Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "К" (часть 2, "КЛА"-"КОН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КЛА"-"КОН")

КЛАСТЕРНАЯ ВЫБОРКА

КЛАСТЕРНАЯ ВЫБОРКА (claster sample) - метод выборки, который не столько осуществляет случайную выборку, сколько отбирает из групп (кластеров) родственной совокупности. Он более быстрый и дешевый, но может вести к смещенной выборке, если кластеры не являются представительными в отношении родственной совокупности. Так, опросы с целью выявления отношения к стратегии правительства могут проводиться в отдельных областях страны, считающихся представительными, но в действительности не являющихся таковыми из-за местной политической ситуации.

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ (claster analysis) - методика, используемая для выявления групп объектов или людей, которые могут показывать относительное отличие в совокупности данных. Затем изучаются характеристики таких людей внутри каждой группы. В исследовании рынка, например, кластерный анализ  применяется для обнаружения групп людей, имеющих иные маркетинговые подходы. Среди богатого разнообразия доступных методов наиболее распространен метод иерархического кластерирования, который может работать и с "нижней" и с "верхней" частями. В "аггломеративном иерархическом кластерировании" (то есть снизу) процесс начинается со многих "кластеров". Путем такого математического критерия, как Евклидово расстояние, объекты или люди последовательно соединяются в кластеры. В "аналитическом иерархическом кластерировании" (то есть сверху) работа ведется с одним кластером, содержащим все случаи. Затем он разбивается на меньшие кластеры. Использование кластерного анализа ставит множество практических проблем. Определяющее значение имеют выбор переменных, меры расстояния и критериев для сочетания случаев в кластерах. Поскольку выбранный метод кластерирования может самостоятельно накладывать определенное количество структур на данные, возможно получение фальшивых кластеров. В целом лучше прибегать к нескольким разным методам. (Подробнее см. Андерберг, 1973, и Эверит, 1974.)

КЛАУЗЕВИЦ КАРЛ ФОН

КЛАУЗЕВИЦ КАРЛ ФОН (Clausewitz, Karl von) (1780-1831) - прусский военный теоретик, чей посмертно изданный шедевр "На войне" (1832-1834) оказал большое влияние на современную стратегическую теорию и теорию войны. Главные идеи Клаузевица строились на предпосылке, что государства являются суверенными, не признающими никакой власти над собою. Поскольку они преследуют собственные интересы, зачастую за счет других государств, то потенциально всегда состоят в конфликте. Война, следовательно, должна рассматриваться как "нормальное" событие в отношениях между государствами, в ситуации, где нет иной высшей власти, чем государство. В знаменитой фразе Клаузевица говорится: "Война - это политика, осуществляемая другими средствами". См. также Тотальная война; Неоклаузевицисты.

КЛИЕНТ И КЛИЕНТЕЛИЗМ

КЛИЕНТ И КЛИЕНТЕЛИЗМ (client and clientalism) - см. Отношения патрон-клиент.

КЛИНИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

КЛИНИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (clinical sociology) - распространенный в Северной Америке и ориентирующийся на практику подход к социологии, целью которого является профессиональное вмешательство в социальную жизнь, особенно в проведении оценки и в поиске решений социальных проблем. Спорным, однако, остается вопрос о том, могут ли социологи принять "клиническую" модель? За пределами Северной Америки термин не получил широкого употребления.

КЛИОМЕТРИЯ

КЛИОМЕТРИЯ (cliometrics) - см. Перепись.

КЛЯЙН МЕЛАНИ

КЛЯЙН МЕЛАНИ (Klein, Melanie) (1882-1950) - австрийский психоаналитик, расценивший ранний опыт ребенка в первичном отношении привязанности как важнейший в развитии личности. Под влиянием теории "объектных отношений" Карла Абрахама она идентифицировала мать как первичный объект, воспринимаемый в единстве с младенцем, но постепенно становящийся отдельным. Это изменение Кляйн, сосредоточенная на возникающих у младенца врожденных силах, считает источником беспокойства и 1епрессии, что противоречит позиции неофрейдистов. Мелани Кляйн разработала методику психоанализа детей двухлетнего возраста через интерпретацию их игры со специальными игрушками, которыми снабжены клинические учреждения. См. также Нарциссизм; Школа объектных отношений; Уинникотт.

КОГНАТИЧЕСКИЙ

КОГНАТИЧЕСКИЙ (cognatic) (Антропология) - 1. Термин род, описывающий единокровные связи (см. Единокровность), то есть основанные на кровно-биологических узах. 2. (В теории родословной) термин, описывающий неодностороннее происхождение,  то есть родословную, прослеживаемую по мужской и женской линиям.

КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (cognitive anthropology) - наука, стремящаяся использовать формальные методы логики и лингвистики для характеристики сфер культуры и сформировании взглядов. В 1960-х гг. изучение обобщенных систем убеждения (например, религии) переключилось на повседневные или мирские классификации (или таксономии) вещей, людей и действий в специфических культурах. Антропология начала подробно заниматься способами познания, мысли, рассуждения и решения людей, непосредственно связанными с их социальными действиями. Это отвечало общим достижениям в социальных науках, растущему интересу к основному моменту в социальной организации - что люди "знают и думают". Этнонауки путем классификаций природы оказали глубокое влияние на становление как когнитивной антропологии, так и лингвистики. Главным стало предложение о возможности использования антропологией формальных методов в большей мере, чем смоделированных на эмпирических выводах естественной науки или на неуправляемой интерпретации, характерной для гуманитарных наук. Результатом являются формальные или квазиформальные утверждения правил и системных альтернатив, обычно в отношении малых полей культуры. См. также Компонентный анализ; Гипотеза сапира-уорфа.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (cognitive science) - см. Психология.

КОГНИТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

КОГНИТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (cognitive sociology) - термин, используемый А. Сикурелом в "Когнитивной социологии" (1973) в качестве объединяющего Этнометодологию с другими областями непозитивистской когнитивной науки, включая когнитивную антропологию и социолингвистику.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (cognitive dissonance) - случай несовпадения, противопоставления или противоречия мыслей, отношений или действий, ведущий к ощущению напряженности я потребности в достижении согласия. Термин внедрен Фестингером (1957). Согласно его определению, диссонансные познания существуют тогда, когда убеждение А предполагает отрицание убеждения В. Например, "Курение вызывает рак легких" является диссонансным по отношению к "Я курю". Диссонанс может быть уменьшен посредством приспособления обоих убеждений. Убеждение А могло бы корректироваться игнорированием медицинских отчетов, подтверждающих убеждение, и уделением особого внимания скептическим отчетам, а убеждение В - менее частым курением или употреблением табака с низким содержанием канцерогенных веществ.

КОГНИТИВНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

КОГНИТИВНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ (cognitive relativism) - см. Релятивизм.

КОГОРТА

КОГОРТА (cohort) - группа людей, обладающих какой-либо обшей характеристикой: один и тот же год рождения или поступления в школу. Термин обычно используется при обобщениях, полученных из количественных данных (см. Количественные методы исследования) .

КОГОРТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

КОГОРТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ (cohort study) - см. Лонгитюдное исследование; Изучение когорты рождения.

КОД

КОД (code) - дифференциальное использование системы или совокупности признаков, отмечающих дифференциальную социальную принадлежность. Коды могут быть осознанными или неосознанными. Наиболее известный пример - понятие Бернштейна о дифференциальном применении английского языка, посредством чего выявляются фундаментальные статусные и классовые различия (см. Разработанные и ограниченные коды). Другие примеры касаются кодов одежды и моды, выбора значений, действий или сообщений, используемых для идентификации формальными и неформальными группами интересов, тайными обществами, сексуальными меньшинствами или потребителями наркотиков.

КОДИРОВАНИЕ

КОДИРОВАНИЕ (coding) - придание данным (обычно) числовых кодов, чтобы можно было провести их анализ с помощью компьютера или вручную. Потребность в кодировании данных характерна для большинства социологических исследований, будь то при описании явления или проверке теории. Существуют два основных типа: структурированное и неструктурированное кодирование - в зависимости от типа данных, подлежащих анализу, хотя различие между ними расплывчато. Структурированное кодирование может использоваться для первичных данных, то есть собираемых самим исследователем, а неструктурированное - для данных, полученных исследователем из вторичных источников. Наиболее распространенный пример применения первого - анализ опросных листов, а второго - контент-анализ. См. также Неструктурированные данные.

КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ

КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ (scapegoat) - человек или группа, неоправданно превращенные в виновников проблем и неудач других. Термин происходит от библейского еврейского обычая ритуального перенесения людских грехов на козла и последующей отправки (изгнания) козла в дикую местность вместе с людским грехом. В контексте этнических отношений люди могут переклада ответственность за неудачи и бессилие на группы, часто идентифицируемые с меньшинствами - евреями, чернокожими или азиата ми. Понятие связано с фрустрационно-агрессивной гипотезой, согласно которой при столкновении с препятствиями в достижении; цели (фрустрация), у человека или группы поднимается уровень агрессии. Если причина фрустрации слишком сильна, неизвестна или сложна, агрессия направляется на более доступную или уязвимую мишень. Так, группы меньшинств могут обвиняться группами большинства во многих социальных проблемах - безработице, экономическом спаде, преступности - без анализа реальных причин их возникновения. В последнее время в Европе козлами отпущения стали евреи и чернокожие. В наиболее крайней форме евреи превратились в мишень геноцида со стороны нацистского режима во время второй мировой войны.

КОЛДОВСТВО

КОЛДОВСТВО (sorcery) - см. Черная магия и колдовство.

КОЛЕБАНИЕ

КОЛЕБАНИЕ (swing) - см. Электоральное колебание.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (quantitative research techniques) - методы исследования,  в которых конечные данные выражаются в цифровой форме. Могут быть некоторые споры по вопросу о включении порядковых данных для описания ситуации, при которой категориям наблюдений назначаются числа. Ведь одну из них можно "упорядочить". Такие данные считаются количественными, даже если числа не имеют реальных значений или равны расстоянию между ними (см. Критерии и уровни измерения) . Не подвергается сомнению статус интервальных и пропорциональных данных в пределах количественных методов. См. также методы исследования для сравнения количественных и качественных подходов.

