Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Словарь-справочник по социальной работе
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПРА"-"ПСИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПРА"-"ПСИ")

Права детей

Права детей - запрос о лечении, привилегиях или защите, сделанный детьми или от имени детей на правовой основе. Исторически дети не имели собственных ПРАВ, отличных от прав родителей или опекуна. Дети считались собственностью отца, который полностью распоряжался их воспитанием. При судебном разбирательстве отцы всегда получали право на опекунство. Распространенность нищеты и яркие примеры небрежного обращения с детьми в конце XIX в. привели к изменению законодательства, в семейную жизнь стало возможным вмешиваться во имя предотвращения чрезмерной жестокости. Впервые матери в судебном порядке получили право на опеку. Первым обществом, созданным для разрешения подобных вопросов, было Национальное общество предотвращения жестокости в отношении детей (The National Society for the Prevention of Cruelty to Children) в Великобритании в 1882 г.; по иронии судьбы это событие произошло спустя несколько лет после выхода первых законов о защите животных в этой же стране.

В то время дети по-прежнему не имели никаких определенных прав, поскольку общество считало их незрелыми, эгоистичными и нуждающимися в строгой дисциплине. Считалось несправедливым обременять детей политическими и социальными правами, перегружать непосильными обязанностями. Такое мнение бытовало на протяжении многих лет, в том числе среди специалистов по работе с детьми. В последние десятилетия шла оживленная дискуссия о правах детей, что нашло отражение в законодательстве, позиции родителей и специалистов. Ход событий изменился, когда выяснилось, что дети вполне способны принимать взвешенные решения и выражать свое мнение. Кроме того, прозвучали веские аргументы в пользу самостоятельного решения детьми некоторых вопросов, касающихся их лично, и, во всяком случае, возможности высказать свое мнение по ключевым решениям, которые принимаются от их имени.

Можно выделить три аспекта прав детей: право на защиту и гарантированное благополучие; право выбора и проявления самостоятельности; процедурные права, когда дети могут высказаться по касающимся их вопросам.

Многие борцы за права детей полагают, что вышеперечисленные права - это лишь начало. В частности, как полагают, дети 12 лет и старше гораздо более понятливы и рассудительны, чем было принято считать. К тому же есть ряд прав, например право на здоровье, безопасное окружение, хорошие условия для игры и дошкольного воспитания, стандарты жизни для правильного физического, психического и социального развития, которые еще предстоит завоевать для детей.

Правосудие

Правосудие - понятие лишено смысла, если не ответить на вопрос: «Правосудие для кого?» или: «Правосудие в каком контексте?» Если речь идет об уголовном законодательстве и судопроизводстве, то это «справедливое обращение с преступниками и жертвами со стороны людей, облеченных властью и имеющих право наказывать».

Такое определение справедливости указывает на неравное распределение сил, однако словосочетание «справедливое обращение» требует дополнительного рассмотрения. Считается, что правонарушители обладают чувством справедливости, поэтому справедливое обращение должно быть основано на следующих принципах: доказанность вины - для установления вины должны предприниматься определенные усилия; последовательность - лица одного статуса, совершившие сходные преступления, должны быть одинаково наказаны; компетентность - те, кто вершит суд, должны обладать таким правом; соразмерность - тяжесть наказания должна соответствовать тяжести преступления; сравнение - различия в обращении с преступниками разного статуса должны быть разумными и логичными.

Предмет социальной работы

Предмет социальной работы - одно из определений предмета социальной работы, данное Г. Маасом, предполагает, что в социальной работе «основное знание фокусируется на поведении человека в стрессовых условиях» (Maas, 1957, р. 15), а именно на изучении динамики стрессовых ситуаций и особенно на путях предотвращения или улучшения этих ситуаций, а также на изучении оказываемых ими эффектов на человека. Несколькими годами ранее Г. Маас и М. Волинс определили социальную работу как «предотвращение и снижение социально и психологически опасных эффектов кризисных ситуаций» (Maas, Wolins, 1954, p. 215), и, очевидно, они видели функцией социального работника обеспечение протекания (facilitating) этих процессов предотвращения (профилактики) и улучшения. Э. Гринвуд вслед за Г. Бисно (Bisno, 1952) видит функции социальной работы «в помощи людям достичь таких взаимоотношений, которые способствуют реализации их потенциала как человеческих существ в соответствии с их культурными обычаями и ценностями» (Greenwood, 1955); и далее если такие отношения по каким-либо причинам разрушаются или есть такая опасность, то функции социальных работников становятся принципиально важными для: а) помощи в создании необходимых, желаемых общественных ресурсов или в активизации уже существующих ресурсов; б) помощи людям в использовании имеющихся ресурсов. Роль социального работника, таким образом, видится в объединении различных стратегий для улучшения функционирования социальной службы, которую он представляет, оставаясь при этом представителем своей профессии и действуя в интересах своего общества.

