и лингвистические аспекты происхождения. Человек может продолжать отождествлять себя и испытывать их влияние в течение всей жизни. |
СЕН-СИМОН КОНТ АНРИ ДЕ (Saint-Simon, Comte Henri de) (1760-1825) - французский социальный теоретик эволюционизма и позитивизма, оказавший первостепенное влияние на развитие социологии как дисциплины (см. Эволюционная теория; Позитивизм). Карьера Сен-Симона была такой же иконоборческой, как и его социология. Будучи аристократом безупречного происхождения, он участвовал в Американской революции и оказался заключенным в тюрьму во время Французской революции. Впоследствии он сделал состояние на земельных спекуляциях, учредил знаменитый "салон", привлекавший интеллектуальную элиту Франции, растратил свои деньги и с 1804 г. до конца жизни жил в бедности. Этот период стал для него наиболее продуктивным в интеллектуальном смысле и был отмечен в конце сотрудничеством с Огюстом Контом. На формирование социологии Сен-Симона оказали влияние идеи Просвещения, особенно Монтескье и Кондорсе. Его же собственные идеи воодушевляли впоследствии Конта и, стало быть, Дюркгейма, а также Маркса. Эти теоретики указывают на главные компоненты творчества Сен-Симона: позитивизм и эволюционизм, с одной стороны, и социализм - с другой. Согласно эволюционному закону, сформулированному Сен-Симоном, общество в зависимости от типов знания прошло через три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (см. закон трех стадий) . Последняя совпала с появлением индустриального общества (термин, впервые внедренный самим Сен-Симоном), отличавшегося от предыдущих, во-первых, появлением отдельного, хотя многослойного класса (то есть всех занятых в индустриальном производстве); во-вторых, технологией, которая завершила борьбу общества за господство над природой; в-третьих, потенциалом для преобразования государства из инструмента только господства в инструмент просвещенного благосостояния и реформы, управляемый от имени нового индустриального класса интеллектуальной элитой, обладающей позитивным социологическим знанием. Однако прежде, чем мог возникнуть этот доброжелательный, элитарный вариант социализма, неизбежен переходный период социальной дислокации и расстройства, поскольку эпистемологический цемент социального порядка, характерный для предыдущих эпох (религия), будет ослаблен воздействием секуляризма индустриального общества. Но позитивная, научная социология (социальная физика, как называет ее Сен-Симон) способна помочь ускорить и сгладить переход к иной позитивной стадии и обеспечить основу нового светского нравственного порядка. Идеи Сен-Симона продолжают отражаться в социологических работах. Помимо его огромного влияния на очертания классической теории, концепции Сен-Симона (центрального значения знания для индустриального общества и необходимости совместимости технологий и форм социальной организации) заново появились в теории конвергенции и постиндустриализма (см. Постиндустриальное общество). |
СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ (sensorimotor stage) - см. Пиаже. |
СЕРИЙНАЯ МОНОГАМИЯ (serial monogamy) - см. Брак. |
СИБ (sib) - термин, используемый в американской антропологии по отношению к группе людей, претендующих на общую одностороннюю родословную. Более широко употребляется термин РОД. |
СИДЕЛКА (сагег) - см. Уход. |
СИКСУ ЭЛЕН (Cixous, Helen) (1937-) - родившаяся в Алжире французская феминистка, в чьих работах, особенно в "Недавно рожденные женщины" (1986), применяются теории постструктурализма и психоанализа для изучения способности женщины к ниспровержению теоретических и социальных структур. Для нее "женщина" - продукт лингвистического различия (например, парных противопоставлений типа культура/природа, активность/пассивность), но "женское" - источник энергии и многообразия. Например, "женские произведения" (не всегда написанные женщинами), которые оперируют различием и множественностью, могут отражать многообразие и нарушение "чувственной женственности". См. также Инаковостъ. |
СИКУРЕЛ АРОН (Cicourel, Aaron) (1928- ) - американский этнометодолог, чья широко известная работа "Метод и измерение в социологии" определила место статистического и математического анализа в социальной науке в смысле выявления, изучения и объяснения всех социальных категорий. Часто подвергаемые критике со стороны приверженцев ортодоксальных методов (см. Измерение по декрету; Официальная статистика), его идеи в действительности открыли широкий диапазон возможностей. В более поздней исследовательской работе Сикурел продолжил поиски взаимосвязи между этнометодологией и другими видами социологии, а также разработку большого разнообразия тем в области девиации и образования, уделив основное внимание переосмыслению места и характера действия категорий в социальной жизни. |
СИМВОЛ (symbol) - 1. Знак, в котором связь между ним и значением является в большей мере условной, чем естественной. 2. Косвенное изображение основного значения, совокупности симптомов и т.д., как, например, в религиозной символике и ритуале или психоанализе (см. также Метонимия; Леви-Стросс). Помимо крайне важной роли языка в социальной жизни, символическая коммуникация имеет множество проявлений (см. Семиология; Язык тела). |
СИМВОЛ СТАТУСА (status symbol) - товары или услуги, приобретаемые в количестве, необходимом для благоприятных социальных оценок со стороны других и повышения собственного самовосприятия. Журналистское изучение символов статуса было проделано Паккардом (1959). Более социологически сложным анализом, хотя и без использования данного термина, является "Различие" Бурдье (1979), где вопросы вкуса определяют прежде всего претензии на статус. Так, образованный человек может пойти скорее в театр, чем смотреть телевизор. Одна из проблем с понятием "символ статуса" состоит в том, что анализ творений культуры с точки зрения их статусных нагрузок склонен игнорировать иные величины предпочтения. См. также Реклама; Культура массового потребления; Постмодерн и постмодернизм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СИММЕТРИЧНАЯ СЕМЬЯ (symmetrical family) (согласно Янгу и Уилмотту, 1973) - возникающая форма семьи в индустриальных обществах, отличающаяся разделением внутренних обязанностей, а также тенденцией как для мужей, так и для жен заниматься наемным трудом. |
СИМПТОМ АЙСБЕРГА (symptom iceberg) - скрытая часть серьезных в медицинском отношении и беспокойных в личном плане болезненных или даже угрожающих жизни состояний, которые никогда не становятся объектом профессиональной помощи. Доказан факт, что люди, обладающие такими симптомами и физическим дискомфортом, могут, однако, считать себя "в добром здравии", а при своем "скверном самочувствии" не действуют способом, принятым биомеханической (или биомедицинской) моделью долезни не связывают его с необходимостью лечения. Определение недуга и здравия формируется ценностями социальных групп, а подход к ним считается соответствующим, как только выявляется проблема. Решение обратиться к врачу за лечением зависит в значительной мере от того, в какой степени причиняющее беспокойство состояние мешает нормальному образу жизни и социальным отношениям. Болезненное поведение и принятие роли больного - часть комплекса моделей самолечения, систем непрофессионального, народного и профессионального исцеления, а также доступа к медицинским услугам и их распределения. Даже когда выясняюсь, что проблема требовала медицинского вмешательства, исследования показывают, что люди все равно не обращаются к врачам, поскольку не хотят их беспокоить, обескуражены приемными покоями или системой записи, боятся, что доктор займет позицию судьи, или надеются на исчезновение проблемы самой по себе. |
СИМПТОМАТИЧНОЕ ЧТЕНИЕ (symptomatic reading) (литература и теория культуры) - чтение текста с целью выявления основополагающего противоречия, недостатков и т.д., показывающих то, "чего текст не говорит" или не может сказать. |
СИНДИКАЛИЗМ (syndicalism) - см. Анархо-синдикализм. |
СИНЕВОРОТНИЧКОВЫЙ РАБОЧИЙ (blue-collar worker) -американский синоним рабочего ручного труда. Предполагает противопоставление беловоротничковому рабочему. |
СИНКРЕТИЗМ (syncretism) - сочетание элементов различных религий или культурных традиций. Синкретизм в религиозной вере и практике особо связан с определенными ситуациями, например, колониализмом, при котором главная религия вступает в контакт с местными. Однако его можно рассматривать и как общую черту преобразования религий (культур). См. также Культ; Грузовой культ. |
СИНТАГМА (syntagm) (Лингвистика) - сочетание слов в "речевой цепи". См. синтагматический и парадигматический. |
СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ И ПАРАДИГМАТИЧЕСКОЕ (syntag- and paragmatic) (Лингвистика) - различие между отношением сочетания слов в речевой цепи (синтагматическое) и отношением какого-либо специфического термина со "смежными", то есть "структурно взаимозаменяемыми", отсутствующими терминами (парадигматическое). Например, в предложении "она занимается социологией" "она" можно заменить на "он", "занимается" - на "занимался", а "социологией" - на "литературой". Аналогичным образом любая цепь социальных действий иногда упоминается как "синтагматическая", а отношение "единиц" в нем - как отсутствующие взаимозаменяемые возможные единицы действий, то есть "парадигматические". См. также Соссюр. |
СИНТАКСИС (syntax) - см. Грамматика. |
СИНТЕТИЧЕСКОЕ (synthetic) - см. Аналитическое и синтетическое. |
СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ (synchrony and diachrony) - 1. (Лингвистика) различие между изучением языка как существующей системы отношений, причем независимо от прошлого (синхрония), и изучением изменений в нем через какое-то время (диахрония). См. также Соссюр. 2. (Структурализм) происходящее от вышеупомянутого различие между анализом и объяснением какой-либо особенности социальной жизни на базе существующих "структурных" особенностей общества или социальной системы независимо от истории (синхрония) и историческим анализом, который концентрируется на изменениях (диахрония). 3. (В сходном значении, но чаще в социологии) различие между исследованиями социального порядка и социального изменения. Например, Арре в работе об эволюционных процессах - "Социальное бытие" (1979) - проводит различие между "синхроническими репликаторами" и "диахроническими селекторами". В структурализме данное различие часто связывалось с уменьшением значения исторических объяснений и вызванного этим снижением роли субъекта и человеческой воли с одной стороны, и возвышением структурных толкований высшего статуса с другой. Однако нет никакой особой причины, почему структурные и исторические толкования или структурные объяснения не могут сочетаться с объяснениями с точки зрения воли индивидуальных человеческих субъектов (см. Структура и воля; Дуальность Структуры; Структурационная теория). Но это легче сказать, чем выполнить, и некоторые социологи то ли для удобства, то ли из принципа предпочитают концентрироваться на одном либо на другом (см. также Epochu (прил.)). |
СИОНИЗМ (Zionism) - политическое движение за создание и сохранение естественной родины для евреев в Палестине. |
СИСТАКТ (systact) - группа или категория людей в точно опиленных ролях, благодаря чему они обладают "различимым и да чем временным одинаковым местоположением и по этой причине общим интересом" (Рансимен, 1989). Термин предложен Рзнсимейом для того, чтобы "облегчить оценку и сравнение учреждений различных обществ без необходимости заранее связывать себя с представлением о таких спорных и теоретических вопросах", как различие между классовым и сословным обществами, "правящим классом" или "правящей элитой". |
СИСТЕМА (system) - 1. (В широком смысле) область организованного социального обеспечения (например, "система образования" или "транспортная система"). 2. Совокупность или группа взаимосвязанных элементов, в которой изменение одного затрагивает другие или все остальные элементы (например, солнечная система). 3. Совокупность или группа элементов или частей (например, организм или машина), организованная для определенной цели и по отношению к внешней окружающей среде. Такие системы могут быть естественными или искусственными и включают, можно прижать, социальные системы. Следовательно, общество или социальная организация в этом смысле система. Такие системы, как солнечная, которые мало изменяются под воздействием внешней окружающей среды, называются закрытыми, а организмы или общества, поддерживающие себя в ответ на вменения в своей окружающей среде, - открытыми (см. также Гомеостаз). Понятие в значении 3 хотя и спорное, но имело важное значение в социальной теории, часто обращавшейся к социальным отношениям, группам или обществам как к совокупности взаимосвязанных частей, которые функционируют указанным образом для -охранения своих границ. См. также Функционализм; Парсонс; Функционаяистское объяснение; Органическая аналогия; Телеология; Теория систем; Кибернетика. |
СИСТЕМА или ЭТАЛОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - см. Парсонс. |
СИСТЕМА ПОДАРКОВ - см. Модификация поведения. |
СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ (household allocation system) - различные способы организации домашнего бюджета. Понятие было разработано Джэн Пал ("Деньги и брак", 1989). Семьи, изучавшиеся Пал, характеризовались такими отношениями, в которых "муж или жена управляли общими" финансами либо распоряжались деньгами единолично. Это оказалось связанным с социально-экономическими характеристиками семьи (например, общим доходом, относительным вкладом мужа и жены, образованием, происхождением), а также со степенью приверженности традиционным патриархальным ценностям (см. Патриархат) либо более либеральным идеалам совместного использования и равенства. |
СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ (belief system) - конфигурация убеждений, существующая в отдельном обществе или культуре. Данный термин может применяться в отношении полноты знаний, включая научное и технологическое, а также убеждений в обществе. Он чаще используется для описания образцов религиозных верований и ценностей и лежащих в их основе важнейших принципов, которые придают особость и связанность образу мышления в обществе или культуре. См. также Мировоззрение. |
