Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "С" (часть 5, "СОЦ"-"СТА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СОЦ"-"СТА")

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (sociology of mass communications) - подраздел социологии, занимающийся изучением средств массовой коммуникации. На практике она привлекла специалистов многих научных дисциплин, внесших в нее разнообразие теоретических подходов. Главной теоретической проблемой является осмысление отношений между средствами массовой информации и обществом путем исследования массовой коммуникации, власти и влияния, средств массовой информации как институтов, профессиональной культуры и практики работников таких организаций, аудитории массовых коммуникаций, роли средств массовой информации во всеобщем воспроизводстве культуры. Изучение проводилось тремя общими подходами. Первый был сформирован прежде всего социальной психологией и сосредоточился на процессах и воздействии массовых коммуникаций (например, см. Реклама); второй сконцентрировался на институтах массовых коммуникаций как на организациях и на их широком социальном контексте; на третий оказал влияние структуралистский подход, разработанный в 1960-е гг. и концентрирующийся на анализе сообщений, образов и значений, передаваемых средствами массовой информации (см. Семиология).

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ И ТАНЦА

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ И ТАНЦА (sociology of music and dance) - социологическое изучение музыки и танца с точки зрения форм искусства и досуга, имеющих широкое социальное значение. Функционалистское представление и о музыке, и о танце как универсальных особенностях человеческих обществ состоит в том, то они исполняют социальные, а также индивидуальные и экспрессивные функции (например, религиозный танец). Раннее изучение музыки сосредоточивалось больше всего на различиях между элитарной и популярными формами и их идеологическими значениями (см. Адорно; Бвньямин). В последнее время приобрели важное значение структуралистские и семиологические исследования музыки, связей между музыкальными и танцевальными формами, а также определенными субкультурами (например, джаз и блюз), а молодежная культура  стала важной темой в культурных исследованиях (см. также Популярная культура). Превосходный обзор главных подходов дан Р. Мидлтоном в работе "Изучая популярную музыку" (1990).

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ (sociology of science) - раздел социологии, занимающийся изучением социальных процессов производства научного знания и его значений, включая технологию (см. также Социология познания; Наука; Социальное исследование науки). Начало разделу положила работа Роберта Мертона (1938), чей определенно социологический труд по британской науке XVII века (особенно Королевскому обществу) подчеркивал переплетение экономических и военных интересов, религиозных верований (особенно протестантства) в трудах ранних ученых. Позднее он выявил основные социальные характеристики науки (например, "норму универсальности" - каждый обязан проверить для себя самого валидность любой научной "находки"). Эти работы установили "идеальные типы" научной деятельности, однако в дальнейшем произошло стирание определенного различия между наукой и другими формами знания. В последние годы социологи отмечали "сильные" и "слабые" версии социологии науки. Первые в основном основывались на потребности объяснить социальную основу "ложных" претензий на знание (научных заблуждений, "околонаук", вроде астрологии, и т.д.), оставляя вопрос об основе "истинного" знания для философии науки, а последовавшие за ними вторые стали видеть свою задачу в изучении и объяснении всех форм научного знания (см. также Эпистемология). Одно из следствий, вытекающих из этого более взвешенного отношения к "истинному" и "ложному" знанию, состоит в том, что обе версии обладают и общей основой в повседневном конструировании социальной действительности, и общими проблемами в установлении допустимости в связи с отказом от индексальности. Понимание обоих видов знания стимулирует новые научные идеи, обеспечиваемые экономическими и социальными интересами, включая интересы дисциплины и самих ученых. В таком расширенном русле были недавно проведены следующие изучения: (а) роли интересов, мод и т.д. в определенных дисциплинах или в научных движениях, например, расцвет и закат евгеники (Харвуд, 1977), тестирования коэффициента интеллекта и даже истории математики; (б) диффузии научных идей; (в) основных "научных революций" (например, Кун, 1962); (г) этнографических и смежных форм эмпирического анализа повседневного социального конструирования научного знания, например, в лабораториях, обоснованного аргументами и графическими подтверждениями (например, Б. Латур и С. Уолгар "Лабораторная жизнь", 1979).

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (sociology of education) - применение социологических теорий, подходов и методов исследования к анализу процесса образования. По сравнению с предшествовавшими обществами, в индустриальных образование обеспечивается специализированными заведениями, деятельность которых и является главным объектом изучения. Хотя социология образования  как отдельный раздел появилась недавно, ее корни находятся в основном в функционализме Дюркгейма. Процесс образования следует понимать с точки зрения его вклада в содействие и сохранение социального порядка (Дюркгейм, 1922), нужно видеть в образовании средство решения проблем и стирания социальных антагонизмов (Маннгейм). До 1950-х гг. эта дисциплина оставалась под сильным влиянием этих подходов, хотя ее развитие было во многом обязано роли социологии в подготовке преподавателей, особенно в США, а также традиции "политической арифметики" в Великобритании. Последняя привела к ряду обзоров и статистических исследований, изучающих социальное влияние  на получение образования, профессии и на социальную мобильность (в частности, Флауд, Галси и Мартин, 1957). Хотя такие исследования показали постоянство классового и тендерного неравенства, появились предположения о том, что образование могло бы стать средством социального преобразования в долгосрочном плане. В Великобритании введение всестороннего образования, компенсационного образования и расширение высшего образования в 1950-х гг. и позже были задуманы для дости жения данной цели и создания не только более равного общества, но также устранения ненужных потерь талантов нации. В течение 60-х гг. падение функционалистской гегемонии в социологии и растущий пессимизм относительно политики реформ в образовании, особенно в США, привели к появлению совершенно иных направлений. Источники неравенства, находящиеся вне школы, стали рассматриваться как трудноизлечимые; были подняты фундаментальные вопросы о традиционной социологии образования, о предполагаемых связях между обучением и социальной реформой. Один из аспектов был направлен на методы преподавания - интеракция в классе, организация учебного плана - вытекавшие из стандартных интеракционистских подходов, другой - более радикальный (например, работа Янга по учебным планам, а также Боулза и Джинтиса "Обучение в капиталистической амери-ке", 1976), подчеркивал роль школ в качестве агентств, воспроизводящих социальные отношения  капиталистического производства. Последний отчасти вдохновлялся марксизмом, восходя к концепциям Грамши и Алыпюссера. Некоторые социологи сочетали идеи Маркса, Дюркгейма и Вебера, стремясь достичь такого же результата (пример - аргументы Бурдье о зависимости образования от культурного капитала). Было бы ошибочно воображать, что последовавшие подходы полностью заменили предшествовавшие. Не следует также считать тщетными попытки расширения возможностей образования. Так, в Великобритании процент мужчин и женщин, поступающих в высшую школу, ныне приближается к паритету, а общая доля школьников, включающихся в процесс высшего образования, существенно увеличилась начиная с 1950-х гг. Также значительно выросло число участников из семей рабочего класса. С другой стороны, классовые различия все еще остаются разительными и роль систем образования в сохранении классового общества столь же очевидна. См. также Бернштейн; Скрытая программа; Интеллект; Меритократия; Ответная и спонсированная мобильность

