Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕМ"-"СМЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕМ"-"СМЕ")

СЕМИОТИЧЕСКОЕ

СЕМИОТИЧЕСКОЕ (semiotic) - см. Кристева.

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ (family) - группа людей, связанных родством или подобными тесными узами, в которой взрослые берут на себя ответственность за заботу и воспитание своих настоящих или приемных детей.

Исторически существовали многочисленные разновидности в форме семьи. Чтобы анализировать их, социологи использовали ключевые понятия расширенной семьи и нуклеарной семьи. Первая относится к группе связанных родством людей, где больше двух поколений родственников живут вместе (или в очень тесной близости), обычно являясь домочадцами. Вторая включает просто родителей (или родителя) и зависимых от них детей. По мнению социологов, нуклеарная форма семьи (то есть ядро семьи) получила развитие как сопутствующее обстоятельство индустриализации (хотя недавно появились другие утверждения: предшествующие индивидуалистские структуры могли содействовать возникновению индустриализма) и по мере роста географической и социальной мобильности, обычно ассоциируемой с индустриальным развитием, она становилась социально и географически изолированной от более широких родственных сетей, превратившись в приватизированную нуклеарную семью.

Разнообразие форм зависит от социальных и культурных норм. Например, расширенные семьи изменяются согласно структурам родства, включая многобрачные формы семьи. Аналогичным образом значительно отличается число детей в нуклеарной семье. Например, в Великобритании имеется тенденция к наличию меньшего количества детей, а в Китае супружеским парам запрещено иметь более одного ребенка.

Как и в случае с различиями между обществами, каждая семья проходит цикл жизни,  и большинство индивидуумов испытывает множество изменений в семейных ролях в течение их собственной жизни (см. Семья происхождения или ориентации; Семья порождения).

Недавние изменения в образцах семейной жизни в Англии и во многих западных обществах включают:

(а) реобладание значения личных качеств взамен экономических соображений;

(б) рост процента устойчивых репродуктивных связей и сожительства, уществующих вне стандартных моделей брака;

(в) увеличение процента развода и повторного брака;

(г) возрастание числа семей с одним родителем, особенно без отца.

Кроме того, вследствие старения населения все больше числа нуклеарных семей заботятся о зависимых родственниках (см. Коммунитарное попечительство).

См. также Социология семьи; Социализация; Брак; Развод.

СЕМЬЯ ПОРОЖДЕНИЯ

СЕМЬЯ ПОРОЖДЕНИЯ (family of procreation) - нуклеарная семья,  создаваемая разнополой парой для производства потомства.

СЕМЬЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЛИ ОРИЕНТАЦИИ

СЕМЬЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЛИ ОРИЕНТАЦИИ (family of origin or orientation) - нуклеарная или расширенная семья,  в которой человек вырос. Как главный агент социализации, семья обеспечивает социальные, культурные и лингвистические аспекты происхождения. Человек может продолжать отождествлять себя и испытывать их влияние в течение всей жизни.

СЕН-СИМОН КОНТ АНРИ ДЕ

СЕН-СИМОН КОНТ АНРИ ДЕ (Saint-Simon, Comte Henri de) (1760-1825) - французский социальный теоретик эволюционизма и позитивизма, оказавший первостепенное влияние на развитие социологии как дисциплины (см. Эволюционная теория; Позитивизм). Карьера Сен-Симона была такой же иконоборческой, как и его социология. Будучи аристократом безупречного происхождения, он участвовал в Американской революции и оказался заключенным в тюрьму во время Французской революции. Впоследствии он сделал состояние на земельных спекуляциях, учредил знаменитый "салон", привлекавший интеллектуальную элиту Франции, растратил свои деньги и с 1804 г. до конца жизни жил в бедности. Этот период стал для него наиболее продуктивным в интеллектуальном смысле и был отмечен в конце сотрудничеством с Огюстом Контом.

На формирование социологии Сен-Симона оказали влияние идеи Просвещения, особенно Монтескье и Кондорсе. Его же собственные идеи воодушевляли впоследствии Конта и, стало быть, Дюркгейма, а также Маркса. Эти теоретики указывают на главные компоненты творчества Сен-Симона: позитивизм и эволюционизм, с одной стороны, и социализм - с другой.

