Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАЛ"-"ВОЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАЛ"-"ВОЕ")

ВАЛИДНОСТЬ

ВАЛИДНОСТЬ (validity) - степень, в которой измерение, показатель или метод сбора данных обладает свойством быть настолько правильным или истинным, насколько это можно оценить. Например, если такое психологическое измерение, как тест интеллекта,  считается валидным, то это означает, что оно уместно для измерения того, что предполагается измерить. Когда говорят, что социальные обзоры принесли валидные данные, то считается, что они являются истинным отражением изучаемого явления (например, проектирования электорального поведения исследуемого населения). То есть метод обзора  обладает валидностью. Ср. Достоверность. На практике в социологии и социальных науках в целом отношение между показателями и мерами, с одной стороны, и лежащими в их основе принятыми концепциями - с другой, часто оспаривается (см. Официальная статистика; Измерение по декрету).

ВАЛЛЕРСГАЙН ИММАНУИЛ

ВАЛЛЕРСГАЙН ИММАНУИЛ (Wallernstein, Immanuel) (1930- ) -американский социолог и социальный историк, родившийся в Нью-Йорке и получивший образование в Колумбийском университете. Первоначально он исследовал Африку (1955-1970). Первый том его "Современной мировой системы" появился в 1974 г.;  а с 1976 г. он был ведущим профессором социологии в Университете штата Нью-Йорк и директором Центра изучения экономик, исторических систем и цивилизаций им. Фернана Броделя. Его главный вклад - разработка теории мировых систем и координация большого числа исследований, которые включают междисциплинарные исследования в социологии, политэкономии, политике и истории. Наиболее обшие формулировки его подхода содержатся в работах "Капиталистическая мировая экономика" (1979), "Исторический капитализм" (1983) и в сборнике очерков. См. также Центр и периферия.

ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП)

ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) (gross national product - GNP) (Политэкономия) - общая денежная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за год, включая доходы от заграничной собственности.

ВАРВАРСТВО

ВАРВАРСТВО (barbarism) - стадия развития, которая в ранних теориях общественного развития (см. Эволюционная теория) символизировала скотоводческое общество. Впервые термин в этом значении использовал Монтескье, выделив три основные стадии общественного развития: (а) охота, или дикость; (б) пастушество или варварство; (в) цивилизация. В конце XIX в. мыслители-эволюционисты - Э.Б. Тайлор и Л. Г. Морган - также приняли данное понятие.

ВАРНА

ВАРНА (Varna) - см. Каста.

ВАССАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

ВАССАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (vassalage) - см. Феодализм и феодальное общество.

ВЕБЕР МАКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕБЛЕН ТОРНСТЕЙН

ВЕБЛЕН ТОРНСТЕЙН (Veblen, Thornstein) (1857-1929) - американский экономист, социолог и социальный критик норвежского происхождения, который основал подход, известный как институционная политэкономия.  В "Теории досужего класса" (1899) Веблен бескомпромиссно критикует образ жизни  состязательного и демонстративного потребления у господствовавших социальных групп американского общества. В ряде последующих работ - "Теория делового предприятия" (1904), "Инстинкт трудолюбия" (1914) и "Инженеры и система цен" (1921), он столь же остро анализирует американский капитализм, называя его "хищным" и "паразитическим". Веблен надеялся, что однажды досужий класс и современная корпоративная власть будут заменены правлением инженеров и что станет преобладать человеческий "инстинкт трудолюбия". Однако он не был удивлен тем, что капитализм мог привести к мировой войне, причины которой он видел в поздней индустриализации Германии и в отсутствии у нее демократических политических традиций. Имеется некоторое сходство между стилем социологии Веблена (и враждебным ответом, который она часто вызывала) и более поздним творчеством другого крупного социологического критика американского общества, К. Райта Миллса. Правда, критическое восприятие работ Веблена показывает слабость его методов, а также бесспорное идеологическое восприятие его анализа американского общества.

ВЕЛИКИЕ ДОКТРИНЫ (ИЛИ МЕТАДОКТРИНЫ)

ВЕЛИКИЕ ДОКТРИНЫ (или МЕТАДОКТРИНЫ) (grand nerratives (or metanerratives)) - общие концепции (ср. Повести), вроде "освобождения личности", которые, согласно Лиотарду (1984), были характерными для "наук" "нового времени" и которые обычно легитимизировали себя обращением к метадискурсам. Они занимают центральное место в критике нового времени Лиотардом, указывавшим на то, что в эру "постмодерна" такие великие доктрины теряет свою легитимность. Однако парадокс все же существует: не является ли сама теория Лиотарда еще одной мета-доктриной? См. также Постмодерн и Постмодернизм.

