Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Словарь-справочник по социальной работе
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

Зависимая переменная

Зависимая переменная - переменная, которая изменяется под воздействием другой (независимой) переменной.

Зависимость

Зависимость - термин, который чаще всего используется применительно к употреблению наркотиков; означает влечение человека к повторному употреблению наркотика.

Существует два типа зависимости: психологическая, которая включает сильное желание испытать действие наркотика и чувство невозможности без него жить; физическая, когда организм настолько привыкает к регулярному употреблению наркотика, что возникает СИНДРОМ ОТМЕНЫ (потливость, судороги, понос и др.). Все наркотики способны вызывать психологическое пристрастие (см. ПРИСТРАСТИЕ), а физическое пристрастие вызывают лишь некоторые вещества, в частности ОПИАТЫ (героин, метадон, морфин и опиум). В более общем смысле можно говорить о психологически зависимых отношениях фактически с чем и кем угодно: веществами, действиями (например, азартные игры, повторяющиеся правонарушения), людьми, предметами.

Зависимость от алкоголя или психоактивных веществ

Зависимость от алкоголя или психоактивных веществ (drug or alcohol dependency) - состояние ЗАВИСИМОСТИ, при котором правонарушителю по суду может быть назначено принудительное лечение (в стационаре или амбулаторно) в соответствующем учреждении. Данное требование не ограничивается преступниками, осужденными за преступления, непосредственно связанные с алкоголем или наркотиками.

Задержка психического развития

Задержка психического развития - особый тип аномалии психического развития ребенка. Задержка психического развития имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее - дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в других случаях задержка психического развития возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией).

У детей с задержкой психического развития отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с задержкой психического развития.

В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с задержкой психического развития обычно имеется парциональное недоразвитие высших психических функций, имеющее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.

Дети с задержкой психического развития характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д.

Закрытый вопрос

Закрытый вопрос - вопрос, который используют в ИНТЕРВЬЮ, сформулированный таким образом, чтобы на него можно было дать определенный ответ. Такой вопрос не побуждает клиента к полному ответу с изложением своего мнения, информации или чувств.

Хорошие профессионалы в области социальной работы редко задают закрытые вопросы, особенно в разговоре с ребенком - возможной жертвой НАСИЛИЯ.

Запугивание

Запугивание (bullying) - приставание, унижение, травля или жестокое обращение с ребенком со стороны одного или нескольких детей в школе или ином месте.

Запугивание может включать широкий спектр оскорблений: обзывание, ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ на почве расизма, сексуальные домогательства, АГРЕССИЮ и действительное насилие. Исследования показали, что запугиванию в той или иной форме подвергается множество учащихся как младших, так и старших классов. В некоторых школах принимаются активные меры против запугивания, причем наиболее эффективные подходы предполагают участие самих школьников. Упрощенный взгляд на пару «жертва - преследователь» неоправдан, поскольку в определенных ситуациях жертвы сами оказываются преследователями. Кроме того, было обнаружено, что существует устойчивая связь между запугиванием и пропусками занятий учениками.

Защита прав детей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Защита своих прав

Защита своих прав (self-advocacy) - выступление потребителей в защиту своих прав и за развитие способствующих этому процессов.

Движение в защиту своих прав особенно актуально для людей с нарушениями психического развития, которые объединяются для защиты своих прав, осваивают соответствующие навыки общественной деятельности и выступают как группа влияния, содействующая улучшению обслуживания и жизни общества. Группы защиты своих прав бывают разного типа, могут быть приурочены к тому или иному виду услуг (например, в дневном стационаре) или независимы (например, входить в международное движение People First). Нет единого представления о роли руководителей подобных групп, однако важность советников-консультантов для эффективной работы таких групп признается всеми. Защита своих прав имеет большое значение для оказания услуг лицам с психическими расстройствами. Как и при нарушении развития учебных навыков, в деятельности таких групп велика роль бывших пациентов больниц и других учреждений.

Заявленная проблема

Заявленная проблема (mandated problem) - проблема, которой по закону должны заниматься клиент и социальный работник.

Термин возник в рамках проблемо-центрированного подхода, при котором основной упор делают на тех проблемах, которые клиент считает главными. (См. ПРОБЛЕМНО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ РАБОТА.) Подмандатными называются проблемы, которые социальный работник обязан затронуть, даже если сам клиент не уделяет им внимания. Например, социальный работник должен обсудить с клиентом плохое выполнение родительских обязанностей, если это грозит ребенку ЗНАЧИМЫМ УЩЕРБОМ. Работник должен сформулировать проблему таким образом, чтобы клиент признал ее актуальность и выразил готовность ее решать. Проблемо-центрированный подход невозможен, если клиент отказывается признать проблему, и социальный работник иногда вынужден переходить к принудительному вмешательству.

