Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Словарь-справочник по социальной работе
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

Табу на инцест

Табу на инцест - культурная норма, запрещающая сексуальные связи и браки между близкими родственниками.

Творчество

Творчество - специфическая человеческая деятельность, сочетающая в себе ее значение как имманентного свойства человека, так и признаки ее как способа существования действительности и состоящая в приумножении материальных и духовных ценностей, наделенных новыми авторскими смыслами. Творчество - важнейший способ восхождения человека к индивидуальности, осуществимости его потенциала. Творчество - основной механизм становления и реализации индивидуальности. Творчество - путь к оздоровлению человека, важнейший элемент здорового образа жизни. В процессе творчества происходит становление все более искусных способов творческой деятельности, характеризующихся уникальностью и подлинностью, и вместе с тем возникают устойчивые, стереотипные качества деятельности, которые закрепляются как в механизмах соответствующих действий, так и в стилевых особенностях поведения и чертах характера человека. Творчество - главный способ формирования профессионализма и мастерства, с одной стороны, а с другой - критерий профессионализма и мастерства.

Тезис Дэвиса Мура

Тезис Дэвиса Мура - утверждение о том, что социальная стратификация - универсальное явление, поскольку она приносит пользу обществу.

Тезис Сапиро Уорфа

Тезис Сапиро Уорфа - тезис, согласно которому люди воспринимают мир сквозь призму культуры языка.

Темперамент

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей), закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Понятие «темперамент» возникло на основе учения древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что пропорция четырех элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, определяет течение физических и душевных болезней.

Свойства темперамента - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Динамика психической деятельности, а следовательно, и указанные выше свойства темперамента, могут быть связаны с другими психологическими условиями - настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей и т. п. Вместе с тем свойства темперамента - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от темперамента, гораздо менее устойчивы.

Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называют типами темперамента. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Представления о темпераменте человека складываются на основе характерных для него психологических особенностей. Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Медлительного, невозмутимого человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Меланхоликом же называют человека, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

Теневая экономика

Теневая экономика - экономическая деятельность, доходы от которой не доводятся до сведения государственных органов вопреки требованиям закона.

Теорема Томаса

Теорема Томаса - утверждение, согласно которому ситуации, определяемые как реальные, реальны по своим последствиям.

Теории преступности и девиантного поведения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Теория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Теория зависимости

Теория зависимости - модель экономического и социального развития, которая объясняет глобальное неравенство исторической эксплуатацией бедных стран богатыми.

Теория модернизации

Теория модернизации - модель экономического и социального развития, которая объясняет глобальное неравенство технологическими и культурными различиями между обществами.

Теория научения

Теория научения - набор теоретических рассуждений, с помощью которых пытаются объяснить, как опыт, приобретенный на том или ином этапе развития, влияет на последующую мыслительную и поведенческую деятельность. Теория научения включает такие подходы, как БИХЕВИОРИЗМ, когнитивные представления об обусловливании, научение путем наблюдения и экологическое объяснение.

Теория организаций

Теория организаций (organization theory) - теоретическое направление, задача которого - понять работу организаций с учетом внутренней структуры и процессов, формальных и неформальных, а также внешних связей. В работе агентств социального обеспечения всегда возникает ряд следующих вопросов. Во-первых, как лучше организовать предоставление услуг? Во-вторых, как помочь работникам наиболее напряженных профессий? В-третьих, как службы социального обеспечения связаны с потребителями услуг? В-четвертых, как организации социального обеспечения взаимодействуют друг с другом? Департаменты социального обслуживания в западноевропейских странах в последние несколько десятилетий много экспериментировали, в результате появились три модели. Департаменты могут быть организованы по функциональным направлениям работы - полевая работа, интернаты и дневные стационары. К другим направлениям относятся исследовательская работа, инспекция, развитие персонала и т. д. В департаментах развиваются службы вокруг «клиентских групп» с интеграцией всех услуг для данной клиентской группы в одном подразделении организации. Третья модель - это «географическая модель», т. е. разделение организации на сравнительно небольшие подразделения, каждое из которых принимает функциональную или клиентскую модель работы. Исследования показывают, что модель клиентских групп наиболее удачна, поскольку все ресурсы по конкретному случаю сосредоточены в одном подразделении. Но и эта модель имеет свои недостатки:

например, как организовать обслуживание сразу нескольких групп клиентов в рамках одного случая?