КОЛЛЕДЖ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

КОЛЛЕДЖ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ (open-door college) - термин Бертона Кларка (1960) для тех форм учреждений высшего образования, доступ в которые открыт для любого человека, обладающего основными квалификациями и иногда без каких-либо формальных параметров. В этом качестве термин прямо противоположен "элитарным" заведениям. Как показал Кларк, учреждения открытых дверей ориентируются на "обслуживание" своих клиентов, обеспечивая скорее то, что требуется, чем то, что они в идеале желали бы достичь. В этом есть плюсы и минусы, поскольку заказывает музыку студенческая культура, а не академические критерии в целом. Вполне вероятно, что современные системы сохранят отдельные элитарные академические заведения для получения разнообразного высшего образования (см. Массовое высшее образование) .

КОЛЛЕКТИВ

КОЛЛЕКТИВ (collectivity) - объединение индивидуумов, которое "пересекается с актором (см. Социальный актор), представляющим собой составную единицу" (Парсонс, 1951).

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ (collectivization) - процесс слияния крестьянских наделов и частных имуществ под государственным управлением, например, коллективизация сельского хозяйства, проведенная Сталиным в Советском Союзе в 1930-х гг., а впоследствии в других странах советского блока. Термин может также применяться к любой прежде частнособственнической организации под государственным управлением.

КОЛЛЕКТИВИЗМ

КОЛЛЕКТИВИЗМ (collectivism) - 1. Политэкономическая доктрина, защищающая общественные или государственные формы собственности, управление средствами производства и распределения, например, коммунизм, социализм. 2. Политическая система, в которой общественные или государственные формы собственности, управления средствами производства и распределения являются господствующим режимом организации экономики. На практике подобные режимы широко варьируются, и поэтому в некоторых случаях коллективизм может предполагать большую меру коллективного самоуправления.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ (collective action) - организованное действие группы в защиту ее интересов. См. также Свободный наездник.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ИМУЩЕСТВО

КОЛЛЕКТИВНОЕ ИМУЩЕСТВО (collective goods) - см. Государственное имущество.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (collective behavior) - действие поведение людей в группах и толпе (поведение толпы) , где в результате физической близости и влияния других людей на действия индивидуумов находятся вне ординарных рамок, имеют тенденцию к отклонению от стандартов и могут чаще, чем обычно, знобиться взрывными и непредсказуемыми. В ранних социологических и социально-психологических теориях (особенно в р Гюстава Лебона "Толпа", 1895) и в более современных (напр., Смелсер, 1962) такое поведение рассматривается как потенциальная угроза нормальному социальному порядку. В этом качестве его различные формы - массовые митинги, бунты, восстания - занимают важное место в социальном движении и социальном изменении

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОДСОЗНАНИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОДСОЗНАНИЕ (collective unconscious) - см. Юнг.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ (collective consumption) - потребление товаров и услуг, обеспечение и управление которым; до определенной степени "не может быть иным, чем коллективным", и производить которые частный сектор находит нерентабельным (Кастельс, 1977). Среди таких товаров и услуг Кастельс выявлял общественный транспорт, жилищное строительство,  обеспечение досуга. Термин был внедрен им в попытке сосредоточиться на отличительных чертах городских социальных движений. Он рас сматривал их прежде всего с точки зрения стремления влиять и управлять пространственно ограниченными коллективными потребительскими подразделениями в городском контексте. Впоследствии термин был принят другими политическими социологами, а также политологами (например, Данливи, 1980) и наиболее широко используется в качестве основы всестороннего анализа секториальных расхождений, пересекающихся с делением на классы, выявляя прежде всего различие между теми, кто в качестве потребителей или рабочих выигрывает от коллективного потребления, и кто нет. И в работе Кастельса, и в более поздних исследованиях упор на коллективное потребление  подчеркивает напряженность между потребностью в коллективном снабжении некоторыми товарами (услугами) и накладными расходами, вызываемыми осуществлением данного процесса (см. также Государственные расходы; Финансовые кризисы в капиталистическом государстве) Это тот конфликт, который, как считается, порождает в современных капиталистических обществах городские социальные движения и придает секториальным делениям значение политического расхождения.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (collective representation) - коллективные - а потому не столько индивидуальные, сколько социальные - понятия в обществе. Термин принадлежит Дюркгейму, который доказывал, что эти понятия должны стать фундаментальным предметом для социологии. Коллективные представления должны изучаться как "социальные факты", внешние по отношению к любому индивидууму. См. Социальные факты как вещи.

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ (collective conscience) - коллективные убеждения и связанные с ними нравственные отношения, действующие в качестве объединяющей силы в обществе. Особенно часто Дюркгейм применял термин к более простым обществам, основанным на механической солидарности, где разделение труда  не развито. В более сложных, по его мнению, общее коллективное сознание  становится менее важным, а социальная солидарность  базируется, по крайней мере отчасти, скорее на взаимности, сходстве (см. Механическая и органическая солидарность) . См. также Коллективное представление.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТОРГ

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТОРГ (collective bargaining) - переговоры об оплате и условиях труда между предпринимателем или ассоциацией предпринимателей и одним или несколькими профсоюзами. Социологический интерес к данной теме вызван значением, которое торг имеет для структуры, целей, достижений профсоюзов, для отношений между администраторами и служащими, а также динамики капиталистического общества. Основная тема - степень его связи с институционализацией конфликта и соответственно разделение экономических и политических проблем (см. Посткапитализм; Индустриальные отношения).

