Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
ПОЗИТИВИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ (positivism) - 1. Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание является научным, то есть способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных. Позитивизм Конта имел два измерения: методологическое (как указано выше) и социальное и политическое, поскольку положительное знание социальных явлений позволяет по-новому научно обосновать вмешательство в политику и целый ряд дел, преобразующих социальную жизнь. 2. (Логический позитивизм) - точка зрения группы философов 1920-1930-х гг., известной под названием "Венский кружок", чьи идеи отчасти были основаны на теории Конта, но уменьшали его позитивизм за счет более надежной логической основы. Главная доктрина "Венского кружка" - принцип верификации  - заключается в том, что единственное валидное знание - знание, проверенное чувственным опытом, то есть ожидалось, что научное знание в конечном счете найдет формулировку в логически взаимосвязанных общих суждениях, основанных на утверждениях о "базовых фактах", зафиксированных в строго сформулированном языке "чувственных данных". Некоторые, но не все, члены "Венского кружка" воспользовались также проектом Конта для перенесения методов технических наук на социальную. 3. Социологический подход, оперирующий общим предположением о возможности привнести методы технических наук (например, измерение, выявление общих законов и т.д.) в социальные. 4. (В уничижительном смысле) социологический подход, ошибочно стремящийся подражать методологии технических наук.

Остановившись на термине "позитивизм", Конт выразил намерение отказаться от доверия к более ранним религиозным или спекулятивным метафизическим основам "знания" (см. Закон трех стадий). Однако он расценивал научное знание как "относительное", а не абсолютное. Последнее было и всегда будет недостижимым. Социальная и политическая программа Конта предусматривала новый консенсус по социальным проблемам и реорганизацию общества на началах, предложенных новой наукой - социологией. Для социологов отводились роли в правительстве, образовании и в учреждении новой "религии человечества".

Будучи скорее "школьным", чем индивидуальным творчеством, методология логического позитивизма более разнообразна по сравнению с Контом и в решающих моментах расходится с его представлением. В сфере этики, например, логические позитивисты часто ассоциировались с доктриной, проводившей резкое различие между "фактами" (которые верифицируемы) и "ценностями" (которые не верифицируемы). Хотя большинство таких философов утверждало, что от науки, в том числе социальной, можно ожидать более достоверного знания, позволяющего достигать желаемых целей, они, как правило, не принимали способность науки решать ценные вопросы - скорее "должные", чем те, что "есть" утверждения (см. также Различие между истиной и ценностью).

Среди современных социологов не находят сильной поддержки ни аспекты методологических принципов Конта, ни его социальная и политическая программа. Попытки логических позитивистов выработать более строгую формулировку позитивизма и "науки", доказывающую свою жизнеспособность, также не увенчались успехом.

В методологическом отношении центральная проблема позитивизма возникает из так называемой "проблемы эмпиризма": отсутствия какой-либо окончательной основы для "верификации" в "индуктивной логике" (см. Индукция и индуктивная логика; Эмпиризм). Другой убедительный пункт критики - так называемый "парадокс позитивизма" - состоит в том, что принцип верификации сам не поддается проверке.

В последние годы новые подходы в философии и истории науки (см. Наука; Научная парадигма) подвергли сомнению идею о единственной философской основе для науки, Позитивизм критикуется за измену своей собственной концепции научного знания как "относительного" знания, а также за догматизм в отношении "научного метода". См. также Фальсификационизм.

Если вышеупомянутые трудности применимы к позитивизму в отношении технической науки, другие проблемы возникают в области социологии. Дело в том, что социологический позитивизм не имел успеха в достижении ни ожидаемой унификации социологического знания, ни консенсуса по схемам социальной и политической реконструкции. Для некоторых социологов эта неудача указывает на необходимость заниматься социологией с иной, нежели традиционно "научной" точки зрения - см. Значимая Социология; Verstehen (прил.). "Позитивизм в социальной теории и исследовании" К. Браянта (1985) дает доступный краткий обзор проблем вокруг позитивизма в социологии.

В начало словаря