Согласно эволюционному закону, сформулированному Сен-Симоном, общество в зависимости от типов знания прошло через три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (см. закон трех стадий) . Последняя совпала с появлением индустриального общества (термин, впервые внедренный самим Сен-Симоном), отличавшегося от предыдущих, во-первых, появлением отдельного, хотя многослойного класса (то есть всех занятых в индустриальном производстве); во-вторых, технологией, которая завершила борьбу общества за господство над природой; в-третьих, потенциалом для преобразования государства из инструмента только господства в инструмент просвещенного благосостояния и реформы, управляемый от имени нового индустриального класса интеллектуальной элитой, обладающей позитивным социологическим знанием.

Однако прежде, чем мог возникнуть этот доброжелательный, элитарный вариант социализма, неизбежен переходный период  социальной дислокации и расстройства, поскольку эпистемологический цемент социального порядка, характерный для предыдущих эпох (религия), будет ослаблен воздействием секуляризма индустриального общества. Но позитивная, научная социология (социальная физика,  как называет ее Сен-Симон) способна помочь ускорить и сгладить переход к иной позитивной стадии и обеспечить основу нового светского нравственного порядка.

Идеи Сен-Симона продолжают отражаться в социологических работах. Помимо его огромного влияния на очертания классической теории, концепции Сен-Симона (центрального значения знания для индустриального общества и необходимости совместимости технологий и форм социальной организации) заново появились в теории конвергенции и постиндустриализма (см. Постиндустриальное общество).

СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ

СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ (sensorimotor stage) - см. Пиаже.

СЕРИЙНАЯ МОНОГАМИЯ

СЕРИЙНАЯ МОНОГАМИЯ (serial monogamy) - см. Брак.

СИБ

СИБ (sib) - термин, используемый в американской антропологии по отношению к группе людей, претендующих на общую одностороннюю родословную. Более широко употребляется термин РОД.

СИДЕЛКА

СИДЕЛКА (сагег) - см. Уход.

СИКСУ ЭЛЕН

СИКСУ ЭЛЕН (Cixous, Helen) (1937-) - родившаяся в Алжире французская феминистка, в чьих работах, особенно в "Недавно рожденные женщины" (1986), применяются теории постструктурализма и психоанализа для изучения способности женщины к ниспровержению теоретических и социальных структур. Для нее "женщина" - продукт лингвистического различия (например, парных противопоставлений типа культура/природа, активность/пассивность), но "женское" - источник энергии и многообразия.

Например, "женские произведения" (не всегда написанные женщинами), которые оперируют различием и множественностью, могут отражать многообразие и нарушение "чувственной женственности". См. также Инаковостъ.

СИКУРЕЛ АРОН

СИКУРЕЛ АРОН (Cicourel, Aaron) (1928- ) - американский этнометодолог, чья широко известная работа "Метод и измерение в социологии" определила место статистического и математического анализа в социальной науке в смысле выявления, изучения и объяснения всех социальных категорий. Часто подвергаемые критике со стороны приверженцев ортодоксальных методов (см. Измерение по декрету; Официальная статистика), его идеи в действительности открыли широкий диапазон возможностей. В более поздней исследовательской работе Сикурел продолжил поиски взаимосвязи между этнометодологией и другими видами социологии, а также разработку большого разнообразия тем в области девиации и образования, уделив основное внимание переосмыслению места и характера действия категорий в социальной жизни.

СИМВОЛ

СИМВОЛ (symbol) - 1. Знак, в котором связь между ним и значением является в большей мере условной, чем естественной. 2. Косвенное изображение основного значения, совокупности симптомов и т.д., как, например, в религиозной символике и ритуале или психоанализе (см. также Метонимия; Леви-Стросс).

Помимо крайне важной роли языка в социальной жизни, символическая коммуникация имеет множество проявлений (см. Семиология; Язык тела).

СИМВОЛ СТАТУСА

СИМВОЛ СТАТУСА (status symbol) - товары или услуги, приобретаемые в количестве, необходимом для благоприятных социальных оценок со стороны других и повышения собственного самовосприятия. Журналистское изучение символов статуса было проделано Паккардом (1959). Более социологически сложным анализом, хотя и без использования данного термина, является "Различие" Бурдье (1979), где вопросы вкуса определяют прежде всего претензии на статус. Так, образованный человек может пойти скорее в театр, чем смотреть телевизор. Одна из проблем с понятием "символ статуса"  состоит в том, что анализ творений культуры с точки зрения их статусных нагрузок склонен игнорировать иные величины предпочтения. См. также Реклама; Культура массового потребления; Постмодерн и постмодернизм.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИММЕТРИЧНАЯ СЕМЬЯ

СИММЕТРИЧНАЯ СЕМЬЯ (symmetrical family) (согласно Янгу и Уилмотту, 1973) - возникающая форма семьи в индустриальных обществах, отличающаяся разделением внутренних обязанностей, а также тенденцией как для мужей, так и для жен заниматься наемным трудом.