"Здоровые" социальные системы

"Здоровые" социальные системы - системы, обладающие рядом следующих качеств (Scally, Hopson, 1979):

- существуют для того, чтобы служить развитию индивидуумов;

- ценят и поддерживают те виды поведения, которые несут в себе уважение, подлинность и эмпатию;

- поощряют своих членов к сотрудничеству, к тому, чтобы разделять общие цели;

- открыты для внутренних и внешних стимулов к изменениям;

- время от времени переоценивают свои цели, методы и эффективность;

- скорее динамические, чем статические, в своем функционировании;

- оказывают и получают поддержку от своих членов;

- признают важным и приветствуют проявления потенциала членов системы и полагаются на этот потенциал;

- используют скорее стратегии разрешения проблем, нежели такие стратегии, как, например, поиск виновных;

- используют те методы, которые совпадают с преследуемыми целями;

- приветствуют ситуации, когда члены объединяют свои потенциалы и усилия, разделяют друг с другом общие цели и каждый член движется своим собственным путем к общим целям;

- проявляют заинтересованность в обратной связи от членов, периодически оценивают свое функционирование и реагируют на результаты оценки;

- обеспечивают членам доступ к тем звеньям системы, от которых зависит существование членов;

- имеют эффективные и чувствительные линии коммуникаций внутри и вне системы;

- открыто исследуют возможные различия во мнениях и используют стратегии ведения переговоров, поиска компромиссных решений и заключений контрактов для достижения максимально возможного позитивного результата;

- всегда открыты для альтернативных идей и решений.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни - междисциплинарная категория, охватывающая совокупность разумных способов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом. Здоровый образ жизни имеет своей целью не просто сохранение и укрепление здоровья, но такую осмысленную его трату, которая сама стимулирует становление потенциала здоровья. Человек овладевает теми средствами и способами здорового образа жизни, которые адаптируют его к определенным социально-экономическим условиям жизни, уровню материального благосостояния, кругу общения, системе труда, отдыха, медицинского обслуживания, которые так или иначе влияют на его здоровье. Человек обретает те средства и способы здорового образа жизни, которые делают его жизнь упорядоченной, нравственно оправданной, духовно насыщенной, творческой, открывающей возможности для самореализации, в том числе в той мере, которая достаточна для придания смысла любым страданиям, устраняет страх смерти. Здоровый образ жизни человека заключается в его активной позиции в поисках смысла жизни, в способности к изменению установок сознания по отношению к здоровью и жизни, в творческом подходе ко всем видам жизнедеятельности, в целенаправленной работе над собой, в индивидуализации процессов обучения, труда, спортивной тренировки, гармонизации.

Здоровье

Здоровье - основной фактор, определяющий способность человека жить гармонично в меняющихся условиях среды, достигать определенного уровня развития его как индивида, сформированности его свойств как личности, осуществимости как индивидуальности. «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения. Основные документы. Женева: ВОЗ, 1991, с. 5).

Здоровье с медицинской точки зрения - это отсутствие заболеваний.

В рамках МЕДИЦИНСКОЙ МОДЕЛИ болезнь можно считать одновременно индивидуальным явлением и естественным феноменом. Болезнь может быть вызвана действиями людей, как при ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, но преимущественно она имеет биологическое происхождение. Социальная, или средовая, модель рассматривает здоровье в контексте конкретного общества. Так, в прошлом вспыхивали эпидемии из-за плохих санитарных условий, недостаточного питания и нищеты. Сторонники социальной модели не отвергают биологические предпосылки заболеваний, ведь даже в самом здоровом обществе люди стареют. Тем не менее биологический подход следует дополнить рядом факторов, включая физическое окружение и социальные отношения. 

Различные определения здоровья сказываются на организации медицинского и социального обеспечения. В рамках медицинской модели главный упор в лечении делается на лекарственных средствах и хирургическом вмешательстве. Социальный подход диктует необходимость учитывать множество других факторов. В ходе анализа социально-экономических особенностей заболеваемости и смертности в Англии сделан вывод о том, что стратегии борьбы с бедностью являются более действенными по сравнению с укреплением бюджета и реорганизацией здравоохранения.

Социологи обнаружили интересную взаимосвязь здоровья с другими факторами, в частности плохого здоровья и безработицы, хотя связь эта не однозначна. Безработице часто сопутствует бедность, хотя при некоторых обстоятельствах (при раннем выходе на пенсию) и материальном благополучии можно и не ходить на работу. Что касается доступности медицинской помощи, то беднейшие слои населения реже пользуются услугами здравоохранения. Представители этнических меньшинств считают себя обделенными вниманием государственного здравоохранения, особенно в сфере психического здоровья. Острую критику феминистов вызывает диспропорция в половом составе работников здравоохранения и социального обеспечения с преимущественно женским персоналом и руководителями-мужчинами. Высказывается мнение об излишней «медикализации» проблем женского здоровья, что, по сути дела, говорит о доминировании мужчин над женщинами.

Зеркальное Я

Зеркальное Я - термин для обозначение образа Я, основанного на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других.

Злоупотребление психоактивными веществами

Статья большая, находится на отдельной странице.

Значимый другой

Значимый другой - термин, обозначающий культурные нормы и ценности, которые мы используем в качестве системы координат для оценки самих себя.

Значимый ущерб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница