Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАЗ"-"БИО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАЗ"-"БИО")

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

БАЗИС И НАДСТРОЙКА (basis and superstructure) - метафора Маркса для выражения связи между экономикой как основой с определяющим влиянием на общество (базисом) и другими его составляющими (надстройкой). Таким образом, предположение состоит в том, что на каждой стадии экономического развития формы экономики (прежде всего общая совокупность производственных отношений) определяет в значительной мере наличие особых форм государства, законодательной системы и т.д. Хотя это - общий тезис марксизма (см. также Исторический материализм; Экономическая интерпретация истории), Маркс, тем не менее, понимал, что в реальной истории определение экономических и социальных систем сложнее, чем следует из общего понятия базис и надстройка,  ибо исторические детерминанты общественного устройства необходимо анализировать отдельно в рамках общих его категорий. Это предполагает признание того, что отношения между базисом и надстройкой являются отчасти двухсторонними связями, в которых надстроечные формы могут иметь обратную связь и оказывать "относительно автономное" воздействие на базис, не обязательно подрывая идею об определяющем характере экономики "в конечном счете" (см. также Относительная автономия).

БАЗИСНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

БАЗИСНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (basic human needs) - концепция, согласно которой все человеческие существа имеют общие фундаментальные потребности (включая здоровье и автономию) на том основании, что являются людьми (см. Л. Доял и И. Гау "Теория человеческих потребностей", 1991). Их удовлетворение - "необходимое предварительное условие полноценного участия в социальной жизни". Альтернативное представление состоит в том, что человеческие потребности  являются относительными, вопросом индивидуального или культурного предпочтения. См. Справедливость; Роулз; Потребности; Гражданство.

БАЛАНСИРУЮЩАЯ ВЛАСТЬ

БАЛАНСИРУЮЩАЯ ВЛАСТЬ (countervailing power) - наличие множества центров власти в обществе (Гэлбрейт, 1952), например, равновесие сил  между трудом и капиталом, а также между частным предприятием и государством. Хотя существование балансирующих властей обычно расценивается как характерная черта смешанных экономик и плюралистской политики в современных западных капиталистических обществах, оно, как правило, не означает, что равновесие сил между капиталом и трудом является равным.

БАНД

БАНД (band) - небольшая группа с примитивной социальной структурой. Эта форма социальной организации расценивается американскими эволюционными антропологами как предшествовавшая племени, клану или государству и обычно характеризует общество, живущее охотой и собирательством. С целью выработки определения она увязывается с отсутствием дифференцированных политических учреждений и сложных социальных институтов.

БАРТ РОЛАН

БАРТ РОЛАН (Barthes, Roland) (1915-1980) - французский социальный теоретик и один из ведущих представителей семиологии. Его труды, обычно посвященные структуралистскому подходу, испытали также влияние социальной антропологии и марксизма. Наиболее известные из них включают работы о мифах, идеологии и попкультуре. Он был влиятельной фигурой в изучении культуры благодаря своим трудам по семиологии и скорее исследованиям текста, нежели изучению его авторов. Барт писал о событиях повседневной жизни, имиджах и действиях, показывая преобладание идеологии в тех сферах, которые нередко представлялись свободными от какой-либо политической значимости (например, рекламные афиши вина или маргарина). Он распространил свой интерес на антропологическое определение мифа - один из способов утверждения общественных норм в качестве не нуждающихся в доказательстве фактов природы, и преобладающий аспект" культуры, состоящий из систем знаков, посредством которых мы познаем и отражаем самих себя. Мода, например, может рассматриваться как система значений, в которой одежда разнится путем подчеркивания деталей, а ее обладатель находит место в постоянно меняющемся мире символов. Барт доказывал, что культурные формы в сущности неоднозначны и допускают разные интерпретации или иное понимание. Среди ключевых его работ - "Мифология" (1957) и "Основы семиологии" (1964).

БАРТЕР И БАРТЕРНАЯ ЭКОНОМИКА

БАРТЕР и БАРТЕРНАЯ ЭКОНОМИКА (barter and barter economy) - форма экономического обмена и вытекающая из нее форма экономики, при которой товары обмениваются не столько на деньги, сколько на другие товары. В некоторых замкнутых обществах деньги как средство обмена полностью отсутствуют.