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД (collective labour) {марксизм) - сочетание специализированных видов труда, все более и более требуемое для производства товара(ов) при развитых формах капитализма в обстоятельствах разделения труда, когда индивидуальные рабочие более не производят товар целиком.

КОЛЛИНГВУД РОБИН

КОЛЛИНГВУД РОБИН (Collingwood, Robin) (1889-1943) -английский археолог и философ, наиболее известный идеями в области метафизики, а также исторического объяснения и понимания. Коллингвуд отвергал позитивистские утверждения о единстве знания и тезисы наивного эмпиризма, согласно которым знание о внешнем мире можно получать из наблюдения нефильтрованным способом. В "Очерке о метафизике" (1940) он доказывал, что интеллектуальное содержание данной дисциплины на определенной стадии ее развития опиралось на «абсолютные предположения», которые априорны, но и специфичны для каждой дисциплины и для каждой эпохи. Поэтому, во многом предвосхищая аспекты концепции научной парадигмы Томаса Куна и научных революций (см. Нормальная и революционная наука), он писал иногда так, будто не существовало никаких общих критериев истинности и ложности, на основании которых можно было бы судить о различных совокупностях абсолютных предположений. Однако чаще указывал, что различные совокупности лежат в основе различных способов познания. В работе "Представление об истории" (1946), имевшей наибольшее влияние на социологию, проведено различие между "научным мышлением", связанным с претензией на установление законов посредством наблюдения и эксперимента, и особым "историческим мышлением", целью которого является сомнение в доказательстве для изображения специфического мышления, лежащего в основе человеческой деятельности. Отсюда и его утверждение: "Вся история - это история мысли". Идеи Коллингвуда, несколько сходные с акцентом Витгенштейна на особых формах жизни, оказали воздействие на социологическую мысль, особенно в результате их влияния на Питера Уинна.

КОЛОНИАЛИЗМ

КОЛОНИАЛИЗМ (colonialism) - политическое управление, будь то прямое или косвенное, одной страны, нации над другой. Колониализм, однако, означает большее. В 20-ом столетии он был особенно связан с господством одних этнических групп над другими на территории угнетенной группы. Так, он ассоциируется с европейцем, белым, христианином, богатым правителем, стремящимся навязать культурные ценности или пытающимся искоренить религии, языки, обычаи, экономическую деятельность колонизованных групп, и поэтому многими социологами рассматривается в тесной связи с развитием расизма. Колонизация направлена и на господство над экономикой колонии, и именно это - ключевое различие, которое марксистские авторы проводят между 20-м столетием и предшествующими веками. См. Империализм; Неоколониализм.

В истории существовали различные формы колониального управления, но основные - прямое и косвенное. В XX в. англичане в Африке часто полагались на косвенное управление,  назначая туземцев или местные учреждения в качестве представителей британской короны, а французы устанавливали прямое управление из Парижа через французских чиновников.

КОЛОНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА

КОЛОНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА (colonization of the life-world) - см. Внутренняя колонизация жизненного мира. 

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА (command economy) - "плановая экономика" , подобная преобладающей в Восточной Европе до 1989-1990 гг., то есть централизованно управляемая государством, причем рыночное распределение товаров и услуг играет лишь ограниченную роль.

КОММЕНСАЛЬНОСТЬ

КОММЕНСАЛЬНОСТЬ (commensality) - акт совместной трапезы (буквально "совместное использование одного стола"); социальное потребление продовольствия, обеспечивающее символическое социальное, а также биологическое существование. Как семейные, так и статусные отношения обычно отражаются в моделях комменсальности, см. Каста. В более широком смысле, предложенном Леви-Строссом, "пища хороша и для кота, и для мышления".

КОММЕРЧЕСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ

КОММЕРЧЕСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ (commercial ethnography) - использование этнографических методов для освещения проектов и маркетинга. Подобно взаимному влиянию коммерческих исследований рынка и академических социально-обзорных работ, наблюдается растущее применение коммерческими фирмами "качественных" методов исследования человеческой деятельности. Наиболее впечатляющим является развитие включенного наблюдения и использование методов социальной антропологии как средства выявления стилей жизни для точного проектирования продукции. Исследователи с вымышленной "крышей" пытаются вжиться в "нормальную жизнь" как можно ближе к изучаемой общности. Впервые внедренная японскими автомобильными фирмами в США и принесшая впечатляющий успех методика, которую, по иронии, обычно соотносят со "слабыми" или "ненаучными" методами социальной науки, в действительности получила широкое коммерческое применение.

КОММУНА

КОММУНА (commune) - 1. Группа семейств или индивидуумов, проживающих и, возможно, работающих сообща, имеющих общее некоторое или все имущество, а также семейные и общественные обязанности. Иногда, но не всегда, учреждение коммун обусловливалось такими политическими идеологиями, как социализм, коммунизм или утопизм. Они были модными в Калифорнии и других местах в 1960-х гг., в период экспериментов с "альтернативами способами жизни (см. Контркультура и альтернативная культура) . В качестве "исключительных" способов жизни коммуны нужно отличать от общинных форм проживания, характерных для многих индустриальных обществ. Поскольку они представляют собой исключительные социальные формы и часто не соответствуют идеологиям основной части общества, а также вынуждены решать базисные проблемы социальной организации с нуля, коммуны редко имели долгую жизнь. Одним из их парадоксов является то, что основанные, как правило, на коллективистских идеологиях, он также воплощают заботу об индивидуальном саморазвитии. Ср. Кибуц; Секта; Культ. 2. Революционное правительство, установленное в Париже 1870-1871 гг. вследствие франко-прусской войны 1870 г. Это - веха в истории революций, классический случай взятия власти народом, хотя бы только на относительно короткий периоде марта по май 1871 г. до своего свержения. 3. Сельские и другие коллективные хозяйства, установленные в Китае при коммунизм в период "большого скачка вперед" при Мао Цзедуне. В стремлении проложить особый путь к социализму их было создано свыше 26 тысяч.

КОММУНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ

КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ (communicative competence) - средства, включая правила, которыми люди осуществляют коммуникативные обмены и интеракции с другими людьми сообщества. Термин внедрен Гаймсом (1966) с целью заострить внимание на умении и знании, включенных в общение людей. Он отражает ограничения в лингвистике, связанные с концентрацией главным образом на синтаксической способности (ср. Чомский). В формулировке акронима S.P.E.A.K.I.N.G. (говорящий) Гаймс показывает элементы социальных ситуаций, имеющих отношение к слову: декорации и сцена, цели участников, последовательность действий, "ключ", средства, нормы и жанры. Чтобы вообразить их взаимодействие в интегрированной совокупности правил, можно было бы, по-видимому, указать на невозможную цель, и многие критики стали бы сомневаться в том, является ли формулировка "правила" соответствующей. Однако концепция Гаймса выявляет важную сферу жизни и делает попытку смоделировать "коммуникативную способность". Не обращаясь ни к "психологизму", ник "социологизму", Хабермас, например, подразумевает под ней "идеальную речевую ситуацию", из которой можно получить дискурсивные понятия истины и справедливости.

КОММУНИТАРНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

КОММУНИТАРНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО (community care) - забота об индивидуумах в рамках общности в качестве альтернативы институциональной заботе или уходу в учреждениях длительного пребывания. Его истоки связаны с душевными заболеваниями и критическим отношением к институционализации 1950-х гг., которая привела в 1963 г. к выходу работы "Здоровье и благополучие: развитие коммунитарного попечительства". С тех пор термин применялся и к другим группам: детям и пожилым людям. В 1980-х гг. идеи данного вида попечительства были разработаны правительствами в качестве средства обеспечения поддержки возрастающего числа нуждающихся в нем людей. В Великобритании это направление зародилось в 1982 г. с ряда публикаций, но наибольшее значение имели "Зеленая книга" сэра Роя Гриффитса под названием Коммунитарное попечительство: программа действий", приведшая к "Белой книге" в 1989 г.,  названной "Попечительство о людях: коммунитарное попечительство  в следующем десятилетии и далее". В "Белой книге" коммунитарное попечительство определяйся как средство обеспечения "услуг и поддержки, в которых нуждаются люди, столкнувшиеся с проблемами старости, душевных заболеваний, умственного расстройства или физической, чувственной неприспособленности и стремящиеся обрести способность жить по возможности независимо у себя дома либо в "домашних" общественных Учреждениях". "Белая книга" признала также необходимость оказывать поддержку тем, кто осуществляет попечительство. Другим важным значением "Гриффитс рипорт" и "Белой книги" стала философия, согласно которой коммунитарное попечительство должно обеспечиваться в контексте плюрализма благоденствия; то есть государство всеобщего благоденствия  и местные власти не должны быть главными субъектами программы. Ее необходимо выполнять совместно с частными и добровольными организациями. Хотя коммунитарное попечительство - альтернативное средство институциональной заботы (ведущее, как считалось, к зависимости), его подвергали критике в разных направлениях: (а) нечеткость определения создает исследователям трудности в решении вопроса о том, является ли оно дихотомным в отношении институциональной заботы или же покоится на концепции достижения всеобщего благосостояния; (б) вполне можно подразумевать, что оно - немного больше, чем забота, предпринимаемая родственниками, друзьями и соседями за небольшое вознаграждение или без него; (в) феминистские социологи, в частности, признают его за отражение работы, выполняемой женщинами в семье и обществе; поднять общую заботу означает укрепить идеологию этой ее роли в обществе; (г) источники его финансирования часто не определены, в связи с чем появляется возможность сокращения средств на всеобщее благосостояние. Ряд эмпирических исследований показал, что большинство забот по уходу выполняют женщины, обычно дочери и невестки. Однако число мужчин-сиделок увеличилось за 1980-е гг., и некоторые авторы предсказывали дальнейший рост, поскольку многие женщины вынуждены "возвращаться на рынок труда" , чтобы устранить его нехватку в 21-м столетии, а также наряду с заботой о членах семьи получить оплачиваемую работу. Поэтому цинично высказывание, будто бы коммунитарное попечительство - средство обеспечения благосостояния других при минимуме правительственных расходов. Проведение таких программ в других странах, в частности, в Швеции, доказало их преимущества в предоставлении нуждающимся людям возможности жить с определенной степенью независимости в обществе, хотя эффективное выполнение программ может обходиться дороже институциональной помощи.