СИСТЕМА УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ (criminal justice system) -совокупность учреждений, получившая развитие в качестве реакции государства на преступления и преступников. В Англии и Уэльсе основными ее элементами являются полиция, магистраты и королевские суды, Королевская служба судебного преследования и тюремная система, хотя некоторые аспекты социальных служб и Службы условного освобождения на поруки также входят в данную систему. Такие учреждения организованы и управляются раздельно, но на определенном уровне все ответственны перед Министерством внутренних дел. В Шотландии и Северной Ирландии имеются значительные отличия от английской модели: суды "Диплок" в Северной Ирландии, например, занимаются многими "террористическими" и некоторыми другими преступниками без использования института присяжных, в то время как в Шотландии единственное ведомство поверенного в финансах занимает центральное место в рассмотрении уголовных дел. По системе уголовной юстиции в целом очень немного социологических исследований. Большинство из них концентрируется на некоторых частных ее аспектах или проблемах охраны порядка, работы судов, вынесения приговоров и т.д. Исключение составляют краткие обзоры фицджеральда и Манси (1987). |
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЫБОРКА (systematic sample) - см. Случайная выборка. |
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИТИЗАЦИЯ (systematic desensitization) - см. Модификация поведения. |
СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (system integration) - см. Социальная интеграция и системная интеграция. |
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (system approach) - см. Политическая система. |
СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И СИТУАЦИОННАЯ ЛОГИКА (situational analysis and situational logic) - методологический идеал, наиболее тесно связанный с методологическим индивидуализмом и творчеством Поппера. Предлагается анализировать социальные си-туацци с точки зрения мотиваций и целей социальных акторов, а также их логических значений без обращения либо к "психологизму", либо к "социологизму", |
СКЛОННОСТЬ - см. Наркомания. |
СКОТОВОДЫ (herding society) - форма общества, чье основное пропитание исходит от обладания отарами и стадами одомашненных животных (см. Пастушество; Кочевники и кочевой образ жизни) . На практике потребности пропитания часто удовлетворяются сочетанием скотоводства с охотой и собирательством, а также другими формами сельского хозяйства. См. Охотник-собиратель. |
СКРЫТАЯ ПРОГРАММА (hidden system) - совокупность ценностей, позиций, знаний, реализуемая в организации и процессах обучения и прививаемая ученикам в неявной форме. Все школы имеют формальную программу, состоящую из элементов академического знания, которое ученики, как ожидается, приобретут. Но именно форма обучения - информация, передаваемая в результате ее организации и практики, - оказывает большее влияние, чем содержание предметов, поддерживая социальный контроль и принятие школьной, а следовательно, и общественной структуры власти. Социологи утверждают, что базисная функция обучения состоит в воспроизводстве общественных ценностей и норм. И структу-рал-функционалисты, и марксисты совпадают в этом, но по совершенно разным причинам. Первые считают это необходимым для поддержания стабильности социального порядка в интересах всех (см., например, Парсонс, 1959), а вторые видят базисную функцию образования в воспроизводстве социальных отношений капиталистического экономического производства и сохранении классового порядка, который ставит пролетариат в подчиненное положение. Именно последняя функция в основном и достигается через обязательную программу (см. Боулз и Джинтис, 1976). |
СЛИЯНИЕ ГОРИЗОНТОВ (fusion of horizons) - объединение перспектив, которые в герменевтике рассматриваются как существенная особенность понимания незнакомого текста или культуры (Гадамер, 1960). По Гадамеру, такого рода "понимание не является вопросом забвения наших собственных горизонтов значений и помещения в их рамки чужого текста или чужого общества" (Аутвейт, 1985), а следовательно, вопросом "разъединения"; напротив, оно предполагает "восстановление отношений между нашим нынешним миром и тем, который мы пытаемся оценивать". Данное понятие противостоит двум идеям. Во-первых, мы можем надеяться на понимание и объяснение чужих культуры и общества, посредством наложения внешней "сетки". Во-вторых, никогда нельзя расчитывать на понимание (или толкование) этих идей. Скорее всего, "истина" - результат слияния. Идея о междисциплинарности как об основе научного знания или политических соглашений имеет похожую основу (ср. Фейерабенд; Хабермас), хотя слияние горизонтов, по Гадамеру, - далеко не основа для "освободительного знания", как у Хабермаса. Однако данное сходство указывает на то, что герменевтика Гадамера не обязательно содержит какую-либо степень иногда предполагаемого релятивизма. |
СЛОВАРИ МОТИВОВ (vocabularies of motive) - слововыражения и терминология, используемые социальными акторами не только для описания своих мотивов, но и для убеждения других в приемлемости своих действий. В значении, применяемом Миллсом (1940), такие словари мотивации не относятся к универсальной психической структуре человеческого организма, а являются типичными терминами, в которых в определенных обществах актор оправдывает свои поступки. Герт и Миллс (1953) утверждали, что они вкладывают в нашу индивидуальную и коллективную психическую структуру скорее в частном, чем в универсальном порядке. |
СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (social services) -1, Состоящие на государственном бюджете службы, имеющие отношение к качеству жизни всех граждан. 2. (В более узком смысле) организация и содержание местными властями социально-патронажной службы, занимающейся детьми, пожилыми, нетрудоспособными и душевнобольными людьми (исключая инспекционную службу, кроме Шотландии). Как и общегосударственное обеспечение, Службы социального обеспечения существуют в большинстве населенных пунктов Великобритании, являясь патронажными организациями, оказывающими помощь и координацию обеспечения социального благосостояния. И благотворительные, и учрежденные по закону службы следует отличать от развивающегося в последнее время частного сектора. Социологи заинтересовались отношениями между идеологией и понятиями социальной ответственности, выраженной в изменении формулировок социальной политики. Так, правые политические идеи придают особое значение индивидуальной и семейной ответственности, а левые - обязательствам государства перед индивидуумами в гарантировании некоторой формы социальных минимумов. Марксисты и прочие теоретики признавали и изучали борьбу внутри государственного аппарата, и местного, и общенационального, за социальную заработную плату. Появление частного сектора добавило еще одно измерение к дебатам о благотворительности и этатизме. Изучение социологии играет существенную роль в образовании и обучении профессионалов и квазипрофессионалов, работающих в сфере социального обеспечения. См. также Государство всеобщего благоденствия. |
СЛУЧАЙ (chance) - 1. Вероятность события, например, выпадение орла или решки при подбрасывании монеты. 2. Социальные или физические результаты, которые не предвидятся и, быть может, вообще непредсказуемы. Случай происходит из-за наличия физических или социальных процессов, предполагающих произвольные события, разнообразие взаимодействующих переменных в "открытых системах" (включая вменяемость выборов акторов), а также из-за частых непредвиденных последствий усилий акторов. Хотя свойственная социальным событиям случайность рассматривается некоторыми теоретиками как исключение из общих теорий, такой подход не принимает во внимание обобщенные "вероятностные" оценки и того факта, что цель общих теорий - абстрагирование от частных случаев (и обеспечение объяснения или анализа), а не обязательное предсказание или управление событиями. Успех со случаем в социальной жизни составляет источник магии и религии и основу важных форм досуга, включая азартную игру. См. также Общество риска. |
СЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА (random sample) - выборка из родительской популяции, гарантирующая, что каждый ее член имел равный шанс оказаться отобранным. Когда это соблюдается, то результаты должны иметь аналогичный профиль особенностей, то есть давать валидное представление и отражать родительскую популяцию. Но методы, которые не случайны (например, квотная выборка) , этого не обеспечивают. Однако признано, что информация не бывает в полной мере точной, посему следует принимать в расчет ошибку выборки. Методы могут основываться на случайных числовых таблицах или, что бывает чаще в социальных обзорах, на систематической выборке, то есть на отборе индивидуумов, семей и т.д. по их позиции в списке, вроде избирательного регистра, когда делается выборка каждого имени в установленном интервале, скажем, десятого по списку. См. также Вероятность. |
СЛУЧАЙНОЕ ОБОБЩЕНИЕ (accidental generalization) - см. Историческое обобщение. |
СЛУЧАЙНОСТЬ (contingency) - неопределенность социального результата. Концепции свойственной социальным событиям случайности подкрепляют многочисленные возражения против таких откровенно детерминистских теорий социального изменения, как некоторые версии марксизма или эволюционной теории. См. также Возможность. |
СЛУЧАЙНЫЕ ЧИСЛА (random numbers) - см. Выборочная совокупность и выборка. |
СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ (death and dying) - прекращение жизни, которая на сегодняшний день определяется медициной как "смерть мозга". Социологи с интересом изучали данное явление, особенно его социокультурные различия, социальные условия, социально управляемые процессы, предполагающие прекращение принадлежности к социальным группам, форму "статусного перехода" (см. также Обряды перехода). В Великобритании и некоторых других западных обществах, в отличие от предыдущих эпох, смерть считается объектом табу с вытекающими отсюда трудностями для скорбящих родственников. Поэтому создаются приюты (хосписы) для неизлечимо больных и проводятся психологические консультации по поводу тяжелой утраты. |