Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Словарь-справочник по социальной работе
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

Убеждения

Убеждения - определенные утверждения, которые люди считают истинными. Это представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к действительности. Наличие убеждений связано с признанием и непосредственным переживанием их истинности и с потребностью реализовать их в жизни. Убеждения могут относиться к разным сферам действительности. С этой точки зрения можно говорить о нравственных, научных и других убеждениях человека.

Формированию убеждений способствует наличие широких и глубоких знаний в соответствующей области. Однако знания автоматически не переходят в убеждения. Последние вырабатываются на основе личного опыта человека в результате его деятельности, в практике общественного поведения. Именно личный опыт порождает у человека определенные чувства и переживания, отношение к окружающему. Выработке убеждений способствует борьба с тем, что им противостоит.

Предпосылки для формирования устойчивых убежднний складываются в раннем детстве. Наибольшее значение в этом возрасте имеют уклад жизни и традиции семьи, характер взаимоотношений с окружающими. Подлинные убеждения начинают формироваться в подростковом и старшем школьном возрасте. Это связано с приобретением относительно широких и глубоких знаний, возникновением развитых форм мышления, появлением сознательного критического отношения к действительности, формированием активной жизненной позиции и мировоззрения.

Уважение к людям

Уважение к людям - известный принцип социальной работы, согласно которому все люди заслуживают уважительного отношения. Из данного принципа следует, что нельзя лишать человека уважения из-за роли, которую он играет, какой-либо черты характера. Некоторые авторы считают уважение к людям основной ценностью социальной работы, из которой вытекают все другие ЦЕННОСТИ. Вместе с тем в инструкции о присвоении диплома по социальной работе Центральный совет по образованию и подготовке в области социальной работы перечисляет ряд основополагающих принципов, каждый из которых одинаково важен.

Увлечение

Увлечение - социальный образец, которому люди следуют с энтузиазмом, но непродолжительное время.

Уголовные суды

Уголовные суды - суды, которые занимаются расследованием нарушений уголовного законодательства. Речь идет о поведении, наносящем ущерб обществу в целом, в отличие от гражданских судов, которые занимаются правовым урегулированием частных противоречий (между частными или юридическими лицами).

Умирание

Умирание - внезапное или постепенное прекращение у человека всех физиологических и психических процессов. Западное общество традиционно отрицало смерть. Отказ от простых слов при описании смерти, употребление метафор «приказать долго жить», «навсегда уснуть», «отдать Богу душу» характеризует отношение людей к смерти. До сих пор во многих социальных группах обсуждать смерть считается почти неприличным. Часто умирающий лишен возможности поговорить об одном из важнейших для себя событий, хотя (или вследствие этого) умирающие могут ощущать себя изолированными от своих родных и близких.

Нежелание окружающих открыто обсуждать смерть мешает умирающему сообщить о своих потребностях. Например, описан случай, когда пациентке, умиравшей в больнице от рака, не позволяли радоваться тому, что она умирает. Помощь окружающих, избавление от боли, новые друзья в больнице и принятие неизбежности смерти позволили сделать умирание спокойным. Социальный запрет на обсуждение смерти лишает многих нуждающихся помощи и поддержки, как в случае с другой пациенткой, которая смогла поделиться своими переживаниями по поводу своего умирания только в письменной форме.

Многие люди испытывают трудности, когда нужно обсудить с кем-либо потребности умирающего. Считается, что это связано со страхом смерти, свойственным большинству людей, и предположением о том, что собеседник также испытывает этот страх. Хотя это действительно имеет место, в том числе среди тех, кому по долгу службы приходится сталкиваться со смертью (в частности, медиков), давно известно, что умирающий нуждается в сопереживании. Когда человеку говорят, что он умирает, первой реакцией часто бывает неверие или отрицание. Действенная работа с умирающими предполагает знание о социальных запретах на разговоры о смерти, а также готовность нарушить эти запреты, если такова воля умирающего. Работа с умирающим означает поддержку и принятие, чуткий отклик на его или ее желание обсуждать те или иные темы.

Умственная отсталость

Умственная отсталость (mental handicap) - термин для обозначения задержки психического развития, сравнительно редко используемый из-за связанной с ним стигматизации.

Многие защитники собственных прав, испытывающие задержки психического развития, выражают несогласие с данным термином, некоторые предпочитают термин «необучаемость».

Уровень притязаний личности

Уровень притязаний личности - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний личности лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью.

Уровень притязаний может быть частным - он относится к достижению в отдельных областях деятельности (например, в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.). В основе такого уровня притязаний личности лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний личности может иметь более общий характер, т. е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого уровня притязаний лежит оценка себя как личности.

Понятие «уровень притязаний личности» было введено К. Левином и его учениками. Было показано, что уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных.

Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям индивида и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенный уровень притязаний может стать источником аффекта неадекватности.

При воспитании детей важно учитывать особенности уровня притязаний личности, так как его соответствие возможностям ребенка - одно из условий гармоничного развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности.

Условная реакция

Условная реакция - см. КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ, ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ.

Условный рефлекс

Условный рефлекс - временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей. Условный рефлекс осуществляется высшими отделами мозга и основан на временных связях, образующихся между определенными нервными структурами в индивидуальном опыте животного и человека. Условные рефлексы формируются при определенных условиях в процессе жизни индивида. Безусловные рефлексы в принципе одинаковы у всех представителей одного вида, а условные рефлексы индивидуальны и бесконечно разнообразны. Основное условие образования условного рефлекса - совпадение во времени (однократное, но гораздо чаще многократное) индифферентного раздражителя с безусловным. В результате индифферентный раздражитель начинает вызывать ответную реакцию, которой ранее он никогда не вызывал. Например, если сочетать звучание звонка или вспышку электролампы с кормлением животного, то они начинают вызывать пищевую реакцию (слюноотделение, поворот головы, пробежку в сторону кормушки и т. п.), которую без сочетаний никогда не вызывали. Характерная черта условных рефлексов - их временный характер. Если основное условие выработки условного рефлекса перестает соблюдаться и условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то временная связь тормозится, а условный рефлекс исчезает.

Услуги на дому

Услуги на дому - любые услуги медицинского или социального характера, которые оказывают клиенту на дому.

Оснований для подобных услуг множество: диспансерное наблюдение за вышедшими из больницы, оказание услуг людям, которые не могут их получить в клинике или в сообществе (инвалидам и больным людям, которые хотели бы находиться у себя дома, а, например, не в интернате). На дому услуги оказывают участковые медсестры психиатрического профиля, сиделки, патронажные сестры и помощники на дому. Услуги на дому оказывают в рамках концепции расширенного охвата. Принято считать, что успех общественного ухода за нуждающимися отчасти зависит от степени оказания услуг на дому.

Установка

Установка - привычный способ реагирования на людей и объекты, представления их преимущественно в доброжелательном или недоброжелательном свете.

Установки оказывают влияние на поведение человека и его взаимодействия с окружающим миром. Установки представляют собой психические состояния, несущие в себе оценочные элементы и поведенческие тенденции; они подсказывают готовые объяснения социальных событий и как следствие способны помочь в совладании с ТРЕВОГОЙ. Установки можно представить себе как упрощенные способы переработки информации, которые создают систему отсчета, позволяющую быстро оценить происходящее на основании предшествующего опыта. Сохраненные в памяти установки влияют на поведение только при их активизации в текущей ситуации. Даже сильные установки никак себя не проявляют в отсутствие соответствующих обстоятельств, переводящих эти установки непосредственно в поведение. Установки формируются под воздействием мнения ближайшего окружения, собственного опыта, раннего научения, среды, принадлежности к той или иной социальной группе и социального взаимодействия; приобретенные установки взаимодействуют между собой и с существующими убеждениями как частью психических процессов. Особенно сильные установки приобретаются в результате повторных переживаний.

Установки имеют два компонента: способ восприятия события и эмоциональное к нему отношение. Сила установок может варьировать, как и соотношение этих двух компонентов. Как правило, человек располагает несколькими установками в отношении другого человека, объекта или события с соответствующим выбором видов поведения. При этом установки и поведение человека могут быть прямо противоположными. Людям свойственны противоречивые установки, результатом которых является эмоциональный дискомфорт или когнитивный диссонанс.  Можно побудить человека к разрешению такого конфликта путем изменения установок. Сходным образом, если человек вынужден поступать вопреки существующим установкам, последние могут измениться.

Люди имеют представления или установки в отношении таких базовых понятий, как свобода, равенство, противодействие угнетению, причем обычно эти установки сильно перекликаются с поведением. Базовые установки включают представление о социальном мире, взаимосвязи с социальными группами. Следовательно, установки могут нести в себе вознаграждение или наказание за принадлежность или исключение из той или иной социальной группы.

Установки и их изменение являются ключевыми аспектами социальной работы. В них могут корениться проблемы, например проявления расизма или сексизма, ничем не оправданные плохие отношения между членами семьи. Точное выяснение природы установок, готовности человека их изменить является главной задачей социальной работы. (См. также РАСИЗМ, СЕКСИЗМ, СТЕРЕОТИП.)

Усыновление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Утрата

Статья большая, находится на отдельной странице.

Участие

Участие - привлечение потребителей услуг к принятию важных для них решений.

Термин «участие» широко употребляется для обозначения разных уровней участия клиентов в принятии касающихся их решений. В связи с этим легко запутаться, в чем это участие состоит, когда КЛИЕНТ обладает действительным влиянием. Так, социальные работники могут посчитать участием простое присутствие клиента на обсуждении его проблем, хотя сам клиент так не считает, поскольку не смог ни понять происходящего, ни повлиять на принятие решений.

Учебные заведения для взрослых

Учебные заведения для взрослых - формальные и неформальные, задача которых - помочь людям, окончившим школу некоторое время назад (обычно старше 18 лет), приобрести новые знания и навыки.

Существует тесная взаимосвязь между системой образования для взрослых и СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, которая в ряде случаев может считаться обучающей в широком смысле слова. Так, социальная группа, занятая совместным анализом социального обеспечения отдельных участников (заявителей), явно выполняет учебное задание. Задачей социальных групп часто является приобретение социальных навыков. В обязанности социальных работников входит помощь людям в освоении новых навыков, например родительских. Можно сказать, что, показывая, как и что нужно делать, консультируя и ободряя взрослого подопечного, социальный работник участвует в его обучении.

Учебный центр для взрослых

Учебный центр для взрослых - учреждение дневного пребывания для взрослых с нарушением развития (учебных навыков), как правило, под эгидой отделов социального обеспечения (трудовые мастерские для клиентов с задержками в развитии).

Типичный учебный центр для взрослых имеет договоры с местными фирмами, причем работа по договорам осуществляется потребителями данных услуг под наблюдением специалистов. В значительной степени этот подход утратил свое значение отчасти из-за отсутствия соответствующей работы, но главным образом из-за низкой оплаты и/или монотонности труда в таких центрах. Название «учебный центр для взрослых» еще сохраняется, но уже уступает место другому термину - «центр социального обучения», который подчеркивает учебную направленность некоторых дневных услуг людям с нарушением развития учебных навыков. Эти службы подвергаются критике за отделение лиц с нарушенными учебными навыками от остального общества и объединение их в группы. Существуют альтернативы дневным центрам, обычно в форме создания рабочих мест для лиц с задержками психического развития, причем есть свидетельства тому, что многим таким людям нравится настоящая работа. Кроме того, таким людям должна предоставляться возможность использования общественных ресурсов индивидуально, в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Учреждения для малолетних правонарушителей

Учреждения для малолетних правонарушителей - исправительные учреждения для правонарушителей в возрасте 15-20 лет, ранее известные как исправительно-трудовые колонии, которым, в свою очередь, предшествовали исправительные учреждения для малолетних. Задача данных учреждений - содержать МАЛОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ отдельно от взрослых для исключения криминогенного влияния, однако на практике это применяется только в отношении мужчин, поскольку в женских исправительных учреждениях одновременно содержат преступниц всех возрастов. Исследования, проведенные в ряде европейских стран, показали, что пребывание в подобных учреждениях не способствует перевоспитанию малолетних правонарушителей.

Уязвимые старики

Уязвимые старики - ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ, которые в силу физических или умственных нарушений больше подвержены травмам.

Травмы по своей природе могут быть социальными, например одиночество или страдания вследствие насилия; физическими, в результате заболевания, несчастного случая или влияния среды; психологическими, например замешательство и ДЕПРЕССИЯ.

Предыдущая страница Следующая страница