БАСИНГ

БАСИНГ (bussing) - перевозка автобусами детей определенной этнической группы из одного жилого квартала в другой, имеющий иной этнический состав с целью достижения этнического или "расового" равновесия в школах. Термин имеет американское происхождение, и его практическое осуществление в значительной степени ограничено территорией США. Басинг начался после того, как в 1954 г. Верховный суд США постановил (Браун против Управления просвещения), что раздельное обучение было незаконным и не могло обеспечить равные возможности для черных и белых детей. В качестве средства создания равных возможностей басинги стали предметом жесткого противостояния в США. Басинг был введен в очень ограниченном масштабе в нескольких местных Управлениях образования в Великобритании в 1970 г., но вскоре прекратился. В настоящее время эта практика используется в Южной Африке.

БАУМАН ЗИГМУНТ

БАУМАН ЗИГМУНТ (Bauman, Zugmunt) (1925- ) - родившийся в Польше и обосновавшийся в Великобритании социолог, чьи недавние плодотворные работы по социальной теории привлекли широкое внимание. См. Геноцид; Постмодерн и Постмодернизм.

БАХТИН МИХАИЛ

БАХТИН МИХАИЛ (Bakhtin, Mikhail) (1895-1975) - русский мыслитель, чьи идеи о характере диалога оказали огромное влияние на целый ряд областей, включая теорию литературы, социальную теорию, антропологию, лингвистику и психологию. Центральным в теории Бахтина (например, Бахтин "Речевые жанры и другие поздние сочинения", 1986) является понятие голоса как уникального средства разговора в физической природе и человеческом обществе. И, следовательно, слово в житейском контексте выступает в качестве социокультуры, передавая умственные и значимые системы говорящего. Бахтин утверждал, что СОССЮР игнорировал жанры и тем самым упускал многое из существенной деятельности языка. Направленный характер речи означает также, что какое-либо изречение предполагает диалоговое взаимодействие между голосом говорящего и голосом адресата, для которого изречение предназначено. Значение идей Бахтина для социологии состоит в их причастности к социокультурной ситуационности изречения на повседневном языке и к вопросу о том, может ли кто-либо назвать "собственным" изречение, высказанное своим голосом. В центре его внимания находится "полифонический" и динамический характер языка в рукописях о популярной культуре, особенно о карнавале ("Рабле и его Мир", 1969), которые недавно вызвали интерес в социологии. Он показывает, что исторически карнавал является местом "амбивалентности." (например, поклонению смерти и "унижениям" тела, подобно испражнению и спариванию), а также источником контркультуры по отношению к более высоким ее формам.

БАШЛАР ГАСТОН

БАШЛАР ГАСТОН (Bachelard, Gaston) (1894-1962) - влиятельный французский социальный философ и философ науки, который, помимо прочего, внедрил термин эпистемологический разрыв  и оказал влияние на Алътюссера и Фуко. Существуют параллели между взглядами Башлара и Томаса Куна на революционную науку.

