Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Словарь-справочник по социальной работе
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Игра

Игра - сложный набор процессов с участием взрослых и детей, включающий исследование и научение в разных контекстах и ситуациях.

Игра может быть неструктурированной, или свободной, когда ребенок самостоятельно играет в незнакомой обстановке, или высокоструктурированной, как уже известная игра с установленными правилами. Игра служит разным целям, в частности совершенствованию двигательных и физических навыков, развитию интеллекта, эмоциональному и социальному развитию играющего. Социальные работники обычно имеют дело с играми применительно к маленьким детям и молодым людям (хотя существует ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ для психически больных людей, РЕМИНИСЦЕНТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ для пожилых людей и других групп клиентов). Игра у детей имеет большое значение для социализации; без игры развитие детей тормозится. Таким образом, способность играть считается важным показателем ЗДОРОВЬЯ ребенка в широком смысле. Если ребенок нуждается в помощи, следует разработать игровую программу для развития необходимых навыков. Подобную помощь оказывают детские ясли и сады, специальные учреждения для игровой терапии. Игра является полезной формой работы с детьми - жертвами насилия; в процессе игры можно понять, что произошло с ребенком, оказать на него терапевтическое воздействие. (См. также БИБЛИОТЕКИ ИГРУШЕК.)

Игровая терапия

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в начале 30-х гг. XX в. в форме игровых инсценировок-драматизаций (так называемой психодрамы) для перестройки отношений и системы переживаний больного человека. В современной психотерапии взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игровая терапия используется также в психотерапии детского аутизма. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивную и недирективную игровую терапию, индивидуальную и групповую игру, с включением в игровую деятельность родителей ребенка и другие варианты игровой терапии. В игровой терапии используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. Игровая терапия является одним из эффективных методов детской психотерапии.

Ид

Ид - выдвинутое Фрейдом обозначение основных влечений человеческого существа.

Идеальный тип

Идеальный тип - абстрактное утверждение о важнейших особенностях любого социального феномена.

Идентификация

Идентификация (от лат. identificatio - отождествление) имеет несколько специфических значений: 1) в психологии познавательных процессов - узнавание, установление тождественности какого-либо объекта; 2) в психоанализе - процесс, в результате которого индивид бессознательно или частично бессознательно благодаря эмоциональным связям ведет себя (или воображает себя ведущим) так, как если бы он сам был тем человеком, с которым данная связь существует; 3) в социальной психологии - отождествление индивидом себя с другим человеком, непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом.

Результатом идентификации (в социально-психологическом смысле слова) является научение посредством наблюдения за объектом и подражания ему. При идентификации субъект копирует внешние формы поведения объекта, мысли, чувства и действия другого лица. В ходе идентификации приобретаются или усваиваются ценности, нормы, идеалы, роли и нравственные качества другого лица.

Идеология

Идеология - культурные убеждения, которые оправдывают социальную стратификацию.

Избитый ребенок

Избитый ребенок (battered baby) - термин введен педиатрами в 1960-х гг. и означает, что травмы ребенку нанесли родители или другие взрослые.

До 1960-х гг. медики «не видели», не распознавали умышленных повреждений у детей. В результате врачи не могли объяснить происхождения многочисленных травм у некоторых своих пациентов, в частности старых переломов костей. Введение данного термина стало первым шагом к признанию ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ как распространенной проблемы, имеющей различные формы. (См. НАСИЛИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, НАСИЛИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ.)

Измерение

Измерение - процесс определения значения переменной в конкретном случае.

Инвалидность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Инвалидность физического характера

Инвалидность физического характера (physical disability) - ИНВАЛИДНОСТЬ вследствие скорее физического, чем интеллектуального нарушения.

Иногда проводится дополнительная детализация, если речь идет о нарушениях органов чувств, в частности расстройстве зрения и глухоте. Согласно социальным представлениям об инвалидности, детализация непродуктивна, поскольку все инвалиды страдают от негативного влияния ограничений со стороны общества. Таким образом, инвалидов можно отнести к социально ущемленной группе. (См. ИНВАЛИДНОСТЬ.)

Ин-группа

Ин-группа - социальная группа, дающая своим членам чувство достоинства и преданности.

Индивид

Индивид (от лат. individuum - неделимое) - конкретный человек как отдельный представитель человеческой общности, единичное природное и социальное существо, обладающее сознанием, высшими психическими функциями, целостной психофизиологической организацией. К индивидным свойствам относится обширный класс свойств и качеств (показатели здоровья, развития, темперамента, интеллекта, эмоций и т. п.).

