Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "С" (часть 6, "СТА"-"СЭС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СТА"-"СЭС")

СТАТИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ

СТАТИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ (crime statistics) - официальная регистрация "серьезных преступлений". В Англии и Уэльсе статистика составляется из отчетов о "подлежащих регистрации крушениях", передавать которые обязан каждый полицейский участок. Как и со всей официальной статистикой, по вопросу о надежности этой информации ведутся споры. Непосредственно она может фиксировать только сообщенные преступления. Кроме того, в совокупности данных существуют многочисленные "отклонения" источники погрешностей. Например, некоторые категории преступлений (в частности, преступления белых воротничков  " или совершенные женщинами) систематически занижаются в результате отказа полиции преследовать их по суду, а другие - "групповое нападение", торговля наркотиками - являющиеся предметом общего интереса, могут привлекать непропорциональное внимание полиции. Имеются также расхождения по вопросу о времени « передаче полицией собранных сведений. Альтернативным источником служат обзоры преступлений (например, Джейнс и др., 1986), указывающие на то, что официальная статистика  недооценивает фактическую степень распространения некоторых противоправных деяний (вандализм, мелкое воровство и т.д.) при существенном занижении других.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ (statistical discrimination) - см. Дискриминация.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ

СТАТИСТИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ (statistical independence) - см. Корреляция.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ВЫВОД

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ВЫВОД (statistical inference) - см. Вероятность; Статистика.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ (statistical control) - см.. Контроль; Статистический.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ (СПСН) (statistical package for the Social Science - SPSS) - пакет компьютерных статистических программ, впервые составленный около двадцати лет назад для анализа социально-научных данных. Статистические процедуры простираются от простого частотного до изощренного многомерного методов. Они особенно пригодны для анализа обзорных данных, поскольку имеют обширную маркировку, модификацию данных и средства преобразования. Пакет очень гибок и включает процедуры для создания специально сделанных таблиц и сообщений. Он также широко используется для анализа экспериментальных данных, данных временного ряда, вторичного анализа и в качестве пакета базы данных менеджмента. Версии доступны к работе в большинстве компьютеров и операционных систем.

СТАТУС, КОНТРАКТ

СТАТУС, КОНТРАКТ (status and contract) - см. Мэйн.

СТАТУС ПРИПИСАННЫЙ (ПРЕДПИСАННЫЙ)

СТАТУС ПРИПИСАННЫЙ (ПРЕДПИСАННЫЙ) (ascribed status) - социальное положение,  определенное человеку по рождению или непосредственно вследствие семейного происхождения, которое он не может с легкостью изменить собственным достижением. В этом значении оно противоположно достигнутому статусу. См. также Образцовые переменные.

СТАТУСНАЯ ГРУППА

СТАТУСНАЯ ГРУППА (status group) - группа, которая может быть идентифицирована с точки зрения "положительной или отрицательной социальной оценки репутации" (Вебер, 1922) в рамках системы социальной стратификации. Классическим периодом относительно четких различий между статусными группами является эра доиндустриальных империй. Такие иерархии существовали, например, в Индии и Китае, а также в Европе (см. также Каста; Сословие). Однако группировки статусов и различия в статусе (даже когда они свободно ассоциируются со статусными группами) сохраняются в качестве существенного измерения социальной стратификации в современных обществах (см. также Класс, статус и партия; Многомерный анализ социальной стратификации).

СТАТУСНАЯ КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ

СТАТУСНАЯ КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ (status cristallization) - см. Статусное соответствие и несоответствие.

СТАТУСНОЕ НЕСОВПАДЕНИЕ

СТАТУСНОЕ НЕСОВПАДЕНИЕ (status incongruence) - см. Статусное соответствие и несоответствие.

СТАТУСНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ

СТАТУСНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ (status inconsistency) - см. Статусное соответствие и несоответствие.

СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (status situation) - престиж, "социальная репутация", связанные с определенным положением внутри сообщества, - одно из трех главных измерений социальной стратификации, идентифицированной Локвудом (1958 и 1966), Годдторпом и Локвудом (1968, 1969). В определении общего положения человека в рамках системы стратификации рыночные силы или наличие либо отсутствие собственности на средства производства  сами по себе не являются решающими, но существенное значение имеют три взаимосвязанных измерения: "статусное положение" , положение на работеположение на рынке.  Например, англиканский священнослужитель обладает относительно высоким статусом в рамках сообщества, но его доход (и положение на рынке) может быть низким. См. также Многомерный анализ социальной стратификации; Класс, статус и партия; Профессиональный престиж; Классовые представления.

СТАТУСНОЕ СООТВЕТСТВИЕ И НЕСООТВЕТСТВИЕ

СТАТУСНОЕ СООТВЕТСТВИЕ И НЕСООТВЕТСТВИЕ (status consistency and inconsistency) - ситуация расположения либо соответственно ряду статусных критериев (статусное соответствие или совпадение), либо несоответственно (статусное несоответствие  или несовпадение), например, чернокожие или испанцы на позициях занятости высокого статуса. Иногда используется также термин статусная кристаллизация.  Поскольку современные общества обычно предполагают сосуществование параллельных иерархий по классу и статусу (см. также Класс, статус и партия; Многомерный анализ социальной стратификации), Ленский (1966) утверждал, что несоответствие в статусе, особенно когда оно острое, связано с политическим радикализмом. В более широком значении, однако, его эмпирические корреляты сами были несоответствующими. Как выражено в одном скептическом комментарии по электоральному поведению, "статусное несоответствие помещает большее ударение на теоретиках, чем на избирателях" (Харроп и Миллер, 1987).

СТАТУСНЫЙ КОНФЛИКТ

СТАТУСНЫЙ КОНФЛИКТ (status conflict) - конкуренция и соперничество за положение и престиж в рамках системы социальной стратификации, основанной на статусе в значении 2 (см. также Статусная группа). Наиболее ярко они могут быть выражены между группами, занимающими смежные позиции в рамках иерархии и потому являющимися непосредственными конкурентами (см. также Относительная депривация; Социальная замкнутость). Это объясняет, почему уменьшение различий между классами и рангами в современных обществах усиливает напряжение статусных отношений и конфликтов (см. также Символ статуса; Рисмен; Гофман). Однако подобная ситуация существует также в доиндустри-альных и традиционных обществах (см. Каста; Сословие). См. также Статусное соответствие и несоответствие.

СТАТУСНЫЙ ПЕРЕХОД

СТАТУСНЫЙ ПЕРЕХОД (status passage) - см. Обряд перехода.

СТИГМА (КЛЕЙМО)

СТИГМА (КЛЕЙМО) (stigma) - физический или социальный признак, знак (например, физическое уродство либо криминальная репутация), которые настолько девальвируют социальную идентичность актора, что "делают непригодной для широкого социального принятия" (Гофман, 1964). Для такого человека наступают различные последствия в зависимости от того, является ли клеймо видимым (индивидуум явно "дискредитированным") или скрытым (индивидуум потенциально "дискредитируем"). Последнее оставляет клейменому человеку больше выбора для управления его или ее клеймом. Но в обоих случаях проблема актора состоит в нахождении средств для ограничения или даже обращения к определенной пользе вредных последствий своего состояния. Помимо того, что это интересно само по себе, изучение клейменых идентичностей также проливает свет на социальное конструирование "нормальных" идентичностей (см. Девиация).

СТИЛЬ ЖИЗНИ

СТИЛЬ ЖИЗНИ (life style) - способ, которым живет индивидуум или группа (см. Польски, 1969). Хотя термин использовался в ряде контекстов, недавно он стал особенно популярен в сочетании с практикой агентств по рекламе и организаций по исследованию рынка, начиная со второй мировой войны благодаря развитию новых форм популярных развлечений, а также радио, кино и телевидения. Появление культуры массового потребления и разнообразных потребительских товаров - автомобилей, сигарет, косметики - требовали новых путей продажи. В рекламном процессе успех кампании все более основывается на "активной идентификации потребителя с образом изделия, и рекламодатели стали признавать значение человеческих мотивов и желаний как эффективную помощь коммуникации и маркетингу. См. также Реклама; Коммерческая этнография.

