Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОК"-"ПОТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОК"-"ПОТ")

ПОКЛОНЕНИЕ ПРЕДКАМ

ПОКЛОНЕНИЕ ПРЕДКАМ (ancestor worship) - различные формы религиозных и культовых обрядов, основанные на почитании фактических или мифических предков. Такие обряды (встречавшиеся во многих типах общества и в разных частях света, например, в Западной Африке, Китае) обычно базируются на принадлежности к клану или роду и связаны с верой в то, что мертвые предки могут вмешиваться в человеческую социальную жизнь, а религиозное действо может способствовать благополучию как живых членов общества, так и умерших предков. Этому есть два объяснения. Поклонение предкам отражает важное значение семейной или общинной собственности там, где оно происходит, а также легитимирует авторитет, например, "старейшин", и объединяет против чужаков. В сегментарных обществах данное явление - важный аспект идентификации сегментов, происходящих от родовой системы. В Китае, согласно Веберу (1951), "сплоченность рода несомненно всецело покоится на культе предков". Такие культы были единственными не управляемыми центральной властью и, по мнению Вебера, являются важным свидетельством того, каким образом в Китае, по сравнению с Древним Египтом, род был способен оказывать сопротивление вмешательству наследственной центральной власти. Именно в контексте поклонения предкам китайский мужчина без наследников мужского пола нередко прибегает к усыновлению или его родственники придумывают фиктивных наследников после его смерти.

ПОКОЛЕНИЕ

ПОКОЛЕНИЕ (generation) - 1. Совокупность людей, родившихся в один и тот же период, определенный по-разному. 2. Период между рождением такой группы и рождением их детей, который в демографических целях обычно принимается за 30 лет.

Маннгейм проводил различие между поколением по расположению (когортой рождения) и поколением по действительности,»то есть принадлежности к группе благодаря общему опыту или чувству, например, поколение шестидесятых, вьетнамское поколение. См. также Возрастные объединения; Возрастная группа; Старение; Течение жизни.

ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (fieldwork) - исследование, осуществляемое в поле, а не в лаборатории, библиотеке и т.д. и направленное на изучение ситуаций реальной жизни посредством наблюдения и неофициального или неструктурированного интервьюирования. Ингольд (1989) определил специфический характер антропологического полевого исследования как "стремление к соучаствующему пониманию посредством долгосрочного погружения в первоначально незнакомую обстановку". См. также Этнография; качественные методы исследования;  Изучение случая; Интерпретативная социология.

ПОЛЕЗНОСТЬ

ПОЛЕЗНОСТЬ (utility) (Политэкономия) - удовлетворение или наслаждение, которое человек извлекает из потребления благ либо услуг. В творчестве классических политэкономистов допускалась возможность измерения полезности по абсолютной шкале. Современная наука предполагает, что по крайней мере индивидуумы способны оценить удовлетворение, которое они получают или ожидают получить, и именно на этой основе формулирует концепции и формы анализа, например, кривые безразличия, маргинальной полезности (см. Неоклассическая политэкономия).

ПОЛИГАМИЯ

ПОЛИГАМИЯ (polygamy) - множественный брак, предполагающий более одного партнера противоположного пола; она может быть либо полиандрией, либо полигинией. Ср. Моногамия.

ПОЛИТИКА ЖИЗНИ

ПОЛИТИКА ЖИЗНИ (life politics) - предлагаемая новая политика (Гидденс, 1991), вытекающая из вопросов о "самореализации", о том, "как жить при посттрадиционном строе" и в контексте глобальной взаимозависимости. Противопоставляется более стандартной "эмансипационной политике", связанной с борьбой против "эксплуатации и угнетения".

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (political culture) - нормы, убеждения и ценности в политической системе. Обычно предполагается, что особая политическая культура  создается в результате продолжительного исторического развития и что ее отличительный характер оказывает глубокое влияние на форму и эффективность, то есть политическую систему, с которой она связана. Термин чаще всего ассоциируется с системным подходом (см. Политическая система), бывшим в моде в 1950-1960-х гг. в США (например, Дж. Олмонд и С. Верба "Гражданская культура", 1965) и сыгравшим важную роль в стимулировании кросскультурного сравнительного исследования политических культур (например, различие Олмонда между "партисипационной", "подчиненной" и "местнической" политическими ориентациями). Один из основных постулатов теоретиков политической культуры состоит в том, что в основе либеральных демократий, типа Великобритании и США, лежит гражданская культура,  - смесь партисипационных ориентации, смягчаемых политическим послушанием. В этом и причина, и следствие политической стабильности и эффективности этих систем по сравнению с другими. С различных теоретических позиций, однако, политическая культура может также включать кулътурную и идеологическую гегемонию. В этом контексте ее роль считается не столько признаком политической эффективности, сколько консервативной силой, предотвращающей социальный переход к более благоприятным условиям (см. также Культура; Политическая социализация).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ (political legitimacy) - см. Легитимный авторитет.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ - сбор и активизация людей, а также ресурсов государством (например, см. Айзенштадт), политической партией или социальным движением.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ (political modernization) - процесс, решающее воздействие на который оказывает экономическая модернизация и в ходе которого традиционные или колониальные формы политической и государственной организации заменяются западными, включая современные политические партии.

Выявление социально-экономических требований для проведения "политической модернизации" (образование, создание соответствующей политической культуры) было центральной темой в 1950-1960-х гг. в рамках политической науки и политической социологии, испытавших влияние теории систем и структурного функционализма. Теории подобного типа (например, Д. Аптер "Политика модернизации", 1965) обычно твердо придерживались модели социального развития на основе западноевропейских образцов либеральной демократии - наиболее рациональных и соответствуюших для подражания не европейскими обществами (см. также стабильная демократия). Понятно, что такая концепция широко критиковалась. Поэтому в настоящее время термин используйся в отношении любой формы политической модернизации.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА (political science) - наука (или изучение) политики (в значении 1) и правления.

Это - один из самых древних видов систематического изучения (см. Аристотель; Платон; Макиавелли; Гоббс; Локк), доказавший свое право называться "наукой". В целомученые разделились на две (часто пересекающиеся) школы:

(а) описывающих (и сравнивающих) модели правления и политики, извлеченные из работ философов, историков, конституционных теоретиков, государственных администраторов и т.д., а также из собранного ими самими материала, не претендуя на то, что политические исследования могут когда-либо считаться "наукой" в любом естественнонаучном или даже социально-научном смысле термина;

(б) стремящихся возвести политические исследования до "научных" социальных дисциплин - социологии, политэкономии и социальной психологии (например, см. Политическая система; Политическое поведение), особенно тесно переплетая их с политической социологией.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИСИПАЦИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИСИПАЦИЯ (political participation) - индивидуальное или коллективное включение в политический процесс.  Исследования подсказывают наличие иерархии способов парти-сипации. Так, хотя большинство членов обществ участвует в политических обсуждениях и в выборах, активную политическую роль играют относительно немногие.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (political party) - ассоциация, основанная с целью достижения политической власти, как правило, но не исключительно избирательными средствами. В отличие от групп давления, которые стремятся оказывать влияние на политические события, воздействуя на правительства и общественное мнение,  партии могут характеризоваться стремлением овладеть властью непосредственно. Их деятельность занимает центральное место в правительстве и политике современных индустриальных обществ.

Социологи занимались изучением ряда вопросов, поднятых Михельсом. Особенно их интересовал его довод о том, что независимо от различий в политических программах и философии в партиях всегда имелась тенденция господства элиты. В действительности, несмотря на общую характеристику находиться под господством партийного руководства, состоящего из лидеров социально благоприятного происхождения, эмпирические свидетельства показывают весьма существенные различия по степени или постоянству такого господства (см. также Железный закон олигархии). См. также Политическая партисипация; Теория элит.

Помимо Михельса, полезный вклад в изучение внутренней организации политических партий осуществил Дюверже (1964), выявив четыре основных типа групп лидеров:

(а) caucus - небольшое число политически посвященных лиц, действующих либо ради собственной защиты, либо от имени более широких социальных групп, на представительство которых они претендуют;

(б) отделение - локальное подразделение более широких постоянно организованных демократических и бюрократических структур;

(в) ячейка - тщательно отобранные, весьма ориентированные в идеологическом плане люди (например, внутри коммунистических партий), готовые, возможно, к подпольной деятельности с целью создания волнений или подготовки к революции;

(г) милиция (в том виде, в каком она используется фашистскими партиями) - группировки, организованные на военных началах и привлекаемые к насилию, а также к политическому устрашению. нию.

Другое важное общее отличие вывел Зигмунд Нойманн (1936) между партиями интеграции, где жизнь членов "заключается в связанной с идеологией деятельности", и партиями представительства, видящими свою функцию прежде всего (в овладении голосами на выборах, не стремясь достичь идеологической замкнутости, и представляющими себя участниками политической игры "дай-и-возьми" (Липсет, 1960). Согласно Липсету, партии последнего типа - существенное условие устойчивых форм либеральной демократии, но наличие крупных подобных партий - также и препятствие этой форме правления (см. Стабильная демократия).

Следующий важный элемент изучения - обсуждение происхождения и значений различных типов партийных систем, например, однопартийных (характерных главным образом для коммунистических и развивающихся обществ), двухпартийных (ассоциируемых чаще всего с избирательными системами США или, в основных чертах, Великобритании) и многопартийных, существующих там, где выборы организованы на пропорциональном представительстве и где действуют политические партии, основанные на религиозных или этнических разногласиях, а также на классах. Напротив, в двухпартийной системе класс обычно преобладает в политическом устройстве, несмотря на тот факт, что многие избиратели голосуют вопреки классовой принадлежности (см. также Классовое несовпадение).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА (political system and political subsystem) - 1. Аппарат управления и общие механизмы политического принятия решений в обществе. 2. Подсистема социальной системы, которую Парсонс связывает с "достижением цели", то есть политика служит обществу, выполняя главные коллективные цели и устанавливая основные

подсистемы общества, от которых получает энергию.

В североамериканской политической науке и социологии в 1950-1960-е гг. рядом теоретиков - особенно Габриэлем Олмондом, Робертом Гастоном и Карлом Дойчем (см. также Политическая культура) - был разработан системный подход  к политическому анализу, призванный заменить традиционные формы. Хотя большинство грандиозных претензий этого подхода сегодня отвергнуто (см. также Система; Кибернетика; Теория систем), в его актив можно записать достижение определенной степени переориентации в традиционной политической науке, а также более тесное сближение политической науки и политической социологии.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ (political socialization) - процесс в обществе, в ходе которого происходят приобретение и интериоризация политических норм, ценностей и убеждений; приобретение политической культуры. Изучение процесса, включая детскую социализацию, имело особое значение в отраслях науки, подчеркивающих роль политической культуры в стабильности политической системы. Исследование детской политической социализации сталкивается с существенными проблемами. Хотя прямое эмпирическое изучение места политических идей иногда бывало возможным, многие ученые оказывались вынужденными полагаться на менее достоверные данные, основанные на отзывах взрослых или на документах. См. также Авторитарная личность.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (political sociology) - раздел социологии, связанный с изучением политики или политических подсистем общества. Существует также как особый подход в рамках политической науки (см. Бихевиоризм; Политическая система). По сравнению с ортодоксальной политической наукой социологический подход настаивает на необходимости относиться к исследованию политических учреждений как к полностью вовлеченным в общество, а не как к системе, которую можно понять в отрыве от него. В рамках политической социологии существуют следующие главные сферы изучения:

(а) природа и функции государства, а также политической системы (или подсистемы);

(б) характер политических партий, групп давления, политических организаций и движений всех видов;

(в) эмпирический подход к моделям индивидуальной политической партисипации и политического поведения, включая неучастие, например, эмпирическое исследование  электорального поведения;

(г) сравнение типов политической системы, их относительной эффективности и стабильности или неустойчивости;

(д) частный и общий анализ отношений между государствами, включая благосостояние и местоположение в мировой системе;

(е) политические элиты и массы, степень, в которой современные общества, можно сказать, находятся под господством правящего класса (см. Моска; Парето; Маркс). См. также Власть; Политическая антропология.

Подобные изучения имеют длинную родословную. Работы Аристотеля часто во многом оцениваются как относящиеся к политической социологии. То же можно сказать о произведениях Макиавелли, Гоббса и Монтескье, а также многочисленных деятелей, предвосхитивших многие аспекты подхода современной политической социологии.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (political economy) - типичное для 19-го столетия название академической дисциплины политэкономии (см. также Классические политэкономисты), изучающей экономические процессы. Термин отражает тот факт, что политэкономия в ту пору более непосредственно интересовалась взаимосвязью экономической теории и политического действия. Поэтому его появление в конце 19-го столетия соответствовало идее о возможности исследования экономики, ставшей чистой "наукой", отдельно от политики. Недавно, однако, экономисты и социологи пожелали восстановить признание того, что предмет дисциплины остается наполненным политикой. Творчество классических политических экономистов стимулировалось ростом промышленного капитализма и торговли, будучи направлено главным образом на оправдание новой системы и содействие экономическому прогрессу или предотвращение катастрофы. Маркс также писал отчасти в русле этой традиции, называя свои работы "критическим анализом политической экономии" и отвергая любые утверждения о "естественном" характере капиталистического порядка. Возрождение термина "политическая экономия"  обязано ученым, стремящимся обновить и переориентировать современный экономический и социально-экономический анализ, вернув его к главным задачам ранней политической экономии, включая творчество Маркса. См. также Политэкономия Маркса.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ(ИЕ) ФОРМУЛА(Ы)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ(ИЕ) ФОРМУЛА(Ы) (political formula(e)) - см. Моска.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА (political rights) - см. Права граждан.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИВЕРЖЕННОСТИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИВЕРЖЕННОСТИ (political attitudes) - относительно постоянные психологические ориентации и убеждения, подкрепляющие политические мнения, а также электораль- ное поведение (см. также Отношение; Шкала отношений).

Исследователи стремились измерять наиболее существенные значения политических приверженностей:

(а) концепции "политической эффективности" (Бадж, 1976), "поддержки демократии" (Протро и Григ, 1960), уровни "политической толерантности" (Штоуффер, 1955), "авторитаризм", "потенциал протеста" (Марш, 1977), "постиндустриальные приверженности" (Инглхарт, 1977);

(б) весь спектр лево-правых организаций политических убеждений (например, меры "консерватизма") (см. также Лево-правый континуум).

Мало кто принимает, что такие шкалы имели успех в установлении устойчивых значений политических приверженностей (см. Робинсон и др., 1968). Как утверждают Форм и Ритинна (1969), Манн (1970), основные проблемы возникают в интерпретации "значений приверженностей" и пока не доказаны их преимущества над более неформальными показателями приверженностей, используемых в политической социологии.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ (political image) - положительные или отрицательные представления о политике, программе и лидерах, которые политическая партия  создала у избирателей. Термин был впервые использован в начале 20-го столетия английским политологом Грехэмом Уоллесом. Под влиянием социологических теоретиков коллективного и массового поведения он доказывал, что разум избирателей подобен "замедленной фотографической пластинке", отражая скорее обобщенные прошлые длительные восприятия, позиции и оценки, чем руководствуясь рациональным подходом к политике конкурирующих партий. Впоследствии термин стал широко применяться в исследованиях электорального поведения, а также теми, кто сознательно стремится преобразовать имидж отдельных политических партий, например, за счет рекламы.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (political behaviour) - индивидуальное или коллективное участие или неучастие в политическом процессе. Термин чаще всего ассоциируется с подходом в американской политической науке, известным как бихевиоризм или поведенческий подход,  который не столько связан с формальными политическими институтами, сколько сосредоточен на эмпирическом изучении политического поведения, политического участия и неучастия, политических приверженностей и общественного мнения (см. также Политическая наука; Политические системы). Хотя ему приписывается характер эмпирического социологического подхода, его слабостью иногда является узкий эмпиризм и сосредоточенность на "измеримом" в ущерб теоретическому обоснованию.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАСХОЖДЕНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАСХОЖДЕНИЕ (political cleavage) - деление в политической системе на конкурирующие политические партии, приводящее к двухпартийной системе или к появлению конкурирующих блоков партий (особенно к широкому лево-правому делению в модели политической лояльности), где модели лояльности базируются прежде всего на классовых разногласиях. Для такого теоретика, как Липсет (1959), модель политического расхождения является ключом к пониманию и объяснению различных типов политической системы. Так, несмотря на то, что стабильная демократия характеризуется четко определенным расхождением между классовыми партиями, хотя и смягченным существованием фундаментального консенсуса о "правилах политической игры", в других видах отсутствует один или оба эти требований. См. также Классовое расхождение; Лево-правый континуум.

ПОЛИТЭКОНОМИЯ

ПОЛИТЭКОНОМИЯ (economics) - специальная социальная наука,  связанная с изучением экономического поведения. Термин происходит от греческого "домашнее управление" и в настоящее время в основном заменил более ранний, применяемый в эконо- мической науке, - политическая экономия.  Он может также исполь- зоваться по отношению к изучению любого поведения, в котором имеется дефицит средств для выражения данных целей (Л. Раббинс "Характер и значение экономической науки", 1932).

Обычно различают микроэкономику и макроэкономику. Первая связана с поведением отдельных единиц в экономике - индивидуальных потребителей или фирм, а вторая - с совокупной экономической деятельностью, например, всеобщими детерминантами национального дохода, уровнями занятости и т.д. Адам Смит обычно считается основателем современной политической экономии. Характерный подход внутри предмета - упрощение идеализации (см. также Экономический человек). Он разра- ботан такими классическими политэкономистами, как Давид Ри-кардо (1772-1823) и Джон Стюарт Милль, и продолжает жить в Неоклассической политэкономии, а также в работах современных экономистов.

Подобно социологии, хотя и в меньшей мере, политэкономия осталась разделенной на конкурирующие школы. Главные представлены кейнсианской политэкономией и монетаризмом, а также политэкономией Маркса и институционной политэкономией. См. также Теория рационального выбора; Теория обмена; Теория игр; Экономическая социология.

ПОЛИТЭКОНОМИЯ МАРКСА

ПОЛИТЭКОНОМИЯ МАРКСА (Marxian economics) - совокупность экономических анализов творчества Маркса, особенно "Капитала" (1867) (см. также Классические политэкономисты). Отличительный подход марксовых политэкономистов предполагает общий анализ долгосрочного накопления капитала, а также достижений и кризисов капиталистической системы (см. Кризисы капитализма). Если некоторые из них твердо применяют идеи самого Маркса, другие (например, Пол Баран и Пол Суизи, 1966) предлагают реинтерпре-тацию этих концепций. Так, трудовая теория стоимости  - главная в классической марксистской политической экономии - отклоняется Сраффой (1960), Стидмэном и др. (1981), которые, однако, сохраняют многие из существенных ее элементов по сравнению с более ортодоксальной политэкономией (см. также Эксплуатация). Марксова политическая экономия  приобрела особое значение в последние годы в анализе мировой экономики - см. Теория зависимости.

ПОЛИЦИЯ (И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

ПОЛИЦИЯ (И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) (police (and policing)) - организованные гражданские силы и агентство для осуществления социального контроля, которые, находясь на службе у государства, призваны охранять закон и общественный порядок. Полиция осуществляет правоохранительную деятельность, защищая людей и собственность, передавая нарушителей правосудию, одновременно сдерживая преступность.

Первое такое постоянное профессиональное агентство было основано в Англии в 1829 г. (Лондонская полиция). Сегодня оно финансируется и курируется Министерством внутренних дел Великобритании. Другие частично финансируются и за счет местного налогообложения и теоретически подответственны полицейским властям, включая членов местных советов, судей и начальника полиции, а также Министерству внутренних дел. (На практике полицейские власти имеют меньшее значение, чем в теории, Сайми, 1982.) Во всех агентствах начальник полиции играет чрезвычайно важную роль в решении вопросов о приоритетах правоохранительной деятельности и вопросов оперативного характера. Его роль стала еще более важной после принятия Закона о полиции в 1964 г.  и реорганизации местных органов власти в 1970 г., уменьшившей число агентств и значительно расширившей размер охраняемой территории.

Как и в других сферах системы уголовной юстиции, в Великобритании значительно возросли социологические исследования о полиции и правоохранительной деятельности начиная с 60-х гг. и особенно в 80-е гг. Многие работы были написаны в радикальном или критическом духе в соответствии с переориентацией социологических подходов к преступлению и девиации с конца 60-х гг. Некоторые из критических оценок оказали ощутимое влияние на общественное мнение  и до некоторой степени на полицейскую практику. Известен феминистский анализ полицейских действий в отношении жертв насилия, избиения мужьями и сексуального злоупотребления. Таким же стало исследование ответа полицейских на расовое насилие, за которым последовали санкции и увольнения, проведенные представителями Ассоциации главных полицейских чиновников и Федерацией полиции (главных организаций старших и младших чиновников) и подтвержденные Министерством внутренних дел (1981), а также были введены некоторые изменения в систему.

Видное место заняли и другие проблемы: развитие военизированных стилей наведения порядка при индустриальных конфликтах и политических демонстрациях; новые технологии и гражданские свободы;  правоохранительная стратегия с особым акцентом на дебатах по "охране сообщества"; полицейские полномочия и ответственность; политизация полиции. Среди "новых теоретиков деви-антности" (см. Национальная конференция по девиации) недавно были разработаны два разных подхода, которые с известной долей упрощения можно описать как:

(а) более радикальное крыло (например, Скратон, 1985);

(б) более "фабианское" и реформистское крыло относящих себя к "новому реализму" (Кинси, Ли и Янг, 1986).

Оба они, что характерно для дисциплины, сосуществуют с другими. Отношения между социологией, социологами и полицией были и остаются нелегкими.

ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ (full employment) - 1. Политика многих правительств в начале 1930-х гг. и в первый послевоенный период, направленная на поддержание высокого уровня занятости. На практике это обычно означало, что не все искавшие работу находили ее. 2. (Кейнсианская политэкономия) уровень занятости,  который способна выдержать капиталистическая экономика (например, без чрезмерной инфляции). Как выявил Кейнс, уровень безработицы  всегда будет выше нуля вследствие числа рабочих, меняющих место работы, ищущих работу, непригодных к ней и т.д., но он предполагал, что правительственным управлением спроса можно поддерживать более высокие уровни занятости, чем в прошлом. Однако правительствам трудно добиться фактической "полной занятости", не вызывая инфляционного давления на экономику (см. также Инфляция; Монетаризм).

ПОЛОВИНА

ПОЛОВИНА (moilty) (Антропология) - часть социальной группы, созданной на основе социального правила. Наиболее частым является деление на две половины на основе происхождения по мужской линии или по женской линии, но применяются и другие: место жительства, брак.

ПОЛОЖЕНИЕ НА РАБОТЕ

ПОЛОЖЕНИЕ НА РАБОТЕ (work situation) - социальные отношения,  в которые рабочие вступают на своем рабочем месте. Для Локвуда (1958 и 1966), Голдторпа, Локвуда и др. (1968) существенное влияние на положение человека в рамках системы стратификации оказывают три взаимосвязанные величины последовательной стратификации: положение на работе,  положение на рынке  и статусное положение.  Например, тот факт, что обычные беловоротничковые рабочие с большей вероятностью, чем рабочие ручного труда, общаются с менеджментом, является одной из причин их отличия в классовом сознании и политических приверженностях даже там, где их положение на рынке не лучше, а может, даже хуже. См. Многомерный анализ Социальной стратификации; Класс, Статус и партия; Состоятельный рабочий; Классовые представления.

ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ (market situation) - те аспекты положения индивидуума или группы в пределах социальной стратификации, которые определяются рыночными силами. Это одно из трех общих измерений стратификации Локвуда (1958 и 1966), Голдторпа и Локвуда (1968-1969). По Марксу, в определении классового положения человека в целом решающими в конечном счете являются вопросы собственности на средства производства.  У Локвуда и Голдторпа, на которых оказал сильное влияние Вебер (см. Класс; Класс, Статус и партия), должны всегда приниматься во внимание три взаимосвязанных измерения: Положение на работе, Статусное положение и положение на рынке.  См. также Многомерный анализ социальной стратификации.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ (positive discrimination) - социальная политика,  поощряющая благосклонное отношение к группам "меньшинств", социально находящихся в невыгодном положении, особенно в занятости, образовании и обеспечении жильем. Цель такой политики состоит в изменении исторических тенденции дискриминации и создания равенства возможностей. Термин приблизительно синонимичен утверждающей деятельности и обратной дискриминации. В США, где программы утверждающей деятельности осуществлялись со времени Закона о гражданских правах 1964 г.,  эта политика создала значительные противоречия и тяжбы. Выступая в защиту концепции положительной дискриминации, президент Лин-дон Джонсон говорил: "Вы не берете человека, который годами ковылял в цепях, и не освобождаете его, не подводите к стартовой черте гонки и не говорите: "Ты свободен конкурировать со всеми другими", и все же полагаете, что полностью справедливы". Аргументы противников такой политики могут быть представлены взглядами Глейзера (1975). По его мнению, утверждающая деятельность  "означала отказ от первейшего принципа либерального общества - личные интересы, польза и благосостояние суть критерии здорового общества, ради того, чтобы воздавать индивидуумам блага и наказания просто на основании их расы, цвета и национального происхождения". Несмотря на призывы к программам положительной дискриминации в Великобритании, при существующих законах о сексуальной дискриминации и о расовых отношениях они остаются незаконными.