Г. Херн подчеркивает, что «взаимоотношения являются сущностью социальной работы, будучи как ее целью, так и ее средствами» (Неагп, 1958, р. 30), поскольку целью является установление и поддержание приемлемых отношений между клиентом и обществом, а средствами являются те отношения, которые устанавливает социальный работник с клиентом, и то влияние, которое социальный работник оказывает на отношения клиента с окружающей действительностью.

Предписанный статус

Предписанный статус - социальное положение, которое индивид приобретает при рождении или потом - невольно - в жизни.

Предубеждения

Предубеждения - жесткие и иррациональные (основанные на вере или неправильной интерпретации фактов, а не на самих фактах) обобщения о целой категории людей, событий.

Предъявляемая проблема

Предъявляемая проблема (presenting problem) - проблема, которую КЛИЕНТ или потенциальный клиент считают причиной обращения в социальную службу. В прошлом было принято считать, что предъявляемая проблема может не иметь ничего общего с действительной; лишь специалист способен распознать истинную проблему клиента. Из этого исходили при организации социальной работы, которая была направлена на разрешение семейных и иных конфликтов, имевших место в прошлом. Сторонники данного подхода не считали нужным заниматься жилищными и материальными проблемами, организацией ухода за детьми. В настоящее время предъявляемые проблемы рассматриваются более широко: именно они определяют направление работы. Социальный работник расставляет приоритеты задачи после предварительного обсуждения с клиентом и другими заинтересованными лицами. (См. ПРОБЛЕМО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ РАБОТА.)

Преследование (harassment), см. НАСИЛИЕ.

Преступление - нарушение уголовного законодательства, официально принятого в обществе. (См. ТЕОРИИ ПРЕСТУПНОСТИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.)

Преступление на сексуальной почве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Преступления без потерпевших

Преступления без потерпевших - нарушения закона, при которых нет явных потерпевших.

Преступления против личности

Преступления против личности - преступления, связанные с насилием или угрозой применения насилия к другим лицам.

Преступления против собственности

Преступления против собственности - преступления, связанные с нанесением вреда или похищением чужой собственности.

Привязанность

Привязанность - длительно существующая эмоциональная связь между двумя индивидами, побуждающая их искать взаимной близости и получать удовольствие от общения друг с другом. Обычно привязанность формируется у маленьких детей в отношении тех, кто преимущественно за ними ухаживает, однако она возможна и между другими людьми или даже у человека в отношении какого-либо объекта. Подобные отношения между взрослыми людьми чаще называют любовью, в то время как слово «привязанность» обычно используют для характеристики связи между детенышем человека или животных и тем, кто за ним ухаживает, обычно матерью. Близкие отношения с ухаживающим лицом гарантируют удовлетворение биологических потребностей ребенка, а также взаимное доверие и удовлетворение обоих партнеров своими отношениями. Ранние взаимоотношения такого рода настолько важны, что, по мнению биологов, склонность к ним является врожденной. Так, только что вылупившиеся утята следуют за любым движущимся объектом, это явление называется «импринтинг». Некоторые детские психиатры полагают, что реакции младенца на мать, в частности улыбка, служат примером импринтинга у людей. Взгляды психологов и психиатров в последнее время претерпели заметные изменения с учетом того, что взаимодействие «мать - ребенок» явно включает взаимное обучение. Мать «подкрепляет» у ребенка те виды поведения, которые ей нравятся, а эти виды поведения, в свою очередь, заставляют мать ухаживать за ребенком.

