Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Большой толковый социологический словарь (1999)
ОБЩНОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ОБЩНОСТЬ

ОБЩНОСТЬ (community) (в значении, используемом и социологами, и географами) - совокупность социальных связей, действующих внутри конкретных границ, местоположений или территорий. Термин имеет описательные и предписывающие оттенки, как в популярном, так и академическом смысле. Он может относиться к социальным связям в географически определенных областях или окрестностях либо существующим не на локальном, а на более абстрактном, идеологическом уровне. Например, термин «лесбийская общность» характеризует реальное поселение женщин ("лесбийское гетто", см. Э. Этторе, 1978), коллективное хозяйство женщин, разделяющих общие взгляды и стиль жизни,  но не обязательно постоянно проживающих совместно на одном пространстве. Немало было сказано и о том, что данное понятие - одно из наиболее трудных и спорных в современном обществе. "В этом смысле оно сравнимо лишь с понятием класса" (Лоуи, 1986). Термин широко интерпретировался и употреблялся, что нанесло ему вред. В популярном смысле он часто имел положительный оттенок во фразах "чувство общности", "дух общности". Но он не только описательный, но также нормативный и идеологический. Социологические исследования часто укрепляли его предписывающее применение. Под влиянием традиции романтизма 19-го столетия некоторые ученые оценивали общность как обязательно полезную потребность человека и социальной интеракции. Эта традиция ни в коем случае не исчезла из социологической мысли XX в. В прошлом столетии немецкий социолог Теннис вывел различие между понятиями, названными им "гемайншафт" (Gemeinschaft - прил.) и "Гезелыиафт" (Gesellschaft - прил.). Первое обозначало общинные отношения, отличавшиеся близостью и устойчивостью: статус скорее приписанный, чем достигнутый, а родственные связи происходили от общей территории и имели значимость по причине общей культуры. Второе - это безличные, мимолетные и договорные связи, скорее рациональные и расчетливые, чем эмоциональные. Статус основан на личных качествах, а следовательно, является достигнутым, а отношения - на конкуренции и часто характеризуются отчуждением. По мнению Тенниса, процессы инициализации и урбанизации будут вызывать разрушение гемайншафтных отношений и посему расцвет гезельшафтных. Его беспокоил предстоявший крах традиционного общества, власти и коллективизма. В работах Тенниса прослеживаются высокая оценка, но он исподволь дает старому социальному порядку, и его двойственное отношение к индустриализации, а также к урбанизации (ср. Зиммель). Его подход к "традиционному обществу" вызывал ассоциацию понятия "общности" с идеями социальной поддержки, близости, защиты и поэтому часто отображал тесно сплоченных членов, занятых сотрудничеством и взаимопомощью. Напротив, процесс урбанизации определялся как разрушительный по отношению и к "общности", и к общинам. Однако исследования Янга и Уилмотта (1960), Канса (1962) выдвинули серьезные сомнения относительно таких простых ассоциаций между урбанизацией и "утратой общности". Социологи обычно занимались не столько выведением определений физических и географических характеристик общностей, сколько природой и качеством их социальных связей. Современная наука также анализирует общественные действия и коллективные преодоления социальных проблем (Кастельс, 1976). При всех указанных трудностях все общности - как реальные, так и символические - существуют и функционируют внутри границ или территорий, состоят из неких людей и социальных групп, исключающих других. В одних случаях границы жестко охраняются (например, в некоторых религиозных общинах), в других более подвижны и открыты. Согласно Уорсли (1987), невзирая на сложности теоретического обобщения "общности" и "общностей", в социологической литературе можно выявить три основных значения. Первое - "общность как местоположение", то есть интерпретация, наиболее близкая к географическому значению поселения людей внутри фиксированной и ограниченной территории. Второе - "сеть взаимоотношений", то есть связи характеризуются взаимностью и взаимодействием, а также конфликтом. Третье - "специфический тип социальной связи", обладающий определенными качествами и предполагающий наличие "духа общности" или "чувства общности". Последнее в наибольшей мере приближается к значению общего смысла и не обязательно подразумевает существование локальной географической области или окрестности. Общность остается важным, хотя и спорным понятием в социологии. См. Чикагская школа; Общественное изучение; Коммунитарное попечительство; Коммунитаризм.

В начало словаря