СИМПТОМ АЙСБЕРГА

СИМПТОМ АЙСБЕРГА (symptom iceberg) - скрытая часть серьезных в медицинском отношении и беспокойных в личном плане болезненных или даже угрожающих жизни состояний, которые никогда не становятся объектом профессиональной помощи. Доказан факт, что люди, обладающие такими симптомами и физическим дискомфортом, могут, однако, считать себя "в добром здравии", а при своем "скверном самочувствии" не действуют способом, принятым биомеханической (или биомедицинской) моделью долезни не связывают его с необходимостью лечения. Определение недуга и здравия формируется ценностями социальных групп, а подход к ним считается соответствующим, как только выявляется проблема. Решение обратиться к врачу за лечением зависит в значительной мере от того, в какой степени причиняющее беспокойство состояние мешает нормальному образу жизни и социальным отношениям. Болезненное поведение и принятие роли больного - часть комплекса моделей самолечения, систем непрофессионального, народного и профессионального исцеления, а также доступа к медицинским услугам и их распределения. Даже когда выясняюсь, что проблема требовала медицинского вмешательства, исследования показывают, что люди все равно не обращаются к врачам, поскольку не хотят их беспокоить, обескуражены приемными покоями или системой записи, боятся, что доктор займет позицию судьи, или надеются на исчезновение проблемы самой по себе.

СИМПТОМАТИЧНОЕ ЧТЕНИЕ

СИМПТОМАТИЧНОЕ ЧТЕНИЕ (symptomatic reading) (литература и теория культуры) - чтение текста с целью выявления основополагающего противоречия, недостатков и т.д., показывающих то, "чего текст не говорит" или не может сказать.

СИНДИКАЛИЗМ

СИНДИКАЛИЗМ (syndicalism) - см. Анархо-синдикализм.

СИНЕВОРОТНИЧКОВЫЙ РАБОЧИЙ

СИНЕВОРОТНИЧКОВЫЙ РАБОЧИЙ (blue-collar worker) -американский синоним рабочего ручного труда. Предполагает противопоставление беловоротничковому рабочему.

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ (syncretism) - сочетание элементов различных религий или культурных традиций. Синкретизм в религиозной вере и практике особо связан с определенными ситуациями, например, колониализмом, при котором главная религия вступает в контакт с местными. Однако его можно рассматривать и как общую черту преобразования религий (культур). См. также Культ; Грузовой культ.

СИНТАГМА

СИНТАГМА (syntagm) (Лингвистика) - сочетание слов в "речевой цепи". См. синтагматический и парадигматический.

СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ И ПАРАДИГМАТИЧЕСКОЕ

СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ И ПАРАДИГМАТИЧЕСКОЕ (syntag- and paragmatic) (Лингвистика) - различие между отношением сочетания слов в речевой цепи (синтагматическое) и отношением какого-либо специфического термина со "смежными", то есть "структурно взаимозаменяемыми", отсутствующими терминами (парадигматическое). Например, в предложении "она занимается социологией" "она" можно заменить на "он", "занимается" - на "занимался", а "социологией" - на "литературой". Аналогичным образом любая цепь социальных действий иногда упоминается как "синтагматическая", а отношение "единиц" в нем - как отсутствующие взаимозаменяемые возможные единицы действий, то есть "парадигматические". См. также Соссюр.

СИНТАКСИС

СИНТАКСИС (syntax) - см. Грамматика.

СИНТЕТИЧЕСКОЕ

СИНТЕТИЧЕСКОЕ (synthetic) - см. Аналитическое и синтетическое.

СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ

СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ (synchrony and diachrony) - 1. (Лингвистика) различие между изучением языка как существующей системы отношений, причем независимо от прошлого (синхрония), и изучением изменений в нем через какое-то время (диахрония). См. также Соссюр. 2. (Структурализм) происходящее от вышеупомянутого различие между анализом и объяснением какой-либо особенности социальной жизни на базе существующих "структурных" особенностей общества или социальной системы независимо от истории (синхрония) и историческим анализом, который концентрируется на изменениях (диахрония). 3. (В сходном значении, но чаще в социологии) различие между исследованиями социального порядка и социального изменения. Например, Арре в работе об эволюционных процессах - "Социальное бытие" (1979) - проводит различие между "синхроническими репликаторами" и "диахроническими селекторами".

В структурализме данное различие часто связывалось с уменьшением значения исторических объяснений и вызванного этим снижением роли субъекта и человеческой воли с одной стороны, и возвышением структурных толкований высшего статуса с другой. Однако нет никакой особой причины, почему структурные и исторические толкования или структурные объяснения не могут сочетаться с объяснениями с точки зрения воли индивидуальных человеческих субъектов (см. Структура и воля; Дуальность Структуры; Структурационная теория). Но это легче сказать, чем выполнить, и некоторые социологи то ли для удобства, то ли из принципа предпочитают концентрироваться на одном либо на другом (см. также Epochu (прил.)).

СИОНИЗМ

СИОНИЗМ (Zionism) - политическое движение за создание и сохранение естественной родины для евреев в Палестине.

СИСТАКТ

СИСТАКТ (systact) - группа или категория людей в точно опиленных ролях, благодаря чему они обладают "различимым и да чем временным одинаковым местоположением и по этой причине общим интересом" (Рансимен, 1989). Термин предложен Рзнсимейом для того, чтобы "облегчить оценку и сравнение учреждений различных обществ без необходимости заранее связывать себя с представлением о таких спорных и теоретических вопросах", как различие между классовым и сословным обществами, "правящим классом" или "правящей элитой".

СИСТЕМА

СИСТЕМА (system) - 1. (В широком смысле) область организованного социального обеспечения (например, "система образования"  или "транспортная система"). 2. Совокупность или группа взаимосвязанных элементов, в которой изменение одного затрагивает другие или все остальные элементы (например, солнечная система). 3. Совокупность или группа элементов или частей (например, организм или машина), организованная для определенной цели и по отношению к внешней окружающей среде. Такие системы могут быть естественными или искусственными и включают, можно прижать, социальные системы. Следовательно, общество или социальная организация  в этом смысле система.

Такие системы, как солнечная, которые мало изменяются под воздействием внешней окружающей среды, называются закрытыми, а организмы или общества, поддерживающие себя в ответ на вменения в своей окружающей среде, - открытыми (см. также Гомеостаз).

Понятие в значении 3 хотя и спорное, но имело важное значение в социальной теории, часто обращавшейся к социальным отношениям, группам или обществам как к совокупности взаимосвязанных частей, которые функционируют указанным образом для -охранения своих границ.

См. также Функционализм; Парсонс; Функционаяистское объяснение; Органическая аналогия; Телеология; Теория систем; Кибернетика.

СИСТЕМА ИЛИ ЭТАЛОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИСТЕМА или ЭТАЛОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - см. Парсонс.

СИСТЕМА ПОДАРКОВ

СИСТЕМА ПОДАРКОВ - см. Модификация поведения.

СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ (household allocation system) - различные способы организации домашнего бюджета. Понятие было разработано Джэн Пал ("Деньги и брак", 1989). Семьи, изучавшиеся Пал, характеризовались такими отношениями, в которых "муж или жена управляли общими" финансами либо распоряжались деньгами единолично. Это оказалось связанным с социально-экономическими характеристиками семьи (например, общим доходом, относительным вкладом мужа и жены, образованием, происхождением), а также со степенью приверженности традиционным патриархальным ценностям (см. Патриархат) либо более либеральным идеалам совместного использования и равенства.

СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ

СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ (belief system) - конфигурация убеждений, существующая в отдельном обществе или культуре. Данный термин может применяться в отношении полноты знаний, включая научное и технологическое, а также убеждений в обществе. Он чаще используется для описания образцов религиозных верований и ценностей и лежащих в их основе важнейших принципов, которые придают особость и связанность образу мышления в обществе или культуре. См. также Мировоззрение.

СИСТЕМА УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ

СИСТЕМА УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ (criminal justice system) -совокупность учреждений, получившая развитие в качестве реакции государства на преступления и преступников. В Англии и Уэльсе основными ее элементами являются полиция, магистраты и королевские суды, Королевская служба судебного преследования и тюремная система, хотя некоторые аспекты социальных служб и Службы условного освобождения на поруки также входят в данную систему. Такие учреждения организованы и управляются раздельно, но на определенном уровне все ответственны перед Министерством внутренних дел. В Шотландии и Северной Ирландии имеются значительные отличия от английской модели: суды "Диплок" в Северной Ирландии, например, занимаются многими "террористическими" и некоторыми другими преступниками без использования института присяжных, в то время как в Шотландии единственное ведомство поверенного в финансах занимает центральное место в рассмотрении уголовных дел. По системе уголовной юстиции в целом очень немного социологических исследований. Большинство из них концентрируется на некоторых частных ее аспектах или проблемах охраны порядка, работы судов, вынесения приговоров и т.д. Исключение составляют краткие обзоры фицджеральда и Манси (1987).