ПОЛУЧЕНИЕ ОЦЕНОК

ПОЛУЧЕНИЕ ОЦЕНОК (making the grade) - процесс в рамках современного Высшего образования, а также школы, в котором "профессорско-преподавательский состав разрабатывает правила", а студенты лишь дают формально требуемые профессорами ответы, направляя свои усилия на достижение хороших оценок и пренебрегая более широкими целями образования (Беккер и др., 1968). См. также Беккер.

ПОНИЖЕНИЕ НОРМЫ ПРИБЫЛИ

ПОНИЖЕНИЕ НОРМЫ ПРИБЫЛИ - см. Тенденция нормы прибыли к понижению.

ПОНИМАНИЕ

ПОНИМАНИЕ (understanding) - см. Значимые понимание и объяснение; Verstehen (прил.).

ПОНЯТИЕ

ПОНЯТИЕ (concept) - смысл или значение, переданное термином. Формулировка описательных и объяснительных понятий занимает центральное значение в любой дисциплине. Ввиду отсутствия в социологии четко сформулированных объяснительных теорий, то, что обычно упоминается как социологическая теория,  состоит из более свободных сочетаний описательных и объяснительных понятий. См. также Чувственное понятие.

ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА

ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА (popular culture) - буквально: действия, приятные и желанные для народа. Имеется в рамках высокой или элитной культуры, с которой взаимодействует, сражается, противоборствует и которую воспроизводит. В некоторых толкованиях она рассматривается как выражение устремлений народа. Например, Фишке ("Понимание популярной культуры", 1989; "Объяснение популярного", 1989) подчеркивает способность популярной культуры артикулировать народные ценности, но выступает против жесткой традиции ее отождествления с манипуляцией рыночными силами и господствующим классом. Классическим утверждением такой позиции является тезис об "индустрии культуры" Задорно и Хоркхаймера (1972), предполагающий, что популярной культурой управляют рекламодатели, телевидение, кино, популярная музыка и другие отрасли индустрии массовых коммуникаций, создающие у народа конформность. Однако в рамках традиции культурных исследований популярная культура  осмысливалась как противоречивая сфера. Например, Холл и Джефферсон (1976) и Холл и др. (1978) признают, что она формируется господствующими силами. В то же время таким путем люди искренне сопротивляются власти гегемонии. См. также Досуг; Телевидение.

ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА И ПАРАСУИЦИД

ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА И ПАРАСУИЦИД (attempted suicide or parasuicide) - подлинная, но неудавшаяся попытка лишить себя жизни и притворная "попытка самоубийства", то есть парасуицид.

Модели поведения в таких случаях отличаются от "истинного" самоубийства, что говорит о различии между этими явлениями. Обычно парасуицид рассматривается как "крик о помощи" при незначительном или вовсе никаком стремлении причинить себе вред. Тем не менее самоубийства среди тех, кто ранее пытался сделать это, отмечаются гораздо чаще, чем среди других людей.

ПОРНОГРАФИЯ

ПОРНОГРАФИЯ (pornography) - эротические, иногда явно откровенные либо грубые сексуальные изображения, вызывающие социальное порицание на том основании, что они оскорбляют, принижают либо эксплуатируют женщин или молодежь. Еще одним критерием иногда является отсутствие литературного или художественного вкуса. Согласно одной из точек зрения, порнография обеспечивает возможности сексуальному выходу. В ней все еще преобладают мужские представления о желании (см. также Извращен-чества). Отношение к порнографии сложно, особенно потому, что она существует и для женщин.

ПОРОЧНЫЙ ЦИКЛ

ПОРОЧНЫЙ ЦИКЛ (vicious cycle) - ситуация, при которой деятельность (например, попытка решить социальную проблему) имеет тенденцию вызывать впоследствии реакцию, сводящую на нет всякую выгоду от него и, возможно, приводящую даже к усугублению первоначальной проблемы. Так, при инфляционной спирали доходы и цены преследуют друг друга, а попытки управлять ею путем увеличения налогообложения взвинчивают цены. Напротив, добродетельный цикл  существует там, где действие ради результата автоматически приводит к другому исходу, помогающему достичь желаемого.

ПОРЯДОК ИНТЕРАКЦИИ

ПОРЯДОК ИНТЕРАКЦИИ (interaction order) - см. Интеракция, Ритуал Интеракции и порядок интеракции. 

ПОСЛУШАНИЕ

ПОСЛУШАНИЕ (deference) - 1. Позиция, основанная на убеждении в том, что существует естественный порядок подчиненного положения и превосходства, то есть признание нижестоящим права вышестоящего на управление. 2. Последствия властного отношения, требующие покорного ответа со стороны подчиненного актора или группы.

