Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕО"-"ТИП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕО"-"ТИП")

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА (conflict theory) - 1. Теория (совокупность теорий), подчеркивающая роль конфликта (особенно между группами и классами) в человеческих обществах. 2. (В более узком смысле) относительно распространенная совокупность теорий, которые в 1960-х гг. были выстроены в противовес преобладанию парсонианского структурного функционализма и его акцента на обществах как главным образом управляемых в соответствии с ценностями консенсуса и интериоризации институционализированных общих ценностей. Основная особенность таких теорий конфликта состояла в том, что: (а) функционалистская социология обвинялась в игнорировании конфликтов ценностей и интересов в человеческих обществах или в лучшем случае рассматривалась в качестве вторичного явления; (б) для альтернативы функционализму был предложен подход к интеграции общества и к социальному изменению с выделением роли власти и принуждения, а также конфликта и преследованием экономических и политических интересов в человеческих делах. Если некоторые версии теории (например, Гоулднера) были марксистскими или испытали влияние марксизма, другие разрабатывались на более эклектической основе, например, на работах Зиммеля (Льюиса Козера, 1956), и подчеркивали социальные функции, а также разрушительные последствия конфликта. Отдельные ученые - Дарендорф, Рекс - по-прежнему предпочитали труды Вебера и Маркса в изучении конфликта. В широко известной статье ("Социальная интеграция и системная интеграция" , 1964), Дэвид Локвуд выделил значение подхода, в котором конфликт занимал более важное, чем в функционализме, место, и еще раз привлек внимание к существованию "социальных конфликтов" и "системных противоречий", а также "социальной интеграции" и "системной интеграции" - главных элементов в социальной жизни (см. также Социальная интеграция и системная интеграция). В 1970-х гг. и с последующим расцветом всего диапазона теорий конфликта простые различия между "функционализмом" и "теорией конфликта" больше не важны, но вместе с тем утратило силу и использование термина в значении 2.

ТЕОРИЯ ОБМЕНА

ТЕОРИЯ ОБМЕНА (exchange theory) - теоретическая перспектива, основанная на понимании Зиммеля, согласно которому "всякие контакты среди людей покоятся на схеме предоставления и возврата эквивалентности" (Блау, 1964). Подход также выводит на политэкономию и поведенческую психологию, рассматривая личности с точки зрения всегда стремящихся максимизировать вознаграждение от их интеракций с другими (см. также Хоманс). Как способ анализа, теория обмена  связана с интересными гипотезами относительно социального поведения, например, утверждением Блау о том, что люди склонны вступать в брак с партнерами, способными предложить эквивалентные социальные активы. Критики этого подхода, однако, полагают, что он дает модель, которая, в лучшем случае, способна обеспечить лишь частичное представление о человеческих социальных отношениях. Ограничениями предложенного подхода являются: тавтологические утверждения о постоянных отношениях обмена в социальных отношениях, отказ адекватно рассматривать такие явления, как традиционная деятельность  или общие ценности, а также большое разнообразие человеческих эмоций. См. также Теория рационального выбора.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (learning theory) - см. Бихевиоризм.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (social contract theory) - теория происхождения и/или существующей основы государства, в своей самой простой форме считающая, что государство является результатом "договора", в котором каждый член отказывается от своих собственных "естественных прав" (см. Естественные права и естественное право)  взамен на новые права согласно закону (см. также Локк; Руссо). Теория общественного договора неприменима к большинству исторических случаев формирования государства, хотя подходит к выработке новых конституций, подобно принятой в США в 1787 г., которые, по крайней мере, отчасти, были утверждены благодаря данной теории. Она не столько объяснительная или социологическая, сколько выполняет историческую роль этической либо логической теории, служащей для нравственной оценки и перекройки существующих конституций, оп-рзвдания революции и т.д. См. также Справедливость; Роулз.

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (theory of knowledge) - см. Эпистемоло - См. также Социология познания; Наука; Социология науки.

ТЕОРИЯ ПОЛЯ

ТЕОРИЯ ПОЛЯ (field theory) (психология) - теоретический и экспериментальный подход к изучению поведения Курта Левина ("Теория поля", 1951), который считает умственные события и поведение результатом связи сил, аналогичных действующим в теории поля в технических науках. Данный подход предполагает холистическое динамическое представление о психологических событиях как о "системе энергии" - системе психологической энергии, которую Левин стремился выразить математически. См. также Групповая динамика.

ТЕОРИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ТЕОРИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (personal construct theory) - социальная психологическая теория личности и социального восприятия, часть школы феноменологической психологии, основанная на понятии, что каждый индивидуум развивает уникальную систему персональной конструкции (свою личность), состоящую из взаимосвязанных биполярных конструкций (например, хороший-плохой). Эта система используется для толкования, то есть предвидения и предсказания, будущих событий - социальных и не социальных - и поэтому представляет модель человека, охарактеризованную путем аналогии с научной деятельностью. Где предсказание терпит неудачу, конструкции должны изменяться или отвергаться, хотя в действительности это происходит не всегда, как в случае конструкций со стереотипичными отношениями. Теория построения личности была весьма точно сформулирована ее создателем Джорджем Келли (1955) с точки зрения фундаментального постулата и одиннадцати тщательно разработанных заключений. Келли также изобрел технику сети хранения для выявления конструкции. Индивидуумы идентифицируют сходства и различия между триадами элементов (например, знакомых им людей), каждая идентификация выражается как конструкция, а все конструкции затем применяются ко всем элементам, производя всю сеть. Теория построения личности используется в психотерапии и исследованиях "проблемного" поведения, типа заикания и алкоголизма.

ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА (rational choice theory) - относительно формальный подход к социологическому и социально-научному теоретизированию (например, основанному на теории игр, понятии стратегической интеракции и политэкономии), в котором утверждается, что социальная жизнь преимущественно способна к объяснению с точки зрения результата "рациональных выборов" индивидуальных акторов. Стоя перед несколькими направлениями деятельности, люди обычно выбирают ту, которая, по их мнению, принесет наилучший конечный результат. Данное обманчиво простое суждение суммирует теорию рационального выбора" (Элстер, 1989). Это - форма теоретизирования, характеризующаяся применением технически строгих моделей социального поведения и стремящаяся делать здравые выводы из относительно небольшого числа исходных теоретических предположений о "рациональном поведении". Подобные теории вошли в моду в последние два десятилетия по причине неудовлетворенности макроскопическими и структурными моделями, усиленной преувеличенным значением риторики индивидуального рационального выбора во многих областях экономической и политической жизни. Несмотря на свою часто внушительную формальную архитектуру и несомненную ценность в освещении некоторых областей социальной действительности, у теории рационального выбора можно отметить два важных ограничения (см. Холлис, 1987): (а) относительную неспособность преодолеть многочисленные технические трудности (например, регресс в ожиданиях акторов относительно деятельности других), которые ограничивают формальную точность и подрывают непосредственную применимость ее моделей; (б) ассоциацию с позитивистской и прагматической эпистемологиями, ограничивающих анализ деятельности, управляемой нормами, следующей правилам и изменяющей правила социального

поведения. См. также Теория обмена.

ТЕОРИЯ РОЛИ

ТЕОРИЯ РОЛИ (role theory) - подходы в социологии, которые подчеркивают значение ролей, а также "принятия роли" в формировании и поддержании социального порядка и социальной организации. См. Роль.

ТЕОРИЯ СЕТИ

ТЕОРИЯ СЕТИ (network theory) - доктрина в философии науки, разработанная Дюгемом (1861-1916) и Мэри Хесс (1980), согласно которой научные утверждения не могут оцениваться в отрыве от всей структуры понятий и теорий. См. также Относительность теории; несоизмеримость.