СТИМУЛ

СТИМУЛ (drive) - см. инстинкт.

СТОИМОСТЬ

СТОИМОСТЬ (value) (Марксизм) - количество рабочей силы, измеряемой в единицах рабочего времени, которое необходимо в среднем для производства товара. Для Маркса - это основа меновой стоимости. См. Трудовая теория стоимости; Потребительная стоимость и меновая стоимость.  Маркс применял (и даже придавал основное значение в своих исследованиях) эмпирическую меновую стоимость, то есть не всегда точно соответствовавшую фактическим ценам. Его аргументы, однако, конкретизировали формы стоимости и их теоретический смысл, наилучшим образом раскрывая социальные отношения,  лежащие в основе функционирования капиталистической экономики, например, зависимость от эксплуатации (см. также Явление и сущность). Его концепция стоимости является весьма спорной даже в рамках марксизма. Одни видят в ней ядро теории капиталистического общества Маркса, а другие полагают, что она содержит концептуальные проблемы в применении, которые делают невозможным ее использование эмпирически. Главная альтернатива, эмпирическая концепция стоимости, принятая основным направлением политэкономии, состоит в ее определении путем спроса и предложения.

СТРАТА

СТРАТА (stratum) - см. Социальная страта.

СТРАТЕГИИ НЕЗАВИСИМОСТИ

СТРАТЕГИИ НЕЗАВИСИМОСТИ (strategies of independence) - способы, избираемые индивидуумами для поддержания меры "функциональной автономии" в организациях, где они работают, посредством создания для себя социальных пространств (Гоулднер, 1959). Гоулднер использует пример "стратегии независимости" , заимствованный у Э.Дж. Хьюджеса, в качестве аргументации против слишком жестких предположений о "функциональной взаимозависимости".

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКЦИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКЦИЯ (strategic interaction) - интеракция, встречающаяся в ситуациях, когда приобретение одной стороны оборачивается потерей для другой, и наоборот. Принятие решения в стратегических ситуациях может быть весьма сложным, предполагающим оценку состояния знания других, предположение об определении ваших знаний другой стороной и выработку стратегии. По мнению Гофмана (1969), стратегическая интеракция  - более распространенная характеристика повседневной жизни, чем кажется. Понятие последовательной интеракции может быть эффективно описано с точки зрения стратегий, принимаемых сторонами для индивидуальной или коллективной интеракции. Следовательно, интеракция не есть прямой результат законов или правил, а всецело местное достижение и любая ее характеристика в общих понятиях является произвольной. Если люди могут намечать цели и пути их реализации, а другие, в свою очередь, распознавать их и подобным же образом принимать и приспосабливать существующую стратегию, тогда социолог вправе судить об одновременном выборе - творческом потенциале и свободе, а также о создании образцов культуры. Некоторые из этих образцов являются очевидными, но непризнанными, как в работе Гофмана, либо формализованы, как в применении теории игр.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (strategic theory) (международные отношения)  - теоретический анализ военных и смежных политических стратегий, преследуемых национальными государствами в собственных интересах. Из теорий социальной науки к этой области применялись "теория решений" и ТЕОРИЯ ИГР. См. также Гонка вооружений; Равновесие сил; Клаузевиц; Холодная война; Ядерное сдерживание; Гарантированное взаимоуничтожение; Национально-государственная система.

СТРАТИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ

СТРАТИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ (stratification model of social action and consiousness) - интерпретация социального актора (например, Гидденс, 1984) с точки зрения трех слоев познания и мотивации: (а) дискурсивного сознания, то есть способности сказать о последовательных ситуациях, включая условия собственной деятельности; (б) практического сознания - знания или представления социальных ситуаций, включая условия своей интеракции, но неспособности выразить - то есть подразумеваемого умения или практического знания (ср. Практическое рассуждение); (в) подсознательного. Вторая из областей "посвященности акторов" рассматривается Гидденсом как пренебрежение социологическим анализом, что было исправлено социальной феноменологией Шюца и этнометодологией.

СТРАТИФИЦИРОВАННАЯ ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ

СТРАТИФИЦИРОВАННАЯ ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ (stratified sample) - выборочная совокупность  на основе стратификации родственной совокупности. Процедура предполагает деление населения на страты, подходящие для определенного изучения, например, электоральных намерений, социального класса и возраста, отношений к системе льгот, уровню доходов и статусу занятости. Когда страты идентифицированы, из каждой делается случайная выборка.  Пока эти выборочные совокупности имеют размеры, пропорциональные размерам каждой страты внутри родственной совокупности (пропорциональная стратификация), этот метод дает повышенную точность, ибо применяются некоторые контролируемые ограничения на отбор из относительно большой численности населения. Однако может использоваться и непропорциональная стратификация, если страта слишком мала и принят критерий для отбора, используемый в других стратах.

СТРОГАЯ ВЕРСИЯ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ

СТРОГАЯ ВЕРСИЯ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ (strong version of the sociology of science) - см. социальное исследование наукисоциология науки

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА (structure) - 1. Упорядочение элементов в определенную модель, например, каких-либо институциализированных социальных классификаций (роли, организации и т.д.) в "образовательную структуру" или "структуру занятости" (см. также Социальная структура; Структурный функционализм). 2. Правила ("глубинная структура"), лежащие в основе поверхностной структуры (особенно в аналогичной грамматике) (см. также Лингвистика; Леви-Стросс). Для Гидденса (1984) "структура" в этом смысле относится к "правилам и возможностям", содержащимся в воспроизводстве социальных систем (см. также Структурация; Структурационная теория). Различие (смыслы 1 и 2), выводимое между "поверхностными" и "глубинными структурами", также важно в структурализме (значения 3 и 5). Наибольшая критика термина исходит от теоретиков символической интеракции, социальной феноменологии и герменевтики. По их мнению, социология должна помещать в центр причастность акторов к созданию и воссозданию социального мира через символическое значение. Люди, а не структуры, создают социальный порядок.  Даже если к структурам относиться как к "правилам", то и тогда они создаются людьми. Компромисс между теориями структуры и теориями значения зачастую предпринимался социальными теоретиками. В 1960-х гг. П.Л. Бергер с коллегами предложил "диалектическую" теорию "социального конструирования действительности". Согласно ей, "социальная структура  характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности", а однажды построенная, она "противостоит индивидууму (и) как чуждая фактичность (и) как средство принуждения" (Бергер и Пулберг, 1966). Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой. Более позднее предположение Гидденса о том, что "структуры" всегда можно в принципе исследовать с точки зрения их структурации "как ряда воспроизведенных практик" (Гидденс, 1976) и что структуры "и сдерживают, и облегчают", дает еще один пример подхода, предлагающего компромисс между теориями деятельности и теориями структуры (см. Дуальность структуры; Структурация; Структурационная теория). См. также Структура и воля.

СТРУКТУРА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

СТРУКТУРА ВОЗМОЖНОСТЕЙ (opportunity structure) - социальное моделирование возможностей, доступных различным индивидуумам. Понятие, введенное первоначально в теории девиантности (Клауорд и Оулин, 1960) в развитие работы Роберта Мертона по аномии посредством выявления вариаций участия в различных видах незаконной деятельности, теперь часто используется для привлечения внимания к тому факту, что социальные возможности редко распределяются равномерно или одинаково. Например, малочисленность женщин в элите общества в целом и отдельных организациях доказывает иную структуру их возможностей, нежели у мужчин, как и худшие достижения рабочего класса в образовании, поскольку дом и школа дают детям рабочих ручного труда меньше возможностей по сравнению с теми, у кого родители профессионалы, и т.д. См. также Равенство возможностей.

СТРУКТУРА ВЫБОРКИ

СТРУКТУРА ВЫБОРКИ (sampling frame) - список членов исследуемой генеральной совокупности, из которой отбирается выборочная совокупность.  Например, избирательный регистр,  если собирается информация о тех, кто имеет право голоса, или список комитета семейных врачей, если проектируется обзор здравоохранения, или список регистрации транспортных средств для изучения принадлежности владельцам автомобильного или дорожного транспорта.

СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ

СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ (occupational structure) - разделение Щуда в экономике и обществе в целом с точки зрения секторов и статусов. По секторам деление занятости классифицировалось на первичный, вторичный и третичный. Эта схема используется социологами, изучающими индустриализацию и постиндустриальное общество.  С точки зрения статуса понятие дает информацию главным образом для анализа социально-экономических категорий (классов), ибо по классическому утверждению Паркина (1971), "основой классовой структуры современного западного общества является порядок занятости". Вероятно, наиболее известная и употребимая схема (в пределах Великобритании) была разработана Голдторпом и др. (1980) на основе шкал Хоупа-Голдторпа (см. Шкалы занятости) для анализа социальной мобильности. Исторически данное понятие игнорировало участие женщин, учитывая лишь занятость взрослых мужчин (Уолбай, 1986).

СТРУКТУРА (И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ)

СТРУКТУРА (И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ) (frame (and frame analysis)) - "базисные рамки понимания" или "принципы организации опыта" для понимания смысла последовательных событий (Гофман, 1974). Структурный анализ относится к "исследованию этой организации опыта" вообще и к терминам в частности (например, что делает шутку шуткой или ошибку ошибкой), а также к "уязвимости", которой подвержена всякая структура.

СТРУКТУРИРОВАННОЕ КОДИРОВАНИЕ

СТРУКТУРИРОВАННОЕ КОДИРОВАНИЕ (structured coding) -анализ при составлении опросного листа, которому Помогает "структурированность" вопросов, предвосхищая таким образом ответ. Структурированные вопросы подразделяются на открытые (респондентов просят дать ответы, которые затем кодируются по заранее подготовленной схеме), либо закрытые (респонденты представлены списком по выбору и отвечают, зачеркивая квадратик или обведя кружком номер). При такой схеме следует позаботиться о том, чтобы вопросы относились только к одному значению, а ответы взаимно исключали друг друга. Другая проблема - чисто практическая и состоит во включении всякого возможного ответа в список кодирования. На стадии кодирования нужно избегать, насколько возможно, ловушек всех (других") категорий, поскольку они могут содержать несколько различных ответов. Чтобы назначить данным числовые коды, исследователю нужно стремиться применять схемы кодирования, разработанные компетентными экспертами, что не только упростит его задачу, но и приведет к накоплению легко сопоставимых данных. Например, при зрении занятости ему рекомендуется использовать полную классификацию Генерального регистра переписи населения. В целом, однако, исследователь вынужден развивать собственную схему кодирования, прежде всего на основе учета уровня измерения (см. Критерии и уровни измерения) . При интервальных переменных ему не следует предпосылать данные в ряд числовых групп, ибо предпосланный вопрос расширяет рамки лишь одной группы. Там, где переменная имеет порядковые свойства, лучше также ее закодировать для увеличения числа приемлемых статистических тестов. При кодировании номинальных данных нужно уделять внимание возможности их последующей группировки в более удобную структуру.

СТРУКТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

СТРУКТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (structural anthropology) - подход, отдающий приоритет когнитивным структурам в упорядочении опыта. Подход связан, прежде всего, с Леви-Строссом, опиравшимся на лингвиста Ф. де Соссюра. Изучение Леви-Строссом родства и символики было попыткой продемонстрировать, что в основе социокультурных систем лежала простая совокупность логических принципов. Мифы, например, могли быть поняты как лингвистические трансформации по существу двоичных противоположностей, типа мужское-женское, сырое-жареное и так далее, которые конструируются из человеческой мысли. Структурная антропология обращается с культурными феноменами, как если бы они были языком, и затем пытается обнаружить грамматику или то, что американский лингвист Чомский назвал "глубинной структурой". Хотя "высокий структурализм" весьма критиковался за формализм, его методы нашли повсеместное применение во многих областях антропологии (Э. Лич), социологии (Альтюссер, Фуко), литературной критике и семиологии.

СТРУКТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

СТРУКТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (structural differentiation) - см. Социальная дифференциация.

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ (structural functionalism) - Теоретические подходы, в рамках которых общества осмысливаются как социальные системы, а специфические особенности социальных структур объясняются с точки зрения их вклада в поддержание этих систем (например, религиозный ритуал и его вклад в социальную интеграцию). Структурный функционализм может также рассматриваться в качестве альтернативного общего термина по отношению к функционализму. См. также Функция; Функциональное(истское) объяснение. 2. (В более узком смысле) особая форма функционального анализа Толкотта Парсонса, часто отличаемая от "функционализма" в целом и называемая "структурным функционализмом". Иногда исследовательская работа современной функционалистской школы в социальной антропологии, включая Радклиффа-Брауна и Малиновского, также обозначается этим термином.

СУБКУЛЬТУРА

СУБКУЛЬТУРА (subculture) - система убеждений,  ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры. Отношение субкультуры к так называемой господствующей культуре было идентифицировано как отношение подчинения и относительного бессилия. Поэтому властные отношения - важное измерение любой социологической работы в этой области. Субкультуры исследовались с точки зрения этноса, класса, девиации и молодежной культуры. Р. Мертон построил типологию из возможных ответов на разрыв между средствами и целями, вызывающих появление ряда различных субкультур. С. Коэн (1971) отметил возникновение в послевоенный период серии молодежных субкультур, например, в Англии - "тедов", "модистов", "рокеров" и "панков". Предлагалось, что они служат "магическими решениями" проблем, созданными для молодых людей из рабочего класса в современных западных обществах (Брейк, 1980), а также средством установления как индивидуальной, так и групповой идентичности, хотя различаются путем стилистического выражения, особенно языка, поведения, музыки, одежды и танца. Субкультуры, как и культура вообще, - результат коллективного творческого потенциала и посему подвергаются историческим изменениям и преобразованиям. Феминистские теоретики - Макробби и Гарбер (1976), Макробби (1991) - отмечали, что тендер редко рассматривается в изучении субкультур, затронув проблемы молодых женщин и молодежных субкультур. См. также Культурные исследования; Культурный капитал; Культурная депривация; Культурное запаздывание; Культурный (и лингвистический) релятивизм.

СУБКУЛЬТУРА ПРЕСТУПНОСТИ

СУБКУЛЬТУРА ПРЕСТУПНОСТИ (delinquent subculture) - социальные группы,  характеризующиеся приверженностью к ценностям, которые в господствующей системе ценностей рассматриваются как преступные или антиобщественные. Первая социологическая работа в этой области была выполнена в традиции Чикагской школы. Наиболее ранние исследователи (например, Шоу, 1930) использовали интеракционистские подходы, разработанные в Чикагском университете Дж.Г. Мидом и другими при изучении высококриминогенных и главным образом иммигрантских (итальянских, польских, ирландских и т.д.) районов "внутреннего города". В работе, посвященной различным областям Чикаго, Шоу и Мак-Кей (1929) выявили, что в относительно бедных городских районах зарегистрированные уровни праздности и подростковой преступности были намного выше и что 80% зарегистрированных правонарушений совершены группами мальчишек этого возраста. Интерес ученых был направлен скорее на группу, чем на индивидуума, а чикагская традиция подчеркивала значение социализации и культурной трансмиссии девиантных нравов, отвергая индивидуалистские объяснения преступности, поскольку именно социальные условия упомянутых групп поощряли формирование субкультур, а проблемы безработицы и недостаточного социального одобрения (структурные "дислокации") порождали субкультуры преступности. Такие группы обладали иной системой ценностей, определяемой статусными и "одобряемыми" позициями данной субкультуры. По выражению Коэна (1955) в его классическом исследовании в русле интеракционистского подхода, "процесс избирания ими "того пути", ничем не отличается от того, посредством которого другие становятся законопослушными членами общества". Эта точка зрения, следовательно, рассматривает субкультуру как "решение" проблем бедности, низкого статуса, недостатка возможностей и т.д. городской молодежи. Статусное разочарование в школе и других местах преодолевается статусом и чувством собственного достоинства, достигнутыми внутри системы ценностей субкультуры преступности. В Великобритании данные исследования  получили продолжение в работе специалистов национальной конференции по девиации и Центра современных культурных исследований при Бирмингемском университете (см. Культурные исследования).

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ (subject and object) (философия) - понятия-близнецы, субъект (человек, разум, теоретик и т.д.) и объект (внешний мир), которые находились в центре многих философских (а также социологических) подходов, особенно в эпистемологии. Важнейшие проблемы - как субъект может "познавать" объект и из чего состоит каждый из них (онтология). Так, эмпирик (см. Эмпиризм) утверждает, что мир сделан из "вещей", а разум состоит из "идей", причем второй "рисует" или "представляет" первый. Напротив, с точки зрения идеализма идеи структурируют наше восприятие объектов. Недавно появившиеся течения в философии (например, постструктурализм, постэмпиризм) стремятся порвать с традиционными концепциями субъекта и объекта (см. Деконструкция; Децентрированное "Я) и отойти от жестких концепций эпистемологии или онтологии. В некоторых формах такой отход от основ знания связан с релятивизмом (см. также Несоизмеримость), но в некоторых он представляется выходом за рамки объективизма или релятивизма (см. Фейерабенд).

СУБЪЕКТИВНОСТЬ

СУБЪЕКТИВНОСТЬ (subjectivity) - видение человека (субъекта); недостаток объективности. Разброс отношений к этому термину указывает на его, по существу, спорный характер. Он часто используется с уничижительным оттенком в позитивистской социологии, чтобы снизить достоинство иного наблюдения или методологии. С другой стороны, он превозносится герменевтикой как единственно возможный способ осмысления социального. Любой ответ на вопрос о том, является ли субъективность неизбежной или нежелательной, основывается на онтологических и эпистемологических предположениях о характере отношений людей к конкретному миру. На практике используются два термина - большая или меньшая степень субъективности - в зависимости от требований различных авторов. Предпринималось много попыток проиллюстрировать, каким образом субъективность создается объективностью, и наоборот (см., например, Парсонс; Альтюссер; Гидденс), но дихотомия так и не исчезла.

СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ КЛАССЫ

СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ КЛАССЫ (subjective and objective class) - восприятие человеком собственного классового положения, то есть субъективного класса (или классовой идентичности), в отличие от оценки с точки зрения либо заметных, либо теоретически важных внешних элементов его классового положения, то есть объективного класса. Не следует предполагать, что, насколько первое понятие отличается от второго, настолько же субъективная позиция "обманчива", хотя такое предположение иногда делается. Данное различие часто расценивалось как существенное в исследовании классов и электорального голосования. Например, были предложены объяснения "классово-девиантных" моделей электорального поведения рабочего класса с точки зрения субъективной "идентичности среднего класса" (см. также Обуржуазивание; Консерватизм рабочего класса). Батлер и Стоукс (1969) при выявлении субъективного социального класса писали: "Сегодня довольно мало разговоров о различных социальных классах. Большинство людей говорят, что они принадлежат либо к среднему, либо к рабочему классу. Думаете ли Вы когда-либо о своей принадлежности к одному из этих классов?" Однако менее 50% респондентов добровольно указывают "субъективный класс" без дальнейших колебаний. Рансимен (1966), Голдторп и др. (1989) показали сомнительные "ценности", связанные, например, с субъективной "идентичностью среднего класса", многие из которых несовместимы с какой-либо простой гипотезой обуржуазивания.

СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ

СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ (Политэкономия) - концепция, согласно которой в рыночной экономике непрерывное производство товаров (услуг) и изменения в их производстве определяется в конечном счете потребителем. Против этого понятия выдвигается следующее возражение: хотя в качестве социальных акторов люди имеют "выбор", он ограничен способностью крупных производителей управлять диапазоном товаров и услуг, например, через рекламу (см. также Общество изобилия; Гэлбрейт). Следовательно, для понимания их поведения нужно изучать весь социальный контекст производства товаров и услуг, а не ограничиваться только вкусами потребителей. См. также Потребление; Культура массового потребления; Коллективное потребление.

СУПЕРЭГО

СУПЕРЭГО (superego) - один из трех элементов личности в теории Фрейда. Суперэго ("сверх-Я") - та часть личности, которая функционирует как сознание, стремящееся к совершенству, управляющее функцией "эго", устанавливая моральные ограничители на него. Как и эго, суперэго, говорит Фрейд, развивается от Оно {Ид) в первые несколько лет жизни, формируясь ребенком, интериоризи-рующим воспринятые родительские стандарты и косвенно, следовательно, стандарты общества. Этот процесс происходит путем идентификации с родителем того же пола в виде решения "Эдипового комплекса". Теория Фрейда, таким образом, объяснила развитие сознания у мальчиков намного лучше, чем у девочек, и автор критиковался за подразумеваемое подчиненное положение женщин со стороны феминистских теоретиков, вроде Джулиет Митчелл (1974- ).

СУПРУЖЕСКАЯ СЕМЬЯ

СУПРУЖЕСКАЯ СЕМЬЯ (conjugal family) - форма семьи, состоящая из разнополой пары и зависимых детей. Ср. Расширенная семья.

СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ

СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ (conjugal roles) - обычно тендерные роли взрослых партнеров в супружеской семье. См. также Объединенные семейные ролевые отношения.

СУФРАЖИСТКА

СУФРАЖИСТКА (sulfragette) - активистка женского движения, которое в начале 20-го столетия выступало за распространение права голоса на женщин.

СУЩЕСТВЕННЫЙ ДРУГОЙ

СУЩЕСТВЕННЫЙ ДРУГОЙ (significant other) - социальный актор,  принимаемый другим социальным актором за образец. Концепция связана особенно с Дж.Х. Мидом.

СФЕРА КОМПЕТЕНЦИИ

СФЕРА КОМПЕТЕНЦИИ (frame of reference) - базисные принципы, разграничивающие предмет дисциплины или подхода. Например, Парсонс и Шилз (1951) дают такое определение: "Сфера компетенции теории действия предполагает акторов, ситуацию действия и ориентацию актора в той ситуации".

СЦАСЦ ТОМАС СТЕФЕН

СЦАСЦ ТОМАС СТЕФЕН (Szasz, Thomas Stephen) (1920- ) - американский психиатр, наиболее известный влиянием, оказанным на движение антипсихиатрии посредством "Мифа о душевном заболевании" (1961). Его имя часто стоит рядом с Лейнгом, поскольку оба критиковали диагноз и лечение шизофрении (см. Психоз) в 1950-60-х гг. Наиболее критично Сцасц относился к роли психиатров в наклеивании ярлыков сумасшествия на тех людей, которые не соответствуют нормам общества, и использования ими своей власти для изоляции таких людей. Это означало, что психиатры, прежде всего, выполняли функцию социального контроля, а пациенты лишались прав человека.

СЦИЕНТИЗМ

СЦИЕНТИЗМ (scientism) - доктрина и подход, предполагающие сверхупрощенные концепции науки, а также неоправданное применение "естественнонаучных" методов к социальным наукам, включая чрезмерную уверенность в их способности решать социальные проблемы.  Таким образом, данный термин имеет главным образом уничижительный оттенок. Представление о том, что успех технических наук мог бы легко повториться в социальных, прочно вошло в обиход уже в 16-17-м столетиях и позже просматривается в позитивизме Конта. Претензии на "научную основу" были характерной чертой многих других подходов в социологии, включая марксизм. Однако являются они "сциентистскими" или нет - непростой вопрос, зависящий от того, что считать истинной или соответствующей "наукой" как в целом, так и в контексте социальных исследований, что само по себе спорно. Таким образом, обвинения в "сциентизме", с одной стороны, были связаны с массовыми представлениями о естественной науке как о модели для социальной, а с другой - просто содержат отказ от очевидных эксцессов.

СЭСИ (ESRC)

СЭСИ (ESRC) - см. Совет по экономическим и социальным исследованиям.

Предыдущая страница Следующая страница