Большинство социальных работников предпочитает так называемую плоскостную иерархию, т. е. наличие в организации нескольких уровней, или слоев. В результате каждый работник имеет выход на руководителей и может принимать участие в распределении обязанностей и принятии решений. Сходным образом работники желают напрямую общаться со службой поддержки. Так, работник, занимающийся случаем НАСИЛИЯ над ребенком, должен иметь возможность обратиться к консультанту без каких-либо специальных договоренностей. Структура управления может быть устроена по-разному. В некоторых агентствах существует лишь один менеджер (чаще в добровольном секторе), в других имеется 7-8 уровней (например, в департаментах социального обеспечения), есть и множество промежуточных вариантов. Потребители услуг желают иметь к ним более или менее свободный доступ. Агентствам следует обращать внимание на местоположение офисов и транспортные подъезды, включая общественный транспорт. Если задаться целью оптимальной организации обслуживания населения, территориальные границы правоохранительных и медико-социальных служб должны совпадать. С некоторыми функциями это вполне возможно, но не со всеми. При различии границ территорий обслуживания необходимы координационные усилия.

Теория расширения полномочий

Теория расширения полномочий (empowerment theory). Исследует возможности людей обрести коллективный контроль над своей жизнью для соблюдения групповых интересов, используется социальными работниками для усиления власти людей, которые ее лишены.

Полномочия связаны с УЧАСТИЕМ потребителя в оказании услуг и движением САМОПОМОЩИ, когда группы людей предпринимают действия от собственного имени, в сотрудничестве или независимо от государственных служб. Вместе с тем данный термин чаще связывают с более радикальным подходом, целью которого является смена власти; наиболее яркими примерами служат антирасизм и ФЕМИНИЗМ. Теория радикальных полномочий относится к теориям РАДИКАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1970-х гг., сторонники которых считали угнетение одних социальных групп другими ключевым фактором для понимания потребностей и положения клиента. Вместе с тем последние теории уделяли больше внимания материальным следствиям угнетения, а теория полномочий имеет дело с угнетением и обесцениванием человека как личности.

Опираясь на гуманистическое представление о том, что действие проистекает из осознания людьми своих потребностей, ценностей и способностей, теория полномочий приписывает доминирующим в обществе группам подавление такого осознания у групп угнетаемых. Это делается с целью помешать выступлениям против доминирующих групп как естественному следствию реалистичного видения своего положения. Вместо истинного осознания угнетаемых побуждают к самоуничижению и искаженному восприятию своих потребностей, дабы мотивировать к соблюдению интересов доминирующих групп. Так, рабочие Латинской Америки не считают нужным отстаивать свои права, чувствуя себя беспомощными и зависимыми от власть имущих, в полном распоряжении которых они находятся.

Теория ролей

Теория ролей - теоретическое представление о том, что основная часть наблюдаемого повседневного поведения - это просто выполнение людьми своих социальных РОЛЕЙ. В рамках теории роль представляет собой набор ожиданий в отношении действий, соответствующих социальному положению. Например, роль социального работника несет набор поведенческих ожиданий, предписанных законодательством, работодателями и профессиональной этикой. Теории ролей делают сильный акцент на понимании индивида в рамках его социальных связей и организаций. Таким образом, концепция роли позволяет объяснить причины поведенческих изменений при изменении социального положения. Отсюда следует, что, зная социальное положение, можно предсказать поведение человека. Согласно данной теории, установки и убеждения формируются той ролью, которую выполняет данный человек; человек приводит свои установки в соответствие с ожиданиями, которые связаны с данной ролью. Например, от солдата ждут проявлений патриотизма. Таким образом, изменение роли влечет за собой смену установок.

Согласно теории ролей, люди проводят значительную часть своей жизни, участвуя в организациях и группах, занимая в них определенное положение, отведенное формально или неформально. К каждому общественному положению прилагаются роли с соответствующими ожиданиями поведения или нормами. Теория ролей предполагает, что в целом люди подчиняются нормам поведения и ожиданиям окружающих, а индивида оценивают по соблюдению им норм поведения.