БЕДНОСТЬ

БЕДНОСТЬ (poverty) - отсутствие достаточных материальных и культурных ресурсов для поддержания здорового существования. В большинстве обсуждений проводятся различия между абсолютной {первичной) бедностью и относительной (вторичной). "Абсолютная" относится к недостатку основных необходимых условий для поддержания физической жизни - пропитания и крыши над головой. Бут и Раунтри одними из первых исследователей показали ее широкое распространение в Великобритании. "Относительная" используется для показа несоответствия определений абсолютной, или первичной, бедности по отношению к культурным потребностям индивидуумов и семей в контексте остальной части общества. Это релятивистское определение связывает понятие не только с физическими потребностями, но также с нормами и ожиданиями общества. Изучение бедности занимает центральное место в любом исследовании социального неравенства, включая анализ тех, кто беден, и причин этого. В Великобритании нет установленной "черты бедности", хотя некоторые комментаторы трактуют право на социальное обеспечение  за ним как меру степени бедности. При таком подходе 17% британского населения (приблизительно девять миллионов человек) было официально признано бедняками в 1986 г. Однако он исключает всех тех, кто не подходил под критерии нуждающихся в социальном обеспечении, не обращался за поддержкой, находился лишь чуть выше данной произвольной линии и оказывался в западне бедности. Категории бедняков в индустриальных обществах обычно включают безработных, людей с низкооплачиваемой работой или частичной занятостью, больных и недееспособных, пожилых людей, членов многодетных семей либо семей с одним родителем. Хотя таких людей часто обвиняли за их бедность, которая рассматривалась как результат некой формы персонального несоответствия, вроде беспомощности или бездельничанья, во многих исследованиях наличие данного явления объясняется с точки зрения социальных и экономических структур промышленных обществ. Часто не признается один факт: бедность может происходить от того, что доход мужчины, даже превышающий черту бедности, распределяется неравномерно между всеми членами семьи, и основное бремя бедности ложится на женщин. Бедность, считаясь показателем классовых и тендерных отношений, в индустриальном обществе рассматривается в качестве индикатора неравных экономических отношений между государствами: бедность стран "третьего мира" напрямую связывается с накоплением богатства в развитых (см. Недоразвитость).

БЕЗГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА

БЕЗГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА (stateless society) - различные формы общества, не обладающие четко идентифицируемым государством. Подпадают под это определение, в основном, общества: (а) существовавшие до формирования первых централизованных государств (см. Древние или примитивные государства) ; (б) наряду с отсутствием четко идентифицированной машины государственного устройства (например, "административной" и военной поддержки лидера) также не имеющие устойчивого лидерства - так называемая ацефалия (буквально "безголовость"). Такие формы способны добиваться спаянности, поддерживать существование, даже вести войны либо потому, что достаточно малы, либо потому, что обладают сложной "сегментарной структурой". См. Сегментарные общества. Ср. Сегментарные государства.

БЕЗДОМНОСТЬ

БЕЗДОМНОСТЬ (homelessness) - отсутствие какого-либо дома или постоянного местожительства. В этой ситуации находятся люди, живущие на улицах, в общежитиях, незаконно занятых жилищах или временном помещении без постоянного права владения. Бездомность стала главной проблемой в Европе, Северной Америке, Австралии и многих других регионах мира в последние десять лет, особенно среди молодежи (С. Хатсон и М. Лиддиард "Бездомность молодежи. Конструкция социальной проблемы", 1994). В Англии группы бездомных людей необходимо различать по их правам на социальное обеспечение  жильем. Установлено, что бездомные - это те, кто имеют право на социальное обеспечение жильем по "Закону о бездомных людях" от 1977 г. и "Закону о жилищном строительстве" от 1985 г., включая бездомные семьи с несовершеннолетними детьми (как с обоими родителями, так и с одним) и бездомных старше 60 лет. Семьи не только занимают приоритетное положение, но и должны также проживать в данном районе и быть непреднамеренно бездомными. Если они удовлетворяют этим условиям, местные власти обязаны поселить их в новые дома. Число таких семей повысилось с 53 000 в 1978 г. до 149 000 в 1991 г.;  четыре из каждых пяти - семьи с детьми или беременными женщинами, и таким образом ежегодно 400 000 людей принимаются за бездомных, в том числе почти 200 000 детей. Однако местные власти отклоняют по крайней мере 40% претендентов, и "скрытая бездомность" выросла. По переписи 1991 г., 198 000 таких семей вели домашнее хозяйство  по тому же адресу и 95 000 жили в непостоянных помещениях, вроде фургонов или передвижных домиков. Обе эти цифры увеличились на 17% по сравнению с переписью 1981 г. Семьи, которые не были поселены, и молодые одинокие люди, которые никогда не включались в приоритетную группу нуждающихся, внесли вклад в экстраординарное повышение численности не установленных законом бездомных, то есть людей без специальных прав на социальное обеспечение жильем. В Лондоне до 120 000 бездомных молодых одиноких людей, а в целом по стране - до 180 000 (Дж. Гроув и Е. Куррье, "Бездомность", 1990). Некоторые авторы расценивают рост бездомности как результат недовыполнения социального обеспечения, другие - как изменение условий жизни для молодежи, включая образ жизни  семьи и высокий уровень безработицы.  Оба типа объяснений располагают доказательствами в свою пользу. Объекты жилищного строительства местными властями в Англии сократились с 85 000 в 1979 г. до 2 000 в 1992 г. Ассоциации жилищного строительства, которые должны были стать новыми поставщиками социального обеспечения жильем, не заполнили разрыв. В то же время коэффициент занятости для 16-летних выпускников школ снизился с 50% в 1976 г. до 15% в 1986 г. В 1994 г. правительство выпустило Белую книгу "Доступ к собственности местных властей и ассоциаций жилищного строительства", где предложено отменить все законодательные акты о бездомных людях и возвратиться к обеспечению временным помещением только бездомных. Девять тысяч организаций подали письменные протесты против этих предложений, и лишь две - в поддержку.

БЕЗРАБОТИЦА

БЕЗРАБОТИЦА (unemployment) ~- состояние отсутствия занятости по найму или в собственном деле, даже если человек подготовлен к такой деятельности. Большинство дискуссий и анализов предмета касается скорее общего уровня безработицы, чем опыта переживания индивидуумами (см. Сайнфилд (1981) для изучения опыта безработицы). Официальная статистика Великобритании обычно издается Департаментом по делам занятости. В Англии официальный уровень безработицы  почти утроился в 1970-х гг. (2,6% в 1970 г., 7,4% в 1980 г.) и вновь почти удвоился к 1984 г. (13,1%) (Прайс и Бейнс, 1988). Кроме того, статистика должна интерпретироваться с учетом того факта, что послевоенный консенсус в Великобритании до 1980-х гг. базировался на государстве всеобщего благоденствия, включая полную занятость. В течение большей части послевоенного периода регистрировали всех тех, кто получал пособие по безработице.  Это не отражает в полной мере число ищущих работу, то есть не имевших права на получение пособий (выпускников школ, недавно прибывших иммигрантов и многих замужних женщин) (Прайс и Бейнс). Однако степень недооценки тогда была все же ниже, чем сегодня. Начиная с 1980 г., правительство Великобритании предпочло изъять из статистики всех людей, охваченных "специальными мерами занятости" и Схемой обучения молодежи, которых тоже надо бы считать безработными. Кроме того, с 1983 г. в число ищущих работу более не входят лица старше 60 лет. (Там же.) Споры вокруг данной проблемы качественно изменились в течение 1980-х гг. Хотя высокий уровень безработицы остается важным фактором в политическом отношении, правительство попыталось перевести отношения между государством и гражданином на рынках труда с принципов государства всеобщего благоденствия на принципы нового либерализма. Такой подход отражает экономические и технологические реалии. Некоторые наблюдатели дают пессимистические прогнозы, например, Джил (1985), в то время как другие - Хэнди (1984) - гораздо более оптимистичны не в плане возможностей снижения общего уровня безработицы, а в плане ее переосмысления таким образом, чтобы проблема повысилась в ранге приоритетов и социально значимых решений.

БЕЗРАБОТИЦА МОЛОДЕЖИ

БЕЗРАБОТИЦА МОЛОДЕЖИ (youth unemployment) - определенная форма безработицы, связанная с периодом от окончания школы до включения в трудовую деятельность. В 1970-е - 80-е гг. безработица среди молодежи возрастала в Великобритании и большей части западного мира. Ее постоянство и направленные на смягчение данного явления меры государственной политики вызвали ряд исследований. Акцент на факторах обеспечения рабочей силой (демографическое изменение, высокая стоимость и недостаток мастерства) привел к политике профессионализма в образовании. Социологи критиковали аргументы "обеспечения", поскольку жертвы обвинялись за то, что они безработные. Безработица - это результат скорее структурных и институционных факторов, чем характеристик определенных социальных групп, которые она затрагивает.

БЕЗУМИЕ

БЕЗУМИЕ (madness) - душевное расстройство ("умопомешательство"), которое нарушает "нормальное" социальное функционирование индивидуума, приводя к непонятному и непредсказуемому поведению. В современном медицинском или психиатрическом дискурсе "безумие" осмысливается и лечится либо как одно из ряда физически основанных медицинских состояний (следовательно, также лечащееся наркотиками), либо как клинически выявляемое расстройство личности (см. также Психоз). В социологической литературе оно скорее анализируется в качестве примера более широкого явления социальной стигмации и социального контроля. Для Фуко, например, современные способы лечения "безумия" - один из аспектов социальной власти и надзора, а также социального исключения в обществе. Таким образом, для социологических целей не может быть вопроса о каком-либо простом принятия "научных" ярлыков, прикрепленных "экспертами". В другие времена виды поведения, ныне считающиеся обычно "безумными", назывались бы по-иному - шаманство, колдовство и т.п., - а социальное лечение их также было бы разным. Чтобы уловить социальный характер  безумия, необходим анализ его социальных основ и значений, включая медицинские и связанные с ними психиатрические концепции, которые не могут иметь автоматического приоритета. См. Лейнг; Сцасц.

БЕК УЛЬРИХ

БЕК УЛЬРИХ (Beck, Ulrich) (1944- ) - немецкий социолог, чьи недавние идеи об обществе риска и рефлексивной модернизации, выраженные в книгах "Общество риска - к новой современности" (1992, первое издание - 1986), "Поэтика в век риска" (1994), привлекли к себе широкое внимание. Идеи Бека можно рассматривать как начертание "третьего пути" между модернистской и постмодернистской теориями современного общества.

БЕККЕР ГОВАРД С.

БЕККЕР ГОВАРД С. (Becker, Howard S.) (1928- ) - американский социолог, чье творчество в рамках традиции символического интеракционизма внесло важный вклад в изучение студенческой культуры, в теорию стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения) и социологию искусства. Его наиболее популярными работами стали "Мальчики в белом: студенческая культура в медицинском мире" (в соавторстве с Бланшем Геером, Эверетом Гюге и Анслемом Страусом, 1961), "Возведение в ранг" (с Бланшем Геером и Эверетом Гюге, 1968), "Аутсайдеры: исследования в социологии девиации" (1963) и "Социологическая исследовательская работа" (1970). Сосредоточенный на поведении личностей в группах и организациях, его подход был несомненно социологическим. Индивидуальные ответы, например, на лечение, рассматриваются как в гораздо меньшей степени зависимые "от индивидуальной психологии пациентов, чем от отношений между ними и врачом. Действия девиантов определяют не столько их личные качества, сколько взаимодействия между ними, другими девиантами и агентами социального контроля". См. Девиация; Иерархия вероятности; Получение оценок; Употребление наркотиков ради удовольствия.

БЕЛЛ ДЭНИЕЛ (BELL, DANIEL)

БЕЛЛ ДЭНИЕЛ (BELL, DANIEL) (1919- ) - американский эссеист и социолог, чьи многочисленные описания современного общества сколь широко распространены, столь и активно оспариваемы. В "Конце идеологии" (1960) он одним из первых предсказал резкое снижение значения ранее доминировавших классовых идеологий (см. Тезис о конце идеологии). Позже в "Грядущем постиндустриальном обществе" (1973) он развил представление о том, что современные общества стали не только постиндустриальными обществами, но также информационными обществами, в которых наука и техника, профессиональная и техническая занятость заняли центральное место. На этой стадии главной у Белла была идея оптимистического будущего и общества затухающих социальных конфликтов. В "Культурных противоречиях капитализма" (1976), однако, тон меняется. Теперь уже Белл обращает внимание на новые нерешенные противоречия между тремя конкурирующими "осевыми принципами" современного общества: технико-экономической эффективностью; универсальным гражданством, политическим равенством и правом на социальное обеспечение;  индивидуальным самовыражением и гедонистским исполнением (см. также Культурные противоречия капитализма; Финансовый кризис в капиталистическом государстве; Кризис легитимации; Секториальные расхождения). Можно сказать, что его социологический анализ выявил изменение настроений в современном обществе. См. Футурология.

