Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Словарь-справочник по социальной работе
Психическое здоровье

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Психическое здоровье

Психическое здоровье (mental health) - отсутствие ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, в западной культуре включает личное и социальное благополучие, что касается как внутренних переживаний, так и внешнего поведения.

Западная культура говорит о теле и разуме, т. е. о физическом и психическом здоровье. В других культурах это различие не так важно, хотя имеется в виду нечто похожее, а акцент делается на внутренних переживаниях или внешнем поведении. Представление о благополучии отражает важнейшие социальные ценности в конкретной культуре и, следовательно, может меняться. Так, вклад в общегрупповые гармоничные отношения на Востоке свидетельствует о хорошем психическом здоровье, в то время как западной цивилизации свойствен индивидуализм. Таким образом, потребители социальных услуг, скорее всего, попытаются реализовать эти ценности в ходе социального вмешательства, причем не только в сфере психического здоровья. Стратегия антирасизма предполагает чуткое отношение к различиям в культурных ценностях как при индивидуальных вмешательствах, так и в распространении культурно-специфических услуг. В противном случае страдает культурная идентичность потребителя, что является проявлением расизма.

Всемирная организация здравоохранения определяет ЗДОРОВЬЕ в целом, а также психическое здоровье как «полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний». В этом определении отражены два различных подхода к психическому здоровью, которые играют важную роль в организации обслуживания населения.

Первый подход - психическое здоровье как «отсутствие заболеваний» - присущ ПСИХИАТРИИ. С этой позиции всякое нарушение личного и социального благополучия, составляющего психическое здоровье, следует понимать как заболевание; иначе говоря, все субъективно неприятные внутренние переживания и виды внешнего поведения, так или иначе противоречащие социальным ценностям, и есть психическое заболевание. Эти переживания и поведение в западной (и некоторых других) культуре считаются болезненными проявлениями, дурными и ненормальными, в то время как психическое здоровье - это «хорошо» и «нормально». Данный подход широко распространен в западном обществе и оказывает влияние на антидискриминационные ценности. (См. АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА.) Как «нормальное» и «хорошее» состояние психическое здоровье лучше психического заболевания. Превосходство психического здоровья над болезнью означает, что представители престижных социальных групп считаются психически здоровыми по сравнению с менее престижными, в результате последним чаще ставят психиатрические диагнозы и помещают в больницу. Кроме того, диагноз заболевания сам по себе стигматизирует человека. (См. СТИГМА.) С другой стороны, многие пациенты ценят заботу и уход, связанные с диагностикой у них заболевания; таким образом, психическое нездоровье не всегда принижает человека. Таким образом, если нет заболеваний, психическое здоровье как «нормальное» состояние присутствует автоматически, а значит, для его поддержания не нужно никаких специальных вмешательств. В случае болезни общество должно позаботиться об ее устранении как «плохого», «ненормального» состояния главным образом с помощью медицинского вмешательства, поскольку болезнь, включая психическую, по мнению представителей западной культуры, имеет преимущественно физиологическое происхождение. Следовательно, здоровье восстанавливается после излечения болезни в рамках медицинского подхода. Иначе говоря, социальные работники бессильны что-либо предпринять для поддержания психического здоровья.

Второй из вышеперечисленных подходов - определение психического здоровья как «психического благополучия» - в большей мере свойствен незападным культурам и имеет прямое отношение к консерватизму и радикализму в организации медико-социальной помощи при психических расстройствах. Так, большинство психических расстройств и типов социально неприемлемого поведения можно объяснить в рамках «нормального» человеческого функционирования, поэтому нет смысла диагностировать «аномальное» состояние заболевания, хотя в большинстве культур некоторые переживания и виды поведения считаются болезненными. Этой позиции придерживаются сторонники антипсихиатрических подходов, в частности Т. Шац, что нашло отражение в политике оказания амбулаторной помощи, а также радикального социального подхода как теоретической основы радикальной и антидепрессивной социальной работы. Шац определяет большинство отклонений от состояния личного и социального благополучия консервативно, как «жизненные проблемы», которые свойственны нормальной человеческой жизни; в радикальной социальной теории такие отклонения считаются результатом социального, экономического и политического угнетения. С этих позиций психическое здоровье есть следствие разрешения соответствующих проблем: индивид совершенствует пути совладания с «жизненными проблемами», а согласно радикальной социальной теории, это происходит за счет ослабления угнетения в обществе. Сторонники обоих подходов не считают психическое здоровье присутствующим «по умолчанию» или результатом медицинского вмешательства - напротив, по их мнению, оно зависит от способности индивида и/ или коллектива к личностному и/или социальному росту. Таким образом, главная роль в поддержании психического здоровья отводится социальным работникам, потребителям услуг и специалистам немедицинских профессий, а не медикам, действующим в рамках медицинского подхода; следовательно, политика амбулаторной помощи лицам с психическими расстройствами в значительной мере основывается на медико-социальных услугах.

Социальные подходы к укреплению психического здоровья описаны в ТЕОРИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ, ФЕМИНИЗМА и АНТИРАСИЗМА, это обучение людей коллективно и индивидуально контролировать свою внутреннюю и внешнюю жизнь. Отсюда следуют важные выводы для антидискриминационной практики, поскольку психические проблемы считаются «нормальным» следствием угнетения индивида в обществе, причем его вина в этом отсутствует.

В начало словаря