Теория строится на театральной лексике, иначе говоря, люди играют роли в повседневной жизни, словно актеры в спектакле. Отличие состоит в том, что человек настолько хорошо выучивает социальные роли, что сам становится ролью, например дочерью, сыном, солдатом, врачом. Люди идентифицируют себя с ролью, выучив и усвоив сценарий (ожидания) в процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ. Таким образом, роли являются ключевой составляющей социальной идентичности человека. Согласно теории, представления людей о себе частично основаны на предполагаемых представлениях о них окружающих, а эти представления, в свою очередь, частично связаны с выполняемыми ролями. Критики отмечают, что в рамках теории ролей люди, по-видимому, готовы на все, чтобы соответствовать чужим ожиданиям, и получают обратную связь об успешности исполнения ими данной роли в процессе социализации и межличностного взаимодействия, а далее стремятся сделать все возможное, чтобы соответствовать ожиданиям. Следовательно, теорию ролей упрекают в игнорировании таких индивидуальных детерминантов поведения, как мотивация и личностные особенности.

Теория социальной работы

Теория социальной работы - развитие теории социальной работы как профессиональной области скорее схоже с развитием медицины, чем психологии, в том смысле, что динамика развития была не от теории к практике, а от практикования к попыткам объяснить полученные эффекты. Если как практика социальная работа возникла раньше научного периода в психологии - примерно в 70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление ее результатов и развитие навыков шли под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа (вплоть до конца 1940-х гг. психодинамический и эго-психологический подходы были доминирующими в индивидуальной социальной работе, т. е. в работе с одним клиентом, а не с группой; social casework) и позже теории социальной психологии, теории научения, теории стресса и других психологических концепций. Вопрос, достигла ли социальная работа научного периода своего развития, заслуживает особого рассмотрения, поскольку на Западе она уже давно является отдельной научной дисциплиной наряду с психологией, социологией, психиатрией и др., а в нашей стране ее неожиданное бурное развитие имеет характер повсеместного образования в этой области в условиях недостаточно развитой системы социальной работы как научно обоснованной практики.

Относительно социальной работы многие десятилетия даже в странах, где существовали уже развитые формы социальной работы, направленные не на локальную сервисную службу, а на самоусиление человека и помощь ему в нахождении собственных ресурсов, в первую очередь психологических, шла дискуссия по поводу того, возможно ли создание собственной теории социальной работы или это практическая область, где необходимы «просто» высокая мотивация и практические навыки помощи страдающим людям.

Сторонники научного подхода в данном вопросе придерживаются взгляда, что в любой практике не существует абсолютно неизменной и единственно адекватной теории, но в основе любой практики, особенно касающейся трансформации социальных и психологических процессов, должна лежать концепция, обобщающая и объясняющая цели и механизмы изменений. Только в этом случае можно говорить о профессиональном развитии данной области практики.

Практика является профессиональной в той степени, в которой она санкционирована обществом. Получение санкций на практику и обучение в конкретной предметной области подразумевает, что эта область деятельности может продемонстрировать свою интегрированность, предъявить свою теорию и работать в соответствии с ней, развивая свои профессиональные навыки.

Теория ярлыков

Теория ярлыков - положение, согласно которому девиантность и соответствие нормам вытекают не столько из человеческих деяний, сколько из реакции на них других людей.

Терминальный уход, забота

Терминальный уход, забота (terminal care) - подход к оказанию помощи умирающим от неизлечимого заболевания, включает устранение симптоматики, боли, психологическую и социальную поддержку умирающего, его родных и близких. (См. УМИРАНИЕ.)