БЕЛОВОРОТНИЧКОВЫЙ РАБОЧИЙ

БЕЛОВОРОТНИЧКОВЫЙ РАБОЧИЙ (white-colour worker) - наемный работник не ручного труда. Термин применяется главным образом к тем, кто занимается относительно рутинной работой на должности в более низких секторах занятости не ручного труда. Акцент на различиях в одежде между рабочими ручного и не ручного труда отражает исторические фундаментальные различия в положении на работе, статусном положении, и в положении на рынке между двумя типами рабочих. См. Рунной и не ручной труд; Средние классы.

БЕНДИКС РАЙНХАРДТ

БЕНДИКС РАЙНХАРДТ (Bendix, Reinhardt) (1916-1991) - американский социолог немецкого происхождения, наиболее известный работами по интерпретации социологии Макса и Вебера (особенно книгой "Макс-Вебер: интеллектуальный портрет", 1960), а также обширным творчеством в исторической и сравнительной социологии, включающим "Труд и власть в промышленности" (1956), "Социальная мобильность в индустриальном обществе" (1959) и "Формирование нации и гражданство" (1964). См. Социальная мобильность.

БЕНЕДИКТ РУТ

БЕНЕДИКТ РУТ (Benedit, Ruth) (1887-1948) - американский культурный антрополог, следовавший традиции Франца БОАСА в применении культурно-релятивистской ориентации к сравнительной антропологии. Ее научный вклад состоит прежде всего в психологически ориентированном исследовании связей культуры и личности, а также в изучении рас. В наиболее известной книге - "Образцы культуры" (1935) - она стремилась показать, как представления о психологической нормальности являются производными от культуры и в высшей степени разнообразными и как черты личности, высоко оцениваемые одним обществом, могут негативно рассматриваться в другом. Ее наиболее известная ученица - Маргарет Мид. См. Школа культуры и личности.

БЕНЕФИЦИЙ

БЕНЕФИЦИЙ (benefice) - 1. (В современном значении) церковный приход с его доходами или собственность, переданная церкви. 2. (Исторически и в социологии) институт в западноевропейском феодализме, посредством которого вассал одаривался сюзереном землей или положением, в результате чего мог получать доход. Что касалось земли, чаще известно как лен. См. Феодализм и феодальное общество.

БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ

БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ (Bentham, Jeremy) (1748-1832) - английский правоведческий, политический и социальный теоретик, а также социальный реформатор, один из основателей современного философского утилитаризма. Как теоретик права Бентам оспаривал адекватность традиции общего права и был еще более критически настроен в отношении концепций естественного права (см. Естественные права и естественное право) , которые называл "нонсенс на ходулях". Вместо них он защищал законодательство и общую кодификацию законов, а также правовой позитивизм.  Интерес к тюремной реформе также привел его к выдвижению проектов современной тюрьмы - см. Паноптикум.

БЕНЬЯМИН ВАЛЬТЕР

БЕНЬЯМИН ВАЛЬТЕР (Benjamin, Walter) (1892-1940) - немецкий культурный теоретик, связанный с франкфуртской школой критической теории. Материалистическая диалектика Беньямина коренилась и в еврейском мистицизме, и в историческом материализме. История как прогресс должна была расцветать обособленно, а культурные блага могли освобождаться или преобразовываться в "диалектические образы", которые освещали революционные возможности настоящего (см. "Просвещение", 1955, "Улица с односторонним движением", 1974). Сегодня его творчество считается особенно важным вкладом в неомарксистские теории эстетики и "массовой культуры". Часть его работ - теоретический анализ наследия социалистического драматурга Бертольда Брехта. Влияние Брехта изменило направление мыслей Беньямина от критического отрицания до революционного подтверждения коллективного революционного субъекта (см. "Постижение Брехта", 1973). В отличие от Адорно, который был пессимистически настроен в отношении критического потенциала "массового искусства", Беньямин верил в то, что этот прогрессивный потенциал будет найден. Если Адорно сохранил и даже упрочил принадлежность к классическому "модернистскому" (и буржуазному) различию между высокой культурой и остальными формами массовой культуры, то Беньямин высказывал сомнения относительно такого различия. При этом он охватил множество ориентации, позже ставшими характерными для постмодернизма.

БЕРГЕР ПИТЕР

БЕРГЕР ПИТЕР (Berger, Peter) (1929- ) - родившийся в Вене американский социальный теоретик и социолог религии. В "Социальном конструировании реальности" (совместно с Томасом Лукманом, 1966), он дает оценку роли обыденного знания в социальном конструировании повседневной жизни и учреждений, разрабатывая тему в русле феноменологического подхода Альфреда Шюца. В исследованиях религии, включая "Социальную.действительность религии" (1969), он выдвинул спорный тезис о том, что социологи должны занять "методологически атеистическую" позицию и не пытаться обсуждать, является ли религия чем-то большим, чем социальное порождение. Его широко известное введение в социологию - "Приглашение в социологию" (1966) - гимн привлекательности социологии, "игра королей академических дисциплин", по выражению Бергера. См. Структура и воля; Феноменологическая социология.

БЕРГСОН АНРИ

БЕРГСОН АНРИ (Bergson, Henri) (1859-1941) - французский философ, чьи работы о времени оказали заметное влияние на социологию. Во "Времени и доброй воле" (1889) он противопоставил время, постигаемое опытом повседневной жизни ("непрерывная продолжительность"), - времени, каким оно представляется в научной сфере.

БЕРНШТЕЙН БЭЙЗИЛ

БЕРНШТЕЙН БЭЙЗИЛ (Bernstein, Basil) (1924- ) - социальный теоретик и специалист по социологии образования, наиболее известный своими первопроходческими работами по социолингвистике и изучением связи между общественным классом и деторожда-емостью, а также использованием языка в контексте семьи и школы. Самые ранние статьи, появившиеся в 60-х гг., установили наличие "ограниченных" кодов формального и общего языка у рабочего класса и "разработанных" у среднего (см. Разработанные и ограниченные коды). Его теория языка, а также эмпирические исследования  были широко распространены в Англии и остальных странах. Концентрация на этих аспектах его работ отвлекла внимание от интереса Бернштейна к распределению власти и принципам социального управления (Бернштейн "Класс, коды и контроль", 1971-77). Его подход - по существу структуралистский, испытывающий сильную тягу к трудам Дюркгейма, что наиболее четко просматривается в работе по организации, передаче и оценке знания в ходе образования. Последнее является формой кода знания; то, каким образом оно организуется, передается и оценивается, отражает способы социального контроля. Программа создается как из отдельных, так и объединенных единиц, классифицированных определенным способом, где классификация относится к пограничным связям между областями знания. Данный термин параллелен понятию "обрамление", отражающему способ передачи знания. Бернштейн полагает, что эмпирически сигнальные системы "классификации" и "обрамления" реализуются в совокупных и интегрированных кодах, подкрепляющих программу школ и оказывающих влияние на порядок и контроль. Совокупный код строго классифицирован и ограничивает области. Студенты могут выбирать только отчетливо отделяемое содержание в форме предметов, то есть историю, географию, химию, физику. Интегрированный код состоит из содержания, которое имеет открытую связь с каждым иным кодом, например, с социальными исследованиями, наукой. Таким образом, организация знания отражена в философии образования, вложенной в каждый код и его связь с принципами власти и управления. Совокупный код подразумевает дидактическое обучение, при котором "факты" внушаются, а интегрированный - теорию обучения и изучения, основанную на саморегулировании индивидуумов или групп учеников.

БЕРНШТЕЙН ЭДУАРД

БЕРНШТЕЙН ЭДУАРД (Bernstein, Eduard) (1850-1932) - немецкий социал-демократический теоретик, который обычно ассоциируется с ревизионизмом внутри марксизма. В его главной работе - "Die Voraussetzungen des Socialismus" (1899) - содержится утверждение, что расширение политических прав в капиталистических обществах будет постепенно трансформировать их и предотвращать экономические кризисы  без необходимости насильственной революции или диктатуры пролетариата.

БИЛАТЕРАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

БИЛАТЕРАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ (bilateral descent) (Антропология) - термин, описывающий систему, в которой узы родства признаются по линии обоих родителей.

БИМОДАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

БИМОДАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (bimodal distribution) - см. Меры центральной тенденции.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (biographical method) - использование личных документов (типа писем или дневников) для проведения социологических исследований. См. История жизни, Знанецкий.

Предыдущая страница Следующая страница