СОЦИОЛОГИЯ ОБУСТРОЙСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

СОЦИОЛОГИЯ ОБУСТРОЙСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (sociology of the built environment) - недавний подход в социологии некоторых теоретиков, соединяющий в себе прежде рассматривавшиеся раздельно специальные исследования по жилищной и городской социологии, направлениям в архитектуре и городском планировании. Как материальные изделия, так и культурные ценности отдельных зданий, больших и малых городов, представляют интерес на ряде уровней, включая: (а) их отношения с товаризацией пространства и сопротивление данному процессу (см. Городское социальное движение) ; (б) способы, которыми проектирование и планирование зданий, городов отражают культурные цели, движения (например, архитектурный "модернизм" Корбузье или школы "Баухауз" с их принципами функционализма особого отношения к материалам и "постмодернизму", заменивший "автора"); (в) пути взаимосвязи (а) и (б), в частности, в виде двух форм: архитектурного "постмодернизма" - возобновленной приверженности к коммерческим ценностям - и в более "оппозиционном" варианте, стремящемся к возрождению "коммунальных ценностей" (Лаш, 1989).

СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (sociology of organization) - см. Теория организации.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (sociology of knowledge) - раздел социологии, изучающий социальные процессы познания (в том числе понимания, отношения между общей формой(ами) знания и социальной структурой, включая воздействие знания и любых социальных сил, обусловливающее либо форму, либо содержание знания). В общепринятом смысле социология познания  (вбирающая в число предметов все идеи и "верования", а также знание в более точном смысле - научное или "истинное") есть неотъемлемая часть многих общих теорий. Например, закон трех стадий  Конта объясняет интеллектуальное и социальное развитие  общества. Границы дисциплины пересекаются со смежными направлениями исследований: социологией науки, социологией религии, социологией искусства и литературы. Еще одно различие часто проводится между социологией познания и эпистемологией - теорией познания в философии. Как показывает позитивизм Конта, оно не всегда принималось в социологии. Вклад Дюркгейма состоял в утверждении, что существует основополагающая аналогия между нашими фундаментальными способами мышления, например, пониманием пространства и времени, и основными формами социальной организации, особенно нашими понятиями об обществе. В последние годы создалось мощное движение и в философии за подход к эпистемологическим вопросам социологическими способами. Пример тому - работа Куна о науке. В раннем подходе дисциплины доминировали проблемы, поднятые марксизмом. Согласно Марксу и Энгельсу, знание часто искажается классовыми интересами. Таким образом, социология познания в том виде, в каком она была инициирована марксизмом, интересовалась в основном экономической предопределенностью главных идей определенной эпохи или социальной формации (см. также Базис и надстройка; Идеология). Данный подход был и оспорен, и продолжен Карлом Маннгеймом следующим образом: многие разновидности групповой принадлежности и социального положения, а не только классовые и экономические интересы, действуют таким образом, что обусловливают формирование и результаты познания. Сам марксизм не был исключением из этого правила. Маннгейм провел важное различие между "реалистическими", "идеологическими" и "утопическими" формами знания, а также выявил социальные условия, способствующие каждой из них. Он хотел преодолеть тенденцию к релятивизму в социологии познания, утверждая, что ответы могут дать знания социально нерасположенных, "свободно плавающих" интеллектуалов. Маннгейм был не одинок. По мнению многих социологов, дисциплина должна не ограничиваться раскрытием социальной основы "ложных" утверждений знания, а пытаться способствовать выявлению социальной основы "истинного" знания. Труды Конта и Маркса совпадают с Маннгеймом в этом более не принимаемом представлении. Та же цель преобладает в опытах по синтезу в современной социологии (см. модель трех типов "интересов знания" Хабермаса) или в социологических формах научного реализма. Конечно, социология не решила раз и навсегда проблемы знания, но и не уступила место прямому релятивизму (см. также Постмодернизм). Сегодня социология познания применяется во многих исследованиях, в частности, в рамках социологии науки и социального строительства повседневного знания (см. Социальная феноменология; Этнометодология).

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА (sociology of law) - социологическое изучение социального контекста, развития и действия права: системы правил и санкций, специальных учреждений и их персонала, а также нескольких типов законодательства - конституционного, гражданского, уголовного, - составляющих правовую систему сложных обществ. В развитии этой области исследования, как и в других областях социологии, важную роль сыграли работы Дюркгейма и Вебера, но она усложнена академическими подходами, пересекающимися с юриспруденцией, а позже с социоправовыми исследованиями. Последние нынче существует как направление социально-научной мысли (включая психологию, экономический и социологический анализ) и имеют критические отношения с традиционными ортодоксальностями в правовой теории. Криминология и более широкое изучение девиации также являются смежными областями специального изучения. В социологии права и в социоправовых исследованиях утилитаристские, индивидуалистские и позитивистские представления были оспорены изучением сложностей этики и механизмов социального контроля. Так, Дюркгейм установил формы выражения того, что является преимущественно социальным, то есть этики, анализируя переход от механической к органической солидарности, предполагающий различие между "репрессивным" и "реститутивным" правом. Работы Вебера показали роль развития рационального и надежного права - правового рационализма - как предварительного условия современных политических достижений и капитализма. Творчество Маркса, хотя и менее связанное с детальным изучением данных вопросов, также оказало разнообразное влияние на изучение права, начиная с роли классовых интересов в содержании права и заканчивая обсуждением всеобщей формы "буржуазной" законности. Этот интерес вновь вызвала открытая заново работа Евгения Пашуканиса (1891-1937). Помимо общих теоретических основ, важное значение приобретали эмпирические исследования  действия правовых институтов на более низком уровне, особенно функционирования системы уголовной юстиции (включая действия судов, полиции и т.д.) и пенология. См. также естественные права и естественное правообщее праворимское право

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И ДЕВИАЦИИ

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И ДЕВИАЦИИ (sociology of crime and deviance) - см. Криминология; Девиация.

СОЦИОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

СОЦИОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (sociology of industry) - см. Индустриальная социология; Социология труда.

СОЦИОЛОГИЯ ПРОЦЕССА

СОЦИОЛОГИЯ ПРОЦЕССА (process sociology) - иногда предпочитаемый термин для обозначения фигурационной социологии, поскольку он лучше передает подход к "социальному процессу", чем "социальная структура" .

СОЦИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ (sociology of development) - раздел социологии, занимающийся изучением социального перехода от аграрных к индустриальным обществам, особенно стран третьего мира. В более узком смысле термин иногда используется по отношению к теориям социального изменения, связанным с теорией модернизации и неоэволюционными подходами. Последнее значение ныне менее распространено, чем в 1970-х гг., когда социология развития  противопоставлялась недоразвитости или теории зависимости.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ (sociology of religion) - раздел социологии, имеющий дело с религиозными явлениями (см. также Религия). Исторически данная область занимала центральное место в работах большинства ведущих классических социологов, особенно Вебера и Дюркгейма. Идеи этих двух теоретиков все еще составляют ядро дисциплины. Дюркгейм изучал роль религии с точки зрения функционального универсального средства интеграции общества, заложив основу функционалистской теории религии, а Вебер - различные формы веры и религиозных организаций, а также их значение для развития рациональности и последовательных изменений (см. Протестантская этика; Аскетизм; Конфуцианство; Иудаизм; Церковно-сектантская типология; Теодицея; Пророчество). До них религия рассматривалась как "заблуждение" (Конт или Маркс - последнему принадлежит фраза "религия - опиум для народа") или изучалось ее происхождение и стадии эволюционного развития (см. Тайлор; Спенсер). Сравнительно недавно социология религии  сконцентрировала внимание на процессе секуляризации, происходящем в западных обществах. Много работ посвящено и религиозным организациям (например, Б. Уилсон, 1967), особенно "крайним" формам, культам, сектам (например, сциентология или лунатики). В социальной антропологии, исторической социологии и в изучении современных не европейских обществ сравнительное изучение религии как одного из главных социальных институтов продолжает занимать видное место в социологическом анализе. См. также Гражданская религия; Индуизм; Ислам; Буддизм; Каста.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ (sociology of the family) - социологическое исследование,  направленное на описание и объяснение образов жизни семьи и разновидностей ее структуры. В этом смысле направление тесно пересекается с изучением родства. Одна из линий прослеживается в социальной антропологии. Это - сравнительный анализ структур родства и семьи, в связи с чем важное значение приобрели эволюционные оценки преобразования структур семьи. Кроме того, над многими исследованиями вплоть до 1960-х гг. доминировала функционалистская теория семьи, связанная главным образом с "универсальными" функциями, выполняемыми ею, и отличительными географически формами нуклеарной семьи, которые возникают в соответствии с определенными функциональными потребностями индустриальных обществ. Более критический подход к проблеме возник в 60-х гг. под влиянием феминистского анализа социальной науки (например, Морган, 1975). Завершающей линией, имеющей длинную родословную, являются марксистские критические анализы семьи с особым интересом к отношениям собственности и структуры семьи. Функционалистская теория признавала за первичной единицей семьи (независимо от того, включена ли она или нет в более широкие социальные отношения)  выполнение следующих социальных функций: (а) регулирование сексуальной деятельности; (б) рождение детей и определение отношения родства; (в) первичную социализацию детей; (г) обеспечение парой взаимной эмоциональной поддержки. Их можно считать основными, но семья обычно выполняет и вспомогательные функции, хотя все более разделяет их с другими агентствами ("эрозия функций"). Они включают: (д) обеспечение жильем и домашними услугами, а также общая экономическая поддержка семейной группы; (е) обеспечение здравоохранения и благосостояния; (ж) помощь в течение длительного периода в получении образования в современных обществах. Толкотт Парсонс - ведущий представитель функционалистско-го анализа - также утверждал, что в рамках семейной единицы мужчина выполнял инструментальные роли, а уделом женщины обычно были "экспрессивные" роли. Критика функционалистского представления и альтернативные социологические оценки современных структур семьи поставили в центр многие пункты и подняли ряд общих проблем: (а) существование большого разнообразия форм семьи в современных, а также традиционных обществах; (б) историческое сверхупрощение различия понятий "расширенная - нуклеарная" применительно к доиндустриальному и промышленному обществам, ибо нуклеарная семья  встречается и доиндустриализма (см. Историческая демография), а значение расширенной сохраняется в индустриальном обществе (как показано Ян-гом и Уилмоттом, 1957); (в) эмоциональные и тесные узы семьи скрывают высокую степень конфликта и во многих случаях фактическое насилие, посему изучение проблем может проводиться последовательно (см. также Избиение жены); (г) важность анализа с точки зрения отношений власти и авторитета, а также экономических отношений; (д) в лучшем случае, функционалистская ""семья" [особенно функции (а) и (б)] - это не название объекта, который универсален, а понятие, имеющее универсальное применение" (Харрис,; 1985); (е) трудность идентификации семейной группы в доиндустриальных простых обществах. Именно по этой причине термин «семья" относительно мало использовался в социальной антропологии. См. также Брак; Развод и разлучение супругов.

СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА

СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА (sociology of sport) - социологическая поддисциплина, которая концентрируется на отношениях между спортом и обществом с точки зрения социальных институтов (семьи, образования, политики и экономики), социальных организаций, социальных отношений и группового поведения, в зависимости от видов спорта (например, элитарных или массовых, любительских и профессиональных, классовых, тендерных или расовых отношений в спорте), социальных процессов (типа идеологической инкорпорации), которые происходят в связи со спортом. Несмотря на прежнюю оторванность от главного направления социологии, в последние годы много исследований проводилось в Северной Америке, но социология спорта  существует также в Восточной и Западной Европе, в Австралии и Новой Зеландии, в Великобритании и Японии. Среди ее ведущих представителей в Великобритании находятся Норберт Элиас и Эрик Даннинг (см. Элиас и Даннинг. 1986), а также Джон Харгривс (1986). См. также Досуг; культура; Фанзины.

СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА

СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА (sociology of the body) - новая важная участь специализации социологии, которая стремится исправить прежнее относительное пренебрежение телом и значениями "воплошения". В последние годы наблюдалось увеличение популярного, а также академического интереса к человеку "социальному". Последний вызван возрастающим влиянием феминизма, учением Фуко (см. ФУКО) и постмодернизма (см. Постмодерн и постмодернизм) - школ мысли, рассматривающих тело как социальный продукт и физический организм. Популярный интерес обозначен многомиллионными отраслями сервиса, разрабатывающими курсы упражнений и снижения веса, расцветом терапий самопомощи и нетрадиционной медицины, а также отношением к телу как к выражению индивидуальности. Далее, споры о нравственности 1980-х гг. по контрацепции, аборту, порнографии, экспериментированию с эмбрионами и гомосексуализму, появление СПИДа и противоречия последних лет по использованию препаратов в спорте или генной инженерии поставили проблемы, представляющие интерес и для населения в целом и для социологов. Появление социологии тела внесло вклад в понимание социального регулирования тела, прежде всего правовыми и медицинскими учреждениями (Фуко, 1973; Тернер, 1984, 1987, 1992), и особенно тех тел, которые воспринимаются как "другие" или как "неподконтрольные". Социология тела также интересовалась вопросами потребления (см. Фитерстоун, 1991) и обращалась к субъективности, идентичности и моделированию "Я" (Гидденс, 1991; Лаш, 1991).

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА (sociology of work) - социологический анализ труда и его организации, особенно, но не исключительно, с точки зрения наемного труда. Общий предмет анализируется в рамках социального, сравнительного контекста, в частности, взаимоотношений с социальными, экономическими и политическими институтами. Принципиальный интерес сконцентрирован на профессиональных специализациях (например, профессионализме). Объединяющей темой является разделение труда,  вызывая дебаты по теории процесса труда и анализа рынка пруда в рамках социологии. Термин стал общепринятым отчасти вследствие влияния курса Люди и организации" в Открытом университете (см. Эсланд и Саламон, 1975), являясь реакцией на ограниченность, с которой столкнулись социологи в индустриальной социологии, особенно в обрабатывающей промышленности, в результате чего они не могли полностью проанализировать многие аспекты труда. Примеры этих аспектов, ныне изучаемых в "социологии труда", включают динамику трудовых отношений и идеологий по отношению к тендеру и расе, организацию домашнего труда в рамках общества (см. Разделение труда по половому признаку), а также последствия неполной занятости и безработицы. См. также Занятость; Теория организации.

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (sociology of economic life) - см. Экономическая социология.

СОЦИОПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИОПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (sociolegal studies) - см. Социология права.

СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (socio-technical systems approach) - подход к организационному проекту с применением теории систем, подчеркивающий потребность рассматривать взаимосвязь между социальными и техническими системами. Подход был разработан Тейвистокским институтом человеческих отношений в значительной степени как критический анализ обоих классических подходов к универсальным принципам организационного проекта и общей практики проектирования местоположения заводов исключительно по техническим критериям (оставлявшим социальные и психологические соображения на потом). Он подвергает сомнению предположение об "одном наилучшем способе" и предоставляет возможность организационного выбора. Технология, например, рассматривается скорее как ограничивающий, чем определяющий фактор, что позволяет учитывать альтернативные технические и социальные системы, систематизируя варианты и обеспечивая лучший выбор. Таким образом система выполняет свою "первичную задачу", оптимизируя отношения между технической эффективностью и удовлетворение человека путем выявления "наиболее соответствующего". Классическая иллюстрация подхода - анализ технических изменений в британских угольных шахтах в послевоенные годы (Трист и др., 1963). Хотя некоторые теоретики и практики находят много ценного в антиуниверсалистской и гуманистической позиции данного подхода, у него имеются также критики и скептики. На концептуальном уровне он, видимо, страдает от: предположений, связанных с теорией систем (например, материализация, системные цели); вероятности редукционистского смешения психологических и структурных уровней понимания; обвинения в основанной на консалтинге социологии менеджмента (Браун, 1967; Силверман, 1970). Таким образом, некоторые теоретики, противопоставив прямые и косвенные системы управления менеджмента, указывают, что управление и партисипация сводятся к определенным организационным проблемам и что рассмотрению подлежит, например, распределение выгод от увеличения производительности. Кроме того, исследование Мамфорда о партисипативном социотехническом проекте систем показывает некоторые проблемы сопротивления проектированию снизу вверх со стороны и управленцев, и высокопоставленных служащих, а также трудности, с которыми сталкиваются участники проекта (Мамфорд, 1980).

СПАД

СПАД (recession) - период, в котором темпы экономического роста являются ниже среднего.

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (specialization) - см. Разделение труда.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЭФФИЦИЕНТА РОЖДАЕМОСТИ

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЭФФИЦИЕНТА РОЖДАЕМОСТИ ("age specific" measures of rates) - см. Коэффициент рождаемости.

СПЕЦИФИЧНОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ

СПЕЦИФИЧНОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ (specificity and diffuseness) - см. Образцовые переменные.

СПЛОЧЕННОСТЬ

СПЛОЧЕННОСТЬ (cohesion) - см. Социальная сплоченность.

СПОНСИРОВАННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

СПОНСИРОВАННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ (sponcored mobility) - см. Ответная и спонсированная мобильность

СПОРТ

СПОРТ (sport) - индивидуальные или групповые действия, обычно физические, которые предполагают межличностное или межгрупповое состязание, соревнование с природой (например, охота) или в целом тренировку физического мастерства. Хотя спортивные состязания часто принимают форму "игр", не все игры являются спортивными (в частности, в карты, либо стратегические). Спорт существует в большинстве обществ, однако наиболее современные формы его организации были заложены во второй половине 19-го столетия, хотя некоторые - скачки, бокс, крикет и футбол - имеют более давнюю историю. В современных обществах роль спорта - включая зрительскую и трансляцию по телевидению - весьма существенна. См. также Социология спорта; Игра; Досуг.

СПОРЫ О ПРИРОДЕ И ВОСПИТАНИИ

СПОРЫ О ПРИРОДЕ И ВОСПИТАНИИ (nature-nucture debate) - дебаты вокруг вопроса о том, до какой степени поведение является результатом наследственных или врожденных влияний (природы) или определяются окружающей средой и усвоением (воспитанием). Оценить относительный вклад каждого из факторов чрезвычайно сложно, поскольку оба они непрерывно взаимодействуют в ходе развития. Исторически любая сторона в дебатах имела поддержку, при этом нативисты верили в наследственное определение, эмпирики - в преобладание среды обитания. См. также Детское развитие; Интеллект.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА (mode of production) (Марксизм) - особое сочетание определенной совокупности производственных отношений и производительных сил, составляющее исторически определенный способ организации экономического производства. В последние годы это было важное понятие для структуралистских марксистов, на которых повлиял Альтюссер. См. Феодальный способ производства;  Азиатский способ производства; Примитивный коммунизм; Капитализм; Маркс.

СПОСОБНОСТЬ К ВОЛЕВОМУ ДЕЙСТВИЮ

СПОСОБНОСТЬ К ВОЛЕВОМУ ДЕЙСТВИЮ (conation) - умственные аспекты деятельности, в противоположность чувству (привязанности) и мышлению (познанию). Термин ныне имеет ограниченное хождение, но был использован Парсонсом.

СПОСОБЫ МОТИВАЦИОННОЙ ОРИЕНТАЦИИ

СПОСОБЫ МОТИВАЦИОННОЙ ОРИЕНТАЦИИ (modes of motivational orientation) - три формы или способа мотивационной ориентации, идентифицированные Парсонсом и Шилзом (1951): а) когнитивный (то есть восприятие объектов с точки зрения их характеристик и потенциальных последствий); (б) катектический (то есть восприятие объектов с точки зрения

эмоциональных потребностей актора); (в) оценочный (то есть распределение актором энергии на различные цели и попытки оптимизировать результаты). Все они могут содержаться в любом примере социальной деятельности, но в равной мере (в особых случаях или типах социальной деятельности) действовать по порядку. См. также Образцовые переменные; Парсонс. Ср. Типы социальной деятельности.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ (justice) - 1. Общий принцип, согласно которому индивидуумы должны получать то, что они заслуживают. Этому обыденному определению было также дано множество философских формулировок классиками от Аристотеля до Канта. Позднее большое влияние получили идеи американского философа Джона Роулза ("Теория справедливости", 1971). 2. Правовая справедливость (иногда называемая "исправительной") - применение закона и управление легальными учреждениями, которые в современных обществах осуществляются главным образом обученными профессионалами. Концепции формальной или процедурной справедливости занимают здесь главное место - действие закона согласно предписанным принципам либо "обязательному процессу" (например, "норма закона"). См. также Система уголовной юстиции. 3. Социальная справедливость, общие концепции которой могут соответствовать или не соответствовать концепциям "индивидуальной справедливости" либо качению термина 2. Существуют также конкурирующие концепции. Так, утилитаристские концепции справедливости подчеркивают значение коллективной пользы и состоят в противоречии с концепциями о гармонии индивидуальных и коллективных прав. Несмотря на влияние философских подходов, социологи в целом пытались избегать абстракций и споров об определении значения Ф.мина, характерного для философских трудов. Главным объектом социологических работ было обсуждение политических и гражданских прав, и в особенности благосостояния и социальной политики. Основное внимание уделялось распределительной справедливости, то есть скорее независимому распределению доходов, чем просто формальным или процедурным принципам. Примером философского подхода, объединяющего формальные и независимые методы, служит дискуссия Роулза. Он определил справедливость как "честность". Люди, вероятно, расценили бы как честное гипотетическое "первоначальное положение", но "завеса невежества" не позволяет им обладать знанием о наличии у них самих социальных характеристик. Роулз утверждает, что неравенство приемлемо, только если оно делает всех людей богаче, также поддерживая тем самым государственное вмешательство. Противоположным представлением (например, Роберта Нозика, (1974), изящного защитника "минималистского государства") является следующее: справедливость состоит в признании и защите индивидуальных прав, включая права собственности. Хотя вышеуказанные различия выглядят острыми и часто покоятся на идеологии, не должны исключаться эмпирические решения. Например, все явно расходящиеся теории Роулза, Нозика или Хайека (1944) включают аргументы о совокупных экономических доходах и их распределении, которые, по крайней мере потенциально, являются эмпирически разрешимыми, однако на практике труднодостижимыми (ср. По существу оспариваемое понятие; Хабермас). Один из путей предпринимает Баррингтон Мур (1972, 1978), сосредоточившись на понятии "несправедливость", поскольку легче достичь согласия по этому вопросу. См. также Права человека; Равенство; Равенство возможностей; Естественные права и естественное право;  Эксплуатация; Дискриминация; Теория общественного договора.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД (comparative method) - 1. Метод, предполагающий исследование сходств и различий между явлениями или их классами с целью установления классификаций и типологий социальных явлений, а также проверки гипотез о случайных отношениях посредством исследования эмпирической связи и временной последовательности факторов. 2. Особое кросскультурное или кроссобщественное (включая историческое) сравнение сходств и различий социальных явлений с вышеупомянутыми целями (см. Кросскультурное сравнение; «Хьюман рилейшнз ариа файлз»). Поскольку сравнительному методу не сопутствует строгое экспериментирование в социологии, он также иногда упоминается как квазиэкспериментальный метод.  См. также Экспериментальный метод. Первую его систематизацию выстроил Дж.С. Миллъ. Методы Милля отчетливо просматриваются в классических социологических исследованиях - "Самоубийство" Дюркгейма (1897) и "Протестантская этика и дух капитализма" Вебера (1904-1905). Метод сопутствующего изменения получает дальнейшую детальную разработку и систематизацию в современном статистическом анализе (особенно см. Статистика и статистический анализ; Корреляция). По сравнению с экспериментальным методом, проблемы, возникающие при применении сравнительного метода, состоят в неспособности управлять истинно "независимыми" переменными и в возможности их влияния неизвестными способами на переменные, в которых предполагается прямая причинная или сопутствующая. Первое применение сравнительного метода в кросскультурном анализе нашло место в работах эволюционных социологов. Однако они часто обвинялись в сомнительных выводах о сходствах и различиях, а также в изучении вещей в отрыве от контекста. В целом такие проблемы не лишают права на жизнь сравнительного метода, но подчеркивают трудности в его использовании, особенно в кросскультурных формах. Самое обоснованное возражение исходит от теоретиков, подчеркивающих важность значимых понимания и объяснения. В крайних случаях (например, Уинч, 1958) утверждается, что в социологии нет места проверке общих гипотез традиционного для науки вида. Тем не менее большинство социологов отвергает релятивизм, содержащийся в таком представлении, и продолжает исследовать общие гипотезы. По отношению как к экспериментальным, так и квазиэкспериментальным методам современный философский анализ отверг взгляд Милля, согласно которому индукция и индуктивная логика,  а также сравнительный метод  могут обеспечить доказательство в дедуктивной логике (см. Эмпиризм; Фальсификационизм). Однако это отрицает полезность сравнительного метода не более, чем экспериментального, указывая на его неспособность установить причинность.

СРЕДНЕЕ

СРЕДНЕЕ (mean) - см. Меры центральной тенденции.

СРЕДНИЙ(Е) КЛАСС(Ы)

СРЕДНИЙ(Е) КЛАСС(Ы) (middle class(es)) - профессиональная группа неручного труда, расположенная между высшим и рабочим классами. Термин "средний" непосредственно отражает широко распространенное понятие иерархии статусов, в котором неручной труд престижнее, чем ручной, но признается социально более низким по отношению к группам, владеющим крупной собственностью или занимающимся политикой. Многочисленность среднего класса в капиталистических обществах представляло интерес по ряду причин. Важные изменения в структуре занятости, повлекшие значительное увеличение профессий неручного труда, вынудили пересмотреть данное понятие, особенно в отношении социальной и политической роли "среднего класса". До 19-го столетия имелось относительно немного специализированных, существующих ныне, профессиональных ролей, например, бухгалтерия, обучение, уход. Это не означает, что роли "среднего класса" в банковском деле и правительстве, а также в традиционных профессиях не было вовсе. Однако и в промышленности, и в правительстве, особенно в последние 100 лет, произошло громадное увеличение занятий неручного труда, а число рабочих ручного труда сократилось. Этот рост, а также сохранение мелкого бизнеса ставят теоретические проблемы перед традиционными подходами к классу и социальной стратификации. До недавнего времени марксистская теория не имела разработанного анализа природы и значения "средних классов", ибо неручной труд простирается от обычной конторской работы до относительно могущественных менеджерских и профессиональных постов, включая находящихся между ними независимых мелких бизнесменов. Это привело к полярно различным идеям относительно того, где расположить их в рамках классовой структуры. Утверждалось, например, что процесс пролетаризации свел статус, заработную плату и условия труда  клерков до положения рабочего класса ручного труда. Другие (например, Эренрайх и Эренрайх, 1979) доказывали, что "профессионально-менеджерский класс" по праву является новым и отличным от всех других, а некоторые (например, Пуланцас, 1975) все еще видят развитие новой мелкой буржуазии (см. также Интеллектуальный труд; Противоречащие классовые положения). Такие различия в теоретической перспективе отражают неоднозначный характер среднего(их) класса(ов). С одной стороны, занятия неручного труда отличаются относительно более высокой оплатой, лучшими условиями труда, возможностями для продвижения по службе, но женщины, занятые рутинной конторской работой на местах или стоящие за магазинными прилавками, их труд и положение на рынке  не относятся к высшему среднему классу. С другой стороны, обычные беловоротничковые работники в среднем часто трудятся меньшее количество часов в неделю, чем рабочие ручного труда, и обычно получают больший доход, медицинскую страховку, пенсии и имеют лучшие трудовые гарантии, перспективы в карьере и различные "привилегии" (например, служебные машины, ссуды под низкий процент или медицинское страхование) . Отмеченные различия в пределах среднего(их) клас-са(ов) подразумевают, что дебаты относительно их классового положения и воздействие всего этого на классовое сознание  сохраняют свою привлекательность в социологии. См. также Многомерный анализ социальной стратификации; Классовые представления; Социальная мобильность.

СРЕДНЯЯ ВЕЛИЧИНА

СРЕДНЯЯ ВЕЛИЧИНА (average) - см. Меры центральной тенденции.

СРЕДНЯЯ ДИСПЕРСИЯ

СРЕДНЯЯ ДИСПЕРСИЯ (variance) - см. Меры дисперсии.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (mass media of communication) - методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. Первое коммуникационное средство - изобретение наборного шрифта в середине 15-го столетия, но затраты, правительственные ограничения и низкий уровень грамотности сохраняли круг читателей немногочисленным и относительно специализированным до второй половины 19-го столетия, когда технологии и организационные формы для производства и Продажи товаров стали применяться к маркетингу, распространению информации и развлечений. Сначала было преобразовано производство книг и газет, а в 20-м столетии появились граммофон, радио, кино, телевидение и видео. Сегодня средства массовой информации  представляют собой весьма важные экономические, политические и социальные институты  во всех обществах. Это зачастую крупномасштабные организации, вносящие существенный вклад в валовой национальный продукт и оказывающие первостепенное влияние на культурные формы. Их собственность сконцентрирована в руках государства либо относительно малого числа владельцев и акционеров, имеющих их финансовые интересы в нескольких средствах информации. Профессиональная культура работников данного сектора подчеркивает ту роль, которую он играет в обеспечении досуга, информации, в поддержке принципов свободы слова и права на информацию, то есть краеугольных камней демократических обществ. Критики, однако, утверждают, что средства информации функционируют не только в качестве каналов коммуникации, но и в качестве акторов культурного и политического процесса, будучи структурно связанными с сильными мира, в интересах которых иногда выступают разработчиками консенсуса. В действительности влияние средств массовой информации сложно и многогранно. См. также Социология массовых коммуникаций; Реклама; Семиотика; Культурные исследования; Группа средств коммуникации Глазго; Культура массового потребления; Популярная культура; Массовое общество; Досуг; Моральная паника; Гегемония.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА (means of production) (Марксизм) - инструменты и оборудование, заводы и т.д., используемые в производстве. В характеристике капитализма Марксом собственность и не собственность на средства производства  имеют центральное значение для проведения различия между капиталистами и пролетариями. Однако в марксизме заключена серьезная неясность относительно того, имеют ли первостепенное значение средства производства  (и производительные силы,  включая форму и уровень технического развития средств производства) или производственные отношения  в порождении социальных преобразований. Хотя и с некоторыми исключениями (например, Коэн, 1978, отдает преимущество производительным силам), теоретики главным образом подчеркивали значение взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

СТАБИЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ И НЕСТАБИЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

СТАБИЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ и НЕСТАБИЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (stable democracy and unstable democracy) - различие государственных устройств, проведенное Липсетом (1960). Стабильные демократии обладают "непрерывным продолжением политической демократии начиная с первой мировой войны и отсутствием крупной партии, противостоящей "правилам игры", а нестабильные не в состоянии выполнить эти условия. Не европейские/не англоязычные нации Липсет также подразделял на "демократии" и "нестабильные диктатуры", с одной стороны, и "стабильные диктатуры" - с другой. Согласно Липсету, факторами, способствующими "стабильной демократии", являются: (а) политическое расхождение  между главными конкурирующими политическими партиями, институциализирующее широкий классовый конфликт  между "средним классом" неручного труда и "рабочим классом" ручного труда; (б) историческая замена прежних главных основ политического расхождения (например, религиозных, сельско-городских, периферийно-центральных); (в) широкий "консенсус" по фундаментальной легитимности преобладания политических институтов, "светской" политики ("конец идеологии") и отсутствия главных партий интеграции, противостоящих правилам политической игры; (г) социально-экономическая эффективная система, обеспечивающая высокие уровни грамотности, благосостояния и т.д.; (д) подвижная "открытая" классовая структура  и классовое смещение, которые создают пересекающиеся связи  и "взаимные давления", воздействующие на индивидуума и помогающие умерить классовый конфликт и конкуренцию между партиями; (е) "партисипационная политическая культура" , предполагающая широкое участие в добровольных ассоциациях и массе групп всех видов, которые функционируют как "защитный экран" против массового общества (см. также Двухступенчатый поток массовой информации). Переработав идеи, восходящие к классической политической социологии (особенно к Токвилю и Веберу), Липсет утверждал: "стабильная демократия" зависит от элитарно-массовой структуры, в которой представительские элиты (см. Плюралистский элитизм) имеют центральное значение в работе системы и могут также считаться охранниками "важнейших демократических ценностей"; "стабильная демократия" - это не просто другая политическая система, а "хорошее общество в действии". Теория стабильной демократии в этих общих терминах возникла как синтез "бихевиоралистс-ких", структурно-функциональных и системно-теоретических подходов в американской политической науке и политической социологии. Она оказывает влияние (хотя и широко критикуется) на обсуждение не только западных демократий, но и политической модернизации, развивающегося "национального строительства", стран третьего мира "(см. также Военное вмешательство). Теории, обращавшиеся к источникам стабильности и неустойчивости в демократиях, получили новую жизнь в оценках новорожденных демократий Центральной и Восточной Европы.

См. также Элита; Теория элит; Моска; Михельс; Шумпетер; Электоральное поведение; Тезис о конце идеологии. Ср. Кризис легитимации.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ

СТАДИИ РАЗВИТИЯ (stages of development) - определенные экономические, культурные, социальные или политические формы, через которые, как полагают, общества прошли, чтобы достичь данного предназначения. Понятие широко используется в эволюционных и неоэволюционных подходах к социальному изменению, а Ростоу применил его к характеристике экономического изменения. В целом понятие подвергалось серьезной критике, поскольку: (а) стадии трудно идентифицировать и имеется столь же много различных классификаций, сколько и авторов; (б) термин ассоциируется с механистическими и детерминистскими подходами к социальному изменению; (в) с целью построения различных стадий для других обществ используется европейская история в целом (см. Модернизация); (г) диффузия от одного общества к другому будет влиять на их стадии; (д) трудно продемонстрировать, что какая-либо одна из стадий является необходимой предпосылкой для следующей (см. Неравномерное развитие). Имеется, однако, определенная обоснованность в аргументе о прохождении обществами весьма общих стадий. Так, аграрное общество  должно было существовать до появления промышленного общества, но в пределах этих категорий могли быть различные формы. История 20-го столетия, в частности, показала разнообразные формы аграрного общества, которые весьма по-разному преобразуются в индустриальные. Хотя разновидности кажутся ограниченными, не обязательно жестко применять понятие стадии развития.  См. также Индустриализация; Эволюционные всеобщности.

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ВЫБОРОЧНЫЙ ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ВЫБОРОЧНЫЙ ОПРОСНЫЙ ЛИСТ (fixed-choice questionnaire) - опросный лист,  в котором все (или большая часть) вопросы являются фиксированным выбором. Респондентов снабжают рядом необязательных (часто предпосланных) ответов и просят указать, который из них применим к ним. Хотя такой тип полезен в сборе стандартизированных данных, использование стандартизированных анкетных вопросов иногда критикуется за ошибочное навязывание исследовательских значений (см. Измерение по декрету; Сикурел). См. также кодирование.

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ СМЕРТНОСТИ

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ СМЕРТНОСТИ (standardized mortality rate) - способ вычисления коэффициентов смертности с точки зрения среднего числа для группы или населения, а затем определение степени, в которой местные населения отличаются от стандарта. Например, 100 - число, данное среднему коэффициенту смертности для Великобритании, и области с СКС менее, чем 100, имеют лучшие жизненные возможности,  чем те, где СКС - выше 100. См. также Официальная статистика; Коэффициент смертности.

СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА

СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА (standard error) - см. Меры дисперсии.

СТАНДАРТНОЕ КВАДРАТИЧНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ

СТАНДАРТНОЕ КВАДРАТИЧНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ (standart deviation) - см. Меры дисперсии.

СТАРЕНИЕ

СТАРЕНИЕ (ageing) - хронологический процесс надвигающейся физической старости. Однако существуют и социальные параметры, в которых хронология менее важна, поскольку различные культурные значения и социальные ожидания  характерны для пола и возрастной группы. Следовательно, имеются социально структурированные разновидности в персональном опыте старения. Айзенштадт ("Поколение за поколением", 1964) исследовал политическую роль возрастной группы и пришел к следующему выводу: возрастная стратификация оказывает значительное стабилизирующее влияние на общество, где: - в социальной структуре сосуществуют две шкалы ценностей: сохранение семейных уз и универсализм общественного разделения труда (здесь возрастные группы действуют в качестве буфера между общественной и частной сферами, поддерживая членов семьи, а также ориентируя их на взрослый мир труда); - возможность для молодого человека в полной мере участвовать во взрослом обществе блокирована системами родства и происхождения (здесь такая группа становится основой статуса и сильных конфликтов между поколениями). В демографии термины стареющее общество и молодое общество используются для указания возрастного состава населения. В последнем преобладают люди возрастных групп до 15 лет вследствие высокого коэффициента рождаемости и низких жизненных возможностей, а в первом снижение коэффициента рождаемости и более высокая продолжительность жизни привели к росту доли населения, принадлежащей к старшим возрастным группам. Например, данные переписи в Великобритании показывают, что в 1911 г.  мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет составляли 6,8% населения, а в 1981 г. - 17,7%. Увеличение удельного веса пожилых людей в населении и распространение раннего выхода на пенсию способствовали тому, что возраст стал восприниматься как социальная проблема.  Пожилые люди подвержены негативным стереотипам и пониженному социальному статусу. Даже в академических докладах присутствуют такие понятия, как "бремя зависимости" и "коэффициент зависимости", показывающие соотношение численности экономически неактивных пожилых людей и экономически активных молодых людей, чьим трудом создаются услуги, потребляемые старшим поколением. В США эйджеизм превратился в политическую проблему вследствие возникновения различных движений, например, "Серые пантеры", для защиты гражданских прав пожилых людей и противодействия отрицательному представлению о старости, создаваемому коммерциализацией молодежи. См. также Кризис середины жизни; Молодежная культура.

СТАРЫЙ РЕЖИМ

СТАРЫЙ РЕЖИМ (ancient regime) - дореволюционный общественный строй во Франции, разрушенный революцией 1789 г.

СТАТИСТИКА ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

СТАТИСТИКА ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (vital statistics) - см. Демография.

СТАТИСТИКА И СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

СТАТИСТИКА И СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (statistics and statistical analysis) - сбор и математический анализ числовых данных (например, переписи или социальных обзоров). Это предполагает описание и вывод. Описательная статистика включает: (а) организацию данных с помощью мер центральной тенденции и мер дисперсии, графических представлений (например, гистограмм и круговых диаграмм); (б) использование измерений "ассоциации" между переменными (например, корреляцию и регрессию). Инференциальная статистика применяет теорию вероятности и случайное осуществление выборки (см. Случайная выборка) для перенесения выводов из выборочной совокупности на большее население (см. Проверка значимости). В статистическом анализе данного типа повторяющиеся явления (например, бросание монеты) могут соответствовать основной вероятностной модели. Таким образом, оценка - это "наилучшее предположение" об особенностях населения, которое получено из выводов, сделанных из выборочной совокупности, и к которому прилагается степень вероятности того, что она верна. Современный статистический анализ уходит корнями в труды таких теоретиков 18-го столетия, как Лаплас, Пуассон и Гауе, и в работы ранних социальных статистиков XIX в., типа Кетле. Однако особую важность имеют работы Френсиса Гальтона (1822-1911), который сформулировал понятие нормального распределения, а также популяризировал "коэффициент корреляции" . Карл Пирсон (1859-1936) - студент Гальтона - добавил понятия "пригодного соответствия" (см. Кси-квадрат), а У.С. Госсет (1876-1937) разработал непараметрическую статистику для ситуаций, в которых пропорция или интервальные уровни измерения  (см. также Критерии и уровни измерения) не могут применяться к малым выборочным совокупностям. Тесты значимости были добавлены к арсеналу методов Рональдом Фишером (1890-1962). Важным прогрессом в последние десятилетия стало появление высокоскоростной и ныне широко доступной компьютерной технологии, устранившей многие из трудных однообразных операций по статистике (см. Статистический пакет для социальных наук (СПСН) и мини-учет). Однако одно из неудобств этого достижения состоит в том, что оно иногда поощряет статистические методы, понятные лишь наполовину, приводя тем самым к необоснованным выводам. Хотя статистический анализ хорошо освоен и стал важным дополнением ко многим дисциплинам, он был подвергнут значительной критике, особенно Селвином (1958), поскольку требования к проведению тестов значимости редко соблюдаются в социальных науках. Существуют также известные расхождения в представлениях внутри дисциплины статистики, например, между ортодоксальной и бэйсовской статистикой (см. Теорема байеса).

Ср. Математическая социология.

Предыдущая страница Следующая страница