Независимо от соотношения врожденных и выученных компонентов развития привязанности значение ее несомненно. Дети, включенные в такие отношения, активнее исследуют свое окружение, опираясь на поддержку матери. Они смелее откликаются на обращение незнакомых людей, опять-таки полагаясь на мать как на «островок безопасности». Высказывается предположение о том, что дети, не сумевшие сформировать в ранние годы отношений привязанности, больше подвержены эмоциональным расстройствам в последующей жизни; также и родители, непривязанные к своим детям, чаще подвергают их жестокому обращению.

Социальным работникам не следует считать, что привязанность формируется у младенцев раз и навсегда. С помощью подобных представлений оправдывали полное отлучение ребенка от семьи, например при разлуке с матерью, помещенной в больницу, или при невозможности сформировать близкие отношения с ребенком в первые недели его жизни. Столь узкие взгляды на привязанность подразумевали, что ребенок не способен сформировать близкие отношения с несколькими людьми, а не с одним человеком или сделать это в последующие годы. Социальные работники придавали столь большое значение привязанности, что даже были разработаны специальные шкалы, позволявшие оценить качество отношений между детьми и теми, кто за ними ухаживал.

Последние психологические исследования показывают, что привязанность - процесс длительный, проходящий ряд стадий, поэтому нарушение отношений между матерью и ребенком, даже если оно имело место в раннем детстве, не является необратимым. Социальные работники научились гибко использовать данную концепцию, учитывая привязанность наряду с другими факторами при оценке качества взаимоотношений.

Принципы вынесения приговора

Статья большая, находится на отдельной странице.

Принятие

Принятие - отношение к потребителям социальных услуг и работа с ними с учетом их особенностей. Речь идет не об одобрении поведения потребителей, а о том, чтобы отдать должное реальному конкретному человеку и его текущим обстоятельствам.

Принятие предполагает признание в каждом человеческой сущности независимо от того, насколько отвратительным является прошлое или настоящее поведение человека. Таким образом, становится очевидным, что главная задача социальной работы - терапевтическая, поскольку, во-первых, социальный работник не испытывает иллюзий относительно своего подопечного и, во-вторых, сам подопечный ощущает это принятие и не видит необходимости в защите или притворстве. Принятие не означает одобрения. (См. также ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА, ЦЕННОСТИ.)

Пристрастие

Пристрастие - регулярное употребление того или иного вещества (запрещенного или разрешенного) с зависимостью от него. Пристрастие часто наносит ущерб самому индивиду, его семье и обществу. В связи с тем что данный термин содержит в себе оценку, предпочтение часто отдают выражению «употребление» (например, наркотиков).

Причина и следствие

Причина и следствие - отношение, в котором изменение одной переменной (независимой) вызывает изменение другой (зависимой).

Приют

Приют - безопасное убежище, предоставляющее кров и поддержку нуждающимся или гонимым людям.

Изначально приютами называли крупные психиатрические лечебницы, построенные в XIX в., часто в отдаленной сельской местности с целью дать кров страдающим ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ. В то же время условия проживания в таких заведениях были заметно лучше, чем в тюрьмах или психиатрических больницах, куда помещали неизлечимых больных. В XIX в. «стигма» обвинения с психически больных была в значительной мере снята, и им стали предоставляться возможности для более или менее комфортного проживания и лечения. Со временем приюты в общественном сознании приобрели негативную окраску из-за физической удаленности крупных психиатрических лечебниц, их гигантских размеров и того факта, что в них подолгу проживали многочисленные неизлечимые пациенты. Представление о приюте как об учреждении, обезличивающем человека и лишающем его самостоятельности, распространилось в социальном мышлении. Концепция приюта вновь обрела позитивный смысл в 1960-х гг., когда так стали называть небольшие убежища для страдающих психическими расстройствами, где люди проживали свободно, пользуясь поддержкой других членов этого небольшого сообщества. В этом новом значении здание, часто обычный дом, служило убежищем для людей, находящихся в состоянии кризиса в данный период своей жизни.

Проблемная семья

Проблемная семья - термин широко употреблялся в послевоенные годы в английских агентствах по социальной работе для описания семей со стойкими проблемами, которые не поддавались устранению или требовали постоянной поддержки.

Концепция проблемной семьи тесно связана с представлением о ЦИКЛЕ ДЕПРИВАЦИИ. Считалось, что проблемные семьи зарождаются в других проблемных семьях, проблемы передаются от поколения к поколению в процессе социализации. Хотя данный термин больше не употребляется специалистами по социальному обеспечению, эта идея живет в общественном сознании, подспудно проявляя себя в социальной работе. Здесь имеются сильные связи с деклассированностью. Противники данного понятия полагают, что «семьи с проблемами» звучит намного лучше, особенно если эти проблемы выявлены. Те же критики считают, что долгосрочная поддержка, в которой, как считали, нуждаются «проблемные семьи», в действительности является формой индивидуальной работы, из-за которой в семьях формируется зависимость от системы социального обеспечения.

Проблемо-центрированная работа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прожиточный минимум

Прожиточный минимум (subsistence level) - стандарт проживания, который считается достаточным для поддержания жизни на минимальном уровне.

Представление о прожиточном минимуме используют, чтобы определить минимальные стандарты для людей, влачащих жалкое существование в развивающихся странах, где жизнь полна опасностей, а также минимальные стандарты, необходимые для поддержания ЗДОРОВЬЯ. Столь разные толкования данного понятия отражают относительную природу БЕДНОСТИ. Прожиточный минимум, определяемый правительством и даже агентствами по борьбе с нищетой, как правило, отражает преобладающие в данном обществе стандарты.

Пролетарии

Пролетарии - люди, которые продают свой производительный труд за заработную плату.

Пропаганда

Пропаганда - информация, предъявляемая с целью формирования общественного мнения.

Проституция

Проституция - продажа сексуальных услуг.

Простое оценивание

Простое оценивание (simple assessment) - сравнительно несложное ОЦЕНИВАНИЕ потребностей с целью определить степень нуждаемости человека в ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ. (См. ПОТРЕБНОСТИ.) Следуя рекомендациям департамента здравоохранения, большинство местных органов власти разделило оценку потребностей на две большие категории: простую и комплексную. Простое оценивание проводят при относительно небольших потребностях клиента и одном виде предполагаемых услуг, например уходе на дому или помещении в дневной стационар. Но и в этих случаях следует собрать сведения о здоровье человека, жилищных условиях, уровне дохода, социальных и семейных контактах. Как правило, сбор информации осуществляет местный социальный работник.

Профессиональная интегрированность

Профессиональная интегрированность - предполагает, что специалисты данной области работают согласно общим для них, разделяемым ими и внутренне взаимосвязанным ценностям (можно заметить, что различные профессиональные и предметные области обладают различной степенью интегрированности в этом смысле: это зависит от ряда факторов). Это относится в равной степени как к психологии, так и к социальной работе.

Наличие теории подразумевает, что профессиональная деятельность осуществляется в соответствии с осознаваемыми, предсказуемыми и рациональными последствиями определенных действий. Профессиональными можно назвать те навыки, которые обеспечивают максимально возможное соответствие между действиями и намерениями, целями действий. Для общества профессиональной практику делает уникальное сочетание убеждений как сформулированных ценностей, которые исповедуют профессионалы, их знаний и навыков.

Основной задачей профессионалов и является обеспечение развития этих трех составляющих, определение и переопределение ценностей, которые лежат в основе их деятельности. Сферой их деятельности и ответственности является расширение теоретической области для понимания существа наблюдаемых процессов. Развитые профессиональные сообщества помогают также своим членам приобрести и поддерживать необходимые и адекватные профессиональные навыки.

Профессиональные союзы

Профессиональные союзы - организации рабочих, стремящиеся повысить заработную плату и улучшить условия труда при помощи разнообразных стратегий, включая переговоры и забастовки.

Профессиональные стандарты в социальной работе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Профессия

Профессия - группа с определенным социальным положением, сведущая в той или иной сфере деятельности.