КОМПАРАТИВНАЯ ИСТОРИЯ

КОМПАРАТИВНАЯ ИСТОРИЯ (comparative history) - использование сравнений, сходств и различий между историческими обществами с целью большего понимания причинных влияний входе изучения специфических или общих случаев (например, происхождения капитализма либо общей природы феодализма). Компаративная история часто весьма близка к исторической социологии. См. также Сравнительный метод; Школа анналов.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ (competence) (особенно в этнометодоло-гии и по аналогии с лингвистической компетентностью - см. Компетентность и эффективность) - фундаментальные способности (подразумеваемое знание  и т.д.), проявляемые социальными акторами, являющимися "квалифицированными" участниками ("членами") социальных контекстов.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ (competence and performance) (Лингвистика) - различие между способностью использовать язык (компетентностью) и фактически произносимыми речами (эффективностью). Применяется в психолингвистике, когда «компетентность» более определенно описывает лингвистическое знание и грамматику, необходимые для понимания речи на своем языке, а "эффективность" - особую манеру произношения, которую говорящие и слушающие имеют и понимают. См. также коммуникативная способность;  Чомский; Трансформационная грамматика; Механизм усвоения языка.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (conventionalism) 1. (Психология) - чрезмерная приверженность к социальным соглашениям, иногда рассматриваемая как один из компонентов или одно из проявлений авторитарной личности. 2, (Философия) - представление, согласно которому научное знание - это скорее вопрос соглашения, чем нечто полученное на основе, опирающейся на природу вешей или являющейся результатом неизменных методологических правил либо процедур. В качестве эпистемологического и онтологического представления конвенционализм отличается от ЭМПИРИЗМА или РЕАЛИЗМА. См. также Прагматизм; Позитивизм.

КОНВЕРГЕНЦИЯ И ТЕЗИС О КОНВЕРГЕНЦИИ

КОНВЕРГЕНЦИЯ И ТЕЗИС О КОНВЕРГЕНЦИИ (convergence and convergence thesis) - процесс, в ходе которого структуры индустриальных обществ становятся все более похожими друг на друга, а конфликты между капитализмом и социализмом, в конечном счете, исчезают. Идея о том, что главные особенности нового типа общества - индустриального общества - зависят от логики промышленного производства, присутствует в работе самых ранних современных социологов, особенно Сен-Симона. Однако важный идеологический оттенок придали ей современные функционалистские социологи, в том числе Керр и др. (1962): структура современных обществ может, в конечном счете, определяться не столько политикой, сколько технологической и научной основой. Тезис конвергенции - пример немарксистского технологического детерминизма, получивший расцвет в 1950-1960-х гг. в период экономического оптимизма, сочетавшегося с отношениями холодной войны между советским блоком и странами НАТО. Поскольку в Центральной и Восточной Европе проходят процесс эволюции новые политические режимы, вопросы о логике (но также и препятствиях) конвергенции снова будут включены в повестку дня.

КОНДОРСЕ АНТУАН, МАРКИЗ ДЕ

КОНДОРСЕ АНТУАН, МАРКИЗ ДЕ (Condorcet, Antoine, Marquis de) (1743-1794) - французский аристократ, философ и социальный теоретик. Путем доводов в пользу открытия законов исторического развития он вызвал интерес у многих последующих мыслителей (включая Конта и Сен-Симона) к широкой разработке эволюционной теории. Основной его труд: "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1795). В нем эволюционное развитие общества мыслилось с точки зрения десяти стадий. Завершающей должен был стать революционный период, направленный на усовершенствование человечества. Это позволяет отнести Кондорсе, прежде всего к мыслителям эпохи Просвещения (см. Эпоха просвещения) и модернистским традициям веры в прогресс и в способность разума подвергнуть мир рациональному осмыслению и управлению. Кондорсе полагал, что прогресс зависел от всеобщего образования и энергично выступал за равенство возможностей.  Точно такими же радикальными были его требования эмансипации жен-шин, ограничения рождаемости, развода и гражданского брака. Влияние идей Кондорсе - эволюционных, оптимистических и радикальных - получило широкое распространение и воздействовало на многих мыслителей, помимо Конта и Сен-Симона.

КОНКРЕТНО-ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ

КОНКРЕТНО-ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (concrete operational stage) - см. Пиаже.

КОНКРЕТНЫЙ И АБСТРАКТНЫЙ ТРУД

КОНКРЕТНЫЙ И АБСТРАКТНЫЙ ТРУД (concrete and abstract hour) - см. Абстрактный труд.

КОНКУРЕНЦИЯ

КОНКУРЕНЦИЯ (competition) - деятельность, в которой человек (группа) соперничает с одним или большим числом других людей (групп) в достижении цели, особенно когда искомые результаты дефицитны и не все могут ими воспользоваться. Конкуренция бывает прямой или косвенной и может нормативно или социально регулироваться или не регулироваться. В политэкономии "идеал" конкуренции между продавцами в условиях рыночной экономики - невидимой руки, регулирующей экономическую жизнь, - вел к низким ценам, равенству прибыли и поддержанию экономической эффективности. В 19-м столетии социальные выгоды конкуренции широко подчеркивались многими школами социальных теоретиков - утилитаризмом, социал-дарвинизмом и социологией Спенсера. Под влиянием экономических и биологических теорий члены Чикагской школы также поместили конкуренцию в центр исследований городской экологии. Таким образом, конкуренция часто принималась в качестве универсального и производительного элемента человеческих условий. Напротив, марксизм увидел в ней скорее специфическую потребность капитализма, в которой поверхностные проявления справедливости и эффективности опровергаются фактической асимметрией власти, базисными противоречиями и конфликтами. Имеется также много других теорий, подчеркивающих вредные социальные и индивидуальные последствия определенных форм данного явления, если его не регулировать или не компенсировать другими ценностями (см. Кооперация; Альтруизм). Вследствие таких противоположных представлений конкуренция не может рассматриваться в качестве универсальной тенденции, но в то же время как полностью положительная или отрицательная в своих значениях. Скорее всего, она должна оцениваться (как Вебером) в качестве частого аспекта социальных отношений, последствия которого требуют индивидуального анализа в каждом конкретном случае. Понятие "конкуренция" частично совпадает с конфликтом. Хотя последнее чаще используется в отношении ситуаций с недостатком институционализации или нормативного регулирования либо ведущих к разрушительной социальной напряженности, никакого строгого различия здесь не существует, что иллюстрируется наличием термина "институционализированный конфликт".

КОНСЕНСУАЛЬНЫЙ СОЮЗ

КОНСЕНСУАЛЬНЫЙ СОЮЗ (consensual union) - обычно разнополая пара людей, живущих вместе как муж и жена, но не состоящих в законном браке. См. также Брак.

КОНСЕНСУС

КОНСЕНСУС (consensus) - существование в обществе, общине или группе фундаментального согласия по базисным ценностям. Хотя некоторые социологи, особенно Толкотт Парсонс, подчеркивают наличие таких общедоступных ценностей в качестве основы любого сохраняющегося социального порядка, другие указывают на то, что социальные системы могут часто сохраняться за счет взаимных интересов или силы. См. также Легитимный авторитет; Нормативный функционализм; Социальная и системная интеграция;  Политический консенсус; Тезис о господстве идеологии.

КОНСЕНСУССНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ

КОНСЕНСУССНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ (consensus theory of truth) - см. Истинность.

КОНСЕРВАТИЗМ

КОНСЕРВАТИЗМ (concervatism) - 1. Социальная и политическая доктрина, защищающая учреждения и социальные ценности существующего порядка. 2. Относительно устойчивый характер политических приверженностей в поддержку статус-кво, то есть политика, стремящаяся скорее сохранять или подновлять, чем перекраивать социальную ткань. В этом значении консерватизм противоположен радикализму. 3. Поддержка Консервативной партии Великобритании. Консервативная политическая идеология в современных формах сначала проявила себя в качестве реакции на Великую французскую революцию. Эдмунд Берк в своих "Раздумиях о Французской революции" (1790) сделал классическое заявление в защиту старого порядка: установленные социальные и политические ния должны защищаться, потому что они существуют и выросли "органически". Следовательно, они были лучшим руководством к действию, чем любая теоретическая конструкция, независимо того, насколько рациональной она может казаться. Идеи Берка заложили основную тему. Консерватизм редко опирался на какую-либо открыто сформулированную политическую философию, боясь получить оценку "абстрактного" и "идеологического". Другая постоянная тема традиционного консерватизма заключается в следующем: социальный порядок  должен поддерживаться руководством, составленным из элиты, занимающей ключевые позиции в политике. Государство играет важнейшую роль в обеспечении социального порядка, власти и сохранении социальной иерархии. Неравенство - это необходимый элемент общества. Консерваторы также подчеркивают важность обычаев и традиций как предпосылки устойчивого социального порядка. Маннгейм (1953), однако, различает консерватизм и "статический традиционализм". Консервативная политика часто предполагала изменения, якобы необходимые для сохранения социального порядка, но не столько реконструкцию, сколько обновление социальной ткани. Такие понятия покоятся на другой центральной теме - на убеждении в том, что народные массы из-за свойственных им качеств, включая невежество и эгоизм, вряд ли способны создать удовлетворительный социальный порядок своими собственными усилиями. См. также Консерватизм рабочего класса; послушание; "Новые правые"; Тэтчеризм; Собственность.

КОНСЕРВАТИЗМ РАБОЧЕГО КЛАССА

КОНСЕРВАТИЗМ РАБОЧЕГО КЛАССА (working-class conservatism) (в Великобритании) - рабочий класс  ручного труда, голосующий за партию консерваторов, и связанные с этим позиции. Подобному поведению, отклоняющемуся от норм рабочего класса, а иногда считающемуся даже противоречащим его интересам, дается ряд объяснений: (а) послушание, то есть принятие среднего класса и Консервативной партии в качестве традиционного правящего класса, особенно избирателями пожилого возраста; (б) особая склонность к консерватизму рабочего класса среди женщин в связи с их иным положением в занятости и менее частым контактом с традиционными способами политической организации рабочего класса, вроде профсоюзов; (в) богатство и обуржуазивание, наблюдаемые в основном среди избирателей, переезжающих из традиционных рабочих окрестностей (см. Состоятельный рабочий; Тезис обуржуазивания); (г) опосредованные классовые положения,  например, "связи среднего класса": супружеские или одного (обоих) родителей, ведущие к "взаимным давлениям" на избирателей рабочего класса ручного труда (см. Голдторп и др., 1968); (д) продолжающаяся тенденция к возрастающей идеологической инкорпорации рабочего класса, существующая в западных капиталистических обществах в результате полной культурной гегемонии, достигнутой правыми ценностями в этих обществах. Эти объяснения иногда являются взаимодополняемыми, ибо каждое из них касается только части явления, хотя не все они приняты разными теоретиками (например, см. Тезис о господстве идеологии). Какими бы ни были причины, ясно, что конец 20-го столетия стал свидетелем общего снижения поддержки рабочим классом партии лейбористов и, возможно, полное классовое несовпадение  в британской политике, включая увеличение голосов рабочего класса за партию консерваторов, а среднего класса за партию лейбористов (см. также Радикализм среднего класса). По мнению некоторых комментаторов, это указывает на снижение в целом классового профиля в электоральном поведении (Крив, 1977), а также на растущее сомнение в традиционных концепциях интересов рабочего класса и любых интерпретаций его консерватизма, основанных на лжесознании. Остаются или не остаются убедительными данные понятия классового несовпадения, но ясно одно: всякое общее увеличение в уровнях "межклассового" голосования означает необходимость нескольких разных объяснений, чем в то время, когда голосование было более типичным. См. также Электоральное поведение; Партийная приверженность.

КОНСТРУКЦИИ ВТОРОГО ПОРЯДКА

КОНСТРУКЦИИ ВТОРОГО ПОРЯДКА (second-order constructs) - теории о теориях (см. Метатеория). Поскольку все социальные акторы сами обладают "теориями" о своих собственных действиях, все социологические теории могут рассматриваться как "конструкции второго порядка" , направленные на понимание "конструкции первого порядка" социальных акторов. См. также Двойная герменевтика.

КОНСТРУКЦИЯ

КОНСТРУКЦИЯ (construct) - теоретическое или эвристическое социологическое понятие. Использование термина "конструкция делает очевидной "изобретенное", мысленно сконструированное, эвристическое или разъяснительное назначение многих понятий в социологии. См. также Идеальный тип.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (counselling) - процесс наставления человека на такой жизненной стадии, когда возникает необходимость в переоценке или в принятии решения относительно себя и своего течения жизни. На практике оно близко к психотерапии, хотя имеет не столь клиническую форму и чаще связано с нормальной реакцией на нормальные события жизни, которые могут, однако, вызывать стрессы у некоторых людей. Поэтому они обращаются за советом и поддержкой. Если недостаточно помощи семьи и друзей, выбор может пасть на консультанта. В последние десятилетия весьма влиятельным стал клиентоцентристский подход или подход личностноцентристского консультирования, инициированный Карлом Роджерсом. Он подчеркивает роль консультанта в "приспособлении" человека к достижению большего самопознания и персонального роста, отвергая любую директивную роль. Другие подходы - рационально-эмоциональный или когнитивно-поведенческий - в гораздо большей мере директивны. Консультанты имеются во многих сферах: брака или руководства карьерой, проблем студентов, разбирательства с долгами, послеоперационных рекомендаций и т.д. Консультирование может быть оплачиваемой или добровольной работой. В прошлом обучение, как правило, обеспечивалось организацией, в которой консультант предпочитал работать и, следовательно, специализировался. Однако в конце 80-х - начале 90-х гг. были внедрены стандартизация и публичное чтение общего курса.

КОНТ ОГЮСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (content analysis) - методика объективного количественного и систематического изучения содержания средств коммуникации. Включает в себя составление диаграмм или подсчет падения либо совпадения частных величин, относящихся к совокупности предопределяемых категорий. Она использовалась, например, в исследовании политического баланса и влияний в средствах коммуникации посредством подсчета числа ссылок или распределения эфирного времени между политическими группами. Противники контент-анализа оспаривают предположение о возможности количественного изучения значений и доказывают, что они выражаются как отсутствием, так и присутствием, а также не столько частотой, сколько контекстом. Тем не менее в более сложных формах контент-анализы способны учесть эту критику и могут вносить большой вклад в социологический анализ (см. также Группа средств коммуникации Глазго).

КОНТРКУЛЬТУРА ИЛИ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

КОНТРКУЛЬТУРА или АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА (counter culture or alternative culture) - любая из субкультур и оппозиционных культур, в которой образы жизни и ценности отличаются от основной или господствующей культуры и которая может отрицать их главные убеждения, идеалы, институты. Такие группы развиваются через изоляцию, перед лицом опасности или вокруг обших интересов. Начиная с 1960-х гг. в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений, в том числе Движения зеленых.

КОНТРОЛЬ

КОНТРОЛЬ (control) - см. Социальный контроль.

КОНТРОЛЬ СТАТИСТИЧЕСКИЙ

КОНТРОЛЬ СТАТИСТИЧЕСКИЙ (control, statistical) - статистическая методика исследования воздействия дополнительной переменной на совокупность данных, первоначально не принимавших ее в расчет. Так, может быть собрана информация о тендерном и электоральном поведении, но добавление возраста в качестве переменной обеспечит более полное объяснение модели ассоциации.

Предыдущая страница Следующая страница