Наиболее ранняя работа в рамках значения 1 была выполнена Беджготом в ходе исследования политической науки в традиции. Этот социальный комментатор XIX в. относительную стабильность британского общества приписал почтительному, а следовательно, элитарному характеру Конституции Великобритании. Во многих работах понятие "послушание" использовалось в объяснении электорального поведения рабочего класса Великобритании 1950-х гг., когда голоса рабочих ручного труда служили очевидной поддержкой консервативного правительства, находящегося у власти. В операционном плане эти исследования подверглись критике за применение грубых показателей "послушания" (например, Маккензи и Силвер, 1968, относили к "послушным" всех респондентов, отдавших предпочтение тем кандидатам на политические посты, которые обучались в государственной школе, а не в школах грамматики), а в теоретическом - за неспособность выявить с какой-либо точностью социально-структурные и "относительные" значения послушания.

Значение 2 термина сформулировано, например, Н. Ньюбаем (1977). Тяготея к ряду ранних антропологических и исторических исследований, указавших на то, что послушание не всегда предполагало "чувства подчиненного положения", а просто возникло из отношения подчинения и власти, он сумел подтвердить этот подход в изучении поведения сельскохозяйственных рабочих. По его мнению, послушание есть "форма социальной интеракции, которая происходит в ситуациях, предполагающих осуществление традиционной власти". Следовательно, его лучше рассматривать как подчинение имеющимся социальным ожиданиям, роли в структуре власти, чем просто как отношение (см. также Дж. Ленский, 1966). См. также Классовые представления.

ПОСЛУШНЫЙ РАБОЧИЙ И ПОСЛУШНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ

ПОСЛУШНЫЙ РАБОЧИЙ И ПОСЛУШНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ (deferential worker and deferential voter) - см. Послушание; Консерватизм рабочего класса.

ПОСМЕННАЯ РАБОТА

ПОСМЕННАЯ РАБОТА (shift work) - организация труда  по сменам. В Великобритании наиболее распространены две смены, но в три и четыре работает почти четверть предприятий (Миллуорд и Стивене, 1986). Главные причины этого - наилучшее использование оборудования, сокращение затрат, а также выполнение задач и сроков производства. Кроме того, некоторые технологические процессы непрерывны по своей природе, например, в нефтехимической промышленности. Однако посменная работа  в целом подрывает семьи и социальную жизнь рабочих, а также вредна для их здоровья и физического благополучия (Галли, 1978).

Подобный график работы характерен также для профессиональных и технических работников в сфере гуманитарных услуг, особенно в здравоохранении, но охватывает и такие виды коммерческой деятельности, как воздушный транспорт. Здесь модель найма и продвижения по службе (то есть упреждающая социализация)  направлена на изменение восприятия рабочими разрушений, которые посменная работа причиняет их жизни.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (postindustrial society) -концепция общества конца 20-го столетия, выдвигающая на первый план снижение его зависимости от промышленного производства, возникновение новых отраслей сферы услуг и акцент на роли знания в производстве, потреблении и досуге.

Как сформулировано Даниелом Беллом в "Пришествии постиндустриального общества" (1974), США и многие европейские страны все более становятся информационными обществами, сосредоточенными на знании и производстве нового знания. Признаком этого является повышение значения высшего образования. Согласно Хеллу, знание становится ключевым источником новшеств и основой социальной организации. Ведь основанные на знаниях профессиональные группы и группы занятости все более преобладают в рамках классовых структур этих обществ (см. также Техноструктура).

Таким образом, постиндустриальные общества выступают разновидностью посткапиталистического общества, в котором собственники капитала уступили власть профессиональным менеджерам (ср. Революция Менеджеров; Конвергенция). Концепция Белла, хотя и пользовавшаяся определенной поддержкой, также широко критиковалась за неспособность продемонстрировать явный факт: повышение значения знания в современных обществах фактически ведет к передаче экономической власти новому классу, особенно новому некапиталистическому классу.

В более широком контексте сравнительно редко принимается, что современные общества вышли за пределы индустриализма в каком-либо из предложенных смыслов. Например, если добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности считаются утрачивающими свое значение, то это - заблуждение, ибо многие производственные услуги оказываются именно для них. Подобным же образом общество изобилия  и избыточного досуга, часто указываемое как характерная черта постиндустриализма, остается весьма далеким от своего воплощения (см. также общество досуга) .

ПОСТКАПИТАЛИЗМ И ПОСТКАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

ПОСТКАПИТАЛИЗМ И ПОСТКАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (postcapitalism and postcapitalist society) - прогнозируемая новая форма несоциалистического общества, в котором капитализм не будет более господствующим базисом экономической организации, а прежняя конфронтация между капиталом и трудом - главной основой политики (например, Дарендорф, 1959). Идея такого общества родственна понятию основанного на знаниях постиндустриального общества (см. также Информационное общество), где господствующий класс  скорее профессиональный, чем традиционный капиталистический.

ПОСТМОДЕРН И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТОЯННАЯ АРМИЯ

ПОСТОЯННАЯ АРМИЯ (standing army) - организация армии на основе призванных на военную службу профессиональных военнослужащих под прямым контролем правительства. Встречаясь в досовременных обществах лишь в виде исключения (например, римские легионы), полностью профессиональные регулярные армии являются характерной чертой и важной опорой власти современных национальных государств. Согласно Гидденсу (1985), установление и нововведения в управлении и тактике постоянных армий - "тейлоризм данной сферы" - аспект процесса социального развития, которому уделялось крайне мало внимания. См. также Военно-гражданское соотношение.

ПОСТОЯННЫЙ КАПИТАЛ И ПЕРЕМЕННЫЙ КАПИТАЛ

ПОСТОЯННЫЙ КАПИТАЛ и ПЕРЕМЕННЫЙ КАПИТАЛ (constant capital and variable capital) (Марксизм) - различие между капиталом, затраченным на покупку сырья, зданий, оборудования, называемым постоянным капиталом и не изменяющим своей стоимости в процессе труда, и капиталом, расходуемым на приобретение рабочей силы и называемым переменным капиталом. Как полагал Маркс, только последний обладает способностью создавать стоимость, ибо содержит новый труд. См. Трудовая теория стоимости; Прибавочная стоимость; Органическое строение капитала; Капитализм и капиталистический способ производства

ПОСТОЯНСТВО СОВОКУПНОСТЕЙ

ПОСТОЯНСТВО СОВОКУПНОСТЕЙ (persistence of aggregates) - см. Остатки и деривации.

ПОСТУЛАТ АДЕКВАТНОСТИ

ПОСТУЛАТ АДЕКВАТНОСТИ (postulate of adequacy) - 1. Доктрина (особенно в социальной феноменологии), согласно которой социологические оценки и объяснения должны быть понятны социальному(ым) актору(ам), вовлеченному(ым) в описываемые или объясняемые социальные ситуации (см. Шюц, 1972). 2. Доктрина (свойственная Веберу), согласно которой социологические объяснения должны быть адекватны на уровне значения (см. также Значимые понимание и объяснение), а кроме того, - обладать причинной адекватностью. То есть необходимо указание на то, что описанные случаи обоснованы эмпирически, включая доказательство эмпирической регулярности, - некой вероятности их неизбежности.

Не все социологи принимают взгляды Шюца или даже Вебера. Ведь понимания акторов часто бессвязны и могут быть истолкованы или заменены социологическими объяснениями с точки зрения основополагающих, возможно, подсознательных ценностей (см. Психоанализ) либо лже-сознания, вытекающего из идеологии, либо без какой-либо ссылки на ценности (как в бихевиоризме). В любом из этих случаев социальные результаты могут рассматриваться как непредвиденные последствия  социальных действий.

Оспаривая это, Гидденс (1976) в некотором роде усовершенствовал взгляды и Шюца, и Вебера. Конечно, социологические оценки всегда должны исходить из ценностей акторов, но их часто нужно проводить вне их пределов, хотя никогда нельзя игнорировать или обесценивать понятия акторов. Существует и следующее представление: даже сложные расшифровки и замены ценностей акторов социологическими оценками могут возвращаться назад к акторам, вовлеченным в принятие и в действие (например, в психоанализе Фрейда или в предложениях Хабермаса по "эмансипаторской" социальной науке, основанных на Фрейде и Марксе). См. также Двойная герменевтика.

ПОСТУЛАТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ

ПОСТУЛАТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ (postulate of functional indispensability or universal functionalism) - доктрина в некоторых формах функционализма (см. также Функция), согласно которой "в каждом типе цивилизации любой обычай, материальный предмет, идея и убеждение выполняет некоторую жизненную функцию" (Малиновский, 1926) и "никакие культурные формы не выживают, если не решают вопросов регулирования или адаптации" (Клюк-хольн "Колдовство навахо", 1944). Дюркгейм (1897) тоже выдвинул довольно осторожное предположение: "средняя форма" в каком-либо типе общества, вероятно, может быть функциональной для него.

Роберт Мертон в известной "кодификации функционального анализа" (Мертон, 1949) оспаривал то, что назвал "постулатом универсального функционализма", то есть суждением о наличии у всех "стандартизированных культурных форм положительных функций". Предполагаемая необходимость религии, например (см. также Фун-кциональная(истская) теория религии), ошибочно считается основанной на следующем допущении: "только через "поклонение" и "сверхъестественные предписания" достигается необходимый минимум "контроля над человеческим поведением", а также "интеграции с точки зрения чувств и верований". Однако, по мнению Мер-тона, "та же самая функция может быть по-иному выполнена альтернативными формами". См. Функциональная альтернатива; Гражданская религия. См. также Функциональное(истское) объяснение.

ПОТЕНЦИАЛ ВТОРОГО УДАРА

ПОТЕНЦИАЛ ВТОРОГО УДАРА (second-strike capability) (Стратегическая теория) - способность защищающегося государства выдержать ядерный "первый удар" и обеспечить контрудар достаточной силы, чтобы причинить массивные разрушения агрессору. В течение 1960-х гг. США и СССР стремились поддерживать потенциал второго удара  как увеличением своих ядерных арсеналов, так и защитой ядерного оружия, помещая его в подземные бункеры, на ядерные подводные лодки и на борта самолетов. Следствием попытки обладать потенциалом второго удара было ускорение гонки вооружений. См. также Ядерное сдерживание; Гарантированное взаимоуничтожение.

Предыдущая страница Следующая страница