Профессию характеризует ряд особенностей, в частности длительная подготовка в той или иной ограниченной области знаний и навыков, представление о служении обществу вплоть до альтруизма, честная работа со всеми клиентами, единство (компетентность) услуг, предоставляемых каждым представителем данной профессии, кодекс поведения (этический кодекс). Классическое определение профессии, основанное на профессиях медиков и юристов в XIX в., включало шкалу оплаты труда и требование независимости; последнее означало, что право судить о компетентности специалиста имеет только его коллега. Процесс образования профессий проходит поэтапно. Сначала в ответ на изменения в экономической и социальной деятельности возникает область знаний, собираются люди для обмена идеями и освоения новой области. Если сфера деятельности имеет коммерческое или социальное значение, численность группы растет, члены группы устанавливают границы нового вида деятельности, отделяют ее от других, с ней связанных. Вырабатываются критерии членства в группе и возможности заниматься данным видом деятельности. На заключительных этапах проводится контроль над присвоением квалификации и поведением членов группы. Если деятельность имеет важное значение, государство включает подготовку специалистов в систему высшего образования, хотя профессиональные организации по-прежнему сохраняют некоторую самостоятельность.

Несомненно, социальная работа как профессия возникла описанным выше способом. Часть теоретиков, однако, считают социальную работу квазипрофессией, приводя следующие доводы: во-первых, социальная работа зародилась в добровольческой деятельности и далеко не все ее разделы требуют специальной подготовки, достаточно САМОПОМОЩИ, усилий со стороны сообществ и волонтеров. Во-вторых, социальные работники расходятся по вопросам базы знаний и ценностей данной профессии. Социальные работники, даже в рамках одной бригады, могут работать по-разному, по-разному видеть свои задачи. В-третьих, социальным работникам приходится действовать в условиях бюрократии. Они лишены самостоятельности и подотчетны непосредственному начальству. Кроме того, учитывая тот факт, что важнейшие решения по социальной деятельности в действительности принимают юристы, врачи и другие специалисты по социальной работе, вряд ли стоит претендовать на профессиональную автономию.

Противники представлений о социальной работе как о профессии проявляют эгоистичное поведение профессиональных организаций. Ведя речь о служении обществу и соблюдении высоких профессиональных стандартов, они ограничивают членство, дискриминируют женщин и представителей этнических меньшинств, ратуют за сохранение и повышение высокой зарплаты. Социальные корни многих известных профессий находятся в одних и тех же социальных группах. Учитывая критические замечания в адрес профессии, некоторые социальные работники ставят под сомнение необходимость оформления данного направления деятельности как профессии. Профессиональные союзы также заинтересованы в компетентных, качественных услугах.

Профилактика преступлений

Профилактика преступлений - широкий термин, охватывающий ряд мероприятий, - от образования до высокотехнологичных мер безопасности, нацеленных на снижение преступности. Следует различать профилактику индивидуальных и социальных преступлений, а также первичную и вторичную профилактику. Первичная индивидуальная профилактика включает работу с отдельными людьми, которые могут совершить преступления или стать их жертвами; эта работа в основном имеет образовательный характер. Вторичная индивидуальная профилактика включает снижение риска и предотвращение делинквентного поведения у преступников (например, работу по наблюдению за условно освобожденными и малолетними правонарушителями). Первичная социальная профилактика включает ОБЩЕСТВЕННУЮ РАБОТУ и все усилия по искоренению социальных проблем. Вторичная социальная профилактика заключается в «ситуативной профилактике преступлений» на территориях с высоким риском; это могут быть общие меры типа улучшения уличного освещения или специальные меры для сдерживания преступников, например надежные замки и сигнализация. В основе ситуативной профилактики преступлений лежит представление о том, что только полиции/милиции под силу бороться с преступниками; ответственные граждане должны исполнять свои обязанности; профессиональные знания и позиция общественности неразделимы. Критики такого взгляда считают ситуативную профилактику косметическим приемом, который позволяет государству возложить вину за преступление на жертву и который ничего не дает без улучшения жизни общества и повышения работоспособности правоохранительных органов.

Профилактическая работа/профилактика

Профилактическая работа/профилактика (preventive work/prevention) - любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы. Концепция профилактики широко применяется в медицинской практике, где различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика состоит в предотвращении возникновения заболеваний, это программы иммунизации и санитарии, а также схемы диетического питания. Вторичная профилактика заключается в остановке распространения уже возникшего заболевания, помимо вышеперечисленных мероприятий проводятся социальные вмешательства. Третичная профилактика направлена на то, чтобы помочь больным людям исцелиться и больше не болеть. В социальной работе эти термины не так четко определены, хотя просматриваются очевидные параллели с медицинской моделью. Например, на географической территории, социальные особенности которой способствуют делинквентному поведению, усилия должны быть направлены на расширение возможностей для молодежи - это, в частности, образовательные программы и открытие новых производств. Сходным образом предотвратить дальнейшую криминализацию несовершеннолетних преступников, совершивших нетяжелые правонарушения, помогают специальные программы развития социальных навыков. Тем же, кто уже побывал в заключении, адресованы другие профилактические программы, с акцентом на трудоустройстве, получении жилья и социальной поддержке.

Психиатрия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психическое заболевание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психическое здоровье

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психическое расстройство

Психическое расстройство (mental disorder) - понятие обозначает целый ряд серьезных дисфункций психики. Закон о психическом здоровье от 1983 г. определяет психическое расстройство как ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, недоразвитие психики или иное психическое нарушение, такое как психопатия, приводящее к устойчивому, аномально агрессивному поведению.

Психоактивное вещество

Психоактивное вещество (drug) - химическое вещество, меняющее эмоциональное и/или психологическое состояние, физическое состояние и/или поведение. Разные психоактивные вещества оказывают разное действие. Некоторые из них разрешены, находятся в свободной продаже или отпускаются по рецепту; другие незаконны. (См. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ.)

Психоанализ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психозы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психологическая помощь семье

Психологическая помощь семье - важнейшая область деятельности социального работника. Профилактика правонарушений, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности и многие другие области социальной работы напрямую связаны с семейной ситуацией. Социальные работники-психологи должны знать современные теоретические взгляды на семью и на роль семейных факторов в возникновении социальной дезадаптации. Основной целью данной главы является представление теоретических основ семейной психотерапии и практических принципов психологической коррекции взаимоотношений в семье.

Семейная психотерапия является относительно новой учебной дисциплиной в структуре психологического образования. При работе с семьей психологи традиционно использовали общие принципы консультирования и психотерапии. Однако этих знаний при работе с семьей не всегда оказывается достаточно. Семья развивается и функционирует по своим законам, которые психологу необходимо знать и учитывать. В настоящее время вместе с расширением и интенсификацией развития служб семьи в нашей стране продолжается процесс совершенствования психологической помощи семье. Все больше привлекаются знания из системной семейной психотерапии, давно и успешно зарекомендовавшей себя как эффективный метод работы с семьями в западных странах.

Семья - это естественная социальная система с определенными свойствами: набором правил, ролей, структурой власти, формами общения и путями разрешения проблем. Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений. Представители системной семейной терапии рассматривают семью как целостную систему. Система - слово греческое, буквально означает: «целое, составленное из частей». Термином «системный подход» обозначается группа методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Специфика системного исследования определяется не усложнением методов анализа, а выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения.

1. При исследовании объекта как системы описание элементов не имеет самодовлеющего характера, поскольку элемент описывается не как таковой, а с учетом его места в целом.

2. Один и тот же «материал» (субстрат) выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами и функциями. Одним из проявлений этого является иерархичность строения систем, причем тот факт, что все уровни иерархии «выполнены» из одного материала, делает особо трудной проблему поиска специфических механизмов взаимосвязи различных уровней системного объекта. Конкретной формой реализации этой взаимосвязи является управление. Именно поэтому проблема управления возникает практически в любом системном исследовании.

3. Исследование системы оказывается, как правило, неотделимым от исследования условий ее существования;

4. Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристики целого.

5. Источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе. Существеннейшая черта целого ряда системных объектов состоит в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами. С этим тесно связана и другая особенность, присущая многим системным исследованиям: в этих исследованиях приходится обязательно допускать наличие у системы (или ее элементов) некоторого множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

Психологическое консультирование в социальной работе.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология

Психология (от греч. psyche - дыхание, душа и logos - наука) - наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

Психологические теории оказали заметное влияние на практику социальной работы. В результате специалисты стали лучше понимать себя и своих клиентов. В настоящее время психология является обязательной составляющей учебных программ в сфере социальной работы. Социальная психология, бихевиоризм, интерактивные подходы и психоанализ входят в учебный план  по социальной работе.

