Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ф"
Феминизация бедности - тенденция, которая выражается в том, что среди бедняков возрастает относительное число женщин. |
Феминизм - защита социального равноправия мужчин и женщин, направленная против патриархата и сексизма. (См. ФЕМИНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА.) |
Феминистская социальная работа - ряд подходов к социальной работе, объединенных представлением об угнетении женщин и ставящих своей задачей преодоление последствий этого угнетения. Сторонники феминизма рассматривают все аспекты социальных взаимодействий через призму неодинакового влияния мужчин и женщин во всех сферах жизни: в семье, профессиональной деятельности, политике, при устройстве на работу, в покупательной способности и общественных организациях. Феминистская социальная работа строится на этих представлениях и направлена на устранение неравенства. Женщины - социальные работники в общении с женщинами-клиентами придерживаются стратегии передачи ПОЛНОМОЧИИ клиенту, его усиления. Это противоречит традиционному для социальной работы акценту на контроле плохо приспособленных людей (или групп), находящихся в состоянии кризиса. Значительная часть феминистской социальной работы проходит в небольших местных организациях, среди которых могут быть центры помощи жертвам изнасилования, приюты для женщин. В феминистской социальной работе подчеркивается вклад угнетения женщин в создании проблем, с которыми приходится иметь дело социальным работникам. Показательным примером служит НАСИЛИЕ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА над детьми, причиной которого принято считать искаженные семейные отношения и, в частности, роль матери. Сторонники такой позиции забывают, что виновными в жестоком обращении чаще оказываются мужчины, что объясняется выраженными различиями в распределении власти между мужчинами и другими членами семьи. Эта точка зрения характерна для социальной работы с детьми в целом; судебные материалы, отчеты КОНФЕРЕНЦИИ ПО КОНКРЕТНОМУ СЛУЧАЮ пестрят обвинениями плохих матерей, не уделяя должного внимания бедности и низким материальным возможностям. Социальные работники-феминисты тщательно анализируют поведение мужчин, виновных в насилии, отмечают требование мужчин хранить тайну и призывают удалять из семьи не ребенка, а самого инициатора насилия. Особую озабоченность у феминистов вызывает отсутствие равноправия представителей разного пола в самих организациях социального обеспечения, особенно в руководящем звене, где явно преобладают мужчины, хотя женщины составляют до 80% персонала. Феминистам удалось привлечь внимание пока только к обсуждению того, как сделать руководящие должности более привлекательными для женщин, в частности ввести гибкий рабочий график, возможность совмещения и неполной занятости. |
Феноменология - гуманистический подход, возникший в 1950-х гг. как третья сила в ПСИХОЛОГИИ, с акцентом на способности людей к пониманию себя. С позиций феноменологии человек всегда поступает целенаправленно, руководствуясь неким смыслом, и у людей всегда есть выбор. Истоки феноменологии можно отыскать в работах нескольких авторов начала XX в., хотя активное развитие направления началось после 1945 г. Наиболее влиятельным проводником идей феноменологии стал Карл Роджерс (1901-1987). Феноменология представляет собой отход от психоаналитических и поведенческих традиций, внимание к сознательным аспектам индивида. В рамках данного направления считается, что поведение индивида определяется восприятием и пониманием событий, т. е. феноменологическим полем. Феноменология делает акцент на Я-концепции: Я - это все, что человек приписывает себе, в частности мысли, характерологические особенности, умения и навыки, тревоги и т. д. Люди осознают мотивы своего поведения и его результаты. Феноменологическое направление - это не научная школа, это скорее группа подходов к пониманию человека. Это гуманистические, экзистенциальные и холистические подходы, но их общей особенностью является внимание к человеку в целом, с учетом его социального окружения. |
Фенотип (от греч. phaino - являюсь, показываюсь и typos - отпечаток, образ) - совокупность наблюдаемых особенностей организма, сформировавшихся под влиянием генетических факторов и факторов внешней среды, в которой протекало его индивидуальное развитие. |
Фенциклидин - общий анестетик и ГАЛЛЮЦИНОГЕН, который можно нюхать, курить, употреблять внутрь или в виде инъекций. Известный под названием «ангельская пыль», «хрусталь», он бывает в жидкой форме, в виде таблеток и порошка, используется редко. |
Флэшбек - 1) повторное переживание вследствие употребления некоторых НАРКОТИКОВ-галлюционогенов, например ЛСД и «волшебных грибов», спустя некоторое время, иногда месяцы после их употребления. Яркие переживания длятся недолго и не представляют особой опасности; 2) яркое переживание травматического опыта, имевшего место в прошлом. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Формальная организация - крупная вторичная группа, организованная для эффективного достижения своих целей. |
Фрагментация (chaining) - метод обучения человека новому навыку или деятельности путем разбиения на небольшие фрагменты и подкрепления пошагового освоения всей цепочки. Фрагментацию часто используют при задержках психического развития и вследствие этого отсутствии жизненно важного опыта. Тогда нужно научить человека простейшим повседневным навыкам, например умению самостоятельно одеваться, пользоваться столовыми приборами, ходить в магазин и ездить на транспорте. |
Фрустрация (от лат. frustration - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Фрустрация у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости. |
Фундаментализм - консервативная религиозная доктрина, оппозиционная к рационалистичности и приспособлению к миру, отстаивающая возрождение традиционной религии. |
Функциональный анализ - способ выяснения цели конкретного вида поведения, развивающийся в рамках МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ. Большинство видов так называемого аномального поведения в действительности отвечают каким-то целям человека, но не всегда удается определить смысл такого поведения. Функциональный анализ начинается с точного определения того вида поведения, который подлежит анализу. Врач, воспитатель или сам клиент тщательно записывает происходящее перед тем, как человек начинает себя вести определенным образом (предпосылки), и результат такого поведения (последствия). Эту последовательность следует отобразить на схеме ППП (предпосылки, поведение, последствия) с указанием в колонках времени, предпосылок, поведения и его последствий. На практике наблюдатель начинает вести записи, как только замечает соответствующее поведение. Последствия важны для выделения так называемых подкреплений, приведших к данному поведению. На последнем этапе работы следует попытаться выявить предпосылки, т. е. что именно произошло непосредственно перед конкретным поведением. С поведенческой точки зрения все повторяющиеся виды поведения, даже явно деструктивные, получают подкрепление и, следовательно, имеют определенное назначение. Задача функционального анализа - выяснить пути подкрепления поведения и провоцирующие моменты. Например, у молодых людей с ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ регулярно бывают вспышки раздражения в учебном центре, который они посещают. Наблюдения показали, что вспышки раздражения часто возникают вслед за поручением сложного незнакомого задания (предпосылка), приводя к отмене задания (последствие). |