Терминальный уход направлен на то, чтобы умирающие и значимые люди из их ближайшего окружения жили активной, полноценной жизнью, участвовали в принятии решений относительно лечения заболевания. Внимание направлено на эмоциональную, духовную и практическую поддержку умирающего и его родных. Этот холистический подход зародился в движении ХОСПИСОВ, основанном Сесили Сондерс (Cecily Saunders) в 1967 г. в хосписе Сент-Кристофера (St Christophers Hospice). Терминальный уход осуществляется в различных условиях. Умирающего можно временно поместить в хоспис, а по мере приближения смерти срок пребывания можно удлинить. Мультидисциплинарные бригады, которые могут составлять врачи, медсестры, социальные работники, трудотерапевты, также работают с умирающими на базе хосписа, на дому или в сообществе. Кроме того, бригады из хосписов занимаются устранением болезненных симптомов в рамках ухода за умирающими в обычных больницах. Опыт хосписов в последние годы привел к разработке паллиативной стратегии ведения больных в больницах, в амбулаторных условиях, учреждениях круглосуточного пребывания и на дому. Бригады паллиативной помощи работают совместно с лечащими врачами пациентов. Различия между уходом в хосписе и паллиативным уходом постепенно стираются. Пациенты хосписов и, в меньшей степени, находящиеся под наблюдением бригад паллиативной помощи, как правило, имеют диагноз терминального рака. Обе стратегии ухода редко применяются в отношении пациентов с болезнью Альцгеймера и их родственников, а также на последних стадиях СПИДа. (См. ВИЧ/СПИД.) Пока движение хосписов рассматривает возможность оказания помощи пациентам со СПИДом, терминальный уход за ними осуществляют друзья, родные и другие больные. Больные СПИДом помимо своего диагноза страдают от множества утрат - друзей, других членов семьи, своих сексуальных партнеров, которые умирают от СПИДа. Терминальный уход за пациентами с БОЛЕЗНЬЮ АЛЬЦГЕЙМЕРА обычно осуществляется на дому при поддержке медиков и социальных работников.

Социальный работник играет ключевую роль в планировании и организации помощи умирающим. Учет собственных потребностей и желаний пациента - главная забота специалиста. Человек имеет право выбирать, где встретить смерть, и его выбор следует поддержать, хотя социальный работник  обязан учитывать также интересы других заинтересованных лиц. Задача социального работника - гарантировать соблюдение прав умирающего, которые слишком часто попираются из-за медицинских и социальных вмешательств. Больничный режим часто не оставляет пациенту никакого выбора. Ограничение выбора может проявляться в сокрытии информации со стороны родных и близких. Социальный работник должен иметь представление о доступных ресурсах, пособиях, учитывать потребности других членов семьи, включая пожилых людей и детей, иметь навыки налаживания доверительных отношений. Уход за умирающим сопряжен с тяжелыми переживаниями, поэтому социальные работники обязаны предоставлять членам семьи передышку. Например, хосписы для детей позволяют родителям прийти в себя, поскольку уход за смертельно больным ребенком - тяжелое бремя для семьи. Детские хосписы, как правило, небольших размеров, условия в них максимально приближены к домашним, там даже есть домашние животные.

Терроризм

Терроризм - произвольные акты насилия или угрозы его применения со стороны отдельного человека или группы, которые пользуются этим в качестве политической стратегии.

Тест

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий.

Наиболее распространены тесты интеллекта,  специальных способностей, технического мышления, пространственных представлений, психомоторики и т. п. Наряду с собственно психологическими применяются тесты достижений  - испытания школьных знаний, навыков, умений, обшей и профессиональной подготовки.

Психологические тесты можно классифицировать по разным основаниям - по цели применения (профессиональный отбор, динамика становления профессиональной пригодности и т. д.), по формам самой процедуры тестирования (индивидуальные, групповые), по их содержанию (определение уровня развития интеллекта в тех или других его проявлениях, а также способностей). Тесты подразделяют на аналитические и синтетические, аппаратурные и тесты «карандаш - бумага», вербальные и невербальные и др. В патопсихологических исследованиях применяют клинические тесты.

Тестологи уделяют много внимания разработке требований, которым должны удовлетворять тесты, - стандартизованность, обеспечивающая сравнимость результатов, полученных в разное время и в разных местах различными психологами, надежность, валидность.

Хотя тесты создание тестов имеет длинную историю, но их широкое распространение началось после опубликования в 1905 г.  французскими психологами А. Бине и его сотрудником А. Симоном набора тестов для диагностики интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы выявить тех, кто не будет в состоянии обучаться в массовой школе. Шкала Бине (вторая редакция - 1908 г.,  третья - 1911 г.)  получила широкую популярность в его стране и за ее пределами (в Германии, России, США и других странах).

Как методику психологической диагностики тест всегда создают с использованием определенного материала: набора заданий, графических изображений, рисунков. Этот материал так или иначе отражает культуру некоторой социальной общности (нации, класса). Тестов универсальных, равно пригодных для обследования любых социальных общностей, не существует.

Тест приемлемого родительского ухода

Тест приемлемого родительского ухода (reasonable parent test) - минимальный стандарт ухода, который можно ожидать от родителей конкретного ребенка.