ВЕНСКИЙ КРУЖОК

ВЕНСКИЙ КРУЖОК (Viena circle) - см. Логический позитивизм.

ВЕРИФИКАЦИЯ

ВЕРИФИКАЦИЯ (verification) - процедура, связанная с установлением истинности суждения или гипотезы.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ (denomination) - ответвление от христианской церкви (например, секта или часть отколовшейся национальной церкви), обладающее прочной организацией и достаточной паствой. Вероисповедания обычно считаются менее динамичными, чем секты, а иногда - и средней ступенью в типологии форм религиозной организации (см. Церковно-сектантская типология).

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ВЫБОРКА

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ВЫБОРКА (probability sample) - см. Вероятность.

ВЕРОЯТНОСТНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

ВЕРОЯТНОСТНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ (probabilistic explanation) - см. Объяснение.

ВЕРОЯТНОСТЬ

ВЕРОЯТНОСТЬ (probability) (Статистика) - число в пределах от 0 (невероятно) до 1 (несомненно), которое указывает, насколько вероятно то, что, в конечном счете будет получен определенный результат. Методами обработки вероятностных величин и вычислением вероятностей занимается теория вероятностей,  предсказывая вероятное поведение случайных переменных и давая количественную оценку этому. В социологии она особенно важна для выборочных методов и статистического вывода. См. также Объяснение. Вероятностная выборка - то же, что случайная выборка,  то есть выборка, осуществляемая таким образом, когда все единицы генеральной совокупности имеют известный шанс попасть в выборочную совокупность. Преимущество ее использования в социологическом исследовании заключается в том, что теория вероятностей позволяет производить оценку объема ошибки в выборке при обобщении результатов по отношению к генеральной совокупности. См. Выборка и Осуществление выборки. Статистический вывод зависит от оценки неизвестных параметров популяции и проверки гипотез на основе выборочных данных, в результате сводки которых получается описательная статистика,  например, выборочная средняя или выборочная пропорция. Теорема центрального предела гласит, что если большие объемы случайной выборки равного размера неоднократно осуществляются из какой-либо популяции, то выборочная статистика, такая как средняя, будет иметь нормальное распределение.  Одно из свойств такого распределения заключается в том, что имеется постоянная пропорция вероятностей, находящихся в пределах указанного расстояния от средней. Именно эта характеристика дает возможность применять к популяциям статистические выводы, базирующиеся на случайной выборочной статистике. Вычисление выборочной средней не позволяет утверждать с определенностью о том, что есть среднее популяции, но при знании распределения осуществления выборки его оценку можно произвести с достаточным уровнем надежности, например, вероятностью 0,95 (95%) или 0,99 (99%). Проверка значимости выявляет вероятность наблюдаемого результата в выборочных данных, встречающихся случайно. Знание теоретических частотных распределений позволяет применить значение вероятности к статистической проверке, и, если оно довольно низко, например, р = < 0,05 или р = < 0,01, Нулевая гипотеза отклоняется (см. Проверка значимости). Как проверки значимости, так и уровни достоверности основаны на законах вероятности.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ (vertical mobility) - движение снизу вверх в иерархии статусов или другой иерархии в системе социальной стратификации. См. также Социальная мобильность.

ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (vertical division of labour) - см. Разделение труда по половому признаку.

ВЕРХУШКА БУРЖУАЗИИ

ВЕРХУШКА БУРЖУАЗИИ (haute bourgeoisie) наиболее могущественные секторы буржуазии.

ВЗАИМНОСТЬ

ВЗАИМНОСТЬ (reciprocity) - отношения между двумя сторонами или вещами на основе обоюдной деятельности, отдачи и принятия. См. Обмен; Норма взаимности; Обмен подарками и презентные отношения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (interaction) (Статистика) - смешанное воздействие двух или более Независимых переменных на Зависимые переменные, когда они действуют совместно. В исследовании эффекта переменных в эксперименте индивидуальное воздействие каждого из них не может объяснить общее изменение. В таких случаях, следовательно, целесообразно использовать статистический тест, такой как Дисперсионный анализ, который разработан для оценки эффекта взаимодействия между переменными, а также специфического эффекта каждого.

ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (visual anthropology) - недавно учрежденный раздел социальной антропологии, который исследует визуальные параметры обществ и основан на предположении, что различные культуры часто содержат преимущественно визуальный компонент, то есть выглядят по-разному. Визуальное может фиксироваться различными способами, включая эскизы, фотографии, фильмы и видеофильмы, а визуальная антропология  изучает последствия применения таких методов в социологии и антропологии (см. Болл и Смит, 1991).

ВИКО ДЖАМБАТТИСТА

ВИКО ДЖАМБАТТИСТА (Vico, Giambattista) (1688-1744) - итальянский социальный теоретик, чья "Новая наука" (1725) многими рассматривается как предшественница представления о том, что социальная наука  не должна напрямую принимать методы физических наук. Свои деяния люди могут понять разными способами, исходя из своего восприятия естественного мира. По утверждению Вико, человеческая цивилизация развивалась через три стадии - "божественную", то есть под господством религии; "героическую" и милитаристскую; "гуманистическую" и рациональную. Однако он предостерегал против того, чтобы культурные разновидности между различными обществами и временами принимались во внимание при объяснении развития человеческих обществ. По его мнению, многие исторические изменения носили "циклический" характер. Несмотря на сходство его идей и теорий современной социологии, практически не наблюдается прямой преемственности его творчества, которое было надолго в значительной степени забыто.

ВИКТИМОЛОГИЯ

ВИКТИМОЛОГИЯ (victimology) - изучение жертв преступления. Эта область традиционно выпадала из интересов подавляющего большинства криминологов. Тема иногда поднималась в дискуссиях о достоверности статистики преступлений, но систематически не рассматривалась до 1960-х гг. В 1965 г. Комиссия по правовому надзору при президенте США спонсировала первый крупный обзор и обнаружила, что число не сообщенных преступлений - "темное число" - намного превысило предполагаемое. Было также выявлено, что число жертв и вероятность преступлений распределялись неравномерно среди различных классов и этнических групп, а также среди мужчин и женщин. Кроме того, жители внутренних городов больше боялись и подвергались большей вероятности преступлений, несмотря на обильное присутствие полицейских. Первый британский официальный обзор жертв (М. Хау и П. Мейхью "Британский обзор преступлений", 1983) повторил американские результаты по "темному числу" подобных случаев и их распределению. Теоретические подходы к виктимологии состоят в выявлении природы отношений между жертвой и преступником, в частности, основаны на концепции "провоцирования со стороны жертвы". В определенных случаях, например, связанных с изнасилованием, этот психологистский подход действительно "обвиняет" жертву в навлечении преступления. Другие оценки, получаемые на основе статистики, концентрируются на географических и демографических объяснениях или с точки зрения "образа жизни". В Великобритании последнее исследование в данной области приняло более социологический и структурный характер, представляя собой не только отход от прежней критической криминологии, но и попытку содействовать пониманию жертвы (особенно в кварталах проживания рабочего класса) и способствовать формированию политики по отношению к правоохранительной системе и к поддержке жертв (например, Ли и Янг, 1983; Джейнс, Маклин и Янг, (1986).

ВИНДЕЛЬБАНД ВИЛЬГЕЛЬМ

ВИНДЕЛЬБАНД ВИЛЬГЕЛЬМ (Windelband, Wilhelm) (1848-1915) - немецкий философ, примыкавший к неокантианству и запомнившийся в значительной степени проведенным различием между двумя противоположными "влиятельными подходами" в социальных исследованиях: идеографическим и номотетинеским. Последний связан с открытием научных законов, а первый применялся при изучении отдельных исторических явлений. Вместе с Риккертом Виндельбанд утверждал, что, хотя политэкономия и социология в стремлении устанавливать обобщения вполне могут заимствовать методологию естественных наук, следует также признать уместность использования идеографических методов в исторических и культурных исследованиях. Один из важных акцентов в работах Виндельбанда - значение ценностей в выборе проблем для изучения в культурной сфере. Это представление повлияло на Вебера (см. Ценностную уместность), но, в отличие от него, Виндельбанд оставлял открытой возможность установления универсально значимых норм.

ВИРИЛОКАЛЬНОЕ

ВИРИЛОКАЛЬНОЕ (virilocal) - см. Патрилокальное.

ВИРТ ЛУИ

ВИРТ ЛУИ (Wirth, Louis) (1897-1952) - немецко-американский социолог и член Чикагской школы. Свой главный вклад он внес в городскую социологию (см. Урбанизм как образ жизни) . Его классическим трудом является "Гетто" (1925).

ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ

ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ (Wittgenstein, Ludwig) (1889-1951) - австрийский философ, оказавший огромное влияние на современную философию и на некоторые области социологии. Необычен среди философов тем, что внес свой главный вклад в два расходящихся крупных движения в рамках предмета: (а) в "Tractatus Logico-Pkilosophicus" (1923) язык был представлен как "изображение" мира. Согласно этой теории, "истинность" или "ложность" любого суждения есть в конечном счете вопрос его "соответствия" или отличия по отношению к "атомным фактам", то есть "конечным простейшим", которые составляют мир. Данное представление (связанное с "логическим атомизмом" Рассела) оказало важнейшее влияние на Логический позитивизм; (б) в "Философских исследованиях", изданных посмертно (1953), Витгенштейн - оставивший философию, полагая свою задачу выполненной в "Tractatus"- аннулировал свою "картинную теорию", разработав вместо нее теорию, в которой язык рассматривался как обеспечение "инструментов", работающих только в пределах определенных социальных контекстов или в отношении определенных задач. Значение наиболее важного его понятия - язык - это форма жизни (см. также Языковые игры), а в "Tractatus" он был основой универсальных истин, надежной базой науки. Теперь же появилось множество языков, и любая истина соотносилась с ними. Возможно, данный подход был внутренне присущ более ранним представлениям, но, уходя из философии, он заявлял: "Я не сказал то, что нельзя не сказать". Во второй работе есть многое, что нужно сказать, но ничего не существует независимо от определенных языков. Именно во "второй" форме философия Витгенштейна проявила разветвляющееся воздействие на социологию, особенно на социальную феноменологию и этнометодологию, отчасти через лингвистическую философию, а отчасти более непосредственно, а также путем работ Питера Уинча. Она также глубоко проникла в исторические и социальные исследования естественной науки, особенно в труды Томаса Куна и Пауля Фейерабенда. Влияние более позднего Витгенштейна считалось губительным некоторыми социологическими комментаторами, например, Гелнером (1974), который видит в этом возвещение о "новом идеализме" и "новом релятивизме". Для других (как для Уинча) значимое понимание убеждений и ценностей социальных акторов в определенных социальных контекстах, в которых они расположены, существенно в социологическом анализе, являясь единственной целью предмета. Однако есть и третье представление. Для многих акцент Витгенштейна на первоначальном понимании убеждений и ценностей социальных акторов, прежде чем пытаться объяснять их, - наиболее важный и ценный. С этой точки зрения существуют прямые параллели между тем, что некоторые социологи заимствовали у Витгенштейна, и тем, что можно также встретить в концепции Вебера оценок последовательной действительности: сочетание "значимых" и более широких "причинных" объяснений.

ВИТТФОГЕЛЬ КАРЛ

ВИТТФОГЕЛЬ КАРЛ (Wittfogel, Karl) (1896-1988) - немецкий сравнительный социолог, наиболее известный работами о китайском обществе и спорной книгой "Восточный деспотизм" (1957) (см. Восточный деспотизм). С 1925 г. по 1933 г. Виттфогель работал в Институте социальных исследований во Франкфурте (см. Франкфуртская школа критической теории). Впоследствии переехал в Соединенные Штаты.

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ (participant observation) - метод социального исследования, в котором исследователь становится участником естественным образом происходящей социальной активности. Сторонники метода считают его более удобным, чем такие, как экспериментальные методы или стандартизированный выборочный опросный лист,  которые, по их мнению, привносят искусственность в социальное наблюдение и изучение. Данные собираются неформально в ходе участия исследователя в нормальной социальной жизни. Однако точная их регистрация и систематический упор на проведение интенсивных интервью с ключевыми информантами являются существенной особенностью подхода и часто подкрепляются документальными свидетельствами. В то время как некоторые наблюдатели довольствуются представлением своих результатов в форме описательных этнографии, вполне допустимо требование большего обобщения (см. Аналитическая индукция). Хорошие результаты включенного наблюдения рассматриваются в работе Эрвина Гофмана о приютах (1961) или Говарда Беккера о потреблении марихуаны (1953).

Обобщаемость результатов исследования не составляет сложности, но проблемы все же возникают из-за: (а) трудоемкого характера и высоких затрат данного метода, поскольку обычно нужны длительные наблюдения; (б) трудности уменьшения воздействия социального исследователя на наблюдаемые социальные процессы; (в) этических, а также методологических дилемм при входе и

выходе из области изучения, включая решение сделать исследова

ние открытым или скрытым. Все три проблемы одинаково присущи и не включенному наблюдению, где исследователь воздерживается от активного вовлечения в изучаемое поведение. Эффект Хоуторна - пример того, каким образом субъекты могут менять поведение, когда узнают, что находятся под наблюдением. Какими бы ни были проблемы включенного наблюдения, оно остается неоценимым методом социологического исследования, который служит скорее дополнением к другим подходам, чем их альтернативой (см. Методы исследования). Оно особенно полезно там, где исследуемая социальная деятельность  девиантна или скрытна. Включенное наблюдение можно описывать как "основанный на открытии подход", а также как средство проверки суждений.

ВЛАСТНАЯ ЭЛИТА

ВЛАСТНАЯ ЭЛИТА (power elite) - внутренний круг власть предержащих в современном американском обществе (К. Райт Миллс, 1956). В изображении Миллса, эта элитная группа состоит из трех свободных объединений тех, кто занял главенствующее положение в промышленности, обороне и политике. Миллс настаивал на том, что эти три ветви составляли "властную элиту", а не правящий класс (в марксистском смысле), поскольку основа их власти не просто экономическая. Относительное единство, которым она обладает, рассматривается как результат общих культурных и психологических ориентации, а зачастую и социальным происхождением. См. также Военно-промышленный комплекс. Другой теорией современных политических элит является плюралистский элитизм.  Согласно ему, существует множество элит, но действуют они не унифицированным образом.

ВЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВМЕШИВАЮЩАЯСЯ ПЕРЕМЕННАЯ

ВМЕШИВАЮЩАЯСЯ ПЕРЕМЕННАЯ (interventing variable) - переменная, которая опосредует воздействие независимой переменной на зависимую переменную. Она может быть внутренним механизмом, чье существование гипотетически выводится из проявляемого воздействия (например, организма, который вмешивается между S [стимулом] и R [ответом] в бихевиористской психологии) или из другой внешней объяснительной переменной (например, социальный класс  оказывает очевидное воздействие на заболеваемость, но это опосредовано доходом, питанием, жилищными условиями и т.д.).

ВНЕДРЕННОЕ В СТРАНУ КАПИТАЛОЕМКОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ВНЕДРЕННОЕ В СТРАНУ КАПИТАЛОЕМКОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО (high costs of entry manufacturing) - см. Зависимая индустриализация.

ВНЕШНЯЯ ГРУППА

ВНЕШНЯЯ ГРУППА (out-group) - см. Внутренняя группа и Внешняя группа.

ВНП (GNP)

ВНП (GNP) - см. Валовый национальный продукт.

ВНУТРЕННИЙ ГОРОД

ВНУТРЕННИЙ ГОРОД (inner city) - кварталы городского поселения с высоким уровнем социальных проблем и бедности. Термин иногда используется в качестве ключевого для "иммигрантского квартала" исследователями "проблем внутреннего города" с точки зрения культурных меньшинств, а не средоточия социальных проблем капиталистического общества. См. также Переходная зона: Городская социология; Урбанизм как образ жизни;  Урбанизация.

ВНУТРЕННИЙ КОЛОНИАЛИЗМ

ВНУТРЕННИЙ КОЛОНИАЛИЗМ (internal colonialism) - инкорпорация отличных в культурном отношении групп доминирующей группой в единую национальную идентичность, централизованное политическое правление и национальную экономику. Во многих исследованиях этот процесс сходен с внешним колониализмом, посредством которого одно государство подчиняет другое. В современной литературе имеются две основные сферы анализа данного понятия. Одна находится в латиноамериканистской школе, где термин использовался для выявления связи между европеизированными социальными группами и туземными (часто называемыми индейцами) с различными языками, убеждениями и образами жизни. Штафенхаген (1975) доказывает, что внутренний колониализм  появился в латиноамериканских странах с завоеванием независимости от Испании и Португалии в 19-м столетии, а также с развитием капиталистической экономики. Индейские общины утратили свои земли, были вынуждены трудиться на иностранцев, интегрировались в товарно-денежную экономику и включились в национальные политические структуры. Это привело к форме этнической стратификации, которая в работах Штафенхагена функционирует наряду с изменением социально-классовых отношений. В Европе и США понятие применялось при обсуждении этнических и расовых отношений и появления национальных движений в образовавшихся государствах. Оно получило распространение в связи с движением за гражданские права  черных в США в 60-е гг., когда проводились сопоставления их положения в США и в Африке, где европейский колониализм уступал место независимым государствам. Гехтер (1975) создал одну из наиболее влиятельных в академических кругах формулировок понятия, употребив ее для изучения национального развития Великобритании, чем расширил дебаты. Он применил аспекты анализа мировой системы для доказательства того, что внутренний колониализм предполагает подчинение периферийных культурных групп группами центра отчасти в результате неравномерной индустриализации территорий, то есть находящиеся в наиболее передовых регионах достигают господства над проживающими в менее развитых. Позже это может привести к возникновению национальных движений, как имело место в некоторых европейских странах и Канаде в конце 60-х гг. См. также Национализм; Центр и периферия; Империализм.

ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ТРУДА

ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ТРУДА (internal labour market) - см. Рынок труда.

ВНУТРЕННЯЯ ГРУППА И ВНЕШНЯЯ ГРУППА

ВНУТРЕННЯЯ ГРУППА и ВНЕШНЯЯ ГРУППА (in-group and oui-group) - термины-близнецы, внедренные Грэхемом Самнером (1906) для обозначения участников особого отношения "мы", в отличие от его аутсайдеров.

ВНУТРЕННЯЯ КОЛОНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА

ВНУТРЕННЯЯ КОЛОНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА (internal colonization of the life-world) - проникновение форм экономической и административной рациональности в "коммуникативную практику", специализирующуюся на культурной трансмиссии (Хабермас "Теория коммуникативного действия", 1984-1988). В результате, по Хабермасу, происходит "культурное обнищание" повседневной жизни и связанная с этим "утрата значения" и "утрата свободы".

ВНУТРИРЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ

ВНУТРИРЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ (illuctionary) - см. Речевое действие.

ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЕ СООТНОШЕНИЕ

ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЕ СООТНОШЕНИЕ (military-civilian ratio) - доля военнослужащих (и связанной с войсками занятости) в общем взрослом населении (Андрески "Военная организация и общество", 1954). Хотя в доиндустриальном обществе, основанном на вооруженном гражданском населении, это соотношение было высоким (например, в городах-государствах Древней Греции), оно еще более возросло в современных государствах, где постоянные армии и четкое различие между гражданским населением и войсками является особенностью аппарата современного национального государства. Картина, однако, усложняется существованием во многих из них временного принудительного призыва на военную службу, то есть воинской повинностью части гражданского населения. См. также Тотальная война.

ВОЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО (В ПОЛИТИКУ)

ВОЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО (В ПОЛИТИКУ) (military intervention (in politics)) - любое вмешательство военных в политику, простирающееся за пределы минимальных уровней влияния, обычно существующих в конституционных демократических государствах. Файнер ("Человек верхом на лошади", 1962) выявляет четыре уровня: влияние, шантаж, смещение гражданских правителей, замена гражданского режима военным. Согласно Файнеру, формальное отделение военных от политики - отличительная черта современных конституционных государств - наиболее явно проявляется в западных промышленных демократиях, где сильная политическая культура  поддерживает легитимность гражданского политического правления и определяет вмешательство военных как незаконное, значительно ограничивая его. Ситуации, когда гражданский режим заменяется военным, главным образом характерны для современных развивающихся стран, однако могут сложиться и в более развитых обществах (например, в Аргентине), испытывающих недостаток сильной политической культуры. Кроме очевидного фактора обладания современными видами вооружения, есть и другие факторы, которые делают возможным или поощряют усиление влияния военных там, где: (а) военные представляют собой внутренне спаянную группу, обладающую хорошей связью и способную функционировать как составная часть, другие группы испытывают недостаток в этих атрибутах; (б) войска способны претендовать на представительство нации в целом, когда гражданское правительство выражает частные интересы; (в) военнослужащие надеются на личную выгоду (например, лучшее вооружение, большее жалованье или перспективы продвижения по службе). Не стоит полагать, будто военное правление  автоматически ведет к правым режимам; существуют многочисленные примеры противоположному. По сравнению с гражданским его эффективность в проведении социальных реформ также остается открытым вопросом, но, как правило, такие периоды относительно непродолжительны.

Предыдущая страница Следующая страница