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЫБОРКА

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЫБОРКА (systematic sample) - см. Случайная выборка.

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИТИЗАЦИЯ

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИТИЗАЦИЯ (systematic desensitization) - см. Модификация поведения.

СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (system integration) - см. Социальная интеграция и системная интеграция. 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (system approach) - см. Политическая система.

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И СИТУАЦИОННАЯ ЛОГИКА

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И СИТУАЦИОННАЯ ЛОГИКА (situational analysis and situational logic) - методологический идеал, наиболее тесно связанный с методологическим индивидуализмом и творчеством Поппера. Предлагается анализировать социальные си-туацци с точки зрения мотиваций и целей социальных акторов, а также их логических значений без обращения либо к "психологизму", либо к "социологизму",

СКЛОННОСТЬ

СКЛОННОСТЬ - см. Наркомания.

СКОТОВОДЫ

СКОТОВОДЫ (herding society) - форма общества, чье основное пропитание исходит от обладания отарами и стадами одомашненных животных (см. Пастушество; Кочевники и кочевой образ жизни) . На практике потребности пропитания часто удовлетворяются сочетанием скотоводства с охотой и собирательством, а также другими формами сельского хозяйства. См. Охотник-собиратель.

СКРЫТАЯ ПРОГРАММА

СКРЫТАЯ ПРОГРАММА (hidden system) - совокупность ценностей, позиций, знаний, реализуемая в организации и процессах обучения и прививаемая ученикам в неявной форме.

Все школы имеют формальную программу, состоящую из элементов академического знания, которое ученики, как ожидается, приобретут. Но именно форма обучения - информация, передаваемая в результате ее организации и практики, - оказывает большее влияние, чем содержание предметов, поддерживая социальный контроль  и принятие школьной, а следовательно, и общественной структуры власти.

Социологи утверждают, что базисная функция обучения состоит в воспроизводстве общественных ценностей и норм. И структу-рал-функционалисты, и марксисты совпадают в этом, но по совершенно разным причинам. Первые считают это необходимым для поддержания стабильности социального порядка в интересах всех (см., например, Парсонс, 1959), а вторые видят базисную функцию образования в воспроизводстве социальных отношений капиталистического экономического производства и сохранении классового порядка, который ставит пролетариат в подчиненное положение. Именно последняя функция в основном и достигается через обязательную программу (см. Боулз и Джинтис, 1976).

СЛИЯНИЕ ГОРИЗОНТОВ

СЛИЯНИЕ ГОРИЗОНТОВ (fusion of horizons) - объединение перспектив, которые в герменевтике рассматриваются как существенная особенность понимания незнакомого текста или культуры (Гадамер, 1960). По Гадамеру, такого рода "понимание не является вопросом забвения наших собственных горизонтов значений и помещения в их рамки чужого текста или чужого общества" (Аутвейт, 1985), а следовательно, вопросом "разъединения"; напротив, оно предполагает "восстановление отношений между нашим нынешним миром и тем, который мы пытаемся оценивать".

Данное понятие противостоит двум идеям. Во-первых, мы можем надеяться на понимание и объяснение чужих культуры и общества, посредством наложения внешней "сетки". Во-вторых, никогда нельзя расчитывать на понимание (или толкование) этих идей. Скорее всего, "истина" - результат слияния.

Идея о междисциплинарности как об основе научного знания или политических соглашений имеет похожую основу (ср. Фейерабенд; Хабермас), хотя слияние горизонтов,  по Гадамеру, - далеко не основа для "освободительного знания", как у Хабермаса. Однако данное сходство указывает на то, что герменевтика Гадамера не обязательно содержит какую-либо степень иногда предполагаемого релятивизма.

СЛОВАРИ МОТИВОВ

СЛОВАРИ МОТИВОВ (vocabularies of motive) - слововыражения и терминология, используемые социальными акторами не только для описания своих мотивов, но и для убеждения других в приемлемости своих действий. В значении, применяемом Миллсом (1940), такие словари мотивации не относятся к универсальной психической структуре человеческого организма, а являются типичными терминами, в которых в определенных обществах актор оправдывает свои поступки. Герт и Миллс (1953) утверждали, что они вкладывают

в нашу индивидуальную и коллективную психическую структуру скорее в частном, чем в универсальном порядке.

СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (social services) -1, Состоящие на государственном бюджете службы, имеющие отношение к качеству жизни всех граждан. 2. (В более узком смысле) организация и содержание местными властями социально-патронажной службы, занимающейся детьми, пожилыми, нетрудоспособными и душевнобольными людьми (исключая инспекционную службу, кроме Шотландии). Как и общегосударственное обеспечение, Службы социального обеспечения существуют в большинстве населенных пунктов Великобритании, являясь патронажными организациями, оказывающими помощь и координацию обеспечения социального благосостояния. И благотворительные, и учрежденные по закону службы следует отличать от развивающегося в последнее время частного сектора.

Социологи заинтересовались отношениями между идеологией и понятиями социальной ответственности, выраженной в изменении формулировок социальной политики. Так, правые политические идеи придают особое значение индивидуальной и семейной ответственности, а левые - обязательствам государства перед индивидуумами в гарантировании некоторой формы социальных минимумов. Марксисты и прочие теоретики признавали и изучали борьбу внутри государственного аппарата, и местного, и общенационального, за социальную заработную плату. Появление частного сектора добавило еще одно измерение к дебатам о благотворительности и этатизме.

Изучение социологии играет существенную роль в образовании и обучении профессионалов и квазипрофессионалов, работающих в сфере социального обеспечения. См. также Государство всеобщего благоденствия.

СЛУЧАЙ

СЛУЧАЙ (chance) - 1. Вероятность события, например, выпадение орла или решки при подбрасывании монеты. 2. Социальные или физические результаты, которые не предвидятся и, быть может, вообще непредсказуемы.

Случай происходит из-за наличия физических или социальных процессов, предполагающих произвольные события, разнообразие взаимодействующих переменных в "открытых системах" (включая вменяемость выборов акторов), а также из-за частых непредвиденных последствий усилий акторов. Хотя свойственная социальным событиям случайность рассматривается некоторыми теоретиками как исключение из общих теорий, такой подход не принимает во внимание обобщенные "вероятностные" оценки и того факта, что цель общих теорий - абстрагирование от частных случаев (и обеспечение объяснения или анализа), а не обязательное предсказание или управление событиями.

Успех со случаем в социальной жизни составляет источник магии и религии и основу важных форм досуга, включая азартную игру. См. также Общество риска.

СЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА

СЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА (random sample) - выборка из родительской популяции, гарантирующая, что каждый ее член имел равный шанс оказаться отобранным. Когда это соблюдается, то результаты должны иметь аналогичный профиль особенностей, то есть давать валидное представление и отражать родительскую популяцию. Но методы, которые не случайны (например, квотная выборка) , этого не обеспечивают. Однако признано, что информация не бывает в полной мере точной, посему следует принимать в расчет ошибку выборки.

Методы могут основываться на случайных числовых таблицах или, что бывает чаще в социальных обзорах, на систематической выборке, то есть на отборе индивидуумов, семей и т.д. по их позиции в списке, вроде избирательного регистра, когда делается выборка каждого имени в установленном интервале, скажем, десятого по списку. См. также Вероятность.

СЛУЧАЙНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

СЛУЧАЙНОЕ ОБОБЩЕНИЕ (accidental generalization) - см. Историческое обобщение.

СЛУЧАЙНОСТЬ

СЛУЧАЙНОСТЬ (contingency) - неопределенность социального результата. Концепции свойственной социальным событиям случайности подкрепляют многочисленные возражения против таких откровенно детерминистских теорий социального изменения, как некоторые версии марксизма или эволюционной теории. См. также Возможность.

СЛУЧАЙНЫЕ ЧИСЛА

СЛУЧАЙНЫЕ ЧИСЛА (random numbers) - см. Выборочная совокупность и выборка.

СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ

СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ (death and dying) - прекращение жизни, которая на сегодняшний день определяется медициной как "смерть мозга". Социологи с интересом изучали данное явление, особенно его социокультурные различия, социальные условия, социально управляемые процессы, предполагающие прекращение принадлежности к социальным группам, форму "статусного перехода" (см. также Обряды перехода). В Великобритании и некоторых других западных обществах, в отличие от предыдущих эпох, смерть считается объектом табу с вытекающими отсюда трудностями для скорбящих родственников. Поэтому создаются приюты (хосписы) для неизлечимо больных и проводятся психологические консультации по поводу тяжелой утраты.

Предыдущая страница Следующая страница