Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Словарь-справочник по социальной работе
Насилие

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Насилие

Насилие - умышленное поведение с целью причинить ущерб другим людям; в социальной работе определяется широко и включает не только физическое нападение, но и проявления АГРЕССИИ, угрозы, запугивание, расистское и сексуальное преследование.  Акты НАСИЛИЯ можно рассматривать как сочетание насильственных действий физического, психологического и сексуального характера.

Большинство теоретиков считают насильственное поведение выученным, а не инстинктивным. Агентства социального обеспечения, во-первых, уделяют внимание насилию в отношениях между сотрудниками, во-вторых, в контексте отношений работника с клиентом и, в-третьих, в непосредственной работе со склонными к насилию клиентами, которым необходимо помочь в развитии механизмов совладания с насильственным поведением и его избегания.

Многие организации в сфере здравоохранения и социального обеспечения в настоящее время признают, что отношения между сотрудниками иногда далеки от совершенства. В частности, отношения между начальником и подчиненными могут содержать элементы запугивания и преследования, причем сексуальные и расистские мотивы встречаются достаточно часто. Другим мотивом насилия может быть религиозная дискриминация, ГОМОФОБИЯ или просто стремление «выжить» неугодного работника. В наиболее продвинутых службах разработаны процедуры подачи жалоб, когда преследуемый может выразить свое недовольство. Время от времени проводятся кампании против преследования на работе.

За последние три десятилетия возрос интерес к случаям насилия со стороны КЛИЕНТОВ в отношении социальных работников. Сейчас установлено, что подобные проявления - не редкость, их жертвами становится персонал любого уровня (включая регистраторов и помощников), что заметно влияет на ход работы. Некоторые социальные работники даже поплатились жизнью; многие получили травмы и увечья, боятся продолжать работу; большинство отмечает напряженность работы с агрессивно настроенными и склонными к насилию клиентами. Социальные работники и представители смежных профессий в настоящее время работают в таких условиях, когда можно рассказывать о своих тревогах в надежде получить практическую и эмоциональную поддержку без ущерба для профессиональной компетентности. Доверительная атмосфера в бригадах и на рабочих местах важна как для женщин, так и для мужчин. Многие агентства социального обеспечения разрабатывают стратегии гарантий безопасности персонала при работе со склонными к насилию клиентами. Эти стратегии, как правило, включают: во-первых, помощь персоналу в оценке риска для себя; во-вторых, предложения по минимизации и профилактике насилия; в-третьих, рекомендации о том, как вести себя в случае нападения; в-четвертых, принципы поддержки персонала после совершенного насилия. Оценка риска включает предупреждение об особенностях клиентов, чтобы работники знали о потенциальных трудностях. Мальчики и мужчины в возрасте от 14 до 45 лет составляют группу риска, хотя склонность к насилию может проявиться неожиданно. Конечно, некоторые приемы социальной работы провоцируют клиентов на насильственные действия, например принудительное удаление детей из семьи или работа с психически больными. Риск иногда удается оценить сразу; например, во время интервью клиент выказывает возбуждение, ведет себя экспрессивно, - это следует расценивать как угрозу.

Попытки предотвратить насильственное поведение затрагивают много уровней. Следует избегать излишней дифференциации работников, например в детском доме. Иногда лучше работать в парах, чтобы предотвращать кризисные ситуации. Сходным образом, тщательный выбор места проведения тестирования позволит избежать опасности во время интервью. Имеют значение план помещения, расположение выходов и тревожных кнопок. Избегание панибратства, спокойный уверенный тон, четкая манера изложения скорее успокоят клиента, чем приведут в ярость.

Если насилие все-таки произошло, нужно быстро принять решение - уйти или остаться, в зависимости от предполагаемого риска, готовности к самозащите и сдерживанию, а также вовлечения других людей (близость помощи или опасности от других клиентов). Поддержка после акта насилия как минимум включает медицинский осмотр и отчет, дебрифинг с целью попытаться выяснить, что произошло, решение относительно непосредственной и будущей работы с виновным в насилии, возможного судебного преследования правонарушителя и консультирование пострадавшего работника. Администрация должна подробно проанализировать случаи насилия. Анализ частоты и характера подобных инцидентов может выявить, например, потребность в дополнительных сотрудниках, необходимость обучения и изменения стиля работы.

Медики и социальные работники создали программы помощи склонным к насилию людям, которые позволяют приобрести навыки совладания с ситуациями, которые в прошлом были сопряжены с насилием. Подходы могут быть разными, но обычно они включают ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ, контроль ГНЕВА и избегание. Часто проводится индивидуальное КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ на основе детального анализа трудных ситуаций с обсуждением проблем ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ и употребления АЛКОГОЛЯ. (См. также НАСИЛИЕ, ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ НА СЕКСУАЛЬНОЙ ПОЧВЕ.)

В начало словаря