Чтобы взять ребенка на свое попечение с разрешения суда, местные органы власти обязаны доказать, что ребенок терпит или может потерпеть ЗНАЧИМЫЙ УЩЕРБ в силу недостаточного ухода со стороны родителей. Следует показать, что родительский уход не соответствует разумным стандартам согласно тесту приемлемого родительского ухода. Иными словами, если уход соответствует разумным требованиям, предъявляемым к гипотетическим родителям, нет достаточных оснований для опеки над ребенком.

Тестирование интеллекта

Тестирование интеллекта (intelligence testing) - способы оценки когнитивных способностей у людей.

Первые документированные попытки тестирования интеллекта предприняты французским психологом Альфредом Бине, который по просьбе своего правительства разработал способ выявления детей, неспособных справиться с обычной школьной программой. Бине подобрал ряд заданий, в частности для оценки способности запоминать числа, и ввел понятие «умственного возраста» (УВ) для описания умений, которые должны быть присущи ребенку определенного хронологического возраста (ХВ). Позднее был предложен коэффициент интеллекта (КИ, IQ), который рассчитывается по формуле: IQ = УВ / ХВ х 100. Таким образом, ребенок со средним интеллектом имел показатель IQ, равный 100.

На практике оценка интеллекта столкнулась со многими трудностями. Во-первых, теоретики расходились во взглядах на составляющие интеллекта и, следовательно, на содержание тестов интеллекта. Во-вторых, не было единого представления о том, является ли интеллект единым или состоит из набора способностей; сторонники последнего предположения считали, что общий показатель IQ не отражает сложного состава интеллекта. Большинство из ныне используемых тестов предназначено для оценки трех видов способностей: вербальных, арифметических и пространственных. Позднее когнитивные психологи сочли, что с точки зрения переработки информации тест интеллекта должен охватывать все процессы мышления. Дополнительные проблемы возникли при попытке с помощью тестов сравнить уровень интеллекта представителей разных рас. В связи с этим следует упомянуть дискуссию о том, что измеряет IQ, потенциальные способности или достижения; если последнее, то на выполнение тестов влияет опыт. Эти соображения дали толчок развитию культурно-независимых тестов, которые, предположительно, устраняли влияние опыта. Специальные тесты интеллекта разработаны для некоторых групп испытуемых, в частности невербальные тесты для слабослышащих и глухих, а также разновидности оригинального теста Бине для слепых.

Технология

Технология - знания, используемые людьми для обустройства окружающего мира.

Толерантность

Толерантность - способ приспособления организма к тому или иному веществу, которое приходится принимать в возрастающих дозах для достижения того же эффекта.

Одно и то же вещество оказывает разное действие на разных людей в зависимости от того, насколько они к нему привыкли. Такая непредсказуемость опасна, есть вероятность передозировки, особенно при большей, чем предполагалось, степени очистки и концентрации действующего начала, а также после перерыва в употреблении. (См. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ.) В психологии этот термин означает терпимость к чему-либо.

Толпа

Толпа - временное собрание людей, чье внимание сфокусировано на определенном объекте, оказывающих влияние друг на друга.

Тоталитаризм

Тоталитаризм - политическая система, которая в значительной степени регулирует жизни людей.

Тотальный институт

Тотальный институт - условия, в которых люди изолированы от общества и управляются административным персоналом.

Тотем

Тотем - объект природного мира, определенный всеми как священный.

Традиционная власть

Традиционная власть - власть, легитимность которой устанавливается через уважение к давно устоявшимся культурным образцам.

Традиция

Традиция - настроения и верования, передающиеся из поколения в поколение.

Трансактный (транзактный) анализ

Трансактный (транзактный) анализ - теория, считающая взаимодействие между индивидами одним из основных способов выражения и подтверждения людьми своих личностных особенностей.

Разработанный Берном в 1960-х гг. язык трансактного анализа строится на американском сленге. Согласно теории, в структуре человеческой личности можно выделить эго-состояния «родителя», «взрослого» и «ребенка». При каждом взаимодействии одно из эго-состояний человека занимает главенствующее положение и обращается к конкретному эго-состоянию другого человека. Взаимодействие продолжается, пока эго-состояния обоих участников соответствуют друг другу. Так, если «родитель» жены обсуждает с «ребенком» мужа его пьянство, взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока муж согласен на это, пока его «ребенок» отвечает «родителю» жены. Трансакции принимают различные формы, к наиболее деструктивным относятся игры. В играх бывает не меньше двух участников, которые готовы соблюдать определенные правила. Выгода от игры состоит в подкреплении представлений индивида о себе, частичной защите от правды и от установления близких отношений с другими людьми. Например, в игру «Если бы не ты» может играть семейная пара, когда жена заявляет мужу, что если бы не он, она бы стала известной писательницей. В данном случае женщине не нужно считаться с тем, что ее попытки писать, возможно, закончились бы неудачей. Игра может продолжаться до тех пор, пока партнер соглашается нести ответственность за несбывшиеся надежды жены. Дополнительным элементом системы служит возможность индивида считать себя, своих собеседников и окружающих в порядке или не в порядке. Так, депрессивная позиция выглядит следующим образом: «Я не в порядке, но вы в порядке и они в порядке», самонадеянная позиция такова: «Я в порядке, вы и они не в порядке», а предвзятая позиция: «Я в порядке, вы в порядке, а они не в порядке». Берн высказал предположение, что установки детей в отношении себя определяют родители. Цель трансактного анализа - научиться распознавать привычные игры, прекратить в них играть и свыкнуться с тем, что ты сам и окружающие тебя люди в порядке. Только так можно избавиться от навязанных родителями представлений о себе.

Транссексуалы

Транссексуалы - люди, субъективно ощущающие свою принадлежность к определенному полу, несмотря на свою биологическую принадлежность к противоположному.

Тревога

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тренинг социальных навыков

Тренинг социальных навыков - обучающая процедура для повышения компетентности при социальных взаимодействиях.

Тренинг действенного поведения в различных социальных ситуациях использует отдельные методы, заимствованные из теории социального научения, согласно которой люди учатся в процессе наблюдения за конкретным поведением другого человека. На этом общем принципе строятся методы обучения. Во-первых, они дают описание необходимого социального навыка, рекомендации по его адекватному использованию. Часто это сопровождается МОДЕЛИРОВАНИЕМ или демонстрацией навыка инструктором. Во-вторых, обучаемый отрабатывает навык с инструктором и другими участниками, выслушивает замечания. В-третьих, обучаемый практикуется в использовании навыка в более сложной РОЛЕВОЙ ИГРЕ, которая отображает реальные жизненные ситуации. В процессе инструктор выступает в качестве тренера и подсказывает обучаемому, как и что надо делать. Как правило, при обучении используют какую-либо форму подкрепления, например похвалу или признание заслуг. В-четвертых, обучаемый получает домашнее задание в виде набора навыков, которые следует практиковать в реальных жизненных ситуациях. Социальные работники часто проводят тренинг социальных навыков в различных группах людей, например с лицами с ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ и теми, кому недостает уверенности в социальных ситуациях. Социальные навыки достаточно конкретны, - например, начало и поддержание беседы, участие в интервью, покупки в магазине, уверенность/настойчивость. Во время тренинга заметный акцент делается на том, что именно составляет действенный социальный ответ, на культурных ценностях в отличие от примитивного повторения навыка, что часто бывало в прошлом.

Трудотерапия

Трудотерапия (occupational therapy) - направление реабилитации, цель которого - помочь в исцелении от заболевания или в адаптации / совладании с инвалидностью. Трудотерапия - одна из трех реабилитационных специальностей, признанная в системе государственного здравоохранения (наряду с физиотерапией и речевой терапией). Это направление имеет непосредственное отношение к повседневной жизни. В больничных условиях трудотерапевты занимаются преимущественно физическими проблемами, т. е. восстановлением бытовых навыков (например, умения одеваться и умываться), предписанием лечебного труда (в частности, художественное творчество, столярные работы, групповые обсуждения) и снабжением ортопедическими приспособлениями, протезами, инвалидными колясками. В психиатрии трудотерапевты занимаются терапевтической деятельностью, иногда с элементами психотерапии, с целью вернуть человека к нормальной жизни. В амбулаторных условиях пациенты попадают к трудотерапевтам через департаменты социального обеспечения. Здесь речь идет преимущественно о различных средствах и приспособлениях для самостоятельного проживания и повышения качества жизни. Для эффективного оценивания потребностей необходимо сотрудничество с социальными работниками в рамках бригад по работе со взрослыми.

Тяжелая утрата

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница