Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИП"-"ТЮР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИП"-"ТЮР")

ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ

ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ (types of compliance) - "три средства - Физическое, материальное и символическое - используемые в организациях для принуждения субъектов к подчинению", выявленные Амитаем Этциони ("Сравнительный анализ сложных организаций", 1961): (а) принудительная власть - "применение или угроза применения физических санкций"; (б) вознаграждающая власть - "контроль над материальными ресурсами путем распределения окладов, заработной платы" и т.д.; (в) нормативная власть - "распределение и манипулирование символическими наградами и лишениями". Эти три способа подчинения связаны с тремя типами вовлечения: отчуждающим, расчетливым и моральным.

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (types of religious organization) - см. Церковно-сектантская типология.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (types of social action) - четыре идеальных типа социальной деятельности, выявленные Максом Вебером: (а) zweckrational, или инструментальная (как в моделях "рациональной экономической деятельности", разработанных в рамках политэкономии); актор взвешивает относительную эффективность различных доступных средств для достижения целей и иногда также сами цели, стремясь получить максимальную выгоду; (б) wertrational, или ценностная рациональность,  при которой может быть оценена относительная эффективность альтернативных средств для достижения целей, но цели принимаются как данные, возможно, как моральные императивы в протестантской этике; (в) аффективная, то есть действие, управляемое эмоционально; (г) традиционная, то есть согласно общепринятой или обычной

практике. Родственные типологии включают различие Парето между "логической" и "нелогической" деятельностью (см. также Остатки и деривации). Идеализированная типология Вебера, признающая другие формы деятельности отклонением от инструментальной, обеспечивающая эталонный тест для анализа конкретных действий и сравнения обществ, нашла широкое применение в социологии. Наряду с четырьмя чистыми типами Вебер также допускал "смешанные". Тем не менее, критики доказывали, что он не сумел придать адекватный вес систематизации "независимой рациональности" в противоположность "формальной" (то есть "формально рассчитываемой") форме, несмотря на его оговорку об узком действии последней (см. формальная и независимая рациональность) . См. также Рациональность; Бюрократия.

ТИТМУСС РИЧАРД

ТИТМУСС РИЧАРД (Titmus, Richard) (1907-1973) - британский социолог и влиятельный послевоенный председатель социальной администрации при ЛШП. Наряду с написанием трудов о социальной политике он принимал непосредственное участие в выработке социальной политики в качестве советника лейбористской партии и нескольких иностранных правительств. Центральной темой его творчества являлось то, что социальное обеспечение  должно простираться дальше, чем создание в обществе страховой сети для несчастных случаев. Главные работы: "Очерки о государстве всеобщего благоденствия" (1958), "Распределение доходов и социальное изменение"  (1962) и "Презентные отношения" (1970). Последняя посвящена донорам, и он видит в распространенности "донорства индикатор культурных ценностей и качества человеческих отношений" в определенном обществе, резюмируя многое из того, за что выступал (см. также Презентные отношения). По его мнению, социальная политика  должна быть нацелена на укрепление альтруистических ценностей и подлинно общинных отношений, а также на преодоление социального неравенства.

ТОВАР-ЗНАК

ТОВАР-ЗНАК (commodity-sign) - см. Бодрияр.

ТОВАРИЗАЦИЯ

ТОВАРИЗАЦИЯ (commodification) - процесс, в ходе которого товары и услуги все более и более производятся для рынка. Ср. Замкнутая экономика.

ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ

ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ (commodity fetishism) (Марксизм) - наделение "естественностью" материальных объектов, произведенных человеческим трудом при капитализме, в то время как в действительности их природа - результат социальных процессов. Поскольку товары представляют собой основную форму социальных связей в капиталистическом обществе, то нет ничего удивительно

го, согласно Марксу, и в тенденции к фетишизму. Однако это означает, что реальные социальные процессы с точки зрения рабочей силы и эксплуатации труда скрыты от взора. Анализ Маркса дан в заключительном разделе первой главы "Капитала", Т. 1 (1976). Товарный фетишизм указывает на более широкое восприятие и, следовательно, неверное понимание экономических и социальных отношений с точки зрения рассмотрения товаров как части "естественного" порядка. Маркс считал, что большая часть политической экономии виновна в фетишизации экономики и таким образом в сокрытии основополагающих отношений. См. также Трудовая теория стоимости; Материализация; Капитал.

ТОВАРЫ И ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ТОВАРЫ И ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (commodities and commodity production) - экономические блага, произведенные для рынка, покупаемые и продаваемые на рынке.

ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС ДЕ

ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС ДЕ (Tocqueville, Alexis de) (1805-1859) - французский политический ученый и член палаты депутатов, считающийся одним из первых компаративных политических и исторических социологов. Анализ политического опыта Америки в 1830-х гг. был предпринят им в надежде применить его к Европе, особенно Франции. В работе "Демократия в Америке" (1835-1840) он утверждал: демократия - условие равенства - непреодолимая тенденция в современных обществах, но в необузданном виде она содержит значительные опасности для "свободы", то есть для ответственного самоуправления, основанного на "просвещенном личном интересе". Демократия, имеющая тенденцию подрывать иерархию и отменять посреднические органы между индивидуумом и обществом, вероятно, сопровождается двумя тенденциями: индивидуализмом и централизацией, которые вместе могут вести к тирании. В Америке Токвиль обнаружил, что эти тенденции сдерживаются, хотя и не устраняются. Во-первых, американские колонии были приучены к самоуправлению; во-вторых, посредством принципа федерализма американская конституция после революции оставалась фрагментированной, обеспечивая множество точек доступа индивидуумам к участию. Но там, где демократия приходила без предшествующего учреждения "свободы", она могла способствовать тирании. Именно этот сценарий, заключал Токвиль в "Старом режиме и Французской революции" (1856), разыгрался во Франции. В революционной Франции отсутствовали условия, которые сделали бы демократию совместимой со свободой, включая отсутствие сильного среднего класса. В сравнительном анализе политических мер Токвиль особенно подчеркивал то, что впоследствии стало называться политической культурой. Его работы о предварительных условиях современной демократии и ее характере оказали сильное влияние на последующих теоретиков. См. Демократия; Промежуточная группа; Плюрализм; Массовое общество.

ТОЛКОВАНИЯ

ТОЛКОВАНИЯ (explanants) - объяснение, особенно на формально дедуктивном основании, частного случая или общего явления (см. Объяснение; Модель сопроводительного закона или дедуктивное помологическое объяснение; Объясняемое).

ТОМАС УИЛЬЯМ

ТОМАС УИЛЬЯМ (Thomas, William) (1863-1947) - американский социолог-первопроходец, основатель Чикагской школы. Его главная работа (в соавторстве со Знанецким) - "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). Наиболее известен подходом истории жизни для отражения социальной истории в биографиях индивидуумов. Тема, пронизывающая все его творчество, - связь между культурой и личностью с помощью метода, который ставит индивидуума в центр изучения. Он также сформулировал идею об определении ситуации социальным актором, поясненную в его самом расхожем афоризме: "Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны и в своих выводах".

ТОМПСОН ЭДВАРД П.

ТОМПСОН ЭДВАРД П. (Thompson, Edward P.) (1924-1993) - британский марксистский социальный историк, связанный также с "новыми левыми" и с Кампанией за ядерное разоружение в качестве ее лидера-активиста. Его репутация как выдающегося историка сохраняется благодаря работе "Формирование английского рабочего класса" (1963) - плодотворному подходу к историографии, который побудил новое поколение историков в сфере трудовых и социальных отношений сосредоточиться на "истории снизу", то есть не на действиях политических элит и господствующих классов, а на Отельной реконструкции сознания и действий индивидуумов и прежде не попадающих в поле зрения обычной истории. Характерная черта исторических произведений Томпсона (одно из них - "Виги и охотники", 1975) заключается в том, что, наряду с описанием прошлого они связаны с настоящим, как в его знаменитой статье "Время, трудовая дисциплина и промышленный капитализм" (1967), где он размышляет о возможности синтеза "старых и новых ощущений времени" в будущем социалистическом обществе. Томпсон принадлежал к гуманистическому крылу марксизма, подчеркивая роль человеческой воли. В "Нищете теории и других очерках" (1978) он занялся проблемой структуралистского марксизма Луи Алътюссера. Произведения Томпсона о ядерном разоружении (например, "Протест и выживание", (1981) и "После холодной войны", 1982) подчеркивали возможность преодолеть логику холодной войны.

ТОРГОВЫЕ СПРАВОЧНИКИ

ТОРГОВЫЕ СПРАВОЧНИКИ (trade directories) - книги, содержащие названия, адреса и род занятий индивидуумов, составлявшиеся в 18-м, 19-м и начале 20-ого столетий для рекламных целей. Торговые справочники - полезный источник информации о социальной структуре больших и малых городов в предыдущие эпохи. Их ценность может быть увеличена за счет их совместного использования с перечнями переписей XIX в.

ТОРГОВЫЙ ЦИКЛ ИЛИ ДЕЛОВОЙ ЦИКЛ

ТОРГОВЫЙ ЦИКЛ или ДЕЛОВОЙ ЦИКЛ (trade cycle or business cycle) - колеблющиеся стадии в функционировании капиталистической экономики. За периодами расширения экономической активности (восстановления или бума) следует замедление или сокращение (спад или депрессия), поскольку происходит падение экономического спроса и нормы прибыли. См. также Экономические кризисы; Теория длинных волн.

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ (totalitarism) - форма политического правления, особенно в новое время, при которой власть централизована и способна проникать во все уголки и все аспекты социальной жизни. Утверждение Бенжамина Барбера (1969) о том, что термин был "концептуальной проституткой... не принадлежащей одному, а обслуживающей всех", возможно, является правильным. Употребление термина слишком часто перегружалось идеологией и часто связывалось скорее с огульными оценками, чем с внимательным анализом. Однако главные характеристики тоталитарного правления, по сравнению с прежними формами "абсолютного" или деспотического правления и с большинством современных форм демократического правления, вполне ясны. Они выделены Фридрихом (1954) следующим образом: (а) идеология тотальности; (б) единственная партия, преданная идеологии и обычно руководимая одним человеком, который правит как диктатор; (в) в совершенстве развитая тайная полиция; (г) государственный монополистический контроль и над средствами массовой коммуникации, и над всеми организациями, включая экономические институты, вооружение, средства насилия. Таким образом, данная система обладает средствами надзора и террора на уровне, просто неведомом досовременным режимам (ср. Абсолютизм; Восточный деспотизм), использование которых она оправдывает на основании национального интереса и с точки зрения общих идеологий, в том числе расизма, национализма и коммунизма. (Как пророчески заметил Толстой, "образ Чингисхана с телефоном".) Из-за этих идеологий, а также потому, что тоталитаризм часто опирается на социальные движения, которые могут пользоваться широкой поддержкой, он вряд ли смог бы выжить, если бы держался только на силе. Именно в резкости различия, часто проводимого между современными формами тоталитаризма и демократического правления, коренятся трудности в применении понятия. Одна из причин столь острого различия состоит в том, что тоталитарная тенденция с ее всеобщими системами надзора - особенность всех современных государств. Более того, в тоталитарных, равно как и не тоталитарных режимах, именно идеология демократии в смысле "правления многих" действует в качестве оправдания потребности в привлечении и поддержке. В последних, конечно, такая тотальная тенденция гасится институционализированным принятием политической оппозиции. Однако даже эта характеристика не меняет значения термина по существу, ибо наличие оппозиции в некотором роде должно считаться характерной чертой всех систем. Ср. Либеральная демократия.

ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА

ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА (total war) - форма современной войны, в которой целые народы могут быть подвержены мобилизации либо как солдаты, либо как рабочая сила  и в которой целые народы являются законными мишенями. Воздушная война - существенная особенность современной эпохи. Однако нападение на массу граждан, а также националистические идеологии и массы штатских также существенные факторы.

ТОТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ТОТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (total organization) - см. Тотальное учреждение.

ТОТАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛИ ТОТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ТОТАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ или ТОТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (total institution or total organization) - социальная организация  (включая тюрьмы, монастыри, госпитали с длительным пребыванием, школы-интернаты и суда во время долгих плаваний), в которой членам приходится жить иной жизнью и в изоляции от остального общества (см. Гофман, 1961). В "нормальной" социальной жизни люди живут в собственных домах, работают, спят, едят и участвуют в проведении досуга в разных местах, а в тотальных организациях социальная деятельность  ограничена одним местоположением, и нет никакой возможности хоть как-то спастись от административных правил или господствующих ценностей. Изучение такой формы жизни  концентрировалось на социологических и социально-психологических последствиях (например, институционализации), существующих и для тех, кто командует, и для тех, кто находится в подчиненном положении. Согласно Гофману, в подобных учреждениях (например, пансионе или тюрьме) нередки разнообразные "унижения Я" (в частности, изъятие личного имущества), в результате чего для соответствия требованиям человеку необходимо перестраиваться в такой степени, какая никогда не была бы достигнута в более открытых социальных контекстах. Эта перестройка, однако, никогда не бывает полной. Для "культуры сокамерников" всегда остается возможность проявлять определенный контроль над формальной организационной структурой тотальной организации.

ТОТЕМ

ТОТЕМ (totem) - см. Тотемизм.

ТРАДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТРАДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (traditional action) - см. Типы социальной деятельности.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (traditional society) - не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изменяющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние несколько десятилетий стало считаться весьма спорным и избегаться многими социологами. Проблемами, связанными с применением термина, являются: (а) он употреблялся для описания широкого разнообразия обществ, в действительности заметно отличавшихся друг от друга (см. Аграрное общество; Племенное общество; Древнее общество Феодальное общество); (б) хотя темпы социального изменения в таких обществах медленнее, чем в индустриальных, было бы ошибочно полагать, будто никаких изменений не происходит вовсе; (в) он получил хождение в социологии, когда систематическое знание не индустриальных обществ было еще слабым; (г) он связан с теорией модернизации, которая подверглась критике за проведение сверхупрощенного контраста между традиционным и современным; (д) сверхупрощения, содержащиеся в термине, приводят либо к романтизированному, либо к уничижительному изображению

таких обществ. Пример сомнительного употребления термина дают ученые, когда доказывают, что современное японское общество отличается от западноевропейского более сильными пережитками традиционного общества в Японии. Это игнорирует факты, что все общества в их нынешних социальных обустройствах несут характерные черты своего прошлого, ни одно из них не испытывало полного разрыва между так называемым традиционным и современным, такие черты прошлого могут быть более разительны для западных наблюлателей по причине незнания, добавляя тем самым европоцентричность к списку проблем. Далее, в 19-м столетии в политических целях и ради учреждения национальной идентичности государство решило активно продвигать то, что считалось аспектами традиционной Японии. Таким образом, "традиционное", вероятно, было новшеством (см. Хобсбаума и Рейнджер, 1983).

ТРАДИЦИОННЫЙ АВТОРИТЕТ

ТРАДИЦИОННЫЙ АВТОРИТЕТ (traditional authority) - см. Легитимный авторитет.

ТРАНСВЕСТИЗМ

ТРАНСВЕСТИЗМ (transvestism) - практика переодевания в одежду противоположного пола и мировоззрение, поддерживающее эту практику.

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ (transnational company) - для многих авторов более предпочтительный термин для обозначения многонациональной компании.

ТРАНССЕКСУАЛ

ТРАНССЕКСУАЛ (trannssexual) - человек, испытывающий глубокое и постоянное смещение между своим физиологическим полом и приписанным Гендером. Иногда возникает желание изменить физиологический пол с тем, чтобы он совпал с направлением объективных ощущений тендерной идентичности. Термин "транссексуал" был внедрен в 1953 г.

ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ГРАММАТИКА

ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ГРАММАТИКА (transformational grammar) - см. Чомский.

ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (transformational model of social activity) - разработанная Бхаскаром (1979) модель социальной деятельности, основанная на следующем представлении Аристотеля: любая производственная деятельность предполагает и рациональную, и материальную причину. В этой модели социальные формы, предшествующие социальной деятельности, составляют материальную причину, а социальная деятельность  - средства, которыми эта предшествующая действительность также воспроизводится или преобразуется (см. Структура и воля). Именно на основе "причинных сил" Бхаскар построил свой "реалистичный" аргумент, относящийся как к возможности, так и к онтологическим пределам социологического натурализма (см. также Научный реализм). См. также Трансцендентальный аргумент.

ТРЕД-ЮНИОНИСТСКОЕ СОЗНАНИЕ

ТРЕД-ЮНИОНИСТСКОЕ СОЗНАНИЕ (trade-union consciousness) - ограниченное, секториальное, в меньшей мере революционное, социал-демократическое сознание, которое, согласно Ленину, спонтанно развивает рабочий класс  из ограниченного "убеждения в том, что необходимо объединиться в союзы, бороться с предпринимателями и стремиться вынуждать правительства принимать законодательство" (Ленин, 1902). Так как эти цели по улучшению положения служат препятствием единству рабочего класса и ведут к раболепию по отношению к буржуазной идеологии, для развития классового сознания необходимо теоретическое и философское понимание интеллектуалов. Этот тезис повлиял на последующие дебаты о профсоюзах в капиталистических обществах. См. также Классовое сознание.

ТРЕТИЙ МИР

ТРЕТИЙ МИР (Third World) - страны, расположенные главным образом в Азии, Африке и Латинской Америке и Карибском бассейне, многие из которых были колониями до середины 20-го столетия, а сегодня обнаруживают более низкие уровни индустриализации и общего жизненного уровня, чем промышленно развитые. Термин впервые был использован в начале 1950-х гг. и принят политическими лидерами "третьего мира", участвовавшими в движениях за независимость против европейского колониализма. Он нес положительную нагрузку: политически и экономически их страны будут развиваться иным путем, чем "первый мир"  - Западная Европа и США, а также "второй мир"  - СССР и советский блок. Впоследствии термин стал отражать отрицательные аспекты бедственного жизненного уровня, большого социального неравенства, экономического застоя и политической неустойчивости, поэтому многие люди, проживающие в этих странах, сегодня обижаются на применение к ним данного термина. Альтернативы, предпочитаемые некоторыми авторами, включают слаборазвитые, неоколониальные, менее развитые страны (МРС), угнетенные нации, периферию или неприсоединившиеся страны. Недавнее появление новых индустриальных стран рядом со странами, которые находятся в застое или беднеют (иногда упоминаемыми как "четвертый мир" ), дальнейшее разделение между социалистическими и несоциалистическими государствами выдвинули на первый план проблему неопределенности такого общего термина по отношению к разнообразному конгломерату стран. Тем не менее, он все еще имеет широкое социальное научное и общее употребление. Делались разные попытки, чтобы отличить "третий мир"  и качественно, и количественно (см. Томас и др., 1994), а Уорсли (1984) отстаивал его полезность. См. также Социология развития; Зависимая индустриализация; Недоразвитость; Центр и периферия.

ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР

ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР (tertiary sector) - см. Сектор услуг.

ТРИАДА

ТРИАДА (triad) - см. Диада и триада.

ТРИАНГУЛЯЦИЯ ПОДХОДОВ

ТРИАНГУЛЯЦИЯ ПОДХОДОВ (triangulation of approaches) - применение множества различных методов исследования (см. Методы исследования), исходя из уверенности, что разнообразие подходов предоставляет больше возможностей для достижения валидности.

ТРОЦКИЗМ

ТРОЦКИЗМ (Trotskyism) - см. Марксизм.

ТРОЦКИЙ ЛЕВ

ТРОЦКИЙ ЛЕВ (Trotsky, Leon) (Лев Давидович Бронштейн) (1879-1940) - руководящий член Российской коммунистической партии (большевиков), к которой он присоединился в ходе революции 1917 г. Он был Наркомом обороны во время последовавшей затем Гражданской войны, но после смерти Ленина в 1924 г. вступил в обостряющийся конфликт со Сталиным, закончившийся его высылкой из СССР в 1929 г. В изгнании он стал ведущим марксистским критиком политики СССР, разработав в "Преданной революции" понятие вырождающегося государства рабочих, находившегося под господством паразитической бюрократической касты. В 1938 г. он создал 4-ый Интернационал как орудие продолжения приверженности революционному коммунизму, сосредоточенному вокруг партий, основанных на досталинистских принципах. Троцкий считается крупнейшим автором в русле марксистской фалиции. Его "1905 год" и "История Русской революции" считаются, даже критиками, блестящими исследованиями. Его основными вкладами в марксистскую теорию стали теории перманентной революции, а также комбинированного и неравномерного развития, в рамках которого, как он доказывал, не все общества должны были проходить стадию зрелого капитализма, чтобы достичь социализма. Находясь в изгнании в Мексике, Троцкий был убит агентом Сталина. Со времени смерти его политическое наследство отчетливо просматривается у различных, часто относительно маргинальных, политических организаций, переданные троцкизму. См. Марксизм.

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ (labour migration) - передвижение людей либо внутри страны, либо между странами ради заполнения незанятых рабочих мест. По мнению социологов, трудовая миграция  - важная особенность экономического развития. Имеется "тяготение" мигрантов к стране (области), где есть рабочие вакансии и нехватка рабочей силы, а также "выталкивание" мигрантов из стран (областей) с высоким уровнем безработицы или неполной занятостью. Одним из следствий этого процесса является непрерывная недоразвитость стран (областей), обеспечивающих источник мигрирующих рабочих. Римский договор и последующие поправки к нему предусматривают свободное движение рабочей силы внутри Европейского Экономического Сообщества (Общего рынка). См. также Миграция; Рынок труда; Недоразвитость.

ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ

ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ (corvee labour) - форма труда, требуемого государством или государственным представителем, часто в качестве арендной платы, налогообложения или другой дани. Многие общества в истории обнаруживали трудовую повинность. Виттфогель (1957) видел в ней специфическую особенность восточного деспотизма, отличая ее от крепостного права, в котором трудовая повинность  использовалась не столько государством, сколько землевладельцем.

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ (labour theory of value) - доктрина в классической политэкономии (и особенно в политэкономии Маркса), согласно которой только труд является источником прибавочной стоимости, а стоимость и цена товаров зависят непосредственно от рабочего времени, затраченного на их производство. Помимо общих аргументов марксизма за и против, существуют споры и внутри марксизма по вопросу о том, в какой мере эмпирические цены, прибыль и т.д. опираются на систематическое и надежное отношение к стоимости в их теоретическом смысле. Часто считают, что они не связаны, но, тем не менее, общее понятие адовой стоимости полезно при определении уровня эксплуатации тенденции к кризису и других факторов при капитализме (например, Райт, 1985, 1985, 1989). С другой стороны, внутри марксизма выдвигается следующий тезис: трудовая теория стоимости  является необоснованной (Стидмэн и др., 1981). И Пьер Сраффа (I960) в так называемом неорикардианском анализе, и Роймер (1982), использующие подход теории игр, разработали техническое обоснование этого тезиса. По мнению Сраффа, стандарт абсолютной "стоимости" не может быть "трудовым" в том направлении, которое подсказывают и Рикардо, и Маркс, но зато должен быть "стандартным товаром" (то есть пропорции, в каких товары входят в чистую продукцию, принимаются равными тому, в какой они входят в добавленные средства производства) , содержат в себе труд, но не только труд. По утверждению Ходгсона (1982), мера, в какой пропорции капитала зависят от трудовой теории стоимости, была преувеличена сторонниками и оппонентами анализа Маркса", но он остается мощным инструментом для изучения капиталистических обществ и отношений, особенно в части производства, форм собственности и неравенства - см. также Капиталистический трудовой контракт; Эксплуатация; Противоречивые классовые положения. Напротив, любой отказ от трудовой теории стоимости ставит перед марксизмом весьма реальные проблемы, не в последнюю очередь - подрыв закона стоимости и доктрин о присущей капитализму тенденции к окончательному краху, которые занимали центральное положение, по крайней мере, в "научных" формах марксизма (см. Кризис капитализма; Органическое строение капитала; Тенденция нормы прибыли к понижению). Соответственно, оценка капитализма, даваемая современным марксизмом, весьма далека от того, чтобы строиться на вышеизложенной.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (labour* relations) - см. Индустриальные отношения.

ТУЗЕМНАЯ ГРУППА

ТУЗЕМНАЯ ГРУППА (indigenous group) - этническая группа,  возникшая и остающаяся в районе колонизации. Североамериканские индейцы, аборигены и маори - примеры этнических групп, которые населяли страны до колониальной экспансии (соответственно в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии) и которые охранили свои отличительные идентичности. Им часто приходись пройти через поражения, отчаяние и возрождение, если они не истреблялись или их культура полностью не разрушалась колониальной властью. Понятие "туземной группы" используется Организацией Объединенных Наций, чтобы вернуть таким группам утраченные права. Сходный термин - "местные народы". См. также Мультикультурализм.

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ДВИЖЕНИЕ

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ДВИЖЕНИЕ (millennial movement) - см. Милленаризм.

ТЭТЧЕРИЗМ

ТЭТЧЕРИЗМ (Thatcherism) - экономическая и социальная политика  премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер (1979-1990), характеризующаяся заменой кейнсианской политэкономии, политики "консенсуса" и корпоративизма монетаризмом, рыночными механизмами, конфронтационным стилем руководства, особенно в установлении большего контроля над профсоюзами. Социологи много спорили о политическом характере и значении тэтчеризма. Так, Стюарт Холл и др. ("Проведение кризисной политики", 1978, и "Политика тэтчеризма", 1983) расценили данный стиль как тесное единение с идеологией свободного рынка, сильного государства и "авторитарного популизма". Джессоп и др. ("Тэтчеризм", 1989) представляют "более округленное мнение", анализируя явление с точки зрения взаимосвязанных значении социальной основы", "стратегии накопления", "государственной стратегии" и "проекта гегемонии". Тэтчеризм - это ответ консервативной партии на постоянный долгосрочный относительный спад в экономике страны и в способности государства регулировать экономические и социальные отношения  (см. также Финансовый кризис в капиталистическом государстве). В подобных обстоятельствах поиски новой социальной основы ведутся в "народном капитализме" (например, семейной собственности, расширении акционерной формы собственности, основанной на приватизации) и принятии стратегии накопления, которая (в отличие от Германии или Японии) предполагает открытие экономики перед международным капитализмом. Главной "государственной стратегией" становится создание "неолиберальных" государственных форм, включая отказ от корпоратистских мер. Наконец, "проект гегемонии", предполагающий принятие разделения на "две нации" (например, отклонение "общественного договора") и популистский акцент на законе и порядке, предназначался для замены социального "послевоенного компромисса". Остается вопрос: может ли тэтчеризм преуспеть в создании долгосрочной основы для продолжения такой политики, постижение постоянных усовершенствований в функционировании британской экономики, подлинных выгод для потребили усовершенствований в индустриальных отношениях, сторонами, или же имеются слабости в экономике и социальной стратегии, способные вызвать отрицательную реакцию.

ТЮРЬМЫ

ТЮРЬМЫ (prisons) - см. Пенология; Фуко; Паноптикум.

Предыдущая страница Следующая страница