ТЕОРИЯ СИСТЕМ

ТЕОРИЯ СИСТЕМ (systems theory) - подходы к изучению систем (особенно системы в значении 3), выделяющие их общие свойства - следовательно, термин общая теория систем  также используется по отношению к этим подходам (см. также Кибернетика). Они были в моде особенно в 1950-60-х гг., а в социологии особенно тесно связаны с творчеством Толкотта Парсонса и теоретиков в политической науке (см. также Политическая система). Представление теоретиков общих систем заключается в следующем: понятие "система" может применяться к естественно встречающимся системам многих типов, включая социальные системы, а также биологические и механические. Базовой моделью являются две последние, обнаруживающие отрицательную обратную связь, благодаря которой информация о текущем состоянии системы поддерживает обратное воздействие на приспособление к гомеостазу, исправляя отклонения от основных целей. Однако понятие может быть и более широким, включая воздействия на систему, то есть энтропию и негантропию. Энтропия описывает естественное состояние  закрытой системы, стремящейся в течение весьма продолжительного периода исчерпать свою энергию и остановиться. Однако социальные системы не закрыты, они могут импортировать энергию, имеют взаимодействие с внешней средой и тем самым способны избегать энтропии. Открытые системы выживают для достижения новых устойчивых состояний, приспосабливаясь к изменению условий, достигая негантропии. Таким образом, решающей особенностью общей теории систем в применении к социальным системам является обмен с окружающей средой и адаптация. Под влиянием системного мышления находится Вильфредо Паре-то, а Парсонс работал с рядом теоретиков технических наук, в том числе с Л. Гендерсоном. Именно на этой основе он создал модель "социальной системы" и "системы деятельности" в целом [см. Модель подсистем (систем деятельности и социальных систем)], составившую ядро его структурного функционализма. Другая цель состояла в том, чтобы объединить изучение антропологии, психологии, политической науки и политэкономии под эгидой общей теории систем. Хотя и чрезвычайно влиятельная в свое время, попытка Парсонса и многих его последователей сегодня сочтена относительно неудачной. Подход был обвинен в построении "консервативных" предположений об интеграции социальных систем (см. Гоулднер, Локвуд), слишком высоком уровне абстракции и суждений, временами граничащими с тавтологией (см. Блэк, 1961; Миллс, 1956), и в относительном пренебрежении независимым влиянием воли индивидуальных акторов, рефлексивности и т.д. (ср. Символический интеракционизм; Социальная феноменология; Этнометодология). Обшая теория систем  и системное мышление в связанных с этим формах сохраняют важное влияние в социологии и в рамках социальных наук в целом (например, см. Социотехшческий системный подход) . Общий подход Парсонса недавно был принят такими радикальными теоретиками, как С. Оффе и Юрген Хабермас. В анализе последнего кризиса легитимности в развитых капиталистических обществах четыре главные исследованные тенденции соответствуют четырем подсистемам в предыдущей модели Парсонса. Наконец, общесистемные модели сохраняют центральное значение в изучении экосистем и отношений между социальными системами и физической окружающей средой.

ТЕОРИЯ СЛУЧАЙНОСТИ

ТЕОРИЯ СЛУЧАЙНОСТИ (continency theory) - эмпирический подход в рамках теории организации, который соотносит особенности организационной структуры со случайными аспектами окружающей среды, технологии и т.д. и их воздействие на организационное поведение  и эффективность. Теория случайности, следовательно, отклоняет "классическую" идею о наилучших принципах организации и объясняет разновидности в организационной форме условиями окружающей среды и техническими.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (action theory) - общая ориентация на социологический анализ, присущая прежде всего трудам Вебера и символических интеракционистов (см. также Этно-методология). Цель подхода - значимые понимание и объяснение  социальной действительности, которая представляется результатом значимой социальной деятельности. См. Действие; Деятельность; Verstehen (прил.); Интерпретативная социология. Все теоретики социального действия расценивают объяснение ценностей акторов (цели, символы и т.д.) как необходимый первый шаг в социологическом объяснении, но некоторые (особенно П. Уинч, 1958) видят в этом устранение всякой возможности более общих объяснений. Для большинства социологов, включая Вебера, значимое объяснение  и другие типы объяснения - вспомогательные формы. См. Структурационная теория. Хотя иногда утверждают, что теория социального действия  - "неизлечимо индивидуалистская", это справедливо лишь в отношении ее частных случаев (например, методологического индивидуализма). Насколько истинно противоположное мнение, продемонстрировано трудами Вебера (особенно его сравнительным исследованием европейских и азиатских религий). Тем не менее, остаются серьезные различия между "теорией социального действия" и другими, более структуралистскими подходами в социологической теории, например, на уровне волюнтаризма или независимой воли в применении к социальным акторам.

ТЕОРИЯ СТИГМАЦИИ (НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ ИЛИ КЛЕЙМЕНИЯ)

ТЕОРИЯ СТИГМАЦИИ (НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ ИЛИ КЛЕЙМЕНИЯ) (labelling theory) - анализ социальных процессов, включенных в социальное приписывание ("клеймение") позитивных или (чаще всего) негативных характеристик действиям, личностям или группам. Этот подход особенно влиятелен в социологии девиации. Он развивался внутри интеракционистской перспективы (см. символический интеракционизм)  и иногда также упоминается как теория общественной реакции. Классической для теории стигмации является формулировка Х.С. Беккера (1963), основанная на подходах Таненбаума (1938) и Лемерта (1951): "Действия не являются естественно хорошими или плохими; нормальность и девиация определяется социально" (см. также Употребление наркотиков ради удовольствия). "Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к "нарушителю"". Это может показаться не более чем социологическим применением трюизмов, вроде "дайте собаке плохое имя" или "бросьте побольше грязи, и она прилипнет". Подход "клеймения" идет не от обыденного смысла или клише, а показывает, каким образом исследуются воздействия негативных ярлыков на самовосприятие личностей, особенно на развитие "девиантной идентичности", девиантной карьеры и субкультуры. Примером служит то, каким образом "общественная реакция"  - осуждение судьями, средствами информации, полицией и т.д. - может приводить социальных акторов к изменению их индивидуальной идентичности и принятию ценности девиантных субкультур, которые процесс клеймения помогает создавать непосредственно (см. также Девиационное преувеличение; Моральная паника; "Народные дьяволы "). Подход клеймения получил большое значение в 1960-70-х гг. и далеко отходит от "позитивизма" в изучении девиации. Антипозитивистский аспект проявляется особенно тем, что, в отличие от многих предыдущих подходов, нормальность и девиация рассматриваются не как проблематичные, а как "проблемы", заслуживающие самостоятельного изучения. Важный его результат - отличительный интеракционистский подход к социальным проблемам. Проблемы, которые исследователи изучали с этой точки зрения, включили "социальную конструкцию" и регулирование душевного недуга (см. Антипсихиатрия), эффекты клеймения в классных комна-яхили по принципу тендера. Важным стал не только вопрос: "Кто становится клейменым?", но также "Кто клеймит?" и "Почему те же самые действия, совершаемые людьми разных социальных происхождений, по-разному оцениваются клеймовщиками (в частности, полицией или судами)?" Марксисты и теоретики конфликта также проявили интерес к теории стигмации.

Данная теория критиковалась за множество недостатков: внедрение сверхдетерминистской оценки эффектов клеймения, игнорирование жертв и элемента нравственного выбора акторами, романтизирование девиации, отрицание предшествующих индивидуальных психологических предрасположенностей, которые могут отчасти объяснить девиацию. Наконец существует множество форм преступного или девиантного поведения, которые нельзя объяснить реакцией на агентства социального контроля, - растраты или гомосексуальная социальная идентичность

ТЕОРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЛУЧАЙНОСТИ

ТЕОРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЛУЧАЙНОСТИ (strategic contigency theory) - см. Теория организации.

ТЕОРИЯ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ

ТЕОРИЯ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ (trait theory) - форма теории личности, рассматривающая индивидуальные различия с точки зрения ряда относительно постоянных независимых черт. Черта есть биполярная конструкция (например, умный-глупый; скупой-щедрый), часто представляемая шкалой, по которой могут оцениваться индивидуумы. Теории характерных черт изменяются в значительной степени согласно числу независимых черт, необходимых для обеспечения полного описания личности, давая картину о самих себе. Примерами являются Опросный лист шестнадцати факторов личности (Кеттел, 1963) и Калифорнийская психологическая опись (КПО) (Гау, 1957). Возможно также косвенное измерение черт (см. проективные тесты). Дополнительное представление обеспечивается в соответствии с типовыми теориями, которые характеризуют индивидуумов одной из намного менее доминирующих черт или типов (см. Экстраверсия).