Основное содержание социальной работы - приверженность гуманистическим стратегиям помощи людям в совладании с трудностями и стрессами повседневной жизни и сохранении достоинства и высокой самооценки. Социальные работники выступают для своих клиентов в роли консультантов, адвокатов, посредников. Эти сложные задачи предполагают знание реакции людей в подобных ситуациях. Психология создает теоретические и концептуальные предпосылки эффективной социальной работы, включая терапевтические стратегии: ГРУППОВУЮ РАБОТУ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, психотерапию, МОДИФИКАЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ, социальное взаимодействие,  СЕМЕЙНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ, теорию систем, кризисное вмешательство, реагирование на чрезвычайные ситуации, работу с умирающими и скорбящими. Психологические знания расширяются, поэтому конкретные стратегии быстро устаревают, следовательно, применение психологии в социальной работе предполагает известную гибкость, постоянное пополнение знаний, анализ психологической теории и готовность пересмотреть стратегии работы. Достаточно вспомнить, что в 1960-х гг. фрейдизм считался наиболее действенным способом решения проблем, а в 1980-1990-х гг. ему на смену пришли феноменологические теории. Социальным работникам достаточно небольшого числа психологических приемов и техник, но они действительно должны быть научно обоснованы. Представления о возможности изменения жизни клиента основаны на использовании психологических подходов. Во многих случаях усилия социальных работников направлены на решение проблем, проистекающих из социального неравенства, вот почему нужно уметь разглядеть за частными общие проблемы и решать именно их. Здесь на помощь приходит социальная психология,  однако взаимосвязь между социальными структурами и индивидуальным функционированием скорее является прерогативой СОЦИОЛОГИИ.

Психопатия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психосинтез

Психосинтез - одно из направлений современной динамической психологии, изучающее «синтез существования», «синтетическую психотерапию» в смысле воссоздания целостности и гармоничности личности, в том числе сознательной и бессознательной ее частей. Впервые идея психосинтеза была изложена Р. Ассаджоли. Имея много общего с экзистенциональной психологией, психосинтез опирается на следующие фундаментальные идеи: 1) в развитии целостного человека основное значение придается пониманию и переживанию им своей идентичности; 2) признание того факта, что каждый человек находится в постоянном развитии, совершенствуется, последовательно реализуя скрытые возможности; 3) признание значимости ценностей в развитии человека; 4) признание того, что каждый человек постоянно оказывается перед лицом выбора и принятия решений и соответствующей ответственности; 5) акцент на будущем и его императивной роли относительно настоящего; 6) признание уникальности каждого человека.

Психотерапия

Психотерапия (от греч. psyche - душа и therapeia - лечение), системные психологические подходы, предпринимаемые психотерапевтом с целью помочь лицам с проблемами ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, трудностями во взаимоотношениях, поведенческими и другими жизненными проблемами. Психотерапия может быть индивидуальной, семейной, групповой, хотя четкого разделения не существует. В роли психотерапевтов могут выступать социальные работники, консультанты, психологи, психиатры, другие специалисты - медики и социальные работники. Длительность подготовки психотерапевта может быть различна. Существует множество различных теоретических подходов к психотерапии, основанных на анализе человеческой природы, и способов разрешения индивидуальных и межличностных проблем. Например, одни подходы делают акцент на прошлом человека, другие уделяют преимущественное внимание текущим обстоятельствам. Одни психотерапевты полагают, что значимого результата можно достичь лишь спустя многие годы, другие считают короткое вмешательство более действенным. Одни придерживаются холистической позиции, пытаясь понять человека в целом, другие сосредоточивают внимание на каком-либо одном аспекте поведения и т. д. (См. также БИХЕВИОРИЗМ, КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ, ГЕШТАЛЬТ, ПСИХОАНАЛИЗ, ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ.)

Предыдущая страница Следующая страница