Индивидуальная психология

Индивидуальная психология - концепция австрийского психолога А. Адлера. Хотя Адлер противопоставлял свою концепцию фрейдизму, фактически она представляет собой один из вариантов фрейдизма. По Адлеру, у человека в результате его биопсихической неприспособленности развивается «чувство (комплекс) неполноценности». Чтобы преодолеть это чувство, индивид компенсирует его тем, что постоянно стремится возвысить себя в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Главный результат этой компенсаторной активности - бессознательное стремление к власти, к могуществу и к совершенству, хотя активность, по Адлеру, проявляет себя также в науке, философии и искусстве. Биологизируя социальную природу человека и психологизируя общество, Адлер относит к бессознательным механизмам компенсации социальное чувство индивида и рассматривает общество как социальный механизм компенсации индивидуальной слабости человека. Подобно 3. Фрейду, Адлер усматривает корни чувства неполноценности в раннем детстве, но в отличие от ортодоксального фрейдизма бессознательное в индивидуальной психологии есть не следствие подавленных импульсов, а хранилище заложенного в психике человека «проекта», или плана, его жизни.

Индивидуальная психология признает обусловленность психики человека социальными отношениями и институтами, но ее интересуют не социальная деятельность человека, а лишь его «психические реакции», вызываемые обществом, - тщеславие, скупость и т. д.

Индивидуально-психологические различия

Индивидуально-психологические различия - особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга; объект дифференциальной психологии.

Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются индивидуально-психологические различия, которые могут характеризовать как более частные психические свойства и отдельные психические процессы (например, пороги ощущения, время реакции, индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной реактивности и т. п.), так и целостные личностные образования (например, интересы, способности, характер). При этом важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом, в результате обучения, тренировки и т. п. Индивидуально-психологические различия могут быть разной широты и сложности, разной степени устойчивости.

Индивидуальность

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - вершина развития человека и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности. Человек как индивидуальность достигает действительных вершин своего развития, реализуя свой физический, психический и духовный потенциал, в результате чего он приближается к актуальному для себя уникальному, целостному, подлинному состоянию. Среди них: нравственная значимость и безусловная ценность для сообщества людей, способность к творческому решению проблем, сформированность внутренней картины здоровья, самодостаточность. Индивидуальность может быть определена также как самоактуализирующийся человек, одухотворенный индивид, конкретная личность. В российской психологии индивидуальности первыми стоят имена Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, Б. Ф. Ломова, Л. И. Анцыферовой, М. К. Тутушкиной и др.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.

Неповторимость его психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся только в деятельном общении с живыми, неповторимыми носителями этой культуры. Необходимыми посредниками (средствами) этого общения служат предметные формы, способы и средства культуры; орудия и продукты всех видов общественно-исторической деятельности (труда), язык, знания, навыки, умения и т. п. В общении определяется и человеческое содержание цели развития всей совокупности способностей и потребностей индивида.

Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания, затем - в процессе сознательного самовоспитания.

Все это следует иметь в виду, так как в эмпирическом естествознании (а вслед за ним в психологии и педагогике) термин «индивидуальность» часто используется как синоним термина «индивид», который, в свою очередь, есть лишь обозначение неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду (к той же популяции). Тем же способом эмпирическое естествознание определяло и сущность вида (человека в том числе), сводя ее к совокупности общих всем индивидам свойств, т. е. к совокупности абстрактных определений. Поэтому каждый обособившийся индивид Homo sapiens есть индивидуальность постольку, поскольку сама его человеческая сущность формировалась как целенаправленное осуществление его собственных отношений, т. е. как его собственная, им творимая, неповторимая биография, как история его жизни.

Индивидуальный расизм

Индивидуальный расизм - форма РАСИЗМА, когда один человек несправедливо обращается с другим человеком из-за его этнического происхождения.

Виновные в проявлениях индивидуального расизма полагают, что другие люди (темнокожие, например) относятся к низшей расе в плане культуры, интеллекта, убеждений и образа жизни. Расистская идеология возникла в XVII-XVIII вв. и получила поддержку псевдоученых, историков, религиозных деятелей, писателей, политиков и журналистов, которые считали, будто физические особенности лежат в основе интеллектуальных и иных способностей. Сторонники индивидуального расизма исходят из того, что представители разных рас кардинально отличаются друг от друга, хотя известно, что в биологическом отношении люди похожи. Расизм не сводится к индивидуальным предубеждениям, а скорее отражает дискриминационную политику и практику. Расизм встроен в социальные структуры и важнейшие институты общества. (См. АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА.)

Индивидуация

Индивидуация - общее понятие, применяемое для характеристики явлений различного уровня: 1) самоидентификации, осознания своего Я; 2) обретения индивидуальности, овладения высшим уровнем развития Я. Понятие индивидуации широко применяется в психоаналитической концепции К. Юнга для описания человеческой «самости».

Индуктивное логическое мышление

Индуктивное логическое мышление - мышление, которое преобразует отдельные наблюдения в общую теорию.

Инсайт

Инсайт - новое представление о происхождении проблемы или ситуации. Инсайт возможен при получении новой информации или анализе уже имеющейся, когда известные аспекты приобретают новый смысл. Инсайт считается непременным условием решения некоторых проблем или обретения способности «двигаться дальше», корректировать свою жизнь. Представления об инсайте связывают с ПСИХОАНАЛИЗОМ, где под инсайтом понимали выяснение влияния детских переживаний на возникшие во взрослом возрасте проблемы. Социальные работники и консультанты употребляют это слово в его современном значении как синоним понимания/осознания, причем слово это применимо как к специалистам, так и к клиентам.

Инспектор по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних (juvenile liaison officer) - социальный работник или инспектор, в обязанности которого входит сотрудничество с милицией по вопросам предупреждения или судебного преследования МАЛОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.

Инстинкт

Инстинкт - внутренний биологический механизм мотивации поведения. Поведение низших животных почти исключительно определяется инстинктами, что проявляет себя в стереотипных действиях по гнездованию, ухаживанию и спариванию, согласованному поведению живущих сообща насекомых. Поведение человека в меньшей степени зависит от инстинктов, поскольку развитие коры головного мозга позволяет многому научиться на опыте. Ведутся дискуссии о значимости инстинктов в поведении человека (например, о наличии «материнского инстинкта»). Людям свойственны биологические инстинкты, необходимые для выживания, например пищевой и питьевой; однако вряд ли можно считать инстинктивным социальное поведение, например говорить о состязательном инстинкте, поскольку его биологическая основа не обнаружена. Фрейд считал, что поведение преимущественно мотивировано влечениями. Эти влечения пребывают в Ид и относятся к бессознательному. Эрос включает все виды поведения, способствующие выживанию, поэтому его нельзя отождествлять с половым инстинктом, хотя последний и является его основой. Виды поведения, связанные с Эросом, направлены на обогащение жизни и поиск удовольствий, а Танатос связан не только с агрессией, но и с отказом от удовольствий, отрицанием развития. (См. также ПСИХОАНАЛИЗ.)

Согласно психодинамической теории, взрослая личность есть результат детских переживаний и научения справляться с либидо и агрессивными импульсами. В целом же необходимо соблюдать осторожность и не пытаться сводить все к биологическим факторам, которые объясняют далеко не все, при этом оправдывая безответственность и снижая вероятность изменений. Особенности человеческого мозга таковы, что обучение и формирование поведения происходят не только в раннем возрасте, но и на протяжении всего ЖИЗНЕННОГО ПУТИ. Всякое поведение, проблемное и обычное, есть результат взаимодействия наследственных и средовых факторов. Например, не следует объяснять агрессию у взрослого человека исключительно агрессивным инстинктом, детскими переживаниями и даже присутствием при сценах насилия в детстве; наверняка сильное влияние оказывает контекст. (См. также ДИСКУССИЯ О РОЛИ ПРИРОДЫ И ВОСПИТАНИЯ, НАСИЛИЕ.)

Институционализированные предубеждения и дискриминация

Институционализированные предубеждения и дискриминация - предвзятость, свойственная общественным учреждениям.

Интеллект

Интеллект (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая система способностей к выполнению умственных действий, обладающая генетически и социально обусловленной индивидуальной структурой. По определению интеллект является обобщенным психическим условием успешного выполнения умственных действий, операций, решения задач, проблем и ситуаций. В таком понимании интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов (восприятия, памяти мышления и др.), но осуществляется через них.

Интервью

Интервью - ряд вопросов, которые исследователь задает респондентам лично.

Интервью в социальной работе - целенаправленный диалог, обычно с глазу на глаз, между социальным работником и потребителем услуг, в том числе потенциальным.

В ряде случаев интервью могут проходить по телефону или телемосту. Различают плановое интервью со знакомым человеком и ПЕРВИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ с незнакомым. Целью интервью может быть сбор сведений, принятие решений  или лечение. Интервьюер обязан уделить должное время и внимание собеседнику, достичь поставленных целей; для успеха важно владеть навыками СЛУШАНИЯ и ОБЩЕНИЯ. В первичном интервью лучше использовать открытые вопросы (например: «В чем, по-вашему, могла бы заключаться наша помощь?»), что позволяет получить сведения и составить представление о сути проблем. Закрытые вопросы (например: «Сколько времени вы женаты?») помогают получить информацию и уточнить тему разговора. Интервью обычно начинают с общих открытых вопросов, а по мере выяснения проблем постепенно переходят к более закрытым и направленным. Плановое интервью со знакомыми клиентами иногда проходят примерно так же, но иногда беседа ведется целенаправленно. Например, инспектор по делам несовершеннолетних  правонарушителей хочет выяснить, почему подросток совершает преступления. Такое интервью сосредоточено на противозаконном поведении и содержит вопросы о конкретных обстоятельствах преступлений.

В последнее время в серьезных случаях, в частности при первичном расследовании в сфере защиты прав детей, экспертизе детей и их семей, а также в работе с семьями, где есть случаи НАСИЛИЯ, все чаще используют формальные анкеты, позволяющие систематизировать необходимые сведения. Проведение интервью в деликатных случаях, например при подозрении на сексуальное насилие над ребенком, когда требуется видеозапись, или при семейной психотерапии, требует специальной подготовки.

Интервью с целью расследования

Интервью с целью расследования (investigative interviewing) - проводится с ребенком в рамках других мероприятий при подозрении на насильственные по отношению к нему действия. Сам термин предполагает, что к данной ситуации следует отнестись непредвзято, учитывая три возможных варианта развития событий: 1) НАСИЛИЕ действительно имело место и ребенок сообщает об этом; 2) насилие имело место, однако ребенок не может об этом говорить или все отрицает; 3) подозрение о факте насилия оказалось ложным и ребенок о нем не сообщает. Интервью с целью расследования обычно проводят полицейский и социальный работник, владеющий приемами интервью в соответствии с Меморандумом о принципах работы с детьми. Видеозаписи таких интервью делать не нужно. Если же предполагается судебное преследование взрослого за преступление против ребенка, видеозапись ведется с согласия ребенка. В настоящее время принято проводить не более двух таких интервью с одним ребенком. Интервью с целью расследования особенно важны при подозрении на НАСИЛИЕ сексуального характера, поскольку судебно-медицинские признаки преступления часто неоднозначны или вообще отсутствуют. При НАСИЛИИ ФИЗИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА обычно имеются травмы и можно провести судебно-медицинскую экспертизу, поэтому свидетельство ребенка не имеет столь большого значения.

Проводить интервью с целью расследования довольно трудно, поскольку приходится щадить ребенка и одновременно пытаться получить у него информацию для изобличения потенциального преступника. Теоретически в гражданских делах тяжесть доказательств меньше, чем в уголовных. На практике же гражданские суды учитывают тяжесть доказательств, когда речь идет о подозрении на сексуальное насилие над ребенком, и процедура получения у ребенка свидетельских показаний подлежит тщательной проверке.

Интерпретативная социология

Интерпретативная социология - изучение общества, сфокусированное на разного рода смыслах, которые люди приписывают своему социальному миру.

Интроспективная психология

Интроспективная психология (от лат. intro - внутрь и specto - гляжу, всматриваюсь) - в широком смысле - всякая психологическая теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т. е. наблюдения за своими переживаниями и психическими процессами. Интроспективная психология считает сознание противостоящим внешней реальности как по своей сущности, так и по особой непосредственной познаваемости. Одним из вариантов интроспективной психологии является учение о «внутреннем опыте», согласно которому психические явления познаются принципиально иным способом, чем материальные.

Интроспективная психология - господствующая доктрина буржуазной философии и психологии. Попытки отдельных буржуазных философов подвергнуть ее критике свелись к отрицанию ценности самонаблюдения, но не коснулись ее основы - идеалистического представления о сознании. Глубокая критика интроспективной психологии содержится в трудах И. М. Сеченова, в работах советских психологов.

Попытки раскрыть закономерности психической деятельности человека с помощью метода интроспекции оказались научно несостоятельными, так как самонаблюдение дает лишь исходный материал для объективного причинного объяснения процессов и фактов сознания.

На рубеже XX в. субъективизм интроспективной психологии выявляется особенно отчетливо. Психологи-идеалисты различных школ всячески стремятся изощрить субъективный метод, доходя в этом стремлении до требования изучать психические факты в их «чистой культуре», исключить из них какой бы то ни было намек на существование объектов внешнего мира (Э. Титченер и др.).

Интуиция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Инфантилизм

Инфантилизм (от лат. infantilis - детский) - задержка в развитии организма. Характерный признак инфантилизма - сочетание физического и психического недоразвития. У ребенка задерживается рост, сохраняются детские пропорции тела, половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки отсутствуют или недостаточно выражены. Психическое развитие ниже возрастного уровня. Особенность инфантилизма - обратимость симптомов и полная компенсация психического развития детей в дальнейшем. Некоторые формы инфантилизма имеют генотипическую обусловленность. Причинами инфантилизма могут быть перенесенные в раннем детстве инфекционные заболевания, интоксикации, длительные кишечные расстройства, авитаминозы. В ряде случаев инфантилизм обусловлен повреждением плода, патологией его внутриутробного развития или родовой травмой.

Информация

Информация - в социальной работе - сведения об услугах, правовой и социальной работе, которые можно получить и передать. Трудно переоценить значимость хорошо налаженной системы информирования потребителей об услугах и взаимодействиях в системе социального обеспечения. Так, ЗАКОН О ДЕТЯХ требует, чтобы департаменты социального обслуживания доводили до общественности информацию об услугах нуждающимся детям; как правило, здесь же рекламируются услуги добровольного сектора, работающего в тесном содружестве с государственным. Закон о национальном здравоохранении и общественном уходе (National Health Service and Community Care Act) указывает на необходимость опубликования и обсуждения с общественностью планов по общественному уходу.

Организациям следует разработать стратегию доведения информации до потенциальных потребителей услуг. Для этого нужно выявить наиболее вероятные точки соприкосновения с конкретными группами клиентов и выбрать наиболее подходящие формы общения с ними. Например, рекламная листовка, рассчитанная на детей, выглядит иначе, чем для взрослых. Сходным образом, слабослышащие и слабовидящие имеют свои потребности. Направления социальной работы, права клиентов и родителей можно и нужно представить в письменной или другой приемлемой форме. Если принято решение о неотложных мерах по защите ребенка, родители должны знать, что происходит; если они приглашены на КОНФЕРЕНЦИЮ ПО КОНКРЕТНОМУ СЛУЧАЮ, им следует объяснить, для чего это делается. Потребителям услуг и их представителям, собирающимся подать жалобу, будет полезна информация о том, как получить помощь.

Инъекция

Инъекция - введение вещества в организм, обычно при помощи шприца; часто излюбленный способ употребления запрещенных наркотиков. Инъекции бывают внутривенные, внутримышечные и подкожные. Иглы и шприцы для инъекций существуют разных размеров, их, как правило, можно получить бесплатно по схеме обмена шприцев там, где она действует. (См. СИСТЕМА ОБМЕНА ШПРИЦЕВ.) Немедицинские инъекции опасны: у наркоманов часто возникает сепсис, абсцессы, гепатиты и СПИД. В крайних случаях, например в тюрьме, вместо шприцев могут использоваться другие предметы.

Исследование, социальное исследование

Статья большая, находится на отдельной странице.

История развития социальной работы

Статья большая, находится на отдельной странице.

История случая

История случая (case history) - хронологический отчет о человеке и его семье с указанием важных событий или факторов, которые могут объяснить возникновение личных или семейных проблем. Некоторые агентства социального обеспечения предпочитают термин «социальная история», а медики пользуются историей болезни.

В одних случаях такие истории бывают довольно подробными, в других - краткими. До 1960-х гг. под влиянием психотерапевтических воззрений было принято составлять полные истории случаев, но впоследствии записи стали более лаконичными. Вместе с тем недавние исследования показали, что в историях болезни детей содержится крайне скудная информация о родительской семье. Целесообразно составлять подробное описание случая, особенно при длительной работе с данным человеком или семьей. Традиционно возникают вопросы о том, что отражать в записях и кто может получить доступ к таким сведениям, поскольку вопрос о конфиденциальности информации всегда актуален.

Предыдущая страница Следующая страница