ТЕОРИЯ ЭЛИТ

ТЕОРИЯ ЭЛИТ (elite theory) - гипотеза, согласно которой политические элиты в сложных современных обществах являются неизбежными. В первоначальной форме теория была социологическим ответом на относительную несостоятельность современных демократических движений в оценке их собственных высших целей. Появление демократии принесло не власть народа, а скорее новые основы элитарности. В связи с пессимистическим представлением о современной демократии, выдвинутым Парето и в меньшей мере Моской, элиты считаются неизбежным следствием психологических различий между элитами и массами, с одной стороны, и организационными потребностями современных обществ - с другой. См. Железный закон олигархии; Михельс. Ср. Правящий класс. В более современной форме (см. Демократический элитизм) теория элит  потеряла пессимизм. Основываясь на аргументах, присутствовавших ранее в работах Моски и Михельса, о том, что различные основы элитарной власти имеют важные социальные последствия, некоторые теоретики (в том числе Даль, 1961) утверждают: демократическая конкуренция между соперничающими представительными элитами - наилучшая реальная форма современного правительства. Ср. Властная элита; см. также Стабильная демократия. Изучение элит и проверка теорий элит - очень спорная область. Если одни исследователи (например, Хантер, 1963) придерживались подхода "репутации", спрашивая у респондентов "Кто обладает властью?", другие, включая Даля, считали, что только осторожное изучение фактических "решений" - результатов деятельности власти - может удовлетворительно устанавливать, кто фактически наделен властью. Даже это, однако, не является решающим. Как доказывают Бахрах и Барац (1962), изучение открытых "решений" не способно выявить существование "нерешений" (см. Общественная власть), то есть многих обстоятельств, при которых соотношение сил будет препятствовать политическим дебатам или политическому соперничеству и, следовательно, открытым "решениям". См. также Власть; Массовое общество.

ТЕРАПИЯ ОТВРАЩЕНИЕМ

ТЕРАПИЯ ОТВРАЩЕНИЕМ (aversion therapy) - тип терапии поведения, направленной на негативное укрепление. Последнее происходит тогда, когда индивидуум усваивает, что, действуя определенным способом, можно избежать неприятного следствия, в том числе предотвратить боль или неприятное ощущение. Пример клинического применения - лечение алкоголизма с помощью рвотных средств. Таким образом, предотвращение алкоголя ведет к предотвращению болезни. Тот же самый принцип действует, когда поведение курящего изменяется вследствие сильного неодобрения коллектива.

ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ

ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ (behavior therapy) - см. Модификация поведения.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ (territorial imperative) - склонность индивидуумов (групп индивидуумов) к защите своих территорий (Ардри, 1967). Хотя "территориальное поведение" некоторых птиц и животных давно установлено (см. Этология), представление о том, что оно аналогично человеческому поведению, то есть инстинктивно, вызывает большой скептицизм в социологии наряду с другими предложениями, выдвинутыми социобиологией.

ТЕРРИТОРИЯ

ТЕРРИТОРИЯ (territory) - географическая область под формальной юрисдикцией или контролем признанной политической власти. Гидденс (1985) провел различие между юрисдикцией современных национальных государств, где границы строго разграничены и весьма управляемы, и доиндустриальных империй с часто оспариваемыми и едва определенными границами. Он видит в этом иллюстрацию намного большего контроля над временем и пространством у современных правительств (см. Пространственно-временная протяженность).

ТЕРРОРИЗМ

ТЕРРОРИЗМ (terrorism) - форма политически мотивированной деятельности, сочетающая психологический (устрашение) и физический (насильственные действия) компоненты, осуществляемые индивидуумами или малыми группами с целью побудить сообщество или государство выполнить их требования. Понятие остается весьма трудным для точного определения. Главная проблема резюмируется следующим изречением: "Личность одного террориста является душителем свободы другой личности". Проблема усложняется тем, что террористические действия отнюдь не всегда преследуют политические цели, а могут осуществляться преступниками и психопатами. Однако политический терроризм - это использование насилия группой, действующей либо от имени, либо вопреки установленной политической власти. Здесь можно выделить три главных типа поведения: (а) революционный терроризм, (б) предреволюционный терроризм и (в) деятельность, по существу репрессивная по природе (см. также Террористические организации). Таким образом, необходимо отличать терроризм, который вершится самим государством (см. Государственный терроризм), от Деяний, предпринимаемых группами в стремлении к политическому изменению. Наконец, можно выделить международный терроризм, переступающий границы одного государства. Принятая террористами тактика включает похищения, взрывы бомб в общественных местах, угон самолетов, нападения на собственность, вымогательство выкупа, ограбление банков, а также государственное угнетение, аресты и пытки. По мнению Рубинштейна (1987), терроризм берет начало от политического отчуждения интеллигенции и от правящего класса, участвующего в репрессиях, и от масс, которые безразличны. Это сочетание особенно часто возникает в колониях, хотя встречается в любой стране, где социальный кризис, вызванный быстрым и неравномерным экономическим развитием, изолирует интеллектуалов от масс, для которых они стремятся быть политическими представителями. Другое предварительное условие создается, когда реформистское движение терпит поражение или когда кажется, что оно не способно преуспевать в перестройке общества. Для сторонников терроризма индивидуальное или групповое насилие становится единственным средством, помогающим высветить слабость правящего класса, поднять сознание масс и привлечь новых членов к движению. Рубинштейн разделяет марксистское представление о том, что террористы редко завоевывали массовую поддержку рабочего класса и обычно были неэффективны в осуществлении социальных революций. Однако как инструмент политического изменения терроризм часто оказывался эффективным, например, в дополнение к национальным движениям.

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (terrorist organizations) - организации, существующие специально для того, чтобы заниматься преследованием политических целей с помощью терроризма. Такие группы могут организовываться государством - государственный терроризм  - или прямо противопоставляться государству. Они имеют, однако, широкий диапазон целей и требований. Их первичная мотивация может быть национальной (например, Ирландская республиканская армия), идеологической (например, "Красные бригады"), отдельной проблемой (например, Фронт освобождения животных) или религиозной (например, Исламский джихад).

ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА

ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА (intelligence test) - совокупность единиц, обычно размещаемых в порядке возрастания сложности, с целью проверки уровня индивидуального интеллекта посредством оценки его КИ (коэффициент интеллекта). Среди наиболее известных общих тестов - "Британская шкала способностей", "Шкала интеллекта взрослых", "Шкала интеллекта детей" Векслера. Более специализированные тесты (например, "Прогрессивные матрицы" равенса), а также подшкалы во многих общих тестах обеспечивают отдельные измерения более специфических когнитивных способностей, в частности, пространственной. Развитие процедур тестирования основано на предположении о том, что большая часть способности является наследственной. Тесты, следовательно, разработаны для измерения врожденной способности с учетом факторов среды и культуры. Многие критики, однако, утверждают, что этой цели достичь невозможно, ибо результаты теста остаются смещенными в культурном отношении к нормам и ценностям господствующих групп в обществе, не отражая истинные уровни интеллекта подчиненного класса, расы или тендерной группы. Об образовательном и политическом значении тестирования интеллекта можно судить по ожесточенной реакции на повторное открытие Йенсеном споров о природе и воспитании в 1969 г.  (см. Л. Кеймин "Наука и политика КИ"). Утверждение Йенсена о том, что 80% интеллекта выпадает на долю генетических факторов, сопровождалось даже более спорными аргументами, приписывающими значительную часть более низкой эффективности теста американских чернокожих именно этой причине. Результаты теста посему рассматривались как оправдание дифференцированного образования, получаемого в школах различными социальными группами. В сфере образования сосредоточенность на тестировании интеллекта и автоматическом уравнении высокого КИ со способностью и успехом действует более чем полстолетия (например, распределение детей по различным классам имеет и противников, и защитников прогнозирующих полномочий тестов КИ). В настоящее время наблюдается согласие в том, что тесты не являются ни полностью нейтральными, ни полностью валидными (см. Валидность), но остаются полезным диагностическим инструментом в оценке трудностей познания и усвоения.

ТЕСТ РОРШАХА

ТЕСТ РОРШАХА - устройство, разработанное Роршахом (1921) Для проектирования человеком его/ее личности так, чтобы могли выявляться и решаться проблемы. Это, следовательно, проективный тест,  основанный на целостном, феноменологическом подходе к пониманию динамики личности. На практике клиенту/пациенту показывают ряд образцов, типа чернильных пятен, которые расцениваются как неоднозначные стимулы. Двусмысленность допускает придание им и взятым из них деталям различных интерпретаций. Клиенту/пациенту предлагают рассказать, что он или она видит в образцах, и терапевт использует эти ответы как ключи к подсознательным или трудновыразимым беспокойствам, которые затем могут исследоваться. Посредством наблюдения за клиническими и нормальными группами была разработана перспективная система, но успех все еще субъективен, а интерпретация ответов считается деятельностью, требующей высокой квалификации и большого опыта.

ТЕСТ СТЭНФОРДА-БИНЕ

ТЕСТ СТЭНФОРДА-БИНЕ (Stanford-Binet Test) - широко используемый тест интеллекта  для детей. Первоначально был разработан Бине и Саймоном (опубликован в 1905 г.)  для отбора французских детей, не извлекших пользы от нормального общедоступного обучения и нуждавшихся в специальном образовании. Пересмотр теста в 1908 и 1911 гг. вылился в разработку серии тестов, предназначенных для каждой возрастной группы и рассчитанных на среднего ребенка. Бине определял, какими умениями с точки зрения речи и действий мог обладать средний ребенок каждой возрастной группы, то есть установил стандарты, или нормы, для каждого возраста (ввел понятие "умственный возраст"). Позже эта разработка была усовершенствована Терманом из Стэнфордского университета (США) и названа тестом Стэнфорда-Бине (1916), и именно Терман внедрил понятие коэффициента интеллекта. Оно преобразовало экзаменационные отметки в коэффициент, сделав возможным сравнение детей различных возрастных групп или детей одной и той же группы по мере взросления. Тесты Стэнфорда-Бине индивидуальны, то есть должны осуществляться один на один, а потому диагностические и требуют особой квалификации. Еще два пересмотра (1937, 1960) были необходимы, поскольку испытания устаревают (так, представление о застегивании ботинок на кнопки должно было смениться представлением о застегивании сандалий или, как сегодня, о зашнуровывании спортивной обуви). Тест утрачивает валидность, если его пункты более не отвечают обычному опыту. Обширное и длительное использование Теста Стэнфорда-Бине придало ему особую ценность, так как каждое использование обеспечивает новые данные, помогая тем самым диагнозу. Однако в последние годы появились новые тесты, в частности, для британских школ - Британская шкала интеллекта (1977).

ТЕХНИКА СЕТИ ХРАНЕНИЯ

ТЕХНИКА СЕТИ ХРАНЕНИЯ (repertory grid technique) - см. Теория построения личности.

ТЕХНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КАПИТАЛА

ТЕХНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КАПИТАЛА (technical composition of capital) - см. Органическое строение капитала.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (technological determinism) - предположение, согласно которому технология и автономна, и имеет определяющее влияние на общество. Технология рассматривается как политическая и независимая переменная  в социальном изменении. Это предположение критикуется за игнорирование социальных процессов и выборов, которые стимулируют использование технологии и разнообразие возможных социальных механизмов, сосуществующих с различными типами технологии. Известная фраза Маркса - "ручная мельница дает вам общество с феодальным лордом, паровая мельница - общество с промышленными капиталистами" - иногда используется (по ошибке) в качестве примера технологического детерминизма. Маркс, однако, считал технологию тесно связанной с социальными производственными отношениями (ср. Исторический материализм). Технологический детерминизм ассоциируется с неоэволюционными теориями, которые отдают предпочтение технологии в анализе социального изменения (см. Неоэвдлюционизм; Постиндустриальное общество; Конвергенция), и с эмпирическими исследованиями в социологии труда, которые описывают "воздействие" технологии. См. также Культурное запаздывание.

ТЕХНОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНОСТРУКТУРА

ТЕХНОСТРУКТУРА (technostructure) - технический и бюрократический класс, который, как оценивает Гэлбрейт (1967), заменяет господствовавший прежде капиталистический класс (частных собственников и предпринимателей) в современных индустриальных обществах. См. также Революция менеджеров; Класс сферы услуг.

ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ

ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (life course) - процесс изменения личности от младенчества до пожилого возраста и смерти как результат интеракции между "биографическими" и "общественными" событиями. Многие отдают предпочтение этому термину, а не циклу жизни, признавая то, что люди не проживают свою жизнь с точки зрения строгой хронологии, а находятся под влиянием социоисторических процессов, воздействующих и на результаты человеческой деятельности, и на личную биографию. Цикл жизни может рассматриваться как процесс изменения и развития человека, института или объекта и, следовательно, подобен значению "течение жизни" . Однако он предполагает непрерывный и возобновляемый процесс, подобно "циклу сезонов", и не соответствует пониманию того, каким образом человеческие жизни переживаются на уровне индивидуальных личностных отношений и в контексте социальных и исторических сил, влияющих на жизнь. Оба термина часто используются взаимозаменяемо, но современное предпочтение по изложенным причинам отдается "течению жизни". Социологический и психологический интерес к этой теме значительно вырос в последние годы. Одним из первых теоретиков, который предложил, что развитие не заканчивается, когда достигнута зрелость, и который описал восемь последовательных стадий психосоциального развития, был Эрик Эриксон (1963). В ряду других классических авторов стоит Шарлотта Бюлер (1953), чье творчество, подобно Эриксону, особенно иллюстрирует нативистский подход, выделяя общий процесс, лежащий в основе течения человеческой жизни (наиболее близкий подход к термину "цикл жизни" ). Другие авторы (например, Доренвенд и Доренвенд, 1974) подчеркивали эффект различных опытов, то есть скорее контраст между жизнями, чем их подобия (также аналогично циклу жизни).

ТИЛЛИ ЧАРЛЬЗ

ТИЛЛИ ЧАРЛЬЗ (Tilly, Charles) (1926- ) - влиятельный американский исторический социолог и руководитель Центра исследования социальных организаций при Мичиганском университете. Творчество Тилли замечательно тем, что заинтересовало историков и социологов поднятыми им проблемами. Его методы в работах "От мобилизации к революции" (1978) и "Забастовки во Франции, 1830-1968" (совместно с Эдвардом Шортером, 1974) предполагали сбор большого количества данных и проверку гипотез через какое-то время. Исторические исследования сосредоточились на изучении изменений в моделях "коллективного действия" - включая насильственную политическую деятельность - в связи с такими долгосрочными структурными преобразованиями общества, как урбанизация, индустриализация, развитие государства и распространение капитализма. Отвергая концепции "коллективного действия", трактующие его с точки зрения основы социального расстройства, Тилли результатами своего исследования подчеркивал все более "стратегический" его характер. Работы Тилли включают "Вандею" (1964), оцененную многими его лучшей книгой, "Мятежное столетие, 1830-1930" (совместно с Луизой и Ричардом Тилли, 1975), "Насколько социология совпадает с историей" (1981) и "Европейская революция 1492-1992" (1993).

ТИП

ТИП (type) - абстрактный или концептуальный класс (категория), способный(ая) либо нет подпадать под прямое эмпирическое обозначение. Ср. Идеальный тип. См. также Типология; Типификация.

ТИПИФИКАЦИЯ

ТИПИФИКАЦИЯ (typification) - концептуальный процесс, посредством которого и социологи, и социальные акторы организуют свое знание о социальном мире с точки зрения не уникальных качеств людей, вещей или событий, а их типичных характеристик (см. Шюц, 1962-1966). Типификация в социологии может рассматриваться не более, чем расширение процесса, происходящего в социальном строительстве повседневной жизни социальными акторами. Этот факт имеет важное значение для тех социологов (см. Этнометодология), которые стремятся отрицать существование жесткой разделительной линии между "практической социологией" повседневных акторов и "обычной академической социологией". Последняя школа мысли склонна недооценивать "рациональные способности" и "культурную компетентность" обычных социальных акторов и тем самым не сумела увидеть, что социология должна строиться на "рациональных свершениях" обычных социальных акторов и быть совместимой с ними. Независимо от того, принимается или не принимается подобная критика "традиционной академической социологией", внимание к повседневной социальной и культурной "компетентности", а также к типификации социальных акторов - необходимый элемент современного социологического анализа (см. Гидденс, 1976а). Но последствия этого для академической социологии остаются спорными. Нет общего согласия с представлением этнометодологов о том, что в социологии необходима тотальная "революция" (см. Голд-торп, 1973).

ТИПОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

ТИПОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ (type generalization) - см. Идеальный тип.

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛОГИЯ (typology) - классификационная концептуальная схема (например, церквей, сект). Она может быть или не быть логически исчерпывающей в пределах эмпирической сферы компетенции. Роль и полезность любой типологии соотносятся с теоретическим подходом, в рамках которого она сформулирована. См. также Тип; Идеальный тип; Типификация.

ТИПЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ

ТИПЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ (types of involvement) - см. Типы подчинения.

ТИПЫ ЛЕГИТИМНОГО АВТОРИТЕТА

ТИПЫ ЛЕГИТИМНОГО АВТОРИТЕТА (types of legitimate authority) - см. Легитимный авторитет.

Предыдущая страница Следующая страница